Меню

Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности

Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности и земель обороны и безопасности.

Пунктом 1 ст. 87 ЗК РФ установлено, что «землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и изольются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществление иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.

Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников ЗУ, землепользователей, землевладельцев и арендаторов ЗУ не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ.

Конституционные основы земельного законодательства.

Конституционные основы являются отправными для земельного права. Земельные нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

Читайте также:  Ящик для захоронения урны с прахом в землю

1. непосредственно посвященные земельным отношениям:

а) от. 9 – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

б) ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

в) ст. 42 – право каждого на благоприятную окружающую среду;

г) ст. 58 – об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

д) ст. 72 —об отнесении к совместному ведению РФ и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности;

2. опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений.

а) ст. 2, 17 и 18 – 0 человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которой является обязанностью государства и всех его органов;

б) ст. 1, 7 – о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;

в) ст. 8 – о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;

г) ст. 19 – О равенстве всех перед законом и судом;

д) ст. 25, 40 —о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

е) ст. 57 – об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Источник

Земли для обеспечения космической деятельности

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Земельное законодательство предусматривает существование специальной категории, которая включает в себя земли для обеспечения космической деятельности. Это территории, которые непосредственно используются или целевым предназначением относятся к деятельности государственных и коммерческих заведений по осуществлению космической деятельности. К данным организациям относятся все учреждения, которые проводят работы по исследованию, изучению и рациональному использованию пространства космоса.

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Права на участки, которые используются при запуске космических и баллистических ракет, могут принадлежать любым частным лицам, государственным органам и ведомствам. Факт использования территорий при проведении космических ракетных исследований не является основанием для изъятия участков из личного пользования.

Состав и использование земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют конкретное целевое предназначение, которое является основополагающим фактором при определении состава данной земельной категории.

К землям космической сферы относятся территории, которые используются для постройки и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры космической сферы на поверхности земли. Данная категория включает:

  • космодромы;
  • объекты экспериментальной базы, которые используются для проверки и испытания космической техники;
  • центры, которые предназначены для управления полетами космического летного транспорта;
  • пункты, которые используются для приема, надежного хранения и последующей обработки полученных научно-исследовательских данных;
  • базы для хранения космической летной и исследовательской техники;
  • центры и оборудование, которое используется для предварительной подготовки и профессиональных тренировок космонавтов;
  • районы приземления отделяющихся ракетных элементов;
  • стартовые комплексы;
  • взлетные и посадочные полосы;
  • пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • полигоны для приземления космических механизмов.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет

Государственное правительство всячески способствует развитию обороноспособности и защиты территориальных границ страны. Одним из основных направлений в данной сфере является космическая деятельность, которая важна для решения различных научных, технических, социальных и экономических задач.

Освоение космоса и разработка летальных аппаратов предусматривает проведение определенных исследований и испытаний, поэтому на территории государственных земель регулярно осуществляются плановые запуски космических и баллистических ракет. Такие мероприятия не только благоприятно сказываются на развитии данной области, но и имеют определенные последствия – падение отделяющейся части от конструкции ракеты. Для удачного совершения запуска ракетного оборудования требуется значительная земельная площадь, экологическое состояние и естественные свойства которой могут быть нарушены.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет, необязательно должны принадлежать государственным учреждениям космической сферы, ведомствам по обороне и безопасности, так как для таких целей могут использоваться территории любых категорий и форм собственности. Основным условием для возможности использования участков для запуска ракет с последующим падением отделяющихся элементов является составление специальных договоров.

Порядок эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет

Территории, на которых возможно будут размещаться отделяющиеся ракетные части, должны выделяться муниципальными органами в распоряжение федерального Министерства обороны. Основаниями для выделения таких земельных участков являются:

  • запуск ракет с космодромов;
  • проведение космических ракетных испытаний в полигонных условиях;
  • запуск межконтинентальных ракет с территории специальных оборонных баз.

Эксплуатация территорий для падения отделяющихся элементов конструкции космических ракет возможно при условии заключения специального договора между федеральным Министерством обороны и исполнительными государственными органами муниципального масштаба, на территории которых находятся данные участки.

В договорах, которые определяют территории для падения частей космических ракет, должны быть предусмотрены следующие нюансы:

  • Указание точного расположения, размеров необходимого земельного участка, а также уточнение периодичности и продолжительности всех этапов испытаний. Для обеспечения безопасности местного населения космические структуры должны утверждать порядок оповещения жителей о предстоящих запусках;
  • Определение порядка и сроков проведения экологических исследований территорий, которые стали местом падения отделяющихся ракетных элементов, а также информирования о результатах данных экспертиз органов местного самоуправления;
  • Установление процедуры выплаты компенсационных возмещений собственникам, владельцам и пользователям территорий, а также разработка процедуры возврата территорий в хозяйственное использование в надлежащем состоянии;
  • Безопасность местного населения, которое проживает в пределах и вблизи участков для падения элементов космических ракет, обеспечивается Министерством обороны и органами местного самоуправления. Данные меры включают в себя возмещение затрат, которые возникают в связи с оповещением и эвакуацией местных жителей в период проведения ракетных испытаний;
  • Проведение всех необходимых работ для немедленной эвакуации и полноценной утилизации ракетных элементов;
  • Выплата финансового возмещения федеральным субъектам за одноразовое использование территорий при проведении ракетных испытаний. Исключением являются случаи запусков, связанные с обеспечением интересов безопасности и обороны государства, а также соблюдением государственной космической программы.

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам причиненного ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей ракет

Федеральное Министерство по обеспечению обороны, которое выступает организатором, контролером и исполнителем запусков космических и баллистических ракет, обязуется возмещать ущерб, который был причинен последствиями падения отделяющихся ракетных частей на земельные участки. Основные разновидности ущерба, которые подлежат выплате и возмещению:

Субъектами получения материального и экологического возмещения являются следующие лица:

  • собственники земельных территорий;
  • пользователи земельных отрезков;
  • владельцы земельной недвижимости;
  • арендаторы участков.

Основаниями для возмещения материальных убытков и экологического ущерба являются заключения, составленные экспертными комиссиями следующих ведомств:

  • Минобороны РФ;
  • исполнительных органов муниципальных субъектов;
  • министерства, которое занимается решением дел гражданской обороны;
  • министерства по охране окружающей среды.

Порядок возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования

Территории, которые использовались при испытании космических и баллистических ракет и пострадали в результате падения отделяющихся частей техники, не подлежат обязательному изъятию, так как могут использоваться космическими учреждениями на основании соответствующего договора.

Важным условием такого документа является возврат территорий в пользование законных собственников, владельцев, арендаторов и пользователей в первоначальном состоянии, которое пригодно для хозяйственной эксплуатации в соответствии с целевым предназначением. Для этого после запуска ракет и осуществления всех испытаний проводятся следующие действия:

  • эвакуация останков отделяющихся ракетных частей;
  • утилизация элементов ракет, которые падали после запуска.

Финальным этапом возврата территорий является проведение экологических исследований и составление соответствующих заключений о состоянии земель, которые свидетельствуют о пригодности почвы для целевого использования.

Источник

Земельный
эксперт

Классификация земель

Земли для обеспечения космической деятельности

Содержание статьи:

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Законодательством России создан уникальный правовой режим земель для обеспечения космической деятельности. Он содержит правила ведения различной деятельности в космической отрасли и понятие территорий, предназначенных для обеспечения космических мероприятий. Основными документами, регулирующими правовой режим данной группы земель, являются ЗК (92-я статья) и закон №5663.

К землям, необходимым для обеспечения деятельности в космической отрасли, относятся территории, которые предназначены либо могут использоваться под обеспечение действий организаций или объектов, касающихся космической сферы. Выделение земельных участков под ведение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.

Предоставление земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности применяются для размещения на них космических объектов. Контроль и учет космических объектов осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности РосКосмос

На территориях, предназначенных для ведения мероприятий, связанных с космической деятельностью, могут размещаться разнообразные стационарные и мобильные объекты, в частности:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  • тренировочные центры с соответствующим оборудованием, предназначенные для подготовки сотрудников-космонавтов к предстоящим полётам в космос;
  • полигоны, предназначенные для посадки космических объектов;
  • территории возможного падения частей космических объектов;
  • комплексы, которые используются специалистами космической сферы деятельности, для хранения и ремонта космической техники и запчастей к ней;
  • пункты по приёму, сортировке, анализу, хранению информации, которая необходима для подготовки полётов космических аппаратов;
  • центры по управлению за полётами космических аппаратов;
  • комплексы, предназначенные для размещения различной измерительной аппаратуры, которая необходима в ходе осуществления командных действий по управлению полётами;
  • площадки, на которых располагаются космические объекты, комплексы стартово-пусковых установок;
  • космодромы.

Изъятие земель для обеспечения космической деятельности

Статьей 92 (пунктом 3) ЗК России установлено, что земли, находящиеся в пределах территории, на которую могут упасть обломки либо отдельные части космических объектов, не изымаются у фактических владельцев за исключением случаев, когда такие земли использовались в ходе операций по обороне страны. Собственникам таких участков полагается материальная компенсация в случае попадания на землю обломков космических аппаратов. Рассчитывает размер компенсации объединённая комиссия в составе представителей федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды, Минобороны и МЧС РФ. Возмещение убытков гражданам, чьи земли пострадали от упавших обломков космических аппаратов, осуществляется средствами Минобороны.

Методика расчета величины ущерба установлена Постановлением Правительства РФ №350 от 24.03.1998. Расчет производится по формуле:

  • Скомпенсации — величина ущерба, который подлежит возмещению (определяется в рублях).
  • С – площадь территории, на которой зафиксировано падение обломков космического объекта (измеряется в м 2 ).
  • Т – период, в течении которого участок был задействован в процессе падения обломков космических аппаратов и ликвидации последствий, возникших от контакта земли и частей космолётов (единица измерения – часы).
  • Ст – ставка земельного налога (измеряется в рублях).

Величина налога на землю устанавливается в соответствии со ст. 394 НК РФ

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Территории, предназначенные для обеспечения космической деятельности, делятся на две категории: земли, предназначенные для возведения объектов космической отрасли и земли, на которые могут упасть обломки космических объектов.
  2. Земли, на которые могут упасть обломки космических аппаратов, не изымаются у их владельцев за исключением ситуаций, когда осуществляется оборона страны.
  3. Министерство обороны осуществляет возмещение ущерба собственникам участков, на которые упали обломки космических объектов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям для обеспечения космической деятельности

Вопрос: Меня зовут Иннокентий Александрович. Я обладаю небольшим земельным угодьем, расположенным возле посёлка Углегорск (Амурская область). На участке я выращиваю фрукты. Неподалеку от моего надела проходит строительство космодрома «Восточный». Поэтому, два года назад мой участок был зарезервирован для госнужд (на участке должны быть построены ангары для хранения техники, необходимой при обслуживании космических аппаратов). У меня возник вопрос: мой участок будет изъят или есть вероятность, что он останется в моей собственности?.

Ответ: Иннокентий Александрович, в Земельном кодексе (статье 70.1) указано, что ваша земля может быть зарезервирована на протяжении трёх лет. Участок может быть изъят до окончания периода резервирования (если его изымут, то вам будет выплачена за него компенсация). Если надел не будет изъят до окончания периода резервирования, то его должны удалить из перечня земель, зарезервированных для госнужд.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Источник