Меню

Реки артерии земли 6 класс краткое содержание

урок географии в 6 классе по теме «Реки — артерии Земли»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Урок географии в 6 классе по теме «Реки — артерии Земли» по программе «Полярная звезда» 34 часа (1 час в неделю)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по географии по теме: «Движения Земли» Урок с использованием презентации.

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам «Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля — планета людей». Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате.

Материалы викторины «К неведомым землям» могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы «Географическое положение России» в курсе географии 8 класса «География Рос.

Тип урока: урок-семинар.На данном уроке формируются представления о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии.

Презентация по географии на тему «Форма и движения Земли» ( 5 класс к учебнику А.И.Алексеев и др. «Полярная Звезда»).

План конспект урока 7 класс.

В презентации в доступной и увлекательной форме рассказывается о влиянии космоса на Землю. В процессе урока используется проблемная технология, физкультминутка и первичное закрепление в виде теста.

Источник

§ 33. Реки — артерии Земли

Как устроены реки. Откуда берётся вода в реках.

Как устроены реки

Реки буквально опутывают почти всю сушу. Вы не увидите их лишь в пустынях и на ледниках полярных областей. Хотя и в пустынях есть пересыхающие водотоки, которые обозначают на карте голубой пунктирной линией.

Вспомните, как происходит круговорот воды в природе. Бо́льшую часть выпавших на сушу осадков множество водотоков несут обратно в Океан.

Реки — обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях — руслах.

Самые длинные реки: на Земле — Амазонка, Нил, Миссисипи; в России — Лена, Обь, Енисей.

Земная поверхность не бывает абсолютно ровной. Поэтому вода стекает под уклон, постепенно размывая для себя углубление — русло. Самый маленький водоток — ручей. Ручьи постепенно сливаются в малые речки, а те притоками впадают в большие, а затем в главные реки. Главная река с притоками образует речную систему. Площадь суши, с которой река собирает воду, называется речным бассейном. Самый большой бассейн у Амазонки — 7,2 млн км 2 .

Границами речных бассейнов служат водоразделы — линии на поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

На физической карте России в Приложении красная линия водораздела ограничивает бассейн реки Лены. По противоположным склонам от водораздела реки стекают в бассейны других речных систем. Реки обычно сильно извилисты. Изгибы русла называют излучинами рек или меандрами.

На рисунке 73 изображён вид на реку. Начало реки — это её исток. В районе истока даже крупные реки ещё невелики. Это их верхнее течение. После того как река получает воду из своих притоков, она становится более полноводной (среднее течение). Место впадения реки в океан, море, озеро или другую реку называется устьем. Перед устьем, в своём нижнем течении, река наиболее многоводна. Исток расположен выше устья, и течение воды в реке направлено от истока к устью. Превышение истока над устьем называется падением реки. Если встать лицом к устью, а спиной к истоку, то справа будет правый берег реки, а слева — левый. На карте России по левому берегу в Лену впадает левый приток — Вилюй.

КАЖДАЯ РЕКА ИМЕЕТ ИСТОК, РУСЛО, УСТЬЕ. РЕКА МОЖЕТ ИМЕТЬ ПРИТОКИ ИЛИ САМА БЫТЬ ПРИТОКОМ И ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ РЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Откуда берётся вода в реках

Для рек главные источники питания (поступления воды) — дождь или снег. Кроме того, почти у всех рек есть и подземное питание, т. е. в реки поступают подземные воды. Некоторые реки (преимущественно горные) пополняются водами от тающих ледников.

У подавляющего числа рек смешанное питание, но всегда есть главный его источник. Откуда и сколько воды получает река, зависит от климата той местности, где она протекает. Самые многоводные реки на нашей планете — Амазонка в Южной Америке и Конго в Африке. Они берут начало в районе экватора, где выпадает очень много дождей. В России самая полноводная река — Енисей. В нашей холодной стране у большинства равнинных рек главное питание — снеговое. Например, реки Подмосковья получают около 65 % воды при таянии снегов, 25 % обеспечивают подземные воды и только 10% — дожди.

Источник

Урок-практикум с использованием ИКТ «Реки – артерии Земли». 6-й класс

Презентация к уроку

В тематическом и поурочном планировании « География. Гидросфера. 6 класс» необходимо провести 4 практические работы, тогда как на изучение темы отводится всего 5 часов. Так как в 6 классе формируются базовые географические знания и умения, то очень сложно соотнести количество отведенных часов на изучение и формирование умений и навыков. Поэтому, я предлагаю презентацию урока-практикума, на котором поэтапно учащиеся добывают новые знания, через выполнение обучающей практической работы на контурной карте. Данная практическая работа эффективна тем, что развивает умение работать с картами атласа, учащиеся выполняют задания в группах и вступают в контакт друг с другом, помогая и корректируя работу группы. Кроме этого, при проведении данной работы преследуется цель, направленная на выполнение домашней практической работы по выполненному образцу на уроке с помощью плана, который создается по мере выполнения практической работы на уроке.

А так же, при огромном количестве программных практических работ, необходимо учитывать, что география в 6 классе – это «азбука школьной географии», способствующая развитию познавательного интереса к предмету. Поэтому развитие мотивации изучения географии, формирование практических умений и способов деятельности, применение их в повседневной жизни являются важными педагогическими задачами учителя на современном этапе. И чем разнообразнее будет подход к выполнению практических работ, тем интереснее будет процесс добывания знаний у учащихся.

Цель урока: познакомить с понятием «река» как составная часть воды суши.

Задачи:

Планируемый результат: каждый учащийся выполняет обучающую практическую работу «Обозначение на контурной карте крупнейших рек» и одновременно готовятся к выполнению итоговой практической работе «Описание реки по плану», которую необходимо будет выполнить дома.

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие, комплектование групп.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Гидросфера». Для определения темы урока предлагаю группам отгадать загадки:

1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.

4. С горы пришла,
В море ушла.

5. Я начинаюсь с ручейка,
Теку сквозь страны и века,
Дорогу к морю находя,
Ты знаешь, что такое я?

6. Я – часть тебя,
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною,
Крутые берега, играя, мыть.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учитель: О чем эти загадки? Назовите тему урока.

Учащиеся называют тему урока и ставят перед собой цели урока. Учитель записывает тему урока на доске и обращает внимание на то, что сегодня урок-практикум.

– В ходе урока мы будем выполнять задания практической работы «Обозначение крупнейших рек мира» и одновременно готовиться к практической работе «Описание реки по плану», которую нужно будет сделать дома.

III Изучение нового материала

– Какое значение имеют реки для человека? Вам знакомо это место на снимке? На какой реке расположен наш город? Что вы еще знаете о реке? Какие еще реки Нижегородской области вы знаете? Как используют реки?

– Что такое исток? Определить истоки предложенных рек, отметить их на к/к.

– Что такое устье? Определить устье предложенных рек, отметить на к/к

– Что такое притоки? Как можно определить: какой приток левый, а какой – правый?

– Речная система – это .
– Подписать притоки рек.

– Бассейн реки – это .
– Отметить бассейны рек, от истока до устья синим цветом.

– Что такое водораздел? Подписать формы рельефа, которые служат водораздела между реками.

– Питание рек. Все реки имеют смешанный тип питания.

Задание: из списка выберите реки со смешанным питанием, только с дождевым питанием: Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга, Конго, Лена; подчеркните на к/к одной чертой – смешанный тип питания, двумя- дождевой тип питания.

«Правила», по которым живет река. Работа с учебником, стр. 119-120.

1. Что такое режим реки? От чего зависит? (1 группа)
2. Кратковременный подъем уровня воды …? К каким последствиям может это привести? (2 группа)
3. Продолжительный подъем уровня воды …? Когда происходит? Может ли сопровождаться стихийным явлением ? (3 группа)
4. Уровень воды снижается и вода не выходит из русла …? Когда это происходит? Как вы думаете на реках нашей области в это лето наблюдался это процесс? (4 группа)
Определить в какое время года будет половодье на реках, которые указанны в карточках, на к/к написать словами.

По отрывкам из стихотворений, узнать о какой реке идет речь: горной или равнинной. [Приложение 1]

IV. Подведение итогов

– Закрепление изученного материала.
– Учащимся предлагается через слайды проверить выполнение работы на контурной карте друг у друга.

V. Информация о домашнем задании

Источник

План – конспект урока географии в 6 классе Тема урока: «Реки – артерии Земли»

План – конспект урока географии в 6 классе

Тема урока: «Реки – артерии Земли»

1.ФИО Худякова Полина Викторовна

МБОУ «СОШ п.Свободный Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

3.Должность Учитель химии, географии

6. Тема и номер урока в теме

Тема. Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 6 Тема урока: «Реки – артерии Земли»

География. Академический школьный учебник для 5-6 классов для общеобразовательной школы. Под редакцией А.И.Алексеева.-М.: «Просвещение» 2012.

8. Цель урока: сформировать представление о реке

-изучить части реки, речную систему, речную долину, питание и режим реки;

-раскрыть роль рек в жизни человека;

-формировать умение описывать реку.

-развивать умение сравнивать реки;

-формировать навыки работы с атласом и контурной картой, учебником, схемами и рисунками;

— формировать навыки самостоятельной и групповой работы

— развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать любовь к Россие и родному краю.

10. Тип урока: Урок формирования новых знаний.

11. Формы работы обучающихся: фронтальная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Проверка домашнего задания.

Самое солёное море (Красное)

Самое быстрое теплое течение Атлантического океана (Гольфстрим)

Движение воды, возникающее под воздействием ветра (волна)

Плавающие ледяные глыбы (айсберг)

Высокая волна, образующаяся от подводных землетрясений (цунами)

Единица измерения солености (промилле)

Море около побережья России, где наблюдаются наибольшие приливы

Движение воды в прибрежных районах, вызванное притяжением Луны

Актуализация. Фронтальная беседа с классом.

Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.

Мы сегодня поговорим о реках.

Запишите тему урока «Реки – артерии земли»

какая крупная река протекает в нашей Сартовской области? (река Волга)

во все ли времена года наша река одинакова? (наша река зимой покрывается льдом)

какие реки протекают по территории Базарно – Карабулакского района?(река Карабулак, Уза, Медведица)

4. Изучение нового материала. (работа в парах)

определение «Река – это водный поток, текущий по руслу»

(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте. Почему реки сравнивают с артериями?)

самые крупные реки мира – Амазонка (самая длинная и полноводная), Нил, Миссисипи. В России – Лена, Обь, Енисей, Волга. (работа с атласом с.32, учащиеся находят эти реки на карте полушарий с.14-15)

Задание: определить реку по описанию по физической карте России в атласе с.16-17. « Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”. (Река Лена)

определение «Речная система – это главная со всеми притоками» (зарисовать схему в тетрадь)

На примере реки Волга и реки Енисей рассмотреть части речной системы.

определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника на диске) Вопрос к классу: в бассейне какой реки мы живем?

понятие «Речная долина» (зарисовать схему на доске и в тетради)

источники питания рек на примерах рек мира. Почти все реки имеют смешанное питание, но всегда один источник питания преобладает: дождевое (Амазонка, Конго), снеговое (Енисей), подземными водами (небольшие реки оазисов) ( работа с картой полушарий)

понятие «Режим реки – последовательное изменение уровня воды»: определения: «Половодье – это продолжительный подъем уровня воды в определенный сезон», «Паводок – это кратковременный подъем уровня воды в любой сезон», «Межень – низкий уровень воды в реке» (анализ графиков уровня воды в реках с.112)

Вопрос к классу: какой режим питания реки Волга?

Роль рек в жизни человека. Беседа с учащимися о пользе рек, о заботе и охране рек. Как рекам можно помочь? Какие проблемы у нашей реки Волга? Какие природоохранные мероприятия проводят?

5. Закрепление. Используя рубрику «Шаг за шагом», обучающиеся под руководством учителя описывают реку Амазонка. (с. 114 учебника «Описываем реки по карте». Запись в тетрадь, работа с атласом)

1. Амазонка находится в Южной Америке, протекает в основном по территории Перу и Бразилии

2. Амазонка течет с запада на восток

3. Исток Амазонки в горах Андах, впадает река в Атлантический океан.

4. Амазонка- главная река со своими притоками.

5. Бассейн реки более 7 тыс.кв.км. Это самая многоводная река мира.

Ответить на вопросы 1-6 стр 111 по выбору

Выполнить задание 7 стр.111

Приготовить сообщение о реке Саратовской области (устное, в письменном виде, в виде презентации).

8. Подведение итогов урока.

План – конспект урока географии в 6 классе

Тема урока: «Реки – артерии Земли»

1.ФИО Худякова Полина Викторовна

2.Место работы

МБОУ «СОШ п.Свободный Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»

3.Должность Учитель химии, географии

4. Предмет География

5. Класс 6 класс

6. Тема и номер урока в теме

Тема. Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 6 Тема урока: «Реки – артерии Земли»

7. Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для 5-6 классов для общеобразовательной школы. Под редакцией А.И.Алексеева.-М.: «Просвещение» 2012.

8. Цель урока: сформировать представление о реке

-изучить части реки, речную систему, речную долину, питание и режим реки;

-раскрыть роль рек в жизни человека;

-формировать умение описывать реку.

-развивающие

-развивать умение сравнивать реки;

-формировать навыки работы с атласом и контурной картой, учебником, схемами и рисунками;

— формировать навыки самостоятельной и групповой работы

— воспитательные:

— развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать любовь к Россие и родному краю.

10. Тип урока: Урок формирования новых знаний.

11. Формы работы обучающихся: фронтальная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

Оставьте свой комментарий

В России может появиться программа магистратуры «Антикоррупционная деятельность»

Большинство российских вузов начнут учебный год очно

Утверждено расписание ВПР в 2022 году

В регионы направлены рекомендации по графику контрольных в школах

YouTube анонсировал новые меры по защите несовершеннолетних пользователей

В электронной школе могут разместить лекции серии «Моя страна — моя Россия»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  В курятнике кто то роет землю