Меню

Таблица индия китай япония земля

§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, имелись и общие черты — черты традиционного общества.

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.

В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.

В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от «самурау» — служить).

Читайте также:  Рамка для поиска кабеля в земле своими руками

Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство.

Деревенская община.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Государство регулирует хозяйственную жизнь.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.

Сословный строй.

Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.

В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, все они в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.

В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча (чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.

В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них в добавление к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и составлении букетов.

Но появились первые признаки разложения сословного строя. Были и такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Третье и четвёртое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.

Что же касается купцов, то в XVI—XVIII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.

Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.

Города под контролем государства.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.

Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Рис. Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г.

  • Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его учение — конфу цианетво — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.

Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.

Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».

Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.

Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Проверьте себя

  1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
  2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв.
  3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
  4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Подумайте

  1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
  2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
  3. Сделайте вывод: какие основные черты харак терны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?

Дополнительные материалы

Трудились не разгибая спины

«Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное», — говорит древняя китайская поговорка. Трудолюбие китайских земледельцев поражало. Труд в Китае считался не наказанием за грехи, не бременем, а священным долгом, на который Небо благословило род человеческий. Да и благосостояние крестьян зависело от результатов их труда. Вот поэтому европейцы, путешествующие по Китаю в конце XVIII в., с удивлением отмечали, что, за исключением скалистых горных уступов, они на своём пути не видели ни одного невозделанного клочка земли. Даже на горных склонах, если они не совсем отвесны, устраивались террасы, на которых сеяли лук, морковь и т. д. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.

В Японии, как и в Китае, крестьяне трудились от зари до зари. Однако сваренным на пару рисом в Японии питались только самураи, а крестьянам полагалось есть каши из проса, ячменя или пшеницы и овощи. Свежая рыба была деликатесом, а мясо в пищу не употребляли — запрет на говядину накладывался буддизмом.

И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или бросал её и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары (дома из дерева, бамбука и бумаги горели как свечи), эпидемии приводили к гибели сотен тысяч людей. В стране получил распространение изуверский обычай детоубийства, когда душили новорождённых (обычно девочек), чтобы избавиться от «лишних ртов».

Но и в этой тяжёлой жизни случались праздники. В дни Нового года крестьяне приносили из леса маленькие сосны и помещали их у ворот своего дома, украшая цветами сливы и ветками бамбука, которые считаются символами долголетия, здоровья и счастья. Круглые рисовые колобки подносились различным богам — охранителям дома и душам предков. В середине лета широко отмечался праздник Бон, в дни которого, по поверью, души умерших возвращаются в свои дома. Для них готовилось специальное угощение, их развлекали песнями и плясками. В деревнях праздновали свадьбы, в праздники превращались и выполняемые всей общиной работы: посадка риса, рытьё колодцев, уборка урожая и пр.

Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть театральные представления (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актёров. Но особенную радость приносило паломничество в один из главных храмов страны. Это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир.

Источник