Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)
Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс) проводится с целью систематизации и закрепления знаний в теме: биосфера.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)»
Практическая работа – путешествие
Тема: природные зоны Земли
Примеры РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ
Приспособления к условиям обитания
Влажные экваториальные леса
Располагаются по обе стороны от экватора
Круглый год очень тепло (24-28ͦ ͦ и влажно)
Несколько ярусов растительности.
Разнообразен мир насекомых.
В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, по земле ползают змеи, ящерицы. Крокодилы, бегемоты обитают в воде.
Располагаются к северу и югу от экваториальных лесов
Зима – теплый сухой сезон, лето – жарко, сезон дождей
Высокая травянистая растительность
с отдельными группами деревьев.
Толстая кора деревьев и мелкие листья помогают запасать воду. Дикие животные могут пробегать большие расстояния в поисках воды.
Недостаток влаги, сухо и жарко.
Растительность скудная. Животные: грызуны, копытные животные. Много насекомых.
У растений мощная корневая система, мелкие листья или колючки.
В Северном полушарии и Южном (Южная Америка)
Жарко и сухо летом, суровая зима.
Равнинные пространства, покрытые травянистой злаковой растительностью.
Водятся грызуны, питающиеся злаковой растительностью.
Смешанные и широколиственные леса
Значительная территория в умеренных широтах
Чётко выделяются 4 времени года с достаточным количеством осадков.
Чем холоднее, тем больше мелколиственных и морозостойких хвойных пород.
Занимает северную часть Евразии и Северной Америки.
Холодная зима, теплое и короткое лето.
Хвойные деревья и пушные звери.
Почвы под хвойными деревьями малоплодородные.
В Северном полушарии по северной окраине Евразии и Северной Америки
Долгая суровая зима и короткое холодное лето, мерзлый грунт.
Скудная, малорослая растительность. Летом – полчища насекомых, перелётные птицы, звери.
Полчища насекомых привлекают перелетных птиц.
Арктические и антарктические пустыни
Побережье и острова Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.
Царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь длятся по полгода.
Растения в виде лишайников и мха.
В Арктике живёт белый медведь, в Антарктиде – пингвины.
Вывод: природные зоны закономерно сменяют друг друга в определённом порядке в зависимости от соотношения тепла и влаги.
Источник
Природные зоны Земли. Практическая работа №6 «Описание природных зон по карте».
План — конспект урока по географии в 7 классе.
Тема: Природные зоны Земли. Практическая работа №6 «Описание природных зон по карте».
— формирование представления о разнообразии природных зон на Земле;
— изучение особенностей природных зон;
— выявление причин разнообразия природных зон.
— сформировать и закрепить понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»;
— развить творческие способности учащихся, умение работать в парах;
— формировать основные умения и навыки работы с учебником, картами, атласом и текстом.
Планируемые результаты урока
— сформулировать определение понятия «природная зона»;
— знать основные причины смены природных зон;
— называть и показывать границы природных зон;
— называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;
— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;
— описывать внешний облик природных зон;
— работать с картами и атласом.
— определять тему, цель, проблему в процессе учебной деятельности;
— выбирать средства достижения цели в парах, группе и индивидуально;
— оформлять результаты по изученному материалу в виде таблиц, схем;
— излагать свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя, подтверждая фактами;
— организовывать свою работу в группе.
— овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
— использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон;
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её рационального использования;
— развитие внимания, творческого мышления.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, атлас, карта географических поясов и природных зон мира.
2.Актуализация опорных знаний
1. Укажите закономерности расположения географических поясов на планете.
2. Почему в пределах одного географического пояса выделяют несколько природных зон?
3. Какие природные зоны находятся в умеренном поясе?
4. Почему происходит смена природных зон в горах? От чего зависит их количество?
5. В каких географических поясах находится Россия? Какие природные зоны наиболее характерны для неё?
Практическая часть. Африка.
1. В каких географических поясах находится материк?
2. Какие природные зоны есть в этих поясах?
3. Почему экваториальные леса расположены только в западной части материка?
4. Почему в Африке преобладает широтное расположение поясов и природных зон?
Вывод. Африка расположена на экваторе, который проходит почти по середине материка, поэтому на материке хорошо проявляется симметрия в расположении поясов и зон, из-за равнин действует закон широтной зональности, пояса и природные зоны вытягиваются вдоль широты, каждому географическому поясу соответствуют свои природные зоны. В горах проявляется закон высотной поясности.
Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения. (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку с названием понятия).
— многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
— все неровности земной поверхности (рельеф);
— может находиться в трех состояниях (вода);
— все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
— верхний плодородный слой (почва);
— организмы производители (растения);
— организмы потребители (животные).
(выходят к доске, берутся за руки, образуют круг).
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются?(компоненты ПК).
— Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).
— А теперь давайте попробуем сформулировать определение ПК.
ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом.
— С чем же связано образование ПЗ? Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные.
Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.
— Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).
— Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ
Климатические пояса Природные зоны
— экваториальный — влажные экваториальные леса
— субтропический — жестколистные вечнозеленые леса
— умеренный — тайга, смешанные леса, широколиственные леса
— субарктический — тундра, лесотундра
— арктический — арктическая пустыня
— Что вы увидели в размещении природных зон?
(размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)
— Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью.Зональность – это основная географическая закономерность.
— Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).
— Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:
— Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты)
4.Чтобы закрепить свои знания, предлагаю вам следующее задание. Я читаю характеристику, вы должны по ней определить природную зону.
- Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность такая как карликовая берёза, полярная ива. (Тундра)
- Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравиться растениям, они достигают огромных размеров – пальмы, фикусы. Среди животных встречаются: обезьяны, слоны. (Влажные экваториальные леса)
1. В этой природой зоне всегда низкие температуры, почва скованна мерзлотой. Произрастают мхи и лишайники. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (Арктические пустыни)
2. Самая засушливая природная зона. Растут: кактус, верблюжья колючка. (Пустыня)
3. В этой природной зоне растительность травянистая, почвы плодородные. Много грызунов и хищных птиц. (Степи)
4. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (Саванны)
5.Рефлексия учебной деятельности
Предлагаю вам ответить на несколько несложных вопросов:
1. Что вы узнали нового на уроке?
3. Столкнулись ли вы с какими-то сложностями на уроке?
4. А что вам больше всего понравилось?
На листах с заданиями у Вас есть лестница самооценки. Она имеет 5 ступенек. Оцените свою работу после изучения сегодняшней темы. Если вы оцениваете себя на «5» нарисуйте человечка на пятой ступеньке, если на «4» — на четвёртой, и т.д.
— параграф 20, с. 76-79, задания в конце параграфа
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Практическая работа » Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах
практическая работа » Выявление и объснение географической зональности природы Земли. Описание природныз зон
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа » Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»
Ресурс 24. Практическая работа
Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам.
Сравнение хозяйственной деятельности человека
Цель работы: формирование умения читать, сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять и объяснять причины природной зональности на Земле, прогнозировать изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.
1. Сопоставить и проанализировать карты атласа: «Климатические пояса и области мира», «Природные зоны Земли», «Атмосфера. Сезонность выпадения осадков».
2. Установить взаимосвязь между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.
3. Заполнить таблицу «Характеристика природных зон Земли», используя различные источники информации.
Характеристика природных зон Земли
ГП на карте мира (материки, о-ва)
Круглый годочень жарко,очень многодождей
Леса — джунгли:густые деревья
Жестколистные леса и кустарники
4. Сравнить виды хозяйственной деятельности человека в природной зоне степей и тундры (тайги и пустыни).
Перед выполнением работы проводится повторение и закрепление опорных и основных понятий темы. Выполнение практической работы строится на основе чтения текста параграфа раздела «Природные зоны» и анализа тематических карт. По ходу работы заполняется таблица. При построении таблицы в тетради обращается внимание на то, что в характеристике природы определяются только особенности растительности, так как «наиболее отчётливо географическая зональность проявляется в изменении растительности. Поэтому природные зоны чаще всего называют по преобладающему типу растительности».
По окончании работы учащиеся делают вывод о выявленных закономерностях.
— природные зоны сменяют друг друга с севера на юг, т.е. подчиняются закону широтной зональности;
— главная причина изменения природных зон — изменение климатических условий (соотношения тепла и влаги);
— тип преобладающей растительности зависит от климатических условий;
— в горах происходит смена высотных поясов от подножия к вершине (вертикальная зональность, или высотная поясность);
— количество высотных поясов в горах зависит от географического положения гор (чем ближе к экватору, тем больше) и их высоты
Дома учащиеся должны провести сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах на основе дополнительных источников информации и дополнить характеристику природных зон.
Источник
Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)
Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс) проводится с целью систематизации и закрепления знаний в теме: биосфера.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по географии: природные зоны Земли (6 класс)»
Практическая работа – путешествие
Тема: природные зоны Земли
Примеры РАСТЕНИЙ и ЖИВОТНЫХ
Приспособления к условиям обитания
Влажные экваториальные леса
Располагаются по обе стороны от экватора
Круглый год очень тепло (24-28ͦ ͦ и влажно)
Несколько ярусов растительности.
Разнообразен мир насекомых.
В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц, по земле ползают змеи, ящерицы. Крокодилы, бегемоты обитают в воде.
Располагаются к северу и югу от экваториальных лесов
Зима – теплый сухой сезон, лето – жарко, сезон дождей
Высокая травянистая растительность
с отдельными группами деревьев.
Толстая кора деревьев и мелкие листья помогают запасать воду. Дикие животные могут пробегать большие расстояния в поисках воды.
Недостаток влаги, сухо и жарко.
Растительность скудная. Животные: грызуны, копытные животные. Много насекомых.
У растений мощная корневая система, мелкие листья или колючки.
В Северном полушарии и Южном (Южная Америка)
Жарко и сухо летом, суровая зима.
Равнинные пространства, покрытые травянистой злаковой растительностью.
Водятся грызуны, питающиеся злаковой растительностью.
Смешанные и широколиственные леса
Значительная территория в умеренных широтах
Чётко выделяются 4 времени года с достаточным количеством осадков.
Чем холоднее, тем больше мелколиственных и морозостойких хвойных пород.
Занимает северную часть Евразии и Северной Америки.
Холодная зима, теплое и короткое лето.
Хвойные деревья и пушные звери.
Почвы под хвойными деревьями малоплодородные.
В Северном полушарии по северной окраине Евразии и Северной Америки
Долгая суровая зима и короткое холодное лето, мерзлый грунт.
Скудная, малорослая растительность. Летом – полчища насекомых, перелётные птицы, звери.
Полчища насекомых привлекают перелетных птиц.
Арктические и антарктические пустыни
Побережье и острова Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.
Царство снега и льда. Полярный день и полярная ночь длятся по полгода.
Растения в виде лишайников и мха.
В Арктике живёт белый медведь, в Антарктиде – пингвины.
Вывод: природные зоны закономерно сменяют друг друга в определённом порядке в зависимости от соотношения тепла и влаги.
Источник