Меню

Разве может плакать земля эссе

Плачь земли. Экологические проблемы планеты.

Ольга Новоселова
Плачь земли. Экологические проблемы планеты.

ПЛАЧЬ ЗЕМЛИ

1. Можем ли мы жить без птиц, деревьев, бабочек, рек, лесов, солнца? Когда-то ученые предложили строить дома-города, в которых всё, что нужно человеку, находилось бы под одной крышей. Здесь он и работал бы, здесь и отдыхал. Но чем крупнее становятся наши города, чем выше дома, чем больше асфальтированных улиц, тем чаще людям хочется подышать запахом лесов, лугов, послушать пение птиц, уехать от удушливого смога городов. Потому что там, за городом, наш настоящий дом – ПРИРОДА. Дом, без которого нам не прожить. Но в любом доме можно жить только тогда, когда он правильно построен, когда крыши не текут, а стены не пытаются упасть на жильцов и пол не проваливается. Природа – это особый дом, где всёочень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Если нарушить эти связи – дом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось человеку надо знать, что позволено делать в природе, а чего делать ни в коем случае не следует. Провозгласив себя царём природы и её хозяином, человек решил покорить и завоевать природу.

2. Что бы увеличить урожай на хлопковых плантациях было высыпано несколько десятков тысяч тонн бутифоса. Это вещество не разлагается 25-30 лет, и мизерные дозы его в почве делают непригодными поля для земледелия. Все применяемые на полях ядохимикаты и удобрения, так или иначе, попадают в реки, а оттуда в моря. Сейчас известно, что даже контакт с водой Сырдарьи может быть опасен для человека. В этой местности из-за отравления выросло число соматических заболеваний, уродств, самая высокая детская смертность, широко распространено бесплодие и патология беременных. Но, несмотря на это, в отравленной воде Сырдарьи и Амударьи упорно пытаются разводить рыбу, даже строят рыбозавод. Но ученые уже доказали, что употреблять в пищу рыбу этих рек нельзя.

Читайте также:  Почему земля пахнет навозом

3. Посмотрим на пустыню Сахара. Территория больше Европы и всё пустыня. А как бы было здорово, если бы её оросить, прорыть каналы, чтобы Сахара зазеленела. А ведь на самом деле Сахара представляла собой когда-то болотистые джунгли. Это было 6-7 тысяч лет назад. Уже во времена Римской империи там была саванна, высокопродуктивная степь, по которой бегали слоны, антилопы, жирафы. Но человек довольно ленив, человеку охотиться за буйволами довольно сложно, ему проще разводить коз и овец. И вот он приспособил эту саванну для выпаса овец и коз. Овцы поедали надземную часть травы, а козы, которых пасли вместе с ними, выдергивали корешки. Постепенно эта Сахара превратилась в пустыню. Но и в наши дни наступление Сахары происходит со скоростью 40 км в год. Неправильное обращение с плодородными почвами сделало их засоленными, на которых уже ничего не растет.

Александр Македонский застал на месте Вавилона маленькую деревушку, в которой паслись козы. А потом место Вавилона было забыто. И только в IX веке из под холма песка выкопали этот великий город. И весь Ирак представляет собой пустыню, тот самый Ирак, где была самая большая часть плодородного полумесяца, где развивались древнейшие мировые цивилизации. А сейчас это место называется Руб-эль-Хали – самая страшная пустыня Земли. Дальше идет Аравийская пустыня, Нил, плодороднейшее место, стиснутое уже почти до русла, Сахара – это всё там, где были люди. Каракумы, Кызылкумы – находятся на местах древнейших цивилизаций, которые были на территории нашей бывшей Родины. Крупнейшая цивилизация, которая находилась на территории реки Инд, и это была процветающая территория. Сейчас вся долина Инда представляет собой пустыню.

Читайте также:  Тема скульптурный портрет земли

Складывается впечатление, что там, где проходит человек, земля теряет то, что она накапливала долгие-долгие годы, века, тысячелетия, миллионы и миллиарды лет и превращается ни во что. Человек это делает очень быстро.

4. И в наше время люди продолжают уничтожать природу.

Столица Бразилии Бразилиа появилась только в 1961 году. Почему она из Рио-де-Жанейро была перенесена? Дело в том, что в сердце Бразилии были обнаружены несметные запасы железной и урановой руды и многое другое. И бразильцы начали прорубать широкие дороги, строить города. Что начало там происходить? При тропических ливнях расчищенная дорога стала эродировать. Почва смывалась мгновенно. Где были города, там ещё больше смывалось всё. Но зато Бразилия стала стремительно развиваться. Ученые из других стран,говорят: «Ребята, что же вы делаете? Вы же иссушаете источники рек! Вы вырубаете сельву, а сельва даёт 20% кислорода. Мы же этим дышим!» «Конечно, вы этим дышите, — отвечают им бразильцы, мы понимаем, что вы не хотите, чтобы мы вырубали сельву, вам дышать надо. Но скажите, пожалуйста, что вы думали, когда вырубали ваши европейские леса? Европа когда-то же была одним сплошным дремучим лесом. Вы вырубали, вам можно было, а нам нельзя? Вы теперь богатенькие, а когда мы хотим зарабатывать, вы нам говорите, что вам дышать надо…»

Ради денег и благосостояния люди готовы уничтожить природу, не задумываясь о том, что миллиарды лет существовала природа без людей, и если мы не изменим своего отношения к ней, то в будущем можем исчезнуть.

Леса сокращаются на планете со скоростью 2% в год. Это приводит к изменению климата. Но люди разве могут отказаться от строительства домов и яхт? И мы продолжаем рубить леса.

А сколько разных ядов выбрасывается в воздух? Самые большие отравления – это парниковые газы. Большие катаклизмы возникают при изменении климата. А изменения климата связаны с выбросами в атмосферу. При выплавки стали, стекла, алюминия, краски; сжигания угля, газа, мазута вырабатывается углекислый газ, который создаёт парниковый эффект и всё это тепло идёт в атмосферу, тем самым изменяя климат Земли.

5. А как загрязняются реки, моря и океаны! До поры до времени человек относился к океанам с уважением. А потом начал сбрасывать в воду всевозможные отходы – твёрдые, жидкие и газообразные. Пароходы и баржи увозят твердый мусор подальше в море. Через борт корабля из камбуза, прямо в море сливают воду из туалета. Пестициды, соединения свинца и многие другие загрязняющие вещества разносятся в атмосфере, оседают и выпадают вместе с дождём, добавляя грязь в океан. В океан случайно или намеренно ежегодно сливается несколько миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в силу своего органического происхождения со временем может все-таки быть переработана морскими организмами, а вот такие тяжелые металлы, как свинец, кадмий и ртуть. Сохраняет токсичность бесконечно долго. Причем морские организмы делают их ещё более ядовитыми.

6. Если человек — часть природы, значит, мы вредим сами себе! Что же мы наделали? Небо задымили, реки, океаны загрязнили, зверьё извели. Скоро и для человека места не останется! Надо понять, что нельзя воевать с природой, разрушать свой дом! Нужно беречь её, помогать и охранять её, чтобы жить счастливо в нашем общем доме – на планете Земля.

Конспект занятия. Солнечная система Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: «Солнечная система» В. — Кружится в небе голубом Наш огромный, круглый дом. Под.

Сценарий по сказке Джоэля Харриса «Три поросёнка». Занавес закрыт. Ведущий-ребенок. Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинаково роста, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже.

Источник

Разве может плакать земля эссе

Роллан Шакенович Сейсенбаев — выдающаяся личность, талантливый казахский писатель, драматург и переводчик, лауреат Колумбийского университета, член Союза писателей, академик Всемирной академии искусства и культуры, один из лидеров современной казахской литературы.

Его романы, повести, рассказы издавались в крупнейших издательствах и журналах России, Англии, Америки, Германии, Италии, Венгрии, Польши, Японии и Кубы.

Вместе с литературной деятельностью автор явился создателем Дома Абая в Лондоне, международного клуба Абая и международного литературного журнала «Аманат», к изданию которого он приложил немало сил и времени.

Писатель — казах из рода тобыкты, рода великого Абая и Шакарима — родился 11 октября 1946 года в Семипалатинске.

Еще в школе Р. Сейсенбаев писал рассказы, стихи, публиковался в районной газете. Будучи старшеклассником, вместе с соратниками ставил спектакли на сцене Дома культуры в Карауле. С детства Роллан слыл заводилой, лидером, сильным и спортивным юношей.

Свою первую книгу Сейсенбаев опубликовал в студенческие годы в возрасте 23 лет. По окончании института он проработал в областном комитете комсомола, далее — в горисполкоме, занимал высокую должность. Однако, писательский дух не давал ему покоя.

По приглашению Первого секретаря Союза Писателей СССР Георгия Маркова, Роллан Сейсенбаев переехал в Москву в 1975 году, где стал работать ответственным секретарем и параллельно окончил литературные курсы при Литературном институте имени Горького.

Глава писателей союза увидел в 27-летнем писателе настоящий дар, сказав: «Владимир Личутин, Роллан Сейсенбаев — надежда советской литературы».

С тех пор за 15 лет Роллан написал множество рассказов, романов, повестей, пьес. Писал он с огромным участием, добротой, пониманием о самых разных вещах и людях. Здесь и простой народ, Шакарим и пастух из Караула, коммунисты и чабаны. В почерке писателя явно прослеживается наследник гуманистического направления школы Абая Кунанбаева.

Отличительной чертой Сейсенбаева является то, что он умело раскрывает душу человека, обрисовывает характеры людей, а также и то, что все его герои — до беспамятства влюбленные в свой народ, свою родину, свою землю. Ведь он и сам большой патриот.

Как писал Ербол Курманбаев: «Он не дает нам забывать, что у нас есть великая культура, что мы — культурная нация, и что культура не умрет в Казахстане никогда. Роллан Сейсенбаев владеет тайной созидания, тайной творческого поступка. Цепким, глубоким взглядом романиста он видит то, что неведомо другим. И в этой глубине — та сокровенная тайна Роллана Сейсенбаева, которая искупает все».

Эхом отозвалось и мнение Герольда Бельгера о писателе: «Родная земля, степь, великие пращуры, история и современность, чувство сыновнего долга перед страной, неодолимая жажда ее духовного возрождения, боль и гордость за свой атамекен — из всего этого и соткано уникальное явление на культурном небосклоне Казахстана — Роллан Сейсенбаев».

Писатель стал своего рода эталоном казахской интеллектуальной прозы, а именитые критики мира называют рассказы Р. Сейсенбаева жемчужинами.

Наряду с писательской деятельностью Роллан Сейсенбаев занимался и просвещением. Это литературно-художественный журнал «Аманат» — уникальное явление в культуре Казахстана. В журнале писатель публикует произведения казахстанских авторов и тянет их к высотам, вытягивает на международный уровень, ставит их рядом с Хэмингуэем, Фирдоуси и Фолкнером.

Сейсенбаев вошел в плеяду ярчайших писателей Казахстана. Произведения его написаны на русском языке, а такие, как «День, когда рухнул мир» переведены, в том числе, и на английский. Об этом рассказе, отображающем творчество писателя и пойдет речь далее.

Будучи выходцем из Семипалатинска, кому как не Роллану Сейсенбаеву близки боль и горечь родного народа, испытавших на себе последствия взрыва водородной бомбы, о чем повествуется в «Дне, когда рухнул мир».

Сюжет рассказа выстроен вокруг повествователя рассказа — автора Роллана и маленькой девочки Кенже, у которой осталась лишь одна бабушка.

Начинается рассказ с диалога Роллана и его отца, диалога мрачного и судорожного.

«Ты слышишь, как дрожит вечная наша земля, сын мой?»

«Не слышу, не чувствую… Я теперь далеко от родных мест, я живу в Москве, из моего окна видны зубчатые кварталы бетонных новостроек, протирающихся до горизонта».

«Она тяжело ворочается, она стонет и плачет. Неужели вам, живым, неведомо это?»

«Разве может плакать земля. »

«Разве живые совсем оглохли? Разве не доносится до их ушей утробный, рвущий душу стон, плач, скрежет Вселенной? У тебя на родине вновь идут ядерные испытания! Сатанинский огонь вновь глотает нутро земли. »

Далее автор описывает жизнь людей из поселения близ Чингисских гор, которым велено покинуть место проживания в ближайшее будущее. Назревают недопонимание и недоумение среди масс людей на примере семьи Роллана, которому так хочется поехать в город Аягуз к своей бабушке, которая так любит его, но слова дедушки с поселка, который отправлялся в горы «Не беркут ты, нет, не беркут» глубоко запали мальчику в душу. Так, он заявил родителям о своем желании остаться с дедушкой, чем мать успокаивая младшую дочь, конечно же, была не довольна.

Оставшись в поселке, Роллан стал невольным свидетелем страшной картины, а именно, взрывающегося гриба, дым и пыль от которого распространились на всю округу.

Более того, маленькая Кенже, та самая Кенже, в которую он был влюблен сам не осознавая этого, погибла прямо на его глазах. Хрупкая, в белом платьице, побежала она прямо к возрастающему темно-серому грибу, как люди поговаривали: «С ума сошла девочка», ее сердце не выдержало взрыва и она умерла. Попытка в первый и последний раз поцеловать уже мертвую Кенже оказалась тщетной.

Повзрослев, Роллан даже представить не мог, что ему и его соотечественникам пришлось пережить, это был ад наяву, а сколько бед и страданий сородичей он прочувствовал.

Одна знакомая семья сестры его друга была ярким тому примером. У женщины было четверо детей, двое умерли от лейкоза еще в раннем детстве, а оставшиеся в живых были либо без рук, либо с не заросшим темечком, на что без слез было не взглянуть.

Своеобразной кульминацией явилось то, что будучи в Москве уже со своей супругой, Роллан заметил картину у продавца в подземном переходе к станции метро. На ней были изображены горы Чингистау, у подножия гор ржали бешеные кони, вздымался зловеще огненный гриб и большими сумасшедшими глазами смотрела на это маленькая девочка в белом. Это, несомненно, была его Кенже.

«Откуда эта картина? Она ваша?»

«Нравится – не нравится – не то слово. Страшно!»

«Кому страшно, а кому и нет».

«Хотите вас нарисую? Если спешите, карандашом вас изображу, а есть время — так и красками могу заделать солидный портрет. В Средней Азии любят солидные портреты…Тот, кто нарисовал эту картину, был куда умнее меня. Он Среднюю Азию душой понимал».

«Это Казахстан. Испытания водородной бомбы».

«Угадали, Казахстан… Горы какие-то, я названия не помню. Это — картина моего отца», помолчав признался художник.

«Чингисские горы…А отец ваш жив?»

«В конце 60-х умер. Рак пищевода. Мать говорила, что он в этих самых горах свою болезнь получил…Он и рисовать-то начал перед самой смертью».

После незамысловатого, но глубокого диалога с тем юношей Роллан догадавшись сразу, что она написана очевидцем, долго не раздумывая купил ее.

Рассказ достаточно лаконичен и сжат, однако, насыщен диалогами и раздумьями и в нем в полной мере описаны страх, отчаяние и разодранные чувства людей. Писатель очень тонко описывает психологический портрет персонажей, героев его работ, в то же самое время не вдаваясь в детали.

Книга увидела свет в 2002 году, то есть ровно 15 лет назад.

Личность Роллана многогранна, он не только написал много рассказов, повестей, романов, но и занимался переводами, был лауреатом многочисленных премий и автором ряда серьезных работ. И, безусловно, своим пером оставил неизгладимый вклад в культуре Казахстана продолжив тернистый путь Абая, прославив казахстанских писателей далеко за рубежом благодаря таким нововведениям как журнал «Аманат», Дом Абая, международный клуб Абая.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 13 (вн — 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Источник