Меню

Практическая работа описание природных зон земли по географическим картам

Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)

Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс) проводится с целью систематизации и закрепления знаний в теме: биосфера.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)»

Практическая работа – путешествие

Тема: природные зоны Земли

Примеры РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ

Приспособления к условиям обитания

Влажные экваториальные леса

Располагаются по обе стороны от экватора

Круглый год очень тепло (24-28ͦ ͦ и влажно)

Несколько ярусов растительности.

Разнообразен мир насекомых.

В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, по земле ползают змеи, ящерицы. Крокодилы, бегемоты обитают в воде.

Располагаются к северу и югу от экваториальных лесов

Зима – теплый сухой сезон, лето – жарко, сезон дождей

Высокая травянистая растительность

с отдельными группами деревьев.

Толстая кора деревьев и мелкие листья помогают запасать воду. Дикие животные могут пробегать большие расстояния в поисках воды.

Недостаток влаги, сухо и жарко.

Растительность скудная. Животные: грызуны, копытные животные. Много насекомых.

У растений мощная корневая система, мелкие листья или колючки.

В Северном полушарии и Южном (Южная Америка)

Жарко и сухо летом, суровая зима.

Равнинные пространства, покрытые травянистой злаковой растительностью.

Водятся грызуны, питающиеся злаковой растительностью.

Смешанные и широколиственные леса

Значительная территория в умеренных широтах

Чётко выделяются 4 времени года с достаточным количеством осадков.

Чем холоднее, тем больше мелколиственных и морозостойких хвойных пород.

Занимает северную часть Евразии и Северной Америки.

Холодная зима, теплое и короткое лето.

Хвойные деревья и пушные звери.

Почвы под хвойными деревьями малоплодородные.

В Северном полушарии по северной окраине Евразии и Северной Америки

Долгая суровая зима и короткое холодное лето, мерзлый грунт.

Скудная, малорослая растительность. Летом – полчища насекомых, перелётные птицы, звери.

Полчища насекомых привлекают перелетных птиц.

Арктические и антарктические пустыни

Побережье и острова Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.

Царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь длятся по полгода.

Растения в виде лишайников и мха.

В Арктике живёт белый медведь, в Антарктиде – пингвины.

Вывод: природные зоны закономерно сменяют друг друга в определённом порядке в зависимости от соотношения тепла и влаги.

Источник

Природные зоны Земли. Практическая работа №6 «Описание природных зон по карте».

План — конспект урока по географии в 7 классе.

Тема: Природные зоны Земли. Практическая работа №6 «Описание природных зон по карте».

— формирование представления о разнообразии природных зон на Земле;

— изучение особенностей природных зон;

— выявление причин разнообразия природных зон.

— сформировать и закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;

— развить творческие способности учащихся, умение работать в парах;

— формировать основные умения и навыки работы с учебником, картами, атласом и текстом.

Планируемые результаты урока

— сформулировать определение понятия «природная зона»;

— знать основные причины смены природных зон;

— называть и показывать границы природных зон;

— называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;

— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

— описывать внешний облик природных зон;

— работать с картами и атласом.

— определять тему, цель, проблему в процессе учебной деятельности;

— выбирать средства достижения цели в парах, группе и индивидуально;

— оформлять результаты по изученному материалу в виде таблиц, схем;

— излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя, подтверждая фактами;

— организовывать свою работу в группе.

— овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон;

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования;

— развитие внимания, творческого мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, атлас, карта географических поясов и природных зон мира.

2.Актуализация опорных знаний
1. Укажите закономерности расположения географических поясов на планете.

2. Почему в пределах одного географического пояса выделяют несколько природных зон?

3. Какие природные зоны находятся в умеренном поясе?

4. Почему происходит смена природных зон в горах? От чего зависит их количество?

5. В каких географических поясах находится Россия? Какие природные зоны наиболее характерны для неё?
Практическая часть. Африка.
1. В каких географических поясах находится материк?

2. Какие природные зоны есть в этих поясах?
3. Почему экваториальные леса расположены только в западной части материка?

4. Почему в Африке преобладает широтное расположение поясов и природных зон?
Вывод. Африка расположена на экваторе, который проходит почти по середине материка, поэтому на материке хорошо проявляется симметрия в расположении поясов и зон, из-за равнин действует закон широтной зональности, пояса и природные зоны вытягиваются вдоль широты, каждому географическому поясу соответствуют свои природные зоны. В горах проявляется закон высотной поясности.

Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения. (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку с названием понятия).

— многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

— все неровности земной поверхности (рельеф);

— может находиться в трех состояниях (вода);

— все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

— верхний плодородный слой (почва);

— организмы производители (растения);

— организмы потребители (животные).

(выходят к доске, берутся за руки, образуют круг).

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются?(компоненты ПК).

Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).

А теперь давайте попробуем сформулировать определение ПК.

ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом.


— С чем же связано образование ПЗ?
Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные.

Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).

Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ

Климатические пояса Природные зоны

— экваториальный — влажные экваториальные леса

— субтропический — жестколистные вечнозеленые леса

— умеренный — тайга, смешанные леса, широколиственные леса

— субарктический — тундра, лесотундра

— арктический — арктическая пустыня

— Что вы увидели в размещении природных зон?

(размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью.Зональность – это основная географическая закономерность.

Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).

Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:

Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)

4.Чтобы закрепить свои знания, предлагаю вам следующее задание. Я читаю характеристику, вы должны по ней определить природную зону.

  1. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность такая как карликовая берёза, полярная ива. (Тундра)
  2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравиться растениям, они достигают огромных размеров – пальмы, фикусы. Среди животных встречаются: обезьяны, слоны. (Влажные экваториальные леса)

1. В этой природой зоне всегда низкие температуры, почва скованна мерзлотой. Произрастают мхи и лишайники. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (Арктические пустыни)

2. Самая засушливая природная зона. Растут: кактус, верблюжья колючка. (Пустыня)

3. В этой природной зоне растительность травянистая, почвы плодородные. Много грызунов и хищных птиц. (Степи)

4. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (Саванны)

5.Рефлексия учебной деятельности

Предлагаю вам ответить на несколько несложных вопросов:

1. Что вы узнали нового на уроке?

3. Столкнулись ли вы с какими-то сложностями на уроке?

4. А что вам больше всего понравилось?

На листах с заданиями у Вас есть лестница самооценки. Она имеет 5 ступенек. Оцените свою работу после изучения сегодняшней темы. Если вы оцениваете себя на «5» нарисуйте человечка на пятой ступеньке, если на «4» — на четвёртой, и т.д.

— параграф 20, с. 76-79, задания в конце параграфа

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Практическая работа » Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

практическая работа » Выявление и объснение географической зональности природы Земли. Описание природныз зон

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа » Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»

Ресурс 24. Практическая работа

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Сравнение хозяйственной деятельности человека

Цель работы: формирование умения читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять и объяснять причины природной зональности на Земле, прогнозировать изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

1. Сопоставить и проанализировать карты атласа: «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны Земли», «Атмосфера. Сезонность выпадения осадков».

2. Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

3. Заполнить таблицу «Характеристика природных зон Земли», используя различные источники информации.

Характеристика природных зон Земли

ГП на карте мира (материки, о-ва)

Круглый годочень жарко,очень многодождей

Леса — джунгли:густые деревья

Жестколистные леса и кустарники

4. Сравнить виды хозяйственной деятельности человека в природной зоне степей и тундры (тайги и пустыни).

Перед выполнением работы проводится повторение и закрепление опорных и основных понятий темы. Выполнение практической работы строится на основе чтения текста параграфа раздела «Природные зоны» и анализа тематических карт. По ходу работы заполняется таблица. При построении таблицы в тетради обращается внимание на то, что в характеристике природы определяются только особенности растительности, так как «наиболее отчётливо географическая зональность проявляется в изменении растительности. Поэтому природные зоны чаще всего называют по преобладающему типу растительности».

По окончании работы учащиеся делают вывод о выявленных закономерностях.

— природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности;

— главная причина изменения природных зон — изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги);

— тип преобладающей растительности зависит от климатических условий;

— в горах происходит смена высотных поясов от подножия к вершине (вертикальная зональность, или высотная поясность);

— количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты

Дома учащиеся должны провести сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах на основе дополнительных источников информации и дополнить характеристику природных зон.

Источник

Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)

Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс) проводится с целью систематизации и закрепления знаний в теме: биосфера.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)»

Практическая работа – путешествие

Тема: природные зоны Земли

Примеры РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ

Приспособления к условиям обитания

Влажные экваториальные леса

Располагаются по обе стороны от экватора

Круглый год очень тепло (24-28ͦ ͦ и влажно)

Несколько ярусов растительности.

Разнообразен мир насекомых.

В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, по земле ползают змеи, ящерицы. Крокодилы, бегемоты обитают в воде.

Располагаются к северу и югу от экваториальных лесов

Зима – теплый сухой сезон, лето – жарко, сезон дождей

Высокая травянистая растительность

с отдельными группами деревьев.

Толстая кора деревьев и мелкие листья помогают запасать воду. Дикие животные могут пробегать большие расстояния в поисках воды.

Недостаток влаги, сухо и жарко.

Растительность скудная. Животные: грызуны, копытные животные. Много насекомых.

У растений мощная корневая система, мелкие листья или колючки.

В Северном полушарии и Южном (Южная Америка)

Жарко и сухо летом, суровая зима.

Равнинные пространства, покрытые травянистой злаковой растительностью.

Водятся грызуны, питающиеся злаковой растительностью.

Смешанные и широколиственные леса

Значительная территория в умеренных широтах

Чётко выделяются 4 времени года с достаточным количеством осадков.

Чем холоднее, тем больше мелколиственных и морозостойких хвойных пород.

Занимает северную часть Евразии и Северной Америки.

Холодная зима, теплое и короткое лето.

Хвойные деревья и пушные звери.

Почвы под хвойными деревьями малоплодородные.

В Северном полушарии по северной окраине Евразии и Северной Америки

Долгая суровая зима и короткое холодное лето, мерзлый грунт.

Скудная, малорослая растительность. Летом – полчища насекомых, перелётные птицы, звери.

Полчища насекомых привлекают перелетных птиц.

Арктические и антарктические пустыни

Побережье и острова Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.

Царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь длятся по полгода.

Растения в виде лишайников и мха.

В Арктике живёт белый медведь, в Антарктиде – пингвины.

Вывод: природные зоны закономерно сменяют друг друга в определённом порядке в зависимости от соотношения тепла и влаги.

Источник

Читайте также:  Почему луну называют искусственным спутником земли