Меню

Вся земля находилась в собственности казацкой общины в xvii веке

Помогите пожалуйсто по истории:
1.Укажите истинность или ложность утверждений о казачестве в XVII веке.
1. Уменьшилось число казачества
2. Казаки имели особые права и привилегии, которые им предоставлялись при условии несения военной службы
3. Вся земля находилась в собственности казацкой общины
4. Казаки не вели хозяйство, а жили только за счёт жалованья

2.Расположите в порядке возрастания церковные чины.
1. Приходские священники
2. Митрополиты, епископы, архиепископы
3. Патриарх Московский и всея Руси

3.Соотнесите категорию крестьян и их характеристику.
1. Черносошные —
2. Крепостные —

1. Были лично свободны, но несли государственные повинности
2. Находились в собственности землевладельцев

4.В каких регионах проживали черносошные крестьяне?
1. Поволжье
2. Кавказ
3. Сибирь
4. Центральная Россия
5. Поморье

5.Как называется группа людей, члены которой отличаются по своему правовому положению, а их привилегии и обязанности определяются законом и передаются по наследству?

6. В каком году была отменена система местничества?
1. 1682
2. 1698
3. 1668
4. 1623
7. Какую роль играли монастыри в хозяйственной жизни России?
1. Содержали мельницы
2. Обрабатывали землю
3. Занимались торговлей
4. Содержали мануфактуры
5. Занимались разведением скота

8. Кому в России принадлежало самое большое количество крестьянских дворов?
1. Церковь
2. Царь
3. Бояре
4. Дворяне

9. Укажите истинность или ложность утверждений о положении крестьян в XVII веке.
1. Со второй половины XVII века к барщине стали относить работу на мануфактурах
2. Барщина составляла один день в неделю
3. Работали на барщине и выплачивали оброк — денежный и натуральный
4. Крепостные крестьяне не могли распоряжаться имуществом и даже заключать браки без разрешения феодала
5. Черносошные крестьяне занимались в основном охотой, пушным промыслом и торговлей

10. В каком году донское казачество присягнуло российскому царю?
1. 1671
2. 1698
3. 1666
4. 1623
5. 1652

Источник

Казачество в xiv — xvii вв. и его роль в русской истории

Статьи

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников.

Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры.

Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А.А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в XX веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала XVIII века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ).

Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном. Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи.

Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области.

Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов.

Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания.

С XVIII века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство.

В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.

Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы.

Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения.

В XIX веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

В конце XIX века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка.

Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство. На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек.

Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек).

К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Конспект по истории «Роль казачества в истории России»

Тематический классный час «Роль казачества в истории России»

Цели: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению истории России; способствовать патриотическому воспитанию детей, готовности к защите Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; портреты казаков; карты России 14-15 веков, 18-19 веков, начала 20 века.

Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, осетин и др., в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы.

Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников.

В русском языке «казачество», впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. Первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских.

Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков.

На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни.

Огромное значение в жизни казаков играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ).

Главной особенностью казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления.

Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, являвшихся высшими органами управления.

Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд.

Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств.

Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили

На протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века.

Но на Земском соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

С 1721 казачьи части находились в ведении Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью.

Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство.

С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.

Казаки осваивали Сибирь и Дальний Восток. Русские мореходы и землепроходцы 17 века Ерофей Хабаров, Семён Дежнёв, Василий Поярков и другие были казаками.

Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799 года.

Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков. ( Взятие Измаила в 1790 году).

«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка.

Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 — на действительной службе, 8 лет — на льготе и 5 — в запасе.

На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица).

За службу казаки получали землю (от 10 до 50 десятин) и освобождение от налогов.

В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Казачество в 20 – начале 21 века

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка.

Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел.. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).

Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков. Особенно отличались мелкие партизанские отряды, сформированные из казаков-добровольцев, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Десятки тысяч казаков за мужество и героизм были награждены Георгиевскими крестами.

Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены.

В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом.

К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %).

По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В настоящее время казачество как особая этническая группа русского народа составляет около 3-4 миллиона граждан России. В конце 2005 года Государственная Дума России, наконец, приняла закон «О государственной службе российского казачества». Закон этот отлеживался в думе 15 лет и вот Дума, с представления Президента все-таки приняла его.

Суть принятого закона состоит в том, что внесенные в реестр казаки смогут проходить военную службу в соединениях, которым присвоены традиционные казачьи наименования, участвовать в мероприятиях МЧС, помогать наводить правопорядок и охранять государственную границу.

На казаков государство возлагает также обязанность патриотического воспитания и ведение воинского учета призывников. Президент своим указом определяет форму казачьей одежды, знаки различия, чины и удостоверения казака.

Казачья служба будет финансироваться из федерального бюджета.

Сегодня в России существует одиннадцать казачьих войск, в которых несут государственную службу 900 тысяч человек. Это десять «традиционных» войск и одно, самое молодое, – Центральное. Оно охватывает семнадцать регионов Центрального федерального округа и 90 тысяч людей, 34 из которых взяли на себя добровольные обязательства по несению государственной службы.

Современное казачество ориентируется на традиции прошлого поколения.

Современное казачество в России.

В России растёт количество казачьих учебных заведений.

Вопрос: чем отличаются два казачьих отряда? (Формой. У каждого казачьего Войска – своего цвета форма, свой флаг и т. д.)

Возрождается казачье искусство.

Казаки принимают участие в охране общественного порядка…

…принимают участие в обеспечение экологической и пожарной безопасности…

…охраняют российскую границу…

Вопросы викторины:1. Что такое казачество? Когда оно зародилось в России?2. Что такое казачий круг? Какие вопросы на нём решались?3. Какую роль сыграло казачество при избрании царя Михаила Романова?4.

Почему про казаков говорили, что они рождались в седле?5. Какую роль сыграло казачество в истории России?

Какие функции выполняет современное казачество по закону «О государственной службе российского казачества»?

Вольное казачество – xv xvi, xvii век

Вольное казачество – это не просто гордые слова или поэтический образ. Говоря о происхождении казаков, без этой формулировки не обойтись.

Дело в том, что если наиболее ранние упоминания слова «казак» можно найти в хрониках XIV века и даже раньше – то эти упоминания говорят об отрядах вольнонаемной стражи, которую держали пограничные с Диким полем города, княжества или колонии (например, существовавшая до 1475 г. в Крыму торговая колония генуэзцев держала на своей службе казаков – но это были татары по происхождению).

«Казак» — по тюркски значит «свободный, независимый, неподданный человек». Но мы должны сказать о бОльшем – об историческом независимом сообществе свободных людей в степях восточной Европы, потомки которых сейчас называют себя казаками.

Надежные документальные свидетельства о самостоятельных казачьих объединениях относятся к концу века XV. – Это как раз понятно: именно в XV веке монголо-татарское государство, разбросавшееся от Днестра до Хуанхэ, пришло в упадок в результате культурного застоя и политической «замятни». В Диком поле стало свободнее – но эта свобода доставалась недаром.

За нее нужно было сражаться. И еще в XIX веке левый берег казачьего Дона по традиции звался «ногайским», а правый – «крымским»: по имени тех татар, которые эти берега контролировали. То же – и с казачьим Днепром.

Иначе говоря, свободные казачьи сообщества в Диком поле, которые к XVII веку собрались окончательно в «Войска», на этом этапе своей истории существовали в условиях полного вражеского окружения. Татары слабели – но появился и новый, молодой и сильный противник – Османская империя.

Турки уничтожили колонии генуэзцев в Крыму, подчинили татар, залили кровью Балканы, опустошили Венгрию и Польшу, исламизировали Кавказ. Их натиск крепчал. Робкая, разобщенная Европа еще не решалась противостоять разрастанию турецкой державы в Средиземноморье – хотя этот процесс уже начал принимать катастрофические масштабы.

С сильным лучше дружить – и итальянские государства, несмотря на все запреты римских пап, услужливо предлагали Стамбулу продукцию своих оружейных мастеров: продавали пушки и холодное оружие, тем самым вооружая собственного потенциального врага.

Такова была ситуация в регионе в конце XV — начале XVI веков. Кем были на тот момент вольные казаки? Какова была их вера и культура, кто они были по крови? — Не на все эти вопросы можно сейчас доказательно и окончательно ответить. Но кое-что науке известно.

Культура казаков того времени представляет собой синтез кочевых – и оседлых элементов и технологий. Можно основательно утверждать, что казачьи союзы не были татарского происхождения: для кочевников совершенно нехарактерны мореплавание и рыболовство – а казаки освоили водные магистрали великих степных рек и бесстрашно выходили в море.

И первые их известные походы были морскими… Вместе с тем, и седло, и аркан, и лук со стрелой были необходимыми предметами в жизни казака. Земледелием в эту эпоху казаки не занимались – вряд ли в тех условиях оно вообще было перспективным; но бытовало среди них и представление, согласно которому землю пахать – поруха рыцарству.

Промыслами казачества были охота, рыбная ловля, военные походы и отчасти скотоводство. Но кочевниками в полном смысле они не были – крепко держались рек, по которым и звались.

Очень интересно то, что и реки у казаков звались по-особому, «с отчествами»: Дон Иванович, Днепр Словутич, Терек Горынович… Такая «народная гидронимия» в целом нехарактерна ни для одной из восточнославянских традиций.

«Самостоятельное», автохтонное происхождение казаков от неких древних народов вполне возможно – хотя еще не доказано и не опровергнуто наукой; исследования археологов в этом направлении ведутся. Общим языком был как славянский, так и татарский (до XIX века он оставался «в домашнем обиходе»).

Строй общественной жизни казаков – традиционно демократический: все важнейшие решения принимал Круг, главой был выборный атаман.

Судя по тому, что в XVII столетии и донцы, и запорожцы, и терцы с уральцами – люди православные, можно судить о том, что Православие укоренялось в среде казаков и в более ранний период.

Но именно укоренялось – поскольку в это тревожное время они принимали в свои ряды тех, кто приходил с этим намерением – какого бы происхождения эти люди ни были.

Постоянная угроза набегов со стороны татар, нестабильность экономического положения, большие потери от боев и болезней не могли позволить казачеству обойтись без этого – для самовосполнения демографии нужно было иметь хоть какие-то «тылы», безопасные от вторжений. Таких тылов казачество не имело. Но у него было другое: внутренняя свобода, мужество и сила духа. Эти качества сплавили всех приходящих в единое Православное племя. Они преодолели все нужды и опасности времени.

Интересен вопрос – каким стало бы будущее казачества, не будь оно тогда столь открытым – без этой «подпитки» храбрыми и свободолюбивыми со стороны? Ответ на него могут дать судьбы многих этносов, «законсервировавшихся», отступив от натиска врагов в горы Кавказа: казачество могло стать малой периферийной народностью. Оно не сыграло бы тогда своей роли в истории.

Единственными, кто непрерывно противостоял возраставшей с XV века агрессии Османской империи турок в Средиземноморье, были Мальтийский рыцарский орден — и вольные казачьи братства. Султаны обьявили Черное море внутренним своей империи, но казаки, не обинуясь неравенством сил, бесстрашно боролись за «Божьи пути», открытые для всех.

Ежегодно их быстроходные парусно-гребные суденышки — струги и «чайки» — каждое из которых несло от 40 до 60 бойцов, по Днепру и Дону выходили в море. Казаки блокировали в открытом море боевые корабли османов, брали штурмом города Турции и Крымского ханства, высаживались в пригородах Стамбула, пугая орудийным громом султанский гарем…

Освобожденных от рабства христиан — всех — они отпускали на волю, наделяя на дорогу частью добычи (в этом они были благороднее мальтийцев: те отпускали только католиков). Тяжким и страшным был их ратный труд, и потери – высокими.

При безветрии, отмечали специалисты того времени, было достаточно одной «чайки» для блокады крупного корабля врага; но при свежем ветре мощный парусник способен был бороться с десятком этих суденышек. Когда дело доходило до абордажа, победа практически всегда была за казаками.

(Турецкий хронист Мустафа Найма писал о них: «Можно смело сказать, что во всем мире не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, менее боялись бы смерти; опытные в морском деле люди рассказывают, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага»).

Часть экипажа взбиралась на высокий вражеский борт; вторая поддерживала их огнем и третья — удерживала струг борт-о-борт с турком.

— Но артиллерийская дуэль и морской маневр заканчивались по-разному: и часто приходилось удальцам прыгать в воду с разбитых ядрами лодок, плыть по морским волнам километры, ныряя, уходить от пуль и стрел преследователей, определяться по звездам и очертаниям берегов, скрываться в прибрежных скалах и камышах, условными знаками созывая товарищей…

В случае пленения «в идеале» их ждали галерные цепи (зафиксированы случаи захвата полоненными казаками турецких галер и увода их в Италию или домой) — а почасту пытки и лютая казнь на мейдане Стамбула.

В XVII веке донцы писали московскому царю о специфике своей «боевой работы»: «Дворянину твоему Ждану Кондыреву не возможно итти с нами на море, потому что он жил при твоей государевой светлости, человек он нежный и наших нужд, морских походов и пешей службы ему не вынесть. На море нам бывают нужды на хуртины (бури. – Б.П.) великия, струги наши разносит по морю, так что друг друга не взведаем; многие наши струги на берег выметывает и разбивает, и мы без запасу и воды многие дни бываем… Когда мы прежде на крымские села хаживали, то, бывало, бежим на-спех (на веслах. – Б.П.) от пристани к пристани день и ночь, а Ждан такую службу не перенесет».

— Так жил вольный казак в те времена. И то, что он предпочитал жить так, чтобы оставаться вольным; то, что свободу свою он пестовал не за счет ближнего своего – а напротив, стремился освободить плененного, поддержать обездоленного, защитить безоружного – говорит о многом.

То была богатырская эпоха подлинно народного героизма. А потом. – Потом толчок технического прогресса постепенно свел на нет все преимущества кочевых народов.

Турция не выдержала «гонки вооружений» и войны на всех направлениях и стала отступать… Не выдержало бы и казачество, оставаясь независимым – экономических, территориальных, демографических резервов у него не было.

Наступало время политического слияния с Россией.

История казачества в России

Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.

В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.

В XVI — первой половине XVII века русское правительство использовало казаков для обороны южных границ, с XVII века – как вооруженную силу в войнах.

В начале XVIII века казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 г.

они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством.

К XVIII в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.

За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.

В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 г. – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола.

Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах.

Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Высшим проявлением демократии были и остаются решения казаков в области внутреннего строительства казачьих обществ, выборность своих руководителей (атаманов) с безусловным подчинением решениям большинства.

То, что решил Большой казачий круг, подлежит неукоснительному исполнению всеми членами казачьего общества.

Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет.

Казаки всегда верой и правдой служили своему Отечеству, видя в этом главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин Отечество ими воспринималось, прежде всего, как служение царю: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще.

В 1916 г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. Национальный состав казачества был неоднородным: кроме русских, составлявших его основу, в него входили украинцы, татары, башкиры, калмыки, народы Кавказа, казахи, буряты, якуты и многие другие народы России.

Благодаря своей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли значительную роль в войнах России XVIII-ХIХ вв., особенно в Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне 1812 года, Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), русско-турецкой войне (1877-1878).

В гражданскую войну казачество в основном выступало на стороне белого движения, но были казачьи части и соединения, сражавшиеся на стороне Советской власти.

В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика «расказачивания», сопровождавшаяся репрессиями.

В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.

Упраздненное в 1920 г., казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков.

Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии.

При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на «Вы».

Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.

В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.

Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.

Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.

От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная «холодная» (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу – общественным работам на виду у всей станицы.

Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Служилое казачество в России в XVII в

СЛУЖИЛОЕ КАЗАЧЕСТВО В РОССИИ В XVII В.

Служилое казачество в XV-XVII вв. сыграло заметную роль в охране границ Русского государства. Выполняя свои воинские обязанности в станицах и сторожах, казаки несли также городовую и посольскую службу, обеспечивая безопасность русских посланников.

The serving Cossacks had played an appreciable role in the frontier guard of the Russian state in the 15th — 17th centuries. Doing their military duties in the stanitsas and lodges, Cossacks served as police and embassy guard, providing Russian envoys with safety.

казаки, служба, границы, государство, татары, станица, караул, посольства, форпост, охрана; Cossacks, service, borders, state, Tatars, stanitsa, guard, embassies, advanced post, frontier guard.

Появление служилого казачества в Русском государстве относится к XV в., когда Москва начала использовать на службе выходцев из разных земель для собственных политических и военных целей. Для укрепления восточных и южных границ Василий II и Иван Ill проводили политику по освоению и закреплению за Москвой Окской «украйны», активно заселяя эту территорию служилыми казаками.

Одной из главных задач внешней политики России в XVI—XVII вв.

являлось обеспечение устойчивых границ государства, и важную роль в этом играла правительственная колонизация, строительство «украинных» и «польских» городов и население их служилыми людьми, в том числе и служилыми казаками.

Пределы Поля того времени весьма обширны и не вполне определены: помимо нынешних центрально-черноземных областей к Полю относилась часть современной Украины, земли Нижнего Придонья, Среднего и Нижнего Поволжья.

Источниками для изучения истории служилого казачества являются документы Разрядного приказа, которые позволяют представить характер обороны рубежей Русского государства, степень напряжения военных сил на этих рубежах, участие служилых казаков в охране «государевых» границ1.

Как известно, служилые люди в Московском государстве делились на две большие категории — служилые люди «по отечеству» и служилые люди «по прибору». Верхушкой служилых людей «по отечеству» были бояре, окольничие и прочие думные чины. Ниже находились дети боярские. Служилые люди «по прибору» — это, прежде всего, стрельцы, пушкари и служилые казаки.

В середине XVI в. размеры Поля заметно сокращаются; новые, возникающие на краю Поля в 50-60-х гг. XVI в. русские города теснят Поле.

Эти города, однако, не называются « города на Поле», они входят в число «украинных» городов: Михайлов, Дедилов, Шацк, Ряжск, Орлов, Данков. С 1571 г. на Поле стала постоянно действовать общероссийская сторожевая служба, а с 1585 г.

возникающие на Поле города именуются «городами на Поле». Первыми были Воронеж и Ливны, затем — Елецк, Курск, Царев-Борисов, Старый Оскол2.

На рубеже XVI—XVII вв. был издан ряд указов о наборе на служ-КУСАИНОВА Елена бу в новые города и крепости стрельцов, казаков, пушкарей. Из-за

Бшторовна — к.и.н, нехватки профессиональных кадров на службу в казаки набирали

доцент, заместитель 1 Российский государственный архив древних актов (далее — РГАДА), ф. 210. Раз-диРектоРа по научной рядный приказ, оп. 4, дела десятен.

работе Урюпинского 2 Загоровский, В.П. История вхождения Центрального Черноземья в состав Рус-

филиала ВолГУ ского государства в XVI в. — Воронеж : Издательство ВГУ, 1991, стр. 8.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

жителей близлежащих южнорусских уездов, в том числе и крестьян. Как правило, крестьяне и служилые люди уходили в новый город зимой или весной одни, без семей1. Наряду с набором «охочих» людей, в «польские» города «сводили» ратных людей из других городов и принимали на службу донское вольное казачество.

Количество служилых казаков и их категории в «польских» городах Разрядным приказом фиксировалось в десятнях. Де-сятни составлялись в военно-финансовых интересах государства при разборе, «верстании» и раздаче им денежного жалования.

Например, «десятня денежной раздачи ливенцам, детям боярским, поместным, беломестным и полковым казакам, раздачи стольника и воеводы А.В. Бутурлина да подьячего Богдана Шишелова» (1633 г.

) называет нам 7 поместных казаков (с окладом по 9 рублей), полковых казаков: 7 пятидесятников (с окладом по 6 рублей), 38 десятников (с окладом по 5 рублей с полтиною), 380 казаков (с окладом по 5 рублей)2. Данные десятен позволяют нам определить общее количество служилых казаков в течение всего XVII в.

Одним из основных видов государственной службы для служилых казаков была сторожевая и станичная. В существовавшем уставе давалось определение этой службы — «чтобы украинам было бережно, чтобы воинские люди на государевой Украине безвестно не приходили».

В сторожевой службе главной задачей было следить за татарскими дорогами- сакмами. Разгадать направление движения татарских отрядов, их цель, выявить численность и вовремя предупредить об их нападении — основная обязанность служилых казаков.

С этой целью в Поле направлялись станицы и на наиболее важных направлениях выставлялись «сторожи».

«Сторожи» — это наблюдательный пункт, состоящий из нескольких всадников, которые должны были ездить по небольшому, заранее намеченному участку. Количество сторож было различно и определялось сложностью обстановки, т.е. в период массовых набегов татарских отрядов увеличивалось и, наоборот, уменьшалось

1 Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592—1594 гг. — Елец : Елецкий госуд. ун-т, 2001, стр. 6.

2 РГАДА, ф. 210. Разрядный приказ, оп. Дела десятен, д. 70. Десятня денежной раздачи ливенцам, л. 2-3.

в период временного затишья. Например, в Оскольском крае в XVII в. отмечалось максимальное количество сторож — 13, минимальное — 43.

Станица представляла собой дозорный подвижной отряд, выезжающий из города в степь по заранее установленному маршруту. Возглавлял станицу голова из детей боярских и атаман. В станицу, как правило, включалось еще 6 рядовых ездоков и 2 вожа — всего 10 человек станичников.

Разъездная станица посылала впереди во-жей и в случае обнаружения следов или самих татар должна была посылать сведения к воеводе4. Происходило это равно как днём, так и ночью. Архивные данные сообщают, что «вести» поступали к воеводе в любое время суток.

Кроме того, станица должна была зайти в тыл противника и выяснить численность отряда и его намерения, а если есть возможность, то и взять «языка». Практика захвата «языка» сложилась давно и была отработана казаками: татар брали в плен на переправах или на отдыхе, и тут же доставляли к воеводе .

Воевода, получая сообщение о численности татар и пути следования, рассылал эти сведения в соседние города и в Москву. Такие же сообщения воевода получал и от других воевод близлежащих городов. Число сторож, станиц и вестовщиков определялось ежегодно, причём каждый раз составлялись списки и отправлялись в Москву.

Станичная служба являлась видом постоянной военной деятельности, и станичников часто называли ездоками.

Они не являлись особой категорией, так как ими могли быть и дети боярские, и казаки, а иногда сажали на коней и стрельцов.

Однако станичная служба требовала профессионализма, была более опасной, что выделяло ездоков в особую группу, а правительство определяло им больший земельный надел и денежный оклад, чем приборным служилым людям5.

В связи с этим станичная служба была весьма привлекательна для донских казаков, хорошо ориентировавшихся в Поле и желавших на этом заработать. Так, в 1625 г. на Валуках для станичной службы было устроено 24 станицы, «а в станице по ата-

3 Никулов А.П. Старый Оскол (историческое исследование Оскольского края). — Курск: ГУИПП «Курск», 1997, стр. 111.

4 Разрядные книги 1598—1638 г. — М., 1974, стр. 21.

5 Никулов А.П. Указ. соч., стр. 114.

ману да по пять человек ездоков, всего — 144 человека»1. В Воронеже в 1636 г. служило 50 донских казаков, которых «летней порой по вестем посылают на перелазы для поиску над воинскими людьми»2.

В конце марта — в начале апреля, воевода собирал всех служилых людей, распределял станицы и сторожи, определял сроки и задания.

Разрядный приказ предписывал: «воеводам расписати дворян и детей боярских, и казаков по сотням и учинить у них голов, выбрать станичным головам ездаков по скольку человек приго-же»3. Им предписывалось «…

идти с великим береженьем и ставиться в крепких местах, и сторожи велеть держать крепкие, да и самим головам велеть беречь накрепко, а больше всего велеть им беречься ночью, чтоб на них татаровя и воры черкасы безвестно не пришли»4.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Смерть и полон всегда сопровождали станичника: «А если кто из голов или станичников попадет в плен к татарам, и они б сказывали, чтоб было б годно государю, а государь их пожалует, велит из полону выкупить или из языков дати обмену тотчас»5.

Выполняя воинские обязанности в станицах и сторожах, служилые люди несли также городовую службу. Одна из них — караульная. Охрана города и административных зданий осуществлялась круглосуточно, согласно росписи. Казаки несли караулы у проезжих ворот и по башням крепости. Кроме того, казаки дежурили на дорогах при въезде в город, образуя тем самым заставы.

Особо охранялись главные административные помещения — съезжая изба, погреб с порохом и свинцом, амбары и сараи с пушечным запасом, а также денежная казна и житница с государевым хлебом. Казаки привлекались и к охране монастырей и церквей. Стрельцы и казаки также сопровождали казну, пленников и гонцов в Москву и другие центральные и южные города.

1 Книга писцовая Мирона Хлопова да подьячего Леонтия Недовескова (1626 г.) // Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские писцовые книги. Т.2. — Воронеж, 1891, стр. 143.

2 Книги разрядные по оффициальным оных спискам. Т.2. — СПб., 1855, стр. 914.

3 Разрядные книги 1598-1638 г. — М., 1974, стр. 268.

4 Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVII столетии, собранные в разных архивах и редактированные Д.И. Багалеем. — Харьков, 1886, стр. 6.

5 Разрядные книги 1598-1638 г. — М., 1974, стр. 270.

ков, служивших городовую службу, «по-сылаютца для провожанья государственной казны и хлебных запасов»6.

Особого рода была служба посольская. В задачу служилого казачества всех «польских» городов входило сопровождение до определённого пункта послов, посланников и гонцов. Посольский кортеж на юг всегда двигался по строго определённому пути — Тула, Новосиль, Ливны, Оскол, Ва-луйки и далее на Дон.

Дипломатические миссии соблюдали особые правила взаимоотношений, но между Россией, Крымом и Ногайской Ордой особого доверия никогда не было. Наиболее предпочтительным, по тем временам, был взаимообмен делегациями, и для «посольской размены» были назначены города Оскол и Валуйки.

Для сопровождения посланников по грамоте государя выбирались ратные люди, составлялись списки, ставились задачи и определялись сроки. В «Наказе о препровождении прибывших с Москвы посланников в Царь-Город к турскому Магмет-Салтану окольничьего И.И. Чирикова, дьяка П. Возницына и прочих с Воронежа р.

Доном до Азова» указывается состав сопровождающих: «воронежский стрелецкий голова Фёдор Борков, да с ним ельчан, ли-венцев, воронежцев детей боярских и станичников, и стрельцов, и казаков 150 человек»7. Посольские размены и сопровождение их служилыми казаками отмечаются в документах в течение почти всего столетия.

Еще один вид службы казаков — полковая. Отряд каждого города, составлявший особый полк, имел своё знамя, свои барабаны и полковые пушки. Каждый городовой полк делился на 3 статьи: на большую, среднюю и меньшую. Большая статья получала по 25 рублей денежного содержания, средняя — 20 рублей, меньшая — 15 рублей (казаки, соответственно, — 20, 17 и 13 рублей)8.

В 1646 г. по указу государя образуется так называемый Белгородский разряд. Его ос-

6 Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI— XVII столетии, собранные в разных архивах и редактированные Д.И. Багалеем. — Харьков, 1886, стр. 56.

7 Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские акты. Т.1. —Воронеж, 1887, стр. 284.

8 Беляев И.Д. О русском войске в царствование Михаила Фёдоровича и после его, до преобразований, сделанных Петром Великим. — М., 1846, стр. 21.

новная задача — это создание постоянно существующего на юге крупного воинского соединения. Предполагалось под командованием белгородского воеводы сосредоточить подвижную армию, составленную из полков нового строя — рейтарских, драгунских, солдатских, а также служилых людей городовой службы.

Завершение к этому времени строительства Белгородской оборонительной черты и наличие постоянного войска обеспечило надёжную защиту южных границ России от татарских набегов.

Распределение служилых людей на сотни с десятниками и пятидесятниками, размещение их в определённом районе позволяли не только быстро оповещать и собирать воинское формирование, но и укрепляли военно-хозяйственные связи.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

К 1658 г. окончательно сложилась территория Белгородского разряда, в состав которого вошли 17 «украинных» городов. Из служилых людей южных военных форпостов был укомплектован Белгородский полк, в котором из «польского» формиро-

вания в это период находились: из Оскола — 679 служилых людей, Ельца — 1 171, Белгорода — 1051, Курска — 1 026, Ливен — 936, Воронежа — 750. Общая численность полка под командованием князя Р.Г. Ро-модановского составила 19 252 чел.

С прекращением во второй половине XVII в. в ряде городов (Оскол, Елец) станичной службы, служилые люди в основном стали выполнять полковую службу. Белгородский полк принимал участие во многих военных операциях: в польской войне, вплоть до Андрусовского перемирия в 1667 г., в чигиринских и крымских походах .

В конце XVII в. численность служилых казаков в «польских» городах постоянно уменьшалась, оставалась только небольшая группа, несшая караульную охрану города и выполнявшую в различных формах разъездную службу. Полковая же служба вступала в новую фазу — переход в регулярные воинские формирования, завершённый Петром I только в XVIII в.

Источник

Читайте также:  Тесты по мелиорации земель с ответами