Меню

Кто всю жизнь был верен родной земле деревне овсянка

Олимпиада по литературе 7 класс, задания с ответами

Материалы, собранные на этой странице, — это примеры тестовых и открытых вопросов, составленных в соответствии с заданиями олимпиады по литературе для 7 класса. Используя представленный комплект заданий на уроках, можно оценить уровень готовности школьников к олимпиаде, а также помочь им сложить представление об уровне сложности олимпиадных заданий.

Задания олимпиады по литературе для 7 класса, представленные на сайте, дополняются правильными ответами. Благодаря этому, проверка выполнения заданий не займет много времени.

Олимпиада по литературе 7 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Не является жанром УНТ.
А) Календарно-обрядовые песни
Б) Поговорки
В) Летописи
Г) Былины

2. Укажите пословицу.
А) Свалился как снег на голову.
Б) Ни к селу ни к городу.
В) Корень учения горек, да плод сладок.
Г) Лёгок на помине.

3.Укажите жанр древнерусской литературы.
А) Сказание
Б) Роман
В) Поэма
Г) Комедия

4. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»

5. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.
1) А. П. Чехов а) Сорочинцы
2) Л. Н.Толстой б) Ясная Поляна
3) И. С. Тургенев в) Спасское-Лутовиново
4) Н. В. Гоголь г) Таганрог

А) 1а, 2б, 3г, 4в
Б) 2б, 2а, 3в, 4г
В) 1а, 2б, 3в, 4г
Г) 1г, 2б, 3в, 4а

6. Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет:
А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне
Б) тема сострадания к чужой беде
В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом

7. «Лес рубят – щепки летят» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?
А) частушка
Б) поговорка
В) пословица
Г) анекдот

8. Кто является автором поучения и наставления?
А) Владимир Мономах
Б) Ярослав Мудрый
В) Петр Первый
Г) Иван Грозный

9. Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид….
Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?
А) «Признание»
Б) «На птичку»
В) «Последние стихи Державина»
Г) «Властителям и судьям»

10. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова?
А) Александр 1
Б) Петр 1
В) Иван Грозный
Г) Борис Годунов

Открытые вопросы

Вопрос 1
Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Вопрос 2
Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенных фрагментах.
А) Его настоящее имя Джон Гриффит.
Б) Он всю жизнь был верен родной земле – далекой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.
В) Он был офицером, газетным репортером, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актером, зубным техником, псаломщиком, учетчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолете, работал редактором и критиком.
Г) До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.
Д) Императрица Екатерина сделала его своим кабинет – секретарем. При Павле его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В.Гоголь его назвал «певцом величия».
Е) В 1807 году получил тяжелое ранение в сражении под Гельсбергом в Пруссии, а в 1813 году в составе армии – победительницы вошел в Париж.

Вопрос 3
Вспомните и назовите подлинное имя героев:
Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

Вопрос 4
Узнайте произведение А.П.Чехова по началу:
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов…»

Вопрос 5
Узнай героя произведения, укажи автора и название.
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В В А Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В А А В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная
Ответ на вопрос 2:
А) Джек Лондон.
Б) Виктор Петрович Астафьев.
В) Александр Иванович Куприн.
Г) Михаил Васильевич Ломоносов.
Д) Гаврила Романович Державин.
Е) Константин Николаевич Батюшков.
Ответ на вопрос 3: Дефорж (Дубровский); соперник купца Калашникова (Кирибеевич); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов), горный мастер (Данила), Карлик Нос (Якоб), барышня-крестьянка (Лиза Муромская), человек-амфибия (Ихтиандр), человек на часах (Постников), Бирюк (Фома).
Ответ на вопрос 4: «Хамелеон»
Ответ на вопрос 5:
А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»

Источник

Селу Овсянка — 350 лет


В сентябре 2021 года селу Овсянка исполняется 350 лет. В этом разделе будут публиковаться материалы, связанные с историей Овсянки. Те же статьи, разбитые на отдельные главки по периодам (возможно, кому-то так читать удобнее) публикуются в рубрике нашего сайта Библиотечный отдел / Краеведческие материалы

I

Знакомство с историей Овсянки мы предлагаем начать с книг дивногорского историка и писателя Игоря Федорова «Сказания земли Овсянской» и «Овсянские истории», написанных к 330-летию села. Прочесть первую книгу можно, перейдя по этой ссылке. А это — ссылка на вторую упомянутую здесь книгу.

Также предлагаем вам посмотреть фильм «Путеводитель по Овсянке» компании «ТВ-Фактор».

КТО ЖИЛ В ОВСЯНКЕ?

Казаки-первопроходцы близ речки Овсянки (Фокиной речки)

Что известно о людях, которые основали Овсянку, жили в ней в первые десятилетия после того, как появилось село? Оказывается, не так уж и мало!

Как отмечает в книге «Овсянкские истории» ее автор, дивногорский историк и писатель Игорь Федоров, в 1671 году первая подворная перепись жителей Красноярского уезда, и именно в ней впервые была упомянута и Овсянка, и ее первые жители.

Кстати, в челобитной за 1667 год, поданной казаками царю, перечисляются все местные селения, сожженные при набеге объединенных отрядов джунгаров, киргизов и тубинцев в мае того же года (а сожжены были все деревни в окрестностях Красноярска), и Овсянки среди них нет. Это позволяет говорить о том, что в том году этого селения еще не было. А вот в 1671-м, согласно подворной переписи, — уже было.

Но вернемся к первым жителям Овсянки.

Запись переписной книги гласит, что „лета 7180 году сентября в 30 день по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича“ в деревне Овсянка числилось шесть дворов, да еще один двор на Усть-Мане.

В тех шести дворах жили казаки конной сотни «Коземка Клементьев сын Арзамасец» да братья Маловы «Ивашко Фокин, сын Малово, с сыном Онтонком 10 лет да Алешка Фокин, сын Малово». Пешие служилые люди – казаки отец и сын Софьины – жили одним двором: «Федька Юрьев, сын Софьин, с сыном Ивашко 17 лет, да Ивашко ж 11 лет и Якунька Федоров, сын Софьин». Казаки «Федька Яковлев сын Коркунов», да «Лучка, сын Кривогорницы», жили отдельными дворами; да кроме них имелся двор «черкаса», то есть ссыльного малороссийского казака «Тимошки Ларионова сына Тюменца, а у него два пасынка: Спирка 10 лет, да Тишка 7 лет»

Судя по всему, отец братьев Маловых, Фока, был первым или одним из первых, кто пришел в эти места (вероятнее всего, еще до 1671 года). Отсюда и второе, более привычное нам название реки Овсянки, — Фокин ручей.

«Анализируя историческую обстановку второй половины XVII века, можно утверждать, что на устье р. Овсянка (как она всегда именовалась в официальных документах) красноярские власти перевели группу казаков «для предосторожности», то есть для прикрытия города и принадлежащих красноярцам сельскохозяйственных угодий на правобережной округе,пишет автор. — Именно поэтому и чисто казачий состав жителей, хотя в селениях севернее и восточнее Красноярска в это же время жили, кроме казаков, посадские люди, крестьяне, гулящие и прочий набродный люд».

Таким образом, в первые десятилетия своего существования Овсянка была небольшим, но (опять же судя по историческим свидетельствам) хорошо вооруженным острогом — самым южным форпостом русских на правом берегу Енисея, подчеркивает Игорь Федоров. При этом число дворов год от года росло, и, несмотря на непрекращающиеся набеги, овсянцы широко и активно осваивали окрестные земли, обзавелись собственной мельницей — ее в устье реки Слизневой (Слижневой) поставил, в числе прочих хозяйственных построек, атаман Иван Злобин.

Правда, вскоре хутор Злобина (а с ним, понятно, и мельница) был заброшен. И следующая мельница в устье Слизневой появилась лишь 200 лет спустя. Построил ее пришлый мужик Павел, которого местные прозвали Мазов. По документам имя мельника было Павел Яковлевич Астафьев. Это был родной дед по отцовской линии Виктора Петровича Астафьева.

Начало следующего, 18-го, столетия — это время «большого переселения» для всей Красноярской земли. После завершения набегов многие из тех, кто жил в Овсянке-остроге, ушли на юг, осваивать более плодородные земли Хакасско-Минусинского края. Но приходили новые люди и в Овсянку.

Летом 2020 года в Библиотеку-музей В.П. Астафьева поступила уникальная книга — «Перепись города Красноярска и его уезда. 1719-1722». В те годы перепись была проведена по указу Петра I для совершенствования налогообложения. Книга вводит в научный оборот замечательные рукописные материалы по истории России начала XVIII столетия из собрания Российского государственного архива древних актов — хранилища уникальных рукописей и исторических документов.

Перепись 1719-1722 года содержит сведения и о жителях Овсянки.

Процитируем фрагмент из этого удивительного документа. И отметим, насколько строго была организована перепись населения в то время — сведения о составе семьи у опрашиваемых собирали «под опасением смертные казни».

1. Двор пешего казака Василья Юшкова. И он, Василей, под опасением смертные казни сказал: он, Василей, — тритцати осми лет.

* Сын у него Яков — осми лет,

А буде он, Василей, сказал что ложно, и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь казнить смертью. К сей скаске по веленью Василья Юшкова Кузма Юшков руку приложил.

2. Двор казачья сына Якова Юшкова.

И он, Яков, под опасением смертные казни сказал: он, Яков, — осмнатцати лет.

А буде он, Яков, сказал что ложно, и за такую ево ложную скаску указал бы Великий Государь казнить смертью. К сей скаске по веленью ево, Якова Юшкова, Кузма Юшков руку приложил».

И так далее. По данным, приведенным в книге Игоря Федорова, в те годы население Овсянки колебалось от 120 до 150 душ обоего пола.

Овсянка: жизнь после острога

Как мы писали в нашей прошлой публикации, к началу XVIII века Овсянка перестала быть острогом, защищающим подступы к Красноярску: набеги, от которых овсянские казаки призваны были оборонять город и его окрестности, сошли на нет.

Как и чем жило село в то время?

Дивногорский историк Игорь Федоров в своей книге «Овсянские истории» приводит несколько свидетельств на этот счет, относящихся к 18-му столетию (к слову, все, кому довелось в тот период побывать в Овсянке, отмечают необыкновенное гостеприимство ее жителей).

Так, профессор Петр Симон Паллас, побывавший в Овсянке в 1871 году, что овсянцы живут «звериною ловлею, рыбою и другими пропитание доставляющими ремеслами». Упоминает он и об излюбленном месте охоты жителей села. Это горы, пролегающие вверх по реке Мане. Там местные охотники добывают соболей, рысей, росомах, медведей «в довольном количестве», а о зверях помельче, как отмечает Паллас, «нечего уже и говорить».

Как пишет Игорь Федоров, начиная с 1730-х годов большинство овсянских казаков по указу императора были записаны в пашенные крестьяне. Иными словами, в «государственные» крестьяне, которые должны были обрабатывать казенные земли «для государевых надобностей» (в 1769 году эта обязанность была заменена для них денежным оброком). Только на этом условии крестьянин мог получить и в личную собственность участок земли (пашню). Тяжелая обязанность? А это как посмотреть: сибирские пашенные крестьяне были лично свободными — не забудем, что крепостное право в России было отменено лишь через сто с лишним лет.

Привлекались овсянцы и для строительства первых в Сибири заводов — Луказского медного на реке Тубе и Ирбинского железоделательного на реке Ирбе. А кто-то из овсянских первопоселенцев подался в город.

Во второй половине 18-го века в Овсянке появляется хлебный «мангазейн» (склад). Находился он в центре села, напротив нынешней церкви Иннокентия Иркутского, на другом берегу Фокиной речки. В «мангазейн» местные жители безвозмездно сдавали некоторое количество зерна — на случай неурожая. «Мангазейн» сохранялся в Овсянке почти 200 лет — до 1930-х годов (вспомним «мангазину» из «Последнего поклона» Астафьева). И, по свидетельствам многих местных жителей, не раз спасал овсянцев от голода.

В самом начале 18-го века Овсянка появляется на географических картах — она отмечена на «Чертежных картах Сибири» (1701 год) выдающегося картографа того времени — легендарного Семена Ульяновича Ремезова. Кстати, судя по карте, ближайшими соседями овсянцев были жители деревни Бирюса (на одноименной реке, впадающей в Енисей в 30 км выше Овсянки) и деревни Базаиха — в 20 км вверх по Енисею.

На старинных картах Семена Ремезова можно отыскать Овсянку

История сохранила имена тех, кто жил в Овсянке в позапозапрошлом столетии. Пожалуй, самая распространенная фамилия в селе в те времена — Юшковы. Алексей, Иван и Андрей Юшковы, пешие казаки, пришли в Овсянку в начале XVIII века. К концу столетия Юшковы составляли большинство овсянского населения: из 47 дворов на носителей этой фамилии приходилось 25. Из первопоселенцев Овсянки в селе оставались Иван Фокич Малово с семьей (в более поздних документах его потомки фигурируют как Фокины) и казак Лука Савич Кривогорница. Чуть позже в тех местах появляется и семья конного казака Федора Рассказчикова (Рассказова). Четверо сыновей Рассказова в то время были взрослыми людьми, имели свои семьи.

«Потомки Рассказовых, Юшковых и Фокиных долгое время занимали ведущее положение в хозяйственной и общественной жизни Овсянки», — пишет Игорь Федоров.

Отмечают исследователи и многонациональный состав населения Овсянки, характерный для села уже в те годы.

Почему овсянцы — «гробовозы»?

Продолжаем рассказ об истории села Овсянка. Точнее сказать, в 19-м столетии, до которого добралось наше повествование, Овсянка еще значилась деревней: села без церкви не бывает, а в Овсянке располагалась только часовня.

С 1893 года службу в Овсянке вели монахи мужского Знаменского скита, что в 20 километрах выше по Енисею. Но крестились, венчались, отпевали усопших овсянцы по-прежнему в своей часовне.


Знаменский скит. Фотография 1900 года.

Но вернемся в начало столетия. Век 19-й, судя по документам, был для Овсянки и овсянцев в целом спокойным и благополучным. Деревня жила небедно, население ее росло. Судя по ревизии 1858 года, в Овсянке был 71 двор, а население составляли 337 душ мужского пола и 192 женского. Такой «разлет» объясняется тем, что в деревне было много пришлых — едва ли не больше чем старожилов. Впрочем, они быстро оседали в тех местах, обживались на земле.

Ревизские сказки деревни Овсянка, первая треть — середина 19-го века. Документы из Государственного архива Красноярского края

Все, кто в те годы бывал в Овсянке, будь то российские или иностранные путешественники, говорили о ней как о зажиточной и в целом благоденствующей деревне — в отличие от многих и многих других сибирских поселений. Богатые урожаи зерна, хорошие прибыли от рыболовства и сбора хмеля на соседних островах (из него потом варили неплохое пиво), дойные коровы, содержащиеся почти в каждом дворе — такой видится Овсянка в записях тех лет. Отмечают приезжие и необыкновенное гостеприимство местных жителей.

В 19-м веке у овсянцев появилось и свое прозвище — «гробовозы». Как считается, связано это с тем, что жители Овсянки хоронили усопших не вблизи деревни, а на другом берегу Енисея. Гробы на кладбище, находившееся за рекой, перевозили на лодках. Об этом прозвище впервые упоминает писатель, журналист, путешественник Всеволод Алексеевич Долгоруков в своем «Путеводителе по всей Сибири и Средне-Азиатским владениям России», работу над которым Долгоруков начал в последнее десятилетие 19-го века.

Дивногорский историк Игорь Федоров отмечает, что это прозвище — «гробовозы» — бытовало применительно к жителям Овсянки и во второй половине XX века.

Нам ли этого не знать! Один из автографов В.П. Астафьева адресован «родной библиотеке гробовозке». А ведь это уже 1983 год! Доказательство — перед вами.

Двадцатый век начинается


Отчет о строительстве «школы грамотности» в Овсянке

Продолжаем серию публикаций, посвященных 350-летию Овсянки. Сегодня наш рассказ о том, каким было село в начале ХХ столетия.

Овсянка в первые годы ХХ века – по-прежнему богатая, благополучная, процветающая деревня. Уже много лет в нем работает «школа грамотности». В «Отчете о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1888-89 учебный год», в частности, читаем, что для «овсянской школы грамотности здание выстроено на средства Совета и прихожан». Таким образом, в эти годы школа, да еще и находящаяся в новеньком здании, в Овсянке уже точно была. Отметим, что средняя школа №7 села Овсянка им. В.П. Астафьева официально ведет отсчет своей истории с 1 сентября 1963 года.

В начале прошлого века овсянцы осваивали новые пахотные земли и покосы. На минжульском займище, где также находились покосы жителей Овсянки, был найден, как отмечается в документальных свидетельствах того времени, «большой курень липы», с которого овсянцы собирали липовый цвет для чая. Липа для наших мест – огромнейшая редкость, и находка стала основой для научной работы «О реликтовом местообитании липы в окрестностях Красноярска», опубликованной в Иркутске Яковом Прейсом. А предприимчивые купцы быстро наладили торговлю саженцами липы в Красноярске. Особо в этом преуспел купец Достовалов, специально для такого дела купивший земли в районе нынешнего дачного поселка Борового.

В марте 1916 года в Овсянке была построена первая церковь – Никольская. А если есть церковь – населенный пункт считается уже не деревней, а селом. Получается, что такой статус Овсянка обрела ровно 105 лет назад.

Правда, просуществовала церковь совсем недолго – в первые же годы советской власти ее приспособили под пекарню, а в 1940-е и вовсе разобрали. Сейчас место, где когда-то стояла Никольская церковь, пустует.

Но об ее истории и о первом настоятеле – иеромонахе Палладии – мы подробно расскажем в следующий раз.

Не стоит село без церкви

Как мы уже писали, ровно 105 лет назад, в марте 1916 года, Овсянка из деревни стала селом. Это напрямую связано с тем, что в Овсянке начала действовать церковь – Никольская.

До этого в деревне была лишь часовенка, в которой служились основные службы, но «своего» священника не было. С 1878 по 1914 годы Овсянка была приписана к Торгашинскому приходу. В Торгашине, к слову, и сейчас хранятся документы тех лет, связанные с Овсянкой и ее жителями.

Однако село Торгашино находится в 25 км от Овсянки, а это путь не только неблизкий, но с учетом сибирских путей-дорог еще и нелегкий. Поэтому начиная с 1893 года службы в овсянской часовне проводили монахи Знаменского скита, основанного в 1888 году и расположенного куда ближе к Овсянке, чем Торгашино, в устье Маны. А в 1914 году деревня Овсянка была уже официально причислена к Знаменскому скиту.

Оттуда же, из скита, был и первый священник овсянской Никольской церкви – иеромонах Палладий, назначенный на этот пост Енисейским епископом Никоном. Действовала при храме и церковно-приходская школа на 32 учащихся.

Но как рассказывать об этой странице истории Овсянки, не упомянув и об истории Знаменского скита? Невозможно: одно неразрывно связано с другим!

Скит был основан в 1888 году иеромонахом Филаретом. Сведений о нем не так уж много. Известно, что в миру его звали Федором Васильевым, родом он был из крестьян, на военной службе дошел до чина унтер-офицера. Постриг (и имя Филарет) принял в 1879 году. Его благочестивая жизнь и достойное служение не раз были отмечены и награждены, а в 1891 году он был рукоположен в иеромонахи.

Филарет еще за несколько лет до получения этого сана начал хлопотать о выделении земли под строительство скита. Скиту отвели займище крестьян Овсянки выше устья Маны и долину Маны со всеми пахотными, сенокосными и лесными угодьями. Участок имел площадь более 4600 десятин и простирался между реками Шумиха и Овсянка.

Скит был заложен в августе 1888 года, близ ручья, впадающего в Енисей (сейчас ручей называется Филаретовым). Застраивался скит постепенно: вокруг церкви появлялись кельи для монахов, дом для настоятеля, трапезная, хозяйственные постройки, жилье для сезонных рабочих, скотный двор и другие строения.

Комплекс зданий скита и Знаменская церковь

В финансовом плане со строительством помогали меценат Тимофей Кузьмич Матонин, а также архиепископ Тихон, стоявший в то время во главе Енисейской епархии.

В целом строительств было завершено в 1891 году (ровно 130 лет назад!), и в июне того же года состоялось освещение церкви во славу образа Знамения Божией Матери. Отсюда и название скита – Знаменский. Этот чудотворный образ благодаря стараниям Филарета вскоре был передан монастырю.

Знаменский скит процветал: монахи занимались разнообразной хозяйственной деятельностью, земельные угодья, принадлежавшие скиту, сдавались внаем жителям окрестных деревень (в том числе и Овсянки), на его территории появлялись благодаря красноярским меценатам всё новые строения.

После революции ситуация изменилась. Послушников не хватало – как и рабочих рук. Все постепенно приходило в запустение… В начале 1920 года в скит вошел партизанский отряд А.Д. Кравченко. За дни, проведенные партизанами на территории монастыря, они изрядно поубавили имевшиеся там запасы продовольствия. Трех монахов убили и сбросили их тела под лед… 7 января партизаны были уже в Овсянке, а еще через день – в Красноярске, куда вступила Красная армия.

После разгрома колчаковских войск часть офицеров скрывалась по окрестностям Красноярска – в деревнях, на заимках, в лесных избушках. Территория поблизости от Овсянки и монастыря не стала исключением… Скрывавшихся искали. Часто поиски заканчивались кровопролитием. Нападения совершались нередко и на обычных проезжих, не связанных ни с красными, ни с белыми.

Было подмечено, что основная часть нападений приходится на «треугольник» Знаменский Скит – известняковый карьер – Манская заимка. Это стало одной из причин закрытия скита в мае 1920 года. Одной, но не единственной: церкви в те годы, как известно, закрывались массово и повсеместно. Так весной 1920-го года завершилась история Знаменского скита.

Тогда же, в мае 1920-го, здание скита было передано детдому, позже на территории монастыря размещались учебный лесхоз и опытно-учебное хозяйство лесотехникума.

План скита после преобразований 1920-х годов

Однако есть сведения, что не все монахи в тот год покинули скит. Так, известно о некоем монахе Серафиме, который в отдаленной келье прожил до 1930-х годов.

После революции была закрыта и Никольская церковь в Овсянке: ее приспособили под пекарню.

О том, какие еще перемены ждали село при Советской власти, мы расскажем в следующий раз.

Новая жизнь старого села


Ученики овсянской школы на фоне дома, ранее принадлежавшего Астафьевым

В 1927 году в Овсянке была организована сельскохозяйственная артель «Путь к социализму». В 1931-м на ее базе был образован колхоз имени красного партизана Щетинкина.

«Пережили овсянцы в тот год страшный раскол раскулачивания, когда свои же и обрекали на нищету и гибельную неизвестность более зажиточных родственников и соседей», — пишет дивногорский историк Игорь Федоров.

На первых порах в колхозе была пара барабанных молотилок с конным приводом, плуги да деревянные бороны. Затем прибавилось имущество, изъятое у кулаков, около пятидесяти лошадей и столько же коров.

Разорение коснулось фактически двух третей дворов, стоявших в Овсянке. Из двухсот пятидесяти семей в Овсянке уцелело лишь восемьдесят пять. И сами дома «лишенцев» были сведены с земли, растасканы на дрова, сожжены для потехи. А имущество раскулаченных «уплавлено» в Красноярск.

Эта беда коснулась и семьи Астафьевых. В 1931 году были раскулачены прадед и дед Виктора Петровича — Яков Максимович и Павел Яковлевич Астафьевы. Кстати, и здание школы в Овсянке, на фоне которого сделана увековеченная в астафьевском рассказе «фотография, на которой меня нет», прежде (до раскулачивания) было домом семьи Астафьевых.

«Дом, приспособленный под школу, был рублен моим прадедом, Яковом Максимовичем, и начинал я учиться в родном доме прадеда и деда Павла», — пишет Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

В тот же год Павел Яковлевич и Петр Павлович (отец семилетнего Вити) были арестованы. Деду тюрьму заменили ссылкой в Игарку, а отца отправили на строительство Беломор-Балтийского канала.

В это же время в наши края прибывали ссыльные из западных территорий страны. Об одной из таких историй мы рассказывали совсем недавно. Ее герой тоже есть на фотографии, которой проиллюстрирован этот материал.

Что касается уклада жизни овсянцев в 1920-30 годы, интересны в этом смысле записи, сделанные в 1925 году учениками красноярской школы №5 под руководством учительницы словесности Веры Зильберман. Ребята провели в Овсянке три дня — в рамках мероприятий, проводимых под девизом «Даешь смычку города и деревни!», и описали свои впечатления от увиденного.

Школьники описывают общий вид села, внутреннее убранство домов, быт жителей, их верования, приметы, праздники. («На свадьбу гуляют 7-8 дней, а то и две недели»). В описаниях встречаем всё те же фамилии, что и в документах 18-19 веков: Фокины (дом Матвея Михайловича Фокина в описаниях предстает как особенно богатый и ухоженный), Шахматовы, Вычужаниновы, Потылицыны, Чеховы, Остаьфьевы, Ярославцевы.

Зарисовки довольно подробно приведены в книге Игоря Федорова, в финальной ее части. Очень советуем их прочесть (впрочем, как и всю книгу Федорова).

В 1930-е годы Овсянка стала самостоятельным участком Красноярской рейдовой конторы. Отныне главным занятиям сельчан становится заготовка и сплав леса.

. Много лет спустя мальчик, которому в то время совсем-совсем немного лет, опишет в своих великих книгах и родное село, и жизнь односельчан, и быт сплавщиков. И, кроме того, сумеет добиться, чтобы молевой сплав леса, губительный и для природы, и для людей, попал на сибирских реках под запрет.

Но до этого еще очень далеко. Целая жизнь.

Анна из рода Шахматовых

Анна Константиновна Потылицына — тетушка Виктора Петровича Астафьева (жена его родного дяди, брата матери Николая Ильича Потылицына). Анна Константиновна — представительница старинного овсянского рода Шахматовых. Эта фамилия встречается в документах, связанных с Овсянкой, начиная с 19-го века (а то и раньше).

Ранее мы публиковали воспоминания Анны Константиновны о Викторе Петровиче — они вошли в книгу «И открой в себе память». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ А.К. Потылицыной об Овсянке. Эти воспоминания были записаны около 20 лет назад В.Г. Швецовой, в те годы — главным хранителем фондов Библиотеки-музея В.П. Астафьева, и стали основой архивного фонда Потылицыных Астафьевской библиотеки.

С полным текстом воспоминаний А.К. Потылицыной можно в статье, опубликованной в рубрике «Краеведческие материалы» нашего сайта.

Дорогами «Последнего поклона»

Пожалуй, в наши дни нет лучшего источника, чтобы узнать об этом, чем повесть в рассказах Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».

Хоть и говорил он порой, что «Последний поклон» не документ, а художественное произведение, а значит, много в нем авторского вымысла, однако сам же и писал в предисловии к 15-томному собранию сочинений: «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон».

А литературовед, литературный критик, друг Астафьева В.Я. Курбатов в одной из своих работ замечал: «Всех он собрал в этой поместительной, как хорошая изба, книге, чтобы согреться возле них и поблагодарить жизнь за то, что у него и в сиротстве была крепкая семья, древо рода, где он был не чужой ветвью. Благодаря всем своим дядьям, теткам, племянникам и двоюродным братьям, он теперь вполне знает, что родина – это род, родные люди на родимой земле».

1930 год. Шестилетний Витя Астафьев с родителями — Петром Павловичем и Лидией Ильиничной

Астафьеведы Н. Сакова и Д. Хоменко рассматривают «Последний поклон» как источник для составления родословной самого писателя. Исследователи насчитали в произведении 63 родственника В.П. Астафьева, ставших прототипами героев «Последнего поклона»: их в книге 43 по материнской линии и 20 по отцовской. Хронологические рамки родословной в произвелении охватывают период с 30-х годов Х1Х века по 90-е годы ХХ в., то есть примерно сто шестьдесят лет. Но подробнее всего описана жизнь семьи в 1930-е годы, отмечают авторы работы, – время великого перелома русской деревни, которое имело самые трагические последствия как для рода Астафьевых, так и для всей страны в целом.

Екатерина Петровна и Илья Евграфович Потылицыны — бабушка и дедушка Виктора Петровича

Страницы «Последнего поклона» запечатлели не только людей, но и саму Овсянку, ее дома и улицы; здания, которые сохранились до нашего времени и которых больше нет.

Перед вами – уникальная карта, хранящаяся в Астафьевской библиотеке. Она была составлена по воспоминаниям старожилов Овсянки, в том числе и Виктора Петровича Астафьева. На ней мы видим знакомые по «Последнему поклону» имена, названия….

Карта Овсянки, составленная по воспоминаниям старожилов села

Вот на карте отмечено место, где стояла «мангазина», не раз упоминаемая в рассказах «Последнего поклона», а в летописях Овсянки фигурирующая с 18-го века.

А здесь, вспоминают старожилы, была караулка Васи-поляка (рассказ «Далекая и близкая сказка», открывающий «Последний поклон»).

В доме №38 на улице Набережной (ныне он перестроен) одно время жила Апраксинья Ильинична Потылицына, тетушка Виктора Петровича. В 1930-е в ее семье случилось горе – трехлетний сын Петя ушел в лес и потерялся, мальчика так и не удалось найти. Этот случай описан в рассказе «Мальчик в белой рубахе» из «Последнего поклона»…

Тетушки Астафьева — Августа Ильинична и Апраксинья Ильинична (урожденные Потылицыны) не раз упоминаются в «Последнем поклоне»

А по адресу улица Набережная, 41 (сейчас на этом месте стоит большой каменный частный особняк) стоял дом, рубленный еще прадедом Виктора Петровича, Яковом Максимовичем. В этом доме родился Виктор Астафьев. И в этом же здании в 1930-х находилась школа, в которой начинал учиться Витя – под нее приспособили дедовский дом после раскулачивания семьи… Об этом читаем в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Эту карту можно рассматривать бесконечно и сопоставлять с главным, заветным произведением Астафьева.

Прошли годы, но всё живо, всё рядом с нами. Всё – на страницах «Последнего поклона».

Титульная страница «Последнего поклона» (издание 1989 года) с автографом В.П. Астафьева

Хотите узнать подлинную историю Овсянки – читайте «Последний поклон».

Полярник из сибирского села


П.Г. Астахов с коллективом Астафьевской библиотеки. 2008 год

А вы знали, что в Антарктиде есть Astakhov glacier – ледник Астахова – и что назван он так по инициативе американских исследователей Антарктики в чеcть уроженца Овсянки, Петра Георгиевича Астахова?

Полярный исследователь, геофизик, радиофизик, Почетный полярник СССР П.Г. Астахов (1933-2015) родился в Овсянке, в семье кузнеца.

Отец, Георгий Осипович (1904-1960), родился из всю жизнь прожил в Овсянке. Прошел Великую Отечественную войну, после ее окончания вернулся в родное село к привычному занятию – кузнечному делу. Как рассказывал Петр Георгиевич, кузнецом его отец был искусным — к нему приезжали посоветоваться да поучиться из соседних деревень.

Фрагмент из интервью П.Г. Астахова Валентине Майстренко:

«Мои Астаховы из казаков, южнорусские. Род, сколько его ни выбивали, крепкий. Старший брат мой, Сергей Георгиевич, в не столь давнем прошлом — бортинженер, инструктор по полетам на самолетах Ил-14, Ил-16, Ту-154… Брат Анатолий — командир экипажа Як-40. Брат Валентин, на кухне у которого мы сейчас сидим, — известный на Енисее капитан. Нас в деревне кузнецовскими зовут, по профессии отца».

А вот что рассказывал Петр Георгиевич в интервью сотрудникам Библиотеки-музея В.П. Астафьева в 2004 году:

«Говорят, что наши предки появились в Сибири, потому что они были плохо воспитаны, плохо себя вели. Правительство обиделось и выслало наших прадедушку, прабабушку в Сибирь. Да еще отлучили от церкви. Вот отлучили, и стал считаться брак незаконный, поэтому дети записывались по фамилии матери – Астаховы. А потом, когда наказание закончилось, стали писаться по фамилии отца – Коваленко, он выходец Украины. И вот у нас в роду были и Астаховы, и Коваленко».


Г.О. Астахов возле дома в Овсянке (ул. Набережная, 103). 1954 год

Петр жил так же, как все овсянские мальчишки. Еще школьником работал на молевом сплаве. А после школы, в 1950 году, поступил на радиофизический факультет Томского государственного университета; получил специальность «физик-радиоэлектроник».

После окончания вуза в 1955 году Астахов стал работать в радиометцентре Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) на острове Диксон: сначала в должности радиотехника, позднее – начальника смены передающей радиостанции.

В 1956-м его перевели в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт на должность старшего инженера-ионосфериста, где Астахов вел работу по подготовке геофизической обсерватории на станции Колба к наблюдениям по программе Международного геофизического года.

С 1959 по 1962 годы он занимал должность главного инженера-геофизика института.

Вот как сам Петр Георгиевич в интервью 2004 года рассказывает об этом периоде сотрудникам Библиотеки-музея В.П. Астафьева:

«Я закончил школу, и прямым ходом в Томский университет. Город Томск представляете где? И чего я туда поехал, не имея никакой материальной возможности? Семья всегда была бедная, здесь-то рядом, в соседней школе, было трудно. Надо же что-то надевать на себя и поесть, а уж поехать в университет… Правда, там давали стипендию, но всё равно. А на каникулы летние, зимние ездил на крыше вагонов. Красноярск – станция Тайга. А от Тайги до Томска чуть больше ста километров. Когда я окончил университет, хотели меня оставить на кафедре, чтоб из меня учёного сделать, но я этого недопонял. Каким-то образом вырвался и уехал в Арктику, на Диксон. Там работал и грузчиком, и техником, и инженером, начальником на передающей радиостанции. Я там, в Арктике, проработал в общей сложности 7 лет»

С 1962 по 1964 годы Петр Астахов участвовал в восьмой советской антарктической экспедиции (САЭ) в качестве начальника геофизического отряда. С 1967 по 1968 годы работал в составе 12-й советской антарктической экспедиции по программе обмена на американской антарктической станции «Амундсен-Скотт». В той экспедиции, в 1967 году, по инициативе коллег из США и появился «именной» ледник Астахова, расположенный на северном побережье земли Виктории. В 1968 и 1970 годах в Швейцарии и Франции он участвовал в работе группы экспертов по метеорологической радиосвязи и океаническим станциям и сбору данных МОГ ЮНЕСКО. А в 1973-м П.Г. Астахов был назначен начальником станции «Восток» в составе 18-й Советской антарктической экспедиции (в 1981-83 годах он также работал на станции «Восток» в качестве участника 27-й САЭ).


«Антарктические» фотографии П.Г. Астахова

Петр Астахов награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За трудовую доблесть», медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», знаками «Почетный полярник» и «Отличник Гидрометслужбы», а также медалью правительства США «За антарктическую службу».

Петр Георгиевич, несмотря на, прямо скажем, отдаленное от Овсянки место работы и жизни (в последние годы Астахов жил в Санкт-Петербурге), он всегда находил возможность побывать в родном селе.

П.Г. Астахов на крыльце Астафьевской библиотеки. 2001 год

Вот что П.Г. Астахов рассказывал в интервью Валентине Майстренко:

«В.М. А куда ноги несут, когда появляетесь в Овсянке?
П.А. Родные разъехались, дом наш стоит уже последние дни… А спешу я к первой учительнице моей Антонине Иннокентьевне Вычужаниной, родной мой человек, всю жизнь с ней переписываюсь. Приезжал к ней на 80-летие в 2003-м и на свое 70-летие, мы с ней родились в один день — 16 июня. И, конечно же, устремляюсь в астафьевскую библиотеку, к моему овсянковскому ангелу-хранителю Валентине Георгиевне Швецовой, официально она именуется главным хранителем фондов астафьевской библиотеки. Это она меня открыла для Овсянки как затерянный материк. Устраивает мне встречи с ребятишками. Любопытнейшее экскурсии здесь провожу, вопросов задают много. Привез в Овсянку насовсем много уникальных книг с автографами, писем, фотографий, документов. Вот таким образом в библиотеке Астафьева появилась полярная библиотечка Астахова. Путь останется для ребятишек, чтобы больше любили свое село».


П.Г. Астахов с односельчанами. 2001 год

Один из архивных фондов Библиотеки-музея Астафьева содержит материалы, связанные с жизнью и работой П.Г. Астахова: письма, фотографии, публикации. Фонд включает 78 единиц хранения; его формирование продолжается.

Личное дело Забелина

На фото из архивных фондов Астафьевской библиотеки: коллектив учителей овсянской школы. Начало 1950-х годов. В верхнем ряду, в центре, стоит И.С. Забелин вместе с его сыном.

Накануне Дня Победы мы хотим рассказать об одном из фондов Библиотеки-музея — объединенном фонде участников Великой Отечественной войны. В нем содержатся документы, фотографии, воспоминания жителей Овсянки — участников войны. Усилиями сотрудников библиотеки (а также их коллег из Дивногорского художественного музея) в Овсянке появился мемориал участникам войны. Сведения о некоторых из них были найдены и сохранены только благодаря работе музейщиков.


Участники войны из Дивногорска и Овсянки. Фото 1966 года


Мемориал в Овсянке

Вот одно из «личных дел», содержащихся в фонде Астафьевской библиотеки, посвященном Великой Отечественной войне.

Иван Семенович Забелин родился в 1923 году в селе Алтан под Читой.

«Мои родители занимались сельским хозяйством, а в 1930 году были раскулачены и высланы в Красноярский край, Туруханский район, село Ворогово, где в 1931 году вступили в колхоз, где работают по настоящее время, — пишет Иван Семенович в автобиографии в ноябре 1944 года. — Я с 1930 года пошел учиться в школу и в 1937 году окончил 7 классов Вороговской НСШ, после чего поступил учиться в педагогическое училище в г. Енисейске Красноярского края, которое окончил в 1940 году».

После этого И.С. Забелин отучился на курсах учителей русского языка в Красноярске и в сентябре того же года был направлен на работу в овсянскую школу, а в 1941-42 годах был в ней же завучем.


И.С. Забелин

В марте 1942 Иван Забелин был призван в армию, но — как не годный к строевой службе — в строительную колонну. Негодность к строевой службе по состоянию здоровья подтверждалась позднее. Однако в справке о медосвидетельствовании фронтовой комиссией Первого Украинского фронта от 27 ноября 1944 года младший сержант Забелин признан годным к службе всеми специалистами-медиками. Время было такое: для победы нужен и важен был каждый.

В 1944-45 годах Иван Семенович был командиром миномета 82 мм, участвовал во взятии Будапешта, награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Славы III степени. медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Имеет благодарности верховного главнокомандующего как участник боев за взятие Будапешта, за овладение городами Вашвар, Керменд, Сентготгард, Чурго.

После возвращения в Овсянку Иван Семенович продолжил работу в школе — трудился в ней до ухода на пенсию в 1981 году.

Умер в 2000-м. Похоронен в Овсянке.

К статье в разделе «Краеведческие материалы» прикреплена часть документов, связанных с И.С. Забелиным и содержащихся в фондах Астафьевской библиотеки. Познакомиться с ними можно здесь.

Лица Овсянки

Как известно, замысел написать о детстве, о родном селе (позже эти рассказы стали «Последним поклоном») появился у Астафьева в 1957 году, после его журналистской командировки на строительство Красноярской ГЭС.

Из этой поездки он привез не только материалы для журнала «Смена», но и горечь оттого, что со страниц книг и газет уходят простые люди, живущие, по выражению Астафьева, «вечной» жизнью.
Вот так и решил Виктор Петрович писать о родине и земляках.

«Они любимы мной такими, какие есть», — говорил он.

А какими они были в жизни — герои «Последнего поклона»? Это запечатлели старые фотографии — 1930-60-х годов.

Село после войны

Какой была Овсянка в первые послевоенные годы и десятилетия?

Возвращались с войны солдаты (в книге «Вспомним всех поименно: воины-дивногорцы в Великой Отечественной войне» собраны имена 2825 воинов, ушедших на фронт из сел и деревень, ныне входящих в Дивногорский городской округ – из Овсянки в том числе).

Шестеро воинов-овсянцев – Ворошилов Георгий Алексеевич, Киряков Алексей Исаакович, Черкасов Алексей Николаевич, Лобецкий Борис Адольфович , Сморгон Семен Хаймович, Ваганов Семен Александрович – закончили войну на восточных фронтах. А осенью 1945 года в Овсянку привезли японских военнопленных – так называемый отряд-434. По одним свидетельствам, в Овсянке на лесозаготовке, сельхозработах, строительстве дорог, отправке барж с овощами по Енисею на север трудились 50-60, по другим – около 200 военнопленных японцев. По домам местных жителей их не расселяли – жили они отдельно. Но работали под началом овсянцев. Так, в газете «Огни Енисея» в 1995 году были опубликованы воспоминания Елены Петровны Юшковой, которая была бригадиром у 30 японских пленных.

Не все они пережили суровую сибирскую зиму. В Библиотеке-музее В.П. Астафьева хранится письмо от жителя японского города Тоёхаси — Аояма Кунио. Его отец, Аояма Кэдзи, был послан 8.01 на работы в Овсянку. Но зиму он не пережил. «Место, где он умер, – домик в деревне Овсянка на берегу Енисея. Время смерти — 11 часов ночи…» Аояма Кунио с родственниками спустя пятьдесят с лишним лет смог побывать на могиле отца.

Репатриация японских военнопленных началась в 1947 году. Уже к весне 1950 года вернулись на Родину более 510 тысяч японцев. В 1995 году японцы приступили к раскопкам могил для того, чтобы забрать прах своих земляков на Родину. В Красноярске в семидесятые годы на Николаевском кладбище создавался мемориал японским пленным, туда перевезли останки японских пленных в том числе и из Овсянки. «22 июня 1997 года, — пишет Аояма Кунио, — Николаевское кладбище в Красноярске. Терпкий запах летней травы. Читаем молитвы, у памятника лежат привезенные из Японии любимые отцом сакэ, сигареты и поминальная еда. Невольно по щекам текут слезы. »

После войны менялась и росла Овсянка. В 1930-е годы (таким мы знаем село по «Последнему поклону») границы Овсянки на западе проходили по Фокиной речке, а на востоке примерно там, где сейчас находится дом №15 по ул. Щетинкина.

Село стало расти после строительства в нем ДОЗа – деревообрабатывающего завода – в 1957-58 годах.

«До строительства ДОЗа в Овсянке была только улица Набережная и немного домов в начале улицы Щетинкина, а от ручья по улице Щетинкина ничего не было. Здесь все было распахано под огороды. Железнодорожной улицы вообще не было», – вспоминала в беседе с сотрудниками Астафьевской библиотеки жительница Овсянки Александра Ильинична Бетехтина. По ее словам, первый магазин (в народе его знали как магазин Жуковского – здание цело и до сих пор) открылся в Овсянке в конце 1940-х – начале 1950-х годов. До этого ближайший магазин находился в селе Слизнево.

«Недалеко от нас, сразу за Фокиной речкой на противоположной стороне улицы, стоял клуб. Он был уже старый, гнилой, разваливался и в 1952 году его убрали. А раньше все там было и партийные собрания и заседания и концерты. А последнее время помню, заведующей клубом была Шахматова Нина Константиновна. А позже новый клуб построили на том месте, где сейчас поссовет стоит. Клуб был очень хороший, двухэтажный. Его сожгли неумно. Шахматова в нем уже не работала. А поссовет в то время был, где сейчас библиотека стоит, – вспоминает Александра Ильинична. – Здесь в переулочке, как идти мимо Фокиной речки, на самом бережке, стояла будочка, там единственный телефон был. Выдающийся у нас этот бережок в деревне. Катера здесь были постоянно, потому что здесь был сплав в Слизнево и по этой стороне плыл лес. Это место называлось перехватка или схватка. Вот идет плот сверху, допустим с Усть-Дербино, обычно оттуда вели плоты, с Сисима, может быть, а здесь был перехват. Плоты здесь сторожили и распускали этот кошель. Распустят кошель и все эти ошлаговки затягивали как раз к этой будке. И расшлаговывали, распускали обратно, а плохи собирали, грузили на катер обратно увозили, для того чтобы шлаговать лес».

Члены овсянского поселкового совета. 1946 год

После строительства ДОЗа многие жители Овсянки, прежде работавшие на сплаве леса, устроились туда – в первую очередь женщины («Куда было идти, пошли на сплав. Пенсию надо было зарабатывать», – замечает Александра Ильинична). Работали и в поселке Известковом, что через Енисей. Название поселка говорит само за себя – там добывали и жгли известь.

Средняя школа была в Овсянке до 1953 года. После 1953-го и вплоть до 1963 года (когда открылась современная школа №7) в селе оставалась только начальная школа – среднюю перевели в поселок Мана.

Со строительством Красноярской ГЭС, начавшимся в середине 1950-х, стала расти и Овсянка, и соседние села.

«В 1955 году начали строить дорогу. В 1956-1957 годах была мобилизация и гражданских, и военных, и по путевкам на строительство дороги. Там, на гор, комсомольский поселок был забит народом. Там и жили строители мехколонны. Поселок Молодежный, в котором я проработала 19 лет, весь при мне построили. Неделя не пройдет – дом, неделя не пройдет – второй и третий. И так их состроили больше двенадцати домов. И Овсянка строилась. Как начала строиться ГЭС, и все вдруг начали строиться. Лес получился вроде за счет ГЭС. Его возили и строились. Считайте, вся улица Щетинкина была так построена», – вспоминала Александра Ильинична Бетехтина.

Сколько школ в Овсянке?

Сегодня мы хотели рассказать об истории овсянской школы, но. даже местные старожилы иной раз расходятся в мнениях по поводу того, сколько же школ было в Овсянке за ее историю.

Итак, совершенно точно известно, что в конце 19-го века, во второй половине 1880-х годов, в Овсянке уже была так называемая «школа грамотности». В «Отчете о состоянии церковно-приходских и грамотности школ Енисейской епархии за 1888-89 учебный год», в частности, читаем, что для «овсянской школы грамотности здание выстроено на средства Совета (имеется в виду Епархиальный совет. – прим. авт.) и прихожан».

Выглядело здание, судя по старой фотографии, вот так.

Что такое «школа грамотности»? Как правило, профессиональные учителя в них не работали (или же это происходило крайне редко). Занятия в таких школах мог вести любой грамотный человек. С крестьянскими ребятами занимались обычно выходцы из небогатых слоев населения за небольшую плату – причем не обязательно деньгами, иногда и натуральную (например, продуктами). Обучение могло идти по любым печатным изданиям, доступным преподавателю и ученикам. Конечно же, каких-либо образовательных программ, обязательных требований к результатам учебы в школах грамотности не существовало. Задача у них была одна – научить детей читать и писать.

В 1916 году в Овсянке начала действовать своя церковь – Никольская. При ней открылась церковно-приходская школа (получается, вторая по счету в Овсянке) на 32 учащихся.

После революции церковь закрыли, приспособили ее под пекарню. А в 1920-х годах в Овсянке открылась еще одна школа – на этот раз вполне светская (и советская). В 1931 году под нее был приспособлен дом Астафьевых – после того, как семью раскулачили. Именно в этом здании и начинал учиться маленький Витя Астафьев.

«Дом, приспособленный под школу, был рублен моим прадедом, Яковом Максимовичем, и начинал я учиться в родном доме прадеда и деда Павла», – пишет Виктор Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Эта школа проработала в Овсянке до первой половины 1950-х годов. Вот несколько архивных фотографий 1940-50-х годов, связанных с историей овсянской школы. Ее в те годы возглавлял Федор Трофимович Бетехтин.

По воспоминаниям старожила Овсянки Александры Ильиничны Бетехтиной, в те годы при школе действовал и интернат – в Овсянке учились ребята из разных сел и деревень, в том числе весьма отдаленных. Но в начале 1950-х (по словам Александры Ильиничны, в 1953 году) была построена новая двухэтажная школа «на Мане» (говорит Бетехтина), и большую часть педагогического коллектива и учеников средних и старших классов перевели туда. В Овсянке оставалась только начальная школа.

Современная школа №7 села Овсянка ведет отсчет своей истории с 1 сентября 1963 года. Первым ее директором стал Федор Никифорович Никифоров, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Рядом с Ф.Н. Никифоровым трудились Н.Ф. Куцепалова, С.И. Мунгалова, В.Ф. Бетехтина, Г.Ф. Дружинина, Н.С. Кузьмиченко, В.Н. Зверева, А.П. Ветрова.

Сейчас школой руководит Марина Владимировна Метелкина. В школе учатся ребята из сёл Овсянка, Слизнево, поселка Молодежный. Подробнее о школе №7 села Овсянка можно узнать на ее сайте.

Школа носит имя В.П. Астафьева. Виктор Петрович поддерживал связь со школой родного села даже в те годы, когда жил вдали от малой родины. А после возвращения в Красноярский край в 1980 году был в ней частым гостем.

Вспоминая прочитанное. Викторина об истории Овсянки

На фото: карта Овсянки, составленная по воспоминаниям старожилов села.

С начала 2021 года на сайте Астафьевской библиотеки вышло уже 14 материалов проекта «Овсянке – 350 лет». Плюс одна викторина: в конце марта мы решили проверить, насколько запомнились нашим читателям опубликованные на тот момент статьи об истории села.

Сегодня мы проводим еще один «тест»: по материалам, вышедшим в апреле – июне.

Все просто: из предложенных вариантов ответа выбирайте правильный, а если необходимо – обращайтесь к разделу сайта, посвященному юбилею Овсянки: там правильные ответы точно есть!

1. «У нас появилась новая невестка Нюра, удалая песельница» — цитата из «Последнего поклона» В.П. Астафьева. А кто был прототипом Нюры-песельницы?

Варианты ответов:

А. Никто конкретно: это собирательный образ.

Б. Анна Константиновна Потылицына (урожденная Шахматова), жена Николая Ильича – дядюшки В.П. Астафьева.

В. Речь о второй супруге отца Виктора Петровича – П.П. Астафьева – и, соответственно, мачехе главного героя «Последнего поклона».

2. «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон», – писал Астафьев. А за какой период можно отследить родословную Виктора Петровича по «Последнему поклону»?

А. Начало ХХ века – 1980-е годы.

В. 30-е годы ХIX века – 1990-е годы.

3. У Овсянки есть еще один легендарный уроженец – полярник и ученый Петр Георгиевич Астахов. Какой географический объект назван его именем?

Б. Остров в Северном Ледовитом океане.

В. Горная вершина в Афганистане.

4. «Я устроилась сюда в поселок. А поселка-то еще не было. Стали строить дома. Неделя не пройдет – дом, неделя не пройдет – второй и третий. И так их состроили больше двенадцати домов», – вспоминала жительница Овсянки А.И. Бетехтина в разговоре с сотрудниками Астафьевской библиотеки. А о чем рассказывала Александра Ильинична?

А. О строительстве Дивногорска.

Б. О строительстве поселка Молодежного в конце 1950-х годов.

В. О том, как работали японские военнопленные в Овсянке во второй половине 1940-х годов.

5. Сколько школ было в Овсянке за ее историю?

А. Одна: в ней учился В.П. Астафьев, она же работает в селе и сейчас.

Б. До революции – церковно-приходская. А действующая школа ведет отсчет своей истории с первых советских лет.

В. Можно со счету сбиться: школа грамотности, церковно-приходская, средняя (где учился Астафьев), она же с интернатом, начальная и, наконец, современная – школа №7 имени В.П. Астафьева.

Ждем ваши ответы в комментариях к этой статье или на страницах Астафьевской библиотеки в соцсетях.

Овсянка сегодня: 10 фактов о нашем селе



Ну вот мы и добрались в нашем рассказе об истории Овсянки до современного периода – второй половины ХХ века и нынешнего тысячелетия. (Это, конечно, не означает, что публикации об Овсянке на этом завершаются – продолжение обязательно будет).

С прошлыми материалами проекта «Овсянке – 350 лет» можно познакомиться здесь.

Поскольку нас читают люди, которым не нужно отдельно объяснять, чем известна и славна Овсянка, мы решили лишь обозначить основные вехи – даты и события – современной истории села.

Итак, 10 фактов о сегодняшней Овсянке.

1. Согласно последней по времени официальной переписи населения (2010 год) в Овсянке живут 2228 человек.

2. Школа №7 села Овсянка им. В.П. Астафьева открыла свои двери для учеников 1 сентября 1963 года (об истории всех овсянских школ мы писали здесь). Сейчас в школе №7 учатся около 200 ребят.

3. Библиотека в Овсянке открылась в 1975 году – тогда под нее выделили комнатку в заводоуправлении ДОЗа. В 1978-м библиотека переехала в бывшее здание поселкового совета — одноэтажный деревянный домик.

4. В 1975 году, к 30-летию Победы, был открыт памятник воинам села Овсянка, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Инициатором создания памятника был В.П. Астафьев. К открытию мемориала удалось установить фамилии 50 овсянцев, погибших на фронте. Но поисковая работа продолжалась и в последующие годы – в ней участвовали и сотрудники нашей библиотеки. Список героев на памятнике был дополнен.

5. В 1980 году на родину, в Красноярский край, вернулся Виктор Петрович Астафьев. Несмотря на то что краевые власти выделили ему квартиру в красноярском Академгородке, Астафьев больше любил Овсянку – купил в родном селе домик и жил в нем с мая и до глубокой осени.

6. На рубеже 1980-х – 1990-х годов стараниями В.П. Астафьева был прекращен варварский молевой сплав по сибирским рекам – губительный и для природы, и для людей.

7. Строительство нового здания библиотеки (ныне – Библиотеки-музея В.П. Астафьева) началось в 1991 году. Открытие ее состоялось 4 мая 1994 года, через три дня после того как Виктору Петровичу исполнилось 70 лет. Инициатором строительства был В.П. Астафьев, проект разрабатывался в мастерской Народного архитектора России А.С. Демирханова.

8. В 1996, 1998, 2000 годах в Красноярском крае (в том числе и в Овсянке, в Астафьевской библиотеке) проходила всероссийская конференция «Литературные встречи в русской провинции» – главным ее вдохновителем и «двигателем» был Виктор Петрович. (Кстати, вот какой интересный документ удалось нам найти – постановление 1998 года, подписанное тогдашним губернатором Красноярского края А.И. Лебедем о проведении второй по счету конференции. Впечатляет состав оргкомитета. ). Во время вторых «Литературных встреч» (1998 год) состоялось еще два важных для Овсянки события: была освящена часовня Иннокентия Иркутского (архитектор – А.С. Демирханов), а возле библиотеки был заложен Литературный сквер – деревья там посадили участники конференции, писатели и ученые.

9. 1 мая 2004 года, к 80-летию Виктора Петровича, в Овсянке открылся Мемориальный комплекс В.П. Астафьева – филиал Красноярского краевого краеведческого музея. В него входят дом-музей писателя музей повести «Последний поклон».

10. Сейчас небольшое село Овсянка – место притяжения туристов, почитателей и исследователей творчества В.П. Астафьева. В Овсянке проходят фестивали и праздники, уже ставшие традиционными. В первую очередь это, конечно, межрегиональный детско-юношеский фестиваль «Астафьевская весна» и «Бабушкин праздник», который отмечается в конце августа.

На 28 августа этого года намечен праздник, посвященный 350-летию Овсянки. И он, конечно, состоится – если и не в очном, то в интернет-формате.

Друзья, мы завершаем проект, посвященный 350-летию Овсянки и рассказывающий об истории села.

Конечно, публикации об Овсянке продолжатся – до празднования юбилея и после него. Нашему селу и ее жителям будет посвящен и большой проект «Овсянка: семейные истории», над которым сотрудники Библиотеки-музея В.П. Астафьева будут работать при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

А нынешний проект, «Овсянке — 350 лет», длившийся с января 2021 года, завершен. На интернет-ресурсах Астафьевской библиотеки вышло 16 публикаций (эта – 17-я), в которых мы рассказали об истории села со времени его основания и до наших дней.

Сегодня мы предлагаем вам, друзья, вспомнить опубликованные материалы и ответить на вопросы последней, обобщающей викторины проекта. В этом вам поможет специальный раздел сайта Астафьевской библиотеки, в котором собраны статьи по теме. Ответы пишите в комментариях.

1. 350-летие Овсянки мы отметим 30 сентября 2021 года. А почему именно в эту дату?

2. Второе название речки Овсянки, на которой стоит село, – Фокина речка (Фокин ручей). Откуда взялось такое название?

3. В 1730-х годах большинство казаков – первопоселенцев Овсянки были записаны в пашенные крестьяне. Сможете ответить – кто такие «пашенные крестьяне»?

4. На географической карте наше село впервые появилось в 1701 году. Кто стал ее составителем?

5. У овсянцев вплоть до недавнего времени было прозвище «гробовозы». Как оно появилось?

6. Почти 250 лет своей истории Овсянка была деревней, а в 1916 году стала селом. С чем это связано?

7. В какой период в Овсянке появилось первое учебное заведение – школа грамотности? А когда открылась современная школа, работающая в селе в наши дни?

8. «В творчестве моём биография отображена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей «толстой книге» – «Последний поклон», – писал В.П. Астафьев. Какой период охватывают рассказы, входящие в повесть? На протяжении какого времени прослеживается история семьи Виктора Петровича в «Последнем поклоне»?

9. В каком году появился у В.П. Астафьева замысел «Последнего поклона»? С чем это было связано?

10. В каком году В.П. Астафьев вернулся на родину, в Красноярский край, после многих лет жизни в других регионах?

11. Долгое время овсянцы работали на молевом сплаве леса, губительном для природы и людей. В какие годы стараниями В.П. Астафьева он был запрещен?

12. Как связаны село Овсянка и ледник в Антарктиде?

13. Когда открылась первая библиотека в Овсянке? Когда и как появилось новое ее здание, в котором сейчас работает Библиотека-музей В.П. Астафьева?

Источник

Читайте также:  Франциска вудворд волшаны ярость земли читать