Меню

Земля осоргин читательский дневник

Краткое содержание рассказа Осоргин «ЗЕМЛЯ» заранее спасибо…..

В первой фразе рассказа М. А. Осоргина «Пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». У писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. Например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. Часто используется метафора, поэтому у Осоргина повседневны бытовые вещи приобретают свой особый характер: «вещи труженики», «демократичный стакан». «Что то поразительное» видит Осоргин в украшениях, тонко подмечая все мелочи, он складывает их воедино, рисуя уже не предмет, но человеческий характер.

История пенсне показательна. Автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. В пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. Это юмористическое утверждение сродни «закону подлости». Автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. Обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец квартиру, так его и не нашел. Зато история поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но не смотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось. На помощь автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. Однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. Пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что то совершенно естественное: «нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».

Автор относится к этому предмету, как к одушевленному существу, обладающему своим характером, потребностями, живущему собственной жизнью. Как и любое живое существо, пенсне умирает. Его смерть описана автором по всем канонам драмы: «кончило это пенсне трагически», разбившись на мелкие осколки.

Читайте также:  Земля санникова актеры где снимали

Своеобразный подход к изображению вещей Осоргина делает этот рассказ уникальным и вместе

Источник

«Пенсне» — читательский дневник по рассказу М. Осоргина

Мистический рассказ Михаила Осоргина «Пенсне» был написан писателем в 1931 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Михаил Андреевич Осоргин
Название произведения: «Пенсне»
Жанр: рассказ
Год написания: 1931
Издательство: Махаон
Год издания: 2017

Главные герои и их краткая характеристика

Автор-рассказчик — мнительный, рассеянный, вечно теряющий вещи человек.

Краткое содержание и сюжет

Вещи живут своей особой жизнью. Часы шагают, книги переговариваются, шляпа передразнивает владельца. Чайник — добродушный комик. Но героя всегда занимала страсть некоторых вещей к путешествиям. Многие вещи иногда уходят гулять на некоторое время, а потом возвращаются. Каждый сталкивался с тем, что карандаш вдруг исчезал, а потом обнаруживался в книге.

Однажды такое исчезновение случилось с пенсне. Герой на минуту снял пенсне, чтобы протереть его, и пенсне исчезло. Где только не искал пропавшее пенсне герой, его нигде не было.

И прислуга искала пенсне, и друзья, и знакомые. Пенсне пропало. Не было его на полу, не было в одежде. Прошло больше недели. Герой купил новое пенсне и сидел с карандашом за интересной книгой. Вдруг карандаш упал и герой торопливо нагнулся за ним. Карандаш лежал у стены, а рядом стояло пенсне, поблескивая стеклышками.

Пенсне выглядело виноватым и потрепанным, а рассерженный герой решил еще и наказать пенсне. Он оставил пенсне стоять у стены на целый день. А когда вечером чихнул, пенсне упало, и стеклышки в нем разбились.

Герой так и не понял, что это было, случайность или самоубийство, но ему стало жаль пенсне. Он понял, что нельзя отказывать вещам в праве на индивидуальность.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор считал, что вещи живут своей жизнью. Иногда они отправляются путешествовать. У него упало и пропало пенсне. Никто не мог отыскать пенсне в квартире. Пенсне вернулось, оно стояло стоймя у стены. Автор наказал пенсне, и оно разбилось от случайного чиха.

План пересказа

  • Особая жизнь вещей
  • Страсть к путешествиям
  • История карандаша
  • Пропажа пенсне
  • Поиски
  • Упавший карандаш
  • Возвращение пенсне
  • Наказание
  • Самоубийство

Основная мысль

Каждая вещь обладает своим характером и индивидуальностью.

Чему учит

Рассказ учит ценить вещи, бережно к ним относиться. Учит не искать мистики там, где ее нет. Учит верить в необъяснимое.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот забавный рассказ, в котором действительно сложно объяснить, почему пенсне спокойно простояло все поиски, уборки и шум в квартире, но разбилось от тихого чиха. Или герой чихнул так, что стены задрожали? В любом случае, вещи действительно имеют свою судьбу, а значит могут обладать индивидуальностью.

Вывод и мое мнение

Автор говорит читателю, что надо быть более внимательным к своим вещам, не разбрасывать их, что у каждой вещи должно быть свое место. А также более спокойно относится к пропаже вещей.

Источник

Разработка урока «Анализ рассказа М.Осоргина «Земля»

АНАЛИЗ РАССКАЗА М.А. ОСОРГИНА «ЗЕМЛЯ» В ШКОЛЕ

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия духовного воспитания. В атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, нравственное возрождение человека и общества – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились учителя-филологи, каждый из них может внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования. У учителя есть возможность выбора художественных произведений для организации внеклассного чтения, в программу которого в 11 классе мы предлагаем включить произведение писателя русского зарубежья М.А. Осоргина и урок-анализ рассказа «Земля».

Анализу и интерпретации художественного текста нужно учить систематически и последовательно. Внимательное аналитическое чтение приучает школьников вдумываться в каждое слово писателя. Учитель, комментируя текст, раскрывая его смысл, предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки и направляет их мысль с помощью вопросов: «как?», «почему?», «для чего?». Подобные уроки проводятся с использованием репродуктивного и эвристического методов, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников.

В 11 классе ученики уже владеют навыками анализа прозаического произведения, умениями выявлять его художественные особенности (лексические, фонетические, синтаксические, стилистические средства выразительности). Знание историко-литературного контекста способствует более глубокому погружению в художественное произведение и пониманию идеи, авторской позиции.

Перед уроком, посвященном анализу рассказа М.А. Осоргина «Земля», проводится урок знакомства с биографией писателя.

выявить художественные особенности рассказа «Земля»;

развивать культуру восприятия художественного текста, понимание авторской позиции;

совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;

воспитывать уважение к малой родине.

Портрет М.А. Осоргина, шкатулка с землей, компьютер, проектор, презентация, музыкальные фрагменты.

1. Этап вызова (Пересыпание земли в шкатулке. Какие ассоциации вызывает этот процесс?).

2. Формулирование учащимися целей урока.

3. Работа с толковым словарем.

4. Алгоритм анализа прозаического произведения.

— образ повествователя (работа в группах «Автор» и «Повествователь»);

— «земля» как полисемантическая единица в рассказе;

— средства художественной изобразительности;

— постижение авторского замысла, проблем и идей рассказа.

— ответы на вопросы учителя;

Композиция рассказа включает в себя две части со сквозным образом-символом «земля»:

1. Россия (воспоминания о детстве)

За счет рефрена («Ибо прах ты – и в прах обратишься») композиция приобретает кольцевой характер.

Образ повествователя . Определение уровней авторского сознания (работа в группах).

В рассказе «Земля» авторское сознание воплощается в 2-х субъектных формах:

— это автобиографический рассказчик-ребенок, которого отец называет Мышкой;

— взрослый автор, философски осмысляющий жизнь.

Вывод: рассказ «Земля» — автобиографическое произведение. Воплощаясь в герое, автор не только не отрицает этого воплощения, а делает его подчеркнуто явным для читателя. Избранная повествовательная форма создает эффект авторской исповедальности.

«Земля» как полисемантическая единица в рассказе.

Источник

Краткое содержание «Пенсне»

Рассказ «Пенсне» Осоргина был написан в 1929 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Это история о том, как привычные людям вещи способны жить собственной жизнью и даже покидать хозяев ради увлекательных путешествий.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пенсне» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Рассказчик — интеллигентный, несколько рассеянный, добродушный мужчина.

Краткое содержание

Рассказчик не сомневается, что все без исключения вещи живут собственной жизнью — « часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется… книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках ». Каждая вещь обладает своим собственным, неповторимым характером и привычки. Так, к честным труженикам автор относит стеариновую свечу и стакан, представителем интеллигенции является термометр, а носовой платок — « неудачник из мещан ». Они несколько презрительно относятся к пальто с жалкой душонкой, шляпе с забулдыжно-актёрским лицом, легкомысленным дамским украшениям, известной сплетнице — почтовой марке.

Особый интерес для рассказчика представляют те вещи, которые любят путешествовать: карандаш, расчёска, коробок спичек и прочие. Подмечено, что эти « вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок ». Совершают они это по доброй воле, без какого-либо участия человека. Заметив исчезновение вещи, люди склонны объяснять это « то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей ».

Ни для кого не секрет, как легко потерять мелкую вещицу: карандаш, коробок спичек, небольшой ножик. Их можно искать долго и безрезультатно, и, отчаявшись, неожиданно найти в самом неподходящем месте. В большинстве своём люди не придают этому никакого значения, но, если приглядеться повнимательнее, то « откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно » привычной человеческой жизни.

Рассказчик припоминает поразительный случай, который приключился с его пенсне. Это было самое обычное, ничем не примечательное « простое пенсне, без оправы — два стекла и лёгкая дужка ». Расположившись в кресле с книгой, он снял пенсне, чтобы протереть стекла. Но оно самым загадочным образом исчезло. Ни в самом кресле, ни под ним, ни в книге, ни в складках одежды пенсне не оказалось.

Ситуация показалась рассказчику настолько нелепой, что он даже разделся и тщательно обыскал одежду, а затем подмёл пол. Более того, он обыскал и соседнюю комнату и даже заглянул в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что « слышал звук падения пенсне », рассказчик долго ползал по полу, но так и не обнаружил в паркете щель, в которую могло бы провалиться пенсне.

Прошла неделя. Друзья, узнав о пропаже, безуспешно попытались сами отыскать пенсне, а прислуга так выдраила квартиру и заодно чёрную лестницу, что « вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было ».

Один из приятелей рассказчика, знаток испанской литературы, « хотел дойти до разгадки индуктивным способом ». Он задавал множество странных вопросов, начертил план комнаты, записал номер пенсне, но так и не смог разгадать тайну их исчезновения. « Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений », но неразгаданная загадка подействовала на него удручающе — по словам супруги, он стонал всю ночь.

Как-то раз рассказчик сел в то самое кресло, чтобы почитать книгу. На его лице красовалось « уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее ». Когда у рассказчика упал карандаш, он поспешил его достать и к большому удивлению заметил у стены своё старое пенсне. Весь его внешний вид говорил о рабском смирении и признании вины.

Рассказчик попытался объяснить самому себе « странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться », но так и не смог найти ответ на этот вопрос. Он не сомневался лишь в том, что его пенсне « гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости ».

В качестве наказания рассказчик на несколько часов оставил гуляку у стены, показывая его прислуге и всем знакомым. В итоге закончило это пенсне трагически — оно « упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки ». Рассказчик предпочёл считать это досадное происшествие несчастным случаем, а не самоубийством, вызванным публичным позором.

Рассказчику было жаль расставаться с пенсне, ведь вместе они « прочли много добрых и глупых книг », в которых люди могли предаваться сильным чувствам и страстям, а вещам было отказано в праве « на мельчайшее проявление индивидуальности ».

Заключение

Автор даёт понять, что в этом мире нет ничего мелкого, незначительного — всё имеет индивидуальность, всё имеет право на самоопределение и свободное выявление собственных чувств.

После ознакомления с кратким пересказом «Пенсне» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Краткое содержание рассказа Осоргин «ЗЕМЛЯ» заранее спасибо.

В первой фразе рассказа М. А. Осоргина «Пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». У писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. Например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. Часто используется метафора, поэтому у Осоргина повседневны бытовые вещи приобретают свой особый характер: «вещи труженики», «демократичный стакан». «Что то поразительное» видит Осоргин в украшениях, тонко подмечая все мелочи, он складывает их воедино, рисуя уже не предмет, но человеческий характер.

История пенсне показательна. Автор рассуждает о том, что вещи живут своей жизнью, об их намерениях и действиях. В пример он ставит то, что вещи вдруг теряются и так же неожиданно находятся. Это юмористическое утверждение сродни «закону подлости». Автор рассказывает о пропавшем пенсне, которое исчезло во время чтения. Обыскав все карманы, кресло, книгу, всю комнату и наконец квартиру, так его и не нашел. Зато история поисков пенсне дошла до генеральной уборки, но не смотря на то, что «вся квартира обновилась, посветлела», найти пропавшее пенсне так и не удалось. На помощь автору пришел его приятель, попытавшийся разгадать эту загадку логически, начертив план комнаты, над которым он долго размышлял. Однако эти размышления ровным счетом ничего не дали. Пропавшее пенсне нашлось совершенно неожиданно, но факт его находки рассматривается, как что то совершенно естественное: «нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из долгой прогулки».

Автор относится к этому предмету, как к одушевленному существу, обладающему своим характером, потребностями, живущему собственной жизнью. Как и любое живое существо, пенсне умирает. Его смерть описана автором по всем канонам драмы: «кончило это пенсне трагически», разбившись на мелкие осколки.

Своеобразный подход к изображению вещей Осоргина делает этот рассказ уникальным и вместе

Источник