Меню

Видов разрешенного использования делятся земли особо охраняемых территорий

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

В отношении особо охраняемых природных территорий установлен режим особой охраны. Они изъяты из хозяйственного оборота.

Земли особо охраняемых территорий: понятие и значение

Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают специально выделенные участки земель, водной глади и воздушного пространства над ними, занятые экосистемами, природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, эстетическое или культурно-историческое значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается с целью:

  • сохранения типовых и уникальных ландшафтов;
  • поддержания генетического биоразнообразия;
  • охраны объектов живой и неживой природы;
  • консервации объектов культурно наследия.

В отношении ООПТ установлен режим особой охраны. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. На соседствующих с ООПТ участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом земле- и водопользования.

Преамбулой Закона РФ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам национального достояния.

Согласно сведениям Минприроды РФ в России учреждено более 13 тыс. ООПТ общефедерального, регионального и муниципального значения. Их площадь с учетом морской акватории превышает 200 млн га, что составляет около 12% площади страны.

Регламентация правового положения особо охраняемых территорий

Законодательная база, устанавливающая порядок создания, функционирования, управление и развития ООПТ, хорошо развита. Многообразие нормативно-правовых актов общефедерального и регионального уровня объясняется особой значимостью земель ООПТ.

На конституционном уровне установлено обязательство каждого гражданина бережно относится к природе. Исходя из содержания ст.71, 72 управление ООПТ и охрана природы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

  • Законодательный комплекс предписаний об ООПТ включает множество международно-правовых актов, в числе которых Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1972); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Иран, 1971). Практикуется заключение двусторонних договоров в отношении приграничных ООПТ. В пример можно привести межправительственное соглашение с Китаем от 26.04.96 г. о создании международного заповедника на озере Ханка.
  • Земельный кодекс РФ посвятил регламентации правового положения земель особо охраняемых территорий одноименную главу XVII. Оговорена необходимость их использования исключительно по целевому назначению, а также приоритет в охране.
  • Системообразующий Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ООПТ к числу объектов, находящихся под особой охраной (ст. 58, 59).
  • Профильным регуляторным актом в отношении ООПТ является Федеральный закон РФ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Документ устанавливает 6 категорий ООПТ, регламентирует особенности правового режима каждой их них. Отдельные главы посвящены организации охраны ООПТ и ответственности за нарушение их режима.
  • Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо не устанавливает обязательность проведения экспертизы при планировании размещения новых объектов в пределах ООПТ. Конкретные предписания по этому поводу содержаться в правительственном Постановлении № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» от 07.10.08 г.
  • Санкции за нарушение правового режима ООПТ оговорены ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст. 8.39 КоАП РФ. Криминальное или административное преследование виновных не исключает возложение на них обязательств компенсировать причиненный вред по правилам Гражданского кодекса РФ. Сумма возмещения рассчитывается согласно методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ № 658 от 01.08.11 г.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

В России возможно существование ООПТ общефедерального, регионального и местного значения. Соответственно, они могут находиться в ведении центрального правительства в лице Минприроды и его органов, региональных властей или муниципалитетов.

Состав земель особо охраняемых территорий согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ:

  • природные, в том числе биосферные, заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендропарки, ботанические сады.

Категория и правовой режим земель особо охраняемых природных территорий устанавливается при учреждении ООПТ. Компетентные органы принимают во внимание экологическое значение соответствующей территории для сохранения биоразнообразия, а также наличие в его границах:

  • естественных и окультуренных ландшафтов, имеющих особую научную или эстетическую ценность;
  • геологических, минералогических и палеонтологических объектов;
  • уникальных природных комплексов или одиночных объектов, представляющих научный интерес.

Номинально перечень категорий ООПТ закрытым не является. Ст. 2 вышеназванного Закона № 33-ФЗ оговаривает возможность установления категорий, отличающихся от вышеперечисленных. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий могут детализироваться на региональном уровне.

Таким образом, ООПТ общефедерального значения создаются в одной из форм, прямо предусмотренных законом. ООПТ регионального и местного значения могут существовать в формах, предусмотренных законодательством соответствующего региона.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий находятся в непосредственной связи:

  • заповедники и национальные парки признаются природным территориями общефедерального значения;
  • природные парки – ООПТ регионального значения;
  • заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ общефедерального или регионального значения.
Читайте также:  Тест по географии 6 класс реки артерии земли

Категория ООПТ при определенных условиях может изменяться. Так, при наличии заключения государственной экологической экспертизы заповедник может быть переведен в статус национального парка (п. 2 ст. 14 Закона РФ № 33-ФЗ).

Общие положения о праве собственности на имущество, входящее в состав особо охраняемых природных территорий

В современных условиях земля и другие природные ресурсы несут значительную антропогенную нагрузку. Правовое положение земельных участков многих категорий (поселений, промышленности, обороны) сводится, в основном, к установлению права собственности и других вещных прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Однако в отношении земель особо охраняемых территорий дело обстоит иначе.

При создании особо охраняемых природных территорий первоочередное значение имеет установление правового режима охраны. Право собственности вторично.

Кроме того, владение особо охраняемыми землями зачастую обременительно, поскольку их использование для получения экономической выгоды невозможно либо осложнено.

Земли заповедников и национальных парков признаются общефедеральной, природных парков – региональной собственностью. Заказники, дендропарки и ботанические сады могут находиться как в государственной, так и в региональной собственности.

Органы местного самоуправления владеют ООПТ, созданными ими на собственных или изъятых для публичных нужд землях. Земли под памятниками природы могут находиться в публичной или частной собственности.

Правовой режим земель отдельных особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения

Система указанных правил освещена в Федеральном законе № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • Природные объекты и ресурсы, а также недвижимость в пределах заповедника признаются общефедеральной собственностью и изъяты из гражданского оборота (ст. 6). Заповедные, в том числе залесенные, земли передаются федеральным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ими в постоянное пользование. Изъятие у бюджетных учреждений заповедных земель запрещено. Последние вправе передавать участки в пределах зоны частичного хозяйственного использования своим сотрудникам в качестве служебных наделов в безвозмездное пользование (ст. 11).
  • Природные ресурсы в пределах национальных парков находятся в общефедеральной собственности и изъяты из гражданского оборота. Для недвижимости это только общее правило, подразумевающее исключения. Смена целевого назначения участков, находящихся в пределах национальных парков, а также уменьшение заповедной зоны запрещены (ст. 12, 15). Земельные участки, на которых созданы национальные парки находятся в постоянном бессрочном пользовании федеральных бюджетных госучреждений. Разрешено выделение служебных наделов (ст. 16). Отдельные участки парков по результатам экологической экспертизы могут передаваться в аренду частным лицам для физкультурно-оздоровительной, рекреационной и иной подобной деятельности в порядке ст. 22 Земельного кодекса РФ. Для этих целей соответствующее бюджетное учреждении отказывается от права постоянного пользования.
  • Природные ресурсы природных парков ограничены в гражданском обороте (ст. 18). Земли парков передаются в бессрочное пользование бюджетным учреждениям субъектов РФ. Изъятию они не подлежат. Отдельные участки в пределах парков могут находиться в муниципальной и частной собственности (ст. 20).
  • Поскольку заказники могут быть как федерального, так и регионального уровня, то и право собственности на земли и природные ресурсы может быть разным. Кроме того, в пределах заказников могут находиться частные владения, собственники которых обязаны соблюдать установленный природоохранный режим (п. 5 ст. 24).
  • Территории памятников природы могут находиться в публичной или частной собственности. Основное отличие от других ООПТ закачается в том, что в частной собственности может находиться весь участок, занятый природным памятником. Учитывая тот факт, что памятником может признаваться даже отдельно стоящее дерево (причудливой формы, долгожитель, дерево-роща) это не вызывает удивления. Процедура учреждения памятника природы может сопровождаться возмездным изъятием участка у частного владельца для публичных нужд по правилам 279 ГК РФ. Если памятник все же остался в пределах частных владений, его собственник обязан принять на себя обязательства по обеспечению его охраны. Отказ в подписании охранного договора или его невыполнение могут послужить основанием для изъятия участка.
  • Земли в границах дендропарков и ботанических садов передаются управляющим ими госучреждениям, в том числе научным организациям и ВУЗам, в бессрочное пользование. Имущество ООПТ этого вида ограничено в гражданском обороте.

Использование земель особо охраняемых природных территорий

Общие положения о порядке использования земель ООПТ содержаться в разделе гл. XVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Цели их использования определяются категорией, профилем и целями создания соответствующей ООПТ.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий сводится к запрету деятельности, не связанной с сохранением природных объектов в их первозданном виде и изучением природных комплексов.

Смена целевого назначения участков в пределах ООПТ или прекращение права собственности на них для нужд, не связанных с использованием по целевому назначению, запрещено. На специально выделенных участках частичного использования возможна хозяйственная и/или рекреационная деятельность согласно установленному правовому режиму.

Для предотвращения неблагоприятных последствий деятельности человека за чертой ООПТ устанавливаются природоохранные зоны, в границах которых запрещается деятельность, могущая негативно сказаться на состоянии ООПТ. Участки земли в пределах таких зон у собственников не изымаются, однако они могут использоваться только с соблюдением установленного правового режима.

Читайте также:  Можно ли сказать что земля спутник солнца

В отношении ОППТ действует запрет на:

  • выдел садоводческих и дачных участков;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач и строительство автодорог;
  • возведение и эксплуатация жилья и хозяйственных комплексов, непосредственно не связанных с природоохранной деятельностью;
  • движение и стоянка автотранспорта и спецтехники (кроме случаев, когда они необходимы для функционирования ООПТ);
  • проезд транспорта, прогон скота (кроме дорог общего пользования).

Источник

Состав и правовой режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов

Обширность территории Российской Федерации является причиной расположения в ее пределах завидного разнообразия земель, отличия которых обуславливают необходимость установления дифференцированного режима эксплуатации и обеспечения их сохранности.

Исходя из этого, земельное законодательство нашего государства хоть и условно, но исходя из существующих специфических характеристик того или иного земельного массива, выделяет так называемые «категории земель».

Среди них особое место занимают земли особо охраняемых государством территорий и объектов, которые благодаря присущим им преимуществам (в силу наличия, к примеру, уникальных природных ресурсов или археологической ценности) требуют от государства повышенной степени охраны и, соответственно, ужесточения правового режима пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и состав объектов

Определение охраняемых территорий и объектов может быть сформулировано исходя из анализа п.1 ст.94 ЗК РФ: это земли, обладающие природным, государственным, региональным, социальным значением в силу особенностей территориального и геологического характера и которые способны служить удовлетворению природоохранных, научных, историко-культурных, эстетических, рекреационных, оздоровительных потребностей государства и населения.

Состоянием на 2018 год к вышеупомянутой категории земель отнесены (п.2 ст.94 ЗК РФ):

  • особо охраняемые природные территории;
  • природоохранного назначения;
  • рекреационные;
  • историко-культурного назначения;
  • особо ценные.

О том, что такое категория земельного участка и как происходит её установление, читайте здесь.

Категории и правовой режим

Природные

Земельные участки получают подобное правовое положение в случаях, перечисленных в ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14 марта 1995 г. (к примеру, важность для сохранения биологического разнообразия или наличие уникальных природных ландшафтов и комплексов).

Определение тех или иных земель особо охраняемыми природными территориями происходит на основании п.1 ст. 95 ЗК РФ (среди прочих: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады и т.п.).

Вышеперечисленные территории исходя из ст.95 ЗК РФ признаны общенациональным достоянием, по причине чего, как правило, пребывают исключительно в государственной или муниципальной собственности (при формировании или расширении существующих земель этой категории земельные участки у частных собственников изымаются).

Изменение целевого назначения упомянутых земель запрещено, как и прекращение прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению (о том, как определить целевое назначение участка, как узнать категорию и ВРИ земли по кадастровому номеру, читайте в нашем материале).

Кроме вышеуказанных общих признаков, для каждой разновидности установлены отдельные особенности правового режима (ст.95 ЗК РФ).

К примеру, на природных землях федерального значения запрещается прогон скота, выделение участков для садоводства или дачной застройки. На прилегающих к территориям заповедников и национальных парков земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны как превентивная мера от пагубного антропологического воздействия.

Земли государственных природных заказников могут формироваться как с изъятием у собственников, пользователей и владельцев, так и без такового.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Целевую направленность данной категории земель, обладающих природными лечебными ресурсами и необходимой для их использования инфраструктурой, обобщенно можно описать как лечение и отдых граждан (п.1 ст.96 ЗК РФ).

П.1 ст.9 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» №26-ФЗ от 23.02.1995 устанавливает, что упомянутые земли пребывают исключительно в государственной собственности и могут лишь передаваться в пользование юридическим и физическим лицам компетентными органами государственной власти.

Ст. 16 этого ФЗ устанавливает, что охрана таких земель осуществляется посредством установления до трех округов санитарной (горно-санитарной) охраны:

  • в первой зоне запрещено проживание граждан, осуществление хозяйственной деятельности;
  • во второй зоне установлен запрет на размещение недвижимого имущества или других объектов, не способствующих развитию сферы туризма и оказанию лечебно-оздоровительных услуг, а также на проведение пагубно влияющих на природные ресурсы работ;
  • в третьей зоне введен лимит на застройку территории промышленными и сельскохозяйственными сооружениями, осуществление хозяйственной деятельности, загрязняющей окружающей среды.

Обеспечение режима пользования и охраны таких земель – прямая обязанность собственников и землепользователей.

В случае загрязнения округов санитарной (горно-санитарной) охраны соответствующие мероприятия санитарно-оздоровительного характера и ликвидация очагов осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Читайте также:  Мошка в земле под цветами

Природоохранного назначения

В соответствии с п.1 ст.97 ЗК РФ, к территориям природоохранного назначения относятся природные места, занятые защитными лесами, перечень которых закреплен в лесном законодательстве, либо иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Согласно п. 2-5 ст.97 ЗК РФ, на территории земель упомянутой категории запрещена или ограничена не соответствующая целевому назначению хозяйственная деятельность. Имеется возможность образования территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в местах их проживания и осуществления основных видов деятельности.

Земельные участки этой категории не подлежат обязательному изъятию либо выкупу (то есть лишь ограничены в гражданском обороте).

Рекреационные

П. 1 ст. 98 ЗК РФ относит к этой категории территории, предназначенные для:

  1. отдыха граждан;
  2. туризма;
  3. проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

На них, согласно п.2 той же статьи, размещены:

  • лагеря;
  • пансионаты;
  • дома отдыха;
  • туристические станции;
  • тропы трассы и другие подобные объекты.

Деятельность, не способствующая достижению вышеупомянутых целей, запрещена (п.5 ст.98 ЗК РФ).

Земли рекреационного назначения могут пребывать как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. Физические лица могут свободно пребывать на землях рекреационного назначения, если они не закрыты для доступа, при условии соблюдения режима их использования. Доступ к земельным участкам рекреационного назначения частной формы собственности возможен лишь с согласия собственника (ст.98 ЗК РФ и ст.262 ГК РФ).

Историко-культурные

К этой категории п.1 ст.99 ЗК РФ относит:

  1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
  2. достопримечательные места (например, территории размещения древних ремесел);
  3. места военных и гражданских захоронений.

Согласно п.2 ст.99 ЗК РФ такие земельные участки используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение которого без веских причин не допускается. Зачастую земли данной категории, особенно в случае формирования новых или расширения существующих участков, подлежат соответствующим исследованиям и консервации, а то есть исключается возможность осуществление какой-либо хозяйственной деятельности на них.

В пределах земель историко-культурного назначения, не относящихся к территориям населенных пунктов в соответствии с градостроительной документацией, вводится дифференцированный правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с целевым назначением (п.3 ст.99 ЗК РФ).

По общему правилу, земли историко-культурного назначения не исключены из гражданского оборота, то есть не подлежат обязательному изъятию у собственников, пользователей или владельцев. (п.3 ст.99 ЗК РФ).

Для сохранности исторической, ландшафтной и градостроительной среды создаются зоны охраны объектов культурного наследия. Порядок эксплуатации участков прочих категорий земель, которые находятся в пределах этих зон охраны, устанавливается правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).

Более подробно режим допустимого использования земель данной категории определяется Градостроительным кодексом, строительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89) и решениями соответствующих органов в пределах их компетенции об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами.

Ценные

Условиями для отнесения той или иной территории к категории особо ценных земель, согласно п.1 ст.100 ЗК РФ, служат:

  • наличие на них природных объектов и объектов культурного наследия, обладающих научной и историко-культурной ценностью соответственно;
  • размещение типичных или редких природных, культурных ландшафтов;
  • наличие сообществ (групп) растительных, животных организмов или редких геологических образований;
  • земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций.

К примеру, при осуществлении градостроительной деятельности запрещена деятельность, которая негативно влияет на природную среду и ландшафты, а также памятники истории, культуры и природы (ст.20 Градостроительного кодекса РФ).

Полезное видео

Из видео узнаете, что такое особо охраняемые природные территории:

Заключение

Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.

Основополагающим критерием является:

  1. именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
  2. наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  3. прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).

Соответствующие государственные органы исполнительной власти ответственны за осуществление контроля и надзора за соблюдением допустимого режима использования и охраны данных земель, что всячески способствует реализации того потенциала, который присущ подобного типа землям, как обладателям целого спектра специфических особенностей, обуславливающих их особую ценность государственного и социального характера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источник

Adblock
detector