Меню

Стихотворение сакена сейфуллина родная земля

Стихотворение сакена сейфуллина родная земля

Кремлёвские звёзды

С.Михалков
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Родная земля

С. Сейфуллин
С тобой я по-сыновьи откровенен,
Вскормила ты меня для доброты.
Ты крылья мне дала для вдохновенья,
И путь к вершинам указала ты.
Не в широте степей твое величье,
Ты мне близка иною красотой:
Как образ матери
Нам дорог и привычен
Так дорог и привычен образ твой
Земля моя!
В зеленом летнем платье,
Ты ловишь солнце будущего дня
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!

К. Симонов
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Лучше нет родного края
П. Воронько
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
*********************************

С. Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

Глаза голубые земли.
М.Алимбаев

Глаза голубые земли —
Так мы называем озера.
Здесь детские годы прошли
В степном приозерном просторе.
Купался я, рыбу ловил,
В траве беззаботно валялся,
А озеро просто любил
И даже понять не старался,
Каким оно в детство вошло
Каким оно помнится чаще.
Весенней лазурью цвело,
Все небо вобрав в свою чашу.
Когда же над степью моей
Свой занавес ночь опускала,
Как люстра в сто тысяч свечей,
Улыбками звезд ты сияло.
Негромкая песня моя,
С какой прозвучала б ты силой,
Когда бы родные края,
Как озеро то, отразила!

За мир, за детей.
Е.Трутнева
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Моя маленькая Родина
Е. Арсенина
Тихая улица посреди села,
Домик деревянный, рядом тополя.
Два куста сирени,
Вишня под окном.
Здесь провел я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Два куста сирени,
Вишню под окном
И друзей-товарищей
В том селе родном…
Все, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

Земля-планета

Я. Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Источник

О. Сулейменов. Казахстан. С. Сейфуллин. Родная земля.

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

Тема урока: О. Сулейменов. Казахстан. С. Сейфуллин. Родная земля.

Цель урока: познакомить с произведениями О. Сулейменова, С. Сейфуллина, закрепить умение работать с поэтическим текстом, отвечать на вопросы.

Образовательная : Отрабатывать способы чтения (плавное, слоговое, целыми словами), совершенствовать правильное и выразительное чтение; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма; отрабатывать дикцию; отрабатывать навыки чтения: осознанность, беглость, выразительность.

Развивающая : Развивать уважение к героическим подвигам, развивать внимание, наблюдательность, взаимопонимание, воображение;

Воспитательная: Воспитывать любовь к родной земле.

предметные: знать казахстанских поэтов О. Сулейменова, С. Сейфуллина, их произведения; уметь самостоятельно осваивать тематическое и идейное содержание изучаемого произведения;

личностные: проявлять любовь и уважение к своей родине;

системно-деятельностные: применять собственную позицию в об­суждении проблемного содержания текста.

Тип урока: урок углубленной работы с биографией автора и с текстом.

Материальное обеспечение урока: портреты и выставка книг О. Су­лейменова, С. Сейфуллина, карта Казахстана, видеофильмы «Байконур», Семипалатинский ядерный полигон, фильм «О. Сулейменов — поэт, уче­ный, дипломат».

Межпредметные связи: познание мира.

2. 5- минутное жужжащее чтение.

1) произносить громко (тихо, шепотом)

Ло – ло – ло — вновь на улице тепло.

Ли – ли – ли — прилетели журавли.

2) Правильно произноси звуки:

[ШН] [Ш] [Щ] скучно что счастье скучный счёт Скворечник конечно

3) Отработка дикции (умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками).

Маланья – болтунья, болтала, что 33 корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали.

Болтала – болтала, болтала – болтала, да так всего не выболтала.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Мы продолжим изучение темы «Родные просторы» и прочитаем сти­хи о казахстанской земле. Но содержание и идея новых стихотворений бу­дут отличаться от тех произведений, которые мы уже читали.

Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеофильма «Байконур», карты Казахстана.

Актуализация опорных знаний.

— Мы познакомились с произведениями о родной земле, о степи, ее
просторах. Нам предстоят новые встречи с произведениями о Родине из­вестных поэтов и писателей.

— Сегодня мы прочитаем и проанализируем отрывок из стихотворения поэта О. Сулейменова «Дикое поле». Но прежде мы познакомимся с самим автором.

Рассказ учителя или просмотр слайда «О. Сулейменов. Поэт, ученый, дипломат».

Олжас Омарович Сулейменов родился в 1936 году в Алма-Ате. После школы избрал трудную и романтическую профессию — поступил на гео­логический факультет Казахского государственного университета. Работал геологом. Писал стихи. Поступил в Литературный институт им. М. Горько­го в Москве и посвятил себя поэзии. Первая книга стихов и поэм «Аргама­ки» вышла в 1961 году. В этом же году была опубликована его поэма «Зем­ля, поклонись Человеку!», которая принесла поэту мировую известность.

Особой заслугой Олжаса Сулейменова как общественного деятеля, по­литика является создание движения «Невада — Семей», которое за короткое премя добилось установления моратория на взрывы на Семипалатинском полигоне. 28 августа 1991 года Президент Казахстана Н. Назарбаев под­писал указ о закрытии полигона. В 1995 году Сулейменов принял предло­жение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатиче­скую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана к Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте.

С 2002 года и по настоящее время Сулейменов — постоянный пред­ставитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж). Занимаясь обширной государ­ственной и общественной деятельностью, Олжас Сулейменов никогда не мбывал, что он прежде всего поэт, писатель. Творческая работа — посто­янная спутница его жизни. Олжас — известный во всем мире автор многих книг, вышедших на разных языках. Будучи казахом, он пишет на русском языке, оставаясь, несомненно, поэтом казахским. Он искренне, нежно лю­бит свой народ, свою страну. Но он еще предан всему человечеству, он большой патриот Земли:

Патриот — человек преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Есть большое слово — ЗЕМЛЯ.

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Чтение отрывка «Казахстан».

а) чтение учителя (образцовое);

Космодром — комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

Гектар — мера площади, шириной и длиной 100 метров.

Суховей — сухой горячий ветер.

в) чтение отрывка учащимися.

2. Работа над заданиями учебника.
Продолжение изучения темы урока.

1. Рассказ учителя о Сакене Сейфуллине.

Сакен (Садуакас) Сейфуллин родился в 1894 году на зимовке Ка-
рашилик бывшего Анадырского района в окрестности Жезказгана; осно­
воположник казахской литературы, государственный деятель. Учился в рус­
ско-казахской школе в Нилды, начальной приходской школе в Акмоле, в
учительской семинарии в Омске. Первый сборник стихотворений С. Сей
фуллин выпустил в 1914 году в Казани под названием «Эткен кундер»
(«Пройденные дни»). Он был одним из руководителей общества «Бирлик»,
организованного казахской молодежью в Омске.

— Подберите близкие по значению слова к слову «Родина».
(Отечество, Отчизна, родной край, родная земля.)

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

«Родная земля» — так называется стихотворение казахского поэта Сакена Сейфуллина, большого патриота своей страны. Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?

Какое впечатление на вас производит его портрет? (Красивый чело­век, открытый взгляд, мужественное лицо.)

б) учащиеся читают по учебнику про себя.

4. Беседа по стихотворению.

— К кому обращается герой стихотворения?

— К родной земле как к матери.

Что подтверждает это мнение? «С тобой я по-сыновьи откровенен».

— Как вы поняли выражение «Ты крылья мне дала для вдохновенья,

И путь к вершинам указала ты»?

(Родная земля помогает поэту писать прекрасные стихи, добиваться успехов в своем творчестве.)

— За что любит поэт родную землю?

(Родная земля широка и прекрасна, но поэт в образе героя любит так, как любят родную мать такой, какая она есть.)

«Земля моя! В зеленом летнем платье ты ловишь солнце будущего дни!» Что имел в виду поэт?

(Поэт верит в прекрасное будущее родной земли. Зеленый цвет — это цист надежды и процветания.)

— Что для поэта счастье? — В трудные моменты жизни и в счастливые дни родная земля всегда рядом, как родной и близкий человек. Обратить внимание на обращение «родимая»!

5. Работа с заданиями учебника.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Что вы узнали о жизни, творчестве и общественной деятельности (Сейфуллина и О. Сулейменова?

Какие факты из жизни поэтов доказывают, что они «искренне, неж­но Любят свой народ, свою страну»?

— На доске пословицы. Подберите пословицы, которые подходят к стихотворениям «Казахстан» и «Родная земля».

Жить — значит Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

— Читая стихи, проникнутые любовью к родной земле, начинаешь по новому, с трепетом, с гордостью относится к родине, близким и незнакомым людям. И хотя написаны стихи намного лет раньше, актуальными остаются и в наши дни.

Дерево чувств. Учащиеся прикрепляют на изображение дерева листок определенного цвета (оранжевый — радостное, фиолетовый — тревожное, синий — грустное).

Источник

Читайте также:  Как найти медный кабель под землей без напряжения