Юрий Яковлев «Сердце земли» (опыт анализа эпического произведения)
Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” [1, c.23].
“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата [2, с.67].
В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.
Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, — это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.
Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текст дает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.
Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.
Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)
Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
- Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
- Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. — Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
- Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с
Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Познавательные:
- уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
- уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
- уметь подтверждать свои мысли текстом.
Развивающие:
- развитие образного, логического, критического мышления
- развитие речи учащихся
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся
- развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
- формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
- помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)
Методы: проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая,
- фронтальная.
Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”
- Словарь литератураведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
- Тетрадь ученика по литературе.
- Мультимедийное сопровождение урока.
Создаёт позитивный настрой.
Предлагает проверить готовность рабочих мест.
Проверяют готовность рабочего места
Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.
Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос:
С какими произведениями на эту тему вы знакомы?
Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока
“Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”?
“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”
Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос.
Формулируют проблему урока с помощью учителя.
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
— Определите, как связано название с темой, образами в рассказе.
— Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?
— Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?
— Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.
— Кому посвящен рассказ?
Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа.
Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях:
1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?”
2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”
3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”
4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”
5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1)
Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях.
Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп
Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”
Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ.
Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на
“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.
Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений:
1. Как в финале рассказа проявилась авторская позиция?
2. Какие художественные средства показывают трагедию войны?
Выполняя задание, опирайтесь на позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.(Приложение 2)
Предлагает продолжить предложение:
В моей памяти война живет в образах…