Меню

Униаты после включения белорусских земель в состав российской империи

§ 13. Включение белорусских земель в состав Российской империи

1. Вспомните причины неурядиц в Речи Посполитой. Что такое конфедерация шляхты?
2. Назовите страны, которые оказывали наибольшее влияние на Речь Посполитую в XVII в.

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Книга: § 13. Включение белорусских земель в состав Российской империи
Напечатано:: Гость
Дата: Четверг, 19 Август 2021, 23:12

Оглавление

1. Предпосылки упадка Речи Посполитой

«Серебряный век» Речи Посполитой (так историки называют ХVII в.) завершился продолжительным и глубоким хозяйственным и общественно-политическим кризисом государства.

В ХVII в. шляхта Великого Княжества Литовского широко пользовалась «золотыми вольностями», т. е. политическими правами, полученными по примеру польской шляхты. Одинаковые права убедили шляхту белорусских земель в нерушимости ее положения в государстве. Отпала необходимость вести борьбу за независимость и самостоятельность Великого Княжества Литовского. Шляхта Княжества перенимала польский язык, а с ним и польскую культуру, стала массово переходить в католичество. Постепенно к концу ХVII в. сформировалось единое сословие в Речи Посполитой — ​«польский народ шляхетский». Даже языком делопроизводства ВКЛ с 1697 г. стал польский язык.

В ХVII в. политическая власть постепенно перешла к магнатам, которые собирали вокруг себя обедневшую шляхту. В ситуации выборности короля каждый из них по отдельности видел себя лидером Речи Посполитой. Королевская власть постепенно утрачивала свою силу. Но ни один из магнатов не имел силы взять власть. Этой силы хватало только на то, чтобы не позволить допустить к власти соперников. Отсюда — ​сеймовые споры и вооруженные стычки между магнатами, которые разваливали государство.

Постепенно в Речи Посполитой происходила децентрализация власти. Поскольку общегосударственные сеймы срывались, политическая жизнь была перенесена в поветы. Здесь собирались сеймики, на которых шляхта отстаивала свои местные интересы. На поветовых сеймиках обычным явлением стали драки и вооруженные столкновения между шляхтой.

Читайте также:  Влияние человека рельеф земли

2. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела Речи Посполитой

Неурядицы в государстве привели к его внешнеполитическому ослаблению. Войны, которые произошли на белорусских землях в ХVII в., стали бедствием для населения. Значительная часть жителей бежала или погибла от воен­ных действий, голода и эпидемий. Войны подорвали сельское хозяйство, остановили развитие городов. Ослабла центральная королевская власть, и укрепились позиции магнатов. В Речи Посполитой усилились гонения на протестантов, православных, что привело к исчезновению свободы вероисповедания.

В период Северной войны 1700—1721 гг. территория Беларуси снова стала ареной военных действий между российскими и шведскими войсками. Магнаты и шляхта ВКЛ разделились на два враждебных лагеря («сапеженцы» и «антисапеженцы»). Они являлись сторонниками Швеции или России соответственно и вое­вали между собой. Опираясь на саксонские войска, союзник российского царя король Август II Сильный пытался укрепить свою власть в Речи Посполитой — ​придать ей абсолютистский характер. Это вызвало недовольство значительной части шляхты, которая не хотела терять свои вольности. В 1715 г. началось выступление против Августа II. Вражеские стороны пришли к компромиссу: король должен был вывести саксонское войско из Речи Посполитой, а знать — ​расторгнуть конфедерацию. Численность постоянного войска сокращалась в ВКЛ до 6 тыс., в Польше — ​до 18 тыс. человек. Гарантом соглашения выступила Россия, которая ввела в Речь Посполитую свои войска. Послы на сейм отреагировали молчанием на выставленные условия и таким образом утвердили их. Сейм 1717 г. вошел в историю под названием «немого».

Северная война завершилась Ништадтским миром 1721 г., согласно которому Россия получила новые территории с выходом в Балтийское море. Речь Посполитую не пригласили на переговоры, что свидетельствовало о ее внешнеполитической слабости. С ней постепенно перестали считаться. Чужие армии могли по собственному желанию проходить по ее территории, как это было во время войны за «Польское наследство» (1733—1739 гг. ).

3. Попытки политического реформирования Речи Посполитой

В 1763 г. после смерти короля Августа III в Речи Посполитой началось последнее бескоролевье. Группировка магнатов, так называемые «республиканцы», во главе с Яном Клеменсом Браницким предложила на престол Фридриха, сына Августа III. «Республиканцев» поддерживали Франция, Испания, Австрия. Другая магнатская партия — ​«фамилия», представленная Чарторийскими, имела своего кандидата. Это был Станислав Понятовский (1764—1795). Он пользовался поддержкой России, Пруссии, Англии.
Поскольку в Речи Посполитой возникла угроза вооруженного противостояния между группировками магнатов, Чарторийские попросили военной помощи в России. Ее армия заставила сторонников «республиканцев» убежать за границу. Пруссия и Россия подкупили послов сейма, чтобы выбрать королем Понятовского.
Станислав Понятовский был родом из-под Берестья. Получил хорошее образование. Много путешествовал по европейским странам. В 1755—1758 гг. он занимал пост секретаря английского посольства в Петербурге, был послом от Саксонии и Речи Посполитой. Там Понятовский сблизился с будущей императрицей Екатериной II, которая позднее способствовала избранию его королем.
В 1760-е гг. Чарторийские выступили с программой реформ государственного строя Речи Посполитой. Они стремились ограничить власть монарха, устранить его право раздавать должности. Реформирование сейма предусматривало появление так называемого «готового сейма», который в течение двух лет мог быть созван в случае необходимости, отмену права «либерум вето». Представители «фамилии» требовали ограничить полномочия подскарбиев и устранить гетманов.
На сейме 1764 г. канцлер коронный Анджей Замойский предложил провести реформы: налоговую и хозяйственную, сословную (расширить права мещан и крестьян), церковную (отделить церковный суд Речи Посполитой от Рима). По решению сейма была упорядочена его работа — ​теперь послы могли вести заседания «при свечах», т. е. после определенного регламентом времени.
Частично ограничивалось право «либерум вето». Если рассматривали экономические вопросы (новые налоги, пошлины и т. д.), то решения принимались большинством голосов.

4. Первый и второй разделы Речи Посполитой

Свои надежды реформаторы возлагали на поддержку со стороны России. Но Россия и Пруссия хотели иметь возле себя слабую Речь Посполитую. Пользуясь правом защиты иноверцев в Речи Посполитой, они выставили проект уравнивания в правах диссидентов с католиками. Диссидентами называли лиц православного и протестантского вероисповедания. Сейм 1766 г. отказался выполнить это требование. Тогда Россия и Пруссия поддержали создание шляхетских конфедераций в Торуни, Слуцке, Радоме. Для поддержки диссидентов на территорию Речи Посполитой была введена 40-тысячная российская армия.
Варшавский сейм 1767—1768 гг. вынужден был утвердить равенство в политических правах шляхты разных конфессий. Российская империя провозглашалась защитницей шляхетских вольностей и государственного строя Речи Посполитой.
Сильное российское влияние и возвышение диссидентов вызвали недовольство значительной части католической шляхты, которая создала в 1768 г. конфедерацию в м. Бар (Украина). Помощь ей оказывала Франция — деньгами, оружием, советниками. Конфедераты вели бои под Берестовицей, Слонимом, Мяделем, Радошковичами, Несвижем. Их поддержал гетман ВКЛ Михал Казимир Огинский. Но регулярная российская армия и королевские войска к марту 1772 г. подавили выступление барских конфедератов.

Разгром участников Барской конфедерации дал повод соседним государствам приступить к разделу Речи Посполитой. В результате длительных переговоров

5 августа 1772 г. в Петербурге было подписано соглашение между Россией, Пруссией и Австрией о частичном разделе страны. К России отошли Восточная Беларусь и часть Прибалтики (Инфлянты), Пруссия получила Поморье (без порта Гданьск), Австрия заняла Галицию. Сейм, проходивший в 1773—1775 гг., утвердил первый раздел Речи Посполитой.

Новые реформы были разработаны на «Великом сейме» 1788—1792 гг. и воплощены в Конституции 3 мая 1791 г.

Конституция 3 мая 1791 г. ограничивала шляхетские вольности и укрепляла королевскую власть, объединяла Корону и Княжество в унитарное государство. Часть шляхты и магнатов выразила свое недовольство и в м. Тарговица (Украина) создала шляхетскую конфедерацию. Ее лидеры обратились к России за военной помощью. Екатерина направила в Речь Посполитую почти 100-тысячное войско. Станислав Август Понятовский потерпел поражение и вынужден был в июле 1792 г. присоединиться к тарговичанам. Затем свои войска в Речь Посполитую ввела Пруссия. Была отменена Конституция и все решения Четырехлетнего (Великого) сейма.

23 января 1793 г. между Россией и Пруссией был подписан договор о новом разделе Речи Посполитой. Россия получила центральную часть Беларуси и Правобережную Украину, а Пруссия — западные земли Польши с городами Торунь, Познань, Гданьск.

5. Восстание 1794 г. и третий раздел Речи Посполитой

Прогрессивная часть шляхты попыталась сохранить государственную самостоятельность страны, воссоздать Речь Посполитую в границах 1772 г. 24 марта 1794 г. началось освободительное восстание. Его руководителем стал генерал Тадеуш Костюшко .

Восстание началось в г. Кракове и быстро охватило территорию Польши, Литвы и Западной Беларуси. Общее количество участников составляло около 30 тыс. человек. Чтобы привлечь на сторону восстания крестьян, Т. Костюшко издал Полонецкий универсал. Этот документ провозглашал возможность предоставления крестьянам личной свободы при условии их расчета с феодалом, сокращение барщины, право крестьян на землю, которую они обрабатывали. Но не все руководители восстания поддерживали идею массового выступления городских низов и крестьянства.
Выступление в Вильне возглавил инженер-полковник Якуб Ясинский (1761—1794). Его программа не могла быть принята частью шляхты, потому что Я. Ясинский критиковал монархию. Был создан независимый от Польши орган управления восстанием — ​Наивысшая Рада Литовская. Рада приняла обращение «К земледельцам и люду деревенскому», в котором упоминалась «свобода перед законом и свобода…», т. е. освобождение от крепостного гнета. Повстанцы считали главным врагом Россию и жестоко расправлялись с ее сторонниками.

Подавлением восстания занимались армии России, Пруссии и Австрии, которые в течение лета 1794 г. разбили основные силы повстанцев. 10 октября 1794 г. в битве под Мацеёвицами (около Варшавы) Т. Костюшко был захвачен в плен. Российские вой­ска вступили в Варшаву.
С инициативой третьего раздела выступила Австрия, которая вместе с Россией и Пруссией 24 октября 1795 г. подписала договор об окончательном разделе Речи Пос­политой. Россия получила земли Западной Беларуси, часть Литвы, Курляндию. Пруссии были отданы Мазовия с Варшавой, Подляшье и часть Литвы. Австрия получила Малую Польшу с Краковом и Люблином, южную часть Подляшья и западную часть Берестейского воеводства. Король Станислав Август 25 ноября 1795 г. отрекся от престола в Городне. Последние годы жизни он провел в Петербурге.
В результате разделов Речи Посполитой большая часть территории Беларуси была включена в состав Российской империи. Речь Посполитая прекратила свое государственное существование.

Вопросы и задания

1. Назовите факты, свидетельствующие о том, что Речь Посполитая в XVIII в. находилась в состоянии кризиса. Определите причины разделов Речи Посполитой.
2. Почему попытки реформирования Речи Посполитой оказались неудачными?
3. Охарактеризуйте первый и второй разделы Речи Посполитой. Оцените последствия разделов. Назовите события, которые привели к третьему разделу Речи Посполитой.
4. В чем историческое значение восстания 1794 г.?
5. Существовала ли альтернатива разделам Речи Посполитой? Выскажите свои соображения.
6. Проведите мини-исследование по темам: «Почему Якуба Ясинского считают „якобинцем“?», «Тадеуш Костюшко — герой Польши, Беларуси, Франции и США».

Источник

§ 6. Конфессиональные отношения

1. Объясните, почему католики называли униатскую церковь «мужицкой».

Паны говорили на польском языке, а мужики — на белорусском. Белорусский язык поэтому назывался «мужицкий». Служба в униатской церкви велась как раз на белорусском языке. Отсюда и название «мужицкая церковь».

2. Представьте себя на месте белорусского крестьянина (крестьянки), которые придерживались униатства. Каким могло быть ваше отношение к переводу в православие? Свой ответ поясните. Воспользуйтесь методической рекомендацией «Как моделировать свое поведение в условной исторической ситуации» на с. 155 учебного пособия.

Если представить себя на месте белорусского крестьянина (крестьянки), которые придерживались униатства, то, вероятно, я бы тоже отказал(ся/ась) от перевода в другую церковь, неважно, православную или любую другую.

Для людей того времени религия имела очень большое значение. Традиции, обряды передавались из поколения в поколение. На главу семьи ложилась огромная ответственность в принятии подобного решения. Неудивительно, что многие отказывались от перевода в православие.

3. Определите причины появления царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи. Для ответа вспомните цели создания ордена иезуитов.

Причиной появления царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи стало восстановление «Товарищества Иисуса» Папой Римским в 1814 г. «Товариществом Иисуса» стали руководить из Рима. Сославшись на то, что иезуиты «возомнили потрясать… в Царстве нашем православную греческую веру», император Александр I в 1815 г. объявил об изгнании иезуитов из Петербурга.

Цели создания ордена иезуитов:
Орден основан с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия. Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.

4. Объясните, для чего был принят царский указ о передаче имений, принадлежащих католическим монастырям, в разряд казенных (государственных).

Важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях было единение государственной власти и православного населения. Поэтому правительство пошло на сокращение численности католического духовенства и уменьшение его имущества. Ликвидация католической церкви как крупного феодала-собственника ставила ее в большую зависимость от государства.

5. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: присоединение униатов к Русской православной церкви → укрепление позиций российского правительства в западных губерниях.

В 1830-е гг. начались мероприятия по присоединению униатских верующих к Русской православной церкви, потому что важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях российское правительство считало единение государственной власти и православного населения с целью изоляции повстанцев-католиков.

6. Проведите исследование по теме «Униаты после включения белорусских земель в состав Российской империи: присоединение к Русской православной церкви». Подготовьте сообщение об итогах исследования к уроку обобщения.

С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно право­славной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.

Источник