Меню

Составление схемы взаимодействия оболочек земли 6 класс практическая работа

Взаимодействие земных оболочек.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Урок географии в 6 классе по ФГОС.В технологической карте отражены все этапы современного урока.Рабочий лист содержит материал для самостоятельной работы шестиклассников, для поэтапной самооценки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. ФГОС.

учитель географии: Руденко Лилия Демидовна

«Дрофа» География.6 класс; П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015

« Взаимодействие земных оболочек»

урок усвоения новых знаний

презентация, рабочие листы, интерактивная доска, заготовки для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска

Актуальность использования средств ИКТ

использование средств ИКТ помогает наглядно, доходчиво, современно объяснить и оценить результаты усвоения темы учащимися.

создать условия для формирования умений анализировать источники географической информации; способствовать формированию представлений о взаимосвязях земных оболочек.

проверить и оценить знания учащихся по теме;

научить определять взаимосвязи;

показать значение знаний о взаимосвязях земных оболочек

формировать умения работать с источниками географической информации;

формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами.

формировать критическое мышление

развивать логическое мышление

развивать интерес к предмету, понимание значимости географических знаний для реальной жизни.

развивать наблюдательность, умение внимательно слушать;

развивать аналитико-синтетические способности учащихся для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;

развивать пространственное мышление.

формирование чувства гордости и любви к родной природе;

формирование географического сознания учащихся;

воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

практический, поисковый, эвристическая беседа, иллюстративный, критического мышления

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, групповая, фронтальная

Планируемые образовательные результаты

использовать приобретённые знания и умения для определения взаимосвязей;

формирование научного мировоззрения на основе географических знаний;

знать : понятия: «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», биосфера», «ноосфера»; продукты обмена оболочек;

определять и объяснять взаимосвязи и взаимовлияние земных оболочек, влияние геосфер на биосферу;

уметь составлять схемы, отображающие процессы; определять причинно – следственные связи, составлять логические цепочки;

сравнивать : воздействие оболочек на биосферу

уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

представлять текстовую информацию в виде схемы;

располагать в логической последовательности слова;

уметь вести групповой поиск, анализировать

уметь осмысливать информацию;

уметь организовывать учебное сотрудничество в паре со сверстниками, с учителем;

формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

умение анализировать и интерпретировать информацию в соответствии с поставленной задачей;

владеть практическими навыками работы с текстом;

формирование географической культуры;

понимание значимости географических знаний в реальной жизни людей;

осознание необходимость изучения географии;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе учебной деятельности;

умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Формы организации взаимодействия на уроке

Приветствие. Создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу. ( слайд 1 )

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Улыбнитесь. Надеюсь, вы на уроке будете так же активны.

Мы с вами продолжаем путешествие по земным оболочкам, но, чтобы его продолжить, необходимо проверить, что вы усвоили по изучаемой теме.

Настраиваются на восприятие материала урока.

Педагог создает положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

Положительная мотивация к учебной деятельности

Организует контроль знаний по теме.

— Подпишите свои рабочие листы. ( Приложение I)

1.Наибольшая концентрация организмов характерна для:

2.Условия существования организмов не зависят от:

а. температуры и влажности;

в. от преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности — это:

б. изменение соотношения тепла и влажности;

4. Самая холодная природная зона:

5. высотная поясность проявляется:

Самопроверка, самооценка (в рабочих листах) по критериям ( слайд 2 )

Умение акцентировать внимание, готовность к усвоению знаний;

осознание значимости географических знаний; умение объяснять географические понятия; умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

навыки самооценки по критериям.

Мотивирует на целеполагание.

— Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы — за 2 тыс. лет, углекислый газ — за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры.

— Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема нашего урока

— Опираясь на тему урока, определить цель урока.

— Запишите цель в рабочих листах.

— Живые организмы относятся к какой геосфере?

— Вода, которую они пропускают через себя за 2 млн. лет, относится к какой сфере?

Кислород и углекислый газ, которые живые организмы пропускают через себя – компоненты какой оболочки?

Живые организмы, отмирая, образуют….

Сформулируйте основные задачи урока «Как …», «Какими …»

Мотивирует к активной познавательной деятельности

— Задача учащихся — составить логическую цепочку из слов и составить развернутый ответ .

Высказывают предположения, аргументируют. С помощью учителя определяют тему, формулируют цели и задачи урока.

Цель : изучить взаимодействие земных оболочек.

— как взаимодействуют земные оболочки;

— какими веществами обмениваются;

— как земные оболочки влияют на биосферу

Оценивают свое участие в постановке цели.

Составляют логическую цепочку.

тепло, влажность, растения, кислород, углекислый газ, животные

Индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

  • Умение концентрировать внимание, ставить учебную задачу, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью; оценивать свою деятельность.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, коммуникативные навыки.

Руки согнули, кисти встряхнули –

В стороны руки, плавно помашем –

Как они тихо садятся, покажем –

Выполняют физические упражнения

IV. Первичное усвоение новых знаний

Организация работы с информационными листами.

На ваших столах лежат информационные листы ( Приложение II ) Прочитайте, пожалуйста, проанализируйте полученную информацию.

Найдите ответы на вопросы.

Читают, анализируют, находят ответы на вопросы, размещенные после текста.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать, читать; участвовать в совместной деятельности; организовывать сотрудничество, работать в группе; использовать речевые средства для выражения мыслей; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

V. Первичная проверка новых знаний

Организация первичной проверки усвоения новых знаний.

В рабочем листе, с помощью стрелок составить схему, отражающую взаимосвязи земных оболочек и их обмене веществами.

Выполняют задания. Чертят схему.

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, применять знания на практике; осознание необходимости изучения данной темы;

сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми.

Организует первичное закрепление знаний.

Составляют логическую цепочку.

Умение применять знания на практике.

Оценивают выполнение задач. Подводят итоги. Самооценка достигнутых результатов.

I.Написать мини- рассуждение:

1.«Человек – царь природы» или

2.«Человек – не царь природы» — «5»

II. Составить 5 вопросов по данной теме, которые можно применить к ситуации «человек — природа» — «4»

III.Подобрать примеры влияния человека на природу — «3»

Выбирают задание в соответствии со своим уровнем знаний.

Анализируют свою учебную деятельность

Ученика (цы) 6 А класса. Фамилия. Имя _________________________________

1 этап: « Ответь на вопросы»

1.Наибольшая концентрация организмов характерна для:

а. атмосферы б. гидросферы в. литосферы г. биосферы

2.Условия существования организмов не зависят от:

а. температуры и влажности; б. от светового режима; в. от преобладающих видов облаков.

3. Главная причина зональности — это:

а. изменение влажности; б. изменение соотношения тепла и влажности; в. изменение влажности

4. Самая холодная природная зона:

а. тайга; б. тундра; в. антарктическая пустыня

5. Высотная поясность проявляется:

а. в горах; б. на равнинах; г. в Мировом океане.

Ответы: 1___; 2___; 3_____; 4_____; 5_____

2 этап: «Определи цель урока»

Поставил цель самостоятельно – 2б.

3. Составить схему: «Взаимодействие оболочек»

С помощью стрелок, указать взаимодействие земных оболочек. На стрелках указать вещества, которыми они обмениваются.

-Правильно составленная схема – 4 б

— С незначительными ошибками (не все продукты обмена указаны – 3 б

— С ошибками (не все стрелки или продукты обмена подписаны)– 2 б.

Стрелками обозначены взаимосвязи – 1б.

Сегодня урок географии: Я ученик Я узнал.

– легкий – трудный; – старательный – ленивый; Я запомнил.

– интересный – скучный; – внимательный – невнимательный; Я повторил.

– полезный – ненужный. – урок усвоил – не усвоил. Я удивился …

Взаимодействие земных оболочек.

Атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера – оболочки земного шара. Земные оболочки взаимно проникают друг в друга и обмениваются веществами . В воздухе и воде, например, содержатся твердые частицы, попадающие в атмосферу и гидросферу при извержении вулканов или захватываемые с земной поверхности ветрами и водами. В литосфере, в свою очередь, присутствуют воздух и вода.
Воздух является необходимым условием для жизнедеятельности всех организмов. Растения, поглощая углекислый газ, производят органические вещества и выделяют кислород, который необходим для дыхания животных. Животные поглощают кислород, выделяют углекислый газ.

Живые организмы подвергают земные оболочки сложным изменениям. Они поглощают и накапливают не только кислород, но и углерод, азот, водород, фосфор, серу, йод, железо и другие элементы.

На местах массовой гибели животных и растений обнаруживается отложения мела, известняка, нефти, угля и других горных пород. Животные и растения участвуют в процессе выветривания (разрушения) горных пород.

Атмосфера нагревается от земной поверхности. Ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф.

Пыль и другие мелкие частицы, поднимающиеся с земной поверхности, влияют на прозрачность воздуха и на прогревание верхнего слоя земной поверхности. Вокруг поднявшихся в воздух мелких частиц сгущаются водяные пары, образуются облака и т. д.

Все процессы, происходящие в живых организмах, невозможны без наличия воды. Вместе с тем живые существа также влияют на водную оболочку Земли. Если бы в океане не обитали существа, использующие кальций для строительства раковин , солевой состав океана был бы совершенно иным.

Благодаря кругообороту воды в природе происходит постоянная связь биосферы с атмосферой, гидросферой и литосферой.

В результате взаимодействия и взаимовлияния оболочек сформировалась особая оболочка Земли — географическая оболочка . В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

Найдите ответы на вопросы (устно)

Как взаимодействуют земные оболочки?

Какими веществами обмениваются атмосфера и гидросфера? атмосфера и литосфера?

Какими веществами обмениваются гидросфера и литосфера? гидросфера и биосфера?
Какими веществами обмениваются биосфера и литосфера?

Источник

Разработка урока по теме: «Взаимосвязь земных оболочек» (география. 6-й класс)

Тип урока: Совершенствование знаний, умений, навыков (Шамова Т.И.).

Цель: формирование устойчивого представления о взаимосвязи земных оболочек.

Задачи:

    Совершенствовать у обучающихся знания о взаимосвязи земных оболочек.
  1. Развивать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы).
  2. Формировать познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.
  3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

На уроке используются методы:

    по характеру представления информации — словесный, наглядный, практический;
  • по характеру освоения знаний, способу учебной деятельности — частично-поисковый.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

На уроках используется: проба воды, карта «Кемеровской области», атлас, мультимедиа (компьютерная презентация урока), рабочий лист урока, рекомендации к выполнению практической работы.

Предполагаемый результат:

  • сформированное представление у обучающихся о взаимосвязях земных оболочек;
  • умение определять свойства воды с помощью методики (Алексеев);
  • умение сравнивать и делать выводы.

Структура урока

  • 1 этап — организационный.
  • 2 этап — постановка цели урока.
  • 3 этап — практическая работа.
  • 4 этап — обобщение полученных знаний и формирование вывода.
  • 5 этап — подведение итогов.

Практическая работа. Определение свойств воды

  • Осадок в воде.
  • Мутность воды.
  • Подкисление воды.
  • Характеризуется по величине

    1 Нет осадка 0 б.
    2 Незначительный 1 б.
    3 Заметный 2 б.
    4 Большой (5-8 мм.) 3 б.

    Для определения мутности.

    1. Взболтайте воду в пробирке.
    2. Определите мутность по величине.
    3. Выразите в баллах.
    4. Результаты занесите в таблицу (см. рабочий лист).

    Характеризуется по величине

    1 Очень прозрачная 0 б.
    2 Прозрачная 1 б.
    3 Слабо прозрачная (слегка мутная) 2 б.
    4 Сильно мутная 3 б.

    Тема: Взаимосвязь земных оболочек.

    Цель: Формирование представления о взаимосвязях земных оболочек.

    Задачи:

  • расширить знания о взаимосвязи оболочек земли;
  • развивать интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы);
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • прививать интерес к родному краю.
  • Оборудование: ученические атласы «Кемеровской области»:

    • карта Кемеровской области;
    • самоклеящиеся ленточки;
    • кроссворд;
    • плакат «Взаимосвязь оболочек Земли», «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», «биосфера»;
    • цветные мелки, клеящая лента;
    • таблица «свойства воды»;
    • картинки: «овраг, террасы», «посадки», «водоем с растительностью», «выветривание», «промышленные круги трубы — дым», «раскопанные территории», «добыча полезных ископаемых»;
    • скотч;
    • значок «умника», жетон;
    • подарочные календарики.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Добрый день, юные кемеровчане! Меня зовут Елена Владимировна, а из какого города я, вам предстоит определить, ответив на вопросы.

    Кроссворд

  • Какой город расположен между двух рек и гор?
  • Центральный город Кемеровской области?
  • В каком городе находится кузнецкая крепость, единственная в?
  • Город расположенный на северо-западе Кемеровской области?
  • Найдите и обозначьте города на карте. Оцените правильность ответов(+, — ) в листе самооценки.

    Что объединяет эти города? (Города Кемеровской области). А ещё что связывает эти города? (Река Томь). Река Томь — основная водная магистраль области.

    II. Постановка цели урока

    Река — это часть какой оболочки земли? А еще какие оболочки земли вы знаете? (Гидросфера, атмосфера биосфера, литосфера).

    (Таблички с названиями оболочек, вывешиваю на доску.)

    Существует ли взаимосвязь между оболочками?

    Тема: Взаимосвязь оболочек земли.

    Цель: Определение взаимосвязей между оболочками земли.

    Предлагаю попробовать установить взаимосвязь, исследуя одну оболочку Земли — гидросферу.

    Существует такое предположение, что если оболочки земли взаимосвязаны и взаимодействуют, то в одной из оболочек должны присутствовать частицы или результаты деятельности других оболочек.

    Есть проба воды. Пользуясь методикой, определите свойства воды. Прочитайте, как это можно сделать?

    III. Практическая работа

    Чтение инструктивной карточки, фиксация результатов в листе самоконтроля.

    Почему в воде есть взвесь (осадок)? Как появились эти частицы? (Вымывание осадочных пород, образование мезоформ в рельефе, овраги, балки, террасы, старицы).

    Взаимосвязь каких двух оболочек этим доказывается? (Гидросферы и литосферы). На схеме обозначить стрелкой.

    Мутность воды.

    Сточные воды (с промышленных предприятий. Человек).

    Взаимосвязь каких оболочек? (Гидросферы и биосферы).

    Фиксация на доске, на схеме стрелками.

    Наличие кислоты.

  • Подкисление водоёмов (кислотные дожди).
  • Круговорот воды в природе.
  • Взаимосвязь каких оболочек вы ещё можете доказать? (Фиксация на схеме стрелкой, иллюстрация).

    Давайте вернемся к предположению, которое мы доказывали, делая практическую работу. Считаете ли вы, что взаимосвязь доказана?

    И я скажу вам больше, что в результате воздействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы, образовали единую оболочку, названную географической.

    Но это тема следующего урока.

    IV. Подведение итогов урока

    Предлагаю определить уровень своих достижений по пятибалльной шкале и записать на листке.

    За активную работу давайте наградим друг друга аплодисментами.

    В намять о нашей встрече я хочу подарить календарь с видом моего города.

    Источник

    Читайте также:  Над высоким берегом дуная над великой галицкой землей