Меню

В древней псковской земле есть уголок

Русский язык, 8 класс

Вопрос от sakosol2004 945 дней назад

изложение по тексту На древней псковской земле есть уголок , куда люди приходят с большим душевным трепетом. Здесь хотят сохранить нетронутой каждую ветку на старой липе, здесь нельзя сдвинуть, даже чуть-чуть, старую скамью или убрать поросший мхом валун, здесь стоит какая-то особенная тишина,которую боятся спугнуть громким голосом, криком. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии А. С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина. Кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький зеленый флигелёк. Флигелёк этот был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. В нем помещались баня и светёлка. В баньке Пушкин принимал ванну, когда снаступлением холодов он не мог купаться в Сороти. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна. Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть , послушать её чудесные сказки. Здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… В углу – русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке – медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде — заветный ларец няни. Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой – небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая. Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней. Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову,посетившему Пушкина летом 1826 года. Языков хранил в ней свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и подаренный ему поэтом автограф стихов «У лукоморья дуб зелёный…». Спустя много-много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское. по плану 1 Уголок на псковской земле. 2 Деревянный флигелёк в Михайловском. 3 В светлице у няни – «как у бога за пазухой». 4 Обстановка в светлице. 5 Заветный ларец у няни. 6 «Михайловская реликвия».

Читайте также:  Почему земля продается в литрах а не в килограммах

1 Уголок на псковской земле. На древней псковской земле есть уголок , куда люди приходят с большим душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии А. С. Пушкина. 2 Деревянный флигелёк в Михайловском. Рядом с домом Пушкина, среди густых кустов сирени, акаций стоит маленький зеленый флигелёк. В нем помещались баня и светёлка. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна. 3 В светлице у няни – «как у бога за пазухой». Здесь, у няни, Пушкин чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть , послушать её чудесные сказки. 4 Обстановка в светлице. Здесь было всё простое, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, стол, покрытый домотканой скатертью. В углу – русская печь с лежанкой, Напротив печи на полке – медный самовар и глиняные бутылки. 5 Заветный ларец у няни. а комоде стоит заветный ларец няни. Это дубовая шкатулка. Ларец закрывался на замок. Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней. 6 «Михайловская реликвия». Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову. Спустя много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское. Сами пункта плана можно убрать, когда будете переписывать изложение.

Источник

Тот уголок земли. Центральное телевидение [1987]

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы!» и кончая глубоко прочувствованными стихами «Вновь я посетил», написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег».

Фильм с участием С.С. Гейченко. Текст читает И.М. Смоктуновский.
Режиссёр Н.Тихонов. Авторы сценария: А.М. Мехнецов, Е.А. Валевская, С. Ильина.

Читайте также:  Земля рассыпанная из горшка приметы

Телефильм с участием Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России, профессор А.М.Мехнецов.

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
1835

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Источник

Музей-заповедник А.С. Пушкина

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитые усадьбы — Михайловское, Тригорское и Петровское, белокаменный Святогорский монастырь, древние городища Воронин и Савкина Горка.

Сегодня все эти места, овеянные гением великого русского поэта, составляют Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина, основанный 17 марта 1922 года.

Земля псковская неотделима от биографии А. С. Пушкина, . неразрывно связана с его творчеством. Поэт называл ее «теплицей юных дней». Сюда, в имение родителей Михайловское, его привозили ребенком, приезжал он юношей после окончания Лицея, позже он провел «изгнанником два года незаметных». Здесь, в «обители трудов и чистых нег», «текли часы трудов» его «свободно-вдохновенных».

Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с восторженного юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! » и кончая глубоко прочувствованным стихотворением «Вновь я посетил», написанным незадолго до гибели, Пушкин пронес в своей душе немеркнущую любовь к этим родным его сердцу местам.

Уже зрелым поэтом и человеком с большим житейским опытом Пушкин писал: «Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру. Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете».

Таким «кабинетом» для Пушкина не раз на протяжении его короткой жизни становилось родное Михайловское. Сюда поэт мечтал в конце жизни навсегда уехать со своей семьей из опостылевшего светского Петербурга.

В Михайловском он создал драму «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», антикрепостническую «Деревню», автобиографические «Записки», деревенские главы «Евгения Онегина» и такие шедевры лирики, как «Я помню чудное мгновенье…», «Андрей Шенье», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сожженное письмо», «Талисман», «19 октября», «Зимний вечер», «Признание» и другие. Всего в Михайловском поэт написал более ста произведений, десятки писем своим друзьям, родственникам. Здесь родились замыслы многих его произведений, созданных позже, уже не в Михайловском.

В псковской деревне опальный поэт поистине стал «богатырем духовным», творческие силы которого, по его собственному признанию, «достигли полного развития». Этот творческий подъем он сам вспоминал вскоре после освобождения из ссылки, призывая вдохновенье в новых условиях, в новой обстановке «не дать остыть душе поэта»:

Вот почему с полным основанием можно назвать произведения, написанные Пушкиным на Псковщине, своеобразным пушкинским поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.

От Михайловского парка двухкилометровая живописная дорога ведет в Тригорское, с которым поэт был связан многими узами. Здесь, у своих друзей Осиповых-Вульфов, Пушкин бывал в годы ссылки почти ежедневно, и он скоро оценил всю дружбу, теплоту, искреннее к себе участие. Тригорский дом стал для ссыльного поэта дорогим еще и потому, что в нем, вперемежку с его стихами, звучали и стихи гостивших здесь Дельвига и Языкова; здесь он слушал в исполнении дочерей П. А. Осиповой музыку Россини, Моцарта, Бетховена, Виельгорского; здесь он ощутил «чудное мгновенье», встретив А. П. Керн. Поэт до самой смерти был в переписке с хозяйкой Три-горского Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф. Тригорскому и его обитателям он посвятил не одно стихотворение, а черты его быта нашли отражение в «Евгении Онегине».

Замечательным памятником Пушкинского заповедника является и Петровское, бывшее имение предков А. С. Пушкина по материнской линии Ганнибалов. Это место поэт любил, часто бывал у своих родственников.

Обстановка и быт Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве Пушкина — «Арап Петра Великого», «Дубровский».

В пяти километрах к югу от Михайловского, на восточной окраине поселка Пушкинские Горы (при Пушкине — Святые Горы), находится Святогорский монастырь. У древних стен монастыря находится священное для каждого почитателя его таланта место — могила А. С. Пушкина.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, «в гости к Пушкину», теперь ежегодно приходят более 500 тысяч туристов и экскурсантов.

И во много крат возрастает художественная сила бессмертных пушкинских творений для тех, кто побывал здесь, «в глуши лесов сосновых», кто отдал дань восторга красоте этих мест, кто ощутил здесь немеркнущую любовь Пушкина к этому уголку земли — «стране родной».

В этих местах благословенных, как нигде, поэт ощущается живым. И люди идут и идут на встречу с ним.

Городи Воронич Петровское — дом Ганнибалов Уголок кабинета А.П. Ганнибала Вид с Тригорского холма Река Сороть Михайловское — Аллея Керн

Источник

Обучение сжатому изложению с использованием ИКТ в 9-м классе

  • научить учащихся работать с текстом для сжатого изложения, повторить понятия «тема» и «микротема»;
  • развивать творческое воображение учащихся;
  • проконтролировать знания и умения учащихся при работе с текстовым редактором: редактирование текста, форматирование текста, сохранение файла;
  • воспитывать любовь у ребят к творчеству А. С. Пушкина, к родной земле;
  • стимулировать познавательный интерес учащихся к информационным технологиям.

Задачи урока:

  • формировать умения находить главную информацию, направленную на раскрытие микротемы;
  • развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), творческую познавательную деятельность, общетрудовые политехнические умения (умение анализировать и делать выводы).
  • воспитывать навыки самостоятельной работы, уверенность в собственных силах.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Интерактивная доска.
  • Компьютерный класс.
  • Карточки с заданиями для учащихся.

1 урок

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения. Вам понадобятся не только знания русского языка, литературы, но и практические навыки, полученные на уроках информатики.

II. Развитие воображения учащихся. Работа со слайдами, комментарий учителя к слайдам, чтение стихов учащимися.

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитые усадьбы – Михайловское, Петровское и белокаменный Святогорский монастырь.

Земля псковская неотделима от биографии А. С. Пушкина, неразрывно связана с его творчеством. Поэт называл её «теплицей юных лет».

1 слайд. В имение Михайловское Пушкина привозили ребёнком, приезжал он юношей после окончания лицея, позже он провёл «изгнанником два года незаметных».

(Ученица читает стихотворение «И. И. Пущину»)

Михайловское. Дом-музей А. С. Пушкина. Кабинет поэта. Уголок зальца.

Михайловское. Светёлка в доме Арины Родионовны. Домик няни.

Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Прощайте, верные дубравы!» и кончая стихотворением «Вновь я посетил», написанным незадолго до гибели, Пушкин пронёс в своей душе немеркнущую любовь к родным сердцу местам.

(Ученица читает стихотворение «Няне»).

Любовь к родным просторам чувствуется в каждой строке стихотворений, написанных здесь, в Михайловском.

(Ученик читает стихотворение «Деревня»).

Тригорское. Дом П. А. Осиповой-Вульф. Гостиная.

От Михайловского двухкилометровая дорога ведёт в Тригорское. Здесь, у своих друзей Осиповых-Вуоьфов, Пушкин бывал в годы ссылки ежедневно. Здесь он встретил А. П. Керн, ощутив «чудное мгновенье».

(Ученица читает стихотворение «К***»)

Тригорское. «Скамья Онегина». «Дуб уединённый».

У самого ската Тригорского холма над Соротью есть площадка, осенённая вековыми липами и дубами. Один из них причудливо склонился над обрывом. Белая скамья, стоящая под дубом, связывалась обитателями Тригорского со сценой объяснения Онегина с Татьяной Лариной в саду Лариных.

(Ученик читает стихотворение «Гляжу ль на дуб уединённый»).

Петровское. Закат на озере Кучане. Аллея карликовых лип Петровского парка.

Петровское – ещё одно место, связанное с Пушкиным. Петровский парк – любимое место для прогулок поэта.

(Ученик читает стихотворение «Орлову»).

В пяти километрах от Михайловского, на восточной окраине посёлка Пушкинские горы находится Святогорский монастырь. Пушкин бывал здесь, слушал живую речь прихожан, здесь он нашёл богатый материал для многих сцен «Бориса Годунова». Здесь а южном пределе собора в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом Пушкина.

(Ученик читает стихотворение «Ещё одно, последнее сказанье…»).

Пушкинские Горы. Памятник А. С. Пушкину. У могилы Александра Сергеевича Пушкина.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, «в гости к Пушкину», теперь ежегодно приходят более 500 тысяч туристов и экскурсантов.

(Ученица читает стихотворение «И долго буду тем любезен я народу…»).

II. Работа с текстом.

  • определить стиль и тип речи;
  • вставить буквы на месте пропуска и объяснить данные орфограммы;
  • в предложения с10-го по 19-е расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

(1) Есть на земле места, которые в памят.. народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любов..ю. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизн..ю и творчеством Пушкина на Псковщин. Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали нац..ональным государственным имением.

(5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная л..тературная Мекка.

(6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретит..ся с Пушкиным.

(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ. они вступают в мир образов поэта, прон..каются строем его мыслей и чу..ств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общени.. с простым русским народом, добрыми деревенскими друз..ями, с родной пр..родой формировалось п..этическое мирово..рение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов» деревенские главы «Евгения Онегина» «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» — ссылки 1824 – 1826 годов.

(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского любуетесь лугами озёрами и рощами вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страница лирического дневника Пушкина.

(18) Удивительное состояние испытывает человек когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается и он слышит голос живого поэта.

3. Работа с тестовыми заданиями.

1. Какая тема не затрагивается в тексте?

  • Места, которые в памяти народной священны.
  • Развёрнутые биографические сведения из жизни А. С. Пушкина.
  • Мир пушкинских образов.
  • Формирование поэтического мировоззрения А. С. Пушкина.

2. Какое высказывание отражает основную мысль прочитанного текста?

  • Стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию.
  • Есть на русской земле заповедные, священные места.
  • «Удивительное состояние испытывает человек, когда читает стихи Пушкина на месте их рождения».
  • Пушкинские усадьбы, парки и рощи помогают встретиться с великим поэтом.

3. Какое утверждение отражает позицию автора текста?

  • «Михайловский цикл» включает самые задушевные произведения А. С. Пушкина.
  • Псковская земля помогает читателю лучше понять Пушкина.
  • Пушкинские места всемирно известны.
  • Пушкинские места – национальное государственное достояние.

4. Какое утверждение ошибочно?

  • Есть на земле места, которые в памяти народной священны.
  • Жизнь великого поэта нельзя столь тесно связать с псковской землёй.
  • Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен.
  • На псковской земле человек как бы слышит голос живого поэта.

5. Какие слова и словосочетания являются ключевыми для понимания основной мысли прочитанного текста?

  • Дорогие места, национальное государственное имение, псковская земля.
  • Русский народ, деревенские друзья, родная природа.
  • Удивительное состояние, место рождения, время смещается, луга, озёра, рощи.
  • Священная память, Пушкинский заповедник, мир образов поэта, поэтическое мировоззрение, творческий гений, безграничен, бесконечен, неиссякаемый родник радости.

6. Какие средства выразительности не использованы в предложении № 9?

7. В каком предложении использован фразеологизм?

IV. Работа над «сжатием» текста.

  • Определите тему данного текста.
  • Сколько микротем содержится в данном тексте?
  • В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы.(Подчёркиваем текстовый материал)
  • Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)

Учитель: Таким образом «сжимаем» текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Учащиеся по очереди работают на интерактивной доске.

V. Работа со «сжатым» текстом.

  • Чтение полученного текста;
  • анализ средств связи в полученном тексте.

VI. Работа учащихся над «сжатием» текста на компьютерах.

VII. Анализ полученных текстов.

  • Сравнительный анализ «сжатых» текстов учащихся и текста-образца, отображённого на интерактивной доске.

Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине.

Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка.

Сюда идут люди со всех концов земли.

Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. Здесь формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.

В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл.

Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. Он – неиссякаемый родник радости. Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений.

Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения.

Учащиеся читают свои «сжатые» тексты, сравнивают с образцом, представленным на доске, делают выводы. Учитель напоминает, что основная мысль текста: стихи Пушкина необыкновенно богаты и разнообразны по содержанию.

  • Анализ средств связи в тексте. (В тексте средства связи подчёркнуты)

VIII. Итог 1-го урока.

2 урок

IX. Учащиеся пишут сжатое изложение по памяти в тетрадях по развитию речи.

Источник