Меню

Над землей поседевшей от пепла

Над землей поседевшей от пепла

Ли Бо (Первые пять стихотворений в переводе В. М. Алексеева, до стихотворения «Песня о восходе и заходе солнца» в переводе А. Гитовича, далее — Анны Ахматовой)

( Ли Бо (701-762) — великий поэт, с удивительной полнотой выразивший в своем творчестве дух китайского народа. Жизнь его стала легендой, его называли «бессмертным, низвергнутым с небес». Независимый и гордый, он не захотел стать придворным поэтом и провел жизнь в скитаниях. Уже при жизни поэта его стихи были необычайно популярны, их читали и во дворцах, и в деревенских харчевнях. Переводы А. Гитовича печатаются по книге: Ли Бо. Избранная лирика. М., 1959; переводы А. А. Ахматовой — по книге: «Китайская классическая поэзия (эпоха Тан)». М., 1956.)

* ( Яньчжи — гора в нынешней Ганьсу. Яшма-Застава — Юйгу-ань — там же; через эту заставу вел путь на запад. Шанъюй.- Так назывались вожди сюнну.)

ОДИНОКО СИЖУ В ГОРАХ ЦЗИНТИНШАНЬ

РАНО УТРОМ ВЫЕЗЖАЮ ИЗ ГОРОДА БОДИ

* ( Боди — город на берегу реки Янцзы, в нынешней Сычуани.)

* ( «Храм на вершине горы».- Стихи были написаны Ли Бо на стене горного храма в нынешней провинции Хубэй.)

ШУТЯ ПРЕПОДНОШУ МОЕМУ ДРУГУ ДУ ФУ

ВЕСЕННЕЙ НОЧЬЮ В ЛОЯНЕ СЛЫШУ ФЛЕЙТУ

* ( «Сломанные ивы» — название популярной в эпоху Тан мелодии.)

ВЕСЕННИМ ДНЕМ БРОЖУ У РУЧЬЯ ЛОФУТАНЬ

* ( Лофутань — ручей, названный по имени красавицы Ло Фу. В ханьской песне юэфу «Туты на меже» рассказывается, что за Ло Фу пытался ухаживать приезжий знатный вельможа, но был решительно отвергнут женщиной, оставшейся верной мужу (см. том «Поэзия и проза Древнего Востока», с. 307).)

НАВЕЩАЮ ОТШЕЛЬНИКА НА ГОРЕ ДАЙТЯНЬ, НО НЕ ЗАСТАЮ ЕГО

* ( Гора Дайтянь находится на территории нынешней Сычуани.)

* ( Великая терраса — терраса на горе Гусу для торжественных приемов правителями царства У после победы над царством Юэ.)

С ВИНОМ В РУКЕ ВОПРОШАЮ ЛУНУ

* ( Белый заяц.- По древней легенде, Чан-э, жена легендарного стрелка из лука Хоу-и, похитила у мужа снадобье бессмертия, вкусив которого улетела на луну, где живет белый заяц, толкущий в ступе снадобье бессмертия.)

ПРОВОЖАЮ ДРУГА, ОТПРАВЛЯЮЩЕГОСЯ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ В УЩЕЛЬЯ

* ( Ущелья — три знаменитых своей живописностью ущелья в верхнем течении реки Янцзы. Сосна — символ вечности в китайской поэзии. Чжэн Янь — друг поэта. Тао — начальник уезда. — То есть поэт Тао Юань-мин, занимавший до своего ухода со службы пост начальника уезда Пэнцзэ.)

ШУТЯ ПОСВЯЩАЮ ЧЖЭН ЯНЮ, НАЧАЛЬНИКУ УЕЗДА ЛИЯН

* ( «По ту сторону границы».- Цикл стихов, посвященных походам танских полководцев Гэ Шу-лина и Ань Лушаня против тибетских и тюркских племен в 713-741 гг. и в 742-755 гг.)

* ( Будет мертв // лоуланьский князь.- То есть кочевники будут разбиты. В эпоху Хань князь страны Лоулань был убит за то, что помогал кочевникам в их борьбе против Китая.)

* ( «Небесные гордецы» — кочевники. Павильон — так называемый Павильон единорога-цилиня, где по повелению ханьского императора Сюань-ди (правил 74-49 гг. до н. э.) были изображены одиннадцать прославленных полководцев и сановников. Хо Великолепный — известный полководец, но в Павильоне висел не его портрет, а портрет его брата, полководца Хо Гуана.)

* ( «Тигровые знаки» — особые бронзовые или бамбуковые пластинки с гравированными изображениями тигров. Знаки разделялись на две части и служили как бы паролем и отзывом.)

* ( Крылатый генерал — полководец Ли Гуан, победитель племен сюнну (II в. до н. э.). Не сумев однажды захватить в плен их вождя, Ли Гуан покончил жизнь самоубийством.)

* ( «Ветка ивы».- См. прим. к с. 254. Лунтин — военная ставка предводителя племен сюнну.)

* ( «Чанганьские мотивы».- Ли Бо использовал мотивы народных песен юэфу (см. с. 230). Чангань — название деревни. Делить. и пепел и прах. — То есть все трудности и тяготы жизни. Да буду я вечно хранить завет // обнимающего устой. — То есть завет верности и в смерти. В древности некто Бэй Шэн назначил свидание своей возлюбленной у моста. Женщина все не приходила, а вода в реке внезапно стала прибывать. Бэй Шэн, верный данному слову, не ушел и погиб, обхватив руками устой моста. И да не допустит меня судьба // На башне стоять одной! — В древности женщина в ожидании мужа, уехавшего в дальние края, взошла на башню. Не дождавшись его возвращения, она окаменела. Ущелье Цюйтан — в верхнем течении реки Янцзы, где весной бывает особенно стремительное течение, плыть против которого невозможно. Чанъфэнса (или Чанфэнша) — в современной Аньхоэй, на берегу реки Янцзы.)

ВОСПЕВАЮ ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, РАСТУЩЕЕ ПОД ВОСТОЧНЫМ ОКНОМ МОЕЙ СОСЕДКИ

ПЕСНЯ О ВОСХОДЕ И ЗАХОДЕ СОЛНЦА

* ( Луян (Луян-гун) — герой древности. По преданию, когда он воевал с царством Хань, битва еще продолжалась, а солнце стало заходить, он взмахнул копьем, и солнце вернулось обратно на сто ли. Юймынь. См. Юйгуань. У и Юэ.- Имеются в виду земли древних царств на юго-востоке страны.)

ЛУНА НАД ПОГРАНИЧНЫМИ ГОРАМИ

НА ЗАПАДНОЙ БАШНЕ В ГОРОДЕ ЦЗИНЬЛИН ЧИТАЮ СТИХИ ПОД ЛУНОЙ

ПРОВОЖАЯ ДО БАЛИНА ДРУГА, ДАРЮ ЕМУ ЭТИ СТИХИ НА ПРОЩАНЬЕ

* ( «На юге» некогда Ван Цань всходил». — В одном из стихотворений Ван Цань (см. выше), спасавшийся от мятежа, писал: «На юге поднимаюсь на Балинскую гору, оборачиваюсь, смотрю на Чанъань». «Иволга» — прощальная песня.)

Источник

Над землей поседевшей от пепла

Екатерина Волкова запись закреплена

БАЛЛАДА О СЕДЫХ — МАЙЯ АЛЕКСАНДРОВНА РУМЯНЦЕВА

Говорят, нынче в моде седые волосы,
И «седеет» безумно молодость.
И девчонка лет двадцати
Может гордо седою пройти.
Но какому кощунству в угоду,
И кому это ставить в вину.
Как нельзя вводить горе в моду,
Так нельзя вводить седину.

Память, стой, замри! Это надо.
То из жизни моей — не из книжки…
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку.
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые.
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя подросток.

А ещё я помню солдата.
Он был контужен взрывом гранаты.
И оглох… И навек онемел…
Вот тогда, говорят, поседел.
О, седая и мудрая старость.
О, седины неравных боёв.
Сколько людям седин досталось
От неотданных городов.
А от тех, что пришлось отдать —
Поседевших не сосчитать.

Говорят, нынче в моде седИны…
Нет, не мода была тогда:
В городах седые дымины,
И седая в селе лебеда.
И седые бабы-вдовицы,
И глаза, седые от слёз,
И от пепла седые лица
Над холмом поседевших берёз.

Пусть сейчас не война… Не война…
Но от горя растёт седина.
…Эх ты, модница, злая молодость.
Над улыбкой седая прядь…
Это даже похоже на подлость…
За полтинник седою стать.
…Я не против дерзости в моде,
Я за то, чтобы модною слыть.
Но седины, как славу, как орден
Надо, выстрадав, заслужить.

Мой любимый стих. Учила его еще в 17 лет. И отложилось на всю жизнь.

Источник

Программа элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)

Название Программа элективного курса по выбору «Коварные знаки препинания» (трудные случаи пунктуации)
страница 6/10
Дата публикации 21.03.2014
Размер 1.28 Mb.
Тип Программа

shkolnie.ru > Литература > Программа

Тема: Простое предложение.
Употребление тире между членами предложения

^ Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым ставится:

  • при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже (Доброе начало – половина дела.);
  • если они оба выражены неопределенной формой глагола (Жить – Родине служить.) или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой неопределённой формой глагола (Большое искусство – уметь ждать.);
  • перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему (Понять – значит простить.);
  • если оба главных члена выражены количественными числительными (Трижды три –девять.) или если один из них выражен именительным падежом существительного, а другой – именем числительным (Скорость – шестьдесят километров в час.). Как правило, в этом случае при наречии бывают указательные частицы;
  • между главными членами предложения, один из которых выражен инфинитивом, а в составе другого есть наречие, ставится тире, если между подлежащим и сказуемым делается пауза. Как правило, при наречии в этом случае бывают указательные частицы «этот», «вот», «вот что» и т. п.;
  • если один главный член выражен инфинитивом, а другой – наречием на в том случае, когда между главными членами предложения делается пауза, например: Этовесело – кататься на лодке (Сравните без паузы: Кататься на лодке весело);
  • если сказуемое выражено фразеологическим оборотом (Зарплата у него – будь здоров.)

^ Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:

  • если один из главных членов выражен вопросительным местоимением, а другой – существительным в именительном падеже или личным местоимением (Это книга чья?Вы кто?);
  • если сказуемое выражено именем прилагательным (Погода несносная.).

Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именительным падежом существительного (Я инженер). В то же время оно ставится при наличии паузы между подлежащим и сказуемым (Он –гений).

Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного, когда пропущенное сказуемое восстанавливается из предшествующего предложения. (Маша приехала из Тулы, Катя – из Саратова.)

Тире ставится в полных предложениях без глагола-сказуемого:

  • в двучленных заголовках, лозунгах с четким интонационным делением на две части, основу которых составляют существительные, отвечающие на вопросы кто – чему? кто – куда? что – как? что – где? что – кому? и т. д. (Новаторы – производству! Мир – народам!);
  • при опущенных сказуемых – глаголах действия, движения, сообщения. (Собака – за котом. Кот – за дверь.).

В полном предложении с опущенным глаголом-сказуемым тире может ставиться и не ставиться в зависимости от наличия или отсутствия паузы. (В этом – вся суть. В этом всясуть). В то же время нужно отметить, что в большинстве случаев при произнесении таких предложений пауза присутствует. (Мы крикнули. В ответ – полное молчание. Только Васька хотел схватить воробья, как он – в окно.)

^ Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

В предложении № 6 И. Сельвинский дал своё определение понятию счастья. Согласны ли вы с ним? Напишите свое рассуждение на тему «Мое представление о счастье».

1. Ведь я сочинитель. Человек, называющий все по имени, отнимающий аромат у живого цветка (Бл.). 2. Критика это целеустремленный, напряженный мозг искусства. Критика составляет часть искусства. (А. Т.). 3. Луна словно репа, и звезды фасоль. «Спасибо, мамаша, за хлеб и за соль! Еще тебе, мамка, скажу поновей: хорошее дело взрастить сыновей» (Пр.). 4. Расстояние не помеха ни для смеха ни для вздоха. Удивительно мощное эхо. Очевидно, такая эпоха! (Мар.) 5. Дневные звезды это чудо, конечно, оно существует на самом деле, оно правда, я-то знаю! (Бер.) 6. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (Сел.)

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

^ Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Один из героев А. Куприна полностью доверяет свою жизнь роковому для него числу (см. предложение 1). А вы согласны с такой позицией? Напишите свое рассуждение на эту тему.

1. «Двадцать семь мое феральное число, – думал я несколько минут спустя, – досчитаю до двадцати семи и тогда…» (Куп.). 2. Старший сын не знает равных. Ноги бревна. Грудь гора. Он один стоит, как лавра, средь мощеного двора. Со двора на раздорожье он выходит как война. У него усы как вожжи, борода что борона (Пр.). 3. «Искать друзей в будущем удел одиночества», – сказал Кульков (Леон.). 4. Мы звездное племя крылатых людей (Ош.). 5. Я как поезд, что мечется столько уж лет между городом Да и городом Нет. Мои нервы натянуты, как провода, между городом Нет и городом Да (Евт.). 6. Стрелкой несется остренькая верткая рыбешка, за нею вторая (Кетл.).

П р и м е ч а н и е: феральное – роковое число. – Авт.

^ Тема : Однородные члены предложения

Знаки препинания
при однородных членах предложения

Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая, например: ^ Все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило (И. С. Тургенев). Говорили то, сё.

Не ставится запятая:

  • Между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Зайду проведаю. Купи поди.;
  • В устойчивых выражениях, представляющих собой смысловое и интонационное единство двух однородных членов, например; ^ За всё про всё её бранят (И. А. Крылов).

Часто однородные члены предложения присоединяются посредством союзов, при них бывают обобщающие слова.

Между однородными членами, соединенными одиночными соединительными и разделительными союзами, запятая не ставится (После глагола может быть прямое и/или косвенное дополнение.).

Между однородными членами, соединенными противительными союзами, запятая ставится. (Я хотел прийти, но заболел.)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными с помощью повторяющихся союзов: ^ Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было. (А. П. Гайдар); С чужими я либо робел, либо важничал. (М. Горький); Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется. (А. П. Чехов); …В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. С. Пушкин).

В литературе можно встретить примеры, где одно и выполняет функцию усилительной частицы, а второе является одиночным соединительным союзом: Были и лето, и осень дождливы. (В. А. Жуковский); Кругом было и светло, и зелено. (И. С. Тургенев).

^ Запятая не ставится , если два первых однородных члена, соединенные союзом и, образуют тесную группу (смысловую и интонационную), к которой при помощи этого же союза присоединяется третий член: Он хорошо сложен и крепок и (еще) необычайно красив.

Если за однородными членами, не соединенными союзами, следуют однородные члены, соединенные повторяющимися союзами, то запятая ставится сразу перед первым союзом:
А вокруг были дым, и бой, и смерть. (Б. Л. Горбатов); ^ Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив. (А. С. Пушкин).

Между двумя нераспространенными однородными членами-антонимами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологический оборот (и стар и млад, и смех и горе, ни туда ни сюда, ни конца ни края и т. п.), запятая не ставится. Между двумя распространенными однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и составляющими фразеологизм, ставится запятая. (Ни богу свечка, ни черту кочерга).

Если однородные члены соединены парными градационными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза: (Она не столько красива, сколько обаятельна.) Внутри градационных союзов не то что…а, не то чтобы…а\но перед что и чтобы запятая не ставится (Она не то чтобы красива, но обаятельна.). Перед словами хотя и если, составляющими парные градационные союзы хотя…но, если…то, в простом предложении (в отличие от сложного) запятая ставится (Она хотя не красива, но обаятельна. Она если и не красива, то обаятельна.).

^ Знаки препинания
при однородных членах с обобщающими словами

Однородные члены в конце предложения после обобщающего слова:

  • после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие (Около дома росли старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы.);
  • если после обобщающего слова перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие (Около дома росли старые фруктовые деревья, а именно: яблони, груши, сливы);
  • иногда двоеточие перед однородными членами ставится при отсутствии обобщающего слова. Двоеточие перед однородными членами при отсутствии обобщающего слова может ставиться после сказуемого, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление (На заседании присутствовали: Иванов, Петров, Сидоров.) В устной речи это будет подчеркнуто паузой после глагола.

Как показывают примеры, функцию обобщающего слова в этих случаях выполняет сказуемое, непосредственно предшествующее однородным членам-подлежащим.

Если однородные члены выражены собственными именами лиц, географическими наименованиями и т. д., то они выполняют роль определения-приложения по отношению к предшествующему существительному. После такого существительного знаки препинания не ставятся (Ученики Иванов, Петров, Сидоров на урок не пришли.).

Однородные члены перед обобщающим словом:

  • после однородных членов перед обобщающим словом ставится тире (Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом.). Если после однородных членов стоит вводное слово, тире ставится перед ним, а после него – запятая. (Яблони, груши, сливы – словом, фруктовые деревья росли перед домом.).

Однородные члены в середине предложения после обобщающего слова:

  • если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире (Старые фруктовые деревья: яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.).

^ Знаки препинания
при повторяющихся словах

Между одинаковыми словами, повторяющимися с интонацией перечисления, ставится запятая. (Леса, леса были кругом. Голоса разносились далеко, далеко.).

Если повторяющееся слово логически выделяется автором (обычно в этом случае при нем есть частица или зависимые слова), то оно выделяется запятыми (или тире) с двух сторон: (Вам, только вам, я могу рассказать об этом. Тут Саша – именно Саша – сказал всем правду.)

Если повторяющееся слово (или сочетание с ним) присоединяется союзом и, то запятыми оно не отделяется и не выделяется (Учиться и еще раз учиться.), но в случае смыслового подчеркивания и интонационного выделения оно обособляется запятыми или тире (Здесь нужно терпение, и только терпение. Это была победа – и важная победа.). Такие повторяющиеся слова близки по своей функции к присоединительным членам предложения.

Не ставится запятая пред повторяющимся словом с частицей не. В этом случае они образуют одно смысловое целое: Страшно не страшно, а на душе как-то строго. (Н. С. Лесков); Дождь не дождь, а паши. (М. Шолохов). Также не ставится запятая перед повторяющимся словом с частицей так: Пропаду так пропаду, все равно (Ф. М. Достоевский).

Сложные слова, образованные путем повтора (кто-кто, едва-едва), а также два одинаковых слова, образующие смысловое и интонационное единство (старый-старый, ехал-ехал), пишутся через дефис.

^ Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Объясните расстановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

В предложении 4 поэт Д. Кедрин перечисляет приметы поздней осени. Вспомните другие известные вам стихи об осени и напишите сочинение-миниатюру «Осень в стихах русских поэтов».

1. Белым розовым цветут сады (Луг.). 2. Эта была длинная плоскодонная тупоносая нанайская лодка (Кетл.). 3. Катя и Валька шли рядом на лыжах по тихой озаренной звездами тайге (Кетл.). 4. Улетают птицы за море, миновало время жатв, на холодном сером мраморе листья желтые лежат (Кед.). 5. Я люблю твои золотые переменчивые глаза (Чур.). 6. Потянулась вялая глухая лишенная всякого умственного интереса жизнь (С.-Щ.). 7. А когда над рекой раздольной наступает заката час, приплывает к нему просмоленный рассекающий синь баркас (Соф.). 8. По небу неслись быстрые черные облака (Кетл.). 9. Лиденька уж видела этого парня, худенького забавного суетливого с большими пламенными глазами под лохматыми бровями (Кетл.).

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

^ Объясните расстановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Напишите небольшое сочинение на тему «Мое любимое стихотворение (песня, книга, фильм, спектакль)».

  1. Взмахнув руками, он повернулся на месте и боком повалился в нетронутый ласковый снег (Кетл.). 2. Был ветреный летний день (С. Н.). 3. Глубокая мертвая затягивающая, как омут, стояла тишина (С. Н.). 4. Какие-то другие противоречивые чувства томили этого странного человека (Кетл.). 5. Он потянулся, сладко позевывая и щуря свои большие тюленьи глаза, и, повернув голову, стал смотреть, как Федосеич работает (Ст.). 6. За кормой развивался просвеченный солнцем бело-сине-красный торговый флаг (Кат.). 7. По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии (Пришв.). 8. потом сидевший ударил по клавишам, и стало ясно, что у этого музыканта своя особая техника игры (Тих.). 9. В этих местах растет густой смешанный лес с преобладанием кедра (Арс.). 10. Везде нужны заботливые руки и наш хозяйский теплый женский глаз

Тема:Обособленные второстепенные
члены предложения. Определения

Знаки препинания
при обособленных определениях

Обособляются, т. е. отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми согласованные определения, распространенные (выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами) и одиночные:

  • стоящие после определяемого слова (Трава, покрытая росой, блестела на солнце.). Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, также, как правило, обособляются, так как намеренно выделяются, подчеркиваются автором (А Маша, наивная, была уверена в его любви.). Большую роль при обособлении одиночных определений играет интонация (Ветер, сильный, неприятен. Ветер сильный неприятен.);
  • стоящие перед определяемым словом только в том случае, если имеют добавочное обстоятельственное (причины, условия, уступки, времени) значение (Оглушенный сильным ударом, милиционер сначала ничего не понял.);
  • стоящие перед личным местоимением (Молодая и красивая, она нравилась мужчинам.);
  • отделенные от определяемого слова другими словами (В комнате, принаряженная и важная, сидела бабушка.).

Обособляется особый вид согласованного определения – приложение.

Среди несогласованных определений обособляются при помощи тире определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которыми без ущерба для смысла можно поставить а именно (Он приехал с одним желанием – учиться.).

Обособляются также определения, выступающие в роли уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения, а также несогласованные определения. выраженные сравнительным оборотом.

Следует помнить, что автор может обособить любое согласованное и несогласованное определение, если оно, по его мнению, выделяется интонационно.

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.

Перечитайте предложение 3, взятое из стихотворения С. Щипачева, и напишите сочинение-миниатюру «Моя малая Родина».

1. Над землей поседевшей от пепла и дыма в той степи, где о битвах звенят ковыли, мимо древних курганов зарею багримы косяками на запад идут журавли (Конд.). 2. Лошади вытянувшие черные головы и всадники согнувшиеся под ними показывались на мгновение на более светлом фоне неба и тотчас же исчезали во тьме, перевалив сюда, в низину (Фад.). 3. И понял я, что землю молодую за много лет исхоженную мной родную нашу землю обжитую люблю во всей подробности земной (Щип.). 4. Над землей погруженной в ночную тьму раскинулся темный небесный свод с миллионами звезд переливавшихся цветами радуги (Арс.). 5. В общем, битый тертый жженый раной меченный двойной в сорок первом окруженный по земле он шел родной (Тв.). 6. Глаза сына горели красиво и светло; опираясь грудью на стол, он подвинулся ближе к ней и говорил прямо в лицо мокрое от слез свою первую речь о правде понятой им (М. Г.).

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

^ Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.

Сделайте разбор художественных средств в предложении 6, взятом из стихотворения Н. Заболоцкого.

1. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к бревнам, и в напряженной позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперед (М. Г.). 2. Эта толпа людей пестро одетых с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на головных уборах производила странное впечатление (Арс.). 3. Побрел я маленький усталый до удивленья невысок и ночью дымной ночью алой пристал к бредущим на восток (Евт.). 4. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Ш.). 5. Он осмотрелся и вдруг увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит, быстро разгораясь (Б. П.). 6. Наступала заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (З.).

^ Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.

^ Напишите учебную статью «Обособленные определения».

1. В большой комнате обставленной мягкими обитыми плюшем диванами за широким адвокатским столом пятеро (Н. О.). 2. И заключенный в правильный квадрат то мечется и рвется за ограду то молчаливо облетает сад (Шефн.). 3. Он бледный с мокрыми прилипшими ко лбу и щекам волосами весь мокрый и грязный стоял на том берегу в кукурузе как-то странно улыбался и махал мокрой тряпкой (Ч.). 4. Павел Никитич совсем изумленный оробевший но старавшийся не показать страха проговорил не без некоторой развязности: «Я прикажу наказать Зябликова, Алексей Алексеич (Ст.). 5. Через полчаса выбираемся из зарослей с полными ведрами все в паутине исхлестанные исцарапанные со сведенными кислой судорогой ртами и опять идем мимо избы Кузьмича (С. Н.). 6. Я так и не вошел в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушел (С. Н.). 7. Квадратный широкогрудый с огромной кудрявой головой он явился под вечер празднично одетый в золотую шелковую рубаху плисовые штаны и скрипучие сапоги гармошкой (М. Г.). 8. Но кроме песни у нас было еще нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменившее нам солнце (М. Г.).

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

^ Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Нарисуйте схемы этих предложений.

Источник

Читайте также:  Пикозонт фанфики земля королей