Меню

Строение земли движение земной коры цели урока

Урок по теме «Движения земной коры»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок№ 28 Дата: 12.04.2018 Класс: 5-А

Тема: «Движение земной коры (2)»

Тип урока: комбинированный

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Цель: Сформировать понятие «вулкан»; выявить закономерности распространения вулканизма; объяснить необходимость обеспечения безопасности населения

Личностные: осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами, происходящими в ней

Познавательные: выделять главное, участвовать в совместной деятельности; развитие интеллектуальных способностей.

Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, ставить цели; выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Предметные: знать строение вулкана, их виды; уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами; объяснять причины возникновения вулканов; приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий; определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, контурная карта.

2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

4. Закрепление пройденного материала.

5. Рефлексия и выставление оценок.

  1. Организационный момент (1 мин) Приветствовать учеников, настроить на плодотворную работу
  2. Проверка домашнего задания (5 мин)
  1. Какие виды движений земной коры вы знаете? Приведите примеры.
  2. Почему происходят землетрясения?
  3. Что такое землетрясение? Объясните схему землетрясения (очаг, эпицентр)
  4. Покажите на карте районы распространения землетрясений.
  5. Как предсказывают землетрясения?
  1. Изучение нового материала (30 мин)

Для того, чтобы дети определили тему урока, один из учащихся зачитывает легенду о том, как появились вулканы на Камчатке. (Дети говорят, что тема урока будет связана с вулканами).

Учитель: Правильно, а как вы думаете из-за чего появляется вулкан? Дети дают ответ – из-за движения земной коры. Учитель: правильно, значит, как будет называться тема урока?

Тема урока: Движение земной коры

Учитель: Давайте определим цели нашего урока.

Далее учитель включает фрагмент видео про вулкан. После чего дети могут рассказать из каких частей состоит вулкан (рис.51 стр. 77).

1 – очаг магмы; 2- жерло; 3 – кратер; 4 – боковой кратер; 5 – лавовый поток.

По этому строению мы теперь можем сформулировать и записать определение «Вулкан»

Вулкан – это обычно конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху.

Учитель обращается к классу: при изучении строения вулкана вам попалось слово «лавовый поток». На прошлых уроках мы изучали магму и говорили о магматических породах. Как вы думаете, лава и магма это одно и тоже? Есть ли в них разница и если есть, то как вы думаете в чем она состоит?

Учитель рассказывает какие бывают вулканы.

Вулканы

Ученики при помощи текста параграфа расшифровывают что означает действующие и потухшие вулканы. Что такое спящие – высказывают свои предположения.

Физминутка (1 мин) Учитель проводит ассиметричную гимнастику для мозга.

Учитель: Ребята, у вас на партах лежат контурные карты. Вам сейчас необходимо по карте на стр.76 «Землетрясения и вулканизм» отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы.

Учитель обращается к классу: ребята, найдите в учебнике какие еще проявления вулканизма можно встретить кроме вулканов?

Рассказ учителя про гейзеры. Из толщ древних, до сих пор не остывших лав бьют горячие и теплые источники. Энергия этих источников используется в Исландии, на Камчатке. Они обладают целебными свойствами. Эти объекты можно наблюдать в районах извержения вулканов. Эти объекты называются гейзеры. Далее учащиеся смотрят короткий видеоролик

  1. Закрепление пройденного материала (3 мин)

Для закрепления пройденного материала учитель используя электронное приложение предлагает учащимся ответить на тестовые задания.

  1. Рефлексия и выставление оценок (3 мин)

Изучить параграф 23, выполнить задание 5 на страничке 79. Также желающие могут проявить свои навыки и к следующему уроку попробовать сделать макет вулкана.

Источник

Урок географии на тему «Движение земной коры»

Классы: 5 , 6

Целевая установка урока: формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме.

Учебник: География. Физическая география: учебник для 6 класа общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжаем с вами изучать большой раздел. Какой? (Литосфера). Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, где залегают и как используются человеком в хозяйственной деятельности.

  • Какие горные породы называют полезными ископаемыми?(горные породы и минералы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми)
  • На какие группы делятся полезные ископаемые?( в зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые).
  • Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых?(полезные ископаемые осадочного происхождения чаще всего добывают на равнинах, а магматического и метаморфического происхождения – в невысоких горах).

III. Определение темы урока.

Вспомните, в прошлом году мы говорили о викингах? Жили викинги на самом севере Европы, на Скандинавском полуострове, там, где сейчас находится страна Норвегия. Возвращаясь из своего плавания, они подплывали к почти отвесным берегам и крепили свои корабли, (драккары) на толстые кольца почти на уровне воды. Прошло много сотен лет. Уже нет викингов, и драккары не пугают жителей на берегах Европы. Но причальные кольца сохранились. Только есть одна странность. Теперь они находятся на высоте почти 9 метров.

Как оказались кольца вбитые викингами на уровне моря на высоте почти третьего этажа? (вертикальные движения Земли)

Да, сегодня мы с вами будем говорить о движении Земли.

Откройте тетради и запишите тему урока

IV. Объяснение нового материала.

Медленные, или вековые, движения земной коры – это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов протекающих в её недрах.

В результате медленного опускания земной поверхности огромные территории могут быть затоплены морем. Длительное поднятие может привести к противоположному результату: дно моря станет сушей.

Территория, на которой мы живем, тоже была затоплена, поэтому мы с вами очень часто находим свернутые в тугую спираль окаменевшие раковины.

Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные).

Прослушайте отрывок из книги «Дети капитана Гранта»

«Занимавшийся день осветил ужасное зрелище. Очертание гор внезапно изменили форму. Вершины качались и потом с диким треском куда-то провалились, словно в раскрытый люк. Целый участок хребта шириной в несколько миль сорвался с места и скользил по направлению к равнине. – Это землетрясение! – крикнул Паганель. Ученый-географ не ошибся. Это было, действительно землетрясение, частое явление в горах Чили, а особенно в том месте, где сейчас находились путешественники. Здесь за 14 лет город Конионо – был разрушен дважды, а город Сантьяго – четырежды».

  1. Что такое землетрясение? Дайте определение (можно использовать учебник).
    Землетрясения – подземные толчки колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.
    Запишите в тетради определение.
  2. Почему они часто бывают в Чили?
  3. Какие разрушения производят землетрясения?

Откройте рабочую тетрадь на стр.44. прочитайте отрывок М. Горького.

  1. Что произошло в Мессине утром 28 декабря 1908 г.?
    Откройте учебник на стр. 77-78 «Шкала силы землетрясений» внимательно изучите таблицу.
  2. На основании описания оцените силу землетрясения в баллах. Ответ обоснуйте.
  3. В тексте присутствует описание не одного, а двух связанных друг с другом стихийных бедствий. Назовите их и скажите, какая между ними существует связь.

А сейчас прошу вас послушать стихотворение и найти элементы землетрясения на рисунке:

(рисунок раздается на каждую парту)

«На глубине земных пластов – смещение,
Взрыв произошел: очаг землетрясение.
И от его сейсмические волны
Распространились с быстротой огромной.
Над очагом отмечен эпицентр —
Волна смела здесь все в один момент.
Разрушены дороги и строения,
Погибли люди от землетрясения».

Запишите в тетрадь следующие определения:

Место разлома и перемещения горных пород называется очагом землетрясения (его глубина от 60-700 км).

Участок земли, расположенный над очагом землетрясения, называется эпицентром землетрясения.

С помощью современных, специальных приборов (сейсмографов) записываются колебания, распространяющиеся в недрах земли. Данные наблюдений сейсмологи используют для изучения сейсмичности и строения Земли с тем, чтобы определить особенности сейсмических волн и предотвратить катастрофические последствия землетрясений. Люди, которые занимаются изучением землетрясений, называются сейсмологи.


Сейсмограф

А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровьесберегающий элемент урока) – где-то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).

О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)

При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.

Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).

Работа с учебником:

  1. По карте в учебнике стр. 77, рис. 50 найдите зоны распространения вулканов.
  2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия)
    • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
    • Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская)
    • На карте полушарий и физической карте мира найдите условное обозначение вулкана? (дети называют «звездочку», сокращение «влк.» и высоту)

Найдите и назовите несколько крупных вулканов (работа с атласами.)

Так что же такое вулкан?

(Учащиеся работают со схемой и планом на доске; записывают в тетрадь новые слова и определения).

Извержение вулкана сопровождается гулом, грохотом, если вершины вулкана покрыты снегом, снег тает, и с гор сходят грязевые потоки (от селей больше жертв, чем от лавы). Интенсивность и мощность вулканов неодинакова.

(Рассказ о подводных вулканах)

Пример: В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез.

Учитель: (о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)

« Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь.


(вулканолог у кратера вулкана)

Наука, изучающая вулканы – вулканология. У подножия Ключевской Сопки, в посёлке Ключи, находится наблюдательная станция вулканологов – филиал Института вулканологии АН РФ.

V. Практическая работа.

  1. Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.
    • 19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)
    • 2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
    • 4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
    • 55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)
    • 6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).
  2. Отметить на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун и вулканы найденные по координатам.

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток.
(остров Исландия)

Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды.

Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер – «горячий».

  • Йеллоустонский национальный парк и Калифорния
  • Новая Зеландия
  • Исландия
  • Небольшие гейзеры действуют в Японии и Китае (в Тибете)
  • И самый экзотический уголок Земли – Долина Гейзеров на Камчатке. Здесь известно до 20 крупных гейзеров – самый большой – Великан. «Жемчужный» – по цвету отложений. «Сахарный» – окружённый красивым светло – розовым цветом

(использование горячих источников)

В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали как – то в тяжёлое положение. Окружённые маори, они не могли даже что–нибудь сварить себе: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал «закопать папоротник и батат прямо в землю. Действительно, температура верхнего слоя земли была очень высока. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печёные папоротник и батат – сладкий картофель.

Вполне возможно, что в вулканических районах люди использовали тепло Земли таким же образом, как и герои Жюля Верна.

Вулканологи, проникая в тайны огнедышащих гор, доказали, что все оболочки земли за миллиарды лет образовались из продуктов вулканической деятельности.

Проблемный вопрос: В чем положительные моменты вулканизма? (рассуждения учащихся)

  1. Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;
  2. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.
  3. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.
  4. Здесь располагаются минеральные и термальные источники.
  5. От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятельность человека.

VI. Закрепление материала/

(составить схему «Движение земной коры» из мозаики, крепится на доске)

VII. Рефлексия.

Методика «рефлексивная мишень» (выходят и на доске расставляют свои выстрелы на мишени, анализ своего эмоционального состояния)

Домашнее задание: § 12, вопросы стр.81 устно, рабочая тетрадь (картографический практикум стр. 45).

Источник

Читайте также:  Коренное улучшение земель путем гидротехнических культуртехнических химических противоэрозионных