Меню

Видеша вси концы земли спасение бога нашего

Толкование на Псалтирь 97:3

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 97:3 / Пс 97:3

Афанасий Великий (

Помяну милость Свою Иакову. Ибо дал обетование, что о Семени его благословятся все народы (Быт. 28,14). Видеша вcu концы земли спасение Бога нашего. Нет места на земле, которое бы не имело части в царстве Христовом.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (

Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего

Помяну милость свою Иакову, и истину свою дому Израилеву. Почему пророк не ограничился указанием на Иакова, а упомянул и о доме Израиля, как не потому несомненно, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот самый, Кто назвал Иакова Израилем? Потому-то Он и боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения, — ведь бороться и обниматься свойственно плоти. Итак Он вспомнил об Иакове и Израиле и ради него исполнил таинство. Каким образом? Он пришел к погибшим овцам дома Израилева, оказав милость Свою не им (потому что они были недостойны), a Иакову, от которого они происходили. Он вспомнил и о истине дома Израилева, осуществив на деле и сделав истиной благословение, которое дал Иаков в качестве наследства своим потомкам, пророчествуя о колене иудином: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков (Быт. 49, 10). С этим как нельзя более согласуются и дальнейшие слова псалмопевца: видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Христос пришел к иудеям, как своим, но так как они закрыли глаза свои (смежили, говорит Исаия, очи свои, чтобы не видеть, 33, 15), то вместо них увидели спасение Божие концы земли, т. е. язычники, которого прежде они не видели. Тому, что поражает теперь пророка, удивлялся и Господь, говоря: на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут (Иоанн. 9, 39).

Источник: Беседа на псалом 97.

Феодорит Кирский (386/93−

«Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис.49:6). Поелику и чудным патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: «завет» другие толковники перевели: договор. «Родом» же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев «Христос по плоти» (Рим.9:5). Посему «дах Тя в завет рода», то есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но «во свет» уже не Иудеям, «а языком»; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: «помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву»: потому что исполнил данныя им обетования. Но «видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины.

Евфимий Зигабен (

Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву.

Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им cию милость и cию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога.

Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение.

Видеша вcи концы земли спасение Бога нашего.

Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов.

Исихия: Господь пришел к Иудеям, как к своим; но поелику они закрыли глаза свои, то вместо их увидели спасение Бога пределы земли, все народы, хотя и не видели прежде. Кирилла: То есть никто не остался непричастным спасению чрез Христа, ибо, как я сказал, призвана чрез веру вся земля. Афанасия: Никакое место не исключено из участвования в царстве Христовом. Евсевия: Те, которые, миновав землю, возвысились над нею удалением себя от вещественного и земного мудрования и исканием горнего, помышлением о сем, и которые называются здесь концами земли, увидали cпaceниe и Виновника оного—Бога—Слово, которое есть cпaceниe от Бога.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 97:3

Свт. Афанасий Великий

Помяну милость Свою Иакову. Ибо дал обетование, что о Семени его благословятся все народы (Быт. 28,14). Видеша вcu концы земли спасение Бога нашего. Нет места на земле, которое бы не имело части в царстве Христовом.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Помяну милость свою Иакову и истину свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего

Помяну милость свою Иакову, и истину свою дому Израилеву. Почему пророк не ограничился указанием на Иакова, а упомянул и о доме Израиля, как не потому несомненно, чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот самый, Кто назвал Иакова Израилем? Потому-то Он и боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения, — ведь бороться и обниматься свойственно плоти. Итак Он вспомнил об Иакове и Израиле и ради него исполнил таинство. Каким образом? Он пришел к погибшим овцам дома Израилева, оказав милость Свою не им (потому что они были недостойны), a Иакову, от которого они происходили. Он вспомнил и о истине дома Израилева, осуществив на деле и сделав истиной благословение, которое дал Иаков в качестве наследства своим потомкам, пророчествуя о колене иудином: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков (Быт. 49, 10). С этим как нельзя более согласуются и дальнейшие слова псалмопевца: видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Христос пришел к иудеям, как своим, но так как они закрыли глаза свои (смежили, говорит Исаия, очи свои, чтобы не видеть, 33, 15), то вместо них увидели спасение Божие концы земли, т. е. язычники, которого прежде они не видели. Тому, что поражает теперь пророка, удивлялся и Господь, говоря: на суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут (Иоанн. 9, 39).

Беседа на псалом 97.

Блж. Феодорит Кирский

«Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис.49:6). Поелику и чудным патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: «завет» другие толковники перевели: договор. «Родом» же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев «Христос по плоти» (Рим.9:5). Посему «дах Тя в завет рода», то есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но «во свет» уже не Иудеям, «а языком»; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: «помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву»: потому что исполнил данныя им обетования. Но «видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины.

Евфимий Зигабен

Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву.

Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им cию милость и cию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога.

Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение.

Видеша вcи концы земли спасение Бога нашего.

Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов.

Исихия: Господь пришел к Иудеям, как к своим; но поелику они закрыли глаза свои, то вместо их увидели спасение Бога пределы земли, все народы, хотя и не видели прежде. Кирилла: То есть никто не остался непричастным спасению чрез Христа, ибо, как я сказал, призвана чрез веру вся земля. Афанасия: Никакое место не исключено из участвования в царстве Христовом. Евсевия: Те, которые, миновав землю, возвысились над нею удалением себя от вещественного и земного мудрования и исканием горнего, помышлением о сем, и которые называются здесь концами земли, увидали cпaceниe и Виновника оного—Бога—Слово, которое есть cпaceниe от Бога.

Источник

Псалом 97

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его.

1 Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь: спасение Его совершила десница Его и мышца святая Его.

2 Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.

2 Явил Господь спасение Своё, пред народами открыл правду Свою,

3 Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

3 вспомнил о милости Своей к Иакову и об истине Своей для дома Израиля: увидели все концы земли спасение Бога нашего.

4 Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте.

4 Воскликнете Богу, вся земля, воспойте, и радуйтесь, и играйте,

5 Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте.

5 заиграйте Господу на гуслях, на гуслях и гласом псалма,

6 В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем.

6 на трубах кованых и звуком трубы из рога возгласите пред Царем – Господом.

7 Да подвижится море и исполнение eго, вселенная и вси живущии на ней.

7 Да взволнуется море, и что наполняет его, вселенная и все, живущие в ней;

8 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются.

8 реки будут рукоплескать вместе, горы возрадуются

9 От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию.

9 от лица Господа, ибо Он идёт, ибо Он пришёл судить землю, Он будет судить вселенную по правде и народы – в правоте.

Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Спасе Его десница Его, и мышца святая Его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву, видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Воскликните Богови вся земля, воспойте, и радуйтеся, и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте. В трубах кованых и гласом трубы рожаны вострубите пред Царем Господем. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живушии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются. От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли, судити вселенней в правду, и людем правостию.

Источник

Псалом 97

Псалом сей имеет краткую надпись: Псалом Давиду. В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с 95-м псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда.

Пс.97:1–2 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.

Пророк-псалмопевец снова (как в 95-м псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу новую песнь, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: яко дивна сотвори Господь. Сии дивныя дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия. «Не дивна ли вся сия во очию нашею?» (ср. Мф.21:42 ; Пс.117:23 ). Наконец, Его крестные страдания за грехи людей, Его смерть и воскресение из мертвых не служат ли свидетельством, с одной стороны – Его неизреченной любви к роду человеческому, а с другой – Его всемогущества, которым Он сохранил Себя невредимым от смерти, а с Собою вместе и весь род человеческий искупил от греха и смерти, от власти диавола и от ада. Это и выражено словами: спасе Его десница Его и мышца святая Его. И в этом же сказал Господь спасение Свое, ради которого Он приходил на землю, чрез это же Он объявил Свою милость и правосудие ко всем людям (пред языки откры правду Свою) .

Пс.97:3 Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Пророк говорит здесь, что Господь Бог не забыл о той милости (помяну милость Свою), которую Он выразил в обетованиях Своих, данных Аврааму и Иакову ( Быт.17:19, 28:13–15 ), и о той истине, которая, как исходящая от лица Божия и предназначенная к исполнению в судьбах народа израильского (истину Свою дому Израилеву), и затем и всех других народов, должна быть приведена в исполнение. Так как обетование милости основано было не на каких-либо заслугах или на правде человеческой, а единственно на благости Божией и любви Его к роду человеческому, то пророк и говорит, что Господь Бог, долгое время не приводивший в исполнение Своего обещания патриарху Иакову, вспомнил потом о Своей милости, обещанной ему, и вместе с тем о верности своей к дому Израилеву. И вот, когда настало время пришествия Спасителя, когда проповедано во всем мире Евангелие Царствия Божия, тогда уверовали и восприняли его разные народы, которые воспользовались спасительными плодами веры и благочестия, тогда видеша вси концы земли спасение Бога нашего.

Пс.97:4–6 Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте; в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.

Восклицать значит: «высоким и громким голосом хвалить». Пророк, исполненный священного вдохновения пред лицем Мессии, Которого представило ему пророческое озарение, приглашает всех жителей земли торжественно прославлять Господа Бога похвалами, изложенными в псалмах и музыкальных песнопениях. Воскликните, говорит, Богови и воспойте, и не просто – воспойте, но и – радуйтеся, сознательно выражайте свою радость о Боге Спасителе, принесшем на землю спасение для всего рода человеческого. Приходите в храм Божий для псалмопения во славу Божию, оставив у себя дома все житейские попечения, и здесь проникнитесь радостию о Боге Спасителе и пойте. Во время царствования Давида уже существовали в скинии свидения разные музыкальные инструменты, с аккомпанементом которых и воспевались составленные пророком псалмы. Обязанность петь таким образом псалмы возложена была на левитов, которые и пели Господеви в гуслех и гласе псаломсте. Гуслями назывался особый инструмент, соответствующий нынешней цитре (или гитаре). Пение голосовое (во гласе), или вокальное, сопровождалось вместе игрою на цитре, или гуслях. Кроме такого пения, с участием музыки, пророк повелевает вострубить пред Господом Богом трубами, которые были двоякого рода: одни были выкованы из меди, а другие сделаны из рога животных, или тоже из меди, но отличались формой от первых, которые были длинны, а последние – закругленной формы. Это и выражено словами: в трубах кованых и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем нашим. «Трубами коваными, – говорит св. Афанасий Александрийский, – означает воспламеняющую и неослабевающую силу евангельской проповеди; а трубою рожаною (т.е. сделанною из рога) – царское достоинство» [3, с. 318]. Блж. Феодорит под трубами разумеет апостолов, пророков и учителей [6, с. 468].

Пс.97:7–9 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.

Эти последние три стиха почти буквально сходствуют с последними же тремя стихами псалма 95. Как там, так и здесь пророк призывает к подвижности, к общей радости, во-первых, море и все то, что наполняет его, – затем реки и горы. Море, как известно, наполняют люди, т.е. мореплаватели и все живущие на островах морских, а также рыбы и разнообразные морские животные. Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, «произвели рукоплескание» (реки восплещут рукою), и горы «возрадовались» в ожидании грядущего Мессии (горы возрадуются от лица Господня), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме – вострепетали: «радуйтеся Ему с трепетом» ( Пс.2:11 ). По словам Евфимия Зигабена, «люди получат тогда сугубое удовольствие, одно – по причине первого явления Христова, в которое пришел Он исправить и спасти вселенную, и другое – по причине второго пришествия, когда Господь придет судить землю, воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления» ( Рим.8:21 ). По мнению блж. Феодорита, «пророк не без намерения употребил и то, и другое выражение: идет и имеет придти (греч.). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах». Идет судити вселенней в правду, т.е. все народы будет судить праведно, – и людем, т.е. народу иудейскому, – правостию, т.е. по божественному правосудию, как нелицеприятный Судия, Который знает все безошибочно.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Читайте также:  Инструмент для вскопки земли торнадо
Adblock
detector