Меню

Песцовая земля снегирев главная мысль

Песцовая земля снегирев главная мысль

Рассказ учит быть самостоятельным, но ответственным в своих поступках, думать о родителях, а не только о себе.

2. Валентина Александровна Осеева.
«Волшебное слово». Там говорится о мальчике Павлике, с которым никто не хотел делиться и все отказывали ему в его просьбах. О его сестре, брате, бабушке и о мудром старике, который подсказал ему «волшебное» слово.

3. Валентина Александровна Осеева. «Синие листья». Этот рассказ про двух девочек — Катю и Лену, про урок рисования и справедливую учительницу. Мне очень понравился этот рассказ. Он говорит о том, что настоящие друзья всегда готовы помочь товарищу в трудную минуту.

5. Валентина Александровна Осеева. «Строитель» Там мы говорится о мальчиках которые строили горку из глины. Этот рассказ говорит об упорном характере мальчика, о его стремлении сделать то, что он задумал.

Источник

Писатель Снегирев Геннадий Яковлевич: биография и творчество

Множество писателей – как русских, так и зарубежных — посвящали свое творчество природе, воспевая ее в различных формах: в виде стихотворений, басен, рассказов, повестей и романов. К таким авторам можно отнести Ивана Крылова, который считается самым известным русским баснописцем; Сергея Есенина, написавшего множество стихов о своем родном крае; великого Александра Пушкина, чьи строчки из стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!» многие помнят наизусть; Редьярда Киплинга, создавшего «Книгу джунглей», многие рассказы из которой были экранизированы.

Одним из авторов, который писал о флоре и фауне, является Геннадий Яковлевич Снегирев. Его произведения считаются классикой детской литературы.

Биография Геннадия Снегирева

Будущий писатель родился 20 марта 1933 года в Москве. Детство Геннадия Снегирева нельзя назвать благополучным: его отец погиб в одном из сталинских лагерей, а мать работала в библиотеке при паровозном депо. Зарплаты библиотекаря часто не хватало даже на самое необходимое, поэтому мальчику пришлось рано познать голод и нужду.

Окончив начальную школу, Геннадий Снегирев поступил в ремесленное училище. Однако оно отнимало много времени, и учебу пришлось бросить, чтобы зарабатывать на жизнь.

В возрасте 13 лет Снегирев устраивается на работу в Московский университет в качестве ассистента ученого Владимира Лебедева, занимавшего должность препаратора на кафедре ихтиологии. Лебедев и Геннадий Снегирев изучали рыбьи кости и чешую, проводили раскопки.

Мальчик начал заниматься боксом и, несмотря на свой небольшой рост и худое тело, был чемпионом города в своей весовой категории. Однако из спорта также пришлось уйти из-за обнаружившегося порока сердца.

В 17 лет Геннадий Снегирев отправился в экспедицию по изучению рыб Берингова и Охотского морей. После возвращения он заинтересовался бобрами и в течение года изучал этих животных. Результатом стали рассказы Геннадия Снегирева о бобрах.

В 1954 году была опубликована первая книга под названием «Обитаемый остров». Затем последовали другие произведения: рассказы о природе, повести, очерки.

Писатель продолжал свои экспедиции. Вместе с Лебедевым они совершили рейс по реке Лена в целях изучения экологических изменений в тайге. После этого было еще множество различных путешествий: на Алтай, Камчатку, Бурятию и в другие уголки России. Однако, вопреки всеобщим ожиданиям, Снегирев не стал ученым. В качестве дела всей своей жизни он выбрал литературу.

Писатель скончался 14 января 2004 года в Москве.

Рассказы Снегирева. «Обитаемый остров»

В первую книгу-сборник рассказов о природе вошли 4 коротких произведения. Все они объединены одной тематикой и повествуют о животном мире Тихого океана. Снегирев написал их на основе своих личных наблюдений во время одной из экспедиций.

Один из рассказов писателя Геннадия Снегирева, включенный в этот сборник, называется «Лампанидус». Лампанидус – это маленького размера рыбка, называемая иногда «рыбой-лампочкой» из-за того, что по всему ее телу размещены небольшие огоньки с синеватым свечением.

Еще один рассказ повествует о встрече автора с качуркой – небольшой морской птицей, которую иногда называют «штормовой ласточкой» из-за своеобразной манеры полета.

В рассказе «Обитаемый остров», по которому книга и получила свое название, говорится о высадке на небольшой остров, на котором из живых существ обнаруживается только птица кайра.

«Маленькое чудовище»

Этот сборник был впервые опубликован в 1975 году. В него вошли 11 рассказов.

«Бобренок» был написан Геннадием Снегиревым во время изучения бобров, их жизни и поведения. Как следует из названия, главный герой рассказа – это маленький бобренок, который из-за поднявшейся весной воды в реке далеко уплыл от своего жилища и потерялся.

Рассказ «Хитрый бурундук» начинается с того, что герой, вероятно, охотник, обнаруживает, что кто-то оставляет в его жилище кедровые орехи. Это был бурундук, который перетащил сюда все свои запасы, чтобы их не украли сойки и другие животные.

«Маленькое чудовище» — еще одно произведение, написанное после экспедиции по изучению Берингова моря. За бортом корабля обнаруживается что-то, что автор сначала называет «чудовищем», а позже оказывается детенышем кашалота, принявшим судно за другого кита.

«Олени в горах»

Иллюстрации к этому сборнику были созданы художником Маем Митуричем. Вместе Митурич и Снегирев составляют идеальный творческий тандем – рассказы и рисунки дополняют друг друга, делая более живыми и точными.

Книга более объемная по сравнению с предыдущими сборниками: она включает пять десятков рассказов. Вошли не только новые произведения, но и уже знакомые читателям – «Лампанидус», «Хитрый бурундук», «Бобренок» и другие.

Снегирев создавал не только рассказы – его авторству также принадлежат две повести: «Про оленей» и «Про пингвинов». Одна из них была включена в этот сборник.

Повесть «Про оленей» Снегирев написал во время своей экспедиции на Чукотку. Она состоит из 10 частей и повествует о путешествии писателя по тайге в компании оленевода Чоду.

«Песцовая земля»

Рассказ Геннадия Снегирева «Песцовая земля» более объемный по сравнению с большей частью произведений писателя, поэтому он был опубликован в виде отдельной книги, а не только в составе сборников.

Главным героем является мальчик по имени Сережа, живущий во Владивостоке. Однажды он попадает на остров, где живут песцы – полярные лисицы. Там Сережа знакомится с девочкой Наташей, и волею обстоятельств им приходится некоторое время жить на острове одним. Спустя какое-то время вернувшись домой, Сережа не забывает о Песцовой земле и надеется когда-нибудь попасть туда снова.

«Про пингвинов»

Еще одна повесть Геннадия Снегирева – «Про пингвинов», впервые опубликованная в 1980 году издательством «Детская литература».

Как можно догадаться из названия, главные герои – пингвины, живущие «около Антарктиды на маленьком островке со стороны Африки». Повесть содержит 8 частей, каждая из которых рассказывает об определенном эпизоде из жизни этих птиц.

Как и многие свои произведения, писатель создал эту повесть на основе своих наблюдений во время путешествия, поэтому Снегиреву удалось точно и реалистично описать поведение пингвинов во всевозможных ситуациях.

«Охотничьи истории»

Сборник «Охотничьи истории» — это цикл рассказов о мальчике, чье имя не названо, и его дедушке-охотнике. Они живут в небольшой избе рядом с ручьем. У дедушки есть охотничья собака по кличке Чембулак.

Цикл включает в себя 4 рассказа. Повествование идет от лица мальчика, который рассказывает о различных эпизодах из своей повседневной жизни, о том, как он с дедушкой и Чембулаком ходит на охоту, и о животных, которые им встречаются.

Например, в рассказе «Меховые лыжи» главным героем является лось, которого мальчик встречает зимой на поляне во время прогулки на дедушкиных меховых лыжах.

Источник

Песцовая земля — Снегирев Г.Я.

Рассказ про неожиданное путешествие мальчика Сережу, который случайно попал на остров Песцовая земля. Там он познакомился с девочкой Наташей, ее отец разводил на острове песцов. Они подружились…

Песцовая земля читать

Серёжа живёт во Владивостоке. Это город на берегу мо­ря. Над улицами там летают чайки и совсем не боятся трамваев.

Серёжа уже большой. Осенью он пойдёт в школу. А пока Серёжа каждый день ходит в порт и смотрит на корабли.

В порту стоял новый корабль. На корабле готовились к отплытию. На палубе ходил капитан и смотрел на часы.

Потом капитан посмотрел на берег и увидел Серёжу:

— Что ж ты стоишь? Скорей иди сюда, мы уходим.

Серёжа никогда не видел этого капитана. Но раз его по­звали, он пошёл.

И Серёжа по трапу взобрался на корабль.

Корабль шёл недалеко от берега. Серёже очень хотелось узнать, что там, на берегу? Живёт ли кто? Или, может, од­ни звери?

Но с корабля ничего не разглядишь.

На палубу вышел матрос с биноклем.

— Хочешь, посмотри, — сказал матрос и дал Серёже бинокль.

Сначала Серёжа увидел в бинокль близко-близко чайку. Она летела над морем.

Чайка вдруг сложила крылья и камнем упала в воду.

Серёжа испугался: он думал, что чайка утонула.

А чайка вынырнула. В клюве она держала серебряную рыбку.

Потом Серёжа поднял бинокль и увидел берег. На бере­гу лежала лодка. Около лодки сидел человек и чинил сеть.

В кустах гуляла белая коза. Коза смотрела на корабль и жевала траву.

Подул ветер. Корабль сильно качался, и у Серёжи за­кружилась голова. Вышел кок и дал ржаной сухарь. Серё­жа смотрел на море и грыз сухарь, как настоящий моряк.

Волны поднимались всё выше и выше. Вода перехлё­стывала через борт и заливала палубу.

Утром корабль подошёл к острову. К берегу причалила шлюпка, и Серёжа вышел погулять. Серёжа собирал на бере­гу камушки и не заметил, как зашёл в глубь острова.

Там стоял столб с дощечкой. На ней было написано:

Но Серёжа ещё не умел читать и поэтому пошёл дальше.

А на этом острове жили песцы, они боялись резинового запаха.

Песцы нюхали воздух и прятались за камнями.

Серёжа видел только, как они высовывают свои носы и уши.

Море уже скрылось за скалами, и тут Серёжа увидел дом и рыжую девочку. Девочка стояла около ведра и звони­ла в медный колокольчик. Серёжа подошёл к ней.

— Ой!—сказала девочка. — Снимай сейчас же боты!

Оказывается, девочка звала песцов на обед, а они боя­лись Серёжиных ботиков. Серёжа снял боты, но песцы всё равно не подходили: они только выглядывали из-за камней.

— Иди скорей в дом. Я сейчас приду.

Серёжа взял ботики и пошёл в дом. Тогда песцы со всех сторон побежали к девочке за едой. Тут были и пегие, и серые, и чёрные, и даже голубые песцы. Серёжа насчитал десять песцов. Дальше он считать не умел. А песцов было в пять раз больше.

Девочка накормила песцов и спросила Серёжку, как его зовут.

— Сергей, — ответил Серё­жа. — А тебя как?

Серёжа рассказал Наташе, как его позвал капитан, и как он уплыл на корабле из дому, и что он уже большой и осенью пойдёт в школу.

— Скоро приедет мой папа. Он тебя отвезёт домой.

— «Водит»! Не водит, а раз­водит.

И они ещё больше подружи­лись.

В это время за скалами загу­дел гудок на корабле.

Но Серёжа не пошёл на ко­рабль, Ему было хорошо на ост­рове. Гудком капитан прощался с Серёжей: он думал, что Се­рёжа живёт на острове. Ведь начальник порта просил под­везти какого-то мальчика на этот остров.

Серёжа и Наташа залезли на скалу.

Солнце опускалось в море, но было ещё светло. У самой воды они увидели большой бугор.

Серёжа подошёл к бугру. Но это был совсем не бугор, а китёнок.

В море за китёнком по­гналась зубастая касатка. Китёнок от страха выскочил на мель. Начался отлив, вода ушла, китёнок не успел уплыть и остался на песке.

— Смотри, он как наш дом! — закричал Серёжа и подошёл к китёнку.

Китёнок был холодный и скользкий. Наташа стала тол­кать его к воде, но китёнок даже не пошевелился.

— Он уже умер, — сказа­ла Наташа.

— А у него была мама?— спросил Серёжа.

Наташа повела Серёжу домой.

Они шли молча: им было жаль китёнка.

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Весь дом дрожал, и слышно было, как ухают волны.

Серёже приснилось, что Наташу сдуло ветром в море и она утонула.

Серёже стало страшно. Он проснулся.

Было светло и тихо. Наташа разжигала огонь в печке.

Серёжа очень обрадовался, что Наташа живая. Про сон он ничего не сказал. Ему даже не хотелось про это вспоми­нать.

Наташа подняла с песка маленького рачка. Ночью его выбросило на берег. Он слабо шевелил лапками.

Наташа бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелё­ной воде и уплыл.

В лужице на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море.

Потом он нашёл двух улиток — они почти засохли. В этот день Серёжа спас много морских зверей.

На прощание рыбки сверкали серебристой чешуёй. Улит­ки вытягивали в воде рожки, а маленький осьминожек сде­лался красным, потом зелёным, потом жёлтым, как песок на дне, и скрылся с глаз.

— Эх, — вздохнул Серёжа, — если бы китёнок превра­тился в рыбку, я бы тоже спас его!

Прошло три дня, а Наташин папа всё не приезжал. Еды осталось совсем мало. Наташа и Серёжа ходили по берегу и искали рыб.

Шторма больше не было, и рыб не выбрасывало на бе­рег.

— Знаешь, — сказала Наташа, — завтра утром мы пой­дём на птичий базар, наберём яиц.

— Разве здесь есть базар, как в городе?

Утром они пошли вдоль берега на другой конец острова.

Сначала Серёжа услышал издалека шум. Он подумал, что квакает очень много лягушек.

Они подошли к белым скалам.

Скалы были белые от птиц. Птицы громко кри­чали, и Серёжа даже не слышал, что ему гово­рила Наташа. На каж­дом выступе скалы, в каждой ямке сидели кайры.

Серёжа вскарабкался повыше на скалу.

Кайры даже не обра­щали на него внимания.

Одна кайра улетела в море и оставила на земле тёплое яйцо. Серёжа под­нял его и отдал Наташе.

Вдруг подул ветер, яйца закрутились на кам­нях и зажужжали.

Яйцо с одного конца было тяжёлое, а с друго­го совсем лёгкое, как ванька-встанька. И ветер не мог сдуть яйца даже с голой скалы.

Серёжа собирал яйца и отдавал Наташе.

Они быстро набрали полную корзину яиц и пошли домой.

Наташа ждала папу и каждый день жарила яичницу из кайриных яиц. Песцы уже не боя­лись Серёжи, и он помо­гал Наташе их кормить.

Он заметил, что все песцы разные: есть хит­рые, они подкрадывались и отнимали корм у дру­гих песцов, а есть и та­кие, которые совсем не брали корма — они бега­ли на птичий базар и там воровали яйца.

Серёжа привык жить на острове. Ему даже хо­телось, чтобы Наташин папа никогда не приез­жал.

Но папа приехал на катере и очень удивился, когда увидел Серёжу.

Наташа рассказала папе, как Серёжа при­плыл на пароходе и что ему нужно скорей до­мой, а то он опоздает в школу.

Наташа проводила Серёжу до берега, и папа отвёз его на катере об­ратно домой, во Влади­восток. Дома мама руга­ла Серёжу. Серёжа рас­сказал ей про Песцовую землю. Мама то плакала, то смеялась: она была рада, что Серёжа нашёлся.

Теперь Серёжа ходит в школу. На стене у него висит кар­та. На карте, посреди синего моря, Серёжа нарисовал крас­ный кружок — это остров, где живёт Наташа.

Он называется Песцовая земля.

После уроков Серёжа каждый день ходит в порт и смот­рит на корабли.

Серёжа ждёт весны. Весной, когда кончатся занятия в школе, он обязательно попросит какого-нибудь капитана отвезти его на Песцовую землю.

Источник

Читайте также:  Что называют каменным поясом земли русской 4 класс окружающий мир