Меню

Государственный национальный доклад состоянии использовании земель рф

Доклад Росреестра о состоянии и использовании земель в России в 2019 году.

Росреестр подготовил государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2019 году. В ходе работы над документом был проведен анализ и получены систематизированные сведения о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в разрезе субъектов и в целом по России.

«Доклад наглядно отражает динамику земельного фонда и обобщает сведения, отражающие состояние и использование земель в Российской Федерации. Данные сведения необходимы органам власти, юридическим и физическим лицам для обеспечения рационального и эффективного использования земель», — сообщил заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов.

Согласно докладу, площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2020 года составила 1 712 519,1 тыс. га (без учёта внутренних морских вод и территориального моря).

Изменения в структуре собственности на землю

В целом в течение 2019 года наблюдалось увеличение государственной и муниципальной собственности (на 78,3 тыс. га), а также собственности юридических лиц (на 896,7 тыс. га). В результате общая площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 1 января 2020 года составила 1 579 514,5 тыс. га (92,2% от всей площади земельного фонда страны). А общая площадь земель в собственности юридических лиц — 21 859,2 тыс. га (1,3%).

При этом доля земельных участков, находившихся в собственности граждан, сократилась на 975,0 тыс. га и составила 111 145,4 тыс. га (6,5%). В основном уменьшение площади таких участков наблюдалось в 55 регионах. Среди них Челябинская область (на 110,9 тыс. га), Ставропольский край (на 64,7 тыс. га), Саратовская область (на 57,5 тыс. га), Алтайский край (на 55,4 тыс. га), Липецкая область (на 51,4 тыс. га) и другие.

Читайте также:  Мне бы достать до земли nikulin аккорды

Таким образом, состоялось фактическое перераспределение земель между группами лиц. Это произошло в связи с выкупом юридическими лицами земельных участков, предоставленных им на праве пользования и аренды. Также причиной послужили факты передачи гражданами долей в общей собственности на земельный участок в уставный капитал сельскохозяйственного предприятия и выкупа у граждан долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Изменения в категориях земель

В течение года наблюдалась высокая активность в области перевода земель из одной категории в другую. В большей степени это коснулось земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Так, площадь категории земель лесного фонда увеличилась на 0,08% — до 1 126 643 тыс. га, а площадь категории земель сельхозназначения уменьшилась на 0,22% — до 381 673 тыс. га. Это произошло за счёт передачи земель от сельхозпредприятий в ведение лесхозов. Наибольшие площади земель переведены в Тюменской области (672,1 тыс. га), Пермском крае (59,8 тыс. га), Томской (37,3 тыс. га) и Кировской (33,4 тыс. га) областях.

Как считает заведующий кафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии» (МИИГАиК) Александр Сизов, на ситуацию повлиял тот факт, что значительные площади земель сельскохозяйственного назначения утратили свои исходные качества, заросли лесом и стали непригодны для дальнейшего использования по целевому назначению.

«Так как согласно статье 78 Земельного кодекса РФ нельзя вести лесное хозяйство на землях сельскохозяйственного назначения, вновь «выросшие» лесные насаждения передавались от сельскохозяйственных организаций в ведение лесхозов для последующего использования и ведения лесного хозяйства», — сообщил Александр Сизов.

Площадь земель населенных пунктов увеличилась на 0,24% — до 20 551,7 тыс. га. Это объясняется результатами работ по упорядочению, установлению и утверждению границ городских и сельских населенных пунктов, которую Росреестр проводит совместно с регионами. Приоритетная задача – наполнение сведениями ЕГРН с целью формирования полного и точного реестра недвижимости и эффективного управления земельными ресурсами. В этих целях Росреестр начал работу по выполнению комплексного плана по наполнению ЕГРН актуальными и точными сведениями, со всеми субъектами утверждены «дорожные карты» для эффективной реализации проекта.

Наибольшее увеличение площади земель населенных пунктов отмечено в Краснодарском крае (на 10,9 тыс. га), Иркутской области (на 9 тыс. га), Приморском крае (на 4 тыс. га), Тульской области (на 3,9 тыс. га) и Республике Башкортостан (на 3,4 тыс. га). В то же время отмечено и уменьшение данной категории земель. Например, в Кемеровской области – Кузбассе (на 1,7 тыс. га), Оренбургской и Свердловской областях (на 1,2 тыс. га).

Цифровизация земельного фонда

В целом произошедшие изменения в земельном фонде страны эксперты связывают в том числе с повышением уровня контроля за использованием объектов недвижимости, а также с цифровизацией государственных услуг Росреестра.

«Одной из основных задач государства является вывод из тени как можно большего количества объектов. Для этого проводится большое количество мероприятий, в том числе с использованием современных геоинформационных систем и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, государство предоставляет гражданам возможность узаконить ранее сформированные объекты недвижимости через амнистии (дачная, лесная, гаражная). Также можно говорить об общей цифровизации и переводе всё большего количества госуслуг в электронный вид», — считает доцент Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кадастровый инженер Сергей Григорьев.

В сфере государственного земельного надзора об этом свидетельствует реализация Росреестром механизма «регуляторной гильотины», в рамках которой был актуализирован ряд нормативных актов, использование риск-ориентированного подхода при проведении проверок, а также активное внедрение беспилотных летательных аппаратов, что позволяет получать высокоточную пространственную информацию в ходе обследования земель.

Кроме того, в 2020 году по поручению Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина Росреестр провёл анализ эффективности использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство. Была установлена возможность потенциального вовлечения в оборот под жилищное строительство 5 560 земельных участков и территорий общей площадью 107,18 тыс. га, что в два раза превышает целевой показатель национального проекта «Жилье и городская среда». Данные сведения планируется предоставить в рамках сервиса «Земля для стройки», который в том числе будет функционировать на Публичной кадастровой карте.

В настоящее время Росреестр готовится к проведению эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (ЕИР). Проект позволит объединить разрозненные информационные ресурсы о земле государственных и муниципальных органов власти для повышения эффективности и качества предоставления услуг. За основу будет взят принцип «одного окна» для граждан и для инвесторов.

Также команда Росреестра работает над программой цифровой трансформации, концепция которой предполагает создание единой архитектуры данных и систем Росреестра. На базе новой цифровой платформы будет создан ряд клиентских сервисов, в том числе «Земля просто». По сути, это аналог «дальневосточного гектара», когда клиент через удаленный доступ сможет выбрать участок и сформировать схему, поставить объект на кадастровый учет. То есть любой человек или заинтересованный инвестор сможет быстро оформить участок земли практически в режиме онлайн.

Источник

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

Аналитический центр Минсельхоза России подготовил информационно-аналитические материалы для

Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения

в Российской Федерации

на 01.01.2019

Информационно аналитические материалы содержат данные о структуре земель с\х назначения, о работе по выделу земельных участков из общей долевой собственности, мероприятиях по упорядочению ситуации с невостребованными земельными долями, результатах мониторинга плодородия почв и развития негативных процессов (таких как ветровая и водная эрозии, засоление и переувлажнение почв), на сельскохозяйственных угодьях, проведении государственной кадастровой оценки и работ по формированию перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что в подготовленных материалах для Доклада также представлены результаты проведенного анализа выявления и учета неиспользуемых земель. На начало 2019 года неиспользуемые земли сельхозназначения составляли 44 млн га, из них 33,1 млн – сельскохозяйственные угодья. 1,9 млн га земель сельхоз угодий удалось вернуть в 2018 году.

Также в материалах Доклада рассмотрены вопросы развития информационных систем, использования технологий и сервисов в рамках цифровой трансформации сельского хозяйства.

В докладе представлен успешный опыт работы региональных геоинформационных систем на примерах нескольких субъектов РФ. К такому удачному опыту применения ГИС можно отнести опыт Калужской области, их система позволяет получить не только данные по видам угодий, их собственникам, произрастающим культурам, использованию сельскохозяйственных земель, их зарастанию, но и по нарушениям в сфере использования сельхозугодий, выявленным по космическим снимкам.

«Анализируя региональный опыт создания и применения геоинформационных систем, а также учитывая цели ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» нами организована работа по модернизации ЕФИС ЗСН в 2020г. Мы рассчитываем, что федеральная информационная система сможет сочетать в себе краевые особенности геосистем, большей части субъектов РФ», — отметил Александр Архипов, Директор Департамента цифрового развития и управления государственными информационными ресурсами АПК Минсельхоза РФ.

В результате, Доклад, публикуемый Минсельхозом России, обеспечивает предоставление актуальной и разносторонней информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Правительство Российской Федерации, а также федеральным и региональным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности.

Источник

Государственный национальный доклад состоянии использовании земель рф

В Докладе представлены сводная информация по различным показателям, характеризующим состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в 2017 г. на территории Российской Федерации в целом, по федеральным округам и субъектам Российской Федерации, данные о структуре земель сельскохозяйственного назначения различных форм собственности и динамике их использования в субъектах Российской Федерации, а также сведения о землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за различными федеральными органами исполнительной власти.

Рассмотрены проблемные вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения, касающиеся, в первую очередь, выявления и учета неиспользуемых земель. Приведены результаты анализа динамики невостребованных земельных долей, во многом определяющих наличие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения. На основе данных субъектов Российской Федерации проведен анализ ситуации по наличию в них неиспользуемых земель и активности регионов по их вовлечению в сельскохозяйственный оборот. На примере опыта ряда регионов описан комплекс мероприятий, способствующих успешному решению этих задач.

Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2017 году. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 328 с.

УДК 332.334.4: 631.1(470)
ББК 65.32-5
© Минсельхоз России, 2019

В Докладе представлены сводная информация по различным показателям, характеризующим состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения в 2017 г. на территории Российской Федерации в целом, по федеральным округам и субъектам Российской Федерации, данные о структуре земель сельскохозяйственного назначения различных форм собственности и динамике их использования в субъектах Российской Федерации, а также сведения о землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за различными федеральными органами исполнительной власти.

Источник

45.Содержание и порядок составления Государственного (Национального) доклада о состоянии и использования земель рф.

Данные, содержащиеся в Отчете о наличии и распределении земель, Роснедвижимость предоставляет в Правительство Рос. Фед. в форме Гос.(Национального) доклада о состоянии и использовании земель Рос. Фед. за истекший год. В подготовке Национального доклада участвуют помимо зем. службы ряд других Министерств и ведомств. Доклад предоставляет земельный фонд страны, анализирует его использование, отражает развитие земельных преобразований, изменения в формах собственности на землю и выполнение законодательных и нормативных документов по регулированию зем. отношений. Доклад включает в себя след. разделы: 1) структура зем. фонда РФ;

2) характеристика зем. фонда по угодьям; 3) современное качественное состояние земель; 4) земельные отношения в РФ; 5) управление земельными ресурсами; 6) международное сотрудничество в области земельных преобразований; 7) основные итоги работы Роснедвижимости (бывшего Росземкадастра) за отчетный период. Информационной базой для создания доклада явл-ся официальные данные гос. статистической отчетности по учету земель, региональные отчеты субъектов РФ, а также материалы, предоставленные другими министерствами. На основе этой информационной базы хар-ют весь зем. фонд РФ. В докладе дают хар-ку городских земель , а также изменения, происходящие в структуре использования земель и их правовом положении. Дают хар-ку динамики качественного состояния земель в связи с усилением эрозионных процессов, снижением количеств питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Отражают также объемы проведения почвозащитных и мелиоративных мероприятий

46. Цели подготовки земельного баланса. Базовая система показателей земельного баланса. Государственный земельный баланс явл-я трехуровневой иерархической информационно-справочной системой. Он включает: Федеральный зем. баланс; Региональный ЗБ; (на 01.01.08); Местный ЗБ (юр. и физ. лицам на 05.01.08); Муниципальный (поселковые админ. до 10.01.08). Готовится ЗБ территориальными управлениями Роснедвижимости и их отделами. Основой для формирования ЗБ явл-ся данные государственного земельного кадастра (ЕГРЗ), которые предоставляются земельной кадастровой палатой. Сведения баланса начинают формироваться на муниципальном уровне. Далее они обобщенном передаются на уровень субъектов РФ. Субъекты РФ после уточнения своих земель предоставляют также обобщенные сведения в Роснедвижимость. ЗБ создается на основе произошедших в течение года изменений состояния, использования земель (на основании правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов). Поэтому в состав ЗБ входит след. группа документов: 1) Форма статистической отчетности (Формы 22, приложения к ним); 2) Копии документов, подтверждающих факт возникновения новых и прекращение существовании сущ. участков.; 3) Пояснительная записка. ЗБ создается для обеспечения органов исполнительной и законодательной власти, сведениями необходимыми для реализации ф-ии управления зем. ресурсами. Эти материалы также используются управлениями Роснедвижимости. Информация для баланса делится на два вида: — всегда готовая к передаче потребителю (постоянная инф-ция); — подготавливаемая спец. по индивидуальным запросам потребителей (переменная инф-ция) готовится на основании постоянной инф-ции. Постоянная инф-ция делится на базовую семантическую (в текстах, таблицах, диаграммах) и картографическую (планы, карты, схемы, картограммы). Дополнительно включается семантическая инф-ция о зем. рынке, о выполнении фед. цел. Программы, о деятельности территориальных органов Роснедвижимости. Базовую семантическую инф-цию можно разделить на 4 части:

1.Показатели правового режима земель. 2. Показатели использования земель – данные о динамике целевого назначения, разрешенного использования, обременения в использовании земель. 3. Показатели качества состояния земель. 4. Показатели экон. состояния земель.

47.Состав и содержание основных документов земельного кадастра в административном районе. К учетным документам административного района относятся: Государственная земельно-кадастровая книга, схема землевладений (землепользований) района, дежурная кадастровая карта, карта обременений в использовании земель, Отчет о наличии и распределении земель района (города). Схема землевладений и землепользований является картографической основой учета земель и регистрации землепользований. Поэтому работа начинается с изучения и корректировки и оформления схемы землевладений (землепользований). Дежурная кадастровая карта — схема, или планово-картографический материал, отображающий наличие объектов на определенном уровне, необходимый для идентификации участков, отслеживания изменений в их конфигурации, их разделения и слияния, а также других целей, связанных с регистрацией прав на землю. Государственная земельно-кадастровая книга района (города). В ней регистрируются все первичные землевладения (землепользования); учитываются земли различных сроков пользования по землевладениям (землепользованиям), по угодьям и качественному состоянию. В настоящее время ведение земельно-кадастровой книги осуществляется за счет средств местного бюджета. Отчет о наличии и распределении земель является основным отчетным учетным документом и составляется территориальными органами Роснедвижимости на следующих уровнях: административный район (город); субъект Российской Федерации; Российская Федерация в целом.

49.Характеристика земельного фонда РФ по целевому назначению, разрешенному использованию и видам угодий. Земельный фонд классифицируют по следующим признакам: -административно-территориальной принадлежности; формам собственности на землю; категориям земель ( в зависимости от основного целевого назначения и разрешенного использования); субъектам земельных отношений; качественному и экологическому состоянию; видам угодий. Категория земель — часть земельного фонда РФ, которую предназначено использовать по основному целевому назначению. Целевое назначение земель – порядок, условия и предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. Основное целевое назначение земельного участка не исключает попутных целей его хозяйственной эксплуатации. Земли в РФ по целевому назначению подразделяют на категории: 1) с/х назначения; 2) поселений; 3) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса. Различают следующие виды разрешенного использования по категориям земель: — земли с/х назначения: ведение сельского хоз-ва; для исследовательских целей; для учебных целей; прочие; — земли поселений: для общественно-деловых целей; для учебных целей; рекреационного и оздоровительного назначения; историко-культурного назначения; с\х использования; для нужд промышленности; энергетики; транспорта; инженерной инфраструктуры; связи, радиовещания, телевидения, информатики; для нужд обороны и иных режимных объектов; специального назначения (кладбища, свалки бытовых или промышленных отходов и т.п.); природоохранного назначения; прочие. – земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения: для нужд промышленности, энергетики; транспорта, связи, радиовещания; обороны, безопасности и космического обеспечения; прочие. – земли особо охраняемых территорий: природоохранное назначение; природно-заповедное; оздоровительное; рекреационное; историко-культурное назначение; прочие. – земли лесного фонда: для нужд лесного хоз-ва; нужд обороны и иных режимных объектов; прочие. – земли водного фонда: для гидротехнических сооружений; для водохозяйственного использования; прочие.

50.Задачи и принципы ведения государственного земельного кадастра. Согласно Федеральному закону № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю. Законом [2, ст. 4] установлено, что материалы ГЗК должны быть использованы в качестве информационной основы при осуществлении всех функций управления земельными ресурсами. Земельный кадастр ведется на трех уровнях: федеральном, субъекта федерации, муниципального образования. Соответственно содержание и задачи земельного кадастра зависят от уровня его ведения. Общая задача ГЗК федерального уровня заключается во всестороннем количественном и качественном описании земельных ресурсов страны в целом и земельных участков, расположенных на территории двух и более субъектов Федерации, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, организации проведения оценки земель и использования ее результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления государства.

51.Понятие учета количества и качества земель. Его место в системе земельного кадастра. Количественный учет земель состоит в определении площадей видов и подвидов угодий, площадей мелиорированных земель, площадей различных категорий земельного фонда, общей площади землевладения (землепользования). Учет земель ведется по участкам, имеющим различные естественноисторические качества, различающимся по виду использования, т.е. по угодьям. Каждое угодье состоит из отдельных контуров. Контур – территория, состоящая из однородного угодья и имеющая замкнутую внешнюю границу. Контур выступает в качестве первичного учетного элемента. Внутри контура угодья могут быть выделены почвенные контуры, т.е. участки с различными почвенными характеристиками. Суммирование площадей отдельных контуров позволяет определить площадь земельного угодья. Поконтурная ведомость или экспликация земель землевладения (землепользования) составляется в соответствии с земельно-кадастровой книгой предприятия, организации, учреждения и «Отчетом о наличии и распределении земель». Внесение записей в поконтурную ведомость производится ежегодно на основании фактического состояния использования земель с точностью до 0,1 га. Записи контуров производится в порядке их нумерации на плане. По каждому виду и подвиду угодий подводят итоги. Сначала учитываются площади земельных угодий с\х предприятия и его общая площадь, а затем земли посторонних землевладений и землепользований (сельской администрации, ДРСУ, лесного фонда и т.д.). Качественное состояние земель характеризуется категориями и классами земель, природными признаками: рельефом, степенью увлажнения и заболоченности, эродированностью и другими признаками. Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, группировку почв, характеристику их качества по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.

Основные таксономические единицы классификации земельного фонда — это: зональные типы земель, выделенные в процессе природно-сельскохозяйственного или эколого-ландшафтного районирования земельного фонда страны; категории пригодности земель; классы земель. Характеристика класса в пределах каждого зонального типа отображается видами земель или группами почв.

Источник