Меню

Родная земля кто автор стихотворения

Анна Ахматова — Родная земля: Стих

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

В последние годы жизни в творчестве Ахматовой появляются темы глубокого философского анализа собственной судьбы, которая была очень непростой. Поэтесса принадлежала к старому, сметенному советской властью, миру. Она резко отрицательно отнеслась к революции, но, даже предчувствуя будущие страдания, не пожелала покинуть Россию. Верность Родине обернулась расстрелом мужа и ссылкой любимого сына. Творчество Ахматовой не признавали, она постоянно чувствовала на себе пристальное внимание карательных органов. Все эти беды не поколебали безграничного патриотизма поэтессы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны произведения Ахматовой вновь появляются в печати и пользуются огромной популярностью. К очередной годовщине начала самого страшного в истории страны испытания поэтесса написала стихотворение «Родная земля» (1961 г.), в котором дала свое объяснение патриотизма.

Эпиграфом к произведению Ахматова сделала заключительные строки из собственного стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…». Спустя сорок лет поэтесса продолжает начатую очень давно тему. Она имеет в виду людей, для которых политический режим не имеет никакого значения перед главной ценностью – родной землей. Такие люди не смогли покинуть страну, даже испытывая ненависть к советскому строю. Они пренебрегали собственным благополучием и жизнями ради своей земли. Их патриотизм лишен патетики и героизма. Такие люди не стремятся во всеуслышание заявить о своих чувствах, рассчитывая на одобрение («стихи навзрыд не сочиняем»).

Ахматова намекает на тех лжепатриотов, которых полным-полно как за рубежом, так и в Советском союзе. Их восторженные признания в любви к Родине основаны только на материальной выгоде. Россия стала для них «предметом купли и продажи». Так уж сложилось, что самые страшные бедствия раскрывают истинную сущность людей. Во время Великой Отечественной войны многие противники советской власти оставили свои убеждения и выразили полную поддержку русскому народу. Большое число людей вернулось в Россию, чтобы вступить в ряды ее бойцов. Своим примером они подтвердили мысли Ахматовой об истинных патриотах.

Для поэтессы Родина – сама русская земля в буквальном смысле («грязь на калошах», «хруст на зубах»). Только по-настоящему ощутив, насколько эта земля может быть дорога, можно считать ее своей. Ахматова считает, что русский человек должен умирать на родной земле. Тем самым он становится ее частью, и даже после смерти приобщается к Родине.

Трагическая судьба Ахматовой позволяет ей с полным правом называть русскую землю своей. Ее жизнь – образец настоящего патриотизма, который заслуживает большого уважения.

Источник

💗 Родная земля

Анна Ахматова написала немало стихотворений о Родине, одно из них «Родная земля», анализ которого и предлагается читателю блога Stihirus24. Написаны строки в 1961 году, поэтому каждая из взвешена, а не является спонтанным порывом поэтического дара.

Тема стихотворения

В стихотворении отдаётся дань должного не всей России, а её главной составной части – земле, дающей жизнь и принимающей нас на вечный покой. Поэтесса прошла тяжёлый жизненный путь, далеко не была обласкана властями и проводила на плаху многих друзей и бывшего мужа, Николая Гумилёва. Такая боль не отвернула автора от любви к земле, ведь по ней она делала первые шаги, в неё же скоро и придётся вернуться.

Любовь к Родине отражается в стихотворении через отношение к родной земле и относит произведение к разряду патриотической лирики.

Да, родную землю не берут с собой в ладанках, покидая отчий дом, о ней мало красивых строк, более того, для многих она незаметна из-за естественности –

Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.

Любовь, веру, семью можно потерять, но невозможно расстаться с родной землей. Она часть жизни и для большинства неотделима от понимания Родины. Для русского человека нива является кормилицей, она даёт хлеб и силы для жизни, но это не подарок, а кредит, так как после окончания бытия человек ложится в землю и отдаёт все долги сполна.

Но ложимся в нее и становимся ею

Русский человек редко льёт слёзы о земле, но часто плачет из-за того, что на ней происходит. Неурожай – это голод, враг пришёл – это смерть. Невзирая на всё это землица всегда остаётся своей и к ней тянет из любого другого места на земле.

Читайте также:  Земля в подмосковный городах

Не предать свою землю

В 20-30 годы у Ахматовой было много возможностей уехать в Европу, но она предпочла остаться и ходить под дамокловым мечом. Рискуя каждый день оказаться в списке арестованных, что при Сталине означало смерть, поэтесса не покинула страны и осталась на родной земле.

Анна Андреевна просто не могла себе представить, как она будет жить и что писать на чужбине. Она не осталась ради любви к советской власти, а не покинула свою землю, ведь по ней ходили ей предки и в ней обрели покой.

Метафоры, эпитеты и размер

В стихотворении используется парная и перекрёстная рифмовка, последние 6 строчек написаны анапестом, первые 8 классическим ямбом. Метафоры помогают автору передать естественность повествования и придают стиху музыкальности. Отметим метафоры:

Эпитеты используются для придание стихотворению колорита – обетованный, горький, заветные, замешанный.

Строки легко читаются, в полной мере передают чувства Ахматовой к Родине и объясняют, почему поэтесса осталась в СССР на свой риск и страх.

Текст

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Песня на стихи Ахматовой

Завершает анализ песня на стихи стихотворения.

Источник

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родная земля» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – « в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Читайте также:  Как правильно набрать землю в лесу

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
  • Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.

Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.
При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.

«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но всё же в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( « в душе своей» ).

Источник

Стихотворение и анализ «Родная земля»

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горь ки й сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Краткое содержание

М. Клодт. Вспаханное поле. 1871

Ге роиней произведения выступает плод ородная русская земля, кор мящая живущих на ней людей. Земля добра и хлебосольна, но люди стали относиться к ней не как к основному природному ресурсу и самой большой ценности. В качестве эпи гра фа к произведению Ахматова выбрала стро ку из собственного произведения под названием «Не с теми я, кто бросил землю»: «И в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас». В этом ёмком по смыс лу эпи гра фе заложены основные черты национального русского менталитета.

В названии стихотворения «Родная земля» важно каждое слово. По преданию, русс ки е богатыри обязательно брали с собой пригоршню землицы родной. И родная земля приносила богатырям удачу в сражениях, даруя им си лу молодецкую. Повествуя о славных богатырях, лирическая ге роиня (поэтесса) замечает, что сейчас уже никто не носит амулеты с родной землёй на груди. Но это вовсе не означает, что люди стали легкомысленными, утратили веру в сказ ки и былины. Лирическая ге роиня замечает, что её современни ки (здесь осознанно используется множественное местоимение «мы») давно не пишут патриотичес ки х стихов об Отчизне, от которых хочется рыдать. Поэтому родная земля не представляет для них никакого интереса, она им даже не снится во снах.

Затем ге роиня высказывает мысль о том, что сны у современных людей тяж ки е. В реальной жизни земля не является раем для них. Та ки е люди утверждают: «Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали». Буквально тут же люди лицемерно говорят о том, что, несмотря на тяжё лу ю и некомфортную жизнь, землю свою они не продают и не покупают. Ещё мы уз наём о том, что современни ки поэтессы часто болеют, им плохо живётся на родной земле. Лирической ге роине та ки х людей жаль. Родина для них – это естественная основа жизни, которую не выбирают при рождении.

Далее лирическая ге роиня утверждает, говоря в начале каждой стро ч ки слово «Да», следующее: Родина для «нас» – это грязь и пыль , на которую «хочется» ругаться. Но, говоря об этом, ге роиня именует это «прахом», оставшимся в наших умах от прошлых времён, от многочисленных ката стро ф, пожаров и пр. Что же остаётся от всего этого? Прах людей, который, смешиваясь со старым, даёт право их потомкам называть эту землю своей.

История создания

Анна Андреевна написала данное произведение, находясь в зрелом возрасте, в 1961 г. В момент работы над стихотворением она находилась на лечении в больнице. Данный период можно расценивать, как завершающий в творческом плане. Поэтому поэтесса активно предаётся г луб о ки м размышлениям, различным воспоминаниям, подведению жизненных итогов. Стихотворение было включено в поэтичес ки й сборник с говорящим названием «Венок мёртвым».

Читайте также:  Животные птицы рыбы земли

Анна Андреевна прожила 76 лет. Бог отмерил её сложную жизнь, полную г луб о ки х чувств и страданий. Поэтессе довелось пережить немало социальных катаклизмов: она вид ела революцию 1917 года, коммунистичес ки й террор, испытала на себе все тяготы Отечественной войны и сталинс ки х репрессий. Ахматовой пришлось остаться без мужа, в полной нищете, имея на руках пятилетнего сына Льва. Ей довелось стать вдовой после того, как её мужа, поэта Николая Гумилёва, приговорили к расстре лу . Женщине пришлось выстаивать огромные очереди в тюрьму, чтобы передать еду своему сыну, арестованному за антикоммунистичес ки е взгляды. Но ни разу Ахматова не воспользовалась возможностью навсегда по ки нуть свою Родину ради сытой и комфортной жизни на чужбине. В 1961 г., на с клон е лет, лёжа в больнице, Анна Андреевна ана лизи ровала многочисленные события своей жизни, вспоминала близ ки х, др уз ей и, конечно же, свою преданную любовь к родной земле.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре патриотического стиха. В нём нашли отражения чувства и мысли ро манти ческой ге роини: её возмущение, негодование и любовь. Произведение выдержано в рамках литературного направления «акмеизм», провозглашающего гимн предметности, лексической конкретике и се манти ческой наполненности каждого образа. Создавая данное стихотворение, поэтесса придерживалась стро гой внешней формы.

Поэтичес ки й размер неодинаковый: восемь первых стро к написаны ямбом, а последующие шесть стро к – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Благодаря виртуозному чередованию двух рифмовок – перекрёстной и парной – у читателей складывается ощущение вольности композиции.

Композиция

С композиционной точ ки зрени я стихотворный текст можно разбить на две части:

  1. Первая часть – ро манти ческая ге роиня повествует о собственной печали, возникшей по причине обесценивания та ки х святых понятий, как «Родина» и «Земля».
  2. Вторая часть – в ней ро манти ческая ге роиня даёт чёткое объяснение тому, что именно для неё Родина, какой смысл она вкладывает в это слово.

Образы и символы

В произведении, с целью раскрытия основной идеи, представлено несколько образов:

  • образ Родины – центральный. В произведениях патриотической направленности всегда имеется образ Родины. В данном с лу чае лирическая ге роиня делает основной акцент на мысли о том, что Родина – это вовсе не абстрактная страна, а конкретная земля, причём, в буквальном понимании: грязная, тёплая, рыхлая, щедрая и плод ородная;
  • образ лирической ге роини – центральный. Ге роиня полностью и денти чна поэтессе. Читатели испытывают все те чувства и переживания, которые испытывает ге роиня, говоря о родной земле. Перед нами предстаёт женщина мудрая, самодостаточная, с твёрдой гра жданской позицией и преданной любовью к своей стране;
  • образ земли – центральный. Словосочетание «родная земля» вынесено в название произведения. По мнению лирической ге роини, именно землю следует воспринимать своей Родиной. Ведь земля – это людская кор милица, щедро предоставляющая свои дары. На чужбине нет такой земли, которая необходима русскому человеку.

Темы и настроение

Основная тема произведения определена его жанровой принадлежностью – это тема Родины. Данная тема всегда волновала Ахматову. Известно, что поэтесса крайне негативно отзывалась о тех людях, кто стремился по ки нуть Россию в поисках лу чшей жизни. Анна Андреевна не утратила своего патриотизма, даже невзирая на то, что обожаемая ею страна неоднократно поступала с ней крайне жестоко и несправедливо: муж поэтессы был расстрелян, а единственный сын много лет отбывал тюремный срок по несправедливому обвинению…

На стро енчес ки й пафос стихотворения насквозь пронизан эмоциями любви и уважения к Родине. Эти эмоции поэтесса преподносит без излишней патети ки : ей чуждо любое проявление пафоса в данном вопросе. Ахматова оценивает родную землю, нисколько не идеа лизи руя её. Она понимает: любой гра жданин воспринимает Отчизну, исходя из совокупности «плюсов» и «минусов».

Основная идея

Ахматова транслирует читателям г луб окую мысль о том, что человек только в том с лу чае может называть страну своей Родиной, если постоянно проживает в ней, невзирая на любые жизненные трудности и пре гра ды. Ведь родная земля – это мать, которую невозможно поменять. Настоящая любовь к родной земле может не иметь яр ки х внешних проявлений: это крайне интимное чувство, которое проявляется у каждого человека инди вид уально.

Средства выразительности

В стихотворении нет большого количества средств художественной выразительности. Его основную идею Ахматова передаёт лаконично и просто. Вместе с тем, в произведении имеются следующие тропы:

  • эпитеты – «заветные», «горь ки й», «обетованный»;
  • метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах»;
  • инверсия – «в душе своей».

Источник

Adblock
detector