Меню

Православная культура смоленской земли 8 класс гдз

§ 28. Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке

Строится храм — на душе всё светлее,
Вместе с надеждой и вера растёт.
Сколько сердец он любовью согреет,
Сколько молитв к небесам вознесёт!

1. Смоленские купцы-храмостроители

XVIII в. занимает особое место в истории храмового строительства на Смоленщине, так как именно в это время было построено и обновлено большинство церквей нашей области, которые сохранились до сегодня.

Подъём храмового строительства невозможен был бы без людей, которые жертвовали свои средства на это благое дело. Конечно, и государство выделяло некоторые средства на обновление старых и возведение новых церквей, но это была капля в море. Основную же долю составляли деньги и материалы, которые давали местные жители, прежде всего — смоленские купцы.

Известно, что на средства купцов в XVIII в. в Смоленске были построены девять храмов и обновлена одна церковь XII в. Историкам известны имена более десяти смоленских купцов-храмостроителей. Среди них выделялись две династии — Щедриных и Пискарёвых.

Первый из храмостроителей XVIII в. династии Щедриных — Фёдор Кириллович — построил в 1747–1748 гг. за Днепром (улица Беляева, дом 4 А) двухэтажную каменную церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, её ещё называли Нижне-Никольской. В ней было три престола: святителя Николая, мученика Меркурия Смоленского и Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в этом здании, кроме церкви, располагается православная гимназия.

Младший сын Фёдора Кирилловича — Филимон — на месте обветшавшей деревянной Благовещенской церкви в 1773г. построил новую, каменную, с колокольней и приделом Архангела Михаила.

Значительные средства на строительство церквей традиционно выделяла семья купцов Пискарёвых. В 1755 г. Борис Захарович Пискарёв спонсировал строительство двухэтажного собора Преображения Господня в Авраамиевом монастыре. Приделы на нижнем этаже были освящены во имя преподобного Авраамия и мученика Меркурия Смоленского. Иван и Матвей Пискарёвы продолжили традиции храмового строительства своего отца.

Читайте также:  Ярославская область лесные земли

Старший сын Б. З. Пискарёва Иван выделил средства на строительство церкви в восточной части города, где сейчас проходит улица Соболева. Церковь, построенная в 1765 г., была посвящена Рождеству Богородицы, но чаще её называли Духовской — по одному из приделов. Храм состоял из тёплой зимней и летней частей. При нём была также колокольня. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны здание церкви было полностью разрушено.

М. Б. Пискарёв построил в 1776 г. церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Это была кладбищенская церковь. В народе она получила название Окопной, так как во время Смоленской войны 1632–1634 гг. здесь располагался лагерь войск М. Б. Шеина. В 1936 г.

Спасо-Окопная церковь на непродолжительное время стала кафедральной: в ней проводил свои последние богослужения смоленский владыка священномученик Серафим (Остроумов). Затем храм был ненадолго закрыт. С 1940-х гг. храм больше не закрывался.

К Петропавловскому собору, расположенному на современной улице Кашена, в 1753–1757 гг. была пристроена церковь Великомученицы Варвары. Строительство велось сначала при поддержке купца Афанасия Алексеевича Кремлицына, а после его внезапной смерти — купца Андрея Фёдоровича Сысоева. В 30-е гг. ХХ в. храм был закрыт, а при реставрации Петропавловского собора (1960-егг.) — перестроен. В 1999 г. в церкви расположился Православный молодёжный духовный центр. А в 2001 г. храм снова стал действующим.

В 1765 г. А. Ф. Сысоев также принял участие в строительстве церкви во имя Воскресения Христова — с приделом во имя Введения во храм Богоматери и каменной колокольней. После революции храм долгое время пустовал. В 1976 г. в здании церкви был открыт планетарий. В 2014 г. после возвращения храма Смоленской епархии в нём возобновились богослужения.

В 1760-е гг. был известен ещё один смоленский купец-храмостроитель: Филипп Матвеевич Нашиванкин. Правда, исследователи расходятся во мнениях, на строительство какой именно церкви он пожертвовал средства. Одни считают, что на несохранившийся до наших дней Казанский храм (располагался в районе современной улицы Бакунина). Другие — на построенную в 1764–1767 гг. Крестовоздвиженскую церковь, расположенную на Ново-Московской улице.

Ещё одним строителем храмов из купеческой среды был Василий Григорьевич Хлебников. Будучи старостой храма Михаила Архангела (Свирской церкви), он озаботился его обновлением. В 1775–1785 гг. здание храма было побелено и обнесено оградой, тогда же была построена каменная колокольня и приют для бедных и сирот.

Один из храмов, построенных смоленскими купцами, дал название и образовавшемуся рядом с ним населённому пункту — селу Печерск. Недалеко от Смоленска, на своей земле, купец первой гильдии и бургомистр Смоленского губернского магистрата Стефан Никитин вместе со своим старшим сыном Константином в 1768 г. построили храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храм был закрыт в конце 1920-х гг., а осенью 1941 г. богослужение было возобновлено.

1. Расскажите о купеческой династии Щедриных. Какие храмы построены на их средства?

2. Подготовьте выступление на тему «Вклад отца и сыновей Пискарёвых в храмовое строительство в Смоленске».

3. Какие храмы были построены на средства купцов А. А. Кремлицына, А. Ф. Сысоева, Ф. М. Нашиванкина, В. Г. Хлебникова, С. и К. Никитиных?

2. Основные мотивы купцов в пожертвованиях на строительство храмов

Что же побуждало купцов жертвовать огромные средства на строительство храмов? Историк Елена Дмитриевна Беспалёнок выделяет объективные и субъективные причины такого благотворительства.

Основным объективным фактором являлось наличие материальных средств. XVIII в., благодаря политике правительства, в особенности императрицы Екатерины II, стал важнейшим в формировании купеческого сословия в России. Благоприятные условия, созданные в торговой сфере, ускорение развития промышленности способствовали появлению среди купечества людей, капиталы которых исчислялись десятками тысяч рублей. По нынешним временам эти люди считались бы миллионерами. Однако, находясь в равных условиях, далеко не все купцы жертвовали деньги на возведение храмов.

Несомненно, более весомыми причинами благотворительности были внутренние — субъективные. Одни жертвовали на строительство храма по обету — в ответ на помощь Божию в каких-то личных делах, в память об умершем родственнике; другие продолжали благочестивую семейную традицию, третьи видели в этом своё призвание, четвёртые таким образом исправляли ошибки своей жизни (замаливали грехи) и так далее.

Как пишет Е. Д. Беспалёнок, «причину следует искать, во-первых, в чертах русского характера и, во-вторых, в особом отношении к благотворительности у православных людей». Русский философ ХХ в. Н. О. Лосский, изучая характер русского народа, отметил: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность…». Также он отмечал, что к числу «первичных основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его. Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа». В большинстве своём русские купцы-храмостроители XVIII в. не ощущали себя просветителями или благотворителями. Они просто стремились «строить свою душу».

«Строить свою душу»… Каково значение этого выражения? Во-первых, следует определить значение слова «душа». С точки зрения психологии душа — это внутренний мир человека, его переживания, нечто непостижимое, недоступное и неизведанное. С религиозной точки зрения душа создана Богом, она отлична от тела, свободна и бессмертна. Это представление о душе нашло своё выражение во многих наших народных пословицах и поговорках. Вспомним некоторые из них:

«В чужую душу не влезешь», «Чужая душа — потёмки», «Грешное тело и душу съело». «Покривить душой» — значит поступить против своей совести. Когда говорят «это на твоей душе», значит, ты виноват и ответишь за это перед Богом. «О душе пора подумать» — значит довольно думать о житейской суете, дело идёт к старости, скоро умирать, надо будет отдать Богу свою душу, предстать своей душой перед Богом, Божьим судом.

«Строить душу» — это метафора, образное определение предпринимаемых человеком усилий для своего духовного роста, очищения души от грехов путём исполнения заповедей Господа Иисуса Христа. В православном понимании духовный рост — это приближение души к своему Создателю — Богу. При строительстве домов используют кирпичи, цемент, дерево и другие материалы. Какие же «строительные материалы» нужны для «строительства души»? В русском языке есть такое замечательное прилагательное, как «душеполезный». Оно употребляется в словосочетаниях «душеполезные беседы», «душеполезное чтение», «душеполезные дела / поступки», то есть полезные душе, строящие её. Одним из таких душеполезных дел является и строительство храмов. Отдавая, жертвуя, оказывая благотворительность другим, человек сам духовно возрастает. «Вера без дел мертва», «человек оправдывается делами, а не верою только» — эти Евангельские истины и были побудительными мотивами для смоленских купцов-храмостроителей. И на богослужениях в храме возносятся молитвы «о создателях храма сего», поминаются благотворители, участвовавшие в строительстве храма.

1. Какие ещё пословицы и поговорки о душе вы сами можете назвать?

2. Объясните смысл выражения «строить душу».

3. Как строительство храмов помогает духовному росту человека?

1. Как объясняет главные мотивы купцов-храмостроителей автор статьи?

2. Какие два основных качества русского народа, отмеченные известным русским философом Н. О. Лосским, приводятся для доказательства этих мотивов?

1. Составьте обобщающую таблицу «Смоленские купцы-храмостроители», в первой графе которой укажите имена купцов, во второй — построенные ими храмы.

2. Составьте развёрнутый план ответа на вопрос: «Каковы объективные и субъективные причины купеческого храмостроительства?»

3. Обратитесь к полному тексту статьи Е. Д. Беспалёнок «Кто строил смоленские храмы в XVIII веке?» и подготовьте сообщение об одном из купцов-храмостроителей.

4. Сохранились ли традиции благотворительности на Смоленщине в XXI в.? Приведите примеры.

Источник

§ 3–4. Православная Церковь в X–XV вв.

На примере князя Владимира можем сказать, что это означало для отдельного человека — это изменение образа жизни, образа мыслей, это другие ценности, это другая поведенческая модель. А для государства, для народа это означало смену исторического курса. Крещение Руси — это событие эпохального значения не только для самой Киевской Руси, не только для Европы. Это событие имеет эпохальное значение для всего мира.

Что было принято вместе с христианством? Была принята система ценностей — евангельских ценностей, которых не существовало в языческом обществе. Эта система ценностей во многом стала определять и отношения людей — не только в семье, но и в обществе; эта система ценностей сформировала личную и общественную мораль.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

1. Первые столетия христианства на Смоленщине.

С VIII–IX вв. на территории современной Смоленской области проживали кри́вичи — одно из восточнославянских племён. Кривичи тогда были язычниками и поклонялись различным природным объектам и явлениям, обожествляя их (таким, как животные — конь, медведь; природные объекты — камни, священные рощи и т. д.).

Появление христианства на Смоленщине связано с процессом становления государства Русь. Доказательством того, что в IX в. на территории Смоленщины существовала сложившаяся христианская община, являются найденные при археологических раскопках гнёздовских курганов нательные крестики и воск для молитвенных свечей. Христианскими проповедниками, по мнению учёных, были византийские торговцы, путешествовавшие по пути «из варяг в греки», представители славянских племён, приходившие из Среднего и Южного Поднепровья, варяжские дружинники с северных земель, часто посещавшие Гнёздово.

Как известно из истории России, Крещение Руси связано с именем киевского князя Владимира Святославича (князь новгородский (969–988), великий князь киевский (978/980–1015). Он отправился на север, чтобы лично присутствовать при крещении народа. В 990 г. по пути в Новгород Владимир с митрополитом Михаилом заехал в Смоленск и крестил его жителей.

Это событие стало началом христианизации Смоленщины. К концу XI в. в большинстве городов Смоленской земли существовали православные приходы. Например, в самом Смоленске на Смядыни существовали храм и монастырь. Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1138 г. и связано с деятельностью первых смоленских князей — сыновей Ярослава Мудрого — Вячеслава (княжил в Смоленске в 1054– 1057 гг.) и Игоря (княжил в 1058–1060 гг.). Учёным, историкам и археологам, ещё предстоит получить более подробные сведения о смоленских храмах XI в.

С 1101 по 1103 г. по приказу будущего великого киевского князя Владимира Мономаха в детинце города Смоленска шло строительство первого каменного храма Успения Богородицы. С этого момента детинец стали называть Соборным холмом. В храме Успения Богородицы была размещена главная реликвия семьи Владимира Мономаха — чудотворная икона Божией Матери
«Одигитрия».

Важную роль в становлении Православия на Смоленщине сыграли первые святые и подвижники христианской веры на Руси — святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Исаакий, Прохор-лебедник и Аркадий Вяземский, которые и по сей день являются для нас примером христианского подвига и любви.

  1. Составьте план по теме «Смоленщина IX в.: от язычества к христианству».
  2. Какие качества преподобных Исаакия и Прохора-лебедника являются важными для православного человека?

2. Смоленская епархия в XII — ​пер­вой половине XIII в.

Важную роль в укреплении и развитии Православия на Смоленщине сыграл внук Владимира Мономаха — Ростислав Мстиславич (смоленский князь в 1125/1127–1159 гг.), названный современниками Набожным (то есть усердно молившийся Богу, глубоко верующий в Бога). Князь Ростислав стал основоположником династии смоленских князей Ростиславичей. Стремясь поднять значение Смоленской земли, он в 1136 г. учредил в Смоленске архиерейскую кафедру — место пребывания православного епископа. Первым епископом Смоленщины стал прибывший из Византии грек Мануил. При князе Ростиславе в 1140-е гг. Успенский храм получил статус кафедрального собора.

Архитектурный ансамбль на Соборном холме состоял из собора Пресвятой Богородицы, епископской дворцовой церкви, дома епископа, нескольких жилых и хозяйственных построек. На 40–45 км южнее находилась дворцовая церковь князя Ростислава. К востоку от собора стоял каменный терем — редчайший памятник архитектуры того времени. Все земли, прилегающие к детинцу напротив Соборного холма и за Днепром, князь передал в управление Церкви, епархии. Соборный холм с величественным Мономаховым собором стал центром духовной и политической жизни Смоленского княжества.

Также при князе Ростистлаве Мстиславиче был заложен каменный собор в Борисоглебском монастыре (1145), вне города построены две церкви: одна церковь с восточной стороны, в нынешнем Перекопном переулке и другая — на правом берегу Днепра (церковь Петра и Павла).

Князь Ростислав издал особый документ — Уставную грамоту Смоленской епископии, которая позднее дополнялась Ростиславом и его сыновьями. В Уставной грамоте указывались льготы и полномочия архиерея, определялись источники содержания епархии. До сих пор грамоты, данные смоленскими князьями епархии, являются важным источником по истории Православия средневековой Смоленщины.

Сын Ростислава Роман, княживший в Смоленске в 1159–1171 и 1176–1180 гг., вошёл в историю как богобоязненный и благочестивый человек. В 1160–1170 гг. в центральной части города на левом берегу Днепра, почти напротив Петропавловской церкви, был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Князь много средств из своей казны тратил на строительство храмов, учреждение приходских школ. На личные средства князя содержалась церковь, созданная при его дворце. В ней приглашёнными князем латинскими и греческими учителя- ми обучались дети бояр и духовенства. После кончины князя выяснилось, что его не на что похоронить. В благодарность за заботу о народном благо- состоянии смоляне собрали средства на достойное погребение уважаемого правителя.

Значительный вклад в развитие духовной культуры Смоленщины внёс брат Романа Ростиславича Давыд. В период его княжения (1180– 1197) в наших землях развернулось небывалое по размаху каменное строительство. В 1191 г. князь пристроил к собору Борисоглебского монастыря широкую галерею-усыпальницу, что сделало собор ярким и представительным.

Во второй половине XII в. в городе были уже свои специалисты, которые строили замечательные по красоте храмы. Из многочисленных архитектурных сооружений конца XII — начала XIII в. до наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм, расположенный на невысоком холме в западной части города, — церковь Михаила Архангела (Свирская).

С конца XII до начала XIII в. в Смоленске, по мнению учёных, работали княжеская и епископская строительные артели. Их мастеров приглашали строить храмы в другие русские города — Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Каменные храмы, расположенные вдоль Днепра на протяжении 6 км, подчёркивали многолюдность и богатство Смоленска. Величием и роскошью выделялись постройки западного предместья: Троицкий, Спасский, Козьмодемьянский и Борисоглебский монастыри, церковь Михаила Архангела.

  1. Оцените состояние дел в Смоленской епархии в XII — первой поло- вине XIII в.
  2. Дайте краткую характеристику личности и деятельности одного из смоленских князей (Ростислава Мстиславича, Романа Ростиславича, Давыда Ростиславича).
  3. Перечислите качества личности князей, которые являются универсальными для православного человека и проявляются в каждой исторической эпохе.

3. Фрески и иконы древнего Смоленска (XII–XIII вв.).

В Смоленске в конце XII — ​начале XIII в. сложилась оригинальная школа монументальной живописи, которая в первую очередь представлена фресками.

Фреска — вид монументальной живописи. В древнерусском искусстве — живопись по сырой штукатурке. Также фрески могут быть выполнены по сухой штукатурке, известково-казеиновыми и темперными красками.

Ико́на — живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освящённое по церковному чину.

И́конопись — христианское, церковное изобразительное искусство. История христианской иконописи насчитывает много столетий, начиная с апостольских времён.

В музее Эрмитаж (Санкт-Петербург) среди образцов монументальной древнерусской живописи хранятся фрески из смоленской церкви на Протоке (XII–XIII вв.). При раскопках в этой церкви учёными были обнаружены остатки древней фресковой живописи, покрывавшей уцелевшие стены. Сохранившиеся фрески подверглись тщательной и сложной реставрации, а затем были смонтированы в зале Эрмитажа так, как они были в давние времена размещены в храме. Получившаяся модель апсиды церкви в натуральную величину с подлинными фресками демонстрирует современникам величие живописи древнего Смоленска, представляющего собой яркую страницу в истории древнерусского искусства.

Смоленские фрески отличаются по стилю от других древнерусских росписей XI — XIII вв. одухотворённостью и естественностью образов. Лики представлены крупными мазками, плавно переходящими друг в друга. Живопись древнего Смоленска многокрасочна, отличается доминированием неразбелённых цветов. Декоративные панно с изображением птиц, парных групп львов являются частью декоративной росписи — имитации средствами живописи драгоценных тканей, которыми в домонгольской Руси украшались нижние части стен и столбов в храмах. Ярким дополнением выступает реконструированный участок пола храма, набранный из прямоугольных поливных плиток жёлтого и зелёного цветов.

В смоленских фресках преобладают глубокие синий и золотисто-охристый, ярко-красный, красно-коричневый, глухой зелёный, нежно-розовый и фиолетовый, белый, золотистый цвета, которые красиво смотрелись на чёрно-синем фоне.

Уникальные образцы живописи домонгольского периода были найдены археологами в церкви на Воскресенской горе (лик старца), церкви на Окопном кладбище (голова ангела) и др.

В XII—XIII вв. в Смоленске сложилась своя иконописная школа. Центром культуры древнего Смоленска становится монастырь Ризоположения (впоследствии — Спасо-Преображенский), игуменом которого был преподобный Авраамий. Достоверно известно, что Авраамий Смоленский написал, возможно в монастырской мастерской, две иконы. Став игуменом, он важное место отводил украшению храма иконами.

До наших дней с древнейших времён дошли сказания о чудотворных иконах Божией Матери. На Смоленской земле по сей день хранится память об иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия», местонахождение которой до сих пор неизвестно.

  1. Какими видами представлена церковная живопись древнего Смоленска в XII–XIII вв.?
  2. Перечислите особенности смоленских фресок XII–XIII вв.

4. Православная церковь на Смоленщине в ордынский и литовский периоды.

Тяжёлые для Смоленской земли времена наступили после смерти во время эпидемии 1230–1232 гг. князя Мстислава Давыдовича. В княжестве Смоленском начинаются усобицы, в результате которых выделяются уделы. С середины 30-х гг. XIII в. для всей Руси наступают трудные испытания. Не избежали этой участи и смоляне. Во время монгольского нашествия на русские земли, в отличие от многих русских княжеств, Смоленск не был захвачен монголами. Одной из причин, повлиявших на это, стал подвиг святого Меркурия Смоленского у Долгомостья (1239), о котором вы узнаете в последующих параграфах. Однако избежать участи платить дань захватчикам Смоленскому княжеству не удалось. Начиная с XIV в. оно постепенно теряет свои земли. Западные захватывает литовский князь, часть восточных земель присоединяет к себе Московское княжество, что подрывает сначала экономическую, а затем и политическую мощь Смоленского княжества. В указанный период Смоленская епархия беднеет: уменьшается количество приходов, сокращается численность духовенства, фактически прекращается храмовое строительство. До наших дней не дошло ни одного монументального сооружения XIII–XIV вв. По- этому судить о традициях православной культуры можно по немногочисленным уцелевшим памятникам письменности. Среди них Оршанское Евангелие, «Хождение архимандрита Агрефения в Святую землю», «Записи о хождении в Царьград» и др.

Уникальным явлением русского книжного искусства по праву считается памятник смоленской письменности — Псалтырь Онежского Крестного монастыря, известная под именем Архангельской или Смоленской (1395). Хранится документ в Государственном историческом музее в Москве. Псалтырь украшена 22 красочными заставками, 4 миниатюрами и 150 инициалами (выполненными особым образом заглавными буквами). Художник Лука Смолянин использовал изысканный тератологический орнамент — мир народной фантазии, где обитают диковинные звери и птицы.

Тяжёлые испытания, выпавшие на долю смолян в XIII — XIV вв., не сломили их духа. Свидетельством высокого духовного потенциала Смоленщины стал жизненный путь святых подвижников Русской Церкви — выходцев из нашей земли: благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, преподобного Симона, благоверного князя Андрея Переяславского чудотворца.

Святой Феодор родился в княжеской семье во времена Батыевых походов на Русь. Через некоторое время после женитьбы на дочери благоверного князя Василия Ярославского стал ярославским князем. Князю часто приходилось участвовать в военных походах. За честность и мужество Феодор снискал уважение и почёт не только в русских землях, но и в Золотой Орде, где он часто бывал. После смерти жены он вступил в брак с дочерью хана Менгу-Темира. Для укрепления Православной Церкви и облегчения положения русских людей князь Феодор использовал весь свой авторитет в Золотой Орде. Так, благодаря его трудам в монгольских землях была создана Православная епархия, активно велась миссионерская деятельность. Незадолго до смерти благоверный князь Феодор с семьёй поселился в Ярославле, где ревностно заботился об усилении и благоустройстве Ярославского княжества. Благоверный Феодор Смоленский и Ярославский претерпевал изгнания, воинские и личные невзгоды. Всё это он переносил смиренно и без отчаяния. Желая мира русским землям, благоверный Феодор не мстил врагам. Также не забывал он о нищелюбии и церковном устройстве в своих землях. За всё это он снискал народную любовь и почитание. Незадолго до смерти князь Феодор принял монашеский постриг. Умер благоверный Феодор Смоленский и Ярославский 19 сентября 1299 г.

Другим великим святым смолянином был преподобный Симон Радонежский — один из старейших смоленских архимандритов. Родился Симон в семье обеспеченных и благочестивых горожан. В 1350-е гг. он, узнав о подвигах преподобного Сергия Радонежского, оставил всё и отправился в Троицкий монастырь (ныне Троице-Сергиева Лавра). Святой Сергий принял Симона к себе в ученики. Все свои средства, душевные силы и практический опыт архимандрит Симон направил на устроение монастыря. При Симоне был перестроен главный храм в монастыре, расширены монастырские стены. Личные качества святого Симона можно соотнести с добродетелями его духовного собрата и соработника святого Сергия Радонежского.

Благоверный князь Андрей, не желая принимать участие в междоусобных войнах, покинул родной Смоленск и простым странником прибыл около 1360 г. в Переяславль-Залесский. Там он прослужил примерно 30 лет в храме Святителя Николая простым пономарём. В XVI в., во время реконструкции Никольского храма для освидетельствования мощей была вскрыта могила святого Андрея. Несмотря на то что завёрнутое в бересту тело пролежало в земле 150 лет, оно не подверглось тлению. Мощи святого Андрея, князя Смоленского издавали благоухание. Около гробницы преподобного впоследствии происходили чудеса и исцеления.

В конце XIV — начале XV в. Смоленск переходит под власть Литвы, где положение Православной Церкви, православных христиан было непростым. Свидетельствами сложных взаимоотношений между Право- славной Церковью и властями Великого княжества Литовского было то, что литовские князья Ягайло и Витовт всячески поддерживали католиков, раздавая им привилегии и ущемляя в правах православное население.

Борьба за сохранение православной веры не прекращалась. Так, в ап- реле 1440 г. произошло мощное восстание, в результате которого литовский князь Казимир начал проводить более терпимую и взвешенную политику по отношению к православным христианам.

В это же время на Смоленской земле появляются новые святые, такие как благоверная княгиня Иулиания Вяземская, принявшая в 1406 г. мученическую смерть за то, что не пожелала нарушить священных уз брака и супружеской верности.

Рубеж XV–XVI вв. был периодом испытаний для православного населения Литовского княжества. В это время предпринимаются активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. Например, католическое духовенство получило право казнить еретиков и язычников, под определение которых нередко попадали православные христиане. Однако, несмотря на все трудности, Церковь оставалась хранительницей лучших традиций православной культуры нашего края.

Источник