§ 28. Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке
Строится храм — на душе всё светлее,
Вместе с надеждой и вера растёт.
Сколько сердец он любовью согреет,
Сколько молитв к небесам вознесёт!
1. Смоленские купцы-храмостроители
XVIII в. занимает особое место в истории храмового строительства на Смоленщине, так как именно в это время было построено и обновлено большинство церквей нашей области, которые сохранились до сегодня.
Подъём храмового строительства невозможен был бы без людей, которые жертвовали свои средства на это благое дело. Конечно, и государство выделяло некоторые средства на обновление старых и возведение новых церквей, но это была капля в море. Основную же долю составляли деньги и материалы, которые давали местные жители, прежде всего — смоленские купцы.
Известно, что на средства купцов в XVIII в. в Смоленске были построены девять храмов и обновлена одна церковь XII в. Историкам известны имена более десяти смоленских купцов-храмостроителей. Среди них выделялись две династии — Щедриных и Пискарёвых.
Первый из храмостроителей XVIII в. династии Щедриных — Фёдор Кириллович — построил в 1747–1748 гг. за Днепром (улица Беляева, дом 4 А) двухэтажную каменную церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, её ещё называли Нижне-Никольской. В ней было три престола: святителя Николая, мученика Меркурия Смоленского и Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в этом здании, кроме церкви, располагается православная гимназия.
Младший сын Фёдора Кирилловича — Филимон — на месте обветшавшей деревянной Благовещенской церкви в 1773г. построил новую, каменную, с колокольней и приделом Архангела Михаила.
Значительные средства на строительство церквей традиционно выделяла семья купцов Пискарёвых. В 1755 г. Борис Захарович Пискарёв спонсировал строительство двухэтажного собора Преображения Господня в Авраамиевом монастыре. Приделы на нижнем этаже были освящены во имя преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленского. Иван и Матвей Пискарёвы продолжили традиции храмового строительства своего отца.
Старший сын Б. З. Пискарёва Иван выделил средства на строительство церкви в восточной части города, где сейчас проходит улица Соболева. Церковь, построенная в 1765 г., была посвящена Рождеству Богородицы, но чаще её называли Духовской — по одному из приделов. Храм состоял из тёплой зимней и летней частей. При нём была также колокольня. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны здание церкви было полностью разрушено.
М. Б. Пискарёв построил в 1776 г. церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Это была кладбищенская церковь. В народе она получила название Окопной, так как во время Смоленской войны 1632–1634 гг. здесь располагался лагерь войск М. Б. Шеина. В 1936 г.
Спасо-Окопная церковь на непродолжительное время стала кафедральной: в ней проводил свои последние богослужения смоленский владыка священномученик Серафим (Остроумов). Затем храм был ненадолго закрыт. С 1940-х гг. храм больше не закрывался.
К Петропавловскому собору, расположенному на современной улице Кашена, в 1753–1757 гг. была пристроена церковь Великомученицы Варвары. Строительство велось сначала при поддержке купца Афанасия Алексеевича Кремлицына, а после его внезапной смерти — купца Андрея Фёдоровича Сысоева. В 30-е гг. ХХ в. храм был закрыт, а при реставрации Петропавловского собора (1960-егг.) — перестроен. В 1999 г. в церкви расположился Православный молодёжный духовный центр. А в 2001 г. храм снова стал действующим.
В 1765 г. А. Ф. Сысоев также принял участие в строительстве церкви во имя Воскресения Христова — с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней. После революции храм долгое время пустовал. В 1976 г. в здании церкви был открыт планетарий. В 2014 г. после возвращения храма Смоленской епархии в нём возобновились богослужения.
В 1760-е гг. был известен ещё один смоленский купец-храмостроитель: Филипп Матвеевич Нашиванкин. Правда, исследователи расходятся во мнениях, на строительство какой именно церкви он пожертвовал средства. Одни считают, что на несохранившийся до наших дней Казанский храм (располагался в районе современной улицы Бакунина). Другие — на построенную в 1764–1767 гг. Крестовоздвиженскую церковь, расположенную на Ново-Московской улице.
Ещё одним строителем храмов из купеческой среды был Василий Григорьевич Хлебников. Будучи старостой храма Михаила Архангела (Свирской церкви), он озаботился его обновлением. В 1775–1785 гг. здание храма было побелено и обнесено оградой, тогда же была построена каменная колокольня и приют для бедных и сирот.
Один из храмов, построенных смоленскими купцами, дал название и образовавшемуся рядом с ним населённому пункту — селу Печерск. Недалеко от Смоленска, на своей земле, купец первой гильдии и бургомистр Смоленского губернского магистрата Стефан Никитин вместе со своим старшим сыном Константином в 1768 г. построили храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм был закрыт в конце 1920-х гг., а осенью 1941 г. богослужение было возобновлено.
1. Расскажите о купеческой династии Щедриных. Какие храмы построены на их средства?
2. Подготовьте выступление на тему «Вклад отца и сыновей Пискарёвых в храмовое строительство в Смоленске».
3. Какие храмы были построены на средства купцов А. А. Кремлицына, А. Ф. Сысоева, Ф. М. Нашиванкина, В. Г. Хлебникова, С. и К. Никитиных?
2. Основные мотивы купцов в пожертвованиях на строительство храмов
Что же побуждало купцов жертвовать огромные средства на строительство храмов? Историк Елена Дмитриевна Беспалёнок выделяет объективные и субъективные причины такого благотворительства.
Основным объективным фактором являлось наличие материальных средств. XVIII в., благодаря политике правительства, в особенности императрицы Екатерины II, стал важнейшим в формировании купеческого сословия в России. Благоприятные условия, созданные в торговой сфере, ускорение развития промышленности способствовали появлению среди купечества людей, капиталы которых исчислялись десятками тысяч рублей. По нынешним временам эти люди считались бы миллионерами. Однако, находясь в равных условиях, далеко не все купцы жертвовали деньги на возведение храмов.
Несомненно, более весомыми причинами благотворительности были внутренние — субъективные. Одни жертвовали на строительство храма по обету — в ответ на помощь Божию в каких-то личных делах, в память об умершем родственнике; другие продолжали благочестивую семейную традицию, третьи видели в этом своё призвание, четвёртые таким образом исправляли ошибки своей жизни (замаливали грехи) и так далее.
Как пишет Е. Д. Беспалёнок, «причину следует искать, во-первых, в чертах русского характера и, во-вторых, в особом отношении к благотворительности у православных людей». Русский философ ХХ в. Н. О. Лосский, изучая характер русского народа, отметил: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность…». Также он отмечал, что к числу «первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа». В большинстве своём русские купцы-храмостроители XVIII в. не ощущали себя просветителями или благотворителями. Они просто стремились «строить свою душу».
«Строить свою душу»… Каково значение этого выражения? Во-первых, следует определить значение слова «душа». С точки зрения психологии душа — это внутренний мир человека, его переживания, нечто непостижимое, недоступное и неизведанное. С религиозной точки зрения душа создана Богом, она отлична от тела, свободна и бессмертна. Это представление о душе нашло своё выражение во многих наших народных пословицах и поговорках. Вспомним некоторые из них:
«В чужую душу не влезешь», «Чужая душа — потёмки», «Грешное тело и душу съело». «Покривить душой» — значит поступить против своей совести. Когда говорят «это на твоей душе», значит, ты виноват и ответишь за это перед Богом. «О душе пора подумать» — значит довольно думать о житейской суете, дело идёт к старости, скоро умирать, надо будет отдать Богу свою душу, предстать своей душой перед Богом, Божьим судом.
«Строить душу» — это метафора, образное определение предпринимаемых человеком усилий для своего духовного роста, очищения души от грехов путём исполнения заповедей Господа Иисуса Христа. В православном понимании духовный рост — это приближение души к своему Создателю — Богу. При строительстве домов используют кирпичи, цемент, дерево и другие материалы. Какие же «строительные материалы» нужны для «строительства души»? В русском языке есть такое замечательное прилагательное, как «душеполезный». Оно употребляется в словосочетаниях «душеполезные беседы», «душеполезное чтение», «душеполезные дела / поступки», то есть полезные душе, строящие её. Одним из таких душеполезных дел является и строительство храмов. Отдавая, жертвуя, оказывая благотворительность другим, человек сам духовно возрастает. «Вера без дел мертва», «человек оправдывается делами, а не верою только» — эти Евангельские истины и были побудительными мотивами для смоленских купцов-храмостроителей. И на богослужениях в храме возносятся молитвы «о создателях храма сего», поминаются благотворители, участвовавшие в строительстве храма.
1. Какие ещё пословицы и поговорки о душе вы сами можете назвать?
2. Объясните смысл выражения «строить душу».
3. Как строительство храмов помогает духовному росту человека?
1. Как объясняет главные мотивы купцов-храмостроителей автор статьи?
2. Какие два основных качества русского народа, отмеченные известным русским философом Н. О. Лосским, приводятся для доказательства этих мотивов?
1. Составьте обобщающую таблицу «Смоленские купцы-храмостроители», в первой графе которой укажите имена купцов, во второй — построенные ими храмы.
2. Составьте развёрнутый план ответа на вопрос: «Каковы объективные и субъективные причины купеческого храмостроительства?»
3. Обратитесь к полному тексту статьи Е. Д. Беспалёнок «Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?» и подготовьте сообщение об одном из купцов-храмостроителей.
4. Сохранились ли традиции благотворительности на Смоленщине в XXI в.? Приведите примеры.
Источник
§ 3–4. Православная Церковь в X–XV вв.
На примере князя Владимира можем сказать, что это означало для отдельного человека — это изменение образа жизни, образа мыслей, это другие ценности, это другая поведенческая модель. А для государства, для народа это означало смену исторического курса. Крещение Руси — это событие эпохального значения не только для самой Киевской Руси, не только для Европы. Это событие имеет эпохальное значение для всего мира.
Что было принято вместе с христианством? Была принята система ценностей — евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе. Эта система ценностей во многом стала определять и отношения людей — не только в семье, но и в обществе; эта система ценностей сформировала личную и общественную мораль.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
1. Первые столетия христианства на Смоленщине.
С VIII–IX вв. на территории современной Смоленской области проживали кри́вичи — одно из восточнославянских племён. Кривичи тогда были язычниками и поклонялись различным природным объектам и явлениям, обожествляя их (таким, как животные — конь, медведь; природные объекты — камни, священные рощи и т. д.).
Появление христианства на Смоленщине связано с процессом становления государства Русь. Доказательством того, что в IX в. на территории Смоленщины существовала сложившаяся христианская община, являются найденные при археологических раскопках гнёздовских курганов нательные крестики и воск для молитвенных свечей. Христианскими проповедниками, по мнению учёных, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки», представители славянских племён, приходившие из Среднего и Южного Поднепровья, варяжские дружинники с северных земель, часто посещавшие Гнёздово.
Как известно из истории России, Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира Святославича (князь новгородский (969–988), великий князь киевский (978/980–1015). Он отправился на север, чтобы лично присутствовать при крещении народа. В 990 г. по пути в Новгород Владимир с митрополитом Михаилом заехал в Смоленск и крестил его жителей.
Это событие стало началом христианизации Смоленщины. К концу XI в. в большинстве городов Смоленской земли существовали православные приходы. Например, в самом Смоленске на Смядыни существовали храм и монастырь. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1138 г. и связано с деятельностью первых смоленских князей — сыновей Ярослава Мудрого — Вячеслава (княжил в Смоленске в 1054– 1057 гг.) и Игоря (княжил в 1058–1060 гг.). Учёным, историкам и археологам, ещё предстоит получить более подробные сведения о смоленских храмах XI в.
С 1101 по 1103 г. по приказу будущего великого киевского князя Владимира Мономаха в детинце города Смоленска шло строительство первого каменного храма Успения Богородицы. С этого момента детинец стали называть Соборным холмом. В храме Успения Богородицы была размещена главная реликвия семьи Владимира Мономаха — чудотворная икона Божией Матери
«Одигитрия».
Важную роль в становлении Православия на Смоленщине сыграли первые святые и подвижники христианской веры на Руси — святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Исаакий, Прохор-лебедник и Аркадий Вяземский, которые и по сей день являются для нас примером христианского подвига и любви.
- Составьте план по теме «Смоленщина IX в.: от язычества к христианству».
- Какие качества преподобных Исаакия и Прохора-лебедника являются важными для православного человека?
2. Смоленская епархия в XII — первой половине XIII в.
Важную роль в укреплении и развитии Православия на Смоленщине сыграл внук Владимира Мономаха — Ростислав Мстиславич (смоленский князь в 1125/1127–1159 гг.), названный современниками Набожным (то есть усердно молившийся Богу, глубоко верующий в Бога). Князь Ростислав стал основоположником династии смоленских князей Ростиславичей. Стремясь поднять значение Смоленской земли, он в 1136 г. учредил в Смоленске архиерейскую кафедру — место пребывания православного епископа. Первым епископом Смоленщины стал прибывший из Византии грек Мануил. При князе Ростиславе в 1140-е гг. Успенский храм получил статус кафедрального собора.
Архитектурный ансамбль на Соборном холме состоял из собора Пресвятой Богородицы, епископской дворцовой церкви, дома епископа, нескольких жилых и хозяйственных построек. На 40–45 км южнее находилась дворцовая церковь князя Ростислава. К востоку от собора стоял каменный терем — редчайший памятник архитектуры того времени. Все земли, прилегающие к детинцу напротив Соборного холма и за Днепром, князь передал в управление Церкви, епархии. Соборный холм с величественным Мономаховым собором стал центром духовной и политической жизни Смоленского княжества.
Также при князе Ростистлаве Мстиславиче был заложен каменный собор в Борисоглебском монастыре (1145), вне города построены две церкви: одна церковь с восточной стороны, в нынешнем Перекопном переулке и другая — на правом берегу Днепра (церковь Петра и Павла).
Князь Ростислав издал особый документ — Уставную грамоту Смоленской епископии, которая позднее дополнялась Ростиславом и его сыновьями. В Уставной грамоте указывались льготы и полномочия архиерея, определялись источники содержания епархии. До сих пор грамоты, данные смоленскими князьями епархии, являются важным источником по истории Православия средневековой Смоленщины.
Сын Ростислава Роман, княживший в Смоленске в 1159–1171 и 1176–1180 гг., вошёл в историю как богобоязненный и благочестивый человек. В 1160–1170 гг. в центральной части города на левом берегу Днепра, почти напротив Петропавловской церкви, был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Князь много средств из своей казны тратил на строительство храмов, учреждение приходских школ. На личные средства князя содержалась церковь, созданная при его дворце. В ней приглашёнными князем латинскими и греческими учителя- ми обучались дети бояр и духовенства. После кончины князя выяснилось, что его не на что похоронить. В благодарность за заботу о народном благо- состоянии смоляне собрали средства на достойное погребение уважаемого правителя.
Значительный вклад в развитие духовной культуры Смоленщины внёс брат Романа Ростиславича Давыд. В период его княжения (1180– 1197) в наших землях развернулось небывалое по размаху каменное строительство. В 1191 г. князь пристроил к собору Борисоглебского монастыря широкую галерею-усыпальницу, что сделало собор ярким и представительным.
Во второй половине XII в. в городе были уже свои специалисты, которые строили замечательные по красоте храмы. Из многочисленных архитектурных сооружений конца XII — начала XIII в. до наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм, расположенный на невысоком холме в западной части города, — церковь Михаила Архангела (Свирская).
С конца XII до начала XIII в. в Смоленске, по мнению учёных, работали княжеская и епископская строительные артели. Их мастеров приглашали строить храмы в другие русские города — Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Каменные храмы, расположенные вдоль Днепра на протяжении 6 км, подчёркивали многолюдность и богатство Смоленска. Величием и роскошью выделялись постройки западного предместья: Троицкий, Спасский, Козьмодемьянский и Борисоглебский монастыри, церковь Михаила Архангела.
- Оцените состояние дел в Смоленской епархии в XII — первой поло- вине XIII в.
- Дайте краткую характеристику личности и деятельности одного из смоленских князей (Ростислава Мстиславича, Романа Ростиславича, Давыда Ростиславича).
- Перечислите качества личности князей, которые являются универсальными для православного человека и проявляются в каждой исторической эпохе.
3. Фрески и иконы древнего Смоленска (XII–XIII вв.).
В Смоленске в конце XII — начале XIII в. сложилась оригинальная школа монументальной живописи, которая в первую очередь представлена фресками.
Фреска — вид монументальной живописи. В древнерусском искусстве — живопись по сырой штукатурке. Также фрески могут быть выполнены по сухой штукатурке, известково-казеиновыми и темперными красками.
Ико́на — живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освящённое по церковному чину.
И́конопись — христианское, церковное изобразительное искусство. История христианской иконописи насчитывает много столетий, начиная с апостольских времён.
В музее Эрмитаж (Санкт-Петербург) среди образцов монументальной древнерусской живописи хранятся фрески из смоленской церкви на Протоке (XII–XIII вв.). При раскопках в этой церкви учёными были обнаружены остатки древней фресковой живописи, покрывавшей уцелевшие стены. Сохранившиеся фрески подверглись тщательной и сложной реставрации, а затем были смонтированы в зале Эрмитажа так, как они были в давние времена размещены в храме. Получившаяся модель апсиды церкви в натуральную величину с подлинными фресками демонстрирует современникам величие живописи древнего Смоленска, представляющего собой яркую страницу в истории древнерусского искусства.
Смоленские фрески отличаются по стилю от других древнерусских росписей XI — XIII вв. одухотворённостью и естественностью образов. Лики представлены крупными мазками, плавно переходящими друг в друга. Живопись древнего Смоленска многокрасочна, отличается доминированием неразбелённых цветов. Декоративные панно с изображением птиц, парных групп львов являются частью декоративной росписи — имитации средствами живописи драгоценных тканей, которыми в домонгольской Руси украшались нижние части стен и столбов в храмах. Ярким дополнением выступает реконструированный участок пола храма, набранный из прямоугольных поливных плиток жёлтого и зелёного цветов.
В смоленских фресках преобладают глубокие синий и золотисто-охристый, ярко-красный, красно-коричневый, глухой зелёный, нежно-розовый и фиолетовый, белый, золотистый цвета, которые красиво смотрелись на чёрно-синем фоне.
Уникальные образцы живописи домонгольского периода были найдены археологами в церкви на Воскресенской горе (лик старца), церкви на Окопном кладбище (голова ангела) и др.
В XII—XIII вв. в Смоленске сложилась своя иконописная школа. Центром культуры древнего Смоленска становится монастырь Ризоположения (впоследствии — Спасо-Преображенский), игуменом которого был преподобный Авраамий. Достоверно известно, что Авраамий Смоленский написал, возможно в монастырской мастерской, две иконы. Став игуменом, он важное место отводил украшению храма иконами.
До наших дней с древнейших времён дошли сказания о чудотворных иконах Божией Матери. На Смоленской земле по сей день хранится память об иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», местонахождение которой до сих пор неизвестно.
- Какими видами представлена церковная живопись древнего Смоленска в XII–XIII вв.?
- Перечислите особенности смоленских фресок XII–XIII вв.
4. Православная церковь на Смоленщине в ордынский и литовский периоды.
Тяжёлые для Смоленской земли времена наступили после смерти во время эпидемии 1230–1232 гг. князя Мстислава Давыдовича. В княжестве Смоленском начинаются усобицы, в результате которых выделяются уделы. С середины 30-х гг. XIII в. для всей Руси наступают трудные испытания. Не избежали этой участи и смоляне. Во время монгольского нашествия на русские земли, в отличие от многих русских княжеств, Смоленск не был захвачен монголами. Одной из причин, повлиявших на это, стал подвиг святого Меркурия Смоленского у Долгомостья (1239), о котором вы узнаете в последующих параграфах. Однако избежать участи платить дань захватчикам Смоленскому княжеству не удалось. Начиная с XIV в. оно постепенно теряет свои земли. Западные захватывает литовский князь, часть восточных земель присоединяет к себе Московское княжество, что подрывает сначала экономическую, а затем и политическую мощь Смоленского княжества. В указанный период Смоленская епархия беднеет: уменьшается количество приходов, сокращается численность духовенства, фактически прекращается храмовое строительство. До наших дней не дошло ни одного монументального сооружения XIII–XIV вв. По- этому судить о традициях православной культуры можно по немногочисленным уцелевшим памятникам письменности. Среди них Оршанское Евангелие, «Хождение архимандрита Агрефения в Святую землю», «Записи о хождении в Царьград» и др.
Уникальным явлением русского книжного искусства по праву считается памятник смоленской письменности — Псалтырь Онежского Крестного монастыря, известная под именем Архангельской или Смоленской (1395). Хранится документ в Государственном историческом музее в Москве. Псалтырь украшена 22 красочными заставками, 4 миниатюрами и 150 инициалами (выполненными особым образом заглавными буквами). Художник Лука Смолянин использовал изысканный тератологический орнамент — мир народной фантазии, где обитают диковинные звери и птицы.
Тяжёлые испытания, выпавшие на долю смолян в XIII — XIV вв., не сломили их духа. Свидетельством высокого духовного потенциала Смоленщины стал жизненный путь святых подвижников Русской Церкви — выходцев из нашей земли: благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, преподобного Симона, благоверного князя Андрея Переяславского чудотворца.
Святой Феодор родился в княжеской семье во времена Батыевых походов на Русь. Через некоторое время после женитьбы на дочери благоверного князя Василия Ярославского стал ярославским князем. Князю часто приходилось участвовать в военных походах. За честность и мужество Феодор снискал уважение и почёт не только в русских землях, но и в Золотой Орде, где он часто бывал. После смерти жены он вступил в брак с дочерью хана Менгу-Темира. Для укрепления Православной Церкви и облегчения положения русских людей князь Феодор использовал весь свой авторитет в Золотой Орде. Так, благодаря его трудам в монгольских землях была создана Православная епархия, активно велась миссионерская деятельность. Незадолго до смерти благоверный князь Феодор с семьёй поселился в Ярославле, где ревностно заботился об усилении и благоустройстве Ярославского княжества. Благоверный Феодор Смоленский и Ярославский претерпевал изгнания, воинские и личные невзгоды. Всё это он переносил смиренно и без отчаяния. Желая мира русским землям, благоверный Феодор не мстил врагам. Также не забывал он о нищелюбии и церковном устройстве в своих землях. За всё это он снискал народную любовь и почитание. Незадолго до смерти князь Феодор принял монашеский постриг. Умер благоверный Феодор Смоленский и Ярославский 19 сентября 1299 г.
Другим великим святым смолянином был преподобный Симон Радонежский — один из старейших смоленских архимандритов. Родился Симон в семье обеспеченных и благочестивых горожан. В 1350-е гг. он, узнав о подвигах преподобного Сергия Радонежского, оставил всё и отправился в Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева Лавра). Святой Сергий принял Симона к себе в ученики. Все свои средства, душевные силы и практический опыт архимандрит Симон направил на устроение монастыря. При Симоне был перестроен главный храм в монастыре, расширены монастырские стены. Личные качества святого Симона можно соотнести с добродетелями его духовного собрата и соработника святого Сергия Радонежского.
Благоверный князь Андрей, не желая принимать участие в междоусобных войнах, покинул родной Смоленск и простым странником прибыл около 1360 г. в Переяславль-Залесский. Там он прослужил примерно 30 лет в храме Святителя Николая простым пономарём. В XVI в., во время реконструкции Никольского храма для освидетельствования мощей была вскрыта могила святого Андрея. Несмотря на то что завёрнутое в бересту тело пролежало в земле 150 лет, оно не подверглось тлению. Мощи святого Андрея, князя Смоленского издавали благоухание. Около гробницы преподобного впоследствии происходили чудеса и исцеления.
В конце XIV — начале XV в. Смоленск переходит под власть Литвы, где положение Православной Церкви, православных христиан было непростым. Свидетельствами сложных взаимоотношений между Право- славной Церковью и властями Великого княжества Литовского было то, что литовские князья Ягайло и Витовт всячески поддерживали католиков, раздавая им привилегии и ущемляя в правах православное население.
Борьба за сохранение православной веры не прекращалась. Так, в ап- реле 1440 г. произошло мощное восстание, в результате которого литовский князь Казимир начал проводить более терпимую и взвешенную политику по отношению к православным христианам.
В это же время на Смоленской земле появляются новые святые, такие как благоверная княгиня Иулиания Вяземская, принявшая в 1406 г. мученическую смерть за то, что не пожелала нарушить священных уз брака и супружеской верности.
Рубеж XV–XVI вв. был периодом испытаний для православного населения Литовского княжества. В это время предпринимаются активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. Например, католическое духовенство получило право казнить еретиков и язычников, под определение которых нередко попадали православные христиане. Однако, несмотря на все трудности, Церковь оставалась хранительницей лучших традиций православной культуры нашего края.
Источник