Меню

Гос учет земель в рф был введен

Государственный учет земель

Государственный кадастровый учет — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них приобретает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Ведение государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре».

В соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из:

  1. номера кадастрового округа;
  2. номера кадастрового района;
  3. номера кадастрового квартала;
  4. номера земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» установлено, что органом, в функции которого входит ведение государственного земельного кадастра, в настоящее время является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Помимо ведения государственного земельного кадастра, указанное Агентство также проводит государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, производит государственную кадастровую оценку земель и т. п.

На основании проведенного государственного кадастрового учета территориальным органом государственного земельного кадастра составляется кадастровая карта (план) земельного участка, в которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Кадастровая карта должна содержать следующую информацию:

  1. кадастровый номер земельного участка;
  2. местоположение участка (адрес);
  3. площадь участка;
  4. категория земель и разрешенное использование земельного участка;
  5. описание границ участка и их отдельных частей;
  6. экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю;
  7. качественные характеристики земельного участка, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель;
  8. наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком;
  9. зарегистрированные вещные права на земельный участок;
  10. ограничения (обременения) прав, зарегистрированные в установленном порядке(при их наличии).

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу названного Закона, является юридически действительным. Правообладатель земельного участка вправе получить из территориального органа земельного кадастра сведения в форме кадастрового плана утвержденного образца.

Источник

СИСТЕМА УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В РОССИИ В XX в.

После Октябрьской революции 1917 г. земельные отношения в России резко изменились. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью.

Декретом от 25 ноября (8 декабря) 1917 г. были упразднены Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. Декретом «О социализации земли» от 27 января (9 февраля) 1918 г. были введены обмер земли и топографическая съемка. Кроме того, с 1918 г. земельный учет, находившийся к тому времени в ведении Народного комиссариата земледелия (Наркомзема), планировали использовать для натурального налогообложения «сельских хозяев, обладающих излишком продуктов потребления». Декретом Совета народных комиссаров СССР (Совнаркома) от 15 сентября 1918 г. было ограничено использование десятины в качестве меры учета площадей земельных участков (с 1 сентября 1927 г. использование десятины было полностью запрещено). С 1919 г. земельный учет стали проводить для целей землеустройства. При этом согласно главе IV Положения ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 13 февраля 1919 г. в ходе землеустройства и учета земель делали записи, включающие в себя: волостные карты с нанесенными на них землепользователями (местоположение, границы и др.); земельные списки. В качестве правоустанавливающих документов на земельный участок землепользователи могли получить планы и землеотводные записи с пометкой о произведенных записях. Однако в связи с частыми и бесхозяйственными земельными переделами, происходившими без разрешения земельных комитетов, земельно-кадастровая документация теряла свою актуальность, что нашло отражение в декрете СНК РСФСР «О переделах земли» от 30 апреля 1920 г., запретившем полные переделы без разрешения местных земельных органов и до завершения землеустроительных работ.

Во времена новой экономической политики (нэп), сменившей в 1921 г. период «военного коммунизма» и фактически свернутой к началу 1930-х гг., сформировались различные формы собственности и арендных отношений (операции залога и купли-продажи применяли к строениям, а не к земле), произошло и некоторое упорядочение земельно-кадастровой и землеустроительной документации, а землеустроительные работы были признаны работами «важнейшего государственного значения и ударными», что нашло отражение в итогах работы первого Всероссийского съезда землеустроителей и мелиораторов, который состоялся в феврале 1922 г. Особое значение в это время имели принятые в 1922 г. Земельный кодекс РСФСР, названный «крестьянским кодексом», введенный в действие с 1 декабря 1922 г., и Гражданский кодекс РСФСР. Годом позже был принят Лесной кодекс РСФСР. Земельный кодекс 1922 г., четко обозначив исключительную государственную собственность РСФСР на землю, содержал в себе Закон «О трудовом землепользовании», закрепивший следующие права граждан РСФСР на трудовое использование крестьянских земель: на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки); на долю земли из надела земельного общества; на участие в совместном пользовании угодьями земельного общества. Кроме того, была закреплена трудовая аренда земли, предусматривавшая регистрацию договоров аренды в особой книге договоров, а также оговорена площадь минимально разделяемых частей, введен общинный, участковый и товарищеский порядок землепользования. Впервые в РСФСР были выделены: городские земли (а также земли поселений городского типа); государственные имущества, которые были переданы в совместное ведение Наркомзема и Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Особо подробно в Земельном кодексе 1922 г. были изложены вопросы землеустройства и земельной регистрации, которая стала выполнять функции земельного кадастра. Так, согласно ст. 194 Земельного кодекса «государственная запись землепользователей (земельная регистрация) имеет задачей в интересах общественного управ-

ления землями, а также для надобностей различных отраслей народного хозяйства и для ограждения прав и интересов землепользователей собирать и хранить в систематическом и наглядном виде верные и современные сведения о правовом и хозяйственном положении всех землепользователей».

Государственная земельная регистрация, находившаяся в ведении Наркомзема, была разделена на основную [первоначальное составление общей волостной карты землепользований и карты отдельных селений, заполнение общего волостного реестра (списка) землепользователей, реестра усадебных участков всех селений волости и реестра земельных обществ волости] и текущую (мониторинг изменений). В земельную регистрацию был включен подробный перечень сведений о каждом земельном участке (местоположение, границы, сведения о постройках и др.), затем хранившийся в архивах. Обязательная регистрация требовалась для землеустроительных проектов, трудовых заимок земли, установления и возобновления границ и др. Участникам землеустройства выдавали документы, удостоверенные надлежащим образом. С 1925 г. предварительный кадастр стал обязателен при проведении землеустройства, а данные земельного кадастра стали применять для определения исполкомами единого сельскохозяйственного налога. В этот же период практически исчезает оценка земли, активно использовавшаяся при нэпе.

В связи с началом сплошной коллективизации в 1928—1929 гг. в 1928 г. были утверждены «Общие начала землепользования и землеустройства», вводившие исключительную государственную собственность Союза ССР на землю. Этим документом были ужесточены права землепользователей и впервые введены следующие категории земель: специального назначения (для государственных учреждений и др.); государственного запаса. В 1931 г. Наркомзем СССР принял постановление «О проведении земельной инвентаризации», в 1933 г. вышла Инструкция по учету земель, вводившая единые правила учета земель на всей территории страны и картотечную систему учета земель, а с 1934 г. была введена единая форма отчетности о распределении земель по угодьям и землепользователям.

Читайте также:  Болотная земля для огорода

С 1935 г. каждой артели, согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 г., районными исполкомами советов стали выдаваться акты, составленные районными земельными отделами, на бессрочное (вечное) пользование землей, в которых отмечали: название артелей, размеры, точные границы земли, находящейся в пользовании артелей, и др.

ные характеристики и урожайность земель. В 1939 г. была введена специальная земельно-учетная документация — Государственная земельная книга регистрации земель (в административных районах) и Колхозная земельно-шнуровая книга. Таким образом, земельный кадастр стали использовать для укрепления прав на землю, образованных в результате проведения коллективизации социалистических коллективных хозяйств, а также для государственного планирования и управления в области землепользования (например, учет виноградников и мелиорированных земель). В 1939 г. колхозное крестьянство составляло 47,2 % всего населения страны, причем колхозное крестьянство оказалось практически закрепощенным, так как не имело свободы передвижения из-за отсутствия паспортов. Итогом проведения коллективизации и укрепления социалистического строя также стало сокращение многообразия форм собственности на землю до государственной и кооперативно-колхозной формы. Эти процессы были распространены в регионах, включенных в состав СССР в 1939—1940 гг. (Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония).

По окончании Великой Отечественной войны (1941— 1945) сведения земельного кадастра вновь становятся востребованными в связи с восстановлением народного хозяйства, оценкой ущерба, нанесенного земельным угодьям военными действиями, и усилением государственного контроля за государственным имуществом.

В период реформирования сельского хозяйства (1953—1964) земельно-кадастровую информацию стали использовать для изменения системы налогообложения (налоги стали определяться по площади земельного участка), освоения целинных земель. В 1954 г. была установлена единая система учета земельного фонда СССР и регистрации землепользователей. В 1956 г. Министерство сельского хозяйства СССР утвердило новые земельно-кадастровые документы: акт на право пользования землей и государственную Книгу регистрации землепользователей, Инструкцию о порядке ведения государственного учета земель и регистрации землепользователей, Указания о порядке составления и выдачи землепользователям (кроме колхозов) актов на право пользования землей. Однако в это же время уменьшается приусадебный земельный фонд (1956), а также отменяются земельные участки, отведенные под коллективные сады и закрепленные за рабочими и служащими в индивидуальное пользование (1961), что привело к обеднению земельно-кадастровой информации.

Закон СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» установил разнообразные формы собственности, ввел аренду имущества, вторичное землепользование, так как земля, недра, воды и леса остаются в исключительной государственной собственности и предоставляются только в пользование. Постановление Совмина СССР от 12 июля 1961 г. № 730 «Об улучшении государственного учета земель и использовании их в сельском хозяйстве» наметило разработку земельного кадастра, предусматривающего государственную регистрацию землепользований, учет количества и качества земель и их оценку.

В период строительства «развитого социализма» (1964—1985) быта создана наиболее полная система законодательства СССР как государственной командно-административной системы, а с введением в 1968 г. «Основ земельного законодательства. » и земельных кодексов союзных республик земля стала исключительной государственной собственностью и предоставлялась (бесплатно или за плату): колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам только в пользование (бессрочное или временное). Появился единый государственный земельный фонд, были введены следующие категории земель: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; государственного лесного фонда; государственного водного фонда (появились впервые в качестве самостоятельной категории); государственного запаса. В ст. 46 «Основ.» впервые (в виде отдельной главы) законодательно был введен государственный земельный кадастр, содержащий «совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель». При этом «государственный земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценке земель» и «ведется за счет государства по единой для Союза ССР системе».

В соответствии с «Основами.» было запрещено приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, а право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяли государственными актами на право пользования землей, разрабатываемыми Совмином СССР. В 1971 г. были утверждены новые формы Земельной шнуровой книги и Государственной земельной книги.

В 1970 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, просуществовавший до 1990 г. и развивший идеи, заложенные в «Основах земельного законодательства.» 1968 г. В этом кодексе категории земель были немного модифицированы: земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям (курсивом выделены добавленные или изменившиеся положения по сравнению с «Основами земельного законодательства. » от 1968 г.); земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса. С 1980 г. в Земельном кодексе РСФСР были включены статьи о землепользовании граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (ст. 79). Особый интерес представляла ст. 87, регулирующая правоотношения, возникающие по поводу земель населенных пунктов, предусматривающая переход права собственности на строение совместно с переходом права пользования на земельный участок, впоследствии (с реформами 1980—1990-х гг.) был сформирован единый объект прав, а именно объект недвижимости. Кроме того, в Земельном кодексе РСФСР были повторены в полном объеме нормы, регулирующие правоотношения по поводу землеустройства, но были исключены нормы о ГЗК, так как ГЗК относился к союзному ведению. В Земельном кодексе РСФСР были продублированы нормы о регистрации землепользования (ст. 17.19).

В марте 1975 г. были приняты постановление Совмина СССР «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей», а в 1977 г. были изданы постановления Совмина СССР и Совмина РСФСР, определяющие порядок ведения ГЗК, согласно которым предполагалось ведение ГЗК с 1977 г. по единой для всей страны методике, а с 1978 г. обеспечивать ежегодное государственное финансирование аэро- и топосъемочных, обследовательских, вычислительных, оценочных и других работ, связанных с ведением государственного учета земель и земельного кадастра.

Так, Совмин СССР утвердил в 1977 г. Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, в соответствии с которым эти функции были возложены на землеустроительную службу Министерства сельского хозяйства СССР (Минсельхоз СССР). В соответствии с указанным положением Минсельхоз СССР осуществляло руководство работами по государственному земельному кадастру, издавало методические указания и инструкции по государственной регистрации землепользований, учету количества и качества земель, бонитировке почв и оценке земель, по проведению почвенных, геоботанических и других обследований земель, а также по содержанию планово-картографических материалов, используемых для ведения ГЗК. Это обеспечивало систематизацию, изучение и хранение учетных данных о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и землепользователям.

Регистрация землепользований, являясь составной частью земельного кадастра, выступала в СССР в качестве юридического мероприятия по оформлению прав пользования конкретным земельным участком и внесению записей в соответствующие государственные документы. Поэтому земельно-регистрационные данные имели юридическую силу. Система регистрации землепользований формировалась с первых лет существования Советского государства и с самого начала была направлена на оформление прав землепользования и охрану государственной собственности на землю. В ее задачу также входили сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о правовом и хозяйственном положении, т. е. проводили ее в тесной связи с учетом земель.

Читайте также:  Как зовут богиню земли в греческой мифологии

Важное условие рационального и эффективного использования земельного фонда — правовое обеспечение устойчивости и охраны землепользования в строгом соответствии с его целевым назначением, чему способствовало положение, что подавляющее большинство земельных участков предоставляли землепользователям в бессрочное (постоянное) пользование. Они могли быть изъяты для государственных и общественных надобностей с возмещением землепользователю всех убытков, включая неиспользованные затраты. Поскольку земля — исключительно государственная собственность, то право землепользования возникало на основании предоставления ее в пользование государством в порядке отвода.

При регистрации землепользований требовалось также оформление прав пользования конкретными земельными участками с записью данных о землепользованиях в соответствующих документах. Она содержала прежде всего сведения о правовом положении земель. Но так как пользование землей было целевым и связано с конкретным субъектом права и определенной территорией, то понятие «землепользование» включало также и сведения о хозяйственном назначении, местоположении и размерах землепользования.

Основанием для регистрации землепользования служили решение соответствующего государственного органа о предоставлении земельного участка землепользователю и документ о перенесении в натуру землеустроительного проекта и закреплении границ участка на местности. После оформления государственной регистрации землепользователю выдавали документ на право пользования землей. В зависимости от вида пользования землей правооформляющие документы и соответствующий порядок регистрации землепользований могли быть разные.

Отводили земельные участки на основании постановлений советов министров союзной или автономной республики, решений исполнительных комитетов соответствующих органов управления в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик. В этих постановлениях или решениях обязательно указывали цели и основные условия пользования землей. При предоставлении земель в пользование приоритет был за сельскохозяйственными землепользователями.

Землепользование подлежало регистрации и являлось основной земельно-регистрационной единицей. Оно выступало в качестве объекта права пользования и объекта хозяйственной или иной деятельности землепользователя и характеризовалось точно определенным местоположением и размером.

Землепользование могло быть первичным или вторичным. Если земля была предоставлена в пользование от уполномоченного на то государственного органа, то такое землепользование являлось первичным и землепользователь (колхоз, совхоз и др.) выступал в качестве первичного субъекта земельных отношений.

В уставленном законом порядке землепользователи могли предоставлять из закрепленных за ними земель земельные участки другим землепользователям (колхозникам, рабочим, служащим и др.). Такое землепользование было вторичным и выделялось на основании законодательства.

Землепользования регистрировали по их срокам пользования землей: бессрочное и временное (долгосрочное и краткосрочное). Бессрочным считали пользование без заранее установленного срока, т. е. постоянное землепользование. На данный вид землепользования первичным землепользователям (колхозам, совхозам, другим предприятиям, учреждениям и организациям) исполкомы районных (городских) Советов народных депутатов выдавали Государственный акт на право пользования землей. Этот документ — правооформляющий.

Временным являлось пользование землей с ограниченным сроком, который устанавливался при отводе земель. Оно могло быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до 10 лет. В случае производственной необходимости эти сроки могли быть продлены на период, не превышающий соответственно срок краткосрочного или долгосрочного пользования. По отдельным видам пользования землей (пастбища для отгонного животноводства, оленьи пастбища и т. п.) законодательством союзных республик были установлены и более длительные сроки долгосрочного пользования, но не более 25 лет.

Документами на право краткосрочного пользования служили соответствующие решения исполнительных комитетов районных (городских) Советов народных депутатов. На долгосрочное пользование правооформляющими были договоры, удостоверения, акты специально установленной формы. Так, в РСФСР на долгосрочное пользование, выделяемое из земель одного землепользователя другому, таким документом служил Договор о временном пользовании землей. Если же участок был предоставлен в долгосрочное пользование из земель государственного запаса, то землепользователю выдавали Удостоверение на право пользования землей.

Государственную регистрацию землепользований осуществляли в райисполкоме и горисполкоме (города, области, краевого и республиканского подчинения) в установленном порядке по категориям землепользований.

По каждому землепользованию раздельно регистрировали земли бессрочного, долгосрочного и краткосрочного пользования. Основными земельно-регистрационными сведениями являлись: наименование землепользования и землепользователя, вид пользования, местонахождение, срок пользования, площадь земель и наименование документа на право пользования землей, его номер и дата выдачи землепользователю. Государственную регистрацию землепользователей проводили в первом разделе Государственной земельно-кадастровой книги района (города).

Земельно-регистрационные сведения записывали также в некоторые другие кадастровые документы района и отдельных землепользователей. В первом разделе земельно-кадастровой книги предприятия, организации и учреждения указывали основные земельно-регистрационные сведения предприятия, организации и учреждения, содержащиеся в первом разделе Государственной земельно-кадастровой книги района (города). В пятом разделе книги регистрировали приусадебные землепользования, сведения о которых записывали также в Похозяй- ственной книге сельского Совета народных депутатов.

Регистрацию землепользований подразделяли в тот период на основную (первичную) и текущую (последующую). При первичной регистрации проводили работы по оформлению новых землепользований, систематизации и внесению соответствующих сведений в земельно-регистрационные документы. В процессе ее проведения вносили первичную запись о землепользовании. В последующем в процессе хозяйственного развития и использования земель фиксировали все текущие изменения.

Работы по оформлению всех законно происходящих изменений в землепользовании и внесению соответствующих уточнений в первичные регистрационные данные и документы проводили в порядке текущей регистрации землепользований, обеспечивая поддержание земельно-регистрационных сведений на современном уровне.

В СССР государственная регистрация землепользований сложилась в определенную систему и проходила в тесной связи с государственным учетом земель. Эта связь выражалась прежде всего в том, что данные регистрации землепользований (общая площадь землепользования, площадь видов пользования) принимали в качестве исходных при учете количества и качества земель в каждом землепользовании.

С другой стороны, все земельно-учетные сведения по территории, на которой формируется землепользование, использовали при регистрации. Единство регистрации землепользований и учета земель в значительной степени обеспечивается и единством документации. Поэтому основным земельным регистрационно-учетным документом в районе (городе) служила Государственная земельно-кадастровая книга района (города).

Для уточнения и обновления кадастровых данных руководители предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности ежегодно представляли в исполкомы соответствующих районных (городских) Советов народных депутатов отчеты об изменениях в составе землепользований. Государственные землеустроительные органы составляли отчеты о наличии и качественном состоянии земель по районам, краям, областям, автономным и союзным республикам по состоянию на 1 ноября каждого года.

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. Главное управление землепользования и землеустройства разработало, а Министерство сельского хозяйства СССР 5 мая 1982 г. утвердило (по согласованию с Госпланом СССР и ЦСУ СССР) Указания по ведению государственной земельно-кадастровой книга района (города) и Указания по ведению земельно-кадастровой книги предприятия, организации, учреждения.

Принятие новой земельно-кадастровой документации района (города) и предприятия, организации, учреждения означало определенные качественные изменения в развитии земельного кадастра СССР. Эти документы учитывали последние достижения науки, а также накопленный практический опыт по разработке государственного земельного кадастра.

Земельно-кадастровая книга предприятия, организации, учреждения явилась основным документом, содержащим совокупность достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, предоставленных в пользование данному предприятию, организации, учреждению.

Книга состояла из пяти разделов:

в первом разделе записывали земли бессрочного и временного пользования, указывали площадь землепользования, срок пользования, на который был предоставлен участок, основание на право пользования землей;

во втором — учитывали (по видам угодий) все земли, предоставленные в пользование, и отдельно орошаемые и осушенные;

в третьем — давали характеристику качества земель по группам почв, культуртехническому состоянию сенокосов и пастбищ, гранулометрическому составу почв и признакам, влияющим на плодородие;

Читайте также:  Материя это вода огонь воздух или земля

в четвертом — приводили показатели оценки земель;

в пятом разделе учитывали приусадебные земли, находящиеся в личном пользовании колхозников, рабочих, служащих и граждан, а также служебные земельные наделы.

Указания по ведению Государственной земельно-кадастровой книги района (города) включали общие положения, содержание и порядок ведения каждого из четырех разделов книги (I. Государственная регистрация землепользований; II. Государственный учет количества земель; Качество земельных угодий; IV. Показатели оценки земель), сведения по оформлению, хранению и передаче-приемке книги. В них было помещено 58 терминов (и их определения по классификации земельных угодий), применяемых в государственном учете земель.

Таким образом, основными земельно-кадастровыми документами были: государственная земельно-кадастровая книга предприятия, организации, учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование; Государственная земельно-кадастровая книга района (города); государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики; государственный земельный кадастр СССР. Состав данных ГЗК должен был разрабатывать Минсельхоз СССР с участием Совминов союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и ЦСУ СССР.

Учет земель — составная часть земельного кадастра, представлял собой один из видов народно-хозяйственного учета.

При учете земель в различных отраслях производства присутствовали отличия, обусловленные различной ролью земли в отдельных отраслях производства и иной сферы деятельности людей. Во всех отраслях землю учитывали как пространственный базис и характеризовали ее прежде всего размерами (площадью) и пространственным местоположением.

В некоторых отраслях производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство), кроме учета земли как операционного базиса, необходим был учет ее как производительной силы или как главного средства производства. Это обусловило необходимость в получении специальных сведений об использовании и качественном состоянии земель. К ним относятся прежде всего данные о составе и качестве сельскохозяйственных угодий.

Для количественного отражения и качественной характеристики земель в земельном учете применяли натуральные измерители. Учет был направлен на получение, обработку, анализ и хранение сведений о количестве, качестве и хозяйственном использовании земель, необходимых для планирования народного хозяйства страны, рационального и эффективного использования и охраны земельного фонда страны.

В зависимости от конкретных задач и целевого назначения учет земель выступал или как государственное, или как ведомственное мероприятие.

При решении общегосударственных задач (планирование развития народного хозяйства, охрана и эффективное использование земельного фонда страны и т. д.) он выступал как государственное мероприятие. В этом случае государство определяло задачи, содержание и порядок его ведения. Оно же устанавливало содержание земельно-учетной информации и методы ее получения; формы и содержание учетной и отчетной документации; сроки представления отчетности; органы и лица, осуществляющие учет; порядок контроля за ведением учета земель.

Установленный порядок ведения учета обязателен на всей территории страны, а объектом государственного учета являлся весь единый государственный земельный фонд.

Для успешного решения задач той или иной отрасли народного хозяйства ведомствам, осуществляющим руководство отраслью, необходимы были соответствующие сведения о землях, используемых предприятиями этой отрасли. Так, для рационального ведения лесного хозяйства лесохозяйственными предприятиями необходимы были детальные сведения о состоянии и использовании лесопокрытых территорий, находящихся в их пользовании. Органы управления различных территориальных образований использовали нужные данные о состоянии и фактическом использовании земель в пределах административных границ с характеристикой видов и степенью застроенности территории. Поэтому объектом ведомственного учета являлись все земли, находящиеся в ведении конкретного ведомства (министерства), а сам ведомственный учет земель проводили с учетом требований к содержанию государственного земельного учета. Он содержал все сведения, которые необходимы для государственного учета по данной отрасли производства, а также специфические сведения для решения задач конкретной отрасли.

Учет вели по фактическому состоянию и использованию земель на основе качественных планово-картографических материалов. Учитывали весь земельный фонд страны в разрезе административно-территориальных единиц, категорий земель и землепользователей, землепользований и угодий. Качество земельных угодий определяли по почвенному покрову, обеспеченности почв питательными веществами, рельефу, составу травостоя, мелиоративному состоянию и пр.

Учет земель проводили по единой методике, что обеспечивало сопоставимость данных отдельных зон страны и учитываемых категорий земель. В этих целях применяли единую классификацию земель и угодий, единую систему получения, обработки и группировки земельно-учетной информации.

Учет земель должен был не только характеризовать различные стороны состояния земель, но и показывать резервы освоения новых земель и повышения их продуктивности и качества. Данные, получаемые при учете, должны были соответствовать фактическим размерам и состоянию земель на момент проведения его. Из этого следует, что при учете земель на местности нужно было определять с необходимой точностью те признаки и свойства, которые были предусмотрены учетной классификацией. Поэтому одним из основных путей развития земельного учета было повышение точности определения площадей категорий земель, землепользований и угодий, углубление и расширение характеристики качества земель.

Источниками получения данных о площадях земель, учитываемых в районах Крайнего Севера, служили материалы аэрофотосъемки, землеустройства, отвода оленьих пастбищ и охотничьих угодий, геоботанических и других обследований. Границы в большинстве случаев устанавливали по живым урочищам. Описание границ отвода оленьих пастбищ давали в виде приложения к соответствующему решению районного Совета народных депутатов.

Для обследования и учета земель в этих районах, как правило, использовали плановые материалы мелкого масштаба (1 : 100 000. 1 : 200 000).

Таким образом, земельный кадастр социалистического периода развития России представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра служила развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других населенных пунктов (в силу их малого влияния на планирование промышленного производства) приводили в кадастре укрупненно и недостаточно объективно.

К началу земельных реформ 90-х гг. в России сложился многоцелевой ГЗК как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, призванная решить задачи управления в различных сферах экономики.

До 1990 г. ведение ГЗК осуществляла землеустроительная служба системы Министерства сельского хозяйства СССР. В городах, районах, республиках и СССР создавали соответствующие землеустроительные службы, которые осуществляли ведение ГЗК. Земельный кадастр того времени включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель (п. 1,2 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра»).

Для характеристики объекта учета использовался термин землепользование. Землепользование рассматривали в качестве основной регистрационной единицы и обычно определяли как земельный участок (часть земной поверхности), имеющий закрепленные в натуре (на местности) границы и принадлежащий конкретному юридическому лицу или гражданину на законных основаниях, будучи предоставлен в пользование по решению компетентного государственного органа.

Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) (раздел I) и называли государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, несшие персональную ответственность за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании. Термин «землепользование» применительно к земельному участку, предоставленному для соответствующих нужд, был производным от единственно возможного (до начала земельной реформы 90-х гг.) права реализации земельной правоспособности как граждан, так и юридических лиц — права пользования.

Если участок предоставляли на определенный период (в срочное, долгосрочное или краткосрочное пользование), то заключали договор. Срочное пользование на землях запаса оформляли удостоверением.

Коренные преобразования в стране изменили этот земельный правопорядок, что потребовало, в свою очередь, реформирование системы государственного учета земель, регистрации земельных участков и прав на них.

Источник

Adblock
detector