Меню

Культура в русских землях в 13 14 веках таблица

Культура XIII—XV веков

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Литература

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор. В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.

Читайте также:  Самоанализ урока по изо 4 класс пейзаж родной земли

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».

Источник

История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент 1.Узелковая письменность;

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

Самый известный литературный памятник домонгольской Руси — «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.) Крестово-купольный стиль.

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Миниатюра- красочная иллюстрация

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
— влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

«Повесть о разорении Рязани»;

(о восстании в Твери в 1327г.);

«Житие Александра Невского» (О Невской битве);

«Задонщина» (о 1380г., Софоний Рязанец);«Сказание о Мамаевом побоище» (О Куликовской битве);«сказание о взятии Москвы Тохтамышем» (1382г);«Хождение за три моря», (Афанасий Никитин, XV

  • Московский Кремль

Белый камень Красный кирпич

  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

Троицкий собор, основан Сергием Радонежским. Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Расписал Ферапонтов монастырь. Течения в церкви

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Стригольничество -первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

5.Митрополит Макарий «Четьи – минеи» – сборник, в котором произведения располагались по дням, чтение их предписывалось церковью. Феодосий Косой- лидер еретиков, критиковал догматы христианства: о божественной природе Христа, воскрешения мёртвых; монашество.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.

(Вассиан Косой)- нестяжатель, за независимость церковной власти от государственной. Стиль: шатровый. Данный стиль основан на национальных традициях деревянного зодчества. Характеризуется устремлённостью вверх. Завершается многогранной пирамидой. Наличие шатров, увенчанных маковкой, покраска под кирпич, побелка.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор — Алевиз Новый , 1506-1508гг.

(3-я каменная линия укрепления) Изображение на иконах лиц царей, князей,

исторические сюжеты 1564г.- начало книгопечатания, Иван Фёдоров и Петр Мстиславец;

«Апостол» – первая русская (датированная) печатная книга. А.Чохов

Русская культура XVII века.

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

1687г. Славяно – греко- латинская академия 1. «Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное им самим»

1. « Сказание Авраама Палицына»

2. «Повесть об Азовском осадном сидении»

1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

2. «Повесть о Шемякином суде»;

3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)

основатель Симеон Полоцкий.

2. «Притча о блудном сыне» 1.Ю. Крижанич:

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

2. С. Полоцкий:
«Политика». Идея: цель самодержавного

правления – установление равноправного суда монарха над всеми подданными) Стили:

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII в. – «русское узорочье»- художественный приём, связанный с многообразием применяемых красок, форм, сюжетов, декоративность линий Симон Ушаков

(стремился «выписать» детали, придать объём).

3.картина «Насаждение древа государства»

XVII век: появляются парсуны – портреты

Наиболее известная – изображение М.В. Скопина – Шуйского 1672 г. – придворный театр обмирщение культуры

Русская культура первой половины XVIII века

4. «Первое учение отрокам» Прокоповича.

1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г. 1.Нартов создал

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

7.Камчатские экспедиции Беринга и Чирикова, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой. 1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины» 1.Тредиаковский- первая ода4.Кантемир (сатирик)

«К уму своему» (защита петровских преобразований);

4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).

«Слово о власти и чести царской».

Идея: право монарха на неограниченную власть.

«Книга о скудости и богатстве» Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати.

1700-новое летоисчисление Барокко: -монументальность;-пышность;

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

(началось строительство при Петре);

-Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли) Никитин «Пётр на смертном ложе»;

Матвеев «Автопортрет с женой»

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

Щербатов « История Российская от древнейших времён»; 1.Ползунов разработал проект универсального теплового двигателя, паровая машина.

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

3.Фролов- установка для откачки воды и подачи руды из шахты. -Классицизм,

Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

журналы «Трутень» и «Живописец».

«Путешествие из Петербурга в Москву». 1755г.- Московский Университет

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

1786 г.- издание Устава народных училищ. Жанры:

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

Эрмитаж. Классицизм: логичность; симметричность; геометризм; чёткость линий; обращение к античной культуре.

Московский университет, Сенат (Казаков); Волков-

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория -романтизм- Жуковский («Людмила»);

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-«Отечественные записки»: Некрасов

-«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев. Стили:

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Монферран: Иссакиевский собор,

Тома де Тамона: Биржа -портреты:

Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

Иванов: «Явление Христа народу»;

Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;

Мартос – памятник Минину и Пожарскому -1824г.- Малый театр;

актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и

Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы

Русская культура второй половины XIX века

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Соловьёв С., Костомаров, Ключевский. «Товарищество передвижных художественных выставок»: Мясоедов, Перов, Ге, Куинджи.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,

Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

Левитан: «Март», «Золотая осень»,

Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

Создание Третьяковской галереи.1898г.- «Мир искусства»: Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. Шервуд: памятник-храм «Героям Плевны»,

Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

«Ярослав Мудрый». Псевдорусский стиль:

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

Чичагов: Городская дума 1859г. – «Русское музыкальное общество» (Рубинштейн)

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Чайковский: «Е.Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Режиссёры:

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

С. Мамонтов- меценат, предприниматель.

Скачать можно, нажав Ctrl+S.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по истории » История русской культуры в таблицах

Источник