Меню

Основной вклад в открытие новых земель крузенштерна

Иван Крузенштерн

Краткая биография

Иван Федорович Крузенштерн родился в семье немецких дворян в 1770 году. После церковной школы поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, но был выпущен досрочно, получив звание мичмана: Россия вела тогда войну со Швецией, и на флот срочно требовались военные специалисты. После нескольких военных кампаний был произведен в лейтенанты. Учился в Англии морскому искусству, вместе с англичанами участвовал в сражении с французскими кораблями у северных побережий Америки.

Крузенштерн первым предложил проект торговли не сухопутным, а морским путем, кроме того, так можно было бы проложить путь во владения Русской Америки. Проект первого российского кругосветного плавания был одобрен императором Александром I и осуществлен кораблями под руководством Крузенштерна и Лисянского с 1803 по 1806 год. Получил чин адмирала. Умер Иван Крузенштерн в 1846 году.

Первое российское кругосветное плавание

История первого кругосветного путешествия россиян началась несколько раньше, чем корабли «Нева» и «Надежда» выступили в поход из Кронштадта. Дело в том, что у России в тот период не было кораблей, способных проделать многотрудный и дальний путь вокруг света. Для того, чтобы приобрести корабли, в Англию отправился Юрий Лисянский, опытный военный моряк, будущий капитан одного из кораблей, «Невы». Английские шлюпы пришли в Кронштадт в 1803 году, где их ждали подобранные команды, снаряжение, грузы и капитан И.Ф. Крузенштерн.

Юрий Федорович Лисянский (1773–1837) – блестящий русский военный, моряк, капитан, исследователь. Свои записки о путешествии вокруг света он опубликовал в 1812 году и потом лично перевел их на английский язык.

Корабли должны были пересечь Атлантику, пройти вдоль побережья Южной Америки, обогнуть мыс Горн и выйти в Тихий океан, держа курс на Дальний Восток: кроме исследовательских целей, у них была еще одна важная миссия: на борту «Надежды» находился посланник России в Японии, камергер, граф Николай Резанов (будущий герой эпопеи, которая была прославлена в 1980-е годы в рок-опере «Юнона» и «Авось»). После доставки Резанова в Японию и установления дипломатических отношений с этой во многом загадочной для европейцев страной флотилия должна была пройти Индийским океаном и, обогнув Африку, вернуться по водам Атлантики обратно в Кронштадт.

Читайте также:  Кроссворд по теме земля кормилица

Интересно, что мичманом на корабле «Надежда», совершившим кругосветное плавание, был молодой барон Фаддей Беллинсгаузен. Во время плавания он был произведен в чин лейтенанта.

«Оскорбительная предосторожность, с которой поступают в Японии с иностранцами, довольно известна», – писал в своих путевых заметках Крузенштерн. Это было причиной того, что русские корабли были допущены только в специальную гавань у побережья, но не далее. Безуспешными были переговоры посланника Резанова: японцы так и не приняли их верительные грамоты и отказались от представительства. Зато многие месяцы, которые корабли провели у японских берегов, ожидая решения, дали капитану Крузенштерну возможность для наблюдений за поведением, бытом, порядками в закрытом японском обществе (капитану единственному из всей команды предоставили привилегию жить все это время на берегу). Ему не запрещали также проводить астрономические и другие наблюдения. Все это было положено потом в основу будущей книги Крузенштерна.

Миссия в Японии оказалась неудачной, и далее корабли «Надежда» и «Нева» (под предводительством Юрия Лисянского) пошли разными путями. Граф Резанов получил направление для инспектирования русских поселений на Аляске, куда ушла «Нева». «Надежда» продолжила кругосветное путешествие, взяв курс сначала на север, в Японское море, а затем, достигнув побережья Сахалина, снова повернула на юг, пройдя вдоль Китая и Индонезии, и далее, через Индийский океан и мыс Доброй Надежды. Корабли вернулись в Кронштадт порознь в 1806 году.

Во время долгого пути капитан Крузенштерн показал себя превосходным моряком и блестящим офицером, который заботится о своей команде. В начале XIX века редкое морское путешествие обходилось без заболеваний. Цинга была настоящим бичом мореплавателей. В кругосветном путешествии Крузенштерна не было отмечено ни одного случая этого заболевания, и вообще ни одного смертельного случая – огромная редкость по тем временам: капитан, превосходно знавший все тонкости морских походов, взял на борт достаточное количество таких припасов, как квашеная капуста, клюква, запасался нужными средствами и по дороге, при заходах в порты. Подавая пример команде и другим офицерам, он каждый день занимался гимнастикой, поднимая двухпудовые гири, которые всегда возил с собой. На корабле, кстати, существовала и традиция перед отплытием каждому члену команды погладить спаниеля, любимца капитана, который сопровождал его в путешествиях. После окончания кругосветного вояжа каждый член команды получил медаль.

«Во время дождя употребляют они зонтик. Крепко намазанные помадою лоснящиеся волосы завязывают у самой макушки в пучек… Бороды не стригут, не бреют; но выдергивают волосы щипчиками, чтобы не скоро росли. Сии щипчики вместе с металлическим зеркальцем имеет каждый японец в карманной своей книжке».
И. Ф. Крузенштерн

Перу Крузенштерна принадлежит огромный труд «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», который включает в себя несколько томов. Интересно, что целый том посвящен только описанию плавания со всеми направлениями ветров, румбами направления движения, астрономическими и гидрографическими наблюдениями, таблицами температур. Кроме того, были опубликованы 104 карты, многочисленные рисунки, сделанные в экспедиции. Этими томами долгое время можно было пользоваться как лоцией. Недаром после опубликования «Путешествия…» в 1809 году оно сразу было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

За «Атлас Южного моря» и несколько томов «Путешествий…» И.Ф.Крузенштерну в 1847 году была присуждена полная Демидовская премия, самая почетная неправительственная награда России.

Источник

Крузенштерн Иван Федорович: биография и открытия

«Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход». Многим людям, особенно жившим в советское время, знакомо это знаменитое высказывание из мультипликационного фильма «Простоквашино», однако мало кто сейчас задумывается о том, что Иван Федорович на самом деле является выдающимся человеком.

Это уникальная историческая личность, один из основателей российской океанологии, легендарный мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской Академии Наук, поразительно умный и сильный духом человек. Он существенно повлиял на историю морских экспедиций и мореплавания. Также стоит заметить, что именно Крузенштерн в свое время стал автором первого в мире «Атласа Южного моря» и принял участие в кругосветном плавании. На данный момент Крузенштерн Иван, биография которого является частью любой российской учебной программы, считается поистине легендарной фигурой.

Краткая биография

Иван Крузенштерн (1770—1846) р одился 8 ноября года в очень зажиточной семье, имевшей дворянское происхождение. Род Крузенштернов представлял собой обрусевших немцев, и его основателем был прадед Ивана — Филипп Крузиус. Отец мальчика работал судьей.

По достижении 12 лет Иван был отправлен в церковную школу (г. Ревель), в которой успешно проучился два года. Но с самого раннего детства он грезил морскими путешествиями, поэтому по окончании этой школы Крузенштерна приняли в Морской кадетский корпус г. Кронштадта. Закончил обучение кадет уже в 1788 году в связи с началом Русско-Шведкой войны, в которой, несмотря на юный возраст, принимал активное участие в звании мичмана.

В 1788—1789 годах участвовал в Гогландском и Эландском сражениях, за что был отмечен командованием и получил звание лейтенанта.

Волонтерство в Великобритании

В начале 1793 года ровно двенадцать передовиков офицерской службы и отличившихся направили на территорию Англии для того, чтобы совершенствовать свои навыки мореходства. Иван со своим коллегой и другом Юрием Лисянским тоже оказываются в числе удостоившихся поездки. Этот момент, можно сказать, перевернул жизнь будущего адмирала и стал решающим.

После мореплавания по родным водам он долгое время ходил на фрегате под английским названием « Thetis » у северных берегов Америки. На этом же мощном судне тогда еще лейтенант большое количество раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, плавал на Барбадос и Бермудские острова.

Позднее, чтобы улучшить маршрут российской торговли, Крузенштерн занимался исследованием вод Бенгальского залива. Кроме того, несмотря на молодой возраст, офицер пытался установить связь метрополии с владениями России, которые располагались в Америке, чтобы иметь возможность поставлять им необходимую продукцию.

В то же время он не оставлял мечты о кругосветном плавании, основной целью которого стало бы усовершенствование русского флота, составление отдаленных маршрутов, а также развитие колониальной торговли.

И поэтому, находясь на службе в водах океанов, всеми силами изучал предстоящий ему путь.

Набравшись знаний и опыта в английских плаваниях, Иван Федорович решает вернуться на родину спустя шесть лет заграничной работы. В Петербурге амбициозный моряк стал всячески продвигать свою идею, но не встретил понимания в правительстве.

Открытия

Осмелев, по прошествии всего трех лет Иван второй раз обращается к российскому императору. Теперь немилость Александра I сменяется на добродетель, и он велит снарядить экспедицию, во главе которой назначает И. Ф. Крузенштерна.

В запланированную экспедицию вошли два корабля — «Надежда» и «Нева».

Свое судно Крузенштерн лично готовил к плаванию. Морские титаны отплыли в морское путешествие в 1803 году из города Кронштадт. Затем, пройдя Атлантический океан, обошли мыс Горн в северной области Тихого океана. Причалила экспедиция 19 августа 1806 года.

Итогами кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского стали многочисленные коллекции по ботанике и зоологии изученной местности, исследования океанических просторов, этнографии, а также открытие западного побережья Японии и западного пути к Аляске и Камчатке.

Итоги работы И. Ф. Крузенштерна:

  • нанес на карты много неизученных ранее объектов;
  • провел тщательное глубоководные исследования океанических вод;
  • расследовал причины свечения моря;
  • собрал и сопоставил полную и точную информацию об отливах и приливах различных регионов;
  • изучил побережье Сахалина, Курильских островов и западное побережье Японии;
  • мореплаватели установили новый прямой маршрут к Аляске и Камчатке.

Научная деятельность

Научная деятельность стала еще одним пристрастием адмирала после завершения основной карьеры.

Через 2 года после прибытия он принялся за работу над путевым очерком «Путешествие вокруг света», которое завершил в 1812 году. В нем деятель описал мельчайшие подробности путешествия и хронологию событий. Сочинение имело большой успех и даже было переведено на множество иностранных языков.

Позднее Иван Федорович составил «Атлас Южного моря». Стоит отметить, что этот человек был первым, кто издал атлас Тихого океана с наиболее точными астрономическими, биологическими и этнографическими наблюдениями. Для 19 века атлас стал настоящим открытием. Он содержал колоссально информативные сведения, максимально точные планы, карты и рисунки.

Иван Федорович состоял в большом количестве известных научных обществ и академий Европы. В течение долгого времени руководил корпусом Морских кадетов.

Память в честь Крузенштерна

В 1842 году адмирал ушел в отставку. Умер он в 1846 году, 24 августа, но память о нем будет жить вечно, ведь Россия очень гордиться таким соотечественником.

Парусник «Крузенштерн» — барк, судно российского морфлота (учебное) — одно из самых крупных парусных судов в мире. Этот корабль был построен на территории Германии в 1925 году и изначально носил имя «Падуя». Но после Великой Отечественной войны регата перешла во владение к Советскому Союзу и стала носить гордое название в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.

Именем этого великого человека также назвали риф и пролив. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии под названием «Первое кругосветное русское путешествие».

В 1874 году в городе Санкт-Петербурге два выдающихся скульптора Монигетти и Шредер сконструировали монумент, изображающий адмирала, стоящего скрестив руки на груди. В одной руке памятник сжимает подзорную трубу как символ мореплавания.

Видео

Подробнее о первом русском кругосветном путешествии можно узнать из видео.

Источник

Крузенштерн, Иван Фёдорович

Из Википедии — свободной энциклопедии


Портрет работы неизвестного художника (ок. 1836) Дата рождения 8 (19) ноября1770 ( 1770-11-19 ) Место рождения Хаггуд (близ Раппеля), Везенбергский уезд, Эстляндская губерния, Российская империя Дата смерти 12 (24) августа1846 ( 1846-08-24 ) (75 лет) Место смерти Гильзенхоф, Везенбергский уезд, Эстляндская губерния Страна

  • Российская империя
Супруга Юлиана Шарлотта фон Таубе Дети Николай Иванович
Александр Иванович
Павел Иванович
Платон Иванович
Шарлотта
Юлиана Награды и премии

Ива́н Фёдорович Крузенште́рн, А́дам Ио́ганн фон Кру́зенштерн (нем. Adam Johann von Krusenstern ; 8 (19) ноября 1770 ( 1770-11-19 ) — 12 (24) августа 1846 ) — русский мореплаватель, возглавлявший в 1803—1806 годах первое русское кругосветное плавание. Адмирал (1841), генерал, состоящий при особе Его Императорского величества (1842).

Происходил из остзейских дворян. Из-за русско-шведской войны в 1787 году был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса, служил под началом Г. И. Муловского. В 1793—1799 годах вместе с Ю. Лисянским находился в длительной стажировке на британском военном флоте, посетил США (где, по некоторым сведениям, побывал на приёме у Джорджа Вашингтона), Барбадос, Нидерландскую Гвиану, Бермудские острова, Калькутту и Кантон. В 1799 году впервые разработал проект развития торговли Русской Америки с Китаем и отправки кругосветной экспедиции, который был проигнорирован властями. В 1803 году новый вариант проекта заинтересовал Александра I, и Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции. Поскольку экспедиция предназначалась для развития Российско-Американской компании и ею же финансировалась, в ходе плавания у него возник конфликт с её представителем — послом в Японию Н. П. Резановым. После успешного окончания экспедиции Крузенштерн получил множество наград и право на издание описания путешествия за казённый счёт; оно вышло в трёх томах в 1809—1813 годах на немецком и русском языках и сразу было переведено ещё на семь языков. В 1816 году избран членом Шведской королевской академии наук [sv] (кресло № 218).

В 1811 году Крузенштерн был назначен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году стал основным автором научной инструкции для готовящейся экспедиции Коцебу, для закупки научного оборудования был командирован в Великобританию. Далее получил отпуск для подготовки фундаментального «Атласа Южного моря» (1823—1826, с трёхтомным исследованием и дополнением 1835—1836); в 1836 году удостоен за это исследование Демидовской премии. В 1827 году вернулся на службу и был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета, на этом посту провёл 16 лет. Последнее заграничное путешествие — в Германию — совершил в 1840 году. Похоронен в Домском соборе Таллина.

Источник