Меню

Содержание понятия земля в логике

Содержание понятия земля в логике


мелгйс 2. рпосфйе

  1. рПОСФЙЕ ЛБЛ ЖПТНБ НЩЫМЕОЙС.
  2. мПЗЙЮЕУЛБС УФТХЛФХТБ РПОСФЙС.
  3. чЙДЩ РПОСФЙК Й ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ОЙНЙ.

1. рПОСФЙЕ ЛБЛ ЖПТНБ НЩЫМЕОЙС.

нЩ ПРТЕДЕМЙМЙ МПЗЙЛХ ЛБЛ ОБХЛХ П ЖПТНБИ Й ЪБЛПОБИ РТБЧЙМШОПЗП НЩЫМЕОЙС. уЕКЮБУ НЩ ОБЮЙОБЕН ЙЪХЮЕОЙЕ ЬФЙИ ЖПТН, ЙЪ ЛПФПТЩИ ОБЙВПМЕЕ РТПУФПК Й ЖХОДБНЕОФБМШОПК СЧМСЕФУС РПОСФЙЕ.
рПОСФЙЕ — РТПУФЕКЫБС МПЗЙЮЕУЛБС ЖПТНБ НЩУМЙ, ПФТБЦБАЭБС РТЕДНЕФЩ Й СЧМЕОЙС Ч ЙИ ПВЭЙИ УХЭЕУФЧЕООЩИ РТЙЪОБЛБИ.
рТЙЪОБЛПН ОБЪЩЧБАФ ЧУЕ ФП, Ч ЮЕН РТЕДНЕФЩ НПЗХФ ВЩФШ УИПДОЩ НЕЦДХ УПВПК, ЙМЙ ЮЕН ПОЙ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ПФМЙЮБАФУС. оБРТЙНЕТ, ЧПТПОБ МЕФБЕФ Й НХИБ МЕФБЕФ, УРПУПВОПУФШ МЕФБФШ — ЬФП ФПФ РТЙЪОБЛ, ПФОПУЙФЕМШОП ЛПФПТПЗП ЧПТПОБ Й НХИБ РПИПЦЙ, Й РП ЬФПНХ РТЙЪОБЛХ ПОЙ ПФМЙЮБАФУС ПФ ЛПТПЧЩ, ЛПФПТБС МЕФБФШ ОЕ НПЦЕФ.
пВЭЙН ОБЪЩЧБЕФУС РТЙЪОБЛ, РТЙУХЭЙК ЛМБУУХ ПДОПТПДОЩИ РТЕДНЕФПЧ. еУМЙ ЛБЛЙЕ-ФП РТЕДНЕФЩ УИПДОЩ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ОЕЛПФПТПЗП РТЙЪОБЛБ, ФП ЙИ НПЦОП ПВЯЕДЙОЙФШ Ч ЗТХРРХ, ЛМБУУ, ПФМЙЮБАЭЙКУС ПФ ДТХЗЙИ ЛМБУУПЧ ЛБЛ ТБЪ ФЕН, ЮФП ЧИПДСЭЙЕ Ч ОЕЗП РТЕДНЕФЩ ПВМБДБАФ ДБООЩН РТЙЪОБЛПН. оБРТЙНЕТ, УОЕЗ ВЕМ, ЮЙУФЩК МЙУФ ВХНБЗЙ ВЕМ, УБИБТ ВЕМ&#8230 нЩ НПЦЕН ПВЯЕДЙОЙФШ ЧУЕ ЬФЙ ЧЕЭЙ Ч ЛМБУУ «ВЕМЩИ РТЕДНЕФПЧ», ЧУЕН ЬМЕНЕОФБН ЛПФПТПЗП РТЙУХЭ ПДЙО ПВЭЙК РТЙЪОБЛ — «ВЩФШ ВЕМЩН». вПМШЫЙОУФЧП РТЙЪОБЛПЧ СЧМСЕФУС ПВЭЙНЙ, ОП ЧУФТЕЮБАФУС Й ЕДЙОЙЮОЩЕ РТЙЪОБЛЙ, ЛПФПТЩН УППФЧЕФУФЧХЕФ ЕДЙОУФЧЕООЩК РТЕДНЕФ. оБРТЙНЕТ: «ВЩФШ РЕТЧЩН ЛПУНПОБЧФПН», «ВЩФШ УЕЗПДОСЫОЙН ТЕЛФПТПН лТБУзбх».
уХЭЕУФЧЕООЩК РТЙЪОБЛ — ФБЛБС УФПТПОБ, ЮЕТФБ, ПУПВЕООПУФШ РТЕДНЕФБ, ЛПФПТБС ОЕПВИПДЙНП ЕНХ РТЙУХЭБ, МЙЫЙЧЫЙУШ ЛПФПТПК ПО РЕТЕДБЕФ ВЩФШ УБНЙН УПВПК, УФБОПЧЙФУС ЙОЩН РТЕДНЕФПН.
оЕУХЭЕУФЧЕООЩК РТЙЪОБЛ НПЦЕФ РТЙПВТЕФБФШУС ЙМЙ ФЕТСФШУС РТЕДНЕФПН, ОП ЬФП ОЙЛБЛ ОЕ ЧМЙСЕФ ОБ ЕЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ДБООПЗП РТЕДНЕФБ.

тБЪМЙЮЙЕ НЕЦДХ УХЭЕУФЧЕООЩНЙ Й ОЕУХЭЕУФЧЕООЩНЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕ СЧМСЕФУС УФТПЗЙН: ФП, ЮФП Ч ПДОПН ПФОПЫЕОЙЙ ЛБЦЕФУС УХЭЕУФЧЕООЩН, Ч ДТХЗЙИ ПФОПЫЕОЙСИ НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС ОЕУХЭЕУФЧЕООЩН, Й ОБПВПТПФ.

2. мПЗЙЮЕУЛБС УФТХЛФХТБ РПОСФЙС.

мПЗЙЮЕУЛХА УФТХЛФХТХ РПОСФЙС УПУФБЧМСАФ ЕЗП УПДЕТЦБОЙЕ Й ПВЯЕН.

пВЯЕН РПОСФЙС — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ (ЛМБУУ) РТЕДНЕФПЧ, ЛПФПТБС НЩУМЙФУС Ч ДБООПН РПОСФЙЙ.
уПДЕТЦБОЙЕ РПОСФЙС — ЬФП УПЧПЛХРОПУФШ УХЭЕУФЧЕООЩИ РТЙЪОБЛПЧ РТЕДНЕФПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч ПВЯЕН РПОСФЙС.
оБРТЙНЕТ, Ч ПВЯЕН РПОСФЙС «ДЕТЕЧП» ЧПКДХФ ЧУЕ УХЭЕУФЧХАЭЙЕ ОБ ъЕНМЕ ДЕТЕЧШС — ДХВЩ, ВЕТЕЪЩ, УПУОЩ, ЛЕДТЩ, РБМШНЩ Й Ф, Д.; УПДЕТЦБОЙЕН ЦЕ ЬФПЗП РПОСФЙС ВХДХФ ПВЭЙЕ РТЙЪОБЛЙ ДЕТЕЧШЕЧ — ВЩФШ ТБУФЕОЙЕН, ЙНЕФШ УФЧПМ, ЛТПОХ, ЛПТОЕЧХА УЙУФЕНХ.

уПДЕТЦБОЙЕ Й ПВЯЕН Й РПОСФЙС ЧЪБЙНПУЧСЪБОЩ. ьФБ ЧЪБЙНПУЧСЪШ ЧЩТБЦБЕФУС Ч ЪБЛПОЕ ПВТБФОПЗП ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ПВЯЕНПН Й УПДЕТЦБОЙЕН РПОСФЙС, ЛПФПТЩК ХУФБОБЧМЙЧБЕФ, ЮФП ХЧЕМЙЮЕОЙЕ УПДЕТЦБОЙС РПОСФЙС ЧЕДЕФ Л ХНЕОШЫЕОЙА ЕЗП ПВЯЕНБ, Й ОБПВПТПФ. оБРТЙНЕТ, ЧПЪШНЕН ДЧБ РПОСФЙС: «ЮЕМПЧЕЛ» Й «ЕЧТПРЕЕГ». уПДЕТЦБОЙЕ ЧФПТПЗП РПОСФЙС ВПЗБЮЕ, ЙВП Л РТЙЪОБЛБН ЮЕМПЧЕЛБ ЧППВЭЕ ЪДЕУШ ЕЭЕ ДПВБЧМСАФУС РТЙЪОБЛЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕ ЕЧТПРЕКГБ, ПДОБЛП РП ПВЯЕНХ ПОП ЗПТБЪДП НЕОШЫЕ РЕТЧПЗП РПОСФЙС.

3. чЙДЩ РПОСФЙК Й ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ОЙНЙ.

рП ПВЯЕНХ (РП ЛПМЙЮЕУФЧХ) ЧУЕ РПОСФЙС НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ФТЙ ЧЙДБ:

Б) ПВЭЙЕ, Ч ПВЯЕН ЛПФПТЩИ ЧИПДЙФ ОЕУЛПМШЛП (ДЧБ Й ВПМЕЕ) РТЕДНЕФПЧ, — «УФПМ», «ДПН», «ИЙНЙЮЕУЛЙК ЬМЕНЕОФ» Й Ф. Р.;

В) ЕДЙОЙЮОЩЕ, Ч ПВЯЕН ЛПФПТЩИ ЧИПДЙФ ПДЙО-ЕДЙОУФЧЕООЩК РТЕДНЕФ, — «РЕТЧЩК ЛПУНПОБЧФ», «УФПМЙГБ жТБОГЙЙ», «мХОБ» Й Ф. Р.; ЕДЙОЙЮОЩЕ РПОСФЙС ЧЩТБЦБАФУС Ч ЪЩЛЕ ЙНЕОБНЙ УПВУФЧЕООЩНЙ ЙМЙ ЬЛЧЙЧБМЕОФОЩНЙ ЙН ЧЩТБЦЕОЙСНЙ;

Ч) РХУФЩЕ (ОХМЕЧЩЕ), Ч ПВЯЕН ЛПФПТЩИ ОЕ ЧИПДЙФ ОЙ ПДОПЗП ТЕБМШОП УХЭЕУФЧХАЭЕЗП РТЕДНЕФБ,- «ЛЕОФБЧТ», «ТХУБМЛБ», «ЮЕМПЧЕЛ, РПВЩЧБЧЫЙК ОБ нБТУЕ», Й Ф. Р.

рП УПДЕТЦБОЙА (РП ЛБЮЕУФЧХ) РПОСФЙС ТБЪДЕМСАФУС ОБ УМЕДХАЭЙЕ ЗТХРРЩ:

Б) лПОЛТЕФОЩЕ Й БВУФТБЛФОЩЕ. лПОЛТЕФОЩНЙ ОБЪЩЧБАФ РПОСФЙС, УПДЕТЦБОЙЕ ЛПФПТЩИ ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП Ч ЙИ ПВЯЕН ЧИПДСФ ОЕЛПФПТЩЕ ПВЯЕЛФЩ, РТЕДНЕФЩ, УБНПУФПСФЕМШОП УХЭЕУФЧХАЭЙЕ УХЭОПУФЙ, ОБРТЙНЕТ, «ЮЕМПЧЕЛ», «ВХТС», «ДПН» — ПВЯЕНЩ ЬФЙИ РПОСФЙК ЧЛМАЮБАФ Ч УЕВС МАДЕК, СЧМЕОЙС РТЙТПДЩ, ДПНБ. чУЕ ЬФП — ГЕМПУФОЩЕ, БЧФПОПНОЩЕ ПВЯЕЛФЩ. бВУФТБЛФОЩНЙ ОБЪЩЧБАФ РПОСФЙС, ПВЯЕНЩ ЛПФПТЩИ ЧЛМАЮБАФ Ч УЕВС ОЕЛПФПТЩЕ УЧПКУФЧБ РТЕДНЕФПЧ ЙМЙ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ОЙНЙ. уЧПКУФЧБ Й ПФОПЫЕОЙС ОЕ УХЭЕУФЧХАФ УБНЙ РП УЕВЕ, БЧФПОПНОП Й ОЕЪБЧЙУЙНП, ПОЙ ЧУЕЗДБ «РТЙЧСЪБОЩ» Л ЛБЛЙН-ФП ПВЯЕЛФБН. чПЪШНЙФЕ, ОБРТЙНЕТ, РПОСФЙЕ «ВЕМЙЪОБ» ЙМЙ РПОСФЙЕ «ЮЕУФОПУФШ». й ВЕМЙЪОБ, Й ЮЕУФОПУФШ УБНЙ РП УЕВЕ ОЕ УХЭЕУФЧХАФ, УХЭЕУФЧХАФ ВЕМЩЕ РТЕДНЕФЩ Й ЮЕУФОЩЕ МАДЙ. оП НЩ НПЦЕН ПФПТЧБФШ ПФ РТЕДНЕФБ ОЕЛПФПТПЕ УЧПКУФЧП Й ПВТБЪПЧБФШ П ОЕН РПОСФЙЕ — ФБЛЙЕ РПОСФЙС Й ОБЪЩЧБАФ БВУФТБЛФОЩНЙ. л БВУФТБЛФОЩН ПФОПУСФУС Й ФБЛЙЕ РПОСФЙС, ЛБЛ «ДТХЦВБ» Й «МАВПЧШ». пОЙ ПФПВТБЦБАФ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ МАДШНЙ Й ВЕЪ МАДЕК ОЕФ ОБ ъЕНМЕ ОЙ МАВЧЙ, ОЙ ДТХЦВЩ.

В) пФОПУЙФЕМШОЩЕ Й ВЕЪПФОПУЙФЕМШОЩЕ. пФОПУЙФЕМШОЩНЙ ОБЪЩЧБАФ ФБЛЙЕ РПОСФЙС, УПДЕТЦБОЙС ЛПФПТЩИ ЧЪБЙНОП РТЕДРПМБЗБАФ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ДТХЗ ДТХЗБ, ЗТХВП ЗПЧПТС, ЬФП РПОСФЙС, УХЭЕУФЧХАЭЙЕ ФПМШЛП Ч РБТЕ. оБРТЙНЕТ, «РТБЧПЕ-МЕЧПЕ», «ЧЕТИ-ОЙЪ», «ХЮЕОЙЛ-ХЮЙФЕМШ» Й Ф. Р. рТЕДУФБЧШФЕ УЕВЕ, ЮФП Х ОБУ ПУФБМПУШ МЙЫШ РПОСФЙЕ «РТБЧПЕ», Б РПОСФЙЕ «МЕЧПЕ» ЙУЮЕЪМП. оЕФТХДОП УППВТБЪЙФШ, ЮФП, ПУФБЧЫЙУШ ПДОП, РПОСФЙЕ «РТБЧПЕ» РПФЕТСЕФ ЧУСЛЙК УНЩУМ Й ФПЦЕ ЙУЮЕЪОЕФ. фБЛЙЕ РПОСФЙС НПЗХФ УХЭЕУФЧПЧБФШ МЙЫШ Ч РБТЕ, ЙВП ЙИ УПДЕТЦБОЙС ПРТЕДЕМСАФУС ПФОПЫЕОЙЕН ДТХЗ Л ДТХЗХ. вЕЪПФОПУЙФЕМШОЩЕ РПОСФЙС ОЕ УПДЕТЦБФ УУЩМЛЙ ОБ ДТХЗЙЕ РПОСФЙС Й НПЗХФ УХЭЕУФЧПЧБФШ УБНЙ РП УЕВЕ, ОБРТЙНЕТ, «ЛБТБОДБЫ», «ПЧГБ», «ЦНЩИ».

Ч) рПМПЦЙФЕМШОЩЕ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ. рПМПЦЙФЕМШОЩЕ РПОСФЙС ПФПВТБЦБАФ УЧПКУФЧБ, РТЙУХЭЙЕ РТЕДНЕФБН, ОБРТЙНЕТ, «ЧЩУПЛЙК», «БМЮОЩК», «ЦЕМБООЩК». пФТЙГБФЕМШОЩЕ РПОСФЙС ПФПВТБЦБАФ УЧПКУФЧБ, ПФУХФУФЧХАЭЙЕ Х РТЕДНЕФБ, ОБРТЙНЕТ, «ОЕЗТБНПФОЩК», «ВЕУЛПТЩУФОЩК», «ОЕЦЕМБООЩК». еУМЙ РПОСФЙЕ «ЗТБНПФОЩК» ПФПВТБЦБЕФ УЧПКУФЧП ЮЕМПЧЕЛБ ХНЕФШ ЮЙФБФШ Й РЙУБФШ, ФП РПОСФЙЕ «ОЕЗТБНПФОЩК» ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП Х ПВЯЕЛФПЧ, ЧИПДСЭЙИ Ч ЕЗП ПВЯЕН, ДБООПЕ УЧПКУФЧП ПФУХФУФЧХЕФ. уМЕДХЕФ, РТБЧДБ, ПВТБФЙФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЙОПЗДБ УМПЧБ, ЧЛМАЮБАЭЙЕ Ч УЕВС ПФТЙГБФЕМШОЩЕ ЮБУФЙГЩ «ОЕ» ЙМЙ «ВЕЪ» («ВЕУ»), ЧЩТБЦБАФ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ РПОСФЙС, Ф. Е. ПФПВТБЦБАФ ОЕЛПФПТЩЕ РТЙУХЭЙЕ РТЕДНЕФБН УЧПКУФЧБ: «ОЕОБЧЙУФШ», «ОЕТСИБ», «ВЕУРЕЮОЩК» Й Ф. Р.

Читайте также:  Чего не хватает в организме если хочется земли при беременности

З) уПВЙТБФЕМШОЩЕ Й ОЕУПВЙТБФЕМШОЩЕ (ТБЪДЕМЙФЕМШОЩЕ). ч УПВЙТБФЕМШОЩИ РПОСФЙСИ ОЕЛПФПТПЕ НОПЦЕУФЧП, УПУФПСЭЕЕ ЙЪ ПДОПТПДОЩИ РТЕДНЕФПЧ, НЩУМЙФУС ЛБЛ ЕДЙОПЕ ГЕМПЕ, ОБРТЙНЕТ, «УФБДП», «ЖМПФ», «МЕУ», «УПЪЧЕЪДЙЕ» Й Ф. Р. ьФБ ГЕМПУФОПУФШ РТПСЧМСЕФУС Ч ФПН, ЮФП НОПЗЙЕ УЧПКУФЧБ УПЧПЛХРОПУФЙ РТЕДНЕФПЧ РТЙОБДМЕЦБФ ЕК ЛБЛ ГЕМПНХ, ОП ОЕ РТЙОБДМЕЦБФ УПУФБЧМСАЭЙН ЕЕ РТЕДНЕФБН. нПЦОП УЛБЪБФШ, ОБРТЙНЕТ, «ч МЕУХ МЕЗЛП ЪБВМХДЙФШУС» ЙМЙ «дБООПЕ УПЪЧЕЪДЙЕ РПИПЦЕ ОБ НЕДЧЕДЙГХ», ОП ЬФПЗП ОЕМШЪС УЛБЪБФШ ПВ ПФДЕМШОПН ДЕТЕЧЕ ЙМЙ ЪЧЕЪДЕ. уПЧПЛХРОПУФШ РТЕДНЕФПЧ ЮБУФП РТЙПВТЕФБЕФ УЧПКУФЧБ, ЛПФПТЩЕ МЙЫЕОЩ ЧИПДСЭЙЕ Ч ОЕЕ РТЕДНЕФЩ.

дЕМЕОЙЕ РПОСФЙК ОБ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ, ПФОПУЙФЕМШОЩЕ Й ВЕЪПФОПУЙФЕМШОЩЕ ОЕ СЧМСЕФУС ЦЕУФЛЙН. ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП ЛБЛ НЩ ЖПТНХМЙТХЕН УПДЕТЦБОЙЕ НПЦЕФ НЕОСФШУС Й ОБЫБ ПГЕОЛБ РПОСФЙС.

пФОПЫЕОЙС НЕЦДХ РПОСФЙСНЙ:

уТБЧОЙНЩНЙ УЮЙФБАФУС РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ ЙНЕАФ ПВЭЙЕ РТЙЪОБЛЙ, Ф.Е. ЙНЕАФ ПВЭЕЕ ТПДПЧПЕ РПОСФЙЕ (ЦЕМФЩК — ЪЕМЕОЩК, ФПЛБТШ — УФБОПЮОЙЛ, УФХДЕОФ — ЫЛПМШОЙЛ Й Ф.Р.).
оЕУТБЧОЙНЩЕ РПОСФЙС ОЕ ЙНЕАФ ПВЭЙИ РТЙЪОБЛПЧ (БФПН — НБМСТЙС, ЛМЙНБФ — МПЫБДШ Й Ф.Р.), Ф.Е. ПФУХФУФЧХЕФ ПВЭЕЕ ПУОПЧБОЙЕ ДМС ЙИ УТБЧОЕОЙС.
уТБЧОЙНЩЕ РПОСФЙС ДЕМСФУС ОБ УПЧНЕУФЙНЩЕ Й ОЕУПЧНЕУФЙНЩЕ. уПЧНЕУФЙНЩНЙ ОБЪЩЧБАФУС РПОСФЙС, ПВЯЕНЩ ЛПФПТЩИ ЙНЕАФ ПВЭЙЕ ЬМЕНЕОФЩ; ПВЯЕНЩ ОЕУПЧНЕУФЙНЩИ — ОЕ ЙНЕАФ ПВЭЙИ ЬМЕНЕОФПЧ.
пФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ПВЯЕНБНЙ РПОСФЙК РТЙОСФП ЙЪПВТБЦБФШ У РПНПЭША ЛТХЗПЧЩИ УИЕН (ЛТХЗПЧ ьКМЕТБ): НЩ ТЙУХЕН ЛТХЦПЛ, Ч ГЕОФТЕ ЛПФПТПЗП РЙЫЕН ЛБЛХА-ФП «ВХЛЧХ — б, ч, у&#8230 лТХЦПЛ У ВХЛЧПК, УЛБЦЕН, б, УИЕНБФЙЮОП РТЕДУФБЧМСЕФ ПВЯЕН РПОСФЙС б.

1) тбчопъобюопуфш (фпцдеуфчп). ч ПФОПЫЕОЙЙ ФПЦДЕУФЧБ ОБИПДСФУС ФБЛЙЕ РПОСФЙС, ПВЯЕНЩ ЛПФПТЩИ РПМОПУФША УПЧРБДБАФ
нПУЛЧБ (б), уФПМЙГБ тПУУЙЙ (ч)
ЙМЙ
уЩО (б), чОХЛ (ч)
пВЯЕНЩ РПОСФЙК «УЩО» Й «ЧОХЛ» УПЧРБДБАФ (ЛБЦДЩК УЩО ЕУФШ ЮЕК-ФП ЧОХЛ Й ЛБЦДЩК ЧОХЛ — ЮЕК-ФП УЩО), ОП УПДЕТЦБОЙЕ ТБЪМЙЮОП

2) ретеуеюеойе. ч ПФОПЫЕОЙЙ РЕТЕУЕЮЕОЙС ОБИПДСФУС РПОСФЙС, ПВЯЕНЩ ЛПФПТЩИ УПЧРБДБАФ МЙЫШ ЮБУФЙЮОП.
уФХДЕОФ (б)
уРПТФУНЕО (ч)

уХЭЕУФЧХАФ УРПТФУНЕОЩ, ОЕ СЧМСАЭЙЕУС УФХДЕОФБНЙ. еУФШ УФХДЕОФЩ ОЕ ЪБОЙНБАЭЙЕУС УРПТФПН, ОП ЙНЕАФУС УРПТФУНЕОЩ ПДОПЧТЕНЕООП СЧМСАЭЙЕУС УФХДЕОФБНЙ

3) рпдюйоеойе. ч ПФОПЫЕОЙЙ РПДЮЙОЕОЙС ОБИПДСФУС ФБЛЙЕ РПОСФЙС, ПВЯЕН ПДОПЗП ЙЪ ЛПФПТЩИ РПМОПУФША ЧИПДЙФ Ч ПВЯЕН ДТХЗПЗП (РТЙ ЬФПН РПОСФЙЕ У ВПМШЫЙН ПВЯЕНПН (ТПДПЧПЕ) ОБЪЩЧБЕФУС РПДЮЙОСАЭЙН, РПОСФЙЕ У НЕОШЫЙН ПВЯЕНПН (ЧЙДПЧПЕ) — РПДЮЙОЕООЩН).
юЕМПЧЕЛ (б)
уФХДЕОФ (ч)

1) упрпдюйоеойе. ч ПФОПЫЕОЙЙ УПРПДЮЙОЕОЙС ОБИПДСФУС ДЧБ ЙМЙ ВПМЕЕ ОЕРЕТЕУЕЛБАЭЙИУС РПОСФЙК, РТЙОБДМЕЦБЭЙИ ПВЭЕНХ ТПДПЧПНХ РПОСФЙА.
дЕТЕЧШС (б)
уПУОБ (ч)
вЕТЕЪБ (у)

2) ртпфйчпрпмпцопуфш. ч ПФОПЫЕОЙЙ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОБИПДСФУС РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ СЧМСАФУС ЧЙДБНЙ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ТПДБ, РТЙ ЬФПН ПДОП ЙЪ ОЙИ УПДЕТЦЙФ ЛБЛЙЕ-ФП РТЙЪОБЛЙ, Б ДТХЗПЕ ЬФЙ РТЙЪОБЛЙ ПФТЙГБЕФ Й ЪБНЕОСЕФ РТПФЙЧПРПМПЦОЩНЙ РТЙЪОБЛБНЙ (ПВЯЕНЩ РПОСФЙК б Й ч Ч ПВЯЕНЕ ТПДПЧПЗП РПОСФЙС ЪБОЙНБАФ ОБЙВПМЕЕ ХДБМЕООЩЕ ЮБУФЙ).
гЧЕФ (б)
юЕТОЩК (ч)
вЕМЩК (у)

ч УХННЕ ПВЯЕНЩ РТПФЙЧПРПМПЦОЩИ РПОСФЙК ОЕ ЙУЮЕТРЩЧБАФ ПВЯЕН ТПДПЧПЗП РПОСФЙС. ьФЙ РПОСФЙС НПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ЛБЛ УПРПДЮЙОЕООЩЕ.

3) ртпфйчптеюйе. ч ПФОПЫЕОЙЙ РТПФЙЧПТЕЮЙС ОБИПДСФУС ФБЛЙЕ ДЧБ РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ СЧМСАФУС ЧЙДБНЙ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ ТПДБ, РТЙ ЬФПН ПДОП РПОСФЙЕ ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ОЕЛПФПТЩЕ РТЙЪОБЛЙ, Б ДТХЗПЕ ЬФЙ РТЙЪОБЛЙ ПФТЙГБЕФ, ОЕ ЪБНЕОСС ЙИ ОЙЛБЛЙНЙ ДТХЗЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ
чЙОПЧОЩК (б)
оЕЧЙОПЧОЩК (ОЕ-б)
(ЪДЕУШ ТПДПЧПЕ РПОСФЙЕ — «ЮЕМПЧЕЛ»)

Источник

Глава III. Содержание и объём понятий

Признаки понятий. Понятия в психологии получаются из сравнений сходных представлений. Представления в свою очередь складываются из отдельных элементов. Составные элементы представления или понятия принято называть признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отличается от другого. Например, признаками золота мы считаем «металл», «драгоценный», «имеющий определённый удельный вес» и т.п. Это всё то, чем золото отличается от других вещей, от не-металлов, от недрагоценных металлов и т.п.

Не все признаки нужно считать равноценными. Каждое понятие имеет множество различных признаков, но при мышлении о нём мы прежде всего по преимуществу мыслим только известные признаки. Эти признаки являются как бы основными, около которых группируются другие признаки. Первые признаки называются существенными, или основными, а остальные – второстепенными. Основные признаки – это такие признаки, без которых мы не можем мыслить известного понятия и которые излагают природу предмета. Например, для ромба существенным является тот признак, что он есть четырёхугольник с параллельными и равными сторонами и т.п.; несущественным для понятия ромба является тот признак, что он имеет ту или другую величину сторон, ту или другую величину углов.

Признаки понятий со времени Аристотеля принято делить на следующие 5 классов:

1. Родовой признак. Если мы скажем, что химия есть наука, то наука будет родовым признаком для понятия «химия»; в числе других признаков, присущих понятию «химия», есть и признак «наука»; этот признак отличает химию от всего, что не есть наука. Род (genus) или родовой признак есть понятие класса, в который мы вводим другое рассматриваемое нами понятие.

Читайте также:  Солярный знак символ земли

2. Видовое различие. Если мы скажем, что химия есть наука, занимающаяся изучением строения вещества, то прибавление признака – «занимающаяся изучением строения вещества» будет служить для обозначения того, чем эта наука отличается от других наук. Такой признак, который служит для того, чтобы выделять понятие из ряда ему подобных понятий, называется видовым различием (differentia specifica). Возьмём понятия «моряк русский», «моряк французский», «моряк английский». В этом случае «русский», «французский», «английский» есть видовое различие; оно служит для того, чтобы выделить моряка одной нации от моряков всех прочих наций.

3. Вид (species). Если к родовому признаку присоединить видовое различие, то получится вид. Например, «здание для склада оружия» – арсенал; «здание для склада хлеба» – амбар. В этом случае «здание» есть род, «для хранения оружия» есть видовое различие; присоединение к роду видового различия даёт вид «арсенал». Присоединение к понятию «здание» видового признака «служащее для хранения хлеба» даёт вид «амбар». Вид может быть признаком, потому что его можно приписать понятию. Например, «эта наука есть химия».

4. Собственный признак (proprium). Собственный признак – это такой признак, который присущ всем вещам данного класса, который не содержится в числе существенных признаков, но который может быть выведен из них. Например, существенным признаком человека является его «разумность». Из этого свойства вытекает его способность владеть речью. Этот последний признак есть собственный признак. Основной признак треугольника – это прямолинейная плоская фигура с тремя сторонами. Что же касается того признака треугольника, что сумма углов его равняется двум прямым, то это есть его собственный признак, потому что вытекает или выводится из основных признаков. Мы этого признака не мыслим, когда думаем о треугольнике, поэтому он является выводным.

5. Несобственный признак (accidens). Несобственный признак – это такой признак, который не может быть выведен из существенного признака, хотя и может быть присущ всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens. Если бы чёрный цвет ворона был выводим из основных свойств его, то он мог бы быть назван proprium, но он не выводим, так как мы не знаем, по какой причине вороны имеют чёрный цвет перьев. Он есть, следовательно, accidens.

Несобственные признаки делятся на две группы: на неотделимые несобственные признаки (accidens inseparabile) и отделимые несобственные признаки (accidens separabile). Последние суть те признаки, которые присущи только некоторым вещам того или другого класса, но не всем, а первые присущи всем вещам данного класса. Например, чёрный цвет ворона есть accidens inseparabile. Чёрный цвет волос для человека есть accidens separabile, потому что есть люди, которые не имеют чёрного цвета волос. По отношению к отдельным индивидуумам несобственный признак также может быть отделимым и неотделимым. Отделимые – это такие признаки, которые одно время имеются налицо, а в другое время не имеются. Например, Бальфур – первый министр Англии. Через некоторое время он может не быть первым министром. Это есть признак отделимый. «Лев Толстой родился в Ясной Поляне». В этом предложении признак «родился в Ясной Поляне» есть неотделимый признак.

Содержание и объём понятий. Понятия могут быть рассматриваемы с точки зрения содержания и объёма.

Содержание понятия – это то, что мыслится в понятии. Например, в понятии «сахар» мыслятся признаки: сладкий, белый, шероховатый, имеющий тяжесть и т.д.; эти признаки в совокупности и составляют содержание понятия «сахар». Содержание понятия, другими словами, есть сумма признаков его; поэтому каждое понятие можно разложить на ряд присущих ему признаков. Содержание понятия может быть весьма изменчивым в зависимости от принятой точки зрения, от размера знания и т.п. Например, в понятии «сахар» химик мыслит одно содержание, а нехимик – другое.

Объём понятия есть то, что мыслится посредством понятия, т.е. объём понятия есть сумма тех классов, групп, родов, видов и т.п., к которым данное понятие может быть приложено. Например, объём понятия «животное»: птица, рыба, насекомое, человек и т.д.; объём понятия «элемент»: кислород, водород, углерод, азот и т.д.; объём понятия «четырёхугольник»: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.

Таким образом, различие между объёмом понятия и содержанием понятия сводится к следующему: объём понятия означает ту совокупность предметов, к которым должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.

Для более ясного представления объёма понятий и отношения объёмов существует особый приём, называемый «логической символикой».

На рис. 1 большой круг символизирует собой понятие «элемент», а меньшие круги, в нём находящиеся, символизируют понятия, входящие в его объём. Если мы изображаем какой-нибудь круг внутри другого круга, то мы этим символизируем, что объём одного понятия входит в объём другого.

Из рис. 2 видно, что понятие «дерево» содержит в своём объёме понятия «дуб», «ель» и т.п. Отдельные точки в круге «ель» символизируют индивидуальные, или единичные, ели.

Читайте также:  Земли отчуждения железных дорог

Понятие с большим объёмом называется родом по отношению к тому понятию с меньшим объёмом, которое входит в его объём. Понятие с меньшим объёмом в этом случае называется видом. Понятия с большим объёмом можно назвать также понятиями более широкими или более общими.

Любой вид может сделаться родом. Например, понятие «пальма» относится к понятию «дерево», как вид к роду, но в свою очередь оно относится уже как род к своим видам – «пальма кокосовая», «пальма фиговая» и т.д. Вообще более общее понятие есть род для менее общего понятия; более общее понятие представляет собой родовое понятие для менее общего, менее общее само становится родом для ещё менее общего и т.д., пока мы не придём к такому понятию, которое уже не может в своём объёме содержать какие-либо другие виды, а может подразделяться только на отдельные индивидуумы.

Следует упомянуть о попытке греческого философа Порфирия (233–304) при помощи схемы облегчить понимание отношения между охватывающими друг друга понятиями, т.е. понятиями, из которых одно входит в объём другого. Эта схема называется «деревом Порфирия». В понятие «бытия» (т.е. того, что вообще существует) входит понятие «телесного бытия» и «бестелесного бытия». Тело содержит в своём объёме одушевлённое тело, или организм, и неодушевлённое тело. Понятие «организм» содержит в своём объёме чувствующие и нечувствующие организмы (растения). Чувствующие организмы содержат в своём объёме разумные и неразумные существа и т.д. (рис. 3).

Бытие есть высший род, который уже не может быть видом для другого рода. Такой род называется summum genus; человек – это низший вид. В его объём уже не входят понятия с меньшим объёмом, а входят только отдельные индивидуумы. Такое понятие называется infima species (самый низший вид). Ближайший высший класс (или род) того или другого вида называется proximum genus (ближайший род). Отношение между более широкими и узкими понятиями можно изобразить и иначе, именно, поместив круги, служащие для обозначения понятий с меньшим объёмом, внутри кругов, служащих для обозначения понятий с большим объёмом (рис. 3а).

Ограничение и обобщение. Процесс образования менее общих понятий из более общих называется ограничением (determinatio). Для образования менее общего понятия мы должны к более общему прибавить несколько признаков, благодаря чему понятие уясняется (determinatur). Например, чтобы из понятия «дерево» получить менее общее понятие «пальма», надо к признакам дерева прибавить специальные признаки пальмы: вид её листьев, прямизну ствола и т.д. Обратный процесс образования более общего понятия из менее общего, при котором, наоборот, некоторое количество признаков от данного понятия отнимается, называется обобщением (generalisatio).

Род образуется из видов при помощи процесса обобщения, и, наоборот, виды образуются из родов при помощи процесса ограничения. Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы:

Предположим, что у нас есть понятие A (наука). Из него при помощи видового различия a мы можем образовать вид Aa (математика); прибавив к понятию Aa видовое различие b (определение пространственных отношений), получим геометрию Aab. Прибавив к этому виду признак c (определение пространственных отношений на плоскости), получим планиметрию Aabc.

Обратный процесс – получение более общих понятий путём отбрасывания отдельных признаков – будет называться обобщением. И тот и другой процесс можно изобразить при помощи следующей схемы, в которой стрелки показывают или нисхождение от более общих понятий к менее общим или, наоборот, восхождение от менее общих к более общим понятиям.

Отношение между объёмом и содержанием понятия. Для того чтобы ответить на вопрос, какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия, возьмём какой-нибудь пример. Объём понятия «человек» обширнее, чем, например, объём понятия «негр». Употребляя понятие «человек», мы думаем обо всех людях, мы думаем о людях, живущих во всех пяти частях света, между прочим и в Африке. Употребляя понятие «негр», мы думаем только о тех людях, которые живут в Африке. Но о содержании этих двух понятий следует сказать как раз наоборот: содержание понятия «негр» будет обширнее содержания понятия «человек». Когда мы говорим о негре, то мы можем найти в нём все признаки понятия «человек» плюс ещё некоторые особенные признаки, как-то: чёрный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы и т.п.

Итак, по мере увеличения содержания понятия уменьшается его объём, и наоборот.

Вопросы для повторения

Что такое признаки понятий? Какие признаки понятий мы отличаем? Что такое родовой признак? Что такое видовое различие? Что такое вид? Что такое собственный признак? Что такое несобственный признак? Что такое содержание понятия? Что такое объём понятия? Что такое summum genus? Что такое infima species? Что такое обобщение? Что такое ограничение? Какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия?

Источник: Учебник логики (для гимназий и самообразования). — 2-е изд. — Киев ; Одесса: И.А. Розов, 1906 (Киев). — [2], IV, II, 177 с.

Источник

Adblock
detector