Меню

Хлеб чудо земли чудо труда человека падежи имен существительных

Как отличить винительный падеж от родительного одушевленных имен существительных.

Винительный падеж обозначает, что предмет подвергается действию целиком,
что действие «переходит» на него или что он возникает либо уничтожается
в результате этого действия: рублю дерево, строю дом, встречаю брата и сестру,
пью чай, стираю бельё, видела героя, летчиков, космонавтов, копаю картофель.

Родительный падеж (в отличие от винительного) показывает, что действие
переходит не на весь предмет, а на его часть: выпил воды, взял сахару, купил
хлеба (т. е. не всю воду, не весь сахар, не весь хлеб) .

Этим же падежом обозначается предмет, от которого удаляются, которого лишаются (избежал опасности, удара, лишился руки) , или же предмет, наличие которого отрицается: не взял ружья, хлеба, нет книги, тетради.

При именах существительных широко распространен род. падеж.
Им может обозначаться целое, из которого берется часть (стакан воды, кусок пирога) ,
принадлежность предмета (платок сестры) , объект действия (пишу письмо) , признаки
предмета (человек слова, дела, день расставания) .

Винительный падеж при именах
существительных заменяется родительным падежом: ищу книгу — поиски книги, жду
брата — ожидание брата, копаю картофель — копка картофеля.

Отвечают на разные вопросы и имеют рaзные вспомогательные слова.
Родительный — нет кого? чего? — стола, мамы, земли, мыши.
Винительный — вижу кого? что? — стол, маму, землю, мышь. Кoгда определяете падеж существительного в тексте, задавайте обязательно оба вопроса (к одушевлённому и к неодушевлённому) .

Родительный совпадает в одушевлённом вопросе с винительным,
а винительный в неодушевлённом вопросе совпадает с именительным.

Увидеть (кого? что? ) медведя, — вин.
берлога (кого? чего? чья? ) медведя,
пение соловья ,(кого? чего? чьё? ) — род.
слушать соловья, (кого? что? ) — вин.
друга брата (кого? чего? ) — род
сфотографировать (кого? что? ) брата (вин. ) друга (кого? чего? ) — род. ,
положить (кого? что? ) тетрадь (вин. ) на (на кого? на что? ) стол, -вин.
поймать зайца (кого? что?) — вин. ,
испугать зайца, (кого? что? ) вин.
погладить бельё, ( кого? что?) — вин.
помыть пол. (кого? что?) — вин.

Вопрос, насколько я понимаю, состоит в том, как отличить родительный падеж от винительного когда слово в обоих падежах одинаково пишется и отвечает на один и тот же вопрос.

Я не люблю (кого? ) кошек.
В нашем доме нет (кого? ) кошек.

Попробуйте заменить слово «кошек» каким-нибудь другим, неодушевлённым. Тогда они будут отвечать на разные вопросы:

Я не люблю (что? ) манную кашу.
В нашем доме нет (чего? ) манной каши.

Становится очевидным, что в первом предложении падеж винительный, во втором — родительный. Соответственно, и слово «кошек» стоит в тех же предложениях в тех же падежах, поскольку от замены существительного грамматическая структура предложения не изменится.

Вот, например, как эта методика действует в вашем примере

Увидеть манную кашу (B)
берлога манной каши (Р)
пение манной каши (Р)
слушать манную кашу (B)
сфотографировать манную кашу (B) манной каши (Р)
положить манную кашу (B) на манную кашу (B)
поймать манную кашу (B)
испугать манную кашу (B)
погладить манную кашу (B)
помыть манную кашу (B)

Источник

Воспитательное мероприятие «Хлеб — имя существительное»

(разработка воспитательного мероприятия)

Воспитатель: Молтабарова Н.А.

Зал должен быть украшен стендами о хлебе, о героях и колхозной нивы, заводов и фабрик, т. е. о тех людях, кто писал и сеял, кто для хлеба создавал машины и т. д.

Художественно оформить зал, где состоиться вечер, написать лозунги:

б). «Слава тем кто хлеб растил, —

На свете я видела хлеба не мало, крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол осеняя крестом, и он отдыхал, накрытым холстом.

В горнице пахло сильно и сладко, хлеб грозным казался, как имя отца!

На свете я видела хлеба не много. Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали крутым кипятком, его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вздыхали, когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы, мешки, бункера, элеваторы, нивы.

Он золотом лился, волною бежал, горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусок с небреженье – в грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердце движенье – поднять и спасти это чудо Земли.

Хорошо я образно сказал герой одного из романов писателя Михаила Алексеева: «Хлеб – имя существительное, а все остальное прилагательное!»

Хлеб! Как часто мы думаем, говорим и слышим о нем. Хлебом – солью встречают самых дорогих и желанных гостей.

Хлеб – это рука друга, протянутая в час испытаний.

Хлеб участвует в сражении за свободу и независимость Родины, хлеб – солдат, дипломат, строитель будущего.

Хлеб… Трудно найти на Земле более популярное и распространенное слово.

Человек труда, исконный хлебороб, призвал всех людей нашей страны, в том числе и школьников, беречь хлеб – народное добро.

Тысячи людей заняты посевом хлеба, то уходом за ним, то уборкой урожая. Почти никогда слово «хлеб» не сходит со страниц наших газет, страна следит за его уборкой.

Давайте нашему хлебу должное воздадим. Он по своей необходимости ни с чем на земле, родившей его, не сравним.

Хлебное зернышко – это чудо… В нем, маленьком, слились, три силы: Солнца, Земли и человеческого труда.

Чтобы хлеб на стол попал, надо надо зерно поломать, и из муки хлеб испечь.

С хрусткой корочкой витой.

Вот он – Теплый, золотистый,

В каждый дом, на каждый стол

В нем – здоровье наше, сила.

Ведь не сразу стали зерна

Помните! Хлеб это мозолистые руки рабочих, бессонные ночи колхозников, мечты и надежды целых поколений.

Буханка хлеба впитала в себя труд шахтера, металлурга, конструктора, химика, машиностроителя, всего рабочего класса и колхозного крестьянства.

Нас учат дома, учат в школе,

Что хлеб – святыня для людей.

И нет труднее и лучше доли,

Чем для людей растить хлеба.

Колосья хлеба, серп и молот –

К хлебу все имеет отношение.

Русский хлеб причастен ко всему,

Хлеб – это жизнь. Недаром хлеб называют насущным. Вот поэтому наш девиз

Бережно относитесь к хлебу.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Российские школьники завоевали четыре медали на iGeo-2021

В Дагестане планируют строительство центра для одаренных детей

Минпросвещения поставило задачу трудоустраивать 85-90% выпускников колледжей

Онлайн-конференция о репетиторстве онлайн при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Васильеву утвердили на должность президента РАО

Путин поручил формировать нетерпимость к коррупции у учащихся

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока по теме: » Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа.» 4 класс

Конспект урока по теме: Винительный падеж одушевленных имен существительных множественного числа.

Освоение нового материала

Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в винительном падеже множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в винительном падеже; содействовать воспитанию интереса к русскому языку

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в винительном падеже множественного числа; научатся правильно склонять имена существительные во множественном числе; выделять окончания имен существительных в винительном падеже

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; уметь предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала; самостоятельно делать выводы, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию полученных фактов (под руководством учителя);

регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие исправления;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формулируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Пусть этот день несет нам радость общения,

Наполнит сердце благородными чувствами

— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство и волнение. Вдохните уверенность в своих силах и хорошее настроение. Пожелайте соседу по парте удачи. Начнем наш урок.

Сообщают о готовности к уроку.

Принимать
и сохранять организационные задачи

Проверка домашнего задания (учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

– Прочитайте задание в упражнении 264. Прочитайте словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Перечисляют имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать предположения и обосновывать их. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с поставленной целью.

Проводит минутку чистописания. Стихотворение про букву х.

– Спишите предложение орфограммы. Определите падеж имен существительных.

Списывают предложение, вставляя пропущенные буквы.

Хле б – чуд о з е мли, чуд о труда ч е ловека.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

Пришла стальная голова. Разлетелись чурбаны

– Подберите однокоренные слова к слову «топор»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать форму винительного падежа множественного числа одушевленных имен существительных

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Запишите данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделите падежные окончания.

– Какие имена существительные и в каких падежных формах имеют одинаковые окончания?

– Как определить падеж имен существительных с одинаковыми окончаниями?

Читают и анализируют правило, данное в учебнике. Проводят наблюдения.

Записывают данные имена существительные в именительном, родительном, винительном падежах. Выделяют падежные окончания.

– Неодушевленные имена существительные 1, 2 и 3-го склонения во множественном числе в именительном и родительных падежах имеют одинаковые окончания. Одушевленные имена существительные 1, 2 и 3-го склонения во множественном числе в винительном и родительных падежах имеют одинаковые окончания

Осуществлять анализ. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме, уметь обосновать свое мнение

Источник

Классный час : Беседа: «Чудо земли- хлеб!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Составила: Гридасова Любовь Валентиновна,

учитель начальных классов

— расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

— воспитывать бережное отношение к хлебу

1 . Вступительное слово учителя

Звучит песня «Русское поле» (слова И. Гофф, музыка Я. Френкеля)

Учитель: Отгадайте загадку:

А бывает – подгорелый (хлеб).(Слайд 1)

Ребята! Сегодня наша беседа будет посвящена чуду,

чуду, взращенному и сотворенному руками человека,

чуду земли — хлебу. (Слайд 2)

— Какое коротенькое, но очень емкое слово «хлеб». Ведь хлеб занимает в жизни человека самое важное место. Как же люди узнали о хлебе?(Слайд 3)

Это было давно. Во времена каменного века.(слайд 4)

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб». (Слайд 5)

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Учитель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?(Слайды6- 14)

Дети: вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.

2. Чтение стихотворений обучающимися (Слайд 15)

1-й ученик: Вот он, хлебушек душистый,

В каждый дом, на каждый стол

2.В нем здоровье наше, сила

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

3.В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем..

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем !!

3. Беседа о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Учитель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску учитель прикрепляет таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

4 . Конкурс «Продолжи пословицу»

Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега — … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол — … (и стол престол.)

Снег на полях — … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб — … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Учитель: Отгадайте загадки:

На столе лежит куском. (Хлеб)

4. Рос сперва на воле в поле,

Он в зерно вдруг превратился.

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. ( полный рост и поднимаем руки вверх над головой)
А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)

Учитель: Что ещё можно приготовить из муки?

6. Инсценировка Мини — сказка «Колобок»

Ведущий: Все минуточку вниманья,

Дед: Ох, захотелось колобка.

Баба: С охотой я возьмусь за дело,

Про соль да воду не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье,

( В кастрюле сидит девочка, накрытая простыней)

Баба: Тесто я месила, масло добавляла,

Мне здесь плохо, мне здесь душно,

Дед и баба: Колобок, пекись скорее,

7.Учитель показывает детям кусочек хлеба весом 125грамм.(Слайд 16)

— Ребята! А вы бы могли сказать сколько весит этот кусочек хлеба.

125 грамм – это был поек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.

Ученик читает стихотворение «Военный хлеб».

Даже не верится, что когда – то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои – солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок

Когда буханку ставили на стол…

И были в нем частицы лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Крошка хлеба, хлебная крошка.

Учитель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»(Слайд 17)

— В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.

— Хлеб — символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега», то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Как же нужно относиться к хлебу ? Давайте вместе составим памятку о бережном отношение к хлебу.

(Вместе составляем памятку. )

Памятка
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

В заключение нашего праздника мне хочется сказать:

Источник

Читайте также:  Юрий яковлев сердце земли кратко