Меню

Познание мира 3 класс славные ханы казахской земли

Познание мира, 3 класс, Турмашева Б.К., Салиш С.С., Пугач В.Г., 2018

Познание мира, 3 класс, Турмашева Б.К., Салиш С.С., Пугач В.Г., 2018.

Во втором классе ты узнал, что погода — это состояние воздуха в данное время в данной местности. В значительной степени погода зависит от времени года и природных условий. Например, на Крайнем Севере зима суровая, лето холодное. В пустыне всегда — и зимой, и летом — высокая температура. Такая характерная (регулярно повторяющаяся) смена погодных условий в течение года называется климатом. Исследователи доказали, что на нашей планете есть несколько климатических поясов. Каждый из них характеризуется своим рельефом поверхности земли, типом погоды, растительным и животным миром.

Почему люди трудятся?
Ты уже знаешь, что благодаря труду человек стал человеком. Без труда жизнь человека немыслима.

Трудясь, человек изменяет свою жизнь к лучшему, развивает свои способности, получает новые знания. За свой труд каждый работающий человек получает вознаграждение: заработную плату, премии. Благодаря этому вознаграждению человек может удовлетворять свои потребности.
Работая, люди общаются, находят друзей по интересам.

Подумай, какой труд эффективнее — в одиночку или в группе. Обоснуй своё мнение, приведи примеры из жизни.
В мире появляются новые профессии, которых раньше не было. Знаешь ли ты, чем занимается IT-специалист, космогеолог, генетик, дизайнер?
Расскажи, какие современные профессии ты знаешь. Подумай, почему появляются новые профессии.

СОДЕРЖАНИЕ.
I. ЖИВАЯ ПРИРОДА.
1. От чего зависит климат на Земле?.
2. Как погода влияет на человека?.
3. Моя безопасность в естественной среде.
II. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?.
4. Почему люди трудятся?.
5. Мои расходы.
6. Человек силён дружбой.
7. Мы – вместе!.
8. Наша Конституция.
III. ВРЕМЯ.
9. Я, ты, он, она – вместе дружная семья!.
10. Откуда идёт мой род?.
11. Спорт – это здоровье!.
12. Кочевники и земледельцы.
IV. АРХИТЕКТУРА.
13. Какие бывают населённые пункты?.
14. Как связаны село и город?.
15. Я составляю план местности.
16. Как ориентироваться по звёздам и Солнцу?.
V. ИСКУССТВО.
17. Духовные ценности моей семьи.
18. Моя безопасность.
19. Символы моей страны.
20. Тюрки и их образ жизни.
21. Почему надо беречь памятники истории и культуры?.
VI. ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ.
22. Мои предки – кипчаки.
23. Как возникло Казахское ханство?.
24. Славные ханы Казахской земли.
25. Батыры – защитники Отечества. Бии – мудрецы Великой степи.
26. Борцы за независимость.
VII. ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.
27. Где и как возникали поселения людей?.
28. Куда поехать туристу?.
29. Природа и моя безопасность.
30. Какие существуют риски в естественной среде?.
VIII. КУЛЬТУРА ОТДЫХА. ПРАЗДНИКИ.
31. Семейное согласие всего дороже.
32. Общество и я.
33. Праздники народа Казахстана.
34. Как планировать свои расходы?.
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».
ГЛОССАРИЙ.

Читайте также:  Коэффициент искривления земли таблица

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Познание мира, 3 класс, Турмашева Б.К., Салиш С.С., Пугач В.Г., 2018 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Презентация урока по познанию мира

Содержимое разработки

1. Казахское ханство образовалось:

А) в 1435 году; В) в 1455 году; С) в 1465 году.

2. Первоначально Казахское ханство возникло:

А) между реками Шу и Талас; В) между Волгой и Жайыком; С) в долине реки Сырдарьи.

3. Казахское ханство образовали султаны:

А) Касым и Мурундук; В) Керей и Жаныбек; С) Тауекел и Есим.

4. Жаныбек и Керей откочевали от хана:

А) Жангира; В) Тахира; С) Абулхаира.

5. Казахское ханство возникло:

С) на юго-востоке Казахстана.

СЛАВНЫЕ ХАНЫ КАЗАХСКОЙ ЗЕМЛИ

  • Учебник стр.62-63
  • Рабочая тетрадь стр.33-34

Как прежде, дружно надо жить, Казах, татарин, русский! Просторы нам нельзя делить На мелкие улусы! Земля родная, силу дай И юноше, и старцу. Живет в веках наш добрый край На благо казахстанцев!

Источник

Краткосрочный план урока по познанию мира на тему «Славные ханы казахской степи. Батыры — защитники Отечества».

Школа: КГУ «Уваровская средняя школа»

В контексте сквозной темы «Выдающиеся личности».

Славные ханы Казахской земли.

Батыры- защитники отечества. Бии – мудрецы Великой степи.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.3.4.1 На исторических примерах объяснять роль ханов, батыров, биев

3.4Выдающиеся исторические личности и деятели культуры

– знать, какие функции выполняли ханы; бии; батыры

– называть имена известных казахских ханов;биев

Большинство учащихся смогут:

– объяснять, чем они прославились;

Некоторые учащиеся смогут:

– рассуждать, делиться мнениями;

Учащиеся могут: объяснять роль ханов в истории.

Предметная лексика и терминология: Касым, Жангир, Тауке, «Жеті Жарғы».

Серия полезных фраз для диалога/письма. Хан Касым – «собиратель казахских земель». Хан Жангир – защитник Отечества

от врагов. Хан Тауке – законодатель, при нем создан свод законов «Жеті Жарғы».

Обсуждение. Какие функции выполняли ханы? Почему хана Касыма называют «собирателем казахских земель»? В какой битве

Жангир одержал победу? Почему время правления хана Тауке называют «золотым веком» казахской истории?

Письмо. В тетради ученика составить синквейн с именем любого хана.

Материал прошедших уроков:

Как возникло Казахское ханство?

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Сейчас я предлагаю вам выбрать смайл, который соответствует вашему настроению сейчас и приклеить его на линейку настроения — начало урока.

В течение урока вы будете вести оценивание и заносить результаты в оценочные листы.

Повторение правил работы в группах

Проверка домашнего задания.

Внутри-Вне круга- Ученики образуют внутренний и внешний круг , где становятся напротив своих партнеров. Учитель задает вопрос , ученикам дается время для дачи ответа своему партнеру. Следующий шаг, ученик с внутреннего круга двигается влево. Учитель задает другой вопрос и круг повторяет свои перемещения пока не будут отвечены все вопросы.

В каком году образовалось Казахское ханство?

Образование Казахского ханства связано и с именами_____________ и ___________.

Они ушли от хана _____________.

Керей и Жанибек направились в ______________.

Их принял хан _____________

Есенбуга предоставил им долины рек __________ и ___________.

Самооценка по пятибалльной шкале

Разгадывание ребусов( хан, бий, батыр)

Как вы думаете, что обозначают эти понятия?

Давайте спрогнозируем цель нашего урока:

На исторических примерах объяснять роль ханов, батыров, биев.

Учитель знакомит учащихся с критериями успешности:

– знать, какие функции выполняли ханы;

– называть имена известных казахских ханов;

Большинство учащихся смогут:

– объяснять, чем они прославились;

Некоторые учащиеся смогут:

– рассуждать, делиться мнениями;

ЗАДАНИЕ 1″Карусель спикеров».

Изучить в группах информацию представить в виде кластера, объяснить материал соседним группам:

Хан — властелин, правитель. Ханы выполняли следующие функции: управляли государством, распоряжались землями, вели переговоры с иностранными государствами, возглавляли войско в сражениях.

Первые казахские ханы — Керей и Жанибек. Они являются основателями Казахского ханства. Много славных ханов сменилось на троне в Казахском ханстве, среди них хан Касым, хан Жангир, хан Тауке.

Хан Касым — «собиратель казахских земль». Он собрал под своей властью исконные земли казахов от Жайыка до озера Балхаш.

Хан Жангир — он воевал против джунгар, нападавших с востока. В Орбулакской битве он с 600 воинами победил 50-тысячное войско врага.

Хан Тауке — законодатель. При нем был составлен свод законов «Жеты Жаргы». Время правления Тауке называют «золотым веком» казахской истории.

Таисья дополнительное задание. «

Хан избирался народом. На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» . На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов , биев , баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. За этим, следовало поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами.

Слово бий означает «судья, избранный народом». Самыми знаменитыми и мудрыми биями были Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Они являются авторами свода законов «Жет Жаргы». Во время войн с джунгарами бии призвали народ к единству.

Бии были вторыми после ханов и правители прислушивались к их мнениям. Бии заботились о простых людях, поэтому народ высоко ценил их деятельность. Их знания, основанные на мусульманских традициях и житейском опыте, передавались из поколения в поколение. Бии решали судебные тяжбы, принимали законы, были советниками хана.

В 18 веке на Казахское ханство нападали джунгары Врагов привлекали обширные земли казахов. Вэто тяжелое время казахские джигитыы грудью встали на защиту своей Родины. Их возглавляли батыры Богенбай, Кабанбай, Наурызбай и другие.

Богенбай — великий казахский полководец. Впервые вступил в схватку с врагом в 13 лет. С тех пор участвовал в 113 сражениях, одержал победу во многих битвах. Единственный батыр, который похоронен в Мавзолее Хаджи Ахмета Яссави в городе Туркестане. Батыры были профессиональными воинами, выходцами из любых слоев общества.

Кабанбай — известный военачальник. Принял участьие в 103 сражениях, победил врага в 54 поединках. Хан Абылай даровал батыру новое имя — Дарабоз(бесподобный, первый).

Наурызбай — герой войны против джунгар. Командова 10-тысячным войском.

— дает определение терминов – хан, бий, батыр;

— отражает в кластере самую важную информацию о ханах, биях, батырах.

— четко и понятно излагает материал.

Взаимооценивание групп по дескрипторам — 3 балла.

Что объединяет всех этих людей? ( Любовь к Родине)

ЗАДАНИЕ 2 «Правильно ли понял?»(в группах)

Распределение функций ханов, биев, батыров

ХАНЫ: управлял государством, распоряжался землями, вел переговоры с иностранными государствами, возглавлял войско в сражениях.

БИИ: принимали законы, решали судебные тяжбы, были советниками хана.

БАТЫРЫ: профессиональные воины, выходцы из любых слоев общества, защищали родину.

Взаимопроверка между группами по образцу-3 балла

Синквейн — бии, ханы, батыры.

Банк идей — подтвердились ли ваши предположения.

Подсчет баллов, выставление оценок. Домашнее задание стр 62-65 пересказ, дополнительно составить тест.

Лесенка успеха в каждой группе (оценить достиг ли я поставленной цели)

Источник

Открытый урок на тему: «Казахские ханы»

Тема: Казахские ханы –семинар -2ч. Цели: Систематизация знаний о роли казахских ханов во внутренней и внешней политике Древнего Казахстана; о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии. Образовательная: Обобщить знания об условиях формирования и образования Казахского ханства, структуре, внутренней и внешней политике, охарактеризовать проблемы изучения истории государственности; Развивающая: Развивать умения определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формировать навыки самостоятельной работы и картографических умений; Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства. Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Вид урока: урок-семинар Методы урока: словесный, наглядный. работа в группах, выполнение практических заданий. Технологии: элементы технологии КСО, проблемно – поисковые, ИКТ. Межпредметные связи: Казахская литература, казахский язык, география. Наглядность и ТСО: Компьютер, проектор, карта «Казахское ханство в XV – XVI в.в.», портреты деятелей истории, хрестоматия по истории Казахстана, ноутбуки. Эпиграф урока: «Наша история насчитывает две тысячи лет и она имеет прочные основы…» Н.Назарбаев

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Казахские ханы»»

Предмет: История Казахстана

Тема: Казахские ханы –семинар -2ч.

Цели: Систематизация знаний о роли казахских ханов во внутренней и внешней политике Древнего Казахстана; о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии.

Образовательная: Обобщить знания об условиях формирования и образования Казахского ханства, структуре, внутренней и внешней политике, охарактеризовать проблемы изучения истории государственности;
Развивающая: Развивать умения определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формировать навыки самостоятельной работы и картографических умений;
Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Методы урока: словесный, наглядный. работа в группах, выполнение практических заданий.

Технологии: элементы технологии КСО, проблемно – поисковые, ИКТ.

Межпредметные связи: Казахская литература, казахский язык, география.

Наглядность и ТСО: Компьютер, проектор, карта «Казахское ханство в XV – XVI в.в.», портреты деятелей истории, хрестоматия по истории Казахстана, ноутбуки.

Эпиграф урока: «Наша история насчитывает две тысячи лет и она имеет прочные основы…» Н.Назарбаев

Литература: 1. Асфендияров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. — Алма-Ата, 1993.

2. Байпаков К.М. История древнего Казахстана. — Алматы, 1996.

3. Кан Г. История Казахстана –Алматы, 2000.

4. Т. С. Садыков, А.Т. Толеубаев, Г. Халидуллин, Б.С. Сарсекеев

Учебник 6 класса. История древнего Казахстана Алматы 2011

I. Организационный момент. 2 мин. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

— Здравствуйте ребята, улыбнемся друг другу, гостям. Поздоровайтесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

II. Вступительное слово учителя:3мин

Сегодня у нас практическое занятие, которое пройдет в форме семинара. Тема «Казахские ханы», и сегодня мы на занятии обобщим знания о роли казахских ханов во внутренней и внешней политике Древнего Казахстана; о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии. Мы должны научиться определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формировать навыки самостоятельной работы и картографических умений.

Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое.

В 2015 году мы отмечаем 550 – годовщину создания Казахского ханства, из прошлых уроков мы знаем, что это было непростое время, тем не менее султаны Жанибек и Керей положили начало созданию государства в условиях кочевой цивилизации.

После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.

В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.

В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы.(уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие). Они стремились к объединению, но пока в Давайте сейчас составим кластер «Состав племен и их общие черты».). Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).

III. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы, т.е. являющихся опорой.

«Мозговой штурм» с использованием слайдов программы Power Point. 5 -7 мин.

1.«Назовите предпосылки образования Казахского ханства?».

2. В каких географических регионах кочевали казахские племена в XIV-XV веках? Туркестан, Ишим, озеро Зайсан, Центральный Казахстан, Тарбагатай.

3. Почему казахские племена и их предводители стремились создать независимое Казахское ханство?

4. На каких землях возникло Казахское ханство (в западном Жетысу).

5. Правитель какого государства выделил земли Керею и Жанибеку (Могулистана Есен-Буга-хан)

6. Кто стоял во главе государства? (хан)

7. Кто такой хан? тюрко-монгольский титул. Изначально ханами называли вождей племени. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан — титул государя,

8. К какой форме государственного правления относится ханство?

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Учащиеся, излагают свои мысли по вопросам.

IV. Выполнение учащимися различных заданий, упражнений различных видов и степени сложности по изученному материалу.

Разделить группу на три жуза Старший, Средний, Младший.

Учащимся предлагается выбрать стикеры, подписанные с указаниями жузов.

1 задание: Работа в группах с ноутбуками. 15 мин

1 группа: С помощью ноутбука и метода «гроздья» раскрыть тему: «Борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства».

2 группа: С помощью ноутбука и метода «фишбоун» раскрыть тему: «Переселение казахских племен под предводительством Керея и Жанибека».

3 группа: С помощью ноутбука приготовить презентацию на тему: «Территория, этнический состав Казахского ханства и взаимоотношения с соседними странами».

2 задание: «Определить, кто эти люди?» 5 мин.

«Ты не хан — змеиное отродье,

Всей нечисти змеиной плодородье,

Ты гад, ползущий вперед раком

И солнца свет гасящий мраком». (Жангир)

Во время его правления численность населения Казахского ханства составляет 1 миллион человек (Касым хан)

Сын Нуралы хана, он был убит во время нападения на ханскую ставку. (Есим хан)

Автор «Жеты жаргы»-свод законов (Тауке хана)

Его называли «ниспосланным Аллахом для свершения великих дел» (Абылай хан)

Первый казахский хан (Керей)

Боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана Кучума. (Хак-Назар хан)

«Его называли гением степной войны. Сочетал в себе талант воина и государственного деятеля, стратега и полководца. О нем писали: «Он был человек решительный, энергичный, был жесток с побежденным врагом. Так всесильно обаяние этого человека, что стоило ему клич кликнуть, как тысячи джигитов готовы были встать в ряды, чтобы сражаться. После захвата в плен, у этого деятеля была снята голова, которая совершила долгий путь до Петербурга, где храниться до сих пор.» Последний в должности хана (К.Касымов)

Этот хан возглавил борьбу казахов с джунгарами (Жангир хан)

3 задание. Расставить в хронологической последовательности правления ханов. По группам.5мин.

4 задание. Провести сравнительный анализ деятельности правления ханов в виде таблицы. 5 мин.

Славился умом, терпением и воинской доблестью.

Индивидуальная творческая работа. Научно-исследовательская работа «Сравнение Жангир хана с Н.А.Назарбаевым» 7 мин.

С именем Нурсултана Абишевича Назарбаева напрямую связано становление суверенитета нашего государства, с первого дня обретения независимости, провозгласившего свою миролюбивую политику сосуществования. Третье десятилетие его усилия и огромная энергия направлены на консолидацию общества и достижение достойной жизни граждан.

Реализация хорошо продуманных и грамотно выверенных планов и конкретных программ социально-экономического развития страны, осуществляемых под руководством Нурсултана Абишевича, уже принесли достойные плоды во благо Казахстана, по достоинству оценены в Республике и за ее пределами.

Первый президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев является основателем нового независимого государства, обеспечивший единство Казахстана, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основатель казахстанской государственности, был автором глобальных инициатив, получивших признание всех казахстанцев и уважение международного сообщества.

Стоит вспомнить соглашения, подписанные в Лондоне во время официального визита Н.Назарбаева, направлены на будущее развитие казахстанской экономики. Реализовать новые совместные проекты планируется в различных отраслях. Казахстан и Великобритания также договорились о взаимной правовой помощи и развитии транспортного потенциала. Это уже девятый визит Нурсултана Назарбаева в Лондон за последние 20 лет. Но именно эта поездка носит ярко выраженный экономический характер.

Казахстан на пути к Независимости прошел трудный, но славный путь становления государственности, укрепления единства нации, создания рыночной экономики. У нас появились свои национальные праздники, широко отмечаемые всей страной. 3мин

Видеоролик «Казахскому ханству 550 лет» 8мин

5 задание Видео-вопросы от преподавателей СГД. 10 мин.

Общественный строй казахского ханства.

Общественные отношения – патриархально-феодальные Государственность – феодальная. Все ханство принадлежит правящему роду Чингизидов. Хан – распределяет земли и не относится ни к каким племенам, избирается из султанов. Ханство делилось на улусы во главе с султанами. Улус = 10т семей. Род или племя составляли определенное количество колен.

Высшее сословие – ак-суйек (белая кость): Торе (правящая группа Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи (нет обязанностей)) и Кожа (мусульманское духовенство – потомки проповедников). Низшее сословие – кара-суйек (черная кость): все остальные независимо от имущественного положения. Бий – управитель рода.

Причины образования Казахского ханства.

Необходимость завершения политической консолидации племён Казахстана в единое государство.

Необходимость восстановления разрушенных хозяйственных связей между кочевыми, оседло-земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона.

Необходимость завершения длительного процесса сложения тюркоязычных племён Казахстана в единую народность.

Борьба за власть в ВосточномДешт-и-Кыпчаке между потомками орда-Еджена—Жанибеком, Кереем и Шайбана—Абулхаира.

Расскажите о культуре казахов 16 века

Мавзолеи Джанибека и Касыма – в Сарайчике, Казангапа – в Улутау. «Сауранская башня» — минарет.

Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники Семиречья – из белого известняка.

Расскажите о крупных городах того времени

Сыгнак – «торговая гавань»; столица первых казахских правителей; некрополь Шайбанидов

Туркестан (Яссы) – крупный торговый пункт, центр земледельческого округа; на рубеже 16в – 17в стал столицей; религиозный центр

Сауран – система оборонительных сооружений

Сайрам (Испиджаб) – хорошо укрепленная крепость, крупный торгово-ремесленный центр юга на стыке торговый и военных путей; административный центр вилайета

Сузак – главный город севера Каратау, главная стратегическая опора казахских правителей, хорошая крепость; торгово-ремесленный центр, выдвинутый в степь

Отрар – крупный торгово-ремесленный центр юга; в 16в здесь были наместники Шайбанидов; памятник городской культуры 15в; единственный спецквартал — «квартал гончаров»

На какие три жуза делилось Казахское ханство? Что такое жуз?Территории Старшего жуза-Семиречье, Южный Казахстан, Эго-Восточный Казахстан; Территории Младшего жуза-Западный Казахстан, Северо-западный, Приаралье; Средний жуз-Центральный, Северо-восточный, Северный Казахстан.Значение термина «жуз» -историко-хозяйственный регион.

Расскажите об основателях Казахского ханства.

Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочевка из В. Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Джанибек и Керей возглавили племена, уходившие из Ханства Абулхаира на запад Могулистана (200т человек).

Раскажите как возник термин «казах»?

Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы — племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV — XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Сложившаяся народность со второй половины XV века стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем «казахи». Происхождение этнонима казах являлось предметом дискуссий, оно отражено в многочисленных легендах. Казах — тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, то есть — это вольный, свободный, независимый человек. Такой трактовки придерживались видные исследователи В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Бартольд, С. Ибрагимов, В. П. Юдин. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхайра их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.

Какие государства повлияли на создание Казахского ханства?
(Ханство Абулхаира и Могулистан)

На какой территории первоначально было образовано Казахское ханство?
(На территории ЗападногоЖетысу)

6 задание Разгадать филворд. Найти 10 терминов.5 мин.

IV. Краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем. 3 мин.

В истории Казахстана тема исследования роли личности, роли политического и общественного лидера в государстве всегда имела особое значение. Как известно, на развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет и человек, осуществляющий определенную функциональную деятельность. Значимость роли человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти, обладает достаточными административно-правовыми полномочиями в социуме. К тому же нельзя отрицать и тот факт, что отдельные личности способны были повлиять на становление общества и истории в целом. Примером тому в истории Казахстана нового времени могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как ханы Жанибек, Керей, Тауке, Абулхаир, Абылай и Кенесары.

Деятельность этих личностей смогла повлиять на ход развития казахской истории на несколько десятилетий, а то и столетий.

С деятельностью ханов Жанибека и Керея неразрывно связана история становления и развития казахской государственности, основаная в XV веке на территории современного Жетысу и Южного Казахстана, нового государственно-политического образования – Казахского ханства и в конечном счете завершения формирования казахской народности.

Правление хана Тауке ознаменовалось наибольшим укреплением единого, независимого Казахского ханства и созданием степного свода законов «Жеті Жарғы».

Ханы Абулхаир и Аблай по праву могут называться одними из наиболее знаковых политических фигур XVIII века. Осиротев в раннем возрасте, претерпев ряд невзгод, они благодаря своим незаурядным способностям в свое время сумели добиться наивысшего статуса ханской власти, обретя титул старшего хана среди других правителей трех казахских жузов, и возглавить борьбу казахского народа против джунгаров.

С именем хана Кенесары связана одна из ярчайших страниц национально-освободительной борьбы казахского народа за право сохранения своей независимости. Восстание во главе с Кенесары более чем на десять лет отодвинуло имперские планы царского правительства по присоединению казахских земель к России.

Однако история Казахстана нового времени отнюдь не отмечена лишь именами ханов, султанов. Уникальность кочевой цивилизации казахов заключается в том, что наряду с ханами и султанами, обладавшими более привилегированным статусом в социальной иерархии номадов, не меньшее значение и политическое влияние имели казахские бии и батыры. Достаточно упомянуть имена величайших биев своего времени Казыбека Кельдибекулы, Толе би Алибекулы и Айтеке Байбекулы, создавших при хане Тауке свод законов «Жеті Жарғы», а в суровый период в истории казахских ханств сумевших объединить разрозненные казахские рода на совместную борьбу с джунгарами.

С именами многих военных полководцев – батыров связаны героические страницы национально-освободительной борьбы казахского народа XVIII – начала XX веков. К тому же большинство батыров, возглавлявших боевые отряды воинов своих родов и родоплеменных групп, играли видную роль не только в военной, но и в социально-политической жизни кочевников-казахов.Ребята, в конце занятия, я хотела бы еще раз обратить внимание на карту нашего государства. И завершить словами Лидера Нации: «Есть великое понятие – Родина. Когда речь заходит о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях, внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество. Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. И свои слова подкрепил образным сравнением: «Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю».

VI Анализ оценок 2мин. Собрать лист самооценивания в группе.

Написать эссе на тему: «Если бы я был ханом…»

Таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации учащихся необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

Источник