Меню

Нормирование в области охраны земель

BzBook.ru

29.Нормирование в сфере использования и охраны земель. Виды нормирования (нормы предоставления земель, нормы охраны земель). 30.Плата за землю. Плательщики налога. Порядок исчисления налога.

Закон РФ «О плате за землю», 17.04.92 г.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и устанавливается в виде твердых платежей за единицу земельной площади определенного качества и хозяйственной ценности в расчете на год.

Установлены 3 главных критерия, определяющих хозяйственную ценность земли, и, стало быть, размер платы за нее:

• основное целевое назначение земли, т. е. целевая категория, к которой отнесен земельный участок;

• качество земли, т. е. степень пригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд;

• местоположение конкретного земельного участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве, определяющее его ценность с точки зрения принципа: минимальность эксплуатационных затрат и максимальность экономической эффективности.

По категориям земель устанавливаются средние ставки платы за землю, которые затем дифференцируются по показателям качества и местоположения конкретных земельных участков.

Плата за землю устанавливается в виде налога или арендной платы. Порядок дифференцирования средних ставок определяется законодательством субъектов РФ с учетом региональных условий. Средние ставки земельного налога периодически корректируются в зависимости от изменения экономических условий в стране.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются все физические и юридические лица, которым предоставлена земля в собственность или пользование (включая аренду) на территории России. Объектами обложения земельным налогом являются конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в, собственность или пользование.

В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок, независимо от того, чем он занят, если иное не установлено в законе. Если земельный участок предоставлен для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких граждан или юридических лиц. то налог начисляется всем собственникам пропорционально их долям на строение.

Источник

Нормирование использования и охраны земель.

Нормирование земель — установление пределов (норм) владения, пользования и распоряжения земельными участками на любом праве.

Стандартизация в земельном праве может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране земель.
Правовой характер нормативов и стандартов в сфере землепользования и охраны земель проявляется в том, что они должны соблюдаться всеми природопользователями.
В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области нормирования и стандартизации в связи с землепользованием и охраной земель. В числе основных следует назвать Закон РФ «О стандартизации», природоресурсное законодательство: Земельный, Лесной, Водный кодексы, а также Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002г. В качестве примеров ГОСТов, имеющих непосредственное отношение к землепользованию, можно назвать: ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы.

Нормы предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства утверждаются органами представительной власти на основе рекомендаций научно-исследовательских учреждений по экономической и экологической оптимизации производства различных видов сельскохозяйственной продукции.

В Земельном кодексе установлены требования о нормировании предельно допустимого загрязнения почв.

Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения -1) вид нормирования в области использования и охраны земель; 2) (для целей Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения») установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

30. Плата за землю, ее формы, порядок установления и взимания.

Под общим названием «платность использования земли» в ст. 65 Зе­мельного кодекса РФ и Законе РФ «О плате за землю» упоминается зе­мельный налог и арендная плата. При этом не указывается на различия этих платежей. Между тем правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т. е. соглашением сторон по добровольному желанию участников этого договора. На­лог — властное предписание пользователям земли со стороны государст­ва, и они не вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Применяется также нормативная цена (в случаях, установленных за­коном) при выкупе в частную собственность земельных участков, нахо­дящихся в государственной собственности, а также для получения под залог земли банковского кредита по ставкам, устанавливаемым Прави­тельством РФ (периодически пересматриваемым). При сделках куп­ли-продажи определяется рыночная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хо­зяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

Дата добавления: 2015-07-20 ; просмотров: 1268 | Нарушение авторских прав

Источник

Охрана и мониторинг земель. Экологическое нормирование

Как указывалось выше, качество земель, плодородие почв может снижаться вследствие различных причин как природообусловленных, так и в результате нерационального антропогенного воздействия.

Охрана земель – это система правовых, экономических, организационно-технических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, сохранение плодородия и экологических функций почв, защиту от вредных воздействий, ведущих к деградации качественного состояния угодий, а также восстановление нарушенных земель.

С целью охраны земель предполагается проведение следующих мероприятий:

— предотвращение вывода из оборота продуктивных земель в связи с ухудшением их качественного состояния. Земли сельскохозяйственного назначения имеют наибольшую значимость и ценность, поэтому для них установлен особый правовой режим использования и охраны для недопущения их деградации;

— выявление и устранение причин, вызывающих снижение качества земли;

— рациональное использование земель путем применения научно-обоснованных методов и технологий;

— защита земель от эрозии, селей, подтоплений, засоления, уплотнения, загрязнения различными отходами и т.п.;

— рекультивация нарушенных земель и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Здесь уместно вспомнить закон Российской Федерации «О недрах», а также Постановление Правительства РФ от 23.02.94 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

— при разработке месторождений полезных ископаемых;

— прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, проектно-изыскательных, геолого-разведочных и др. работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

— ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

— складировании и захоронении промышленных, бытовых и др. отходов;

— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;

— ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

— проведении войсковых учений за пределами специальных полигонов.

При невозможности проведения на данный момент рекультивационных работ законодательством допускается консервация земель – перевод их в особый правовой режим с прекращением их хозяйственного использования для восстановления их производительных свойств.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для оперативного выявления негативных изменений в пределах различных угодий с целью предупреждения и устранения нежелательных последствий. Мониторинг – это государственное мероприятие по управлению земельным фондом, предусмотренное ст. 109 Земельного кадастра РФ и «Положением о мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ № 491 от 15.07.92 г. В зависимости от масштаба и полноты охвата, а также целевого назначения различают глобальный, региональный и локальный мониторинг.

В мониторинг входит целый комплекс наблюдений, изысканий, съемок, в результате чего выявляются такие процессы, как:

— изменение границ разлитых угодий;

— наличие водной или ветровой эрозии;

— развитие процессов гидроморфизма и засоления;

— изменение запасов гумуса и др.

Объектом мониторинга являются все земли, все угодья независимо от их правового режима и формы собственности.

Мониторинг земель входит в единую государственную информационную систему о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и является неотъемлемой частью глобального планетарного мониторинга.

Экологическое нормирование

Состояние окружающей природной среды должно соответствовать условиям нормального (физиологически комфортного) существования всех экосистем, включая человека. С целью сохранения физико-географической основы и оптимального режима функционирования природно-антропогенных комплексов необходимо введение в практику природопользования системы экологического нормирования.

Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды [28].

Система экологического нормирования направлена на:

— правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы;

— создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом;

— создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д. [6].

В нашей стране система экологического нормирования находится в стадии разработки, хотя мировая практика насчитывает уже несколько десятилетий. Глубокое развитие получило экологическое нормирование в Германии, где законодательно принята система стандартов DIN, направленная на регулярное оценивание состояния окружающей среды по ряду параметров ее компонентов – почвы, воды, атмосферного воздуха.

В Российской Федерации такая оценка регламентируется рядом нормативных документов [27, 28, 29, 31] и осуществляется по следующим разделам:

— состояние биотических компонентов (почв, растительного покрова и животного мира) по критерию их соответствия зональным природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся, природопользованию региона;

— зависимость состояния здоровья населения от состояния окружающей природной среды.

В основу установления экологической нормы положено определение допустимого предела нарушения природной среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне природопользования.

В последние годы начались углубленные исследования по разработке принципов экологического нормирования. Так, в работе [6] приводится схема экологической оценки состояния окружающей среды по пяти градациям, соответствующим различной степени нарушения экосистем, что подразумевает применение различных природоохранных мероприятий (табл. 7.4).

Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды [6]

Оценочный балл, % Качественные признаки состояния природной среды Уровни потери качества
0-1,0 0-5 Отсутствие признаков: — угнетения естественных и антропогенных биоценозов; — нарушений состояния здоровья из-за влияния окружающей природной среды; — нарушений природных сфер и их функционального равновесия Условно нулевой
Окончание табл. 7.4
Оценочный балл, % Качественные признаки состояния природной среды Уровни потери качества
1,1-2,0 6-20 Заметное угнетение естественных биоценозов, использование земель для производства пищевой продукции без ограничений; Природная среда в целом удовлетворительна для существования человека; Признаки нарушений отдельных природных сфер обратимого характера. Низкий
2,1-3,0 21-40 Природные биоценозы сильно угнетены, производство пищевой продукции неэффективно из-за низкого качества и пониженного плодородия почв; Здоровье населения заметно ухудшено из-за неблагоприятных условий окружающей природной среды; Окружающая природная среда не справляется с антропогенными нагрузками. Средний
3,1-4,0 41-70 Невозможность длительного существования искусст-венных насаждений, противопоказанность использования земель для производства продовольственной продукции; Существенная деградация населения по состоянию здоровья; Необратимые нарушения природных сфер, исключающие самовосстановление природной среды в целом. Высокий
4,1-5,0 71-100 Биопродуктивность земель нулевая; Прямой контакт человека с природной средой опасен для здоровья и существования человека; Природные сферы необратимо нарушены и не могут выполнять своих функций в окружающей среде. Катастро-фический

Особое внимание уделяется определению экологического состояния почв с учетом следующих методологических принципов:

1. Градация показателей состояния почв и их ранжирование по степени проявления признака осуществляется в соответствии с принятыми нормативами, а в случае их отсутствия – по критериальной таблице оценки состояния окружающей природной среды (табл. 7.4).

2. При разработке нормативов экологического состояния почв (фонового, допустимого содержания загрязняющих веществ, параметров физической и технологической деградации и т.д.) необходимо учитывать региональные, биоклиматические, литологические особенности территории, характер землепользования.

В настоящее время Министерством природных ресурсов РФ совместно с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова на основе результатов ряда научно-практических исследований разработан проект методики определения ущерба от деградации, загрязнения и захламления почв и земель [6].

Источник

Нормирование в области охраны земель

7.5. Охрана и мониторинг земель. Экологическое нормирование

Как указывалось выше, качество земель, плодородие почв может снижаться вследствие различных причин как природообусловленных, так и в результате нерационального антропогенного воздействия.
Охрана земель – это система правовых, экономических, организационно-технических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, сохранение плодородия и экологических функций почв, защиту от вредных воздействий, ведущих к деградации качественного состояния угодий, а также восстановление нарушенных земель.
С целью охраны земель предполагается проведение следующих мероприятий:
— предотвращение вывода из оборота продуктивных земель в связи с ухудшением их качественного состояния. Земли сельскохозяйственного назначения имеют наибольшую значимость и ценность, поэтому для них установлен особый правовой режим использования и охраны для недопущения их деградации;
— выявление и устранение причин, вызывающих снижение качества земли;
— рациональное использование земель путем применения научно-обоснованных методов и технологий;
— защита земель от эрозии, селей, подтоплений, засоления, уплотнения, загрязнения различными отходами и т.п.;
— рекультивация нарушенных земель и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Здесь уместно вспомнить закон Российской Федерации “О недрах”, а также Постановление Правительства РФ от 23.02.94 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы”. Рекультивации подлежат земли, нарушенные:
— при разработке месторождений полезных ископаемых;
— прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, проектно-изыскательных, геолого-разведочных и др. работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
— ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
— складировании и захоронении промышленных, бытовых и др. отходов;
— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;
— ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
— проведении войсковых учений за пределами специальных полигонов. При невозможности проведения на данный момент рекультивационных работ законодательством допускается консервация земель – перевод их в особый правовой режим с прекращением их хозяйственного использования для восстановления их производительных свойств.
Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для оперативного выявления негативных изменений в пределах различных угодий с целью предупреждения и устранения нежелательных последствий. Мониторинг – это государственное мероприятие по управлению земельным фондом, предусмотренное ст. 109 Земельного кадастра РФ и “Положением о мониторинге земель в Российской Федерации”, утвержденное постановлением Правительства РФ № 491 от 15.07.92 г. В зависимости от масштаба и полноты охвата, а также целевого назначения различают глобальный, региональный и локальный мониторинг.
В мониторинг входит целый комплекс наблюдений, изысканий, съемок, в результате чего выявляются такие процессы, как:
— изменение границ разлитых угодий;
— наличие водной или ветровой эрозии;
— развитие опустынивания;
— пастбищная дигрессия;
— развитие процессов гидроморфизма и засоления;
— изменение запасов гумуса и др.
Объектом мониторинга являются все земли, все угодья независимо от их правового режима и формы собственности.
Мониторинг земель входит в единую государственную информационную систему о состоянии окружающей среды и природных ресурсов и является неотъемлемой частью глобального планетарного мониторинга.
Экологическое нормирование
Состояние окружающей природной среды должно соответствовать условиям нормального (физиологически комфортного) существования всех экосистем, включая человека. С целью сохранения физико-географической основы и оптимального режима функционирования природно-антропогенных комплексов необходимо введение в практику природопользования системы экологического нормирования.
Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды [28].
Система экологического нормирования направлена на:
— правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы;
— создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом;
— создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и т.д. [6].
В нашей стране система экологического нормирования находится в стадии разработки, хотя мировая практика насчитывает уже несколько десятилетий. Глубокое развитие получило экологическое нормирование в Германии, где законодательно принята система стандартов DIN, направленная на регулярное оценивание состояния окружающей среды по ряду параметров ее компонентов – почвы, воды, атмосферного воздуха.
В Российской Федерации такая оценка регламентируется рядом нормативных документов [27, 28, 29, 31] и осуществляется по следующим разделам:
— состояние биотических компонентов (почв, растительного покрова и животного мира) по критерию их соответствия зональным природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся, природопользованию региона;
— зависимость состояния здоровья населения от состояния окружающей природной среды. В основу установления экологической нормы положено определение допустимого предела нарушения природной среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне природопользования.
В последние годы начались углубленные исследования по разработке принципов экологического нормирования. Так, в работе [6] приводится схема экологической оценки состояния окружающей среды по пяти градациям, соответствующим различной степени нарушения экосистем, что подразумевает применение различных природоохранных мероприятий (табл. 7.4).

Таблица 7.4
Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды [6]

Качественные признаки состояния природной среды

Отсутствие признаков:
— угнетения естественных и антропогенных биоценозов;
— нарушений состояния здоровья из-за влияния окружающей природной среды;
— нарушений природных сфер и их функционального равновесия

Качественные признаки состояния природной среды

Заметное угнетение естественных биоценозов, использование земель для производства пищевой продукции без ограничений;

Природная среда в целом удовлетворительна для существования человека;

Признаки нарушений отдельных природных сфер обратимого характера.

Природные биоценозы сильно угнетены, производство пищевой продукции неэффективно из-за низкого качества и пониженного плодородия почв;

Здоровье населения заметно ухудшено из-за неблагоприятных условий окружающей природной среды;

Окружающая природная среда не справляется с антропогенными нагрузками.

Невозможность длительного существования искусст-венных насаждений, противопоказанность использования земель для производства продовольственной продукции;

Существенная деградация населения по состоянию здоровья;

Необратимые нарушения природных сфер, исключающие самовосстановление природной среды в целом.

Биопродуктивность земель нулевая;

Прямой контакт человека с природной средой опасен для здоровья и существования человека;

Природные сферы необратимо нарушены и не могут выполнять своих функций в окружающей среде.

Особое внимание уделяется определению экологического состояния почв с учетом следующих методологических принципов:
1. Градация показателей состояния почв и их ранжирование по степени проявления признака осуществляется в соответствии с принятыми нормативами, а в случае их отсутствия – по критериальной таблице оценки состояния окружающей природной среды (табл. 7.4).
2. При разработке нормативов экологического состояния почв (фонового, допустимого содержания загрязняющих веществ, параметров физической и технологической деградации и т.д.) необходимо учитывать региональные, биоклиматические, литологические особенности территории, характер землепользования.
В настоящее время Министерством природных ресурсов РФ совместно с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова на основе результатов ряда научно-практических исследований разработан проект методики определения ущерба от деградации, загрязнения и захламления почв и земель [6].
Медико-экологическое районирование
Определенным результирующим этапом исследований по оценке состояния окружающей среды в регионе является медико-экологическое районирование. Эти вопросы в нашей стране стали подниматься сравнительно недавно – в последние 15-20 лет, когда выяснилось, что скорость развития техногенных изменений биосферы стала значительно обгонять адаптационные возможности человеческого организма. В результате антропогенного воздействия все чаще окружающая среда принимает черты агрессивности, и по заключению специалистов в течение ближайших 25 лет состояние здоровья населения наряду с социальными условиями будет преимущественно определяться качеством окружающей среды.
Изменение факторов, формирующих среду обитания человека, приводит к нарушению состояния здоровья и снижению продолжительности жизни – одной из важнейших качественных характеристик любого общества. Разница между наивысшей возможной и фактической величиной средней продолжительности жизни составляет показатель “недожития”, который можно объяснить невысоким уровнем жизни, качеством социальных и экономических условий, а также состоянием окружающей среды.
Появление огромного количества новых токсичных поллютантов во всех природных средах – воздухе, воде, почве, откуда они попадают по пищевым сетям в организм человека, привело к возникновению ряда заболеваний неинфекционной этиологии, очень часто трудно диагностируемых и плохо поддающихся лечению.
Техногенные нарушения, накладываясь на природно-обусловленные негативные процессы, могут резко ухудшать качество среды обитания, снижая уровень состояния здоровья проживающего населения.
Таким образом, медико-экологическая оценка может практиковаться как научно обоснованное определение роли того или иного фактора среды или их сочетания в условиях конкретной природно-антропогенной системы на характер распространения различных заболеваний.
В качестве основной единицы медико-экологического изучения территории можно использовать административный район, поскольку для проектировщиков, плановых, административных (в том числе и медицинских), хозяйственных организаций он является основной ячейкой планирования и управления [30].
В настоящее время методология и методики медико-экологических исследований находятся в стадии разработки, однако общие тенденции уже наметились [31, 32, 33]. В общем виде система проведения таких работ может состоять из следующих основных этапов:
— выявление особенностей демографической ситуации в регионе (с учетом соотношения городского и сельского населения, его плотности, рождаемости, смертности и т.д.);
— состояние здоровья населения (с учетом структуры заболеваемости, возрастных особенностей и т.д.);
— районирования территории по показателям климатической комфортности;
— выявление природных предпосылок возникновения эндемических заболеваний (гидрохимические особенности питьевой воды, почв, грунтов и т.п.);
— определение качественных и количественных характеристик техногенного загрязнения компонентов окружающей природной среды;
— изучение устойчивости экосистем под влиянием техногенных факторов;
— выявление корреляционной зависимости между качеством окружающей среды и состоянием здоровья проживающего населения;
— медико-экологическое районирование территории и комплексная оценка экологического состояния.
Результаты медико-экологических исследований должны доводиться до сведения управляющих административных органов, где они должны анализироваться специалистами. На их основе может осуществляться корректировка системы мониторинга окружающей среды, введение различных санкций, а также разработка нормативной базы нагрузки на экосистемы.

1. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. – М.: Наука, 1990. – 270 с.
2. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. – М.: Наука, МАИЕ “Наука/Интерпериодика”, 2000. – 185 с.
3. Апарин Б.Ф., Русаков А.В., Булгаков Д.С. Бонитировка почв и основы государственного кадастра: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2002. – 88 с.
4. Куст Г.С. Опустынивание: принципы эколого-генетической оценки и картографирования. – М.: МГУ, 1999. – 362 с.
5. Деградация и охрана почв / Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского. –М.: МГУ, 2002. – 654 с.
6. Состояние почвенно-земельных ресурсов в зонах влияния промышленных предприятий Тульской области / Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского, чл.-корр. РАН С.А. Шобы. – М.: МГУ, 2002. – 173 с.
7. Востакова Л.Б., Якушевская И.В. Бонитировка почв. М.: МГУ, 1979. – С. 200-222.
8. Карманов И.И. Научные основы и методика расчета цен на почву и земельные участки // Вестник сельскохозяйственной науки. – 1989. – №3. – С. 30-45.
9. Кирюшин В.И. Экологизация и технологическая политика. – М.: Изд-во МСХА, 2000. – 473 с.
10. Прорвич В.А. Основы экономической оценки городских земель: Учеб.-практ. пособие. Сер. Оценочная деятельность. – М.: Дело, 1998. – 336 с.
11. Земельный кодекс РФ. 25.04.91 № 1103-1 (ред. от 24.12.93) № 2287
12. Методика государственной кадастровой экономической оценки городских земель. – М.: Государственный комитет РФ по земельной политике, 1999. – 50 с.
13. Улюкаев В. Земельное право и земельный кадастр. – М., 1996. – 240 с.
14. Сладкопевцев С.А. Комплексная оценка земель: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МИИГА и К, 2002. – 78 с.
15. Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С., Тишков А.А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. – М.: Наука, 1986. – 237 с.
16. Базилевич Н.И., Гудина А.Н., Семенюк Н.В. Биологическая продуктивность косимых вариантов луговой степи // Динамика биоты в экосистемах Центральной лесостепи. – М.: Наука, 1986. – С. 114-133.
17. Трифонова Т.А., Мищенко Н.В. Сравнительный анализ структуры землепользования различных природно-территориальных комплексов.// Почвоведение. – 2002. – №12. – С. 1479-1487.
18. Кочуров Б.И., Иванов Ю.Г. Землеустройство и ландшафтный анализ территории // Экология речных бассейнов: Материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. – Владимир, 2002. – С. 96-101.
19. Колбовский Е.Ю., Морозова В.В. Ландшафтное планирование и формирование сетей охраняемых природных территорий. – М.; Ярославль: ИГРАН, Изд-во ЯГПУ, 2001. – 152 с.
20. Почвы, город, экология. – М.: Фонд “За экологическую грамотность”, 1997. – 320 с.
21. Севостьянов А.В. Массовая оценка городских земель в составе работ по городскому кадастру: Учеб.-метод. обеспечение курса профессионального обучения оценщиков земли и недвижимости. Вып. №9. – М.: Государственный университет по землеустройству, 2001.
22. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почв химическим веществами. – М.: Минздрав СССР, 1987. – 25 с.
23. Постановление Правительства РФ от 05.01.98 №2. “Об утверждении порядка проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды”// Российская Газета от 22.01.98г.
24. Сизов А.П. Экологические требования к характеристике качества земельных участков при ведении мониторинга земель // Проблемы региональной экологии –№1. – 2001. – С. 86-92.
25. Краснощеков А.Н., Трифонова Т.А. Экологическая кадастровая база данных территории промышленного центра.// Экология речных бассейнов: Материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. – Владимир, 2002. – С. 190-194.
26. Временная методика расчета комплексного индекса загрязнения атмосферы, 1988//
27. Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. – М.: Минприроды России, 1992. – 25 с.
28. Временная методика определения предотвращения экологического ущерба. Утверждена 09.03.99. – М.: Госкомэкология России. – 1999. – 50 с.
29. Оценка экологического состояния почвенно-земельных ресурсов и ок-ружающей природной среды Московской области / Под ред. акад. РАН Г.В. Добровольского, чл.-корр. РАН С.А. Шобы. – М.: МГУ, 2002. – 256 с.
30. Макаров О.А., Тюменцев И,В,, Кузнецова Т.Н. Опыт экологического нормирования окружающей природной среды Московской области // Экология и промышленность России. 2001, июнь. – С. 30-32.
31. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: “Петроградский и К?”, 1998. – 256 с. 32. Малхазова С.М. Медико-географический анализ территорий: картографирование, оценка, прогноз. – М.: Научный мир, 2001. – 240 с.
33. Трифонова Т.А. Региональные аспекты медицинской экологии// Экология Владимирского региона – Владимир, 2001. – С. 85-94.

Источник

Читайте также:  Геостратегическое деление земли военная мысль