Меню

Господь поведет нас в землю

Псалтирь 142 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Данный псалом, как и предшествующие ему, является молитвой Давида и полон сетований на великую скорбь и опасность, угрожавшую Давиду, вероятно, когда Саул преследовал его. Псалмопевец не просто молился во время скорби, но молился много и часто, не только об одном и том же, но высказывая новые мысли. В данном псалме (I). Давид жалуется на беды, причиненные ему угнетением со стороны врагов (ст. 3) и на слабость духа, готового поддаться унынию, несмотря на то что псалмопевец выбрал правильный курс, дабы поддержать себя (ст. 4, 5).

(II) Давид молится, и молится ревностно (ст. 6) о том, (1) чтобы Господь услышал его (ст. 1-7); (2) чтобы Господь поступал с ним не по грехам его (ст. 2); (3) чтобы Всевышний не скрывал от него Своего лица (ст. 7), но явил милость Свою (ст. 8); (4) чтобы Господь руководил им, направлял на пути служения (ст. 8,10) и оживлял (ст. 11); (5) чтобы избавил его от напастей (ст. 9,11); (6) чтобы в должное время Господь расквитался с гонителями (ст. 12). Нам не сложно, воспевая данный псалом, применить его к себе, потому что большинство прошений касается духовных благословений (в которых мы все нуждаемся во всякое время), милости и благодати.

Стихи 1-6. В этих стихах:

I. Давид смиренно просит о том, чтобы быть услышанным (ст. 1), и не потому, что подвергает такую возможность сомнению, но потому, что ревностно желает и заботится об этом. Давид захотел быть услышанным — и позаботился об этом, направил молитву — и наблюдает за ее движением (Авв 2:1). Он — проситель у Господа и умоляет, дабы Всевышний почтил его прошение вниманием: «…услышь молитву мою, внемли молению моему…». Псалмопевец — истец против своих гонителей и умоляет, чтобы его дело было рассмотрено и чтобы Господь вершил суд по Своей истине и праведности как Судия над правыми и неправыми. Или же: «Ответь на мое прошение по правде Твоей, по обетованиям, которые Ты дал и которым Ты будешь верен». Мы не можем ссылаться на собственную праведность, ибо не имеем таковой, поэтому взываем к праведности Всевышнего, к слову обетования, которое Он даровал нам и на которое побудил нас уповать.

II. Давид смиренно умоляет Господа не судить его строго (ст. 2). Похоже, что здесь он, если не исправляет, то объясняет свое прошение быть услышанным по правде (ст. 1): «Я подразумеваю истинность евангельских обетований, а не справедливость угроз закона; если бы мне пришлось отвечать по праведности нарушенного завета о невинности, я бы погиб», и поэтому (1) прошение Давида звучит так: «… не входи в суд с рабом Твоим; не поступай со мной по всей строгости закона, как я того заслужил». В своей молитве мы должны называть себя Божьими рабами, обязанными подчиняться Господу, быть подотчетными Ему, добиваться Его благосклонности и оправдываться перед Ним. Мы должны признавать, что во многих случаях были не правы и отступали от своего долга пред Ним, что Он вправе расследовать наши проступки и судить нас по закону, что если бы Господь поступил именно так, то судебный приговор, несомненно, был бы не в нашу пользу, мы не имели бы оснований для обжалования, равно как и не располагали бы смягчающими обстоятельствами, но приговор был бы приведен в исполнение, и мы погибли навеки. Но мы должны воодушевлять себя упованием на то, что у Бога есть милость и прощение, и усердно просить Всевышнего об этой милости. «И не входи в суд с рабом Твоим, ибо Ты уже вошел в суд со Своим Сыном и возложил на Него беззакония всех нас. Не входи в суд с рабом Твоим, ибо раб Твой входит в суд с самим собою»; ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

(2) Заявление Давида звучит так: «На таких условиях не оправдается пред Тобой ни один из живущих, ибо никто не вправе ссылаться на свою невиновность и собственную праведность, как будто бы он не согрешил или не заслуживает смерти за свои грехи, или же может принести за себя какую-либо жертву», более того, если Господь вступит с нами в прения, то мы не ответим Ему ни на одно из тысячи (Иов 9:3; 15:20). Прежде чем молиться об избавлении от бед, Давид просит о прощении грехов и полагается в этом на милость Всевышнего.

III. Давид жалуется на преобладание над ним врагов (ст. 3): «Саул, самый большой враг, преследует душу мою, ищет моей жизни с неутомимым коварством; в своих гонениях он зашел настолько далеко, что уже втоптал в землю жизнь мою. И хотя я еще не погребен, но уже повергнут на землю, остался один только шаг. Враг принудил меня жить во тьме, не просто в темных пещерах, но с мрачными мыслями и предчувствиями, под тучами меланхолии с безнадежностью давно умерших. Господи, дай мне обрести милость у Тебя, ибо у людей я милости не нашел. Они осуждают меня. Но Ты, Господи, Ты не осуждай меня. Неужели я не вызываю у Тебя сострадания и не достоин такового? Неужели мои враги не вызывают Твоего недовольства и не достойны его?»

IV. Давид горюет по поводу угнетенного состояния души, причиненного внешними бедами (ст. 4): И, будучи подавленным, уныл во мне дух мой, я почти полностью погрузился в омут отчаяния, когда извне — битвы, внутри — страхи, и страхи эти — тираны и притеснители похуже самого Саула, от них не так-то легко избавиться. Порою жребием лучших из людей становится временное уныние духа и онемение сердца, и тогда они не сомневаются в своем бессилии. Давид был не только великим святым, но и великим воином, однако и он порою оказывался слабым в день бедствия. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр.

V. Давид решает прибегнуть к подходящим средствам для облегчения состояния угнетенного духа. Он не может пока собраться с силами, дабы противостать врагу, но если он хоть чем-то может овладеть, то сделает все возможное, дабы владеть собственной душою и сохранить внутренний покой. С этой целью (1) он оглядывается назад и вспоминает дни древние (ст. 5) и то, как Господь вставал на сторону Своего скорбящего народа и, в частности, защищал самого псалмопевца. Народ Божий часто находил в своих бедах утешение, размышляя о чудесах, о которых рассказывали отцы (Пс 76:6,12).

Читайте также:  Большинство населения земли проживает

(2) Давид оглядывается вокруг и замечает дела Божьи в видимом творении, а также предопределение Всевышнего в управлении миром: Размышляю о всех делах Твоих. Многие их видят, но при этом не замечают печати Божьей мудрости, силы и благости, а посему не извлекают пользы, которую могли бы извлечь, если бы размышляли о делах Всевышнего. Они не задумываются об их многообразии и необычности; лишь едва коснувшись, оставляют размышления, как если бы исчерпали тему до конца. «Я задумчиво рассматриваю (есть и такое чтение стиха), я рассуждаю о делах рук Твоих — как они велики и как благи!» Чем больше мы учитываем силу Божью, тем меньше боимся силы людей (Ис 51:12,13).

(3) С ревностным желанием Давид смотрит вверх в поисках Божьей благосклонности (ст. 6): «Простираю к Тебе руки мои, подобно просящему милостыню, сильно уповая на то, чтобы получить что-нибудь значительное, и стою в готовности, дабы принять это и завладеть им. Душа моя — к Тебе; она — к Тебе (так говорит слово), полностью к Тебе, как жаждущая земля, пересохшая от палящего зноя, страстно желает дождя. Так и я в своей скорби нуждаюсь и жажду поддержки и прилива сил от божественного утешения, и ничто другое не принесет мне облегчения». Это самый лучший курс, который мы можем взять, когда наш дух унывает, и нет ничего удивительного в том, что люди падают под тяжестью своего бремени, если не готовы прибегнуть с целью облегчения к такому проверенному средству.

Стихи 7-12. Здесь Давид повествует нам о том, что он сказал, простерши руки свои к Господу; его речь свидетельствует не только о серьезных намерениях говорящего, но и о сильной спешке: «Скоро услышь меня и более не медли, ибо дух мой изнемогает. Я готов упасть от бессилия. Протяни мне целительный бальзам быстрее, быстрее, иначе я умру». Речь идет не о поспешности от неверия, а о неистовости желания и святой любви. Поспеши на помощь мне, Господи! Здесь Давид молится:

I. О явлении ему Божьей благосклонности — дабы Господь подтвердил Свое расположение к псалмопевцу и дал ему об этом знать; благосклонности Всевышнего Давид желает превыше всякого блага (Пс 4:7).

1. Псалмопевец боится Божьего неодобрения: «Господи, не скрывай лица Твоего от меня; Господи, не гневайся на меня, не отворачивайся от меня, как мы отворачиваемся от неугодных нам людей. Господи, не дай мне пребывать в мрачных предчувствиях Твоего гнева или в сомнениях относительно Твоего расположения. Если Ты благосклонен ко мне, то не скрывай этого». Тот, кто обладает истиной благодати, не может избавиться от желания увидеть ей подтверждение. Давид говорит о том, в каком жалком состоянии он окажется, если Господь удалится от него: «Господи, не дай мне попасть под Твой гнев, ибо тогда уподоблюсь нисходящим в могилу (я — мертвый, немощный, бледный и похожий на привидение; Твое неодобрение хуже смерти), не дай мне низойти в ад — бездонный ров». Даже тот, кто благодатью Всевышнего избавлен от участи падения в бездну преисподней, бывает, уподобляется обреченным на ад, когда против него возгорается гнев Всемогущего. Безутешные святые порой кричали, подобно проклятым грешникам, когда ужасы Божии ополчались против них (Иов 6:4; Пс 87:7).

2. Псалмопевец умоляет Господа о милости (ст. 8): даруй мне рано услышать милость Твою. Он не может не думать, что Господь к нему милостив и произнесет что-то хорошее — добрые слова и утешение. Однако сейчас псалмопевец пребывает в спешке и в смятении духа, которые заглушают приятный для слуха шепот, и поэтому просит: «Господи, не только скажи мне добрые слова, но и помоги услышать их, дай мне услышать радость и веселие» (Пс 50:10). Господь говорит с нами посредством Своего слова и провидения, а мы и в том и в другом должны стараться уразуметь милость Его (Пс 116:43), дабы нам всегда настраивать себя так: «Даруй мне рано услышать милость Твою, пусть каждое утро моими первыми после пробуждения мыслями будут мысли о Твоей милости, дабы сладкий их вкус сопровождал мой дух на протяжении всего дня». Давид ссылается на свое упование на Всевышнего: « …ибо я на Тебя уповаю… только на Тебя, и не ищу утешения ни в ком другом». Божья благость обычно распространяется на уповающих на Него (Пс 30:9), притягивающих благодать верою.

II. О действиях Божьей благодати в нем. Об этом Давид просит так же усердно, как и о явлении ему знаков благосклонности Всевышнего. Нам надлежит быть такими же усердными. Псалмопевец молится (1) о просвещении себя знанием Божьей воли, что является первоочередным делом Духа, ибо Господь поступает с человеком как с разумным существом. Из уст Давида звучит три прошения касательно просвещения:

[1] Укажи мне путь, по которому мне идти. Порою тот, кто стремится ходить правильно, пребывает в сомнениях и неведении в отношении верности пути. Тогда пусть такой человек смело приходит к престолу благодати и молит Господа Его словом, Духом и провидением показать истинный путь и не дать сбиться. Благочестивый человек не просто спрашивает дорогу и не ищет легкого пути, но просит указать ему тот истинный путь, по которому ему надлежит идти. Псалмопевец подкрепляет свою просьбу: «…к Тебе возношу я душу мою, дабы Ты вылепил и сформировал ее по воле Своей». Желание Давида узнать свой долг не только настойчиво, но и совершенно искренне. И тот, кто имеет такое желание, будет научен.

[2] «Научи меня исполнять волю Твою, не просто покажи мне, что есть воля Твоя, но научи меня, как ее исполнять, как своим рукам обрести мастерство в деле служения». Желание и стремление знать и исполнять Божью волю, а также полностью посвятить себя этому долгу присуще всем верным рабам Божьим. Давид обосновывает свое прошение: «…потому что Ты Бог мой, а посему — мой духовный наставник, от которого я вправе ждать совета; мой Бог, а значит — мой владыка, волю которого я желаю исполнять». Если мы нелицемерно почитаем Господа своим Богом, то вправе рассчитывать на то, что Всевышний научит нас исполнять Его волю, подобно тому как господин обучает своего слугу.

Читайте также:  Определить силу ветра у поверхности земли можно по шкале

[3] «…Дух Твой благий да ведет меня в землю правды, в общение святых, в дивную страну праведников или на верную тропу святого жития, которая ведет на небо — землю праведности, где святость достигнет совершенства и где святой останется святым. Мы должны желать, чтобы нас вели и хранили в пути на небо, не только потому что небо — страна блаженства, но и потому что небо — страна праведности; речь идет о совершенстве благодати. Мы не способны найти пути, ведущего в эту землю, если только Бог не покажет его нам; мы также не способны идти по этому пути, если только Господь не возьмет нас за руку и не поведет, подобно тому как мы водим немощных, хромых, робких и слепых. Итак, благодать Всевышнего необходима не только, чтобы указать нам добрый путь, но и чтобы хранить и вести нас по нему. Давид обосновывает прошение: «…Дух Твой благий, а значит способен содеять мне благо»; Дух — благ и с готовностью помогает тому, кто попал в затруднительное положение. Дух ведет того, кто почитает Господа своим Богом, а Святого Духа — своим поводырем, — такова отличительная особенность и привилегия святых.

(2) Об оживлении себя для исполнения воли Всевышнего (ст. 11): «Господи, оживи меня, вдохни жизнь в мое поклонение, оживи меня для моего долга и оживи меня в нем, и все это — ради имени Твоего». Лучшие из святых зачастую чувствуют себя апатичными, вялыми и безжизненными и поэтому молятся Богу о собственном оживлении.

III. О благосклонности к нему Божьего провидения.

1. Дабы Господь в Свое время и Своим способом избавил псалмопевца от бед (ст. 9): «Избавь меня, Господи, от врагов моих, чтобы они не завладели мною; к Тебе прибегаю, ибо верю, что Ты защитишь меня в моих злоключениях и вызволишь». Защита — залог спасения, и прибежище в Господе найдет тот, кто верою почитает Его таковым. Далее Давид дает объяснение: «…ради правды Твоей выведи из напасти душу мою, ради Твоего обетования, более того, — ради Твоей милости (под правдою иногда понимают доброту и благость); не только избавь меня от внешних напастей, но и от беспокойства моей души, беспокойства, грозящего погубить мой дух. Какое бы несчастье ни постигло меня, Господи, не дай моему сердцу смутиться» (Ин 14:1).

2. Дабы Господь расквитался с виновниками бед псалмопевца (ст. 12): «И по милости Твоей ко мне истреби врагов моих, чтобы мне больше не бояться их, и погуби всех, кто бы они ни были, невзирая на всю многочисленность, могущество угнетающих и раздражающих душу мою, ибо я Твой раб и решительно таковым и останусь, а посему вправе надеяться, что Ты признаешь меня и будешь защищать на службе Тебе». Данная молитва является пророчеством о полном уничтожении всех нераскаявшихся врагов Иисуса Христа и Его Царства, не пожелавших, чтобы наш Господь правил ими, огорчавших Его Дух и угнетавших душу, притесняя Его народ, скорбями которого скорбит и Он.

Источник

Глава 13

1–16. Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков. 17–22. Путешествие к Чермному морю и столп облачный днем и огненный ночью.

Исх.13:1 . И сказал Господь Моисею, говоря:

Исх.13:2 . освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они.

Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта ( Исх. 11:7, 12:23 ). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: «Мои суть» , принадлежали Ему ( Чис. 3:13, 8:17 ). Поэтому они должны быть освящены, выделены ( Исх.13:12 ); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов ( Чис. 3:41, 45, 8:16–18 ), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу ( Исх.13:15 ).

Исх.13:3 . И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного:

Исх.13:4 . сегодня выхо́дите вы, [в месяце Авиве] * .

Исх.13:5 . И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;

Исх.13:6 . семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу;

Исх.13:7 . пресный хлеб до́лжно есть семь дней, и не должно́ находиться у тебя квасного хлеба, и не должно́ находиться у тебя квасного во всех пределах твоих.

Исх.13:8 . И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта.

Исх.13:9 . И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта.

Исх.13:10 . Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.

Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного поселения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: «там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» ( Втор. 12:8 ). И действительно, если в течение всего периода странствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна ( Исх. 16:35 , Нав. 5:11–12 ), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.

Читайте также:  Символика земли у славян

Исх.13:11 . И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Ханаанскую, как Он клялся тебе и отцам твоим, и даст ее тебе, –

Исх.13:12 . отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу,

Исх.13:13 . а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупа́й.

Исх.13:14 . И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства;

Исх.13:15 . ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, – посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупа́ю;

Исх.13:16 . и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта.

Моисей предпосылает объявлению законов о празднике опресноков и посвящению первенцев указание причин их возникновения. События, вызвавшие их к жизни, должны быть знаком на руке еврея и «памятною повязкою пред глазами» , т.е. должны быть ясны, живы, можно сказать, осязательны в такой же степени, в какой обязателен знак на руке, повязка на глазах. Мыслью о них должно быть проникнуто все сердце еврея ( Втор. 11:18–19, 6:8 и д.), а потому и самые законы никогда не предадутся забвению.

Памятование дня исшествия из Египта будет сопровождаться исполнением закона об опресноках, так как вкушение «хлеба бедствия» – опресноков и есть наглядное выражение воспоминания об этом событии ( Втор. 16:3 ).

Подобно закону о празднике опресноков, и закон о посвящении первенцев людей и скота должен быть исполняем со времени поселения в земле обетованной. Так как к этому времени служение при скинии лежало уже на левитах ( Чис. 8:5–6 и д.), то посвящение первенцев людей заменяется внесением определенного законом выкупа ( Исх. 34:20 , Чис. 18:15 и д.). Первородное от животных нечистых не может быть принесено в жертву ( Исх.13:15 ), поэтому оно или заменяется животным чистым ( Исх. 34:20 ), или же выкупается ( Чис. 18:15 ).

Исх.13:17 . Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.

Ослабленные продолжительным рабством, не приготовленные к отпору воинственных филистимлян, которые находились в то время в дружественных отношениях к египтянам, евреи не могли выдержать столкновения с ними, ужасам войны могли предпочесть тяжесть египетского рабства и потому возвратиться в Египет. Поэтому Господь и не повел их в землю Ханаанскую, в северо-восточном направлении, – через пределы страны Филистимской.

Исх.13:18 . И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской.

Вместо северо-восточного пути Господь избрал направление к «йам суф», т.е., как видно из Чис. 33:10 , к Чермному морю.

Исх.13:19 . И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.

Исх.13:20 . И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни.

Идя из Сокхофа в восточном направлении, евреи пришли к Ефаму, лежащему «в конце пустыни» . По словам Чис. 33:6 , он находился на краю пустыни, и по этой же пустыне Ефам, называемой иначе Сур ( Исх. 15:22 ), евреи шли в течение трех дней после перехода через Чермное море ( Чис. 33:8 ). И так как пустыня Сур-Ефам принадлежала к Каменистой Аравии, то место второго еврейского стана находилось где-либо при соприкосновании с нею Египта. В настоящее время, на основании одного египетского папируса, описывающего бегство из Египта некого Синеха по восточной границе через линию укреплений, принято считать Ефам одной из египетских крепостей, предназначенных преграждать вторжение азиатских кочевников в Египет со стороны востока. Некоторое указание на это имеется в самом имени «Ефам», созвучном с египетским названием данных крепостей – «хетам».

Исх.13:21 . Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.

Исх.13:22 . Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица [всего] народа.

Трудность путешествия по пустыне (Ефам в конце пустыни) вызвала особенное божественное покровительство: днем столп облачный охранял евреев от жары, а ночью, делаясь огненным, освещал им путь. Отождествление этого явления с караванными огнями не имеет для себя никаких оснований. По указанию Исх. 40:34, 38 и Чис. 9:15–23 , отправление евреев в путь и остановка в пути определялись движением облака и его остановкой; отношение же между движением караванных огней и народа обратное. Равным образом в Пятокнижии нет ни одного места, на основании которого можно было бы разуметь под огненным облачным столпом естественный дым или огонь. Наоборот, повсюду ( Исх. 13:21–22, 14:19–20, 33:9–10 , Чис. 9:15–16 , Пс. 77:14, 104:39 ) данное явление изображается как знак присутствия Всевышнего.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. — 1055 с. / Книга Исход. 386-554 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на книгу Бытия – Глава 47 – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкование на книгу Исход – блаженный Феодорит Кирский
  3. Толкование на паремии из книги Исход – епископ Виссарион (Нечаев)
  4. Книга Исход – Глава 4 – преподобный Ефрем Сирин
  5. Толкование на Книгу Бытия – святитель Филарет Московский (Дроздов)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Adblock
detector