Меню

Ой земля земелюшка коваль аннотация

Marian_Viktorovich_Koval

Мариан Викторович Коваль (1907 — 1971) – русский композитор, народный артист РСФСР (1969), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Член КПСС с 1940 года. Настоящая фамилия Ковалев. Родился в с. Пристань Вознесения, ныне Подпорожского района Ленинградской области. В 1925-1930 годах учился в Московской консерватории по классу композиции у М.Ф. Гнесина, также занимался композицией у Н.Я. Мясковского. В 1925-1928 годах являлся одним из организаторов и участников Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории (Проколл). В 1929-1931 входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАМП). В 1948-1957 секретарь правления Союза композиторов РСФСР, в 1948-1952 главный редактор журнала «Советская музыка», в 1956-1962 художественный руководитель Русского народного хора им. Пятницкого. В конце 20х и 30е годы Коваль завоевал популярность своими песнями: «За морями, за горами» на слова Н.С. Тихонова, «Юность» на слова И.Л. Френкеля, «Качка» на слова Я.З. Шведова. Коваль стал одним из первых авторов песен и вокальных циклов, посвященных В.И. Ленину. Основу творчества Коваля составляют оперные, кантатно-ораториальные, хоровые и камерно-вокальные произведения. Среди них оратория «Емельян Пугачев» (слова В.В. Каменского, 1939 г.), на основе которой композитор создал героико-эпическую оперу «Емельян Пугачев» 1942 г. Оратория и опера отмечены широтой мелодического дыхания, использованием элементов русского фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произведениях Коваль творчески развил традиции русской оперной классики, главным образом М.П. Мусорского. Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приемов народного многоголосия типичны и для хоровых произведений Коваля. С 1925 года Мариан Коваль выступал как автор статей о музыке. Хоры Коваля отличаются яркой индивидуальность, красочной ладовостью, мастерским использованием хоровых средств, порой звуковой изобразительностью. Применяя удвоение женского хора мужским, параллельное движение аккордов. Унисонное и двухголосное изложение сменяется (особенно в кульминациях или каденциях) развитым многоголосием. В гармонии часто неполные аккорды, терпкие сочетания, образующие мелодическое движение.

Читайте также:  Нужно ли забивать арматуру в землю при заливке фундамента

Оперы «Земля встает», «Емельян Пугачев», «Севастопольцы», «Граф Нулин», детская опера «Волк и семеро козлят », балет «Аксюша». Для фортепиано 10 пьес на марийские темы, сюита «Музыкальная шкатулка», «Фантастические пьесы» и др. Для солистов, хора и фортепиано сюиты «Из жизни красноармейца», «Сказ о партизане». Для солистов, хора и оркестра оратория «Емельян Пугачев», кантаты «Народная священная война», «Чкалов». Для хора a cappella «Поэма о Ленине» (из 6 хоров), сюита «По родной стране», «Семья народов», цикл «Балтика». Цикл из 5 стихотворений Ф.И. Тютчева («Слезы», «Листья», «Что ты клонишь над водами», «Восход солнца», «Весенние воды»), цикл из 2х стихотворений Н.А. Некрасова («Назови мне такую обитель»), цикл «Песни сибирских охотников» на стихи Л. Черноморцева. Для голоса и фортепиано «Траурный прелюд», «Ильмень-озеро». 2 цикла о Ленине, романсы, песни, обработки, музыка для драматического театра и кино.

Оратория (по латыни oratorio — красноречие) – крупное произведение для хора, солистов-певцов и симфонического оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначено не для сценического, а для концертного исполнения. От кантаты оратория отличается большим размером, монументальностью, развернутой сюжетной линией. В оратории «Емельян Пугачев» (слова В. Каменского) раскрыта историческая тема – крестьянское восстание под предводительством Пугачева. Драматургическая линия оратории отличается рельефностью, образы очерчены ярко. Действующие лица – народ, Пугачев, его жена Устинья, башкирская девушка – имеют выразительную музыкальную характеристику. Народные сцены, написаны с большой убедительностью, составляют основу оратории. Тринадцать номеров оратории делятся на две части. Часть первая: «Ночь степная на Узени», «Песнь Устиньи», «Ой, земля — земелюшка», «Воля вольная»; часть вторая: «Пугачевский сбор», «Песня башкирской линии», «Бой», «Предательство», «Казнь Пугачева», «Финал». Драматургия этих частей близка к оперным действиям (не случайно позднее в опере «Емельян Пугачев» Коваль использовал почти все номера оратории). В первой части дан образ угнетенного, задавленного нуждой народа.

Читайте также:  Иннокентий анциферов земля куйтунская

Хор крестьян «Ой, земля-земелюшка» как бы концентрирует в себе все страдания, всю меру отчаяния голодных и бесправных людей. Коваль пишет это хор без сопровождения, тем самым еще больше приближает нас к народной песне. Хор написан в сложной 3-х частной форме АВА₁. Первая часть А – период из 3-х предложений.

На протяжении всего первого предложения звучит альтовая партия со своим плотным, густым, бархатным тембром (пример 1).

Начало хора звучит тяжело, обреченно. Квинтоль в запеве Альтов придает мелодии свойственную народным песням несимметричность размера.

Во втором предложении этой части вступает весь хор на вокальном приеме «закрытый рот», только сопрано ведет мелодию и исполняет роль подголоска. (пример 2).

Третье предложение, период повторного строения, заканчивается на D (вопросительно, пример 3).

Вторая часть В – период не повторного строения, состоящий из 2х предложений. В первом предложении (на слова «Ой, земля-земелюшка!») приводит к мощному унисону всех партий хора – «Помоги, Емелюшка!» (пример 4)

Во втором предложении голоса резко делают скачек вверх в нюансе forte – звучит кульминация. Как плачь звучат нисходящие хроматические ходы голосов.(пример 5)

Кульминация способствует увеличению динамики и изменению темпа: poco a poco piu mosso (мало по малу более подвижно).

Третья часть А₁ — реприза. В отличие от первой части репризу поет мужской состав хора. В исполнении Басов тема приобретает еще большую тяжелость. (пример 6)

Тема Сопрано из первой части переходит к Тенорам и накладывается мотив «Помоги, Емелюшка!» из первой части у Альтов. На последних тактах звучат все хоровые партии.

В хоре преобладают черты народной песни: внутрислоговые распевы, подголоски, унисоны сменяющиеся многоголосием. Преобладает гомофонно-гармонический склад письма. Тональность bmoll придает серые, мрачные тона хору. Размер постоянный на протяжении всего хора 4/4. Темп первой и второй частях Larghetto – несколько скорее чем Largo(широко, очень медленно), но медленнее чем Andante(не спеша).

Динамика хора очень разнообразна. В первой и третей частях она развивается от piano до mezzo forte, во второй части – от mezzo forte до fortissimo в момент кульминации. Хор написан для 4х голосного смешанного хора a cappella. Композитор использует divisi партий: во второй части у Сопрано и Теноров (см.пример 5), а в заключении у басов.

Т Б

Тесситура удобная. В кульминации используются верхние регистры в нюансе от mezzo forte до forte, в остальном преобладают средние и низкие регистры.

Дыхание по фразам, внутри фраз цепное. В моменты когда хор поет закрытым ртом, композитор сам помечает в партитуре общехоровое дыхание (см. пример 2). Способ звуковедения Legato(связано), что соответствует драматическому образу произведения.

При работе над произведение могут возникнуть:

1.Интонационные трудности (скачки на широкие интервалы). 2.Исполнение унисонов, октавные удвоения (см. пример 4 и в заключении у Басов). 3.Интонирование хроматизмов. 4. Исполнение квинтолей.

Трудности могут возникнуть с темпом и его изменениями. Хор должен постоянно взаимодействовать с дирижеров.

1.Максимально допевать гласные. 2.Согласные с конца слога переносить к началу следующего. 3.Согласные произносить четко и быстро.

1.Донести характер произведения. 2.Передать форму. 3.Показывать четкие ауфтакты, снятия. 4.Показать развитие динамики.

Источник

Хрестоматия русской хоровой литературы первой половины XX века

Больше изданий в каталоге товаров

Автор полностью: Екатерина Кирилловна Беляева, Валентин Петрович Ильин Объём в стр.: 142 Название полностью: Хрестоматия русской хоровой литературы первой половины XX века

Это объемное издание включает более сорока хоров и позволяет получить разностороннее представление о советской хоровой музыке первой половины ХХ века. Некоторые сочинения, относящиеся непосредственно к послереволюционному периоду (такие как «На берегу пустынных волн» Г. Попова или «Кузнец» Е. Голубева) впервые публикуются по авторским рукописям. Это наиболее полная хрестоматия такого рода, составленная учеными-музыковедами, имеющими также богатый практический опыт работы хормейстерами.

В хрестоматию включены хоровые произведения А. Лурье, А. Пащенко, А. Егорова, Д. Васильева-Буглая, А. Новикова, М. Красева, А. Давиденко, В. Шебалина, В. Белого, Г. Попова, В. Волошинова, Д. Шостаковича, М. Коваля, В. Мурадели, Е. Голубева, а также обработки народных песен.

Л. Лурье. О ЖИЗНИ, ДОГОРЕВШЕЙ В ХОРЕ. Из симфонической кантаты для смешанного хора «В кумирню золотого сна». Слова А. Блока (посмотреть ноты)
А. Пащенко. КУЗНЕЦ. Из цикла «Шесть хоров на стихи С. Есенина»
А. Егоров. ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ. Из цикла «Три хора a cappella на стихи А. Пушкина»
А. Егоров. ЛИЛЕЯ. Слова А. К. Толстого
А. Егоров. КЛОНИТ К ЛЕНИ. Слова А. К. Толстого
А. Егоров. СИРЕНЬ. Слова Д. Терещенко
Д. Васильев-Буглай. АПРЕЛЬ. Слова Ф. Белкина
Д. Васильев-Буглай. ВСЁ ИСЧЕЗЛО, СКРЫЛОСЬ ЗА СОСНОВЫМ БОРОМ. Слова М. Исаковского
А. Новиков. ВЕСЁЛЫЙ ПИР. Слова А. Пушкина
А. Новиков. ЛЮБОВЬ. Романс. Слова А. Пушкина
М. Красев. ЦЫГАНЫ. Слова А. Пушкина
А. Давиденко. УЗНИК. Слова А. Пушкина
А. Давиденко. ГАРМОНЬ. Слова Н. Кузнецова
В. Шебалин. ЗИМНЯЯ ДОРОГА. Слова А. Пушкина
В. Шебалин. ХОРОШО ВЕСНОЮ БРОДИТСЯ. Слова М. Исаковского (посмотреть ноты)
В. Шебалин. КАЗАК ГНАЛ КОНЯ. Слова М. Танка
В. Шебалин. ЖАВОРОНОК. Слова М. Танка
В. Шебалин. ВЕСНА-КРАСНА. Слова М. Танка
В. Белый. БЕЛЫЙ КАМЕНЬ. Слова Я. Родионова
Г. Попов. НА БЕРЕГУ ПУСТЫННЫХ ВОЛН. Слова А. Пушкина
В. Волошинов. ИЗ ЦИКЛА «ЧЕТЫРЕ ХОРА НА СТИХИ И. УТКИНА»
Аннушка
Петлицы
Д. Шостакович. ИЗ «ДЕСЯТИ ПОЭМ НА СЛОВА РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОЭТОВ КОНЦА XIX И НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ»
Казнённым. Слова А. Гмырева
Девятое января. Слова А. Коца
Смолкли залпы запоздалые. Слова Е. Тарасова
М. Коваль. ОЙ, ЗЕМЛЯ, ЗЕМЕЛЮШКА. Из оратории «Емельян Пугачёв». Слова В. Каменского
М. Коваль. ЛИСТЬЯ. Слова Ф. Тютчева
В. Мурадели. ОТВЕТ НА ПОСЛАНИЕ ПУШКИНА. Слова А. Одоевского
Е. Голубев. КУЗНЕЦ. Слова Э. Верхарна
Обработки народных песен
ВЫЙДУ ЛЬ Я НА РЕЧКУ. Обработка А. Пащенко (посмотреть ноты)
В ТЕМНОМ ЛЕСЕ. Обработка А. Пащенко
СЮИТА. Обработка М. Кламова
ПЕСНЯ ПРО ДОБРЫНЮ. Обработка А. Егорова
АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ. Обработка А. Свешникова
ОЙ, ВСЕ КУМУШКИ, ДОМОЙ. Обработка А. Свешникова
ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ВОЛГЕ. Обработка А. Свешникова
БАРЫНЯ. Обработка А. Новикова
ВЕНУЛИ ВЕТРЫ. Обработка Д. Шостаковича
КАК МЕНЯ МЛАДУ-МЛАДЕШЕНЬКУ. Обработка Д. Шостаковича

Источник

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором: Художественное руководство академическим хором

Поступающий должен исполнить подготовленную программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе музыкального училища или средней специальной школы:

  • продирижировать двумя хоровыми произведениями, контрастными по темпу и характеру (одно — для хора a cappella, другое — с сопровождением);
  • пропеть наизусть с тактированием один из голосов хоровой партитуры a capella по горизонтали и последовательность аккордов по вертикали;
  • исполнить наизусть партитуру хора a cappella на фортепиано.

Примерный список произведений для дирижирования

а) для хора a cappella:

  • Брамс И. «В ночной тиши»
  • Глинка М. — Балакирев М. «Венецианская ночь»
  • Гречанинов А. «За реченькой яр хмель», «Нас веселит ручей», «На заре»
  • Егоров А. «Песня»
  • Калинников В. «Жаворонок», «Зима», «Солнце встает», «Ой, честь ли то молодцу»
  • Кастальский А. «Ты, рябинушка», «Дожинки» (из цикла «Сельские работы»)
  • Коваль М. «Слезы», «Ой, земля-земелюшка» (из оратории «Емельян Пугачев»), «Буря бы грянула, что ли. »
  • Кодай З. «Ел цыган сыр»
  • Кюи Ц. «Засветилась вдали», «Уснуло все»
  • Ленский А. «Душно», «Сокол» (из цикла «1905 год»)
  • Мендельсон Ф. «Лес»; Три песни на слова Г. Гейне: «Беги со мной», «Как иней ночкой весенней пал», «Над ее могилой»
  • Мурадели В. «Ответ на послание Пушкина», «Шалаш в Разливе»
  • Римский-Корсаков Н. «Подуй, подуй, непогодушка», «Ночевала тучка золотая»
  • Россини Д. Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль»
  • Русские народные песни: «Венули ветры» (обр. Д. Шостаковича), «Горы» (обр. А. Александрова), «Дороженька» (обр. А. Свешникова), «Как пойду я на быструю речку» (обр. А. Свешникова), «Повянь, повянь, бурь-погодушка» (обр. В Соколова), «У ворот, ворот батюшкиных» (обр. М. Мусоргского), «Уж ты, поле мое» (обр. А. Новикова), «Уж я золото хороню» (обр. А. Копосова), «Узник» (обр. А. Давиденко) и др.
  • Салманов В. «Издалека» (из цикла «Шесть поэм на слова Н. Хикмета»)
  • Свиридов Г. «Повстречался сын с отцом», «Вечером синим»
  • Танеев С. «Посмотри, какая мгла», «Серенада», «Сосна»
  • Украинские народные песни: «Дударик», «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича)
  • Чайковский П. «Без поры да без времени» (для женского хора), «Ночевала тучка золотая», «Соловушко»
  • Чесноков П. «За рекой, за быстрой», «Не цветочек в поле вянет», «Дубинушка»
  • Шебалин В. «Береза», «Жаворонок», «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы», «Полынок» (для мужского хора), «Утес»
  • Шостакович Д. «Казненным» (из цикла «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов»)
  • Шуман Р. «Вечерняя звезда», «Доброй ночи», «Ночная тишина», «Цыгане»
  • Щедрин Р. Четыре хора на слова А. Твардовского
  • Эрнесакс Г. «Моя страна»

б) для хора с сопровождением:

  • Бородин А. I-й хор «Слава» (из оперы «Князь Игорь»)
  • Гендель Г. «Сражен Самсон» (из оратории «Самсон»)
  • Глинка М. «Ах ты, свет Людмила» (из оперы «Руслан и Людмила»), Свадебный хор (из оперы «Иван Сусанин»)
  • Давиденко А. «На десятой версте»
  • Даргомыжский А. Свадебный хор (из оперы «Русалка»)
  • Кабалевский Д. Песня сборщиц винограда (из оперы «Кола Брюньон»)
  • Кастальский А. «Вышли в поле косари», «Жито»
  • Коваль М. «Долина — долинушка»
  • Мусоргский М. «То не сокол летит» (из оперы «Борис Годунов»), «Поздно вечером сидела», «Возле речки, на лужочке» (из оперы «Хованщина»)
  • Прокофьев С. «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»), «Пушкари» (из оратории «Иван Грозный»)
  • Свиридов Г. «Здесь будет город — сад!» (из «Патетической оратории»), «Поет зима», «Небо — как колокол» (из «Поэмы памяти Сергея Есенина»)
  • Рахманинов С. «Как вольность, весел наш ночлег», «Огни погашены» (из оперы «Алеко»)
  • Римский-Корсаков Н. Хор торговых гостей (из оперы «Садко»), Хор слепцов-гусляров, «Ай, во поле липенька» (из оперы «Снегурочка»), «Что так рано солнце красно» (из оперы «Сказка о царе Салтане»), «Солнышку красному слава» (из оперы «Майская ночь»), «Из дебрей глубоких» (из оперы «Млада»)
  • Рубинштейн А. «Ноченька» (из оперы «Демон»)
  • Чайковский П. Хор певчих (из оперы «Пиковая дама»), Проводы Масленицы и хор цветов (из музыки к пьесе А. Островского «Снегурочка»), «На море утушка» (из оперы «Опричник»), «Нету, нету тут мосточка» (из оперы «Мазепа»)
  • Шуман Р. «Цыгане»

Сольфеджио и гармония (письменно/устно)

1. Записать двух- трехголосный диктант в форме периода (объем 8–12 тактов) с отклонениями в первую степень родства, с использованием хроматизмов и альтераций.

2. Записать гармонический диктант с отклонениями и модуляцией в первую степень родства. Требование — записать басовый голос и подписать функции. Время выполнения — 25 минут.

3. Гармонизовать в традиционном 4-голосном изложении мелодию классического стиля, в форме расширенного периода, с отклонениями и модуляцией в тональности первой степени родства. Время выполнения — 90 мин.

1. Сольфеджировать с листа:

а) одноголосный пример (из сборников сольфеджио или вокальной литературы), включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простых и сложных размерах.

б) двухголосный пример из полифонической литературы (И. С. Бах. Двухголосные инвенции). Второй голос, по выбору абитуриента, играть на фортепиано.

2. Спеть вертикаль в четырехголосной модулирующей последовательности по предложенной цифровке.

3. Сыграть на фортепиано модулирующую последовательность в тональности первой степени родства по выписанному гармоническому плану (в виде цифровки) или по заданному тональному плану (начальная и конечная тональности) — по выбору абитуриента.

4. Выполнить гармонический анализ с листа произведения малой формы или композиционно завершенного фрагмента более крупного сочинения по клавиру или хоровой партитуре (без предварительного проигрывания). Основные вопросы: структурное и гармоническое членение целого, согласование и типы каденций, логика тонального плана, характеристика известных гармонических оборотов, приемов развития, выразительная роль отдельных аккордовых последований, местоположение кульминации и средства ее воплощения, жанровые черты пьесы.

5. Ответить на вопросы по курсу гармонии, в связи с выполнением перечисленных заданий.

В собеседование включаются вопросы, выявляющие общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание музыкальной литературы, в том числе по специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Содержание вопросов, выявляющих уровень профессиональной подготовки, должно включать:

  • знание литературы по своей специальности, в том числе по хороведению;
  • знание основных положений методики преподавания в школе и работы с самодеятельным хором;
  • знание музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища.

Кроме того, поступающий должен проанализировать одно из произведений, исполненных на экзамене, с точки зрения содержания, стиля, и исполнительских средств.

Список литературы по хороведению, знание которой необходимо для коллоквиума по специальности:

  • 1. Дмитревский Г. Хороведение и управление хором
  • 2. Егоров А. Теория и практика работы с хором
  • 3. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка
  • 4. Ольхов К. О дирижировании хором
  • 5. Пигров К. Руководство хором
  • 6. Птица К. Очерки по технике дирижирования хором
  • 7. Соколов В. Работа с хором
  • 8. Чесноков П. Хор и управление им

В собеседование включается проверка навыков игры на фортепиано.

Поступающий должен исполнить программу, состоящую из следующих произведений:

  • одно полифоническое произведение (например: Глинка. Фуга, Бах И. С. Двух- или трехголосные инвенции, несложные прелюдии и фуги из ХТК, Шостакович. Прелюдии и фуги);
  • I или II–III части сонаты (например: Бетховен. Сонаты №№ 5, 9, 10; Сонаты Гайдна, Моцарта);
  • произведение малой формы отечественого или зарубежного композитора (например: Чайковский. «Времена года»; Мендельсон. Песни без слов; Шуман. «Листки из альбома»; Скрябин. Прелюдии ор. 11; Шостакович. Прелюдии ор. 34; Барток. Багатели ор.6 и т. п.).

Источник