Меню

Народ его история его земля в повести прощание с матерой

Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар»)

Валентин Григорьевич Распутин — крупнейший представитель так называемой “деревенской прозы”. Главный предмет внимания всего творчества — проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. Источником главной тревоги писателя является процесс духовного разложения нации, ее нравственного обнищания.
В повести “Пожар” писатель раскрыл стихию наживы, психологию рвачей, которые сбежались на пожар будто бы для того, чтобы его тушить, но от соблазнов перед горами вынесенного из горящих складов товара удержаться не в состоянии. Одни тушат и спасают, а другие пьют спасенную водку и мародерствуют.
В повести все происходящее освещено с точки зрения главного героя Ивана Петровича Егорова. Символический смысл предан пожару, случившемуся в леспромхозовском хозяйстве: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. Повесть отмечена взаимным проникновением различных начал. Описаны трагические страницы жизни поселка: сгорели склады. Спасшие поселок от огня окровавлены и изранены.
“Горечь, боль, угар” — в каждой детали картины, оставшейся после страшной ночи. Но утром встает солнце, принося с собой яркий спасительный свет: “Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля. Разогреется солнышко — и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной”.
Сколько горечи в этих словах, сколько любви автора к природе и родной земле прослеживается в них!
Любви и обиды за нее, страдающую от человеческого хищнического безрассудства, и за людей, не понимающих, что, уничтожая природу, они губят сами себя, губят и духовно, и физически. “Весна собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу”, а люди не заботятся о сохранении этого богатства. Очевиден выход автора к экологическим проблемам, но они не главные в повести.
Герой повести — скромный сельский житель, не обладающий выдающимися способностями. Он не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его “и долгих, и мучительных раздумий”, цельность и искренность чувств создают ясное представление о подлинной содержательной жизни.
На своем опыте Егоров понимает, что четыре силы помогают человеку: “дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”.
Одним из страшных итогов этой повести является горькое раздумье писателя над тем, что люди низкие и подлые организуются легче, быстрее и надежнее, нежели люди настоящие. Благодаря этой организации низкие люди начинают диктовать условия жизни людям порядочным.
В известной степени итоговым произведением Распутина явилась повесть “Прощание с Матерой”. В ней автор обратился к трагической теме разорения людьми собственной земли, родины, под предлогом великого преобразования. Распутин отнюдь не протестует против возведения великих гидростанций, но когда преобразования природы осуществляются в ущерб и за счет духовных богатств народа, неотвратимо возникает конфликт. Позиция Распутина предполагает необходимость создания новых национальных богатств при обязательном сохранении уже накопленного. Нация должна приобретать, а не заменять проверенные ценности чем-то новым, потому что неизвестно, будет ли это новое лучше старого. Великие стройки ценой великих разрушений не могут считаться состоятельными.
Матерую можно сравнить с легендарной Атлантидой, ушедшей на дно моря, только море это является рукотворным. Вместе с Матерой под воду уходит святость патриархальных отношений, национальных традиций. Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и земли. Остров является как бы святым местом среди агрессивного окружающего мира. На нем остался жить царственный листвень, где обитают старухи-праведницы.
По ночам остров обходит “хозяин” — добрый дух леса. Это вымышленное существо переживает вместе с Матерой тревожные минуты, он уже знает, что произойдет, но ничего не может изменить.
Все герои повести, прежде всего Дарья, живут в ожидании конца. Это время тревог, время прощания, начертания пророческих заветов. Автор раскрывает глубину чувств героев, их искреннюю любовь к тому месту, где они выросли. Особенно ярко это проявляется у людей старшего поколения. Молодежь же рада перебраться на “большую землю”. Это тоже свидетельствует о разрушении нравственных устоев, об отдалении человека не только от того места, где он родился и вырос, но и от природы в целом. А в это время старики ездят прощаться со своей землей и не могут сдержать горючих слез. Им страшно перебираться на новое место, где другая земля, другие законы, другая жизнь.
А Матерая, со своей гармоничностью, добротой и любовью, со своей непохожестью на все окружающее, навсегда скрывается под речными водами, чтобы уже никогда не вернуться. Под волнами скрывается островок “обетованной” жизни. Так и людская чистота душевная гибнет в руках неумелого “мастера”.

Читайте также:  Карта озоновых дыр земли

Источник

Народ его история его земля в повести прощание с матерой

В. Распутин — один из самых ярких представителей «деревенской прозы». Все его книги берут свои истоки от любви к «малой родине». Не случайно в повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя — Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

У В. Распутина Матера — и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне, его вполне можно назвать олицетворением русской истории. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новый выселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радует стариков. Душа бабки Дарьи обливается кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит: «Нам Матеру на подержание только дали. чтобы обихаживали ее с пользой и кормились».

Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.

Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости: «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка, та же — вот и истончили ее. » Утрату совести герой В. Распутина впрямую связывает с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея. Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, — считает он, — кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду».

Читайте также:  Сказка про мальчика понимавшего язык земли изложение

Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам: «Сейчас время такое живое. все, как говорится, в движении. Я хочу, чтобы было видно мою работу, чтоб она навечно осталась. » В его представлении ГЭС — это вечность, а Матера — уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на электричество пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея — путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам — уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры, — чуть ли не насильно заставляют людей покидать обихоженную деревню.

«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить в жизнь свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.

Не случайно сразу же после журнальной публикации повести «Прощание с Матерой» В. Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться — нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому — спасению земли, жизни, исторических традиций — посвящены творчество и общественная деятельность писателя.

Источник

«Народ, его история в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»»

Духовные ценности. История. Память. Память о прошлом народа, великом, счастливом, светлом прошлом. Память, которая помогает сохранить все лучшее, что есть в сердцах людей. Помогает бороться, помогает жить дальше, несмотря ни на какие преграды и несправедливость. Память и душа народа — вот что стало главным в творчестве многих писателей второй половины XX века. Переломные моменты в истории страны не могли не отразиться на судьбах, на жизни и душах русских людей. Мир менялся. Наступало новое время — порой наступало решительно, жестко, не спрашивая, хочет ли народ этих перемен, готов ли он проститься со своим прошлым, со своей историей.

В литературе 60-х годов XX столетия появилось немало произведений, осмысливающих с новой высоты общественного сознания характер современных противоречий. Новизна общественной и духовной жизни сказалась в углубленном исследовании социальных конфликтов, в объективном воссоздании сложной нравственной атмосферы общества, в активном интересе к внутренней жизни — как отдельного человека, так и всего народа. Одни авторы углублялись в исследование социальных причин возникших конфликтов и противоречий. Другие больше внимания уделяли внутреннему миру людей. Но большинство писателей все же пытались соединить в своих произведениях оба подхода, так как понимали, что общество и человек существуют в неразрывной связи и перемены в социальной сфере неизбежно влекут за собой перемены в душах людей. Одним из таких писателей был В. Г. Распутин, произведения которого выразили общественную потребность подвести итоги пережитому, обобщить нравственный опыт народа, выразить его этический идеал. Реакцией на потребность общественного самопознания, на поворот к новому, к исследованию богатейших запасов духовности и человечности стала повесть «Прощание с Матерой».

Новое время, новая жизнь выдвигают свои требования. Строится электростанция. Великое дело задумано, нужное. Но для его успешного завершения должна быть уничтожена земля, которая вот уже много лет жила своей жизнью, «была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня». Автор рассказывает нам о последнем лете этой земли. «Последние недели осталось дожить острову Матере и деревне на нем. Скоро поднимутся высоко воды Ангары и скроются в воде и остров, и деревня». Но на самом деле затопление земель — не просто перемена в жизни, быте, привычках людей. Это трагедия человеческой души, души всего народа, корнями своими вросшего в эту землю. И сам вид изменившейся деревни красноречивее многих слов говорит об этой трагедии: «Та Матера и не та. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы — их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало. «

Конечно, люди понимали неизбежность и даже необходимость перемен: «Надо — значит, надо. » Они старались свыкнуться с мыслью о жизни на новом месте, в совхозном поселке, в красивых квартирах.

Но все же не покидали их мучительные сомнения: «А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы?» И дело даже не в, том, что самая лучшая, плодородная земля будет затоплена, а в том, что это земля, «веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение». Это уже не просто деревня, не просто остров — это история целого народа, который веками жил здесь, работал, «поливал своим потом каждую борозду». С этой землей связаны мечты, надежды, достижения и потери, радость и счастье. А теперь — невыносимая боль. Ведь здесь, в этой земле лежат те самые деды и прадеды. Здесь — вся память народа. А ее приказывают уничтожить. Вот так просто, в один момент, лишить людей всего, что составляет основу их жизни, основу их духовности, нравственности! «Нет, старею, видно, — думает Павел. — Старею, если не могу понять. » Да и кто сможет понять, до глубины души поверить в правильность всего происходящего?! Кто сможет согласиться с этими «чужими» людьми, с этими важно-официальными санитарами и «пожогщиками», с этими «представителями», для которых деревня — всего лишь «территория», «зона затопления». Потому они решительно завоевывают ее, покоряют, не слишком разбираясь в средствах. «Зона затопления», «территория» — применимы ли эти слова к земле, которая тебя вскормила и на украшение которой ты сам отдаешь все свои силы? Конечно, нет! Потому до последнего пытаются протестовать старики и женщины из деревни, отстаивая каждый кусочек родной земли. Но разве способны их доводы, их отчаяние пробудить сердца тех, для кого сами эти люди — лишь «граждане затопляемые»?!

«Вы знаете, на этом месте разольется море, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы поедут. А тут плавают ваши кресты», — заявляет жителям деревни товарищ Жук. Там «поедут люди»! А кто же тогда здесь, сейчас? Этих несчастных даже и за людей не считают. Тех, чья история связана с Матерой, кто любил свою родную землю, берег, обогащал, ценил как самое дорогое в жизни, чиновники и исполнители ни во что не ставят. Их даже не удостоили объяснением происходящего: «Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим». Требуется. Но — кому? Уж конечно, не им, коренным жителям острова. Не народу, не людям. Только исполнителям, боящимся перед государством потерять свое лицо. А ведь, как верно заявляет им дед Егор: «Под лицом надо уважение к людям иметь, а не однуе шляпу».

Глубоким уважением к людям, живущим на острове сейчас, и тем, кто жил здесь раньше, проникнуты сердца матёринцев. Уважением ко всему, что создано руками народа, ко всему, что является частью их истории, их жизни, частью их души. Именно поэтому такими проникновенными лирическими словами и красками описывает автор прощание людей с собственным жилищем, с могилами близких.

Героиня повести, старуха Дарья, любовно обряжает родную избу накануне пожога, как обряжают покойника перед похоронами. И болью отзываются в сердце ее слова: «Стояла, стояла, христовенькая, лет, поди, полтораста, а теперь все, теперь поедет».

Ничего не остается матёринцам в этой жизни. Не может душа человека так просто смириться с навязанными переменами. Ведь «все, все кругом родное». Даже в соединившихся где-то наверху ветках рябины и сосны есть доля участия «тех двоих, лежащих в глуби, откуда питаются корни». И все это забирают, уничтожают, разрушают те, кто никакого отношения к этой земле не имел и иметь не может. Боль всего народа, всех жителей деревни выражает Дарья, обращаясь к своим умершим родителям: «Вот пришла. Совсем ослобонилась, корову и ту седни увезли. Можно помирать. А помирать, тятька, придется мне мимо Матеры. Не лягу я к вам, ничего не выйдет. Ж вас хотела с собой взять, чтоб там вместе лягчи, и это не выйдет. Ты мне, тятька, говорил, чтоб я долго жила. Я послушалась, жила. А нашто было столь жить, надо бы к вам, мы бы вместе и были. А тепери че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку, отрубит наш род, унесет. «

В своей повести Валентин Распутин в простых и в то же время ярких красках показал, что противоречия между государственной необходимостью переселения и сложившимся народным бытом, традициями, историей с самого начала чреваты острыми конфликтами.

Всколыхнулась устоявшаяся жизнь, нарушился ее привычный ход. Потому не удивительно, что государственное требование многим казалось попранием справедливости. Подвергая тонкой психологической оценке и глубокому осмыслению конкретный жизненный материал, писатель приходил к пониманию особенностей общественной жизни и внутренних процессов развития человеческой души. Во всех произведениях Распутина ярко проявляется необыкновенное умение показать эстетическую ценность простого, будничного. Автор всегда проявлял искренний интерес к цельным народным характерам, старался объективно воссоздать действительность.

В «Прощании с Матерой» писатель показал нам лишь фрагмент того всеобщего процесса преобразования, который охватил всю страну. Пророческими становятся слова повести: «Было бы начало, а

продолжение никуда не денется, будет». То, что предвидел Распутин в своем произведении, против чего восставал, чем казнился, к несчастью, оказалось возможным. Предвидение стало провидением, допустимое — реальным. В то время многие критики считали, что в своей повести писатель «пытался выжать трагедию из коллизии нетрагедийной». Но это на самом деле была трагедия — трагедия всего народа. И если в «Прощании с Матерой» жертвы еще только духовные, нравственные, то в последующих произведениях, таких как «Пожар», уже появятся настоящие человеческие жертвы, И предпосылки, почва для этих страшных плодов была взрыхлена именно там, на затопленном острове. А ведь, как уже было сказано, все сюжеты Распутин брал из жизни.

Когда осознаешь, что это означает, сердце сковывает ледяным холодом от жутких мыслей. Что же с нами будет дальше? С нами — людьми, жителями не маленькой деревни на одиноком острове, а всей планеты Земля.

Источник