Меню

Над высоким берегом дуная над великой галицкой землей

Над широким берегом Дуная (из переложения Николая Заболоцкого)

Плач Ярославны

Над широким берегом Дуна́я,
Над великой Га́лицкой [1] землёй
Плачет, из Пути́вля [2] долетая,
Голос Яросла́вны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опу́шкой [3]
Наклонясь, в Кая́ле [4] омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко́ в Путивле, на забрале [5] ,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́: [6]

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы полове́цкие [7] вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою во́лны колыхать?
Ты же, стре́лы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях [8] навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные го́ры
В землях половецких ты проби́л,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобя́ковых [9] носил.
Возлелей же князя, господи́не,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половча́н
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан? [10] »

Источник

«Плач Ярославны». ТЕКСТ.

«Плач Ярославны».

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

Источник

Плач Ярославны

«Тебе не наскучило каждому снится,
Кто с князем твоим воевал на войне?
О чем же ты плачешь, княгиня-зегзица,
О ком ты поешь на кремлевской стене?»
Арсений Тарковский

Выражение «Плач Ярославны» давно стало нарицательным и известно почти всем. Но откуда оно взялось, знают уже немногие. А о том, кто такая эта Ярославна, совсем мало людей может правильно ответить.
Между тем, выражение это — из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», по мотивам которого позднее было написано множество стихотворений. Но все – или почти все – в них чистая лирика, и ответов на вопросы по-прежнему нет.
Равно как и знаменитая опера «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом, где в четвертом действии Ярославна одна на городской стене, вспоминая Игоря, поет арию «Ах! Плачу я, горько плачу я»…
Вот, собственно, и все. История, как таковая отсутствует. Но в основу всех лирических произведений положены конкретные исторические события и вполне реальные персонажи.

Напомню, что «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе на половцев русских дружин во главе с князем Новгорода-Северского Игорем. Войско было разбито, князь попал в половецкий плен, а сами половцы хлынули на Русь, разоряя села и города.
В сохранившихся летописях подробно описывается этот злосчастный поход. Гораздо более подробно, чем то, что произошло годом ранее, когда отец князя Игоря, великий князь киевский Святослав Всеволодович разгромил войска половецкого хана Кончака на реке Хорол.
Почему? Ответа на этот вопрос мы, скорее всего, так и не получим.
Так или иначе, сын решил закрепить успехи державного родителя. Успеха не добился, но… прославился.
Сегодня такой поход назвали бы авантюрой. Не заручившись достаточной поддержкой остальных князей, князь Игорь выступил со своей дружиной против половцев. Под вечер 1 мая Игорь наблюдал солнечное затмение — дурной знак, но решил продолжать поход.
После короткой, но ожесточенной схватки на реке Каяле князь Игорь был наголову разбит и угодил в плен вместе со своим старшим сыном. Большинство дружинников погибло – кто сразу, а кто мучительной смертью от тяжелых ран.
Хотя самому князю и его старшему сыну удалось из плена бежать и вернуться в родной город, прежней силы у него уже не было.
Ефросинья была дочерью галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, который, благодаря ей, стал одним из заметных персонажей «Слова о полку Игореве». Родилась она от его брака с суздальской княжной Ольгой Юрьевной, дочерью князя Юрия Долгорукого. Ярославна имеет рюриковские, а значит варяжские, корни.
К моменту похода Игорю было около 40 лет. Имя и происхождение его первой жены неизвестно. Ярославна, вышедшая замуж в четырнадцать лет, родила Игорю пятерых сыновей и дочь. Это был брак по страстной любви. Отец Ярославны — князь Галицкий был богатым и сильным и не имел необходимости родниться с Игорем, так что династические интересы тут не играли никакой роли.
Зато понятным становится и сам образ Ярославны – не юной, но уже зрелой женщины, ставшей, благодаря «Слову» символом женской любви и верности на Руси.
В «Слове. » есть эпизод большой выразительной силы — княгиня выходит на крепостную стену в Путивле и горестно рыдает. Вот стихотворное переложение этого фрагмента, сделанное Николаем Заболоцким:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
— Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Стоя на крепостной стене Путивля, княгиня оплакивает погибших, корит ветер, воду и солнце за то, что они не помогли войску мужа и надеется на возвращение пленных.
Образ тоскующей по мужу Ярославны — одно из величайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова о полку Игореве». Им открывается череда многочисленных русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился идеал женщины Древней Руси независимо от того, к какому сословию она принадлежала.
В отличии от княгини Ольги — мудрой, преданной памяти мужа мстительнице, Ярославна — носительница лирического женского начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Точные годы жизни жены Игоря неизвестны. Её имя в летописях не упоминается. В «Родословнике» императрицы Екатерины II жена Игоря названа Ефросиньей, хотя это имя она приняла при пострижении в монахини уже после смерти своего мужа. Но оно закрепилось за княгиней в исторической литературе.
По мнению исследователей «Слова…», «Плач Ярославны» — один из её самых сильных и поэтических фрагментов, который оказал большое влияние на русскую культуру. Ярославна считается символом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить супруга на поле сражения.
Образы из «Плача Ярославны», как уже говорилось, использовали в своих стихах многие поэты. Например, Иван Козлов в 19 веке:
Плач Ярославны
Княгине 3. А. Волконской
То не кукушка в роще темной
Кукует рано на заре —
В Путивле плачет Ярославна,
Одна, на городской стене:
«Я покину бор сосновый,
Вдоль Дуная полечу,
И в Каяль-реке бобровый
Я рукав мой обмочу;
Я домчусь к родному стану,
Где кипел кровавый бой,
Князю я обмою рану
На груди его младой».
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
«Ветер, ветер, о могучий,
Буйный ветер! что шумишь?
Что ты в небе черны тучи
И вздымаешь и клубишь?
Что ты легкими крылами
Возмутил поток реки,
Вея ханскими стрелами
На родимые полки?»
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
«В облаках ли тесно веять
С гор крутых чужой земли,
Если хочешь ты лелеять
В синем море корабли?
Что же страхом ты усеял
Нашу долю? для чего
По ковыль-траве развеял
Радость сердца моего?»
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
«Днепр мой славный! ты волнами
Скалы половцев пробил;
Святослав с богатырями
По тебе свой бег стремил,-
Не волнуй же, Днепр широкий,
Быстрый ток студеных вод,
Ими князь мой черноокий
В Русь святую поплывет».
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
«О река! отдай мне друга —
На волнах его лелей,
Чтобы грустная подруга
Обняла его скорей;
Чтоб я боле не видала
Вещих ужасов во сне,
Чтоб я слез к нему не слала
Синим морем на заре».
В Путивле плачет Ярославна,
Зарей, на городской стене:
«Солнце, солнце, ты сияешь
Всем прекрасно и светло!
В знойном поле что сжигаешь
Войско друга моего?
Жажда луки с тетивами
Иссушила в их руках,
И печаль колчан с стрелами
Заложила на плечах».
И тихо в терем Ярославна
Уходит с городской стены.
Или стихотворение Людмилы Татьяничевой, написанное во время Великой Отечественной войны.
Снова дует неистовый ветер,
Быть кровавому, злому дождю.
Сколько дней, сколько длинных столетий
Я тебя, мой единственный, жду.
Выйду в поле. То едешь не ты ли
На запененном верном коне?
Я ждала тебя в древнем Путивле
На высокой, на белой стене.
Я навстречу зегзицей летела,
Не страшилась врагов-басурман.
Я твоё богатырское тело
Столько раз врачевала от ран.
Проходили согбенные годы
Через горы людской маеты.
И на зов боевой непогоды
Откликался по-воински ты.
Не считал ты горячие раны,
И на землю не падал твой меч.
Откатилась орда Чингис-хана
Головою, скошенной с плеч.
И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцев-врагов.
Омывают российские реки
С твоих рук чужеземную кровь.
Снова ветер гудит, неспокоен.
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.
Труден путь твой, суровый и бранный.
Но свободной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь…
Существует большое количество гравюр, картин и рисунков с её изображением, в Новгороде-Северском Ярославне поставлен памятник.
Существует балет «Ярославна», музыку к которому написал композитор Б. И. Тищенко.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна появляется в самый трагический момент повествования. Полки Игоря разгромлены, он сам в плену. Половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на русскую землю. Призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия.
Плач Ярославны — плачь сетование и плач заклинания о помощи. Он проникнут языческим восприятием мира и верованием в отзывчивость сил природы на страдания людей. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю.
Плач—заговор оказался наполнен такой силой любви и верой в благополучный исход, что князю Игорю сам Бог указывает путь из земли половецкой в землю русскую.
Будто услышав мольбы жены своей, Игорь бежал из плена. Концовка поэмы выражает желание автора увидеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу. Плач Ярославны это не только тоска жены по мужу, это и выражение горя тысяч русских женщин, чьи сыновья, братья, мужья участвуют в войнах и не возвращаются домой.
Естественное желание славянок забыть о несчастьях. А это возможно только, если Русь станет единым сильным государством. Фигура Ярославны стала символом всех русских жен, ждущих своих близких с войн. Она символ верной и преданной жены, которая своей любовью хранит мужа на поле битвы.
До сих пор образ Ярославны остается самой большой загадкой истории. Не ясны годы жизни, нет ее изображений, с трудом верится, что во время похода князя Игоря на половцев ей исполнилось всего 14 лет, ведь драматизм ее переживаний свойственен умудренным жизненным опытом женщинам.
В русских летописях ее имя вообще не упоминается.
И тем не менее, в сокровищницу мировой культуры она вошла, как символ красоты и нежности, женского героизма и верности. Всего 40 строк понадобилось автору для создания одного из самых глубоких образов в мировой литературе. Если Игорь все-таки принадлежит русской истории, то Ярославна вне времени и пространства, ее имя стало нарицательным.
Княгиня XII века становится героиней современных произведений. Она вызывала гораздо больший интерес, чем сам центральный герой — князь Игорь. Ярославна — равноценный образ, наряду с другими героями «Слова о полку Игореве».
Много позже появится Домострой, который очертит круг интересов женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной рабыней мужа. Много веков спустя женщинам заново придется завоевывать то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
И все же Ярославна стала едва ли не самой известной из женщин домонгольского периода Древней Руси.

Источник

Как кукушка, кличет на юру

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.

Николай Заболоцкий. Плач Ярославны

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2017. Из-под бровей глядящая едва
  • 30.03.2017. Неваляшка
  • 29.03.2017. снег делится на всех поровну
  • 28.03.2017. И пусть сегодня утро не такое.
  • 27.03.2017. Так тень моя жива в его тенях!
  • 26.03.2017. И вот однажды наступит будущее
  • 25.03.2017. И вспомнится однажды этот день.
  • 24.03.2017. В провинциальной жизни.
  • 23.03.2017. Вот так и живёшь.
  • 22.03.2017. Дедушка
  • 21.03.2017. Среди весенних горожан
  • 20.03.2017. Знай мы чужие с этих пор
  • 19.03.2017. Не влюбляйтесь в поэтессу
  • 18.03.2017. В этот дом я привык приходить
  • 17.03.2017. Ольга Аникина С начала до конца
  • 16.03.2017. Вам!
  • 15.03.2017. Словно дерево с листа
  • 14.03.2017. В бумажном виде книги пока, кажется, нет
  • 13.03.2017. Стучат часы, бормочет отопленье
  • 12.03.2017. Как кукушка, кличет на юру
  • 11.03.2017. И вместо отчаянья перед тобою вопрос
  • 10.03.2017. Они поют псалмы и крестятся ножами
  • 09.03.2017. Когда-нибудь я умру, и это единственная правда
  • 08.03.2017. Людям о людях
  • 07.03.2017. Так легко засыпать одному
  • 06.03.2017. Хорошая смерть
  • 05.03.2017. Всё обойдётся, я обещаю, только дыши
  • 04.03.2017. Смерть моя, если ты.
  • 03.03.2017. Казалось бы, весна
  • 02.03.2017. Пробуждаясь ото сна
  • 01.03.2017. Всё то, о чём мечтаешь наяву

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Читайте также:  Вокруг чингизовой скалы земля как лисий мех стих