Меню

Урок литосфера твердая оболочка земли

«Литосфера – твердая оболочка Земли»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Разработка урока по географии 5 класс на тему:»Литосфера – твердая оболочка Земли»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема. Раздел 5 «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Земная кора – верхняя часть литосферы.

– должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения;

– различия материковой и океанической земной коры;

– должны уметь объяснять, что происходит в толщах Земли;

– показывать на карте границы литосферных плит Земли;

– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.

– ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважение и принятия;

– осознание географического знания как компонента научной картины мира.

Характеристика деятельности обучающихся :

– выявлять особенности внутренних оболочек Земли;

– устанавливать по карте границы литосферных плит.

— таблица атласа «Внутреннее строение Земли»;

— физическая карта полушарий;

— карта «Строения земной коры».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения : рассказ, беседа, работа с картой, составление схемы, анализа рисунка учебника, изображения сейсмографов.

II. Изучение нового материала.

— Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?

Методы изучения внутреннего строения Земли.

Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)

К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий , которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов . Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн . Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.

Изучение происходит при помощи сейсмографов .

(Демонстрация сейсмографов и краткий принцип работы.)

Внутреннее строение Земли.

По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях ( сейсмограммам ) было установлено, что недра Земли состоят из трёх основных частей: земной коры , мантии , ядра . Человек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры .

(На доске в верхней части справа или слева пишем в течение урока словарь новых терминов и понятий.)

2.Работа с учебником (§20 с.68):

— Рассмотрите рисунок 42 на стр. 68. Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.

3.Рассказ учителя (рассматриваем табл. «Строение земной коры»):

Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.

А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.

Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.

Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.

Составление схемы за учителем:

-осадочный слой; -осадочный слой;

-базальтовый . (мощность =5-10 км)

Ну тогда все дружно встали.

Продолжение рассказа учителя:

Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год одинаковая. Глубже температура начинает повышаться. Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.

Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С. Внешняя часть ядра жидкая.

За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.

Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича , названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.

Итак, какое строение имеет наша Земля?

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность, ура!

Первичное закрепление. Вопросы учителя к классу:
— Всегда ли облик нашей планеты был таким, как сейчас?

— Что вам известно об истории развития Земли в далеком прошлом?

5.Продолжение рассказа учителя:

ДВИЖЕНИЕ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ

Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты . Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой (рис.44 на стр.70).

Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.

6.Работа с учебником (§20 с.70):

— Рассмотрите рисунок 44 на стр.70.

— Спишите названия самых крупных литосферных плит.

III. Закрепление изученного.

1)Вопросы по пройденному материалу.

2)Проверка запомнившихся понятий и выражений (проверка словарика на доске).

3)Игра с картой литосферных плит: собрать литосферные плиты с контурами материков.

Ответить на вопросы после параграфа.

1)рассказ об исследованиях внутреннего строения Земли;

2)фрагмент фильма о Тихоокеанском огненном кольце;

3)фрагменты о действующих наземных вулканах.

4)фрагменты из романов Владимира Афанасьевича Обручева «Плутония» (1915г.), «Земля Санникова» (1924г.); Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» (1864г.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урокадля 6 класса.

Единый государственный экзамен имеет целью — определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен.

Тест по географии 7 класса для проверки знаний учащихся основных понятий по темам «Введение. Литосфера и рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли». Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Данная контрольная работа проводится в 5 классе после изучения темы «Литосфера».

Цель урока:Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».Дать представление о происхождении материков и океанов.Развивать пространственно.

География, 5 класс, раздел «Земная кора».

Тема: «Литосфера – твердая оболочка Земли».1. Какое вну.

Источник

География. 5 класс

Конспект урока

Урок 13. Земная кора и литосфера.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению земной коры и литосферы.
  2. В ходе урока рассматривается внутреннее строение Земли.
  3. Что такое земная кора и какие проявления внешних и внутренних сил мы видим на земной поверхности.

Литосфера, Земная кора, ядро, мантия, Внутренние и внешние силы Земли, Литосферные плиты, Магма

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

Земная кора – верхняя часть литосферы

Ядро – центральная часть земного шара

Мантия – самая большая из внутренних оболочек Земли.

Литосферные плиты – крупнейшие блоки литосферы.

Магма – потоки расплавленного вещества мантии.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы начнем знакомство с оболочками Земли-сферами.

Литосферой—каменной оболочкой Земли.

Биосферой-оболочкой, где обитают живые организмы.

География наука о земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом. Но, сначала мы узнаем свойства и строение каждой оболочки в отдельности, чтобы затем понять, как они взаимодействуют друг с другом. В 5 классе мы исследуем каменную оболочку земли, а в 6 классе все остальные.

На уроке мы узнали каково внешнее и внутреннее строение земной коры и литосферы. Литосфера – это каменная оболочка Земли. литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора.

Выделяют несколько способов изучения земной коры:

  1. Наблюдение за природными явлениями: изучение обнажений горных пород-обрывов, склонов гор, где видны скальные породы, крутые берега рек, разрезы горных пород, вскрытые шахтами, где добывают полезные ископаемые. Экспедиционные исследования, сбор сведений на изучаемой местности (полевые работы).
  2. Дистанционные методы: изучение с летательных аппаратов (аэро-и космические снимки).
  3. Метод бурения скважин.

Разбор типового тренировочного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

_______ метод основан на изучении скорости распространения в Земле ______, возникающих при ______, извержении _____ или взрывах.

Правильный вариант ответа:

Сейсмический метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержении вулканов или взрывах.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Сортировка элементов по категориям;

Текст вопроса: Распределите утверждения на верные и ошибочные.

Мантия – самая большая внутренняя оболочка Земли

Температура ядра Земли равна 10000°С

Вещество мантии находится в жидком состоянии, её температура составляет 20000°С

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Мантия – самая большая внутренняя оболочка Земли.

Температура ядра Земли равна 10000°С.

Вещество мантии находится в жидком состоянии, её температура составляет 20000°С.

Источник

Конспект урока по географии 5 класс. Литосфера-твердая оболочка Земли. Обобщение.

Конспект урока – обобщение по теме: «Литосфера – твердая оболочка Земли» 5 класс

Е 16.05
Тип урока : урок обобщающего повторения
Форма : проверка знаний
Цель : обобщить и закрепить знания по изученной теме.
Задачи урока :
Образовательная : повторить основные термины, понятия по теме.
Развивающие : развивать географическое мышление школьников, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей.
Воспитательная : воспитывать в детях чувства товарищества; умение работать в коллективе.
Оборудование : физическая карта полушарий, тесты.
Ход урока

Орг. момент – приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих

Класс делится на 3 варианта, каждому варианту задается по 10 терминов которые они должны записать по памяти в тетрадь, второй этап проверочной работы это письменный опрос, ответы также записываются и сдаются по окончанию урока
2 команда
1.Литосфера

2.Осадочные горные породы
3.Гейзер
4.Топливные полезные
ископаемые
5.Землетрясение
6. 3 примера средних гор
7.Плоскогорье
8. Физическое выветривание
9.Рельеф
10.Потухший вулкан

3 команда
1.Земная кора
2.Равнина
3.Эпицентр
4.Действующий вулкан
5.3 примера высоких гор
6.Химическое выветривание
7.Низменность
8. Метаморфические горные породы
9.Лава
10.Сейсмический пояс
1 команда
1.Литосферные плиты
2.Жерло вулкана
3.Возвышенность
4.Полезные ископаемые
5.Вулкан
6. Магматические горные породы
7.Горы
8.Минералы
9.Биологическое выветривание
10.3 примера Высочайших гор

Оболочка, состоящая из земной коры и части верхней мантии.

2.Высокочувствительный прибор, фиксирующий колебания земной коры.

3.Конусообразная, куполовидная или иной формы гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение магмы.

4.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения.

5.Магма, излившаяся на поверхность земли.

6.Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.

7.Части земной поверхности с сильно расчленённым рельефом и высоко поднятые над равниной.

8.Части земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м.

Источник

Читайте также:  Сколько пленка пролежит в земле