Меню

В чем ценность российской земли эссе по налогам

Проблемы и перспективы развития земельного налога в экономике России

Сущность, необходимость и значение земельного налога в формировании бюджетов, история развития его установления, российский и зарубежный опыт. Основные элементы налогообложения земельного налога, особенности механизмов его исчисления и порядок уплаты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. Поэтому платежи за пользования земельными участками должны стать не только источником доходов бюджета, но и стать источником доходов внебюджетного фонда, средства, которого были бы направлены как на восстановительные работы земельных ресурсов, так и охранительного характера.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

Для создания устойчивого экономического развития страны одной из важнейших целей государственной политики становится вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов и повышение эффективности их использования. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, являются нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей за землю.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современных условиях решение данных проблем связано с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, а также необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов как физических, так и юридических лиц. Поэтому совершенствование земельного налога является особо значимым для экономического развития страны.

Читайте также:  Николас вуд голоса из земли

В России в настоящее время данный вопрос не имеет высокой степени разработанности, однако он представляет всё больший интерес для научных деятелей. В ходе настоящего исследования были использованы учебные пособия Барулина С.В., Качур О.В., Скрипниченко В.В., Зрелова А.П., Жидковой Е.Ю., Боголюбова С. А., а также были использованы статьи таких авторов, как Шмелев Ю.Д., Маргулис Р.Л., Горский И.В., Шаталов С.Д.

Целью дипломной работы является исследование современного механизма исчисления и уплаты земельного налога в Российской Федерации. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить нормативно — законодательную базу, регулирующую налогообложение земельных ресурсов;

-раскрыть сущность и социально-экономическое значение земельного налога в России;

-исследовать историю развития налогообложения земельных ресурсов в России и практику применения земельного налога в зарубежных странах;

— изучить действующую систему налогообложения земельных ресурсов;

-проанализировать динамику поступления земельного налога за 2009-2011г. г.;

-отразить проблемы и перспективы развития земельного налога в экономике России.

Объектом исследования являются сведения, полученные из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации о поступлении земельного налога в бюджетную систему. Предметом исследования являются экономические отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога в Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость заключаются в применении действующих основ налогообложения земельного налога и внесении соответствующих предложений в целях совершенствования современного механизма налогообложения земельных ресурсов.

Информационной базой для проведения настоящего исследования послужили научные труды, статистические данные, практические материалы межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы Российской Федерации №2 по Саратовской области, а также ресурсы сети «Интернет».

1. Экономическое содержание и значение земельного налога

1.1 Сущность, необходимость и значение земельного налога в формировании бюджетов

Законом Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738?1 “О плате за землю”, в форме платы за землю, был введен земельный налог.

Целью введения в России платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.

С самого начала внедрения земельный налог занял особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, данный налог выступал в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень расходов, которые муниципальное образование может произвести без ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

Земельный налог является одним из двух видов налогов, поступления от которого полностью поступают в местный бюджет.

Учитывая многообразие и разнородность регионов России в зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности местных органов ряда регионов по получению собственных доходов значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может быть достигнута соответственно либо путем их «выравнивания» за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого, в меньшей мере, колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.

Критериям подобного рода стабильного источника местных доходов в большей степени отвечает земля. Помимо того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, земля в экономическом аспекте понимания также является основным объектом недвижимости.

Органы местного самоуправления по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли (показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости), но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству могут выдавать заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

В свою очередь, за нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного и земельного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником их покрытия является прибыль землепользователей. Барулин С.В., Солнышкова Ю.Н. Налогообложение природопользования : учеб. пособие.- М.: Экономисть, 2008, с.169

По справедливому утверждению ряда ученых, эксплуатация природных ресурсов приносит экономическую ренту — высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и, таким образом, стать надежным и устойчивым источником местных бюджетов.

Говоря о земле как объекте налогообложения, с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок их распределения различны в зависимости от принадлежности земель организациям различных форм собственности и физических лиц.

Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.

Одновременно с этим, более чем десятилетняя практика функционирования данного налога показала и его достаточно серьезные слабые стороны.

В первую очередь, налог не побуждал к применению более эффективных методов землепользования, так как его ставки не зависели от потенциальной доходности земельных участков и не учитывали их реальной стоимости. При этом установленная дифференциация ставок налога в зависимости от характера использования земли (в основном, сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования) не в полной мере отражала различие в местонахождении и плодородии земель даже в пределах одного и того же региона.

Поэтому начиная с 1995 г. ежегодно на федеральном уровне производилась индексация ставок земельного налога.

В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно и, в определенной мере, несправедливо. В частности, налоговая нагрузка на земли сельскохозяйственного назначения оказалась выше, чем на земли городов, поселков и находящиеся вне населенных пунктов земли промышленности. Налогообложение земель в крупных городах осуществлялось менее интенсивно, чем земель малых городов и поселков. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: МЦФЭР, 2008, с. 500

Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при их практической реализации. В соответствии с Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно все регионы обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель — физические лица отказываются проводить ее за свой счет.

Следующая проблема связана со ставкой налога, определение которой предоставлено непосредственно органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается верхний предел ставки. Анализ проекта бюджета некоторых регионов показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.

В ходе правильности исчисления и внесения в бюджет земельного налога возникает множество спорных вопросов, которые влекут за собой налоговые правонарушения, которые, в свою очередь, обосновываются, прежде всего, незнанием налогоплательщиками норм действующего законодательства, упущениями со стороны отдельных региональных органов власти и налоговых инспекций, а также несовершенством законодательной базы в области платежей за природные ресурсы.

Подводя итог, можно сказать, что многочисленные законодательные нововведения, касающиеся местных бюджетов и местного налогообложения, поставили перед практиками и теоретиками значительное количество вопросов, требующих скорейшего разрешения в целях обеспечения благополучия муниципальных образований.

Таким образом, земельный налог выступает важным источником формирования доходной базы бюджета муниципальных образований, также является финансовым инструментом государственного регулирования земельных ресурсов. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, т.к. они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу.

Стимулирующие возможности данного налога должны быть заложены в самом порядке его начисления на единицу или массу используемых земельных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

Чтобы создать полную картину развития налогообложения земельных ресурсов в нашей стране, необходимо рассмотреть его с исторической точки зрения.

1.2 Исторический аспект взимания земельного налога в России

земельный налог бюджет уплата

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Земля является одним из первых объектов налогообложения. Первоначально земельные налоги занимали центральное место в налоговой системе государств Древнего мира и Средневековья. Это объясняется в первую очередь господством натурального хозяйства, ориентацией экономики на сельскохозяйственное производство.

Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам — в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода.

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

Характерной особенностью всего периода становления централизованного русского государства завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств. Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в. Этот период можно считать периодом развития налоговой системы. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного о6ложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она и только она могла выступать объектом обложения.

Со второй половины XIV века налоги преимущественно взимались с «сохи», ставшей главной единицей обложения. В данный период получила развитие посошная подать, включавшая в себя и земельный налог. Земельный налог устанавливался по качеству и количеству земли, а также социального положения налогоплательщика. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер.

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития с одновременным их усложнением. Для определения окладов податей и их раскладки в Московском государстве использовалось огромное разнообразие единиц обложения, по мнению ученых объяснявшееся только отсутствием полной унификации налоговых норм.

Неопределенность включавшейся в соху земельной меры отягощалась и неясностями в определении подлежащих обложению податями людей, так как в обоих случаях кроме количественных учитывались и качественные показатели. Какие-либо объективные критерии качества земель или имущественного состояния податного сословия отсутствовали.

Система общегосударственных налогов во второй половине XVI отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит, основным объектом обложения остается земля.

Важной особенностью русской окладной системы был и наделовый принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия лучшая или худшая земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности.

В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800-1200 четвертей (400-600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов. Никиткова У.О. «Развитие поземельного налогообложения в России»//Финансы№11,2011, с.76

Таким образом, налоговая система России на протяжении XII-XIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась.

Хотя основой обложения выступает земля, некоторые подати взимались по числу дворов — подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли).

Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного пользования.

Одной из особенностей земельного налогообложения в России в его раннем периоде явилось сочетание комбинации поземельного принципа с поимущественным, но с преобладанием поземельного принципа обложения.

В частности, неудобства исчисления и громоздкость посошной системы привели в 1678-1679 гг. к замене посошного обложения подворным. Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система — основную часть налогов составляют денежные изъятия.

Отмена крепостного права, начало земельной реформы, попытки правительства решить крестьянский и земельный вопросы дали новый виток развитию земельного и податного законодательства.

Налоговая система России начала XX в. характеризуется превалированием роли косвенного обложения в формировании доходной части бюджета.

Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на пять групп. И в первую группу — Налоги и сборы с недвижимых имуществ, включались такие налоги как:

* государственный поземельный налог;

* налог с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках;

* поземельная подать с колонистов;

* государственная оброчная и поземельная подать в губерниях Сибири;

Окончательное установление земельного налога в России происходит в 1875 году. Тогда был введен поземельный налог, ставки по которому (пересмотренные в 1884 г.) были дифференцированы по губерниям и колебались от 0,25 коп. (Архангельская) до 17 коп. (Подольская) с десятины удобной земли и леса. Ставки устанавливались индивидуально для каждой губернии с правом дифференциации внутри губернии. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губернии исходя из средней ставки и из площади земли и леса. Губернские земские собрания распределяли налог между уездами, а последние — между плательщиками. Общая сумма поземельного налога не превышала 10 млн. рублей. Система поземельного обложения позволяла помещикам перекладывать налоги на крестьянские массы, что облегчалось раскладочной системой, т. е. отсутствием обязательных для всех земледельцев единых ставок. Закон устанавливал лишь среднюю для губернии ставку и общую сумму налога. Дальнейшее распределение налога было в руках земств, т. е. тех же помещиков. Налоги и налогообложение / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В.-СПБ : Питер,2008, с.62

Наибольшая фискальная нагрузка на земельный налог падает в последнюю четверть XIX века. Объяснялось это несколькими причинами:

*заметным ростом числа крестьян собственников земли, а также арендаторов;

*уравнением в статусе удельных, государственных и помещичьих крестьян и объединение их в сословие крестьян с единой юрисдикцией. Соответственно, расширение числа налогоплательщиков;

*раскладочным характером налога, увеличением оклада.

Становление и дальнейшее развитие налоговой системы России в XIX веке способствовало также развитию теории налогов. Необходимость взимания государством налогов расценивается как следствие необходимости существования государства. Среди прямых налогов одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит поземельному налогу.

После Октябрьской революции 1917 г. первые шаги революционного правительства РСФСР были направлены против отмены ряда налогов. Так, ВЦИК РСФСР своим декретом «О социализации земли» (1918 г.) и декретом от 30 октября 1918 г. о введении обложения сельских хозяев натуральным налогом формально отменяет земельный налог. Декретом ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом», в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов был введен натуральный налог. Строился он по принципу подоходного налога. Налог взимался с излишек продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков. В отношении кулацких хозяйств была установлена особая система индивидуального обложения. Местные Советы могли привлекать кулацкие хозяйства к обложению по повышенным нормам или отнести их к более высоким разрядам по обеспеченности посевом, или обложению всех посевов без учета количества едоков. В отличие от чрезвычайного революционного налога натуральный налог имел окладной характер, а не раскладочный. Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами. Отменив земельный налог, советское правительство вводит сельскохозяйственный налог. Общим для этих налогов являлся объект — земля. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определялся по установленным нормам доходности.

Начиная с 1928 и по 1986 г. почти ежегодно принимались постановления о мероприятиях по посевным и уборочным работам. Как правило, они принимались совместно правительством и ЦК коммунистической партии. Эти постановления вводили принудительные обязанности.

Реформа земельных отношений, в этот период, характеризовалась следующими особенностями:

*укрепление правового статуса госхозов (совхозов);

*организация массовой кооперации крестьянства в колхозы и иные формы коллективных хозяйств;

*наступление на частный сектор земледелия, ст. 46 Положения о социалистическом землеустройстве запрещала рабочим или служащим совхозов заводить в хозяйствах собственных животных, птиц, огороды;

*применение преимущественно административных методов государственного руководства, управления и регулирования земельных отношений;

*опора на добросовестность людей без увязки с личной заинтересованностью в результатах производства;

*применение внеэкономического принуждения в использовании земель, что можно было реализовать лишь при наличии учета и контроля за мерами труда и мерами потребления, с 1939 г. введен обязательный минимум трудового участия колхозника (трудодни) в колхозном производстве, введены трудовые книжки и т.д.;

*резкое несоответствие между интенсивностью государственных мероприятий (подчас расточительных) по регулированию землепользования и малоэффективными результатами сельхозпроизводства;

*консерватизм и бюрократизм методов регулирования сельскохозяйственных и земельных отношений;

В 1953 году состоялась коренная реформа сельскохозяйственного налога, в которой подоходное обложение заменено погектарным, при котором налог стали исчислять по твердым ставкам с площади земельного участка.

С 1972 г. сельхозналогом стали облагаться только выделенные в законном порядке участки. Что же касается других, самовольно используемых участков, то в соответствии с «Положением о государственном контроле за использованием земель», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1970 года, они должны были изыматься, а виновные лица привлекаться к ответственности.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о сельскохозяйственном налоге от 1 января 1984 г. внес изменения в сельскохозяйственный налог. Сельхозналог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка. При этом в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования, оврагами и балками, а также земли, выделяемые рабочим и служащим предприятий и организаций под коллективные и индивидуальные сады и огороды.

Земельный налог — местный прямой налог, введенный с 1 июля 1981г., взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, которым в установленном законом порядке были выделены земельные участки. От уплаты налога освобождался достаточно широкий круг юридических и физических лиц, в том числе колхозы, пенсионеры и т.д.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, в 1991 году учреждается Государственная налоговая служба — независимый от Минфина России орган федеральной государственной власти. Реформирование российского налогового права было связано с объективными факторами, одним из которых является переход России на рыночные отношения.

В 1991 году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах с принятием Закона РФ «О плате за землю». В данном Законе под платой за землю законодатель понимал формы реализации принципа платного землепользования: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с землевладением и землепользованием. Земельный налог представлял собой такую разновидность платы за землю, которая уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов.

С момента принятия этого Закона в его первоначальную редакцию вносились изменения федеральными законами, в основном касающиеся льготного налогообложения, а также дополнения, связанные с изменением долей, по которым уплачиваемые суммы налога зачислялись по уровням бюджетной системы. Федеральным законом от 9 августа 1994 г. №22-ФЗ были введены новые базовые ставки земельного налога, которые индексировались ежегодно, начиная с 1995 г., Постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 1992 г. в результате налоговой реформы земельный налог вошел в состав платы за землю наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагались ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взималась арендная плата. Размер земельного налога не зависел от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Для целей налогообложения земли подразделялись на два вида: сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственного (земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков).

Средние размеры земельного налога на сельскохозяйственные угодья устанавливались с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальная ставка была в Мурманской области (550 руб. в год), максимальная — в Краснодарском крае (4950 руб. в год). Средние ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения дифференцировались по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.

При этом предусматривались коэффициенты увеличения средней ставки налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимался по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Кроме того, предусматривались ставки налога за земли водного и лесного фондов. Суммы налога уплачивались равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налоги с физических лиц/ Под ред. Гончаренко Л.И. .-Москва : Форум-Инфа-М,2008 с.16

В 1993 г. с принятием Конституций РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что позволило придать реформированию земельных отношений системный характер.

Стал использоваться прогрессивный опыт реорганизации сельского хозяйства и распространяться на не реформированные пока предприятия. Так, в 1996 г. была принята Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

Глава 31 “Земельный налог” Налогового кодекса Российской Федерации вступила в действие с января 2005 г., но Закон РФ “О плате за землю” был отменен с 1 января 2006 г. В связи с тем, что расчеты по кадастровой оценке земель и утверждение их результатов на территориях субъектов РФ было завершено в течение 2005 г.

В соответствии с гл. 31 Налогового кодекса земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с положениями Налогового кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге — законами этих субъектов Федерации). После введения налога в действие он становится обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, земельный налог в России имеет длительную историю становления. Это один из налогов, элементы которого существовали с древнейших времен, так как земля была главным источником богатства. Земельный налог явился первой формой прямого реального обложения, первоначально носившей чрезвычайный характер, но вскоре земельный налог начал взиматься на постоянной и регулярной основе, что облегчило работу налоговым органом, повысило денежное поступление в бюджет. А постоянно вносимые изменения должны ликвидировать пробелы законодательства.

В настоящее время правительство старается создать эффективную систему налогообложения земельных ресурсов. Совершенствование земельного обложения в России должно происходить с учетом исторического опыта, что способствовало бы укреплению налогооблагаемой базы по земельному налогу, увеличению поступлений от налога в местные бюджеты, и, как следствие, повышению уровня их фискальной автономии, эффективному социально-экономическому развитию конкретной местности.

В следующем параграфе рассмотрим зарубежный опыт установления земельного налога.

1.3 Зарубежный опыт установления земельного налога

Мировая практика выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение недвижимого имущества наиболее рациональным образом, а именно:

1. Объектом налогообложения выступают земля и строения. В некоторых странах один и тот же закон регулирует обложение как земли, так и строений (ФРГ, Турция, Швеция); в других — обложение земли и строений осуществляется на основании различных законов (Австралия, Дания, Новая Зеландия).

2. В качестве основы для исчисления базы налога чаще всего выступает рыночная стоимость облагаемых объектов. Но в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и Французской Республике за основу принимается арендная стоимость (потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды земельных участков).

3. При определении стоимости земельного участка обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка — систематическая оценка групп объектов по состоянию на определенную дату, с использованием стандартных процедур и статистического анализа.

4. Льготы предоставляются либо социально незащищенным налогоплательщикам, либо по типам недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности. Преимущество обычно отдается льготированию объектов, а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сам земельный участок, а не ее владелец.

В большинстве промышленно развитых стран существует примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых в связи с уплатой налога. Не платят налог государственные учреждения, посольства, предприятия транспорта и связи. Льготным является налогообложение образовательных, религиозных, благотворительных, спортивных организаций, а также организаций по оказанию социальных услуг. Особо льготным повсюду является обложение сельскохозяйственной земли и больниц.

Одной из сложных проблем налогообложения земельных ресурсов является определение оценочной стоимости земли и строений.

Как показывает мировой опыт, основу финансово-экономической автономии местных органов составляет налог на недвижимость (поземельный — в Германии, Франции; земельный налог со строений и налог на жилище во Франции; налог на приращение стоимости земельных участков в городской черте — в Испании), сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне.

Объектами обложения этим налогом служат земля. Базой налогообложения почти во всех странах является оценочная стоимость. Поскольку обложение и изъятие этого налога происходят согласно местному законодательству, то ставки налога различаются и устанавливаются как в процентном отношении от стоимости земельного участка, так и в виде твердой суммы с единицы стоимости.

При оценке стоимости облагаемого налогом недвижимого имущества, где в качестве объекта выступает земля, используются два исторически сложившихся способа: оценка на основе годовой арендной платы (Франция, Великобритания) и на основе предполагаемой продажей цены (страны Северной Европы, Латинской Америки, США, Япония).

Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости — здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка — 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены.

Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочими земельными участками.

В Германии учреждены два государственных реестра, в которых отражаются данные о земельных участках.

Первый реестр — земельный кадастр — содержит информацию о физических характеристиках каждого земельного участка, установленных в ходе землеустроительных и межевых работ. Земельный кадастр состоит из двух частей: кадастровой картотеки и кадастровой книги.

Кадастровая картотека представляет собой совокупность выдержанных в едином масштабе картографических изображений земельных участков. Каждое картографическое изображение земельного участка выполнено с помощью топографических и аэрофотографических работ с одновременным изображением всего, что находится на поверхности земельного участка, — зданий, строений, дорог, лесов, водных объектов и т.п. На основе картографических изображений отдельных земельных участков формируется общий план территории в целях проведения землеустроительных и градостроительных мероприятий.

В кадастровую книгу заносится словесное описание характеристик земельных участков, в том числе сведения о форме, размерах и местоположении земельного участка, режиме его использования, о доходности земельного участка, результатах оценки качества почвы.

Второй реестр — поземельная книга, появившаяся в Германии в 1874 г. первоначально для регистрации ипотеки. С 1911 г. ведение поземельной книги стало обязательным во всех землях Германии. Поземельная книга основывается на данных первого реестра — земельного кадастра. В настоящее время она предназначена для государственной регистрации гражданских прав на земельные участки. В поземельной книге отражаются также и ограничения гражданских прав на земельные участки, например сервитуты. Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. пособие / Е. Б. Шувалова, В. В. Климовицкий, А. М. Пузин. — М.: Дашков и Ко, 2010, с. 107

Оценка стоимости земельных участков является очень сложным вопросом в налогообложении Японии. Со второй половины 80-х годов в там начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали ещё и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и ещё один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последние пять лет были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75% в год. Этот процесс коснулся и других крупных городов.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен более чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

В Финляндии, например, налогообложение земельных участков представляет собой установленный государством регулятор деятельности по использованию природных ресурсов. На земельный налог возлагаются задачи ускорить темпы развития территорий с одновременным сокращением интереса к земельным спекуляциям.

Для решения возникающих проблем при землепользовании, связанных, к примеру, с установлением прав на земельный участок, выдачей правоустанавливающего документа, выделением доли из земельного владения, разделом земельного участка, установлением границ землевладения и т.п. В Финляндии существует Земельный суд.

Особенностью налогообложения земельных участков в Финляндии является то, что государство также должно платить земельный налог непосредственно муниципальным образованиям, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в государственной форме собственности. Поэтому все платежи, связанные с землепользованием, остаются в муниципалитете.

Из представленных данных следует, что более половины земель находится в частной собственности, но земельная собственность государства, хотя и идет как вторая по величине, все же составляет значительную долю.

В Великобритании если земельный участок предоставлен для строительства жилого дома или иного некоммерческого объекта, то единым объектом налогообложения является строение, а земельный участок является составляющей частью домовладения. Использовать такой участок для коммерческих целей (в том числе для производства сельхозпродукции даже для собственных нужд) нельзя. Следует вначале получить квоту на производство сельхозпродукции, после чего участок становится объектом коммерческого налогообложения, а строение входит в оценку такого коммерческого предприятия как составляющая часть. Следует отметить, что в Великобритании Земля (земельные участки) юридически являются собственностью Королевы, поэтому гражданам они предоставляются.

По сути, право пользования земельным участком в Англии включает все правомочия собственника, так как это право возможно продать, подарить и так далее. Если же жилой дом на участке начать использовать по коммерческому назначению (например, как гостиницу), то единство объекта недвижимости сохраняется, а объектом налогообложения становится условная единица земли (это единица налогообложения в Англии коммерческих и промышленных доходов, размер которой зависит от стоимости национальной ренты в качестве основы для оценки определяемой рентабельности), ориентированная на величину национальной ренты.

В США с 1956 г. действует специальный Земельный банк, который предоставляет фермерам кредиты на развитие сельского хозяйства. Земельный банк кредитует фермерские хозяйства, в том числе на льготных условиях тех фермеров, которые не увеличивают или сокращают возделываемую площадь своих земельных участков.

Налог на недвижимость в США является местным и регулируется на уровне графства. Объект налога — земельно-имущественный комплекс (земельный участок плюс строения на нем).

Орган графства по оценке собственности не позднее 1 июля каждого года оценивает земельные ресурсы, находящиеся на территории графства, и официально публикует результаты. При определении стоимости принимаются во внимание такие факторы, как текущая стоимость, способ использования, местонахождение, площадь, доход от использования. Семенова О.В. «Налогообложение природных ресурсов в развитых странах»//Налоговый Вестник №4,2010, с.109

Классификацию платежей за пользование земельными ресурсами в странах Содружества Независимых государств рассмотрим в таблице 1.3.

Классификация ресурсных налогов и сборов в странах Содружества Независимых государств

Источник