Меню

Штраф за захват земли лесного фонда

Самозахват земли: кто несет ответственность в 2021 году

Если земля никем не используется, она может казаться бесхозной. Для владельца сопредельного участка велик соблазн приобщить ее к своей территории. Но каждый земельный участок в РФ принадлежит организациям, гражданам или государству в лице муниципалитета, региональной или федеральной власти. Самовольное его присвоение – противоправное деяние. Закон определяет и ответственность за самозахват земли в 2021 году.

Основы землепользования

Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации . Их главные постулаты перечислены в ст. 1:

  • значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
  • приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
  • главенство охраны жизни и здоровья человека;
  • единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
  • платность использования;
  • право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
  • главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
  • деление по целевому назначению на категории;
  • равное соблюдение законных интересов граждан и общества.

Ознакомьтесь подробнее с принципами, на которых основано землепользование в РФ.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Санкции против правонарушителей предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях (ст. 7.1) и Земельным кодексом (ст. 76).

Кроме предусмотренных этими законами мер, к лицам, занявшим землю без разрешения владельца, применяют и иные санкции. В первую очередь они обязаны возвратить надел собственнику и возместить ему причиненный вред.

Прежде чем решиться на присвоение чужой территории, стоит понимать, что такое самозахват земельного участка и какие правовые последствия он может иметь.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Возврат незаконно занятых земельных участков

Если человек самовольно прирезал к своему наделу часть чужой территории, нужно противостоять ему законными методами. Гражданин, который стал жертвой этого противоправного деяния, должен знать, куда обратиться и что делать в такой ситуации.

Вот как выглядит примерный порядок действий землевладельца, часть территории которого подверглась захвату. Он должен:

  1. Уведомить гражданина, который завладел землей, о том, что его внедрение незаконно.
  2. Выяснить, не имеет ли место мошенничество, незаконное оформление земли в собственность, продажа или сдача в аренду чужого участка.
  3. Если захватчик действует умышленно и злонамеренно, предупредить нарушителя о противоправном характере его поступка и предъявить бумаги, подтверждающие право собственности на землю, например, правоустанавливающий документ, прошедший кадастровую регистрацию и учтенный в Росреестре (ст. 131 Гражданского кодекса РФ ).
  4. Если не удалось своими силами освободить самовольно занятый земельный участок, подать заявление в местную администрацию, которая уполномочена решать подобные вопросы.
  5. В случае отказа органа местного самоуправления потребовать выписку или копию протокола административной комиссии.
  6. Обратиться с этим документом в судебную инстанцию по месту расположения земли.

Санкции за незаконный захват

Виды наказания за незаконный захват земель устанавливает ст. 7.1 КоАП. Инцидент может подпасть и под статью Уголовного кодекса , если истцу удастся доказать, что присвоение и эксплуатация участка связана с иными правонарушениями, например, с мошенничеством.

То, какой штраф за самозахват земельного участка в 2021 году заплатит нарушитель, зависит от двух критериев:

Административное наказание

При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.

Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:

  • юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
  • должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
  • физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Читайте также:  Народные промыслы рязанской земли

Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:

  • юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
  • должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
  • физлица – до 10 тыс. рублей.

Примеры из судебной практики

Слушания по искам о самозахвате земельных наделов достаточно распространены в гражданских судах. Не найдя компромисс в спорах о сотках и границах собственных участков, граждане отправляются за разрешением проблемы в судебную инстанцию. Однако и там не всегда однозначно спор о земле решается в пользу истца.

Собираясь с исковым заявлением в суд, нужно тщательно продумать аргументы своих притязаний и подготовить документальное подтверждение претензий. В противном случае, как показывает судебная практика, в удовлетворении иска может быть отказано.

Как узаконить самозахват

Если территория была занята без согласования с органами власти, возникает вопрос, как узаконить самозахват земельного участка. Это возможно, но стоит учесть некоторые ограничения.

Правила выкупа надела установлены ст. 39.18 ЗК РФ. Однако определенные категории земель, в отношении которых было совершено незаконное присвоение, легализовать нельзя. К ним относятся:

  • территории, которые выходят в лесную зону;
  • участки, выходящие за «красные линии», которые отгораживают линии электропередач, газопроводы, коммуникационные элементы.

Кроме того, узаконить удастся лишь площади, на которые не претендуют ни юридические, ни частные лица или товарищества. При этом можно как оформить землю в собственность, так и взять ее у владельца в аренду.

Порядок легализации занятого участка

Уладив все спорные вопросы с собственником, можно попытаться узаконить самозахват. Для начала необходимо подать заявление в местную администрацию о перераспределении земли. К этому моменту должны быть готовы документы, подтверждающие право собственности на надел, а также составлен план межевания территории.

Если положительное решение получено, на землю нужно оформить кадастровый паспорт. Для этого к перечисленным выше документам следует приложить:

  • заявление;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • геодезический план территории;
  • документ о владении участком;
  • паспорт гражданина РФ.

Вот и все, что нужно знать о том, как узаконить участок земли прирезанным самозахватом.

После приема документов сотрудники Росреестра в течение 5 рабочих дней обязаны изготовить кадастровый паспорт на земельный участок, согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ .

Отдельная процедура – регистрация права на участок. Необходимо написать еще одно заявление и уплатить предусмотренную пошлину. Кроме того, нужно предоставить документы, подтверждающие:

  • отчуждение земли,
  • покупку,
  • владение наделом.

Если соискатель будет следовать инструкции, как оформить землю в собственность, его действия почти наверняка увенчаются успехом. Главное, чтобы он не пытался обойти закон и старался избежать разногласий с третьими лицами.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Итак, законные права владельца могут быть восстановлены на основании постановления администрации либо по решению суда.

Охрана земель

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Узнайте подробнее, что собой представляет и как осуществляется правовая охрана земель.

Выводы

Незаконное завладение земельным наделом и его эксплуатация – это противоправные действия, которые наказываются в соответствии с нормами законодательства РФ. Захватчик может вернуть землю законному собственнику добровольно, по предписанию администрации или по решению суда. Если споры о собственности на землю улажены мирным путем и отсутствуют притязания третьих лиц, надел можно узаконить, собрав необходимый пакет документов и совершив установленные законодательством действия.

9 thoughts on “Самозахват земли: кто несет ответственность в 2021 году”

Меня очень возмущают случаи самозахвата земли, порой, кстати, захватывают земли, находящиеся во владении других людей. Думаю, стоит серьезно наказывать за подобные действия.

Живу на краю города, в микрорайоне 90х годов постройки. Предприимчивые местные жители устроили себе мини-огородики на “ничейной” земле. Клубника, помидорки, тыквы… У одних даже собака сидит летом охраняет. Заборы из старых дверей межкомнатных, стенок шкафов и прочего хлама плюс колючая проволока. Шланги спускают из квартир с водой или пятилитровки таскают… И никому до них дела нет)))

Читайте также:  Неэффективное использование земли это

У нас соседи захватили участок земли под огород, на него вроде никто пока не претендует, но они уже начали на нём постройки возводить в виде сарая, жаль будет потраченных средств.

Если вашу землю захватили или участок земли, который находится под вашим контролем, то нужно сразу вызывать полицию и писать заявление. Такие проблемы решаются сразу, как только начнется разбирательство

Полиция этим, к сожалению, заниматься не будет. Так как это относится к гражданскому кодексу.

Самовольное занятие земельного участка, или иными словами «самозахват земли» – одно из основных правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная ответственность.

Живу в селе. Пользовался огородом в течении 15 лет. 5 соток на неудобьях занятых по разрешению председателя. Один хозяин завёл кур, которые стали уничтожать посаженное. На наше возражение написал жалобу в прокуратуру. И наложили штраф за самозахват в сумме 5000Р Кругом заросли бурьяна, а раз следишь за кусочком земли, то захватчик. Я пенсионер если бы хотя бы предупредили, то забирайте эту землю себе кто хочет. А так считай пол пенсии отняли. Во бардак! И никому не пожалуешься. “Мы понимаем, что вы правы, но таков ЗАКОН!”

Вообще бардак в стране твориться,куча земли зарастает,а за каких то никому не нужных несколько соток огромный штраф,хоть бы предупреждение изначально с предприсанием вынесли и установили срок для устранения,а не сразу штраф накладывали,дебильные законы,дадут по копейке прибавки к пенсии или детям подачки,а отнимут в несколько раз больше.

Источник

Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к ст. 7.9 КоАП

1. Объект правонарушения — отношения собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом.

Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом от 4 декабря 2006 г. (далее — ЛК РФ), согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следует отметить, что ЛК РФ впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов РФ.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ (глава 34), если иное не установлено ЛК РФ.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ (глава IV), если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях.

Под использованием участков, указанных в комментируемой статье, понимается их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ (ст. 25) и другими федеральными законами.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Читайте также:  Земля в ключах челябинская область

3. Субъекты правонарушения — лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Судебная практика по статье 7.9 КоАП

по заявлению акционерного общества «Облкоммунэнерго» к Департаменту лесного хозяйства Свердловской о признании незаконными и отмене постановления от 11.04.2018 N 278 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей, а также представления от 11.04.2018 N 278 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

по заявлению акционерной компании «ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 11.05.2016 N 40359-16/ДЛ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей,

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.08.2016 по делу N А59-3321/2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.03.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РПК Резон Плюс» к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2016 N 61-СН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению организации к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее — административный орган) о признании незаконным постановления от 18.04.2016 N 68 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Линк Девелопмент» о признании незаконным постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 05.06.2018 N 40532-18/Д о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:

по заявлению закрытого акционерного общества «НефтьСтройИнвест» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2019 N 02-790/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

акционерное общество «ЖДЦех» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее — административный орган) от 08.10.2019 N 02-280/2019 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 200 000 рублей штрафа.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 09.03.2017 по делу N А72-2654/2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2017 по тому же делу по заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

публичное акционерное общество «ГЕОТЕК Сейсморазведка» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.07.2017 N 100-122-17 Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — департамент, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

общество с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2016 N 40353-16/Д Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее — административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Источник