Меню

Георгий ладонщиков родная земля анализ

Анализ стихотворения о Родине
«Г. Ладонщиков»

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.

Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.

И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

Ответы

История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.

Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.

Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.

Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.

Сравнение – “как слезы первые любви»

Творчество Р. Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. . Тоска и грусть Р. Гамзатова о родине превращались в радость, когда в видел в горах Индонезии бьют барабаны так, как в дагестанских горах; по улицам Нью-Йорка ходил кавказец в черкеске; в Лондоне на выставке демонстрировалась керамика — изделия балхарцев, прославленных гончаров, в Венеции поражали зрителей канатоходцы из лакского аула Цовкра; у букиниста в Питтсбурге поэт наткнулся на книгу о Шамиле. . С каждым сочиненным стихотворением, с каждой новой историей о родной земле..

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему. Причиной написания стихотворения послужили взгляды на жизнь, которые не соответствовали взглядам общества того времени. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов объявил виновниками гибели Пушкина светское общество, в нем выражены боль утраты и негодование от имени российского народа. Последние строки были восприняты при царском дворе призывом к революции, за это Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ. Через небольшой перерыв вторично сослан в эти же места. Все это время поэт в опале у императора. Поэт-изгнанник тоскует по родине, в этот период Лермонтов сильно меняется нравственно. Общество для него утратило смысл, привлекательность, появилась «черная меланхолия на лице», зато природа приковала его внимание.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье. » Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

Проводя анализ стихотворения «Родина», можно сказать, что стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие. Используются эпитеты, которые отражают душевное переживание, меньше применяется метафор. Читается стихотворение проще за счет непринужденной формы разговорной речи.

Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д. Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Вступление начинается торжественно, поэт признается в любви к Отечеству. Строфы меняются, начинается описание красот русской природы. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение при жизни поэта не было опубликовано.

Тема родины из широкого плана переходит в более узкий, поддерживаясь лексикой самого стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи). Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез). Естественно меняется и структура. В начале стихотворения используется шестистопный ямб (14 строк), затем рифмовка свободно меняется.

Про стихотворение «Родина» Белинский отметил, что фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией. Перед нами раскрыт поэтом живой поэтический образ России. Основное содержание стихотворения — русская природа и непростая жизнь народа в России.

Источник

Ладонщиков «Родная земля»

Просмотр содержимого документа
«Ладонщиков «Родная земля»»

КСП по литературному чтению 2 класс

Школа: им. Н.Г. Чернышевского

Г. Ладонщиков «Родная земля». С. Сейфуллин «Родная земля».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации.

2.2.4.1понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).

2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя).

1.5 Высказывание мнения по аудио/видеоинформации.

2.4 Определение жанра литературного произведения.

3.2 Создание творческих работ разных жанров.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Определить жанровые особенности стихотворения.

Найти сходство и различия стихотворений разных авторов на одну тему.

Большинство учащихся смогут:

Построить высказывания после восприятия информации.

Написать творческую работу.

Некоторые учащиеся смогут:

Построить высказывания до знакомства с произведением, опираясь на заголовок стихотворения.

Основные термины и словосочетания: ритмический рисунок

стихотворения, тема лирического произведения, выразительное чтение,

сознательное чтение, словарь терминов.

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.

— Какую землю можно назвать родной?

— Чем дорога тебе родная земля?

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

изобразительное искус­ство – самопознание — познание мира

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Текст-описание, заголовок текста, структурные компоненты текста. Подбор

Образ-персонаж. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям.

Подробный пересказ. Рассказывание.

Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

Стихотворение. Картины природы в лирическом стихотворении.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя.

Актуализация жизненного опыта.

(К) Учитель предлагает исполнить песню «Мой

Цель нашего урока – научиться:

— строить высказывание, используя опорные слова для

объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при

— понимать и определять жанровые особенности

Работа над сквозной темой раздела на уроке.

(Г) Вспомнить и записать пословицы о Родине. Объяснить

(К) Учащиеся отвечают на вопросы: Какую землю можно

Работа над литературным произведением: С. Сейфуллин «Родная земля».

(К) Вспомнить творчество С. Сейфуллина.

(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно

(И) Ученики выбирают незнакомые для понимания слова.

(Г) Чтение вслух правильно, сознательно и выразительно.

(К) Определяют тему лирического произведения. Отвечают на

простые вопросы по содержанию стихотворения.

(И) Выбрать стихотворение, которое понравилось больше.

Подготовить его выразительное чтение.

Учащиеся слушают песню и хлопают в ладоши (ритмический рисунок песни).

(К) Сравнить стихи разных поэтов — Г. Ладонщикова и

(Г) Подобрать и записать 2-3 пословицы о Родине.

(К) Взаимооценка по критериям: правильно, большое

количество, творчески, креативно, интересное выступление- защита проекта.

(И) Оценить свою работу на уроке, используя дорожку успеха

Источник

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе

Выбранный для просмотра документ Урок литературного чтения.doc

Тема: По Ю. Яковлеву «С чего начинается Родина?»; Г. Ладонщиков. «Родная земля»; М. Пляцковский. «Слышишь песенку ручья. »; пословица о Родине.

расширять представления учащихся о Родине, формировать представление о малой родине как части большой Родины;

формировать орфоэпические навыки чтения на русском
языке, интонационные умения выразительного чтения;

формировать читательские умения прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрации;

находить с помощью выборочного чтения ответы на вопросы учителя;

находить слова в тексте, которые указывают на чувства автора, его отношение к Родине;

обогащать словарный запас учащихся лексикой на тему «Родина».

Оборудование: книга « Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» (одна на парту); видеоролик “Беларусь страна моя”; репродукции картин белорусской природы.

С добрым утром. Начат день,

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным!

а) Прогнозирование содержания произведений, собранных в разделе, по иллюстрации и названию раздела учебника.

— Сегодня мы с вами начинаем новый раздел учебника, который называется “Лучше нет родного края!”

— Как вы думаете, о чём могут рассказать произведения в этом разделе?

( Слова прикреплены на доске: Родина, Беларусь, родная страна, родной край, родная земля, природа, леса, поля, реки, озёра, красота, любовь к Родине, защита).

— На уроке мы поговорим о том, что такое Родина и что она значит для человека.

б) Актуализация представлений и знаний учащихся о Родине.

— А вы знаете откуда произошло само слово «Родина»?

Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.

— Назовите близкие по значению слова к слову «род». ( Родина, родители, родной, родня, народ – слова прикреплены на доске)

— Общая часть «род» указывает на связь людей: родились в одной стране, разговаривают на одном языке, живут и работают в одном государстве.

— Как у каждого человека есть имя, так и у нашей Родины есть имя. Назовите хором имя нашей Родины.

— Имя нашей Родины звучит и пишется по-русски и по-белорусски одинаково Беларусь.

— Беларусь – это край голубых озёр и зелёных лесов, открытых солнцу лугов и просторных полей, среди которых несут свои воды тихие и спокойные реки. Беларусь – это живописная страна с богатой историей и культурой. Издавна она славится древними замками, старинными усадьбами, церквями, храмами и костёлами.

— Протяжённость территории с севера на юг – 560 км, с запада на восток – 650 км. В Беларуси проживает 9 504 700 человек.

— А вы знаете какой город является столицей нашей республики?

— Посмотрите на карту и найдите его.

— У каждого из нас есть соседи. И у Беларуси есть соседи. Давайте вместе назовём их.

— Есть страны, значительно большие по площади, чем Беларусь, и меньшие, чем наша республика. Но мы любим Родину не за то, что она большая или маленькая, а за то, что она наша.

Подготовка к восприятию на слух текста по Ю.Яковлеву «С чего начинается Родина?»

— Когда мы произносим или слышим слово «Родина», каждый из нас мысленно представляет тот уголок земли, где он родился, живёт, учится или работает.

— Сегодня мы поговорим о том, с чего же начинается Родина для каждого человека: для вас, для меня, для ваших родителей, соседей, для других людей.

б) Целевая установка на слушание текста.

— Послушайте текст, который поможет вам понять, с чего же начинается Родина.

4. Выразительное чтение текста учителем.

Так с чего начинается Родина для каждого человека?

5. Подготовка к чтению учащимися вслух: фонетико-орфоэпические упражнения в чтении слов из рубрики «Читайте правильно» (с. 98)

— Давайте все вместе прочитаем слова из рубрики «Читайте правильно».

6. Чтение текста учащимися вслух цепочкой.

Теперь давайте будем читать текст «С чего начинается Родина?» цепочкой.

7 . Осмысление прочитанного, анализ текста.

— Что автор называет маленькими уголками в большой стране? Прочитайте.

— Как по-другому автор называет маленький уголок каждого человека? Прочитайте.

— Обратите внимание на то, как пишется слово «родина» в сочетании слов «маленькая родина». Почему оно написано с маленькой буквы? ( Обозначает место, где человек родился, но не вся страна )

— Как автор называет всю нашу страну? Прочитайте.

— А как теперь написано слово «Родина»? Почему? ( Потому что обозначает всю страну )

— Значит слово «Родина» имеет два значения: родина – место, где родился человек, его маленькая родина, и Родина – вся наша Республика Беларусь.

— Из чего состоит наша большая Родина? Найдите в тексте ответ на вопрос.

— Правильно ли будет утверждать, что маленькая родина – это часть нашей большой Родины?

— Большая Родина у всех общая, а малая – у каждого своя. Малая родина точно обозначена в почтовом адресе.

— В каких словах автор выражает своё отношение к Родине? Найдите эти слова во 2 абзаце текста.

— Где начинается Родина для каждого человека? ( На пороге дома )

— А можно ли сказать, что Беларусь – это большой дом для всех нас. (На доске висит домик из бумаги)

— Давайте вместе продолжим предложение «Родина – это…» ( Дети вынимают из окна домика слова: родной город, улица, друзья, родители, школа, родной дом, родственники, предки, обычаи и традиции, природа, история )

В нашей стране деревья высокие, ( тянемся на носочках вверх )
Реки глубокие, ( присаживаемся на корточки )
Поля широкие, ( раскидываем руками )
Леса большие, ( руки вверх )
А мы — ребята вот такие! ( показываем большой палец )

9. Подготовка к восприятию стихотворения Г.Ладонщикова «Родная земля».

— Давайте прочитаем пословицу на стр. 99.

— А наша Беларусь красивая? В чём выражается её красота?

— Давайте посмотрим видеоролик о красоте природы Беларуси.

б) Целевая установка на слушание текста.

— Послушайте внимательно стихотворение и дайте ответ на вопрос: «С чего начинается Родина для поэта Георгия Ладонщикова?»

10. Выразительное чтение текста учителем.

С чего начинается Родина для поэта Георгия Ладонщикова?

11. Подготовка к чтению учащимися вслух: фонетико-орфоэпические упражнения в чтении слов из рубрики «Читайте правильно» (с. 99)

— Давайте все вместе прочитаем слова из рубрики «Читайте правильно».

12. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися вполголоса.

Теперь прочитайте самостоятельно стихотворение вполголоса.

13. Осмысление прочитанного, анализ текста. (стр. 100, вопросы 2,3,4)

Что называет поэт частицей великой Отчизны?

— К слову «Отчизна» подберите близкие по значению слова. (Родина, родная земля, родная страна)

— С каким чувством пишет поэт о родной земле?

— Как мы с вами должны относится к Родине? ( На доске сердечки со словами: любить и охранять природу, уважать традиции, сохранять для будущих поколений, ценить историю, заботиться о чистоте, гордиться предками, защищать от врагов )

— Как вы думаете, почему все эти слова я поместила на сердечках? (Потому что каждый человек любит свою Родину)

— Давайте немного с вами поиграем.

— Вы будете работать в парах. Начало пословицы на листе с номером и есть три варианта продолжения. Правильным является только один вариант. В конце работы у нас получится 9 пословиц о Родине.

Всякому мила… своя сторона.

Дома и… стены помогают.
Родная сторона – мать, … чужая – мачеха.
Человек без Родины,… что соловей без песни.

Родина – мать, … умей за неё постоять.
Родина краше солнца,… дороже золота.

Где кто родится, … там и пригодится.

Жить – … Родине служить.
Родина – мать, … чужбина – мачеха.

(На доске правильный вариант пословиц)

14. Подготовка к восприятию стихотворения М. Пляцковского «Слышишь песенку ручья. ».

— На уроке мы читали текст и стихотворение о Родине и узнали, с чего начинается Родина для каждого человека.

— Можно ли сказать, что наш класс, наша школа – это тоже наша родина?

б) Целевая установка на слушание текста.

— Прочитайте самостоятельно стихотворение М. Пляцковского «Слышишь песенку ручья. » и дайте ответ на вопрос: «Что поэт называет Родиной?»

15. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися вполголоса.

— А теперь давайте вместе прочитаем стихотворение. Я буду читать стихотворение, а вы хором произносить строку «Это – Родина твоя» и «Это тоже – Родина»

— У каждого человека понятие Родины своё. Для кого-то есть малая Родина – это улица, дом, где он живёт; а для кого-то есть и большая Родина – это страна, где человек родился и вырос. Главное, чтобы человек, где бы он ни находился, знал, что он – частичка этой местности. Родина – то место, куда человека «тянет» всей душой и сердцем, куда бы ему хотелось возвратиться, не взирая ни на какие преграды и обстоятельства; то место, за которое он стоит «горой» и стремится защитить, сохранить и сберечь его. Родина – это большой дом для каждого из нас. У каждого человека живёт в сердце любовь к Родине.

— А теперь давайте выразим своё отношение к уроку с помощью сердечек, которые лежат у вас на партах. Выберите одно сердечко и прикрепите его внутрь домика. ( Красное сердечко: урок очень интересный и мне всё понравилось. Жёлтое сердечко: мне понравился урок, но я не всё понял. Зелёное сердечко: на уроке было скучно, я ничего не понял)

Стихотворение М.Пляцковского «Слышишь песенку ручья. » выразительно читать, выполнить задания к нему.

Источник

Читайте также:  Чем земля для цитрусовых отличается от обычной