Меню

Выдающиеся люди липецкой земли классный час

Разработка урока «Знаменитые земляки Липецкого края (ученые и путешественники)»
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Разработка урока об ученых и путешественниках Липецкого края. Их открытия и краткая биография.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное областное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования, реабилитации и оздоровления»
детей-инвалидов Липецкой области.

Учитель географии и краеведения Голосова Л.А.

Знаменитые земляки Липецкого края (ученые и путешественники) .

(Семенов, Лодыгин, Мушкетов, Кропоткин, Чаплыгин, Славянов)

Тип урока : комбинированный с элементами проблемно-поисковой работы.

Цель урока : воспитание патриотизма к Родине через изучение истории жизни замечательных людей; расширить знания учащихся о земляках, прославивших свой край; научить оценивать значимость образования, знаний в жизни; развивать умения работать с текстом, делать выводы.

Оборудование и литература : В. Прохоров «Липецкая топонимика», портреты ученых, раздаточный материал, презентация к уроку, карта Липецкой области, материалы периодической печати.

2. Включение в урок. Знакомство с именами поэтов и писателей-земляков, их творчеством, является одной из составных частей изучения истории, традиций родного края, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, помогает ощутить любовь к малой родине, к родной земле.

О сколько нам открытий чудных

И опыт, сын ошибок трудных,

И случай, бог изобретатель.

Липецкая область – удивительно плодородная земля для взращивания талантливых людей. Исподволь, не торопясь, подготовила она и явила миру выдающегося Быханова, Лодыгина, Шишкова, Ошанина, Флавицкого. Липецкий край – прародина знаменитого ученого Семенова-Тян-Шанского. Огромный след в истории оставил Трунов. Все они стали приемниками великой российской науки, сохранили, развили и умножили ее лучшие достижения. Культурное наследие Липецкого края – великая ценность, история Родины и её самобытность.

Земля липецкая помнит и чтит имена многих прославленных на весь мир писателей, поэтов, музыкантов, научных деятелей, исторических личностей, святителей.

А что мы можем рассказать о своих выдающихся земляках, живущих рядом с нами?

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и деятельностью людей, которые внесли существенный вклад в развитие нашего края и всей страны в целом. Для чего человеку необходимы эти знания?

3. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Посмотрите на список выдающихся земляков нашего края и подчеркните фамилии, которые не имеют отношения к музыкальному краеведению.

Игумнов, Семенов-Тян-Шанский, Кропоткин, Лебедев, Обухова, Чаплыгин, Мушкетов, Славянов, Лодыгин.

Эти люди изучали окружающий мир. Они делали открытия и изобретения, которые изменили и украсили образ человеческой жизни.

Вопрос для размышления : «Можно ли прожить без тех открытий, которые были сделаны нашими земляками?»

Учитель: У нас на столах рабочие листы. По ходу урока отмечайте те или иные факторы.

Назвать памятные места, связанные с жизнью и деятельностью замечательных людей по книге В. Прохорова «Липецкая топонимика», найдите старые названия населенных пунктов, где родились эти знаменитые люди.

Липецкий край – важнейшая составляющая в судьбе и творчестве русских знаменитостей.

Давайте сегодня перелистаем страницы истории жизни выдающихся людей и составим свою книгу истории выдающихся земляков земли Липецкой!

Дети представляют презентации по группам (опережающее задание).

Группы детей представляют страницы книги из биографии ученых и путешественников: Семенова, Лодыгина, Мушкетова, Кропоткина, Чаплыгина, Славянова.

Источник

Классный час на тему » Великие люди, прославившие Липецкую область»

Цель классного часа : воспитание патриотизма к Родине через изучение истории жизни замечательных людей; расширить знания учащихся о земляках, прославивших свой край; научить оценивать значимость образования, знаний в жизни; развивать умения работать с текстом, делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему » Великие люди, прославившие Липецкую область»»

Конспект внеклассного мероприятия «Выдающиеся люди Липецкой земли»!

Учитель : Горина Елена Сергеевна

Ребята, вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии.

— Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

— А какой город является нашей родиной? (Липецк).

-Правильно, ребята! Наша малая родина – это город Липецк. И конечно же в каждом городе есть выдающиеся люди и мы должны о них знать.

-Сегодня мы поговорим о писателях, наших земляках, которых знают в России,а не только в нашем городе.

Ива́н Алексе́евич Бу́нин -русский писатель и поэт, первый отечественный лауреат Нобелевской премии по литературе. Родился в 1870 году в Воронеже. Часть жизни провёл в Ельце, где учился в мужской гимназии.В 2020 году исполняется 150 лет со дня рождения этого замечательного человека.

Он написал очень много стихотворений.

Сейчас мы проведём конкурс на лучшего чтеца стихотворений И .А Бунина и определим победителя.

Ребята читают наизусть стихи Бунина И.А.

-Награждение лучшего чтеца стихотворений И А Бунина.

Писатель Леонид Николаевич Завадовский родился 9 апреля 1888 года. Многие страницы его жизни связаны с Усманью. На улице Радищева и теперь стоит скромный домик с мемориальной доской, которая свидетельствует: “В этом доме с 1918 по 1938 год жил известный советский писатель Леонид Николаевич Завадовский”.

Сюда к нему приезжали его друзья – известные писатели А. Новиков-Прибой, П. Ширяев, П. Низовой, А. Перегудов, П. Парфенов.

Выставка книг Л.Н Заводовского.

Михаил Михайлович Пришвин.

Слава этого человека перешагнула далеко за пределы нашей Родины. Это писатель, который родился в 1873г. на хуторе Хрущёво Елецкого уезда в обедневшей купеческой семье. Учился в Елецкой гимназии, в Рижском политехникуме. Принимал участие в организации краеведческого музея г.Ельца. В своих произведениях «Календарь природы», «Корень жизни», «Лесная капель и охотничьих рассказах он открывает нам величие и красоту родины.

Всю жизнь бродил он по лесам,

Никто не мог так передать

— А сейчас мы проведём викторину по произведениям М,М.Пришвина. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетон. Кто наберёт больше жетонов, тот будет награждён дипломом « Лучший знаток произведений М.М. Пришвина».

1 задание: «Главный герой»
Из трёх предложенных вариантов выберите правильный ответ.
1. вопрос: Как звали кота в рассказе «Кот»?
-Рыжик
-Васька
-Мурзик
ответ: «Васька»

2. вопрос: «Кто главный герой в рассказе «Журка»?
-ворон
-журавль
-аист
ответ «Журавль»

2 задание: «Название рассказа»
1. Из двух предложенных вариантов выберите правильный ответ.

2. «Говорящий …»
-воробей
-грач
ответ: «грач»

1. «Ребята и …?»
-цыплята
-утята

2. «Охота за …»
-стрекозой
-бабочкой
Ответ: «бабочкой»
3 задание «Кто что ест?»
1. В этом задании надо ответить на вопрос «Что ел или чем угощали героя рассказа?».

1. вопрос: «Что ел журавль в рассказе «Журка»?»
-рыбу
-лягушек
-насекомых
ответ: «лягушек»

2. вопрос: «Чем угощали грача в рассказе «Говорящий грач»?
-манной кашей
-гречневой крупой
-пшеном
ответ «гречневой крупой»

4. задание «Сколько?»
В этом задании нужно ответить на вопрос «Сколько?»

1. вопрос: «Сколько орешков спрятала белочка в рассказе «Беличья память»
-один
-два
-три
ответ «два»
2 Сколько лягушек съел журавль в рассказе «Журка»?»
-одну
-много
-пять
ответ «много»
5. задание «Как всё начиналось?»
Попробуйте по первым строчкам рассказов угадать название рассказа.

1. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи»
(ответ рассказ «Этажи леса»)
2. «Когда я вижу из окна, как пробирается в саду Васька, я кричу ему самым нежным голосом: — Ва-сень-ка!»
(Ответ рассказ «Кот»)

3.«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава» (ответ рассказ «Золотой луг»)
4. «Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца, и мы подложили их в гнездо нашей черной курицы, прозванной Пиковой Дамой».
(ответ рассказ «Курица на столбах»)

1.Какая забава была у ребят в рассказе «Золотой луг»?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика)

2.Почему луг называли «Золотым»?
(Он был золотым от множества одуванчиков)

3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым?
(К ночи одуванчики закрываются-спят, поэтому луг зеленый, а к полудню раскрываются-просыпаются, поэтому луг опять золотой)

4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
(Потому что они ложились спать и просыпались вместе с детьми)

5.Что было в тяжёлой сумке у героя, когда он вернулся из леса в рассказе «Лисичкин хлеб»?
Добыча- тетерев
грибы
ягода костяника
Ягода черника
Ягода брусника
Ароматный кусочек сосновой смолы
трава кукушкины слёзки
валерьяна
заячья капуста
кусочек чёрного хлеба

6.Как деревья сами смолкой лечатся?
(Охотник воткнет топор в дерево, повесить сумку , отдохнет, потом вынет топор, а из ранки бежит смола, она ранку и затянет)

7.Как в сумке оказался черный хлеб?
(Герой брал его с собой в лес-перекусить, когда будет голодно)
8.Почему Зина всегда ела до конца только чёрный хлеб?
(Она думала, что он лисичкин, из леса, считала его вкуснее своего)

9.Где произошла встреча с ежом в рассказе «Ёж»?
(На берегу ручья под кустом)

10.Как повёл себя ёж, когда увидел человека?
(Свернулся и затукал тук-тук-тук, страшно зафыркал и поддал своими иголками в сапог герою)

11. Что сделал в ответ герой?
(Спихнул ежа в ручей)
12.Как ежик оказался у героя дома?
(Герой палочкой скатил ежа из ручья в свою шляпу и понес домой)
13.Где в доме ежик затихал?
(Под кроватью)
14.Что делал ёж, когда человек зажигал лампу?
(Ежик думал, что это луна, а при луне ежи любят бегать по лесным полянкам, поэтому он тоже начинал бегать по комнате)

15.Зачем ежу была нужна газета?
(Он хотел ее надеть на колючки и унести в угол вместо сухой листвы, сделать гнездо)

16.Что перетаскивал себе в гнездо ежик?
(яблоки)

17.Чем угощал ежика человек?
(Молочком и булочкой)

С природой одною он жизнью дышал

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста на доску и скажите, почему портреты этих людей оказались рядом друг с другом?

— Каких знаменитых людей мы сегодня вспомнили?

-Почему наша страна ими гордится?

Самое главное, что этими людьми гордится наш город, потому что своим трудом, талантом они прославили нашу страну.Я думаю, что каждый из вас, ребята, для своей Родины сделает что-то очень хорошее. Но для того чтобы прославить свой малый край и Родину, надо очень много знать и уметь, много учиться. Тогда Родина сможет гордиться и вами тоже.

Источник

Конспект «Известные люди Липецкого края»

Мероприятие интересное, расширяет знания ребят о людях Липецкого края.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Известные люди Липецкого края»»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

«Известные люди Липецкого края»

учителя начальных классов

— образовательная: знакомство с известными людьми Липецкого края;

— воспитательная: уважение к людям, внёсшим вклад в развитие Липецкого края;

-развивающая: развитие интереса к известным людям .

Участники: учащиеся 8-9 лет.

компьютер, проектор, экран, презентация, фото выдающихся людей.

Тип мероприятия: устный журнал.

1.Методическое пособие «Я — липчанин». Липецк. «Просвещение». 2011.

2.Методическое пособие «Ответственные родители».Липецк «Просвещение». 2011.

3.Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.: Мир энциклопедий, 2007.

II. Проверка подготовки к мероприятию. Ш.Ход мероприятия. IV.Подведение итогов мероприятия. V. Рефлексия.

— Добрый день, дорогие ребята!

— Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшнее занятие о городе Липецке принесет вам радость общения друг с другом.

II. Проверка подготовки к мероприятию. Ш.Ход мероприятия.

1. Сообщение темы и цели занятия.

— Кто строил и продолжает строить здания в нашем городе? (Люди).

— Кто возводит в городе парки и благоустраивает площадки? (Люди)

— Кто строит площади, предприятия? (Люди).

— Итак, ребята, сколько бы вопросов ни прозвучало, ответ один «Люди».

— Как звучит тема сегодняшнего занятия?

— Я думаю, что тема сегодняшнего занятия «Известные люди Липецкого края»

Почему, именно этот эпиграф я взяла для нашего занятия?

«…ОТ ЧЕЛОВЕКА ОСТАЮТСЯ ОДНИ ДЕЛА ЕГО» М.Горький

— Я думаю, что человек сделавший, что-то хорошее для города, запомнится на всю жизнь, т.к. этот поступок, достижение станет главным.

— С каждым годом растёт, развивается наш город. Всё новое, что появлялось и появляется в Липецке – результат деятельности конкретных людей. Но тот, кто сделал что-то значимое для развития города, оставил свой след в его истории.

— Ребята, а какие люди внесли свой след в историю Липецка?

( молчание или обрывки фраз). Почему возникло затруднение? Что мы не знаем?

— Мы не знаем, кто это люди, и какой вклад они внесли в развитие города Липецка.

— Надо ли знать этих людей? Зачем?

— Я считаю их знать надо. Во-первых, мы должны знать историю родного города; во-вторых, мы можем брать с этих людей пример и гордиться ими.

— Как можно назвать выдающихся людей? (Личностью). Правильно, выдающейся личностью.

Составим на доске определение «личности».

-Личность — Человек с большой буквы, совершающий … на основе…, ставший известным, благодаря своим . который испытывает… за своих земляков, свой город, своё Отечество!

Слова для справок: достижениям, чувство гордости, поступки, моральных и нравственных ценностей.

— Какие ключевые слова определяют личность?

Ученики. «ценности», «поступки», «достижения», «известность», «гордость».

— Над этими понятиями мы будем сегодня работать. (Открыть карточки с понятиями «личность», «ценности», «поступки», «достижения», «известность», «гордость»).

Изучение и обсуждение основной проблемы.

— Выполните задание в группах. Для вас я приготовила статьи о выдающихся личностях, познакомьтесь с их биографией и ответьте на вопросы. Организаторы групп достаньте содержимое из зелёного конверта и распределите задание.

1группа – Иван Васильевич Франценюк (лидер группы читает задание и распределяет).

2 группа – Александр Николаевич Харчевский (лидер группы читает задание)

3 группа- Василий Васильевич Быханов (лидер группы читает задание).

Группы начинают работать, а учитель помогает им. Звучит музыка.

Представители групп выступают с сообщениями об известных в городе людях и отвечают на поставленные вопросы.

1группа (выступает один с сообщением, а остальные члены группы отвечают на вопросы)

Мы прочитали статью об Иване Васильевиче Франценюке. (Прикрепляют фото на доску.)

Перед нами были поставлены два вопроса, на которые мы постараемся ответить.

— Какие качества помогли Ивану Васильевичу Франценюку стать бессменным руководителем Новолипецкого металлургического комбината в нашем городе?

(Он был работоспособным, образованным человеком. Постоянно совершенствовал свои про­фессиональные навыки. Он натура творческая, автор ряда рациональных предложений и научных публи­каций.).

— Какой вклад он внёс в развитие нашего города?

(С именем Франценюка неразрывно связано строительство и ввод в эксплуатацию всех крупнейших объектов НЛМК. При нем на комбинате появились аллеи деревьев, цветники и клумбы. А едва ли не в самом центре завода возник уголок живой природы – знаменитое «Лебединое озеро».)

Сейчас пост руководителя Новолипецкого металлургического комбината занимает – Лисин Владимир Сергеевич, который также вкладывает много сил и знаний для развития предприятия.

2 группа (выступает один с сообщением, а остальные члены группы отвечают на вопросы)

Мы прочитали статью об Александре Николаевиче Харчевском. (Прикрепляют фото на доску.)

Перед нами были поставлены два вопроса, на которые мы постараемся ответить.

Какие качества личности помогли Александру Николаевичу Харчевскому стать человеком-легендой?

(Жизненный путь талантливого парня с крепким характером — это путь человека-легенды, которому суждено стать примером для многих мальчишек. Он был волевым, целеустремлённым, ответственным, трудолюбивым, настойчивым человеком).

— Какой вклад внёс этот человек в развитие нашего города?

(Профессиональные навыки начальника Липецкого авиацентра Александра Николаевича Харчевского позволили с блеском представить за рубежом боевую авиационную технику, что способствовало росту мирового престижа Вооружённых Сил РФ).

3группа (выступает один с сообщением, а остальные члены группы отвечают на вопросы)

Мы прочитали статью о Василии Васильевиче Быханове. (Прикрепляют фото на доску. )

Перед нами были поставлены два вопроса, на которые мы постараемся ответить.

— Какие качества были присущи В. В. Быханову?

(Василий Васильевич Быханов — образованный, состоятельный человек, патриот. О его трудолюбии, профессионализме говорили все, кто знал этого человека.)

— Какой вклад внёс этот человек в развитие нашего города?

(Василий Васильевич Быханов прославил не только город Липецк, но и весь наш край своим трудом по развитию садоводства и паркового разведения всевозможных культур дикорастущих растений и деревьев.

— А теперь немного отдохнем. Здоровье человека — главная жизненная ценность. Здоровье – непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого. Наберёмся сил и энергии для последующей работы.

Мы говорили об Иване Васильевиче Франценюке, об Александре Николаевиче Харчевском, Василии Васильевиче Быханове.

— Чем же прославились эти выдающиеся личности в нашем городе Липецке? Как у вас, липчан, они остались в памяти?

— Своими достижениями они внесли вклад в развитие города Липецка. Мы гордимся этими людьми. Oни уже вошли в историю города. В Липецке есть площадь Франценюка, парк «Быханов Сад», знаменитый авиацентр, которым руководит Александр Николаевич Харчевский.

— Составим кластер качеств выдающихся личностей. Продолжаем работать в группах. Возьмите конверт красного цвета. Внимательно прочитайте задание, которое в нем находится, обсудите его, придите к общему мнению.

Выберите нужные качества, характерные для вашей выдающейся личности и они способствовали их жизненному успеху.

1 группа (Профессионализм, безволие, вредность, трудолюбие, работоспособность , лицемерие)

2 группа (Ответственность, злобность, целеустремлённость, настойчивость, нетерпимость, равнодушие)

3 группа (Верность, эгоизм, алчность, образованность, активность, безответственность).

— Качества какой выдающейся личности вы выбрали?

Мы выбрали качества …и они способствуют его жизненному успеху.

Каждая группа называет выбранные качества для своей личности и прикрепляет карточки на доску.

На улице Космонавтов в районе Быханова Сада находится Доска Почёта «Трудовая Слава Липецка», на которой ежегодно появляются имена горожан внёсших достойный вклад в развитие города. Каждый год к дню города доска Почёта обновляется.

— Кто запомнился вам своими достижениями, поступками и стали известным в истории города Липецка?

— И.В.Франценюк, В.С.Сорокин, А.Н.Харчевский, В.В.Быханов, В.Ф.Дятчин, С.В.Добрин и др.

— Наше занятие подходит к концу и мне хотелось проверить, полезным ли было для вас сегодняшнее занятие? Как вы поняли о чём, мы сегодня говорили на занятии?

Источник

Читайте также:  Михалков стон земли стихотворение