Меню

Виды земель особо охраняемых природных территорий

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Объясняем нюансы земельного законодательства простым языком: особенности купли-продажи, аренды участков, перевода земель из одной категории в другую, выдела доли, межевания и многое другое. Поможем избежать финансовых потерь и объясним порядок оформления документов.

Землями особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст.94 гл.17 Земельного кодекса Российской Федерации, являются земельные территории государства, которые в силу своего особого природоохранного, оздоровительного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, научного, и иного ценного значения, были изъяты из полного или частичного хозяйственного пользования. Основанием этому служат постановления государственных органов власти, одновременно присваивающие этим территориям особый правовой режим.

Виды земель особо охраняемых территорий и объектов

Земельный кодекс РФ проводит четкое разделение этих земель по назначению:

  1. Земли особо охраняемых природных территорий.
  2. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
  3. Земли природоохранного назначения.
  4. Земли рекреационного назначения.
  5. Земли историко-культурного назначения.
  6. Особо ценные земли.

Земли особо охраняемых природных территорий

К ним относятся национальные, дендрологические и природные парки, памятники природы, государственные природные заказники и заповедники, ботанические сады (ст.95 гл.17 ЗК РФ).

  1. Заповедники и заказники — территории, на которых природные условия сохранены в естественном и первозданном виде. Их целью является защита и сохранение существующих популяций животных и растений, содействие в просвещении в вопросах экологии и подготовке профессиональных кадров по защите окружающей среды.
  2. Памятники природы — ценные, невосполнимые и уникальные с точки зрения экологии, науки, культуры, эстетики природные объекты, возникшие как естественным, так и искусственным путем.
  3. Национальные парки — территория, разделенная на зоны с полным ограничением деятельности, в которых природные условия сохраняются в нетронутыми — в естественном виде, и зоны, в которых деятельность урегулирована законодательством. Такие участки национальных парков могут использоваться также в рекреационных целях.
  4. Дендрологические парки и ботанические сады — искусственно созданные природные территории, на которых специально выращиваются коллекции разного рода растений, деревьев, предназначенные для сохранения и развития многообразия растительного мира.

На территории этих объектов запрещено осуществлять какой-либо род деятельности, не направленный на изучение и сохранение данных природных комплексов, а также не регламентированную регулирующими законами.

Не разрешается использовать данные земли для нужд и деятельности, противоречащих их целевому назначению. Данные участки земли могут быть как в федеральной, муниципальной собственности, так и в собственности субъектов РФ. Законодательство предусматривает возможность включения земельных участков, которые находятся в частной собственности, в данную категорию охраняемых земель.

На территории запрещается:

  • строить автомобильные дороги, трубопроводы, линии электропередач, жилые, промышленные и хозяйственные объекты;
  • эксплуатировать механические транспортные средства;
  • прогон скота;
  • предоставлять дачные и садоводческие участки.

Для защиты ценных объектов от разрушающего влияния негативных антропогенных факторов, на территории данных земель создаются охранные зоны. Границы зон обозначаются специальными информационными знаками. Участки земли, принадлежащие собственникам, у них не изымаются, и эксплуатируются в соответствии с требованиями правового режима. Земли государственных заповедников не подлежат приватизации, так как находятся в федеральной собственности. В национальных парках, в исключительных случаях, могут располагаться земельные участки собственников. Обязательным условием для этого является полное соответствие деятельности с правовым режимом и отсутствие ее негативного влияния (ст.95 гл.17 ЗК РФ).

Органы государственной власти субъектов могут принять решение о резервировании земель, которые в дальнейшем предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная деятельность на этих землях будет ограничена.

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Данные земли предназначены для пребывания там граждан с целью лечения и оздоровления. К ним относят земли, обладающие благоприятным климатом, месторождениями лечебных грязей, минеральных вод, озер — всех тех природных ресурсов и факторов, оказывающих профилактическое и лечебное действие на организм человека. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные в таких землях, могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

Для того, чтобы сохранить благоприятные санитарные и экологические условия, на данных территориях организовывают округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Те участки земли, которые располагаются в санитарных зонах, изъятию и выкупу у их собственников не подлежат. Исключение составляют случаи, когда они находятся в первой санитарной зоне, и подлежат полному изъятию.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, запрещено проведение работ, загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

Земли природоохранного назначения

Земли, которые заняты защитными лесами, в случаях предусмотренных лесным законодательством и земли, выполняющие природоохранную функцию. Не входят в эту категорию защитные леса, расположенные на землях лесного фонда и особо охраняемых природных территорий(ст.97 гл.17 ЗК РФ).

Читайте также:  Как утеплить металлопластиковые трубы в земле

Законодательством разрешено вести хозяйственную деятельность при условии, что будет соблюдаться установленный режим сохранения окружающей среды. Если право пользоваться таким участком получило юридическое лицо, оно обязано обозначить границы владения соответствующими информационными знаками. Разрешается быть собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором территории. Земля не выкупается, не изымается, однако деятельность на ней будет ограничена или запрещена в случае ее несоответствия основному назначению охраняемой территории (ст.97 гл.17 ЗК РФ).

Земли рекреационного назначения

К данному типу относят участки земли с расположенными на них спортивными и детскими лагерями, кемпингами, домами отдыха, пансионатами, туристическими парками и детскими станциями, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, учебно-туристическими тропами и трассами, а также другими, аналогичными объектами (ст.98 гл.17 ЗК РФ).

С собственниками земельных участков может быть заключено соглашение об образовании на территории учебно-туристических троп и трасс. Их использование будет регулироваться на основе сервитутов, но участки земли остаются в собственности у владельцев. Осуществлять какой-либо род деятельности на территории земель рекреационного назначения, не совпадающий с их основным назначением, запрещается (ст.98 гл.17 ЗК РФ).

Земли историко-культурного назначения

Земельные участки с расположенными на них объектами, которые имеют важное археологическое и культурное наследие РФ. К таким объектам относят культурные и исторические памятники. Также это территории, на которых располагаются гражданские и военные захоронения, места, достопримечательные с позиции истории ремесла, промысла и производства. Защита историко-культурного наследия осуществляется путем установки зон их охраны (ст.99 гл.17 ЗК РФ).

Запрещено изменять назначение этих земель, а также осуществлять деятельность, противоречащую этому назначению. Данные участки территории у лица, владеющего правом собственности, не подлежат изъятию, за исключением случаев, когда собственник не сохраняет или намеренно разрушает культурное наследие (ст.54 N 73-ФЗ). В отдельных случаях может быть осуществлен полный запрет какой-либо деятельности на территории земель, имеющих важное историко-культурное значение (ст.99 гл.17 ЗК РФ).

Особо ценные земли

Земельные территории с расположенными на них объектами (природными или культурного наследия), которые представляют собой особую ценность с точки зрения культуры, истории и науки. К таким объектам относят наличие типичных, культурных ландшафтов, редких ландшафтов и геологических образований, сообществ животных и растительных организмов, земельных участков, на которых предполагается вести деятельность научно-исследовательским организациям (ст.100 гл.17 ЗК РФ).

Владельцы данных земель обязаны предпринимать меры по их защите и охране (ст.100 ЗК РФ).

Соотношение площади особо охраняемых природных территорий к общей площади РФ

В 2017 году исполняется ровно столетие с момента создания в России первой особо охраняемой природной территории (ООПТ). 1917 год ознаменовался открытием Баргузинского заповедника, созданного с целью сохранения популяции баргузинского соболя. На январь месяц 2014 года в РФ насчитывалось:

  • государственные природные заповедники — 102, занимающие площадь 33,8 млн.га (1,6% от общей территории РФ);
  • национальные природные парки — 46, занимающие площадь 12 млн.га (0,8%);
  • государственные природные заказники федерального значения — 71, занимающие площадь 13 млн.га (0,8%);
  • памятники природы федерального значения — 28, занимающие площадь 0,04 млн.га (0,002%).

Общее количество ООПТ, имеющих федеральное, региональное и местное значение, насчитывает больше 13000 объектов. Причем их общая площадь составляет более 200 млн.га. (с учетом акватории), что составляет 11.9% от общей территории РФ. Без учета акватории эта цифра снижается до 11,3%.

Смена категории земли (перевод)

Поскольку со временем, в силу различных разрушающих факторов, особая ценность некоторых земель может быть потеряна, законодательством РФ предусмотрен перевод таких земель в другую категорию. В таком случае, необходимо подтверждение факта об утрате ими особой ценности. Такое заключение дает государственная экологическая или иная, установленная законом, , экспертиза. Возможен и обратный процесс — перевод земель в категорию ООПТ. Такое происходит, если создаются туристско-рекреационные особые зоны и особо охраняемые территории. Инициатором изменений является орган, управляющий особой экономической зоной. По его заявке орган, который ведет дела по государственному земельному кадастру, вносит соответствующие изменения в документацию и узаконивает их.

Для перевода земель из одной категории в другую требуется подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Также необходимо подать следующие документы:

  1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя
  2. выписка из ЕГРИП (для физических лиц) или из ЕГРЮЛ (для юридических лиц)
  3. выписка из Единого государственного реестра недвижимости
  4. заключение государственной экологической экспертизы
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка

По результатам рассмотрения ходатайства выносится акт о переводе земель или земельных участков или акт об отказе в переводе земель или земельных участков. Эти акты могут быть обжалованы в суд.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Источник

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

В отношении особо охраняемых природных территорий установлен режим особой охраны. Они изъяты из хозяйственного оборота.

Земли особо охраняемых территорий: понятие и значение

Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают специально выделенные участки земель, водной глади и воздушного пространства над ними, занятые экосистемами, природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, эстетическое или культурно-историческое значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается с целью:

  • сохранения типовых и уникальных ландшафтов;
  • поддержания генетического биоразнообразия;
  • охраны объектов живой и неживой природы;
  • консервации объектов культурно наследия.
Читайте также:  Где то ты летаешь над землей

В отношении ООПТ установлен режим особой охраны. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. На соседствующих с ООПТ участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом земле- и водопользования.

Преамбулой Закона РФ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам национального достояния.

Согласно сведениям Минприроды РФ в России учреждено более 13 тыс. ООПТ общефедерального, регионального и муниципального значения. Их площадь с учетом морской акватории превышает 200 млн га, что составляет около 12% площади страны.

Регламентация правового положения особо охраняемых территорий

Законодательная база, устанавливающая порядок создания, функционирования, управление и развития ООПТ, хорошо развита. Многообразие нормативно-правовых актов общефедерального и регионального уровня объясняется особой значимостью земель ООПТ.

На конституционном уровне установлено обязательство каждого гражданина бережно относится к природе. Исходя из содержания ст.71, 72 управление ООПТ и охрана природы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

  • Законодательный комплекс предписаний об ООПТ включает множество международно-правовых актов, в числе которых Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1972); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Иран, 1971). Практикуется заключение двусторонних договоров в отношении приграничных ООПТ. В пример можно привести межправительственное соглашение с Китаем от 26.04.96 г. о создании международного заповедника на озере Ханка.
  • Земельный кодекс РФ посвятил регламентации правового положения земель особо охраняемых территорий одноименную главу XVII. Оговорена необходимость их использования исключительно по целевому назначению, а также приоритет в охране.
  • Системообразующий Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ООПТ к числу объектов, находящихся под особой охраной (ст. 58, 59).
  • Профильным регуляторным актом в отношении ООПТ является Федеральный закон РФ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Документ устанавливает 6 категорий ООПТ, регламентирует особенности правового режима каждой их них. Отдельные главы посвящены организации охраны ООПТ и ответственности за нарушение их режима.
  • Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо не устанавливает обязательность проведения экспертизы при планировании размещения новых объектов в пределах ООПТ. Конкретные предписания по этому поводу содержаться в правительственном Постановлении № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» от 07.10.08 г.
  • Санкции за нарушение правового режима ООПТ оговорены ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст. 8.39 КоАП РФ. Криминальное или административное преследование виновных не исключает возложение на них обязательств компенсировать причиненный вред по правилам Гражданского кодекса РФ. Сумма возмещения рассчитывается согласно методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ № 658 от 01.08.11 г.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

В России возможно существование ООПТ общефедерального, регионального и местного значения. Соответственно, они могут находиться в ведении центрального правительства в лице Минприроды и его органов, региональных властей или муниципалитетов.

Состав земель особо охраняемых территорий согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ:

  • природные, в том числе биосферные, заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендропарки, ботанические сады.

Категория и правовой режим земель особо охраняемых природных территорий устанавливается при учреждении ООПТ. Компетентные органы принимают во внимание экологическое значение соответствующей территории для сохранения биоразнообразия, а также наличие в его границах:

  • естественных и окультуренных ландшафтов, имеющих особую научную или эстетическую ценность;
  • геологических, минералогических и палеонтологических объектов;
  • уникальных природных комплексов или одиночных объектов, представляющих научный интерес.

Номинально перечень категорий ООПТ закрытым не является. Ст. 2 вышеназванного Закона № 33-ФЗ оговаривает возможность установления категорий, отличающихся от вышеперечисленных. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий могут детализироваться на региональном уровне.

Таким образом, ООПТ общефедерального значения создаются в одной из форм, прямо предусмотренных законом. ООПТ регионального и местного значения могут существовать в формах, предусмотренных законодательством соответствующего региона.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий находятся в непосредственной связи:

  • заповедники и национальные парки признаются природным территориями общефедерального значения;
  • природные парки – ООПТ регионального значения;
  • заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ общефедерального или регионального значения.

Категория ООПТ при определенных условиях может изменяться. Так, при наличии заключения государственной экологической экспертизы заповедник может быть переведен в статус национального парка (п. 2 ст. 14 Закона РФ № 33-ФЗ).

Общие положения о праве собственности на имущество, входящее в состав особо охраняемых природных территорий

В современных условиях земля и другие природные ресурсы несут значительную антропогенную нагрузку. Правовое положение земельных участков многих категорий (поселений, промышленности, обороны) сводится, в основном, к установлению права собственности и других вещных прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Читайте также:  Двухквартирный дом раздел земли

Однако в отношении земель особо охраняемых территорий дело обстоит иначе.

При создании особо охраняемых природных территорий первоочередное значение имеет установление правового режима охраны. Право собственности вторично.

Кроме того, владение особо охраняемыми землями зачастую обременительно, поскольку их использование для получения экономической выгоды невозможно либо осложнено.

Земли заповедников и национальных парков признаются общефедеральной, природных парков – региональной собственностью. Заказники, дендропарки и ботанические сады могут находиться как в государственной, так и в региональной собственности.

Органы местного самоуправления владеют ООПТ, созданными ими на собственных или изъятых для публичных нужд землях. Земли под памятниками природы могут находиться в публичной или частной собственности.

Правовой режим земель отдельных особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения

Система указанных правил освещена в Федеральном законе № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • Природные объекты и ресурсы, а также недвижимость в пределах заповедника признаются общефедеральной собственностью и изъяты из гражданского оборота (ст. 6). Заповедные, в том числе залесенные, земли передаются федеральным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ими в постоянное пользование. Изъятие у бюджетных учреждений заповедных земель запрещено. Последние вправе передавать участки в пределах зоны частичного хозяйственного использования своим сотрудникам в качестве служебных наделов в безвозмездное пользование (ст. 11).
  • Природные ресурсы в пределах национальных парков находятся в общефедеральной собственности и изъяты из гражданского оборота. Для недвижимости это только общее правило, подразумевающее исключения. Смена целевого назначения участков, находящихся в пределах национальных парков, а также уменьшение заповедной зоны запрещены (ст. 12, 15). Земельные участки, на которых созданы национальные парки находятся в постоянном бессрочном пользовании федеральных бюджетных госучреждений. Разрешено выделение служебных наделов (ст. 16). Отдельные участки парков по результатам экологической экспертизы могут передаваться в аренду частным лицам для физкультурно-оздоровительной, рекреационной и иной подобной деятельности в порядке ст. 22 Земельного кодекса РФ. Для этих целей соответствующее бюджетное учреждении отказывается от права постоянного пользования.
  • Природные ресурсы природных парков ограничены в гражданском обороте (ст. 18). Земли парков передаются в бессрочное пользование бюджетным учреждениям субъектов РФ. Изъятию они не подлежат. Отдельные участки в пределах парков могут находиться в муниципальной и частной собственности (ст. 20).
  • Поскольку заказники могут быть как федерального, так и регионального уровня, то и право собственности на земли и природные ресурсы может быть разным. Кроме того, в пределах заказников могут находиться частные владения, собственники которых обязаны соблюдать установленный природоохранный режим (п. 5 ст. 24).
  • Территории памятников природы могут находиться в публичной или частной собственности. Основное отличие от других ООПТ закачается в том, что в частной собственности может находиться весь участок, занятый природным памятником. Учитывая тот факт, что памятником может признаваться даже отдельно стоящее дерево (причудливой формы, долгожитель, дерево-роща) это не вызывает удивления. Процедура учреждения памятника природы может сопровождаться возмездным изъятием участка у частного владельца для публичных нужд по правилам 279 ГК РФ. Если памятник все же остался в пределах частных владений, его собственник обязан принять на себя обязательства по обеспечению его охраны. Отказ в подписании охранного договора или его невыполнение могут послужить основанием для изъятия участка.
  • Земли в границах дендропарков и ботанических садов передаются управляющим ими госучреждениям, в том числе научным организациям и ВУЗам, в бессрочное пользование. Имущество ООПТ этого вида ограничено в гражданском обороте.

Использование земель особо охраняемых природных территорий

Общие положения о порядке использования земель ООПТ содержаться в разделе гл. XVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Цели их использования определяются категорией, профилем и целями создания соответствующей ООПТ.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий сводится к запрету деятельности, не связанной с сохранением природных объектов в их первозданном виде и изучением природных комплексов.

Смена целевого назначения участков в пределах ООПТ или прекращение права собственности на них для нужд, не связанных с использованием по целевому назначению, запрещено. На специально выделенных участках частичного использования возможна хозяйственная и/или рекреационная деятельность согласно установленному правовому режиму.

Для предотвращения неблагоприятных последствий деятельности человека за чертой ООПТ устанавливаются природоохранные зоны, в границах которых запрещается деятельность, могущая негативно сказаться на состоянии ООПТ. Участки земли в пределах таких зон у собственников не изымаются, однако они могут использоваться только с соблюдением установленного правового режима.

В отношении ОППТ действует запрет на:

  • выдел садоводческих и дачных участков;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач и строительство автодорог;
  • возведение и эксплуатация жилья и хозяйственных комплексов, непосредственно не связанных с природоохранной деятельностью;
  • движение и стоянка автотранспорта и спецтехники (кроме случаев, когда они необходимы для функционирования ООПТ);
  • проезд транспорта, прогон скота (кроме дорог общего пользования).

Источник

Adblock
detector