Меню

Конспект урока пришвин земля показалась

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

25.09.2020

Пришвин М. «Земля показалась»

Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Пришвина:

Главные герои рассказа «Земля показалась» и их характеристика

  1. Петя. Живой и подвижный мальчик. Наблюдательный, внимательный. Добрый.

План пересказа рассказа «Земля показалась»

  1. Пение овсянок
  2. Остановившаяся весна
  3. Черное в полях
  4. Брат и мать
  5. Колумб

Краткое содержание рассказа «Земля показалась» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мороза не было три дня.
  2. Петя позвал папу слушать овсянок.
  3. Весна началась и из тумана показались голубые леса.
  4. Петя увидел черное в полях и позвал брата.
  5. Мать тоже вышла и стала всматриваться в даль.
  6. Петя как Колумб указывал, где показалась земля.

Главная мысль рассказа «Земля показалась»

Все с нетерпением ждут весну.

Чему учит рассказ «Земля показалась»

Рассказ учит любить природу. Учит радоваться простым вещам. Учит внимательности и наблюдательности. Учит делиться своей радостью с близкими.

Отзыв на рассказ «Земля показалась»

Мне очень понравилось, как восторженно мальчик Петя воспринял появление первых проталин. Он обрадовался приходу весны и поспешил поделиться своей радостью с близкими. И все радовались тому, что весна наконец-то началась.

Пословицы к рассказу «Земля показалась»



Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Земля показалась»

Источник

Урок-раздумье по книге М. Пришвина «Глаза земли»
план-конспект урока по литературе по теме

С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток души человеческой. Тех, кто сумел это понять, М. Пришвин называл читателями- друзьями. Он писал для них.

Где же искать истоки его творчества? Конечно же , вчитываясь в пришвинскую прозу, вглядываясь в картины живой природы, вслушиваясь в её многоголосье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Глядись в эти глаза почаще, Человек!

Урок- раздумье по книге М. Пришвина «Глаза земли».

Цель урока: продолжать знакомство с творчеством М. Пришвина, увидеть красоту и поэтичность его новелл, их идейно- тематическую направленность; продолжать отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Эпиграф к уроку: Мои тетради есть оправдание, суд моей совести над делом моей жизни.

1. вступительное слово учителя.

С Пришвиным- охотником, Пришвиным- краеведом, чудесным певцом родной природы вы знакомы с детства. Но существует и другой Пришвин. За внешней, сразу бросающейся в глаза легкодоступностью его рассказов скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток души человеческой. Тех, кто сумел это понять, М. Пришвин называл читателями- друзьями. Он писал для них.

Где же искать истоки его творчества? Конечно же , вчитываясь в пришвинскую прозу, вглядываясь в картины живой природы, вслушиваясь в её многоголосье.

Посмотрите на фотографии писателя. На них он запечатлён среди друзей, школьников, крестьян. И везде рядом – любимая собака Жулька. А вот он на фоне природы, которую он глубоко любил и понимал.

2.Выступление заранее подготовленного ученика о биографии писателя.

Родился М.М. Пришвин 5 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии. Отец будущего писателя, М.Д. Пришвин, купеческий сын, поэт и мечтатель, превосходный охотник, удивительный рассказчик. Он неплохо рисовал, разводил и выезжал орловских скакунов. Мише было семь лет, когда умер отец, но мальчик хорошо запомнил прощание с отцом. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» описал эпизод, когда отец здоровой рукой одним движением нарисовал на бумаге каких – то необыкновенных животных в ёлочках и подписал: голубые бобры. Потом сердобольные соседки, разглядывая рисунок, вздыхали: «Фантазёр был» Мать Мария Ивановна – волевая, энергичная, трудолюбивая, просвещённая «барыня» и расчётливая хозяйка, сумела дать детям высшее образование.

Близкое знакомство с крестьянами оставило неизгладимый след в душе мальчика. От них он впервые услышал притчу о двух Адамах, один из которых захватил себе всю землю, а другого оставил нищим. Бедняки – крестьяне поделились с юношей и сокровенной мечтой о Золотых горах на Белых водах – сказочной стране, где простому труженику живётся вольготно и счастливо.

Особенно привязался Миша к беднейшему в деревне Гуську, мечтателю, страстному охотнику, всю жизнь ловившему необыкновенного белого перепела. Он брал мальчика на охоту и, по признанию самого Пришвина, научил понимать всё живое.

Жизнь вокруг была полна противоречий и. не умея понять причин бедствий людских, будущий писатель придумал сказку о страшном Кащее, опутавшем цепями весь мир. «Голубые бобры» отца, «белый перепел» Гуська, мечта о Золотых горах питали его веру в возможность устройства общества, независимого от пут Кащея. Эта сказка была источником надежды и радости. Она отвечала тому лучшему и сокровенному, что жило в душе мальчика.

В 1906 году М. Пришвин на последние деньги купил охотничье ружьё и ушёл на север. Результатом этого путешествия стала книга очерков «В краю непуганых птиц». Всё творчество М. Пришвина пронизано мыслью о глубоком родстве человека и природы. Об их неразрывном единстве и взаимном служении он говорит и в детских книгах, и в поэтических поэмах «Чёрный араб», «Жень – шень», «Неодетая весна», «Лесная капель».

В путешествиях рождались новые книги. В 1922 году написана повесть «Мирская чаша», роман «Кащеева цепь», Великой Отечественной войне посвящены «Рассказы о ленинградских детях». Победу над фашизмом писатель ознаменовал былью «Кладовая солнца», в которой высокое человеческое начало побеждает силы зла.

Сохранился дневник М. Пришвина – летопись его жизни за полстолетия. Первые записи сделаны в 1905 году, а последняя – в день кончины. М. Пришвин был человеком внутренней жизни, душой познававший смысл того, что происходило вокруг. Собрание дневниковых поэтических миниатюр составило интересную глубокую книгу «Глаза земли», увидеть которую напечатанной писателю не пришлось.

3. История создания книги.(Рассказывает заранее подготовленный ученик)

Мысль о новой книге появилась у писателя вскоре после опубликования «Лесной капели» в 1943 году. Он начал работать над ними «очищая от случайных личных записей». Буквой К обозначал материалы, которые отбирал в книгу, условно названную «Капелью». В 1952 году пришло время систематизировать их по трём основным разделам: 1. «Дорога к другу», 2. «Раздумья», 3. «Зеркало человека».В 1953 году остановился на названии «Глаза земли». Оно было взято из его же книги «Календарь природы»: в одной из новелл автор объяснял, что в народных поверьях глазами земли называют озёра, незамутнённые воды которых особенно чутки к свету. Теперь это название приобрело более широкий смысл, стало поэтическим символом, помогающим ввести читателя в философский смыл названия.

Книга была опубликована женой писателя Верой Дмитриевной в 1957 году.

4. Работа с опорными конспектами , которая сочетается с чтением новелл и сообщениями учащихся.

Книга состоит из трёх частей.

Первая – «Дорога к другу» — содержит лирические записи биографического характера, анализирующие важнейшие события и переживания собственной жизни писателя.

Новеллы этого раздела помещены в хронологической последовательности.

Выразительное чтение отрывка из новеллы «»Лес».

Шёл в лесу. Постепенно стал уставать: мысли мои стали снижаться.

Но вдруг я почувствовал себя внезапно радостным и возвышенным, глянул вокруг и увидел, что это лес стал высоким и стройные прекрасные деревья своим устремлением вверх поднимали меня.

В каждой новелле М. Пришвина чувствуется философский подтекст. Наблюдения над льдинкой, большой водой, ручейком( «Вода») приводят автора к мыслям о любви: большая, искренняя, всеобъемлющая противопоставлена эгоистичной, нарциссовой. Не случайно в новелле присутствуют два цвета: чёрный и белый.

Выразительное чтение отрывка «Вода»

Маленькая льдинка, белая сверху, зелёная по взлому, плыла быстро, и по ней плыла чайка. Пока я на гору взбирался, она стала бог знает где, там вдали, там, где виднеется белая церковь в кудрявых облаках под сорочьим царством чёрного и белого.

Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже океана.

Только стоячая вода остаётся для себя стоять,тухнет и зеленеет. Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от неё всем хорошо. И есть любовь простая, семейная,ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.

И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода.

Второй раздел называется «Раздумья» и содержит размышления автора о жизни, литературе, искусстве.

Выразительное чтение новеллы «Вечерняя заря»

Ребята делаю вывод :любуясь зактом. Автор с грустью размышляет о том, что всё исчезает, уходит в Лету, но человек, пока он жив,способен остановитьэти прекрасные мгновенья, запечатлев их в памяти.

Выразительное чтение новеллы «Непромокаемый плащ».

Беседа по тексту: какие выражения вам запомнились? Как вы понимаете фразы – «копилка домашнего благополучия», «копилка своей домашней души»? Что « недостойное среди сокровищ нашей души» имеет в виду автор?

Третий раздел назван «Зеркало человека». Его тематика более обширна.Это и рассказы о животных, которых автор считает своими земляками «Мои земляки», и миниатюры о лесе «Жизнь дерева», и поэтические наблюдения над природой в разные времена года «Времена года» и философские записи о человеке и природе.

В цикле новелл «Мои земляки» М.Пришвин с большой теплотой и любовью говорит о «братьях наших меньших»: будь то паучок, муравей, пичужка малая или верный друг – собака Жулька. Они умеют думать, радоваться и даже скучать.можно

« Заглядывай в это зеркало почаще, Человек!» — призывает автор этой книги. Пришвин входит в душу и остаётся в ней. К нему, действительно, можно прийти и исцелиться.

Завершить урок хочется словами К.Г.Паустовского «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света.Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый хрупкий ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем…»

Домашнее задание: создать обложку к книге «Глаза Земли», написать новеллу к циклу «Времена года». Помните: у писателя не просто поэтическое описание мгновения, а философская мысль.

Источник

Конспект урока пришвин земля показалась

Автор: Воробьева Полина Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Калуги

Конспект урока по теме «М.М. Пришвин рассказы о природе»

Предмет: литературное чтение
Класс: 1

Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин рассказы о природе

Тип урока: Урок новых знаний

Цель: Развить познавательный интерес и любовь к чтению и природе в процессе ознакомления обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, с его произведением «Предмайское утро».

  • воспитание интереса к теме урока литературного чтения, побуждение обучающихся к усвоению новых знаний,
  • воспитание уважительного отношение друг к другу, создание положительно-эмоционального настроя обучающихся на предстоящую деятельность.
  • знакомство обучающихся с творчеством М. М. Пришвина, умение называть героев рассказа, умение отвечать на вопросы по содержанию.

Планируемые результаты:

1. Личностные – формировать положительное отношение к природе;
-формировать представление о ценностях жизни.
2. Регулятивные — развивать умение разрешать внутренние разногласия;
— учиться высказывать предположение (версию);
— вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
3. Коммуникативные – формировать представление о том, что важно понимать друг друга;
— уметь договариваться и разрешать конфликты;
— уметь работать в группах.
4. Познавательные – получать незнакомую информацию;
— делать выводы в результате совместной работы.

Оборудование: презентация, ватманы для работы в группах, клей, фломастеры, вырезки, презентация.

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

-Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие. А куда мы отправимся, вы догадаетесь отгадав загадку.

Белки в нём живут и волки,

Называют его … (лес)
-Правильно, мы отправимся в лес.

-Готовы? Тогда в путь! (Видео фрагмент: путешествие в лес)

-Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев вокруг. Какая красивая природа нас окружает. Вместе с нами будет путешествовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей. Этот человек Михаил Михайлович Пришвин. Слышали про такого писателя? (Вывешивается портрет)

— Итак, с кем же мы сегодня отправляемся в путешествие?

-Правильно, с М. М. Пришвиным.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем о биографии Пришвина, узнаем о его жизни и познакомимся с его произведением.

— Как вы думаете, если Михаил Михайлович очень любил природу, о чем он писал свои произведения? (правильно, он писал рассказы о природе)

-Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? С чем мы должны познакомиться на уроке? (рассказы о природе, биография Пришвина )

— Правильно. Да, это и будет темой нашего урока.

— А какую цель мы перед собой поставим? Узнать о жизни Пришвина, познакомиться с его рассказом.

Неутомимый путешественник, Михаил Михайлович Пришвин исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Он настолько любил природу, что мог разговаривать с деревьями, говоря им приятные слова.

Где же побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. М. Пришвина.

Знакомство с новым произведением.

— Откройте страницу 102 вашего учебника? Рассмотрите иллюстрацию.

— Прочитайте заглавие рассказа.

— Как вы думаете о чем будет этот рассказ?

— давай прочитаем рассказ и убедимся, верны ли ваши предположения?

— О каком времени года идет речь в рассказе? Докажите словами из текста.

— Как Михаил Михайлович описывает лес? (Слова из текста)

— Как автор описывает березы? (Слова из текста)

— Как М.М. называет каждый месяц весны? Почему?

— Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ? (о красоте нашей природы)

Закрепление изученного материала

— Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что М. М. Пришвин очень заботился о природе. Как вы думаете, все ли люди так же любят и охраняют нашу природу? (ответы детей)

— Вы правы, к сожалению, сейчас многие люди не задумываются об этой проблеме. Давайте посмотрим на экран, что вы видите? (картинка загрязненного леса). (ответы детей).

— Каждый человек должен оберегать нашу природу и заботиться о ней.

— А как вы думаете, что любят маленькие дети больше всего? (играть)

-конечно, играть. Ребята из 3 класса сделали для вас настольную игру, но очень просили вас ее украсить.

-У вас на столах лежат заготовки для игры, но они не цветные и совсем неинтересные. Вы должны с помощью картинок, рисунков, фантиков украсить игровое поле. (Выполнение задание)

— Теперь давайте соединим части нашего игрового поля. (Учитель склеивает игровое поле).

— Спасибо, что вы мне помогли. В нашей игре нам потребуется кубик и колода карточек. Играть мы будем командами. Кидаем кубик, передвигаем фишку, попадая на определенный цвет, вы должны вытащить карточку соответствующего цвета и ответить на вопрос. Играя в нашу игру, мы сможем с вами повторить то, что узнали сегодня на уроке и понять на сколько мы были внимательны. Попробуем?

— Молодцы. Вы внимательно слушали во время урока. Эту игру вы сможете дополнять вопросами о других авторах и произведениях и играть в нее на переменах.

— с каким автором мы сегодня знакомились?

— Чему учит рассказ М.М. Пришвина?

Ребята, какую цель мы с вами ставили в начале урока? (Познакомиться с автором, узнать о его жизни, познакомиться с его произведением)

— В начале уроке мы с вам обсуждали, что М. М. Пришвин мог разговаривать с деревьями, говорил им приятные слова.

Ребята, посмотрите на доску, на ней висит волшебное дерево, но оно совсем без листиков, они все опали из-за того, что люди перестали заботиться о природе. Давайте каждый из вас наклеит большой красивый листик, чтобы наше дерево было красивым и здоровым. И давайте каждый из вас скажет добрые слова нашему дереву, чтобы оно скорее поправлялось.

— У вас на столах лежат листики разных цветов, возьмите тот который вам больше всего нравится и украсьте наше дерево.

-В заключении нашего урока, я бы хотела сказать, что каждый из вас всегда должен помнить, что он несет ответственность за нашу природу и каждый из нас должно относиться к ней бережно и с любовью, как это делал М. М. Пришвин. Спасибо, ребята, за работу. Вы большие молодцы.

Источник

Читайте также:  Для каких цветов подходит земля для фиалок