Меню

Земля родная лихачев анализ кратко

Краткое содержание Д.С. Лихачев «Земля родная»

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев известен как культуролог и искусствовед, а также филолог с огромным количеством работ, связанных с историей русской и древнерусской литературы. На протяжении всей своей долгой жизни и трудовой деятельности Д.С. Лихачев был ярым защитником духовности и культуры. Он является автором многих интересных трудов, но его произведение «Земля родная» представляет особый интерес для тех, кто стоит на пороге нравственного взросления.

Очень краткий пересказ

«Земля родная» — это некий очерк, размышления автора о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности свои делом.

Академик Дмитрий Лихачев – автор книги «Земля родная»

Особое внимание читателя Лихачев направляет на такое качество, как интеллигентность. По его мнению, оно должно присутствовать в каждом человеке, даже если он имеет самую простую специальность. Интеллигентность заключается в простоте общения, достоинстве, доброте, спокойствии.

Важно правильно относиться к речи. Грамотная речь – ключ к успешному взаимодействию между людьми. Ее можно развивать ежедневно, читая книги, в которых собрана вся мудрость нашего народа.

Огромное влияние на все последующие годы жизни оказывает то, как человек привык относиться к старшему поколению, его накопленному опыту и знаниям. С ранних лет человек должен привыкать к тому, что он обязан заботиться о том, чего было достигнуто до его появления на свет, а став зрелым человеком, важно сохранить это и приумножить.

Посыл Лихачева к молодому поколению в некоторой степени уникален: автор пишет не в форме нравоучений, он размышляет о том, что молодость – это некий фундамент для всей дальнейшей жизни. От того, как человек проживет молодые годы, зависит его дальнейшее благополучие, а также качество жизни его потомков.

Читайте также:  Высота откатных ворот от уровня земли

Для каждого важно как можно раньше понять, к чему нужно стремиться. Следует стараться приносить людям, которые нас окружают, радость и добро, служить своей земле, месту, где родился и вырос, а также заботиться о старшем поколении и воспитывать лучшие качества в своих детях.

Это краткое содержание произведения академика Лихачева «Земля родная», далее последует более подробный пересказ.

Краткое содержание

Книга «Земля родная» является одним из многих трудов Дмитрия Лихачева. Он не считал себя писателем, однако его книги, очерки и огромное количество статей переведены на многие языки мира. Автор был довольно эрудированным, талантливым и трудолюбивым человеком. Особенно он запомнился тем, что мог говорить о сложных, серьезных вещах самым простым, доходчивым языком. Любые важные, многогранные вопросы он призывал решать со стороны нравственности и честности.

Произведение «Земля родная» написано легким, простым языком. Далее читайте краткое содержание по разделам.

Слово к молодым

Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством. Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.

По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Теперь основная задача молодых – сохранить и приумножить все достояние, передать будущему поколению.

Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.

Заметки о русском

Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах.

Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека. Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.

Лихачев считал, что образовываться нужно и в отношении культуры. Живопись, литература, музыка – то, что поможет лучше познать прошлое, а значит, позволит построить стабильное будущее.

Экология культуры

Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи. Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле.

Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Хороший пример – строительство Великого Новгорода и других древнерусских городов. При планировке города учитывались виды, которые открывались из окон домов. Такая планировка создавала ощущение свободы и простора.

Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

Новгород Великий

Когда-то Великий Новгород был крупным торговым городом, портом, самостоятельной республикой. Им управляла власть в виде аристократии, купечества и народного вече. В городе было множество творческих людей, которые формировали искусство. Сегодня, по найденным берестяным грамотам, доподлинно известно, что большинство жителей были грамотными.

Восхищает и то, что проживающие в Великом Новгороде люди обладали высокой дисциплиной. Это отображалось в разных областях, в том числе и благоустройстве – все здания, включая церкви, построены с большим мастерством.

После присоединения к Московской Руси Новгород потерял свою независимость, но сохранил культуру.

Древнерусская культура и современность

Во время блокады Ленинграда Лихачев был занят написанием брошюры об обороне древнерусских городов, замечая, как с новыми и страшными обстоятельствами возвращаются в обиход блокадников старые, казалось, давно забытые слова и понятия.

Автор, описывая тяжелый женский труд в годы войны, рассказывает о значении плача при прощании с умершими и погибшими. Плач — своего рода некое осмысление случившегося горя. Недаром в русской литературы так много стихов в форме плача.

Наша литература не всегда находила понимание в мире. Это связано с непониманием русского, славянского фольклора, поскольку там много обрядовой поэзии. Однако она представляет огромную ценность, позволяя опираться в сложных случаях на культурное наследие.

Основная идея произведения

Книга написана в форме размышлений автора о наиважнейших вещах для каждого человека. Лихачев ставит жизненные вопросы и отвечает на них, рассматривая их через призму нравственности, доброты, порядочности. Он рассуждает об огромном влиянии на каждого человека искусства, поэзии, литературы, а также о важности связи поколений и патриотизма.

Источник

Анализ книги «Земля родная» Лихачева

Сегодня мы познакомимся с главами из книги Лихачёва «Земля родная». Ответим в ходе совместных рассуждений на вопрос: как связаны человек и земля, на которой он живёт? Мы рассмотрим и новый литературный жанр — жанр публицистики.

Чем интересен этот жанр? Почему стал таким популярным в последние десятилетия?

Родина, Отечество, родная земля, сыновняя верность … Это, надеюсь, для каждого из нас святые понятия, c Родиной связаны не только сегодняшний день и не только нынешнее поколение, Родина — понятие вневременное, она объединяет нас всех в великий, могучий род.

За нашей спиною тысяча лет истории, Родина- это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родилась. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен. Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к людям проникнуты главы книги Д,С. Лихачёва «Земля родная».

— Дома вы прочитали вступительную статью учебника, о чём в ней говорится?

Учёный рассказывает, как складывалась его судьба, делится опытом прожитой жизни, своими мыслями, Это автобиографический рассказ, мемуары.

Лихачёв — автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны.

Многогранна личность учёного: до Лихачёва древнерусские литературные памятники изучались преимущественно как исторические источники. Он показал, что словесность Древней Руси — это особый художественный мир, Древнерусскую литературу Д,С. Лихачёв рассматривает как неотъемлемую часть нашей культуры. В книгах и статьях учёного оживает далёкое прошлое, запечатлены реальные исторические события.
Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера, умер З0 сентября 1999 года, Почти ровесник века, он был и остаётся символом
интеллигентности, духовности России, его часто называют человеком-эпохой, человеком-легендой.

Д.С. Лихачёв — человек, чьё имя известно на всех континентах, выдающийся знаток не только отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. 2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва.

Лихачёв — человек, чьё имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984
года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено в Международный планетный каталог.

— Вернёмся к статье Лихачёва. Что отвлекало учёного от занятий академической наукой?

(Стремление сохранить материальные и духовные ценности народа.)

— Что такое духовные ценности, как об этом говорится во вступительном слове автора?

Это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия,
который не только не обесценивается, но, как правило, возрастает. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека.

Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.

Духовные ценности — добрые обычаи, традиции, представления о добром и красивом, а также язык, литературные произведения, поднимающие человека над обыденностью и показывающие ему идеал.

— Что вы думаете о смысле названия книги «Земля родная»?

Обратим внимание на то, как учёный объясняет значение слова «земля». Зачитываем: «Слово «земля» в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах».

— Что человек может сделать для своей земли?

Зачитываем: «Человека создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств».

Книга «Земля родная» составлена в форме писем о добром и обращена к молодому поколению.

— Скажите, какие вопросы, темы для беседы с молодёжью кажутся учёному самыми важными? Чем интересны его наблюдения?
Ответы учащихся:
— В чём смысл жизни? Что объединяет людей?
— Как быть весёлым, но не смешным?
— Надо ли обижаться?
— Честь истинная и ложная.
— Человек должен быть интеллигентен.
— О дурных и хороших влияниях.
— Искусство ошибаться.
— Как говорить? Как выступать? Как писать?
— Любите читать! Учитесь учиться!
— Путешествуйте!
— Учись понимать искусство.
— О русской природе и пейзажной живописи, природе других стран.
— Сады и парки. Памятники искусства.
— О памяти и памятниках прошлого.
— Умей заметить красоту наших городов и сёл.

— Об искусстве слова и филологии.
— Как видим, каждая глава заслуживает внимания и вдумчивого прочтения, служит поводом к разговору и размышлению о значимых и важных для каждого из нас проблемах.

Я думаю, эти главы можно назвать также напутствием начинающим жить подросткам.

Слово «литературоведам» (уточним лексическое значение слов, адресное домашнее задание).

Духовное напутствие — слова, пожелания отправляющемуся в путь, а также вообще поучение, советы на будущее. Духовность — свойство души, состоящее
в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.

И тут мы невольно вспоминаем поучение, напутствие одного из первых писателей Руси, которое мы читали в начале учебного года. Вспомните!
— «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125).

— Когда он написал своё поучение? (Как выразился, «на далече пути, на санях сидя», то есть в конце жизни, будучи умудрённым большим политическим и жизненным опытом.)

— Каким человеком был Владимир Мономах?

(Это искренний, благородный, «гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства». Он призывает к добру, милосердию, просвещённости. «Поучение» Владимира Мономаха было издавна любимым чтением на Руси.)

— Можно ли назвать книгу «Земля родная» близкой «Поучению»?

(Автор этой книги так же, как и князь Древней Руси, пожилой, мудрый, авторитетный человек. Советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это собрание мудрости, речь доброжелательного учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками — один из главных его талантов.)

— Что сближает «Поучение» Владимира Мономаха и обращение к молодым Дмитрия Лихачёва?

(Добрые, умные наставления, советы, ненавязчивые поучения.)
— Добавлю. Интересно, что и в «Поучении» Владимира Мономаха, и в размышлениях Лихачёва сложная тема нравственного выбора человека приобретает форму простого, доверительного разговора о том, как находить согласие с окружающим нас миром.

В книге «Земля родная» учёный щедро делится с юными читателями своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, дружбе, культуре.

Теперь познакомимся с суждениями Лихачёва, высказанными в отдельных главах его книги, включённых в учебник (акцентное вычитывание): «Молодость – это вся жизнь», «Искусство открывает нам большой мир», «Учиться говорить и пи-
сать».

— «Молодость — это вся жизнь». Назовите основные положения статьи. (Учёный вспоминает о том, что школьником ему казалось: « … вот вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке … А в действительности оказалось иначе …)

— Как же оказалось? О чём хотел сказать учёный, о чём предупредить?

— «Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново … »

— Какие примеры в подтверждение этого приводит автор?

— Вспоминает своих родителей. «Я помню, что у моей матери самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её школьные подруги, а когда они отходили в «иной мир», замены им не было. То же и у моего отца — его друзья были друзьями молодости».

— Почему родители Лихачёва не находили замены друзьям, ушедшим из жизни?

— «Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных».

Становление характера происходит постепенно, вкусы, взгляды определяются в период обучения в школе и вузе. И в этом случае важно выбрать круг друзей.

— Согласны ли вы с такими утверждениями автора: «Радость, не разделённая с
задушевными друзьями, — не радость», «Храните молодость до глубокой старости», «и помните поговорку: «Береги честь смолоду»?

— Как вы понимаете поговорку: «Береги честь смолоду»? (Вспомним также мудрые
изречения: «Чему нежное детство бывает обучено, того и дряхлая старость не может оставить», «Что посеешь, то и пожнёшь»
Cовсем необычная глава «Не быть смешным». 8 ней говорится «о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием».

— Попытаемся разобраться, что же важно знать и делать, чтобы не быть смешным.
(Уметь сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, быть приветливым, уметь слушать, уметь помолчать, уметь пошутить, но вовремя; не быть навязчивым даже со своими дружескими чувствами, не мучиться своими физическими недостатками; уважать окружающих, быть правдивым; не быть смешным в манере одеваться.) Это, оказывается, большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе.

Согласны ли вы с тем, что, чтобы не быть смешным, нужно не только умение себя вести, но и ум?

— Вчитаемся ещё раз в высказывания Лихачёва: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)».

Подведём итоги:
— О чём вы задумались, что стало важным для вас после знакомства с главами книги «Земля родная»?

«Аватары», «Дозоры», детективные сериалы — именно отсюда молодёжь зачастую черпает те «ценности», которые определяют её духовный мир. «Клиповая»
культура настолько укоренилась в сознании подростков, что они не только классический роман прочесть не могут, им не под силу даже экранизацию этого самого романа до конца досмотреть. Неторопливость художественного повествования, свойственная лучшим образцам как литературного, так и кинематографического искусства, чужда поколению пехt, воспитанному на бесконечном мелькании планов.
Можно ли назвать письма Лихачёва к молодёжи путеводителем по жизни? Интересны ли его наблюдения? Чему научились мы у учёного?
— В книге отражены жизненный опыт и мировоззрение учёного; в жизни нужно
быть щедрым, нести людям добро и радость; Лихачёв учит любить жизнь, наслаждаться музыкой, искусством, красотой мира, советует всмотреться в себя, в окружающих людей, задуматься над смыслом жизни.

— Мы нашли ответы на вопросы: как не быть смешным? Как прожить долгую и
счастливую жизнь? Д.С. Лихачёв говорит также о бережном отношении к русскому
слову, учит интересоваться прошлым, любить его. Говорит о любви «к своей земле, к своей Земле».

— Злободневность книги и в том, что она заставляет задуматься над очень важными вопросами: ещё не поздно исправить себя, сохранить землю для наших потомков, а для этого нужно учиться всему доброму.

— Вы правы, ребята, поделюсь с вами ещё одной понравившейся мне мыслью
Лихачёва о живой связи времён и поколений, своеобразным ответом на вопрос: стоит ли перечитывать книги, рассматривать потемневшие от времени реликвии? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы с резными наличниками, расшитые домотканые полотенца?

В книге «Земля родная» Лихачёв ставит вопрос об исторической и культурной преемственности поколений. Он считает, что культура способна преодолевать
время, соединять прошлое, настоящее и будущее.

Без прошлого, считает он, нет будущего; тот, кто не знает прошлого, не может строить будущее. Мы убедились, как важно для нас сегодня мудрое, очищающее слово Лихачёва, человека высокой духовности.

Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надёжный друг, когда любишь родную при роду, отчий край, когда мы живём по высоким нравственным нормам. Нам очень дорога мысль и о том, что источником красоты является и сам человек, от него зависит мир на Земле, сохранение её, умножение её богатств.

Источник