Меню

Вид метро под землей

Простая геометрия метрополитена. Как строят подземные тоннели

Пассажиры привыкли, что тоннели метро, по которым идут поезда, — круглые, особенно на старых линиях. Почему новые тоннели сменили форму на квадратную, узнал корреспондент «Вечерки».

Тоннели на линиях первых очередей, например на Сокольнической или Замоскворецкой, имеют форму окружности.

Она была выбрана неслучайно — линии строились так называемым закрытым способом и прокладывались на приличной глубине.

Чтобы конструкция тоннеля выдерживала давление многометровых слоев грунта, ее собирали из тюбингов — отдельных полукруглых элементов, похожих на пчелиные соты.

Тюбинги — очень стойкие конструкции, запаса прочности которых хватит на долгие годы службы.

— Материалы для тоннельной обделки должны быть прочными, огнестойкими, в минимальной степени подверженными выветриванию и коррозии, — рассказал инженер Сергей Морозов.

Современные же линии метро, в отличие от своих предшественников, в основном проходят неглубоко и строятся открытым способом.

В этом случае лучше всего подходят конструкции из железобетона. Из них, как из кубиков конструктора, постепенно собирается квадратный тоннель при помощи крана, который просто опускает отдельные элементы в вырытый котлован. Отдельные железобетонные блоки соединяют путем сварки выпусков арматуры, стыки между блоками и швы между секциями заделывают специальным составом расширяющегося цемента.

Источник

Как строят метро и куда потом девается земля

Самые первые попытки построить метро как вид подземного транспорта, предпринимались в Европе еще во второй половине 19 века. В первую очередь нужно пояснить, почему строили именно под землей, а не пускали по поверхности подобно трамваям. Самое главное предназначение подземного транспорта — это доставка пассажиров таким образом, чтобы не мешать людям наверху. Над тоннелями метро, скрытыми под толщей земли, можно, например, построить дорогу, или что-то еще. Главное, чтоб не очень тяжелое, учитывая, что первые тоннели по ряду причин не могли строить глубоко.

Удивительно, но впервые подземное метро появилось в далеком 1863 году и было это в Лондоне. Конечно у метростроителей прошлого, не было современной техники, и потому копать тоннели им приходилось вручную, открытым способом. Что значит открытым? Это значит, что люди не лазили как кроты под землей. С поверхности, была выкопана траншея глубиной всего 10 метров, на дне которой проложили рельсы, а верх будущего тоннеля укрепили кирпичной кладкой, присыпав сверху землей.

Эта линия была просто революционной для своего времени. На открытие ветки длинной всего то 3600 метром, но за то состоящей из целых семи станций, прибыл даже сам принц Эдуард. Хотя, открой новое метро в каком-то городе и сейчас, если этого самого метро там раньше никогда не было, тоже, наверное, будет присутствовать сам президент.

В общем, чтобы строить больше и глубже, ручного физического труда было явно недостаточно. Кстати поездка на таком метро была делом малоприятным. Вагоны, которые по сути представляли из себя открытые платформы похожие на увеличенные шахтерские вагонетки с сиденьями, тянул. паровоз. Вентиляции в тоннеле практически не было, а даже если бы она и была, то мало спасла бы. В общем по прибытии на станцию назначения, пассажир из «вагонетки» сам был похож на чумазого шахтера. Однако несмотря на это, новый транспорт пользовался бешеной популярностью. Еще бы, невидаль такая.

Но прогресс не стоял на месте, и паровозы со временем заменили электрические поезда, а вагонетки сменились на вполне себе комфортные вагоны. Изменилась и работа метростроевцев.

Как строят тоннели сегодня.

Хотя иногда тоннели копают, как и раньше, в виде траншеи (только уже не лопатами, а экскаваторами), чаще всего их прокладывают при помощи проходческого щита. Хотя по большому счету, не щит это вовсе, а целый подземный завод.

Гигантский земляной червь, весом свыше 150 тонн, буквально вгрызается в грунт, проделывая себе дорогу, согласно техническому заданию. Кстати технология в основе которой лежит и современное устройство щита, была запатентована в 1818 году. Почему его не использовали при строительстве первой линии лондонского метро — загадка. Наверное, не хотели лишних трудностей, связанных с углублением системы. Да и как строить на большей глубине станции, скорее всего не представляли.

Источник

10 самых глубоких станций метро в Москве

Все знают, что станции метро созданы для посадки и высадки пассажиров, но мало кто задумывается об их разновидностях, особенностях, разнообразии оформления. Они могут быть подземными и надземно-эстакадными, открытого и закрытого типа, многопутными и многоуровневыми, сообщаться с внешним миром вестибюлями, турникетами, эскалаторами, а то и обычными лестницами.

Читайте также:  Жизнь можно обнаружить в любой точке земли


Фото: Pixabay.com

В зависимости от конструкции подземные станции бывают нескольких типов:

  • Пилонные. Являются старейшим видом конструкций, обустраиваемых на большой глубине. Отличительной особенностью является взаимная непересекаемость обделок центрального зала и тоннелей.
  • Колонные (глубокого заложения). Этот вид также строится на большой глубине. Имеет центральный зал и два боковых, элементы обделки которых опираются на общую колонну.
  • Колонные (мелкого заложения). Колонная технология также используется для строительства на малой глубине. Этот вариант имеет дополнительные опоры перекрытия, расположенные параллельно продольной оси станции, и представляющие собой металлические или железобетонные колонны. Наглядный пример — станция «Автозаводская» в Москве.
  • Односводчатые (глубокого заложения). Характеризуются однообъемным залом и сводом высокой подъемистости, где находится островная платформа.
  • Односводчатые (мелкого заложения). Строятся на малой глубине. Пример: «Аэропорт» Московского метрополитена. Отличительная черта — пологий свод переменной толщины, омоноличенный со стенами, которые связаны с плитой основания.
  • Однопролетные (мелкого заложения). Строительство этого типа выполняется по аналогии с колонной станций мелкого заложения, но, в отличие от нее, не имеет промежуточных опор и станционных залов.

Что касается декоративного оформления, некоторые станции метрополитенов, Московского в том числе, больше похожи на дворцовые залы, архитектурные и художественные шедевры, созданные знаменитыми мастерами. О них регулярно рассказывают, восхищаясь работой скульпторов и художников.

Но есть еще одно интересное обстоятельство, достойное внимания — глубина заложения. В этом рейтинге мы собрали десятку самых глубоких станций Московского метрополитена, с которыми и предлагаем всем желающим познакомиться поближе.

Рейтинг Глубина заложения
1. Парк Победы 73 м
2. Савеловская 65 м
3. Фонвизинская 65 м
4. Окружная 65 м
5. Верхние Лихоборы 65 м
6. Тимирязевская 63,5 м
7. Дубровка 62 м
8. Чеховская 62 м
9. Петровско-Разумовская 61 м
10. Сретенский бульвар 60 м

10 Сретенский бульвар


Открывает рейтинг станция Люблинско-Дмитровской линии, расположенная под Тургеневской площадью, над созданием которой работали архитекторы Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина в соавторстве с Я. В. Мун и Н. С. Трусиловой.

Возведение строительных конструкций начали в 1990 г, но работы прервались и возобновились только 2004 г, когда строительство снова начали финансировать. За три года все необходимые работы были сделаны и 29 декабря 2007 г, получив название в честь одноименной улицы, станция «Сретенский бульвар» была запущена в эксплуатацию.

«Сретенский бульвар» построили на базе пилонной конструкции, стены отделали светлой мраморной облицовкой. Пол платформы (ее длина 162 м, ширина 19 м) выполнен из светло-серого и черного гранита, а все металлические элементы изготовлены из нержавеющей стали. В нишах пилонов можно увидеть стальные панно (24 шт.) художника-монументалиста Ивана Лубенникова, представляющие собой травленые изображения людей, растительности, видов Бульварного кольца. Среди этих изображений можно отыскать и памятники значимым историческим личностям.

9 Петровско-Разумовская


Обладательница девятого места рейтинга, залегающая на глубине 61 метра, расположилась между станциями «Тимирязевская» и «Владыкино», в районе Останкино СВАО Москвы. Над ее созданием работал архитектор Владимир Филиппов, занимающийся проектированием метрополитена с 1979 года в Москве, Киеве, Минске.

«Петровско-Разумовская» была открыта в 1991 г и до 2018 г являлась самой дальней от центра Москвы работающей станцией глубокого заложения, пока не передала это звание станции «Верхние Лихоборы», которая обогнала ее и по глубине залегания (65 м).

Оформление стен и колонн выполнено из мраморной облицовки в сером и белом цвете, напольное покрытие — гранит, а стены в вестибюле облицованы красным кирпичом. Эскалаторный переход сверху и окна вестибюля украшены витражами работами скульптора и монументалиста Зураба Церетели, являющегося автором более чем пяти тысяч произведений искусства и не раз участвовавшего в декоративной отделке метрополитена.

Выйдя из метро, можно найти несколько кинотеатров, музеи Островского, Льва Толстого, фабрики «Красный октябрь».

8 Чеховская


Обладательница восьмого места нашей подборки названа в честь улицы Чехова, которую позже переименовали в Малую Дмитровку. «Чеховскую» открыли в далеком 1987 году, в канун Нового года — 31 декабря. Глубина заложения — 62 метра. На тот момент она стала самой глубокой в метрополитене Москвы. Над созданием работали два архитектора — В. А. Черемин и А. Л. Вигдоров.

Внутреннее оформление «Чеховской» выполнено просто и со вкусом. В центральном зале висят оригинальные светильники, украшениями которым служат металлические букеты. Облицовка пилонов выполнена белым мрамором, а на путевых стенах расположились мозаичные панно. Идеей для их создания послужили произведения А. П. Чехова. В переходе находится памятник Максиму Горькому.

Недалеко от «Чеховской» ценители найдут около десятка театров, включая небезызвестный «Ленком», пытливые умы смогут посетить музеи, которых здесь также предостаточно, а поклонники шопинга с легкостью найдут бутики, кафе и рестораны, где можно перекусить, выпить кофе или бокал вина.

7 Дубровка


«Дубровка» относится к колонно-стеновому трехсводчатому типу глубокого заложения, находится на Люблинско-Дмитровской линии. Ее глубина — 62 метра. Ввод в эксплуатацию состоялся в декабре 1999.

Над ее проектом работали два архитектора — С. М. Белякова и В. З. Филиппов, прославившийся работой с метрополитенами. С 1981 г по 2013 г Филиппов спроектировал более двух десятков станций. Некоторые из них получили профессиональные и общественные награды.

«Дубровку» сооружали по новому проекту: путевые стены, выполняющие роль колонн, опираются на монолитную плиту. Что касается внешней отделки, то стены облицованы светлым мрамором. Для напольного покрытия использовался серый, красный и черным гранит. Яркое панно Зураба Церетели «Золотая рыбка» разбавляет строгое классическое оформление.

Строительство «Дубровки» застряло на несколько лет в одной точке из-за сложных гидрологических условий — невозможно было заморозить плывун, находящийся под ней. Когда в разгар кризиса наземные заводы обанкротились и перестали подогревать грунт, удалось добиться его устойчивости.

6 Тимирязевская


«Тимирязевская» является не только одной из самых глубоких (63,5 м), но и единственной в Московском метрополитене односводчатой станцией глубокого заложения, выполненной по так называемой технологии «ленинградский односвод». Но если в Санкт-Петербурге возведение подобных конструкций не составляет труда из-за подходящей геологии, то в Москве пришлось прибегнуть к дополнительному комплексу мер по гидроизоляции из-за водоносных грунтов.

Разработкой проекта занимались три архитектора: Виктор Черемин, являвшийся главным архитектором Московского метро в начале 1990-х годов, Александр Вигдоров — проектировщик наземных и подземных объектов и почетный строитель города Москвы, Леонид Борзенков, сейчас востребованный специалист со множеством наград, а в то время подающий надежды студент Московского Архитектурного института.

Оформление «Тимирязевской» состоит из флорентийских мозаик на тему «Природа и человек», выполненных художниками Петром Шорчевым и Людмилой Шорчевой, а расположенные в центре зала колонны, увенчаны фигурными элементами, напоминающими раскрытые цветы.

5 Верхние Лихоборы


Пятерку лидеров открывает одна из четырех станций, расположенных на глубине 65 м под землей. «Верхние Лихоборы» запустили в эксплуатацию 22 марта 2018 г, хотя изначально открытие планировалось на 2014 г. Эта станция еще на этапе строительства доставила много хлопот из-за плывуна (насыщенного водой и песком грунта) что значительно осложнило проведение земляных работ. Прокладка подземных путей происходила закрытым способом. Для работ применялись тоннелепроходческие щиты, по традиции названные женскими именами, — «Александра», «Клавдия» и «Абигайль».

«Верхние Лихоборы» относятся к пилонному трехсводчатому типу глубокого заложения, оборудованы одной островной платформой. Входят не только в шестерку самых глубоких в Москве, но и являются самой глубокой из удаленных от центра станций. Место расположения: северная часть города, рядом с развилкой Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара.

Что касается внутреннего оформления, то пилоны здесь имеют Х-образную форму, облицованы с одной стороны белым мрамором, а с другой — темно-красным, имеющим коралловые вкрапления. Также в оформлении присутствует серый и черный гранит.

4 Окружная


На четвертом месте расположился сосед по расположению и «близнец» «Верхних Лихоборов» по характеристикам и истории возведения. «Окружная» — еще одна станция пилонного типа, заглубленная на 65 м, трехсводчатая, имеющая одну островную платформу.

Бурение началось в 2013 г и производилось с помощью проходческого щита «Валентина». Как и «Верхние Лихоборы», еще на этапе прокладки «Окружная» создала массу технических сложностей из-за плывуна, вынудив откладывать открытие несколько раз, хотя планировалось это сделать в 2014 г. В итоге запуск состоялся 22 марта 2018 года. В 2019 г в тоннеле между «близнецами» произошло подтопление, вызвавшее остановку движения.

Стилистика оформления на участке «Бутырская» — «Верхние Лихоборы» однотипная, поэтому интерьер также близко перекликается с «Верхими Лихоборами». Пилоны облицованы с одной стороны белым саянским мрамором, с другой — золотисто-желтым «Джалло Реале». Дополнительно использовался гранит серого и черного цвета. Потолок оформлен пятью полосами светильников, украшенных ажурной конструкцией.

3 Фонвизинская


Третье место рейтинга принадлежит еще одной «сестре» двух предыдущих станций, также залегающей на глубине 65 метров и имеющей схожий стиль оформления. «Фонвизинская» расположена в Бутырском районе, получила названа в честь улицы Фонвизина. Открыта в сентябре 2016 г, относится к пилонному трехсводчатому типу глубокого заложения.

Над архитектурным проектом работали А. Некрасов, Г. Мун, В. Филиппов под руководством одного из крупнейших современных архитекторов, специалиста по подземным транспортным системам, президента Союза архитекторов России Николая Шумакова.

Еще одной знаменитостью, работавшей над созданием уже декоративной составляющей, стал Константин Худяков — художник, творчество которого базируется на цифровой художественной технике. Он является президентом Творческого союза художников России и заслуженным художником Российской Федерации. Для «Фонвизинской» Худяков создал четырехметровые цифровые трехмерные панно, на которых изображены персонажи комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

2 Савеловская


Вот мы и добрались до второго места нашего рейтинга и до последней из четырех станций, глубина заложения которых 65 метров. Над проектом трудились шесть архитекторов под руководством уже знакомого нам Николая Шумакова.

«Савеловская» принадлежит все к тому же классическому пилонному трехсводчатому типу, отличается необлицованными путевыми стенами, на которых оставлены лишь строительные чугунные тюбинги, используемые для крепления стены. Это позволяет любопытным умам увидеть вживую «скелет» конструкции, который обычно скрыт декоративными элементами. Тюбинги покрыты прозрачными панелями, что, по задумке, должно создавать эффект стеклянного тоннеля с алюминиевым каркасом. Благодаря этому уникальному решению, некоторые считают «Савеловскую» чем-то вроде музея, а кто-то примером оформления в стиле лофт.

«Савеловская» выдержана в серой цветовой гамме с черными элементами. В создании композиции использовался серый и белый мрамор, черный гранит. Это своеобразная отсылка к Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую здесь производится пересадка.

1 Парк Победы


Пальма первенства принадлежит станции «Парк Победы», данные о точной глубине заложения которой разнятся. В официальных источниках можно найти информацию о 80, 84 и даже 90 метров. Но даже если взять самый малый показатель, – 73 метра – то эта станция является самой глубокой в Москве. Если сравнивать с наземными постройками, то ее размер превышает 20-этажный дом.

«Парк Победы – молодая кросс-платформенная станция, открытая в 2003 году. Она имела лишь один проход в вестибюль с южного зала, но в 2017 году появился второй эскалаторный наклон с северного зала. Еще один рекорд этого места – самые длинные в городе эскалаторы (126,8 м).

Внимания достойно и оформление. Станцию планировалось открыть к 55-летию победы ВОВ, поэтому тематика посвящена Великой Отечественной войне и войне с Наполеоном 1812 года. И хотя два эмалевых панно, созданные Зурабом Церетели, часто критикуются историками по поводу достоверности костюмов, выглядят они достаточно эффектно и патриотично, чтобы приковывать взгляд даже в городской суете.

Кроме глубины залегания, существует много интересных фактов и забавных наблюдений, которые можно рассказать о станциях Московского метрополитена.

Приведем лишь несколько из них:

  • «Юго-Западная» получила название от одноименного микрорайона, но когда ее открыли в этом микрорайоне еще не было домов. Пользовались ею лишь жители находящихся рядом сел.
  • «Алтуфьево» была первой, которую построили после распада СССР. Также она регулярно страдает от подтопления грунтовыми водами.
  • «Выхино» не имеет ни одного именного обозначения и бьет рекорды по пропускной способности (около 170 000 человек в день).
  • «Римская» имеет целых 22 именных обозначения.
  • «Мякинино» стала первой станцией за пределами Москвы.
  • «Кунцевская», «Парк Победы», «Мякинино» отличаются нестандартным расположение платформы. Она находится справа.
  • Рядом с «Кутузовской», «Воробьевыми Горами», «Спортивной», «Международной», «Мякинино» и «Студенческой» невозможно найти остановок наземного общественного транспорта, так как их там нет.
  • В вестибюле «Менделеевской» поставлен памятник «Сочувствие», символизирующий гуманное отношение к бездомным животным.
  • «Пражская» имеет статус самой тихой из-за особого вида облицовочной плитки, которая имеет воздушные поры, поглощающие звук.
  • «Улица академика Янгеля» является единственной в Московском метрополитене, освещаемой оранжевым светом.
  • Первая станция за пределами МКАД была открыта в 2002 г. Это «Бульвар Дмитрия Донского».
  • «Римская» стала единственной, украшением которой служит фонтан.

Для полноты картины стоит упомянуть и о самой глубокой в мире станции метро. Это «Арсенальная», которая находится в Киеве. Глубина заложения — 105,5 м. Ее открыли в ноябре 1960 года, назвав в честь расположенного рядом завода «Арсенал». В 1986 году она получила статус «памятник архитектуры местного значения».

Надемся Вам понравился наш обзор. Спасибо за внимание и хорошего дня!

Источник

Adblock
detector