Меню

Почему после предания земле тело чернеет

Bookitut.ru

«Предание земле»

Обряд погребения — «предания земле» — в настоящее время совершается чаще всего тоже в храме, сразу после отпевания. И связано это с тем, что кладбища в городах часто находились далеко от действующей церкви и священник не мог проводить умершего до могилы, как на селе. Впрочем, по желанию родственников священная земля после отпевания может быть выдана кому-то из близких покойного, чтобы совершить этот обряд («предание земле») непосредственно у могилы перед самым захоронением.

Освященная земля в пакетике кладется в начале отпевания на аналой рядом с «разрешительной молитвой». Если «предание земле» совершается в храме (что, кстати, считается наиболее предпочтительным и благодатным в этом христианском обряде), то оба обряда как бы соединяются в один. Завершается чин отпевания после «разрешительной молитвы» и пения «вечной памяти». Наступает самый напряженный, эмоционально обостренный, горький момент для родных и близких. Последний взгляд на лицо усопшего, сейчас закроют его саваном — навсегда, навечно. Провожающие гасят свечи и под продолжающееся пение певчими стихир подходят к гробу — к последнему прощанию и целованию. Осеняют себя крестным знамением, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. (Если отпевание служится при закрытом гробе, то целуют крест на крышке гроба или руку священника.)

Саваном покрывают лицо покойного, и — со словами «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» — священник крестообразно посыпает землей закрытое покровом тело. При этом поется тропарь «Со духи праведных. «.

После «предания земле» гроб накрывают крышкой и забивают.

С пением «Трисвятого»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» — гроб выносят из храма, и церковный клир певчие, диакон с кадилом и священник с крестом — провожает процессию до церковной ограды, благословляя на исполнение последнего земного долга — на погребение. Процессия отправляется к кладбищу или в крематорий.

Читайте также:  В каких широтах земли ярко выражены все четыре времени года

Сожжение покойников — обычай древний. В Греции и Риме он считался предпочтительнее погребения тела в земле, но был дороже и потому становился посмертным уделом богатых или прославленных. Урны с прахом погребали в земле, ставили в скальных пещерах, в специальных сооружениях вроде склепов или святилищ.

Поразительно, но именно огнепоклонники-зороастрийцы никогда не сжигали тела своих покойников. Мертвое тело уносили на скалы, со временем стали помещать в специальных «башнях молчания» — и в том, и в другом случае труп отдавался на волю стервятникам. Мертвая плоть таким образом не соприкасалась ни с одной из «чистых» почитаемых стихий Вселенной: ни с огнем, ни с водой, ни с воздухом, ни с землей. И только «очищенные» кости ссыпались в колодец внутри «башни молчания».

В дохристианской Руси славянин так объяснял путешественникумусульманину предпочтение обряда сожжения: «Вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно входит в рай». Сожжение, по рассказу путешественника, проходило на корабле, поставленном на берегу на сваи, под ним разожгли костер. На корабле лежал покойник — «выдающийся муж из их числа», в богатой одежде, среди парчи, душистых трав, еды и питья. Не прошло и часа, как корабль, и дрова, и девушка (принесшая себя в жертву. — Авт.), и господин превратились в золу, потом в пепел. Потом они соорудили на месте этого корабля нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились» (записки Ибн Фадлана, посла халифского Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.).

Читайте также:  Лихачев духовное напутствие молодежи в статье земля родная

Христианская традиция отвергла обряд сожжения, однако исключение приходилось делать во время повальных эпидемий или войн. В XIX веке в Европе началось движение за распространение кремации. Протестанты согласились с этим обрядом быстрее, ибо ни молитв при погребении, ни заупокойных служб не совершают. Католическая церковь признала кремацию возможной только в 1962 году в тех случаях, когда она совершается по причинам, не противоречащим вере. Русская Православная Церковь официального благословения на кремацию не дала и по сию пору, хотя признает, что запрещения на сожжение трупов в священных текстах нет. Поэтому покойников отпевают и перед кремацией, а иногда приглашают священника и в ритуальный зал крематория.

Отпевание и погребение по возможности совершаются на третий день (считая день смерти первым). По христианской традиции, если тело усопшего находится в доме и есть возможность пригласить священника, то перед выносом служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг гроба.

Крышку гроба по обычаю в дом не вносят, а ставят у дверей снаружи, узкой стороной вниз. Выносят гроб открытым, ногами вперед, с троекратним пением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». (С пением этой же молитвы гроб выносят из храма после отпевания.)

Для поминовения усопшего у могилы после захоронения готовится кутья. Поминальная кутья берется с собой в церковь на отпевание и ставится со свечой посередине возле гроба на специально приготовленный столик. Свеча над кутьей во время служения чина отпевания так же зажигается, как и в руках молящихся у гроба.

Рецепты приготовления кутьи.

1. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, цукатами, маком — по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.

2. (1 стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда)

Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Следует знать, что отпевание усопшего может совершаться как в храме (при внесении внутрь церкви гроба с покойником), так и на дому. Иногда отпевание усопших идет в церкви, хотя умерший — дома или в больнице. Тогда родственникам выдается венчик, который кладется при прощании на лоб умершего, и освященная земля. Землю после прощания и покрытия лица покойного саваном кто-нибудь из близких посыпает на него крестообразно вдоль гроба от головы к ногам и слева направо. После этого гроб накрывают крышкой и заколачивают.

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают.

Человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, согласно церковным правилам лишается православного погребения. Для того чтобы заказать отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменного разрешения правящего архиерея, подав ему прошение, к которому прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание — как над безгрешными: Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царства Небесного. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

Допускается — как исключение из церковных правил — отпевание заочное, если покойник не может быть доставлен в церковь (погиб в чужих краях или есть иные особые обстоятельства).

Источник

Предание тела земле

Перед тем как закрыть гроб крышкой, архиерей или священник, совершавший отпевание, крестообразно посыпает тело усопшего землей, произнося при этом следующие слова: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней». Эти слова выражают уверенность в том, что и прах, находящийся в земле, не укрыт от Господа, поскольку все Божие – и земля, и живущии на ней. Поэтому возвращение одного из живших на земле в землю нисколько не изменяет его положения по отношению к Господу. После этого крышку забивают, и гроб несут к месту погребения – к могиле, которая станет последним приютом усопшего до Страшного Суда. Затем при продолжающемся пении литии гроб опускают в могилу, и во время пения тропарей: «Со духи праведных скончавшихся…» могилу засыпают землей. В завершение произносится сугубая ектенья, и после того как могила будет совсем засыпана, произносится заключительный отпуст.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах?

Насколько вес тела на экваторе Земли отличается от веса этого же тела на полюсах? Вес любого физического тела зависит от того, на какой географической широте оно находится. Обусловлено это совместным действием двух факторов: несферичности (сплюснутости у полюсов) нашей

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ…

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ… Необыкновенное странствие бродячего миннезингера …Рассказывают, что, когда апостолы, следуя повелению Христа нести евангельскую весть во все концы земли, разошлись каждый в свою сторону, апостол Фома направил свои стопы в далёкую Индию. После

Эллада, «Рай на земле»?

Эллада, «Рай на земле»? Мы представляем Элладу чуть ли не раем на земле, где греки только и делали, что занимались искусствами, устраивали философские диспуты, предавались пиршествам и любви, проводили Олимпийские игры и иногда воевали с несносными персами.

По земле

По земле Путешествия на самолете – самый быстрый и комфортабельный способ перемещаться с одного места на другое. Они идеально подходят для того, чтобы быстро оказаться в выбранной стране. Но настоящее путешествие – это путешествие именно по

Что такое предание?

Что такое предание? В основе преданий, то есть народных рассказов, передававшихся из уст в уста, из поколения в поколение, лежат воспоминания о реальных лицах и событиях исторического прошлого. Предание часто имеет форму рассказа очевидца и ведется от первого лица.Сюжеты

Непроникающие инородные тела Инородные тела конъюнктивы

Непроникающие инородные тела Инородные тела конъюнктивы В конъюнктиву чаще попадают мелкие песчинки, угольная пыль, кусочки камня, металла и ресницы. Симптомы При попадании инородного тела в конъюнктиву появляется неприятное ощущение в области глаза,

Проникающие инородные тела Инородные тела глазницы

Проникающие инородные тела Инородные тела глазницы Инородные тела глазницы чаще представляют собой металлическую стружку, деревянные щепки, шипы растений. Симптомы Если попало металлическое инородное тело небольших размеров (менее 1 см в длину), внешние

Эллада, «Рай на земле»?

Эллада, «Рай на земле»? Мы представляем Элладу чуть ли не раем на земле, где греки только и делали, что занимались искусствами, устраивали философские диспуты, предавались пиршествам и любви, проводили Олимпийские игры и иногда воевали с несносными персами.

Предание священное

Предание священное Предание священное (sacra traditio) – второй из двух первоисточников христианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самого И. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже – написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат:

Предание суду

Предание суду Предание суду и прекращение следствия – акт судебной власти, которым уголовное дело передается суду для постановления приговора по существу дела или признается не требующим дальнейшего производства. Процедура П. суду имеет целью проверить возбужденное

Свежо предание, а верится с трудом

Свежо предание, а верится с трудом Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 2): Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с

4. 5. НА ЗЕМЛЕ И В ОКЕАНЕ

4. 5. НА ЗЕМЛЕ И В ОКЕАНЕ Известно, что загрязнение среды влияет на состояние экологических систем и здоровье человека. Экологи насчитывают около 2000 загрязнителей атмосферы. Главные источники загрязнения – тепловые электростанции, котельные и домашние печи,

Источник

Предание тела усопшего земле

После прибытия похоронной процессии на кладбище порядок следования похоронной процессии остается прежним, но в то же время в силу особенностей расположения могилы может несколько измениться. Однако при этом во главе процессии в любом случае должны находиться икона и крест, затем гроб с телом усопшего, крышка гроба, венки и цветы. Если у покойного были награды, то их не подносят непосредственно к могиле и не кладут в гроб.
После того как похоронная процессия достигает могилы, гроб с телом усопшего устанавливается на специальной подставке для последнего прощания. В этот момент нужно от всей души попросить прощения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами. После того как все присутствующие на кладбище простились с усопшим, над гробом возглашается: «Вечная память!» Эти слова произносит тот из близких, кого священник благословил в храме крестообразно посыпать тело усопшего землей поверх погребального покрывала, которым накрывается покойный в храме при отпевании. При посыпании тела усопшего на кладбище землей произносится: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23,1). Если священник присутствует на кладбище и находится возле могилы, то эта часть погребального ритуала совершается им самим.
По церковному установлению гроб закрывался сразу же после отпевания. Однако в наши дни последнее прощание с покойным совершается у могилы, поэтому церковь, идя навстречу чувствам людей, разрешает снять крышку гроба и отогнуть погребальный саван. Затем тело усопшего вновь покрывается саваном и посыпается освященной землей крест-накрест, начиная от головы к ногам, а затем с правого плеча на левое. Над гробом возглашается «Вечная память! Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней». Опустевшая ладанка или пакетик, в которой была земля, опускаются в могилу. Из гроба не изымается погребальный венчик, икона, погребальное распятие, листок с текстом разрешительной молитвы, которая вкладывается священником в правую руку усопшего при отпевании его в храме. Если ноги и руки покойного были перевязаны во время движения похоронной процессии (что допустимо, но не обязательно), то они высвобождаются.
Похороны усопшего христианина принято совершать на третий день после его смерти. При этом первым считается сам день кончины. Впрочем, в зависимости от обстоятельств, день погребения может быть иным. По сложившейся традиции, погребение должно состояться до захода солнца. В весенне-летний период его желательно завершить до 17 часов местного времени, а в осенне-зимний период – до 15 часов.
Погребают покойного лицом на восток. При опускании гроба в могилу все провожающие умершего бросают в нее по комку земли. Особое внимание следует обратить на то, что гроб с телом покойного опускается в могилу на специальных двух рушниках (по четыре метра каждый), которые после опускания гроба в могилу крестообразно складываются на его крышку и оставляются в могиле. Опустить тело покойного в могилу можно также с помощью современного механического лифта, приводимого в движение под воздействием тяжести гроба.
После того как гроб опущен на дно могилы, все присутствующие на церемонии бросают в могилу горсть земли, изъятой при ее рытье. По желанию родственников и близких во время этой церемонии, чтобы придать вырытой могиле более аккуратный и торжественный вид, стены и дно можно задрапировать тканью (обычно красной, черной или синей), которая затем укрывает сам гроб перед тем, как на него упадут первые комья земли.
Земля, предназначенная для этой части ритуального обряда, может находиться в специальной ритуальной вазе, которая продается непосредственно на кладбище. Кроме того, распорядителю похорон необходимо предусмотреть наличие влажных салфеток для очистки рук, а также специальный контейнер для их утилизации, который оставляется на месте захоронения с тем, чтобы его впоследствии вывез персонал кладбища. По общепринятым правилам с кладбища ничего забирать не следует.
Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. На могиле людей, которые не были крещены или же принадлежали к другим вероисповеданиям, крест устанавливать не следует.
На месте погребения вполне допустимо оставить фотографию или иное изображение усопшего. Его можно прикрепить к кресту, разместить среди цветов или на специальной подставке.
После предания тела земле необходимо позвать на поминки по возможности всех людей, участвующих в прощании с усопшим. Приглашение делают ближайший родственник покойного или назначенный распорядитель похорон.
Если же не у всех присутствующих на кладбище есть возможность принять участие в поминках, то небольшое угощение можно организовать прямо на кладбище. Например, в кладбищенском ритуальном буфете.

Источник