Меню

Штраф за незаконный захват земли в казахстане

Штраф за незаконный захват земли в казахстане

Самовольный захват земель – правонарушение, часто регистрируемое в последнее время. Между тем, за это нарушение в сфере земельного Законодательства предусмотрены и определенные виды наказания. О том, какие меры принимаются в отношении правонарушителей, мы побеседовали с заместителем руководителя территориальной земельной инспекции по Карагандинской области Б.Торебеком.

– Бирлик Нуртайулы, как мы знаем, одной из функций земельной инспекции является государственный контроль за недопущением самовольного занятия земельных участков. Что считается самовольным захватом земель?

– Самовольный захват земель, также использование земель не по целевому назначению являются одними из самых распространенных нарушений в сфере земельного Законодательства. Глава государства в ходе заседания Совета безопасности заявил «Никто не должен иметь право самовольно захватывать землю – за это в законодательстве нужно предусмотреть строгие наказания».

В нашем регионе факты самовольного занятия земельных участков в основном допускаются при строительстве, причиной которого часто является использование земельного участка до установления границ.

Недопущение таких нарушений нашей службой решаются совместно с местными исполнительными органами по мере поступления информации от физических и юридических лиц, государственных органов.

– Какие меры принимаются для оперативного реагирования по фактам правонарушений?

– В Кодексе Республики Казахстан об административ­ных правонарушениях пре­дус­мот­рена административная ответственность за незаконное занятие земельных участков. При выявлении фактов незаконного занятия государственных земель государственными инспекторами за использованием и охраной земель налагается административный штраф в рамках действующего Законодательства и выносятся предписания об устранении нарушений в установленные сроки. В результате совместной работы с акиматами за 10 месяцев текущего года за самовольное занятие государственных земель площадью 17297,2 га были привлечены к административной ответственности 87 физических и юридических лиц на сумму 19431,6 тыс.тенге.

– Каков размер штрафов за нарушения?

– Для физических лиц штраф составляет от 50 до 75 МРП, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства или некоммерческих органи­за­ций – от 100 до 150 МРП, субъектов крупного предпринимательства – от 500 до 700 МРП.

Согласно нормам (ст.44) КоАП РК, административное взыскание является мерой государственного принуждения, и применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лиц, совершивших правонарушения для соблюдения требований Законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

– Есть ли ограниченные Законом сроки устранения правонарушений?

– В соответствии со ст. 164-1 Земельного кодекса РК, незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, предусмотренных Законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, и осуществить снос строения, возведенного или возводимого на таком участке. В ходе проверок нашей инспекцией правонарушителям были вынесены предписания. В результате контрольных пр­о­верок более 70% фактов были устранены путем освобождения земельного участка или оформлением прав на земельный участок. Имелись факты бездействия со стороны нарушителя. Материалы по таким делам переданы в акиматы по месту нахождения земельного участка, для истребования участка из чужого незаконного владения, для дальнейшей передачи дела в суд.

По нашей области более 20 материалов переданы в местные исполнительные органы. В текущем году специализированным межрайонным экономическим судом Карагандинской области вынесены решения об освобождении земельного участка и сносу строения в отношении нескольких индивидуальных предпринимателей.

Работа по недопущению самовольного занятия государственных земель продолжается.

Опубликовано 06 Дек 2013 в 00:28. В рубрике: Исполняя поручения Президента. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

Источник

Самовольный захват земли (Е. Аккужанов, заведующий административно-правовым сектором отдела земельных отношений города Семей ВКО)

В ранее действующих основных нормативно-правовых актах [1] , регулирующих земельные отношения до принятия нынешнего Земельного кодекса отсутствовало понятие самовольного занятия государственной земли. Так же его не было и в диспозиции статьи 48 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях [2] , обозначавшую нарушение исключительной собственности республики на землю. В старой редакции Гражданского кодекса Республики Казахстан, действовавшей до 2017 года [3] пункт 1 статьи 236 гласил, что право собственности на строящиеся здания, сооружения, иные имущественные комплексы, а также иное вновь созданное недвижимое иму щество возникает с момента завершения создания этого имущества.

Читайте также:  Как усовершенствовать лопату для копки земли

Такое обстоятельство дел послужило одной из причин повсеместных случаев самовольного захвата государственной земли. На сегодняшний день эта проблема до сих пор стоит на повестке дня в каждом регионе страны.

В соответствии с пунктом 1 и части 1 пункта 2 статьи 244 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК) самовольной постройкой является любое строение, созданное на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Вместе с тем, из официального комментария [4] данной нормы следует, что самовольная постройка не признается недвижимым имуществом, и к ней применяются правила о праве собственности на материалы ( п.4 ст.236 ГК).

Согласно действующей редакции пункта 1 статьи 236 ГК право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации

В силу п ункта 10 статьи 43 Земельного кодекса РК (далее — ЗК) пользование земельным участком до установления границ и выдачи правоустанавливающих документов не допускается. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает ответственность по статье 136 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КРК об АП).

Часть 2 пункта 2 статьи 164-1 ЗК гласит, что незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер административного взыскания, и осуществить снос строения, возведенного на таком участке.

Споры, связанные с неисполнением незаконным владельцем обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка и сносу строения, возведенного (возводимого) на таком участке, разрешаются в судебном порядке.

Кроме того статьей 319 КРК об АП предусмотрена ответственность за незаконное строительство без соответствующего права на землю .

Вместе с тем, существуют Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденные Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750, согласно пункту 5 которых самовольное строительство объектов различного назначения на территории населенных пунктов не допускается.

Из всего вышеназванного однозначно становится понятно, что априори нельзя, каким бы то ни было способом, самовольно занимать и тем более что-либо строить на земле, которая тебе не принадлежит. Другими словами для осуществления владения, либо пользования имуществом в виде определенного земельного участка лицу необходимо приобрести на него соответствующее право в порядке, предусмотренном земельным законодательством. Противоположное означает нарушение действующего законодательства и должно пресекаться.

В силу пункта 5 статьи 8 ГК никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Однако данный постулат не всегда применяется на практике. Существуют немалочисленные факты приобретения права собственности на недвижимое имущество вследствие нарушения закона в виде самовольного захвата государственной земли. Некоторые лица сформировали обратную схему в обход общепринятого порядка оформления документов на недвижимость: сначала они самовольно возводят строение, приобретают на него право собственности в судебном порядке и только после этого получают землю. Когда общеизвестным фактом является обратное — для начала строительства лицо должно получить право на землю.

Такие обстоятельства имеют место быть, в том числе из-за их нормативного подкрепления и законодательной, и судебной ветвями власти.

Во-первых, в соответствии с ч астью 2 пункта 2 статьи 244 ГК самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. Из содержания указанного пункта 3 выходит, что суд может признать право собственности на самовольную постройку за лицом, осуществившим ее на не принадлежащем ему земельном участке. При этом необходимо обязательно установить выполнения следующих условий:

— данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки;

— сохранение постройки не должно повлечь нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Во-вторых, Верховный Суд Республики Казахстан в пунктах 11 и 12 своего Нормативного постановления от 16.07.2007 года № 5 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище» уточнил, что названные выше два критерия должны подтверждаться местными исполнительными органами.

Читайте также:  Плач земли погодные катаклизмы

В случае вступления в силу решения суда о признании права собственности на самовольное строение, акимат в порядке, предусмотренном статьей 43 ЗК, обязан будет предоставить земельный участок, на котором находится это сооружение. Это основывается на пункте 1 статьи 52 ЗК, в силу которого право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными строениями. В конце данного пункта отдельной нормой указывается на то, что права на сооружения неотделимы от права на землю, на котором находится это строение. Понятно, что здание не может существовать без земли.

Таким образом, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является установленным властью способом легализации незаконных действий недобросовестных лиц. Тем самым, хотя и косвенно, но поощряется самовольное строительство. Ссылка в комментарии к статье 244 ГК на то, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку, лишь в порядке исключения при соблюдении положений частей 1 и 3 п.3 комментируемой статьи вынуждает придти к следующему.

Критерии отсутствия угрозы здоровью граждан и условное предоставление земельного участка не может служить оправданием исключительности лиц, осмелившихся произвести самовольный захват земли и давать им преимущества перед обществом в процессе получения определенного права. Это идет в разрез с такими основополагающими принципами как справедливость, законность и равенство всех перед законом.

Кроме того, обусловленность удовлетворения иска о признании права собственности на самовольную постройку положительным ответом местного исполнительного органа создает угрозу коррупционных рисков.

При формировании государственно-правовых отношений мы неоднократно прибегаем к опыту зарубежных стран.

К примеру, в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая раскрывает понятие самовольной постройки, не только отсутствует способ узаконения неправомерных действий лица осуществившего самовольную постройку на не принадлежавшем ему земельном участке, но и описывается право органов местного самоуправления принимать самостоятельное решение о сносе такого незаконного сооружения. В данной норме так же указано не только на запрет совершения каких-либо юридических действий в отношении самовольной постройки, но и недопущение ее использования.

По этому поводу, в целях устранения указанных противоречий необходимо исключить из пункта 3 статьи 244 ГК норму, согласно которой право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке.

Все это в целом и последний пример в частности позволит в том числе снизить нагрузку на судебные органы.

Заведующий административно-правовым сектором

отдела земельных отношений

города Семей ВКО Е. Аккужанов

[1] Указ Президента Республики Казахстан от 22 декабря 1995 г. № 2717, имеющий силу Закона. Утратил силу — Законом РК от 24 января 2001 г. № 153

Z010153 и Закон Республики Казахстан от 24 января 2001 года № 152. Утратил силу — Законом РК от 8 июля 2003 года № 479.

[2] Кодекс Казахской ССР об административных правонарушениях принят на восьмой сессии Верховного Совета Казахской ССР десятого созыва 22 марта 1984 г. Утратил силу — Законом РК от 30 января 2001 г. № 156-II

[3] Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности» от 27.02.2017 года № 49- VI .

[4] Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан. М.К. Сулейменов. Ю.Г. Басин. Алматы «Жеті Жарғы» 1998.

Источник

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: За самовольный захват до 700 МРП, Не право, а обязанность, Купить с помощью карты

За самовольный захват до 700 МРП

Земля была и остается важнейшим фактором развития экономики в целом. Земельные ресурсы — это активы в виде недвижимости, средства производства в сельском хозяйстве, источники инвестиций…

Проводимый на регулярной основе анализ использования земельного фонда показывает наличие разрыва между экономическим потенциалом земли и фактическим использованием. Соблюдать баланс можно при эффективном управлении земельными ресурсами, осуществлении строжайшего и грамотного государственного контроля за их использованием и охраной.

К компетенции нашего управления относятся выдача обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений земельного законодательства, рассмотрение дел об административных правонарушениях в данной сфере, выявление и возврат в государственную собственность земель, неиспользуемых либо используемых с нарушением законодательства РК…

Читайте также:  Приватизация земель в краснодаре

Считаем необходимым обратить внимание граждан на меры ответственности за нарушение норм земельного законодательства.

Так, за самовольное занятие государственного земельного участка Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает штраф от 75 до 700 МРП.

Одним из наиболее часто допускаемых нарушений является нецелевое использование земельного участка. Нередки случаи, когда земельный участок, выделенный для индивидуального жилищного строительства, физическими и юридическими лицами использовался для коммерческих целей (СТО, магазин, автостоянку…). В этом случае предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 5 до 50 МРП. Если выводы сделаны не будут, нарушения в предписанный срок не устранят, то такие земельные участки подлежат принудительному изъятию.

Встречаются факты самовольного захвата лицами земельных участков других собственников, чаще всего, соседей (в том числе и дачных). В этом случае в соответствии с Земельным кодексом РК собственник земельного участка или землепользователь, чьи права нарушены, может истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения обязательно в судебном порядке.

Талгат МУХАНБЕДЖАНОВ,
руководитель управления по контролю за использованием и охраной земель.

Во всем мире стремительно развиваются сделки, связанные с недвижимым имуществом, земельными участками. Активное строительство транспортных развязок, расширение границ населенных пунктов, очереди в акиматах на получение участков существенно повышают спрос на землю. Вместе с этим растет и ее рыночная стоимость.

На страже обеспечения рационального использования и охраны земель стоит земельное законодательство.

В статье 81 Земельного кодекса РК приведены основания прекращения права частной собственности на земельный участок или право землепользования. Таковыми, в частности, являются: отчуждение земельного участка собственником или права землепользования в пользу других лиц, отказ гражданина от прав собственности или землепользования…

Закон прямо не позволяет изымать земельные участки у собственника и землепользователя помимо его воли, но, если он не используется по назначению или используется с нарушением законодательства РК, то в рамках действующего законодательства это возможно.

Земля может быть принудительно изъята по решению суда, если она не осваивается или используется не по назначению. В частности, это возможно в том случае, если участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией).

В отношении участков, находящихся в частной собственности граждан РК для индивидуального жилищного строительства, действуют иные нормы. Если он предоставлен на неподготовленных площадках, то срок его освоения исчисляется с момента обеспечения соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктурой.

Иск о принудительном изъятии земельного участка предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, и по истечении срока предписания, данного собственнику участка или землепользователю для принятия мер.

Срок для этого устанавливается на один год, а по устранению нарушений законодательства РК — на три месяца с момента выявления фактов нарушений.

При этом принудительное изъятие земельного участка, не используемого по назначению и не освоенного, не распространяется на участок, принадлежащий на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до достижения ими двадцати одного года.

Земельным кодексом также установлено, что использование земли в соответствии с ее целевым назначением собственниками земельных участков или землепользователями является не правом, а одной из основных обязанностей субъектов земельных отношений.

Зарина БЕКЕНТАЕВА, старший прокурор прокуратуры Бурабайского района

В последние годы сложилась непростая ситуация: спрос на земельные участки стремительно растет, а число предложений свободных участков местными исполнительными органами весьма ограничено.

Население, в том числе бизнесмены, доступ к информации о свободных земельных участках имели весьма скудный. Такой вакуум — «питательная среда» для лиц, спекулирующих наделами.

Проект «Доступная земля» призван изменить ситуацию кардинальным образом. На сайте акимата г.Кокшетау создана электронная карта города, в ней содержатся сведения о свободных земельных участках, предназначенных для ведения бизнеса (вкладка «Доступная земля», карта сайта). На сегодняшний день только в Кокшетау с ее помощью приобретены 34 участка.

Аналогичная работа проводится по всей области.

Источник