Меню

Михаил осоргин земля главная мысль рассказа

Образ родины в очерке Михаила Осоргина

Образ родины в очерке Михаила Осоргина «Земля». 6 класс.

Берега, причалы, пристани,
Сто поселков на пути,
Но такого сердцу близкого,
Как Уральский, не найти.
И.Е. Ефимов
1. Слово учителя.
Мы живем на берегу Камы в поселке Уральском. У каждого из нас, взрослых и детей, есть свой любимый уголок (звучит песня об Уральском на слова И.Е.Ефимова, строки из которой взяты в качестве эпиграфа к уроку).
Пермский край знает много талантливых писателей и поэтов. Среди них – Михаил Андреевич Осоргин, уроженец г.Перми. Судьба этого человека сложилась так, что ему пришлось поскитаться по всему свету. Но где бы он ни был, наша природа Прикамья, родная Пермь не тускнела в его сознании.
2. Повторение теоретических сведений о жанре (работа со словарями).
Очерк «Земля» учащиеся прочитали в сборнике мемуарной прозы, вышедшем в Пермском книжном издательстве. В «Толковом словаре» Ожегова есть определение этому жанру: «Мемуары – это записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий».
Очерк, по мнению Ожегова, — это «небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов». Вот почему читатель верит автору. Чувствуется правдивость описываемого и нежное, сладостное отношение автора к своим воспоминаниям. Кажется, что автор раскрывает душу перед читателями, рассказывая о сокровенном.
3. Беседа по содержанию очерка.
— О чём очерк «Земля» Михаила Осоргина?
— Автор-рассказчик получил когда-то из России небольшую шкатулку карельской березы, наполненную землей. Удивительно, что он берёг эти «комочки бурой земли», пересыпал их «заботливо и осторожно». Не случайно для него из всех вещей «земля была самой любимой и близкой».
— Какие слова помогают понять нам, что автору дорога земля, где он родился?
— Писатель чувствует и понимает связь с землей: «Ибо прах ты – и в прах обратишься». Эти слова из Библии подсказывают нам, что человек и земля неразрывно связаны. Эту связь Михаил Осоргин подчеркивает не раз: «Мы – люди от земли, крепко с нею спаяны». И вот что удивительно: он говорит от имени всех нас, русских людей. Мы не сомневаемся в искренности его чувств и сами переживаем то же самое, когда находимся вдали от родных мест.
— О чём вспоминает Осоргин вдали от Родины? Какие эпизоды ему запомнились?
— Автор, уже достаточно взрослый человек, вспоминает свое детство. Оно прошло на Урале, и мы из очерка узнаем знакомые улицы Перми, читаем знакомые названия. С детства любовь к земле маленькому Мише прививал отец. Характерен в этом отношении тот эпизод, когда они вместе пересаживали цветы.
— Рассказчик вспоминает: «отец держит на весу цветочную банку, слегка наклонивши и похлопывая по бокам ладонью. И вот сыплется на газету лежалая и затхлая земля с бледными букашками, за ней освобождаются сплётшиеся нити тонких белых корешков». Делают они, отец и сын, это «с любовью и великим старанием». Родина для автора – это отчий дом и родители.
— Как относится автор к родине?
Уже с первых строк писатель признаётся в любви к Родине, «не боясь чужих ушей:
— Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».
— Писатель тоскует по родине, но не осуждает ее за то, что он оказался в эмиграции: «я вернуться не могу, хотя моя Мадонна прекраснее всех существующих и мыслимых».
— Какие реальные факты, названия встретили вы, читая очерк?
Мы вместе с ним, читая строки произведения, чувствуем, как «пахнет земля весной, а на улице весна землёй пахнет». Несколько раз в очерке упоминается речка Егошиха, деревня Загарье. В произведении есть исторические факты, связанные с жизнью страны и города. (ученики приводят примеры).
— Верите ли вы рассказчику?
— Мы верим в искренность слов Осоргина. Например, он признаётся, что преклонение перед русскими красотами пришло к нему не сразу. Было время, когда его изумляли города Италии и голубая трава заграничных парков, озёра Норвегии и пейзажи Швейцарии. Помогает жанр очерка.
— Есть ли отличие нашей Родины от других стран?
— Настолько русская земля благодатна, что кажется автору: обычная трость, воткнутая в землю, «покрывается листьями, бутонами и цветами» только потому, что «идут благодатные дожди, земля дышит жизнью».
— Почему же именно такое название дал писатель произведению?
У Ожегова мы находим 6 значений слова «земля». Но в названии переплетается и «страна, государство», и «рыхлое, тёмно-бурое вещество». А также автор пишет о малой родине, о родной пермской земле.
— Какова композиция произведения?
Произведение написано за границей. В нём 2 части. В первой – воспоминание детства, рассказ о дорогих сердцу людях; во второй – размышление о жизни, о судьбе, о чужеземных странах, так и не ставших автору родными.
— О чём заставляет задуматься нас это произведение?
В каждой части есть слова «Ибо прах ты – и в прах обратишься». Это своего рода повтор заставляет и нас, читателей, думать о своих корнях, о своём месте в жизни и, конечно, о малой родине и стране, в которой мы живём.
4. Чтение сочинений о посёлке, стихов И.Е.Ефимова о Каме, о людях Уральского.
5. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение местного автора об Уральском.

Читайте также:  Вспахать землю в заокском

  • Obraz rodiny v ocherke Mihaila Osorgina
    Размер файла: 33 kB Загрузок: 2

Источник

«М. Осоргин — яркий представитель русского зарубежья. Анализ рассказа «Земля»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Конспекты
Автор Сергеева А.О.
Дата 24.07.2014
Формат docx
Изображения Нет

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Методическая разработка урока по теме: « М. Осоргин — яркий представитель русского зарубежья. Анализ рассказа «Земля».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Осоргина.

1) ознакомить с понятием «русской зарубежье»;

2) проанализировать один из рассказов М. Осоргина;

3) ввести ряд литературоведческих терминов: автобиографическая проза, символ, образ.

«Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».

2. Сообщение заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве. Осоргина.

Михаил Андреевич Осоргин; настоящая фамилия Ильин родился в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин — юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912) был местным журналистом и поэтом.

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевд. Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в ее подготовку был вовлечен. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905-1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооруженном восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнесся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своем отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчеркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

3. Беседа по рассказу «Земля».

1. Понравился ли Вам рассказ? О чём заставил задуматься?

2. При помощи чего автором создаётся образ дома?

Символ — многозначный предметный образ, соединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности.

Весь рассказ пронизан лирическим мироощущением. Рассказ относится к автобиографическим образам, именно поэтому так детализирован.

3. Какова главная идея рассказа? (воспоминания о доме, о России)

4. Какова идейная направленность рассказа? (автор хотел донести до читателей, что малая родина человека — это его святыня)

5. Какое место имеет хронотоп в рассказе? (автор переносится из будущего в прошлое, путешествует по своему детству)

6. Какова роль пейзажа в рассказе?

7. Какова роль самого автора?

4. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Моя малая родина».

Источник

« М. Осоргин — яркий представитель русского зарубежья. Анализ рассказа «Земля».

Данный материал предназначен для проведения внеурочного мероприятия по литературе. Эта разработка поможет в доступной и интересной форме познакомить учащихся с литературой русского зарубежья. Новый определения, имена, факты, даты и , конечно, проникнутые глубоким лиризмом рассказы обязательно заинтересуют старшеклассников. Это занятие познакомит учеников с ярким представителем первой волны эмиграции — Михаилом Осоргиным. Его творчество — это отражение русской души, тоскующей по родным краям. Рассказ «Земля»-это центральный рассказ сборника «Чудо на озере», в котором отражаются чувства, мысли, переживания, воспоминания автора. Знакомство с таким произведением для учащихся хорошо будет продолжить собственными размышление на тему » Моя малая Родина «.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор: Сергеева Алёна Олеговна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 17.68 Kb

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Методическая разработка урока по теме: « М. Осоргин — яркий представитель русского зарубежья. Анализ рассказа «Земля».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Осоргина.

1) ознакомить с понятием «русской зарубежье»;

2) проанализировать один из рассказов М. Осоргина;

3) ввести ряд литературоведческих терминов: автобиографическая проза, символ, образ.

«Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».

2.Сообщение заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве. Осоргина.

Михаил Андреевич Осоргин; настоящая фамилия Ильин родился в Перми — в семье потомственных столбовых дворян. Фамилию «Осоргин» взял от бабушки. Отец А. Ф. Ильин — юрист, участник проведения судебной реформы Александра II, брат Сергей (умер в 1912) был местным журналистом и поэтом.

Во время учебы в гимназии поместил в «Пермских губернских ведомостях» некролог своему классному надзирателю, а в «Журнале для всех» опубликовал рассказ «Отец» под псевд. Пермяк (1896). С тех пор считал себя писателем. После успешного окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы продолжал печататься в уральских газетах и исполнял обязанности постоянного сотрудника «Пермских губернских ведомостей». Участвовал в студенческих волнениях и на год был выслан из Москвы в Пермь. Завершив образование (1902), стал помощником присяжного поверенного в Московской судебной палате и одновременно присяжным стряпчим при коммерческом суде, опекуном в сиротском суде, юрисконсультом Общества купеческих приказчиков и членом Общества попечительства о бедных. Тогда же написал книгу «Вознаграждение рабочих за несчастные случаи».

Критически относясь к самодержавию, столбовой дворянин по происхождению, интеллигент по роду занятий, фрондер и анархист по складу характера, Осоргин вступил в 1904 году в партию эсеров. Его привлекли их интерес к крестьянству и земле, народнические традиции — на насилие отвечать насилием, на подавление свободы — террором, не исключая индивидуальный. Кроме того, социалисты-революционеры ценили личное бескорыстие, высокие нравственные принципы и осуждали карьеризм. На его квартире проходили заседания московского комитета партии, скрывались террористы. Активного участия в революции Осоргин не принял, но в ее подготовку был вовлечен. Сам он писал впоследствии, что в эсеровской партии был «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом, больше зрителем, чем участником». Во время революции 1905—1907 в его Московской квартире и на даче устраивались явки, проводились заседания комитета партии социалистов-революционеров, редактировались и печатались воззвания, обсуждались партийные документы. Участвовал в московском вооруженном восстании 1905 года.

В декабре 1905 г. Осоргин, принятый за опасного «баррикадиста», был арестован и полгода просидел в Таганской тюрьме, затем отпущен под залог. Он сразу уехал в Финляндию, а оттуда — через Данию, Германию, Швейцарию — в Италию и поселился близ Генуи, на вилле «Мария», где образовалась эмигрантская коммуна. Первое изгнание продолжалось 10 лет. Писательским итогом стала книга «Очерки современной Италии» (1913).

Особое внимание писателя привлекал футуризм. Он с пониманием отнесся к ранним, решительно настроенным футуристам. Работа Осоргина в итальянском футуризме имели в России значительный резонанс. В 1913 для женитьбы на семнадцатилетней Рахили (Розе) Гинцберг, дочери Ахад-ха-Ама, принял иудаизм (впоследствии брак распался).

Из Италии он дважды выезжал на Балканы и путешествовал по Болгарии, Черногории и Сербии. В 1911 Осоргин печатно объявил о своем отходе от партии эсеров, а в 1914 стал масоном. Он утверждал верховенство высших этических принципов над партийными интересами, признавая лишь кровную связь всего живого, даже преувеличивая значение биологического фактора в жизни человека. В отношениях с людьми выше всего ставил не совпадение идейных убеждений, а человеческую близость, основанную на благородстве, независимости и бескорыстии. Современники, хорошо знавшие Осоргина (например, Б. Зайцев, М. Алданов), подчеркивали эти его качества, не забывая упомянуть о мягкой, тонкой душе, об артистичности и изяществе облика.

3.Беседа по рассказу «Земля».

1.Понравился ли Вам рассказ? О чём заставил задуматься?

2.При помощи чего автором создаётся образ дома?

Символ — многозначный предметный образ, соединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности.

Весь рассказ пронизан лирическим мироощущением. Рассказ относится к автобиографическим образам, именно поэтому так детализирован.

3.Какова главная идея рассказа? (воспоминания о доме, о России)

4.Какова идейная направленность рассказа? (автор хотел донести до читателей, что малая родина человека — это его святыня)

5.Какое место имеет хронотоп в рассказе? (автор переносится из будущего в прошлое, путешествует по своему детству)

6.Какова роль пейзажа в рассказе?

7.Какова роль самого автора?

4.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Моя малая родина».

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 72 Скачиваний: 24

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник