Меню

Кого рубцов называет тревожными жителями земли в стихотворении звезда полей

«Звезда полей» — анализ стихотворения Николая Рубцова

В данной статье будет проведён анализ стихотворения «Звезда полей», автор которого Николай Рубцов. Поэт выразил в строках данного произведения всю любовь и чувства, которые он испытывает к Родине.

Это стихотворение, пронизанное грустным раздумьем, отражает чувства сожаления и уныния.

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей»

В данном произведении повествование ведётся от первого лица, то есть главным и лирическим героем является сам писатель.

По строкам видно, что тот размышляет об одиночестве и грусти, и это не удивительно. Николай Михайлович вырос и был воспитан в детском доме, из-за чего это оставило большой отпечаток в его памяти.

Образ звезды в произведении олицетворяет Родину, её красоту, неповторимость и роль в жизни человека. Строки стихотворения соединяют в себе небесное и земное, неизбежное и переходящее, поднимают для всех больную тему одиночества.

Стихотворение «Звезда полей» многие признают одним из лучших, отражающим пейзажи севера в русской поэзии.

Основным настроением, которое задаёт данное стихотворение — чувство волнения за одиноких людей, за тех, кто лишён веры и надежды. Также в произведении проскальзывает чувство некой защищённости. Звезда полей помогает заблудшему страннику найти правильный путь, освещает ему дорогу.

История создания

Произведение было выпущено в свет в 1964 г., в этом же году русского поэта выгнали из института. Молодой человек только начинал серьезно заниматься творчеством, хотя первое своё стихотворение он написал, когда ему едва исполнилось 6 лет.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

В 1967 г. творение «Звезда полей» вошло в соименный сборник.

Учитывая то, что поэт родился и жил в Архангельской области, в произведении ярко прослеживаются северные пейзажи. Рубцов рассказывает о своих жизненных проблемах и переживаниях.

Речь идёт о том, что литератор познал все трудности войны и пребывания в детдоме.

Тема стихотворения

Основополагающей темой, которая раскрывается в представленном творении, является любовь к отчизне, а также признание неповторимости, красоты родной земли.

Ключевые персонажи произведения — звезда и лирический герой. Заблудившийся странник заострил своё внимание на звезде, появившейся среди ледяного покрытия.

В строках стихотворения говорится, что звезда возникает, когда на часах наступает 12 ночи, и весь родной край засыпает.

Во-втором четверостишии упоминается о жизненных трудностях. Лирический герой говорит, что звезда помогает справиться со всеми невзгодами, которые встречаются у человека на пути.

Лишь только у главного персонажа наступает несчастье, он воссоздает то яркое сияние, которое виднелось из-за холмов. Именно в этих строчках можно заметить, как литератор проводит сравнение между звездой полей и своей Родиной.

Рассказчик восторженно произносит, что звезда никогда не потухнет. Что она приносит спокойствие и уверенность жителям земли, а также помогает понять многие важные вещи.

Главный персонаж также гордится тем, что звезда восходит лишь в его родном крае, ведь свет придаёт ему уверенности и приносит счастье.

Композиция и жанр

Произведение написано в жанре элегии. Построено в формате монолога от первого лица — лирического героя.

Стихотворение делится на две смысловые части. Первая рассказывает о сновидениях, в которых являются картины родного края, а вторая полностью описывает одного из главных персонажей — Звезду полей.

Надо заметить, заключительная часть произведения имеет большее количество строк, в отличие от первой. Поэт разделил произведение на четыре четверостишия.

Стихотворный размер

Николай Рубцов написал свой стих, используя перекрестную рифму, чтобы читать было удобнее и гармоничнее. Размер — пятистопный ямб. Такой размер зачастую встречается в русской поэзии и используется с цензурой.

Средства художественной выразительности

Поэт прибегает к использованию различных эмоциональных состояний, с целью более точного изображения природы и высказывания главной идеи.

Метафора является самым часто употребляемым средством выразительности в произведении. Примеры: «своим лучом приветливым касаясь», «звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело».

Некоторые детали поэт выражает через эпитеты. Примеры: «восходят ярче», «мгла заледенела», «луч приветливый», «тревожные жители».

Прибегает автор и к сравнению: «как тихо. она горит».

Для Николая Михайловича Рубцова данное произведение стало началом серьезной карьеры в качестве писателя. Поэт очень любил свою родину. Это можно понять, исходя из темы произведения, и из того, что для первого своего творения он выбрал именно описание и рассказ о родном крае.

Стихотворение «Звезда полей» пронизано смыслом и проникновенными строками, которые западают в самое сердце. Многие люди, актерское исполнение которых поражает до мурашек, декламировали стих на сцене.

Источник

В творчестве Рубцова есть стих «Звезда полей». А что это за звезда? О чём идёт речь?

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.. .

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.. .

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей горит, не угасая,
Над посветлевшей крышею моей!
Светила мне звезда родного края
Среди земель далеких и морей!
По городам чужим и по курганам,
И по волнам, блуждающим в ночи,
И по пескам пустыни ураганной —
Везде ее рассеяны лучи!
Но только здесь, над родственным пределом,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей!

О какой именно звезде на небе написал Рубцов? Подобный вопрос поставит в тупик самого благодарного слушателя великого романса «Гори, гори, моя звезда». В окончательном тексте стихотворения «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ» Рубцов сумел дать однозначный ответ: Сириус! Почему Сириус? После Солнца и Луны Венера — самый яркий небесный объект. Эту звезду (точнее, планету) можно увидеть только после захода Солнца на западе или перед восходом солнца на востоке. В рубцовской же «ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ» читаем:

» Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою. «

Значит, Венера отпадает. Следует заметить, что Рубцов всё-таки не обидел Венеру: у него есть стихотворение и про неё. Самая яркая звезда ночного неба — Сириус. Сириус можно наблюдать с ноября по февраль. Из-за близости звезды к горизонту наблюдать её не всегда просто.. .Читаем у Рубцова:

» Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром. «

Уверен, что Рубцов, конечно-же, хорошо знал стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сириус», написанное Буниным в самом начале вынужденной эмиграции под несомненном влиянием стихотворца Чуевского :

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!

Сириус у Бунина угадывается из текста стихотворения. Но Бунин не случайно прямо указал на звезду в самом названии своего стихотворения — для сомневающихся. У Рубцова описание Сириуса много точнее.. .

Почему же всё-таки у Рубцова звезда полей, а не просто звезда, как у Бунина? Или, к примеру, не звезда лесов? В России лесов не меньше, чем полей.. .Поле — это образ -напоминание о трудах человеческих, о поприще и предназначении человека. Ибо без трудов человеческих поле у нас довольно быстро зарастает кустарником и лесом или, в лучшем случае, на южных окраинах превращается в дикую степь.

символ РОДИНЫ! Он включает в себя и красоту, и тепло, и добро, и защиту.

Источник

Анализ стихотворения «Звезда полей» Рубцова

Пейзажная лирика Н. Рубцова отражает любовь поэта к родному краю. Свидетельством этого является стихотворение «Звезда полей» — монолог лирического героя о любви к малой родине, написанный в жанре элегии. Стихотворение изучают в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Звезда полей» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1964 г., принадлежит к раннему периоду творчества Н. Рубцова.

Тема стихотворения – красота природы родного края.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, в котором по смыслу можно выделить две части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Текст состоит из катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры«звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь».

Эпитеты«мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче».

История создания

Николай Рубцов написал анализируемое стихотворение в 1964 г. после того, как его отчислили из московского Литературного института им. Горького. На тот момент он только начал серьёзно развиваться как поэт, хотя первое стихотворение написал в 6-летнем возрасте. «Звезда полей» вошла в одноименный сборник, изданный в 1967 г.

Рассматривая историю создания стихотворения, нужно учитывать факты биографии автора. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи. Не зря лирический герой вспоминает и о жизненных потрясениях. Поэт пережил войну, узнал, что такое жизнь в детдоме, а также думал, что потерял отца. Были проблемы и с учебой: Николая Михайловича отчисляли и из техникума, и из института.

«Звезда полей» – одна из лучших пейзажных зарисовок Севера в русской литературе.

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынью сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а всё вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли» , посылая лучи дальним городам. И ещё больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит её свет. В этом признании выражается и главная мысль : «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей» .

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живёт в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.

Жанр стихотворения – элегия, так как в нём поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя о Родине.

Средства выразительности

Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче» . В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч» .

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчёркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.

Источник

Урок по литературе на тему: «Образный строй стихотворения Н.Рубцова «Звезда полей»

Образный строй стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей».

дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения.

Метапредметные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение вести диалог.

Личностные: Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Осознание неразрывной связи с родиной. Степенность, неторопливость, несуетность как черты русского национального характера. Воспитание чувства ответственности и долга пред Родиной.

I . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Слово учителя. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы узнаем с вами много нового , надеюсь, что вам будет очень интересно.

Начнем с проверки д.з. — послушаем выразительное чтение (наизусть) стихотворения Н.Рубцова.

самоопределение (Л); внутренняя позиция школьника (Л); учебно-познавательная мотивация (Л); планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация и пробное учебное действие.

Обратимся к названию стихотворения, которое мы сегодня будем изучать. «Звезда полей». Свет, звезда, огонек… Какие символические значения в народной поэзии имеют эти образы? (Это символы жизни, добра, любви, домашнего очага. Они очень важны для человека.)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); структурирование знаний (П); построение логической цепи рассуждений (П); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

III . Выявление места и причины затруднения.

– Какие мифологические представления несет в себе образ звезды?

синтез, сравнение, аналогия (П); подведение под понятие (П); использование знаково-символических средств (П); постановка и формулирование проблемы (П);

формулирование и аргументация своего мнения;

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

(Вифлеемская рождественская звезда, яркая, необычная, напоминающая о том, что есть на земле место, где родился Спаситель; звезда, указывающая путь к Богу.)

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); постановка познавательной цели (П); планирование, прогнозирование (Р); построение речевых высказываний (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование учебного сотрудничества (К); разрешение конфликтов (К);

понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К)

V . Реализация построенного проекта.

Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей»

планирование учебного сотрудничества (К); поиск и выделение необходимой информации (П); прогнозирование (Р)

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Какие образы возникают при чтении стихотворения? (Образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.)

– Почему же Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? (Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.)

– Какие чувства испытывает лирический герой? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.)

Учитель. Судьба лирического героя и судьба родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». По мере развития лирического сюжета художественное пространство стихотворения значительно расширяется. Рубцовская звезда полей горит уже не только над Россией, но и «для всех тревожных жителей земли». Таким образом, счастье воспринимается героем как мир и покой всего человечества. Однако в последней строфе стихотворения художественное пространство опять композиционно сужается: только на родине звезда «восходит ярче и полней». Тема малой родины актуализируется в заключительной строке:

И счастлив я, пока на белом свете

Горит, горит звезда моих полей…

Поэт очень долго и тщательно работал над этим стихотворением. В государственном архиве Вологодской области (фонд № 51) существует иной вариант текста «Звезды полей».

На доску проецируется стихотворение.

Чтец. Звезда полей горит, не угасая,

Над посветлевшей крышею моей!

Светила мне звезда родного края

Среди земель далеких и морей!

По городам чужим и по курганам,

И по волнам, блуждающим в ночи,

И по пескам пустыни ураганной –

Но только здесь, над родственным пределом,

Она восходит ярче и полней, –

И счастлив я, пока на свете белом

Еще горит звезда моих полей.

Как видим, в этом варианте стихотворение имеет сходную с окончательным текстом композицию, и фраза «Над родственным пределом» даже в большей степени раскрывает тему сопричастности судьбе малой родины.

Перед нами свидетельство того, что поэт стремился к достижению максимальной мелодичности стиха и созданию звуко-смысловых связей. В окончательном варианте произведения слова «над родственным пределом», как мы видим, заменены на повтор «во мгле заледенелой», одновременно подчеркивающий аллитерацию звука «л» и создающий кольцевую композицию всего произведения.

Можно полагать также, что символ звезды полей соотносится в стихотворении с символом рождественской звезды, что усиливает оптимистическое настроение финала.

планирование учебного сотрудничества (К)

построение логической цепи рассуждения (П); саморегуляция (Р), целеполагание (Р), планирование (Р), коррекция (Р), контроль (Р), инициативность и самостоятельность (Р)

VII .Включение в систему знаний и повторения.

– Давайте отметим художественные приемы, которые помогают автору передать свои эмоции.

(1. Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень.

2. Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…»

«Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром…».

3. Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.

4. Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото.

5. Восклицательная интонация в трех четверостишиях.)

– В чем смысл названия стихотворения? (Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.)

учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности (Р)

VIII . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Сегодня на уроке я научился….

Мне это обязательно пригодится…

1) сделать иллюстрацию к стихотворению;

2) составить устное сочинение о родном доме, любимом уголке природы.

3) Подготовить сообщение « Ахматова А.А . Краткие сведения о поэте» — индивидуально.

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р); понимать личную ответственность за результаты деятельности (Л); самооценка на основе критерия успешности (Л)

Источник

Читайте также:  Способы борьбы с опустыниванием земель