Меню

Люди земли русской 3 класс

Классный час «М.В. Ломоносов — самородок земли русской»
классный час (3 класс) по теме

Классный час для учащихся начальной школы о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»

Бурейского района Амурской области

«М.В. Ломоносов – самородок земли русской»

учитель начальных классов

Евсейцева Светлана Геннадьевна

  1. Расширение кругозора учащихся;
  2. Формирование ценностных ориентиров учащихся;
  3. Актуализация знаний учащихся из истории, географии, физики, химии, литературы об особенностях эпохи Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове – человеке и гражданине.
  1. Развивающий аспект цели :
  1. Совершенствование навыков связанной речи;
  2. Развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;
  1. Развитие поэтических способностей учащихся;
  2. Развитие познавательного интереса через использование разнообразных форм работы.
  3. Формирование информационной компетенции
  1. Воспитательный аспект цели:
  1. Осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;
  2. Воспитание культуры поведения учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
  3. Воспитание трудолюбия, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.

Форма проведения – комбинированный классный час:

1. Элементы устного журнала

I. Мультимедийная презентация

1. Тема классного часа: «Ломоносов Михаил Васильевич – самородок земли русской»

3. Первые книги “Грамматика”, “Арифметика”.

4. Ломоносов на пути в Москву.

5. В славяно-греко-латинской школе.

8 .В химической лаборатории.

11. Перевод со старо-славянского для физминутки.

12. Московский университет.

14. Музей-заповедник в городе Ломоносов.

15. Памятники М. В. Ломоносову.

16. Награды имени Ломоносова.

II. Альбомные листы, цветная бумага, клей для прищипанной мозаики.

III. Наборы пазлов (3 штуки).

Учитель: Сегодня наш классный час ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич. В этом году мы празднуем его 300- летие.

Показ слайда 1: « Михаил Васильевич Ломоносов – самородок земли русской»

— Кто уже слышал это имя и фамилию?

С детства всем знакомо имя – Ломоносов…

Сей великий человек опередил века!

Он – поэт, художник и философ,

Это гений — и ему сравненья нет пока!

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.

Показ слайда 2: «Родина М.В. Ломоносова».

Седые гривы, вознося до звёзд,

Дыша солёной горечью морскою,

Ломает мачты ледяной норд-ост,

Пропахший палтусиной и трескою.

И юноша с Двины, из Холмогор,

Приобретает в этой грозной школе

Талант вставать ветрам наперекор

И навыки бесстрашия и воли.

Учитель: Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.

В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).

“То были врата учености моей” — сказал о них Ломоносов.

Показ слайда 3: «Первые учебники»

Василий Дорофеевич сначала поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, — с горечью вспоминал Ломоносов.

В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.

Показ слайда 4: «Путь в Москву».

Учитель:“ Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.

Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.

Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.

В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.

Показ слайда 5: «В славяно-греко-латинской школе».

Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,

Как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.

Преподаватели не могли ни обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.

В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.

Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.

Показ слайда 6: «Учёба за границей».

Без денег нелегко прожить…

Ему пришлось латынь зубрить,

И раньше срока кончив курс,

Потом в Германию, в Марбург.

Пять лет живёт за рубежом,

Вернувшись, знаний багажом

Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни. Им сделаны открытия в химии, физике, астрономии.

Показ слайда 7: «Открытия Ломоносова».

Доклад о светлости металлов,

Но после сплетен и доносов

Профессор – Миша Ломоносов.

Наука вознеслась к верхам,

Здесь Ломоносов, тут и там!

Показ слайда 8: «Химическая лаборатория».

Учитель: Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе.

Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым, была Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка — размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.)

Самая большая картина фабрики Ломоносова -«Полтавская баталия».

(Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)

Самый любимый герой Ломоносова – Петр I

Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в Санкт — Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве.)

Ты предстаешь в науках разных,

Достигнув множества высот.

Последних жизненных забот.

Ты собирал кусочки смальты.

Вот шаг за шагом. восхищенно

Уже с картины смотрит Пётр!

«Полтавская баталия» мир удивляет

Всей грандиозностью своей.

И только Бог один лишь знает

Склонила пред тобой главу,

Прислав торжественну хвалу.

До нас дошли твои творенья.

Мы чтим тебя земляк родной!

Картин осколочных мгновенья-

Учитель: У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы. Класс делится на 3 команды. Каждой команде выдаются пазлы. Победителем является та команда, которая быстрее всех соберёт картинку из пазл.

Учитель: Ломоносов изучал родной русский язык. Он разработал первую научную грамматику русского языка, был прекрасным поэтом. Прочитайте его стихи адресованные потомкам.

Показ слайда 10 «Стихи Ломоносова».

Язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка. В физминутке, которую мы разучим, встречаются устаревшие слова, которые можно прочитать в произведениях Ломоносова.. Выполним зарядку по- старославянски. Подсказки вы увидите на экране.

Показ слайда 11 «Перевод со старославянского»

Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их.

Поднимите рамена – опустите.

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам.

(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя — шея, глава – голова, ланиты – щеки).

Учитель: Университет, который был создан в Москве по настоянию Ломоносова носит его имя «Московский государственный университет имени М, В, Ломоносова»

Показ слайда 12: «Московский университет».

Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути — ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло два с лишним века —

Россией Ломоносов не забыт!

В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.

Показ слайда 13: «Могила М.В. Ломоносова».

Когда не стало света мысли,

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел, достичь всего!

Что с нами на земле жил гений!

Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов.

Показ слайда 14: «Музей-заповедник в городе Ломоносов».

Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.

Показ слайда 15: «Памятники М.В. Ломоносову».

Здесь память вечную гласим.

В нашей стране был учреждён орден имени Ломоносова. Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Показ слайда16: «награды имени Ломоносова».

Давайте в память о М. В. Ломоносове выполним прищипанную мозаику. Для выполнения работы нам потребуется бумага, клей и карандаш. Заполнять кусочками бумаги мы будем буквы (О-4 шт., М, В, Л, С, Н), а затем из этих букв составим слово. Первая команда будет делать буквы О- 3 штуки, вторая команда буквы О, М, В, а третья – буквы Л, С, Н,

Чтобы выполнить прищипанную мозаику необходимо сначала нарвать узкие полоски бумаги наискосок листа. Затем намазать клеем небольшой участок буквы и приклеить кончик полоски бумаги, прижав его карандашом. После этого резко дернуть полоску бумаги, так, чтобы под карандашом остался небольшой кусочек полоски. Таким образом заполнить всю поверхность буквы.

После работы дети составляют из букв слово «ЛОМОНОСОВ».

А кем же он был М. В. Ломоносов?

Ломоносовым было создано множество картин, значит он … (художник).

Правильно, ребята, но не простой художник, а мозаичист.

Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом.

Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.

Но более подробно с этим ученым и его открытиями вы познакомитесь в старших классах.

Желаю вам новых открытий на уроках.

1. Белявский М.Т. . Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. — М.: 1986. C. 224.

2. Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. — Поморский университет. — Архангельск: 2006. С. 192.

3. Интернет. Эл. адрес: festival@1september.ru .

4.Карпеев Э.П. «Михаил Васильевич Ломоносов», Москва, «Просвещение»,1987 .

5. Лебедев Е.Н. «Ломоносов», Москва, 2008 г.

6. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников, суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост.: Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – 493 с.

7. Михаил Васильевич Ломоносов: разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 1986. – 80 с.

8. Николаев Э.И «Младшим школьникам о М.В.Ломоносове», Архангельск, Поморский университет, 2006 г

9. Некрасова Е.А. Ломоносов — художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.

10. Чецкая И. Б. Активные формы внеклассной работы, посвящённой М. В. Ломоносову : метод. пособие / И. Б. Чецкая. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский техникум строительства и экономики», 2008. – 31 с.

Источник

«Великие сыны России». Классный час для учащихся 3 класса.
классный час (3 класс) по теме

«Великие сыны России». Классный час для учащихся 3 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цели : 1. Познакомить с жизнью и деятельностью великих русских людей;

2. Продолжить знакомство с историей нашей страны;

3. Формировать личность детей в выборе жизненного пути на примере жизни великих людей.

Оборудование: выставка, посвящённая великим людям России

(ученым, космонавтам, полководцам, спортсменам, людям искусства);

презентация портретов: Лазарев М.П., Кубасов В. Н., Андрианов Н, Бычков В.А., Менделеев Д.И.;

Презентации о жизни людей: Суворов А.В., Гагарин Ю.Н., Валуев Н.С., Васнецов В.М., Ломоносов М.В.;

Жетоны, грамоты для награждения;

Ученик : Наш век пройдет, откроются архивы

И всё, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

Учитель : — Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с историей нашей страны и судьбами великих людей. Мы живем в удивительное время. Время свершений и открытий. Люди летят к звездам, расщепляют атом, создают шедевры. Мы поближе познакомимся с жизнью и деятельностью видных русских ученых, космонавтов, полководцев, спортсменов, поговорим о людях искусства. Все они рождены на Российской земле ….

Насколько хорошо мы их знаем?

За правильный ответ — жетон.

По краткому описанию определите, о каком из великих людей идет речь:

— Уроженец города Владимира, Адмирал, флотоводец, дипломат, ученый, мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия, открыл шестой континент нашей планеты – Антарктиду.

– Кто это? ( Лазарев Михаил Петрович)

Ученик: Еще маленьким, он хотел стать героем: закалялся, занимался физкультурой, обливался холодной водой.

И на службу пошел – в походах с солдатами ел из одного котла. Очень их любил и называл чудо-богатырями. А по утрам выскакивал из своей палатки и будил весь лагерь – кричал петухом.

Он взял Измаил. И еще перешел через Альпы и появился в тылу врагов. И еще много побед одержал. Он вообще был непобедим. Солдаты его любили и шли за ним всюду.

– О ком идет речь? (Суворов Александр Васильевич)

Ученик: Этот человек родился в городе Вязники Владимирской области в 1935 году. Там же окончил среднюю школу, затем поступил в Московский Авиационный институт. Сразу после окончания авиационного института работал в конструкторском бюро и занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.

Вскоре Валерий Николаевич был зачислен в отряд космонавтов и выполнил три космических полета в составе экспедиций.

В настоящее время летчик-космонавт – Почетный гражданин 11 городов России и мира. Имеет множество наград.

– О каком почетном гражданине мы говорим? ( Кубасов Валерий Николаевич)

Ученик: Он совершил свой первый в истории полет вокруг Земли 12 апреля 1961 года на корабле «Восток». Многовековая мечта людей о полете к звездам осуществилась. Сказку сделал былью смоленский парень, гражданин нашей страны. Вся планета восхищалась его подвигом. Его имя стало известным всему миру. Но он остался самим собой – скромным и добрым, улыбчивым и обаятельным.

Кто же это ?( Гагарин Юрий Алексеевич)

Ученик: На весь мир известна Владимирская гимнастическая школа имени Н.Г. Толкачева. Из стен школы вышла целая плеяда гимнастов – мастеров международного класса, олимпийских чемпионов.

Один из них – семикратный чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, СССР, обладатель кубка мира, Почетный гражданин г. Владимира.

В настоящее время возглавляет спортивную школу олимпийского резерва по гимнастике.

— Назовите имя Владимирского гимнаста ( Николай Андрианов)

Ученик: Боксер, чемпион мира в супертяжелом весе родился в Ленинграде. В школьные годы занимался баскетболом, затем увлекся метанием диска, а уже после этого пришел в бокс. Начинающий боксер почти сразу же начал показывать хорошие результаты. В истории мирового бокса примечателен своими внешними данными: его рост достигает 213 см, вес – 148 кг.

— Назовите имя известного боксера ( Валуев Николай Сергеевич)

Ученик : Владимирская организация Союза художников России пополнилось талантливой молодежью. Среди них – уроженец города Коврова, наш современник. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Работы художника отмечены премиями в области культуры, искусства и литературы. Он член Союза художников, участник двух десятков выставок в стране и за рубежом. Работы художника находятся в государственных музеях. Художник пишет в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, сюжетной картины.

– Назовите имя художника (Бычков Виктор Алексеевич)

Портрет и картины Бычкова В. А.

Ученик : Замечательный русский художник. Сын сельского священника рос в российской глубинке Вятской губернии среди крестьянских детей. Первые уроки рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика тягу к изобразительному искусству. Учился в Академии художеств. Его произведения глубоко лиричны, романтичны по своей сути. Перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник создал новое «национальное» направление в современной российской живописи.

— Назовите имя великого художника (Васнецов Виктор Михайлович)

Ученик: Гениальный русский химик, физик и натуралист в широком смысле этого слова. Родился в семье директора гимназии. После окончания Тобольской гимназии был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета в Петербурге. Окончил институт с золотой медалью.

Оставил свыше 500 печатных трудов. Является автором исследований по химии, физике, экономике, сельскому хозяйству и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Открыл периодический закон химических элементов и написания «Основ химии».

— О ком идет речь? (Менделеев Дмитрий Иванович)

Ученик: Он родился в Архангельской губернии в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью он отправился в Москву, пешком, с ободом мороженой рыбы. В Москве ему пришлось выдать себя за сына дворянина. А через 6 лет в награду за успехи в учебе он был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к знаниям – и он становится крупнейшим ученым.

— Назовите имя этого ученого. ( Ломоносов М.В.)

Ведущий: — Итак, подведем итоги.

— Жизнь великих людей является предметом для изучения, но и не только. Это яркий пример для вас, дорогие ребята, в формировании личности, в выборе жизненного пути.

Источник

Читайте также:  Духовное родство со своей землей сочинение рассуждение 5 класс