Меню

Заглянем в кладовые земли 2 класс конспект урока школа россии

Конспект урока по окружающему миру по ФГОС, 2 класс. Заглянем в кладовые земли

Урок окружающего мира для 2 класса. Тема «Заглянем в кладовые Земли». УМК А.А. Плешакова. Школа России

Цели: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека; научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы; читать и обсуждать отрывок из книги.

Оборудование: коллекция горных пород и минералов; у учащихся — лупа, кусочки гранита, цветные карандаши, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

• Вечером рассыпался горох, утром встал — нет ничего. (Звезды.)

• Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды.)

• Что человек всегда видит, но никогда достать не может? <Небо, звезды, месяц, солнце.)

— О каких зодиакальных созвездиях вы узнали дома? (Ответы детей.)

— Кто узнал свой знак зодиака и хочет об этом рассказать? (Ответы детей.)

— О каких двух ярких звездах в созвездии Орион вы узнали с помощью атласа-определителя? (Ответы детей.)

(Можно использовать КИМы (тест 9, с. 15).)

III. Самоопределение к деятельности

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Она понадобится сразу. (Глина.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 44 учебника. (Заглянем в кладовые Земли.)

— Какие вопросы у вас возникают? Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— А что говорит нам Муравьишка? Прочитайте в учебнике.

IV. Работа по теме урока

— Вспомните, с какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году. (С известняком, гранитом, кремнем.)

— С помощью чего мы определяли их названия? (С помощью атласа-определителя.)

— Отгадайте, о каком из знакомых вам камней идет речь.

Строителям — надежный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит.)

— Что вы можете сказать об этом камне? (Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве.)

2. Практическая работа

(Выполняется по заданиям учебника (с. 44). Результаты заносятся в рабочую тетрадь: № 1 (с. 16).)

— Как вы поняли, что мы относим к горным породам, а что — к минералам? (Горная порода обычно состоит из нескольких минералов.)

V. Физкультминутка

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

(Раскрыть воображаемый зонтик.)

(Развести руки в стороны, пожать плечами.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— С помощью атласа-определителя приведите примеры горных пород и минералов. Подготовьте краткие сообщения о них.

(Работа в парах. После этого заслушиваются три-четыре сообщения.)

— Прочитайте рассказ А.Е. Ферсмана «Моя коллекция» на с. 46—47 учебника.

(Читать текст можно по-разному: по цепочке, по предложению, про себя, вслух по частям. Текст может прочитать и сам учитель.)

(Обсуждение данного текста также строится по усмотрению учителя. Можно задать вопросы по всему тексту или по каждому абзацу. Учащиеся также могут принять участие в составлении вопросов.)

Примерные вопросы

1. Сколько лет было автору, когда он стал собирать камни?

2. Какой камень ему чаще всего попадался?

3. Как нашли на чердаке коллекцию камней?

4. Какие камни находились в этой коллекции?

5. Что поразило автора при рассматривании коллекции?

6. Во что в дальнейшем выросла коллекция?

7. Как вы думаете, кем в будущем стал автор?

8. Что больше всего вас удивило в тексте?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 47, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие учебные задачи поставил перед нами Муравьишка в начале урока? Справились ли мы с этими задачами?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 45.

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 16).

Дополнительный материал

Горные породы и полезные ископаемые

Вся поверхность земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишете на доске, уголь — все это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми. Почему ископаемые? Потому что многие из них находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

В самых глубинах земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость. По глубоким трещинам раскаленная магма поднимается до поверхности земли и вырывается наружу. В таких случаях происходят вулканические извержения. Из жерла вулкана вылетают камни и изливается магма.

Гранит является вулканической горной породой. Она образуется в глубинах земли при охлаждении расплавленной магмы. Магма — это смесь различных минералов, внешне похожая на тесто.

Название «гранит» происходит от слова «гранум», означающего в переводе «зерно». Естественно, речь идет не о зернах пшеницы и ржи. Зернами называют кристаллы кварца, слюды, полевого шпата и других минералов, являющихся составными частями гранита. Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраску, однако присутствие в нем примесей может изменить его цвет.

Гранит — один из самых прочных строительных материалов. Он идет на возведение фасадов больших зданий, монументов, а также на изготовление могильных плит и надгробий. Древние египтяне использовали его для строительства храмов и знаменитых пирамид.

Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор. Отличить известняк от других камней очень легко. Возьмите кусок мела, мрамора, обыкновенного известняка, капните на каждый из образцов несколько капель уксуса или другой кислоты, послышится шипение, и начнет выделяться газ.

Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек. Известняк используется при строительстве домов, им выкладывают мостовые. Известняки используются для приготовления известки.

Мел — самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске, толченым мелом белят стены. Мрамор — твердый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

Песок — это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает разного — черного, зеленоватого, красноватого. Желтый и белый песок встречается чаще всего. И это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок — вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды и ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

Глина — тоже широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Кроме того, из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Глина — осадочная порода. Она, как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается, осаждается на дне морей и озер. При уплотнении под давлением вышележащих слоев и толщи морской воды глина превращается в твердый глинистый сланец.

Источник

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса «Заглянем в кладовые земли»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования

городской округ Ялта Республики Крым

Конспект урока по окружающему миру

по теме: Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

учителя начальных классов

Романовой Анджелы Николаевны

Дата проведения 09.10.2017г.

Открытый урок по окружающему миру 2-Г класс.

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

Цель: сформировать у учащихся представление о горных породах и минералах, научить различать их. развивать наблюдательность, речь, обобщать делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: второклассники узнают, что такое горные породы и минералы; научатся различать составные части гранита; обсудят поучительную историю одной коллекции камней.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1 . Процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. Процесс освоения способов решения заданий творческого и поискового характера;
  2. Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  3. Формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки.
  4. Процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  5. Формирование умения использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  1. Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  2. Формирование умения определять общую цель и пути её достижения: умения договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ме_Межпредметные связи: ИЗО, математика, литературное чтение, технология.

Рес_Ресурсы: учебник, карточки, рабочая тетрадь(ксерокопия), цветные карандаши, презентация, обр_образцы минералов и горных пород

— фронтальная работа, групповая.

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

Источник

«Заглянем в кладовые Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Открытый урок окружающего мира во 2 классе

Скачать:

Вложение Размер
Урок окружающего мира 28.91 КБ
презентация «Кладовая Земли» 2 класс 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК окружающего мира во 2 классе

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.

  • иметь представление о камнях, как части неживой природы;
  • познакомиться с горными породами и минералами;
  • различать и узнавать горные породы и минералы;
  • научиться различать составные части гранита;
  • узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
  • определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
  • рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
  • соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
  • высказывать своё отношения к изделиям из камня;
  • предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
  • осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
  • делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
  • обсудить поучительную историю одной коллекции камней.

Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»

мультимеа, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.

Проверка домашнего задания.

— Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?

Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)

— Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?

— Сколько зодиакальных созвездий существует?

— Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?

(выслушиваются рассказы детей)

III. Мотивация учебной деятельности.

— А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)

— Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)

  1. Начальные представления о горных породах.

— Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.

— С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

Строителям – надёжный друг.

Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

— Дайте общее название всем этим предметам.

( Полезные ископаемые) Читаем хором.

— Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах.

— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4)

— Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.

— Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.

— Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.

— Или, к примеру, обычная поваренная соль , которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.

— Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.

— Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.

— Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины .

— Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 — 17. Какие вы здесь увидели минералы?

— Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.

Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.

— Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.

— Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды , из которых получают все металлы от алюминия до цинка.

3. Практическая работа. (слайд №5)

— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.

— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.

— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.

— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.

— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.

— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?

— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.

— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?

— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.

4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)

5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)

6. История о коллекции камней.

— Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.

— Кем стал автор этого рассказа?

— Что помогло ему определиться с выбором профессии?

— Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?

— А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? ( Геологи. В С-Петербурге горный институт)

— Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.

Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.

Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?

Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.

Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.

Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.

Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.

Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.

Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.

Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.

До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.

Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.

— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

— У кого дома есть такая книга?

— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.

— И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?

— Что нового и интересного узнали?

— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?

— Чем отличаются горные породы от минералов?

— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.

— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?

Источник

Читайте также:  Для чего втыкают нож в землю у калитки