Меню

Урок биология 5 класс растительный покров земли

Презентация по биологии на тему «Растительный покров Земли», 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

§6 и записи в тетради усвоить, §7 и 8 внимательно прочитать. Стр.38 «Практическая работа». Выполнить на листочке А4 или на альбомном. Выбрать любое растение, которое есть дома. Обязательно сделать рисунок или фото этого растения.

Жизненные формы растений Деревья Кустарники Травы

Рис.11 стр. 30 Деревья – многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем – стволом и ветвями, образующими крону

Кустарники – многолетние деревянистые растения высотой 0, 8 – 6 м, не имеющие главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей

Кустарнички – низкорослые (10-15 см) многолетние растения с древснеющими, сильно ветвящимися побегами Клюква Черника Брусника

Полукустарники – многолетние растения, у которых нижняя часть побега одревесневает и сохраняется несколько лет, а верхняя часть остаётся травянистой. Полынь Астрагал

Клевер Пырей Одуванчик Травы – жизненная форма растения, не образующая одревесневающих стеблей

Травы Однолетние Двулетние стр. 31 Многолетние

Растения Цветковые Нецветковые Примеры

Растения Культурные Дикорастущие Примеры

Растительный покров Земли Флора – совокупность видов растений, произрастающих на определённой территории (на одном материке, в стране, районе или на всём земном шаре)

Номер материала: ДБ-1564632

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Молодым россиянам начислят по 3000 рублей на культурное просвещение

Учебный год начнется в традиционном формате

Минпросвещения обсудит с экспертами развитие ученического самоуправления

Минпросвещения РФ реализует проект по развитию сети школьных библиотек

В Минобрнауки дали пояснения к рекомендациям для вузов

Вырос средний балл поступающих в педагогические вузы России

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок обощающего повторения по теме: Царство растений. 5 класс. В.В.Пасечник.

Тема: Обобщающий «Царство Растений».

Учитель биологии МБОУ Новоцурухайтуйской СОШ Воронова НВ.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об эволюции растений по теме «Царство растения».

1) Образовательные: систематизировать и закрепить у учащихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к разным отделам; эволюционные представления о развитии царства Растений; научить применять полученные знания на практике;

2) Развивающие: развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания; тренировать память, внимание; развивать познавательный интерес к биологии;

3) Воспитательные: воспитывать взаимоуважение при работе в группах, коммуникативность и умение оценить свою работу и других членов команды.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: обобщение материала по разделу Царство Растений.

Метапредметные : развивать умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе выполнения задания.

Личностные: формировать научное мировоззрение, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний; урок-путешествия.

Оборудование: карточки разрезанная схема, индивидуальные карточки с заданиями, листки для записей, ручки, презентация.

Слайд №1. Здравствуйте, ребята!

Сегодня занимательный урок!

В мир радости и увлечений

Ребята, за урок у Вас будет возможность получить оценку:

За правильные ответы работая в группе.

Во время работы необходимо выполнять 3 основных правила:

Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

Какую большую тему мы с вами уже изучили?(царство растений)

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?(

Сегодня мы совершим путешествие в мир растений.

Слайд 2 Тема урока «Царство Растений.

Класс разделен на три команды.

Каждой команде задаю вопрос, на который надо дать быстрый

короткий ответ. По 2 вопроса каждой команде.

-Сколько царств в живой природе?

-ребята какие царства вам известны?

– В чем отличие однолетних, двулетних и многолетних растений? Приведите примеры?

– Как в лесу можно определить стороны света?

– Объясните высказывание: «Нет на Земле растений. Нет жизни»?

2 этап: закрепления и обобщения знаний.

– Перед вами на столе карточка №1 закончить схемы.

— Тему нашего следующего этапа вы назовёте сами, когда послушаете следующий фрагмент : «После долгого плавания экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть моряков погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая стала употреблять в пищу эти растения. Что же за растение спасло людей? ( Водоросли, т.к они содержат много витаминов, спасающих от цинги.)( слайд №3)

Верное утверждение — руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой и хлопок.

1. Водоросли это низшие растения. (Да)

2. Водоросли – организмы прокариоты. (Нет)

3. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. (Да)

4. Бурые водоросли имеют корень, лист, стебель. (Нет)

5. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез. (Да)

6. Водоросли могут вступать в симбиотические отношения с другими организмами. (Да)

Я – болотное растение, конопатят мною стены..

5. этап « Плауны Хвощи, Папоротники». ( слайд № 19, 20)

1.Лесная трава — резная листва,

С кронами дремучими (папоротник)

3.Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две

Выбери правильный ответ. Если правильное выражение ставим +, если не правильное -.

1.Плауны, хвощи, папоротники растут преимущественно во влажных тенистых местах.(+)

2.Размножаются они семенами.(-)

3. Отмирая папоротники образовали залежи каменного угля.(+)

4.Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски.(+)

5. Хвощи имеют мочковатую корневую систему.(-)

6. Хвощи растут на кислой почве.(+)

7. Папоротников насчитывается более 1 тыс.видов.(-)

8. Сильно рассеченные листья папоротника называются вайями.(+).

Физкультминутка. Упражнения на глаза. Общие правила.

Сесть по удобнее, поставить голову прямо и смотреть вперед. (слайд 21)

4. Прямоугольник. Глазами рисуем прямоугольник, начиная с правой боковой стороны. Рисуем прямоугольник в обратном направлении.

5. Змейка. Мысленно глазами рисуем змейку.

6. этап «Голосеменные». Горячий стул. ( слайд 22, 23)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)

Угадайте по описанию это растение.( выходит один участник группы садится на стул, над его головой держится надпись растения: сосна, ель, лиственница) по описанию должен угадать о каком растении идет речь.

Сетолюбива, в борах стоят высокие, стройные ,как колонны, деревья. Ветви на которых остались только вблизи вершин. А на полянах они раскидистые. (сосна).

Теневыносливая, эти леса занимают огромные пространства в России. Крона пирамидальной формы. Хвоинки сидят по одиночке, живут 5-7 лет. (ель)

Светолюбивая, холодостойкая порода. Хвоинки мягкие, светло-зеленые, не имеющие плотной кожицы. В большом количестве закупает Италия. (лиственница)

7. Покрытосеменные. Слайд 24-29

Аукцион загадок. Команды готовили домашнее задание, загадки о цветковых растениях. Команды по очереди задают загадки.

Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу. (Лук)

Мне зеленый кипяток ноги голые обжег.
У заборов он бывает, никогда не остывает. (Крапива)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза).

1.Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).

2. Встали в ряд богатыри, верно службу служат.
Голова у них внутри, борода, снаружи. (Кукуруза)

3.Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (Горох).

1.Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

Стоит он задумчивый в желтом венце,
Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух). обобщить знания учащихся об эволюции растений по теме «Царство растения

На кусту бадейка, а в ней сидит злодейка. (Белена)

Итог: – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока)

Повторить и обобщить знания по теме «Царство растения

Источник

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Урок 23. Биология 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира»

Мир современных растений многообразен. Но в прошлом растительный мир был совсем иным. Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней нам помогает проследить палеонтология ― наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве.

Одно из подразделений палеонтологии ― палеоботаника, которая изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.

Доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену.

Иногда растения попадали в такие условия (например, в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Так происходило их окаменение.

Окаменевшие деревья нередко находят в угольных шахтах. Они настолько хорошо сохранились, что можно изучать их внутреннее строение.

Иногда на твёрдых породах остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов.

Используя специальные методы, можно определить возраст ископаемых растений и их видовой состав.

Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой отложений, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.

В процессе длительного развития многие растения на Земле вымерли. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Изучение древнейших слоев земной коры позволило установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5―4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана.

Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа.

Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — это родоначальники царства растений.

Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну.

Из одноклеточных форм появлялись многоклеточные, части тела которых выполняли различные функции.

Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям.

Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния. Они существовали 400 млн лет назад, а потом вымерли.

Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей. У них отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см.

Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи, папоротники и, по-видимому, мхи.

Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных.

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами.

Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у них имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником.

Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет они господствуют на Земле.

Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

Источник

Читайте также:  Земля наш общий дом конспект для подготовительной группы