Меню

Яшин босиком по земле анализ стихотворения

Босиком по земле

«Бреду бережком,
Не с ружьем, с бадожком,
Душа и глаза — настежь.
Бродить по сырой земле босиком —
Это большое счастье!» —

— Писал поэт Александр Яшин в одном из своих лучших стихотворений пейзажной лирики в 1962 году. Единение с природой, с простым и таким милым сердцу деревенским бытом стало судьбоносным выбором писателя, когда он поселился в Бобришном Угоре и провел остаток своих дней в добровольном изгнании в Богом зыбытой Никольской глуши посреди дремучих лесов и чистых Северных рек.
Неслучайно, выставка Вологодских художников, открывающаяся 19 марта в Областной универсальной библиотеке к 100-летию А.Я.Яшина, так и называется «Босиком по земле».
Областная художественная выставка «Спешите делать добрые дела», экспозиция которой развернута с 8 февраля в залах областной картиной галереи в Воскресенском соборе не смогла вместить все работы, представленные на юбилейную Яшинскую выставку, а некоторые мастера живописи, как, например, заслуженный художник России Владимир Латынцев из Великого Устюга, просто не успел привезти свои картины, ориентируясь на юбилейную дату 14 марта (по старому стилю) и 28 марта (по новому стилю). Так или иначе выставка живописи «Босиком по земле» тоже не опоздала к юбилейным яшинским дням, она камерно и по-особому лирически дополняет экспозицию ВОКГ.
При этом ее несомненным достоинством является демократизм и полная творче-ская свобода в выборе тем и работ на выставку, что было так характерно творчеству само-го Александра Яковлевича Яшина, бесстрашно боровшегося против системы «рычагов и винтиков» партийной и всякой другой иерархии.
В экспозиции представлено около полусотни произведений живописи и графики. В этой тематической выставке принимают участие не только известные в области мастера, члены Вологодского регионального отделения Союза художников России, но и активно работающие самодеятельные художники.
Украшением выставки является прижизненный портрет А.Яшина кисти Народного художника России, действительного члена РАХ В.Н. Корбакова, который не только писал портрет знаменитого поэта, но и был в числе его близких друзей. Александр Яшин посвятил Владимиру Корбакову одно из своих стихотворений.
На выставке посетители смогут увидеть новые портретные образы Александра Яшина, выполненные в последние годы. Среди них выделяется групповой портрет Воло-годских писателей во главе с А.Яшиным работы Юрия Новосельцева. Интересен и роман-тический образ Александра Яшина рядом с поэтессой Вероникой Тушновой на фоне летнего пейзажа, представленный в живописном произведении Леонида Юдникова «Любов-ная лирика». К ретроспективным портретам Яшина художники обращаются вновь и вновь, чтобы постичь всю глубину и его личности, и его творчества.
На выставке доминируют живописные и графические работы пейзажного жанра. Это, как правило сельские мотивы Вологодчины, лирические ландшафтные пейзажи кото-рые так любил и талантливо воспевал в своих произведениях А.Яшин.
Мотивы стихов и прозаических произведений Александра Яшина созвучны многим живописным и графическим работам художников, представленным на выставке. Особое внимание привлекают лирические пейзажи заслуженного художника России Владимира Латынцева, замечательного художника Евгения Молева и талантливого самодеятельно-го художника Николая Коробова, известного вологжанам по его работе на областном ра-дио.
Не перестает удивлять своим самобытным творчеством и замечательный худож-ник-самородок инвалид 1 группы с детства Владимир Набатов из села Молочное, пред-ставивший на выставку восемь живописных и графических работ, среди которых много новых, впервые показываемых зрителям.
Некоторые из портретных работ Яшина художники решили подарить областной библиотеке.
Дата открытия выставки 19 марта совпала с днем Воинской Славы России – Днем Подводника и это неслучайное совпадение, ведь флотский офицер А.Я.Яшин с июля 1941 года и по июль 1944 года был на передовой линии фронта, сначала защищая Ленинград, потом участвуя в Сталинградской битве в составе Волжской военной флотилии, затем вое-вал на Черноморском флоте. За личное мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитан-лейтенант А.Яшин был награжден орденом Боевого Красного Знамени и многочисленными медалями.
Члены Вологодского Морского Собрания художники капитан 3 ранга Л.Юдников и участник похода по Северному морскому пути В.Латынцев гордятся причастностью к морской судьбе и тема моря тоже присутствует в некоторых работах на выставке. На от-крытии выставки, где кроме живописных работ, была представлена и экспозиция книг и изданий периодики к 100-летию со дня рождения А.Яшина, подготовленных сотрудника-ми областной библиотеки, Леонид Юдников прочел свою балладу «О флотском поэте Александре Яшине на войне». В исполнении вокально-инструментального ансамбля «Россы» прозвучала премьера песни Игоря Коломийца на стихи А.Яшина «Босиком по земле».
Художественная выставка «Босиком по земле», посвященная памяти Александра Яшина, удачно дополнила областную выставку в ВОКГ и стала для ее участников серьез-ным поводом и возможностью порадовать и любителей творчества Александра Яшина, и своих поклонников новыми интересными произведениями изобразительного искусства.
Выставка продлится до 14 апреля.

Читайте также:  Волшаны ярость земли читать полную версию

Другие материалы по выставкам в ВОУБ, посвященным 100-летию со дня рождения А.Я.Яшина можно посмотреть по ссылке
http://www.cultinfo.ru/home2/5748/15.htm

Зав. Отделом ВОУБ, член Русского Литературного Клуба Н.В.Швецова.

Источник

10. Литературное краеведение как ресурс формирован

27.03.1913 – 11.07.1968
Поэт и прозаик Александр Яшин (настоящая фамилия Попов) родился в деревне Блудново Никольского уезда Северо-Двинской губернии (сейчас Вологодская область).
После окончания трех классов начальной школы хотел уехать из деревни для продолжения учебы, но отчим не отпускал – мальчик был нужен для работы в деревне. Тогда собрали сход, который вынес решение отправить А. Яшина в уезд для продолжения учебы. Закончив семилетку в г. Никольске, поступает там же в педагогический техникум.
Школьником стал писать стихи, в школе его прозвали «рыжим Пушкиным».
Первая публикация появилась в 1928 г., печатался в районной газете «Никольский коммунар», в газете «Ленинская смена», «Советская мысль», «Северные огни» (Великий Устюг), в центральном журнале «Колхозник», в «Пионерской правде» и др.
В 1928 году – делегат I Северо-Двинского губернского съезда пролетарских писателей, затем делегат I краевого съезда Северной ассоциации пролетарских писателей в Архангельске. После окончания в 1931 г. педтехникума в Никольске учительствует в сельской школе.
В 1932 г. переезжает в Вологду, становится литсотрудником газеты «Красный Север», работает на ра-дио, тогда же избирается председателем созданного в Вологде оргкомитета краевого союза писателей.
Переезжает в Архангельск, его вводят в члены Северного краевого оргкомитета советских писателей.
Первый сб. стихов «Песни Северу» вышел в Архангельске в 1934 г. В 1934 г. Яшин был премирован за песню «Четыре брата» на Всесоюзном конкурсе на лучшую комсомольско-походную песню, участвовал в работе I съезда советских писателей.
В 1935 г. переезжает в Москву, где в 1938 г. издает сб. стихов «Северянка», отразивший песенную ре-альность родного северного края.
В предвоенные годы учился в Литературном институте им. М. Горького (окончил в 1941 г.) и работал зам. редактора газеты ткацкой фабрики.
На фронт Великой Отечественной войны ушел добровольцем. Был корреспондентом газ. «Боевой залп», находясь почти все время в батальонах морской пехоты и на бронепоездах.
В 1942 г. был переведен в Ленинград и работал в составе оперативной группы писателей при полит-управлении Балтфлота. Из Ленинграда был направлен в Волжскую военную флотилию. Посвятил Сталинграду написанную в 1942-1943 гг. поэму «Город гнева». Затем был переведен на Черноморский флот, работал зам. отв. редактора краснофлотской газеты «На страже». В качестве военно-морского журналиста и политработника участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Крыма. Из-за тяжелой болезни в 1944 г. демобилизован, возвращается на родину, едет в Блудново.
Послевоенные годы характерны обилием поездок по Северу, на строительство волжских ГЭС, на целинные земли Алтая; поэт учился на курсах трактористов, участвовал в открытии Волго-Донского канала. Впечатления от увиденного и прочувствованного отражены в книгах стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951). В 1949 г. была опубликована поэма «Алена Фомина» о женщине – колхозном организаторе, человеке, который понял, что «люди хотят полета, размаха души во всем». Я занимается общественной работой в Союзе писателей. В этот период в поэзии Я. проявляются черты иллюстративности и даже бесконфликтности.
Яшин пишет прозу. Этапной для советской литературы явилась публикация в 1956 г. во 2-м выпуске сб. «Лит. Москва» рассказа «Рычаги». Автор выступил против партийного бюрократизма и фальшивой официальности. В руководителях колхозов принято было видеть рычаги партийной политики в деревне, автор же хочет видеть в них человеческие индивидуальности: «. это были чистые, сердечные, прямые люди, люди, а не рычаги». Рассказ «Рычаги» был подвергнут резкой критике в печати: «Автор выдает за коммунистов – проводников партийной политики в деревне заурядных обывателей с очень узким кругозором(. ). Рассказ «Рычаги» – серьезный срыв в творчестве А. Яшина» (Дон. – 1957. – № 2. – С. 159 – 160). Однако именно этот рассказ в известной мере подготовил прозу Ф. Абрамова, В. Белова, С. Залыгина.
Во второй половине 50-х гг. в творчестве Яшина начинается новый этап. Черты самокритичной исповеди приобретают книги стихов «Свежий хлеб» (1957), «Совесть» (1961) и др. Расширяется эмоциональный диапазон лирики от радости «весенних ожиданий» до скорби о перенесенных утратах и горькой иронии. Становится популярным стихотворение Яшина «Добрые дела» (1958) с его призывом «Спешите делать добрые дела!». Как свидетельствовал В. Солоухин, эта «знаменитая строка» явилась сутью отношения автора к миру.
Новую волну полемической критики вызвала опубликованная в 1962 г. «Вологодская свадьба» (имеет несколько редакций, публиковалась и как рассказ, и как повесть). «Вологодская свадьба» была осуждена в «Известиях», «Комсомольской правде», в журнале «Москва» и др.: «. безотрадна картина жизни деревни, которую рисует А. Яшин»; изображение жизни здесь «обернулось полной неправдой» (Октябрь. – 1963. –№ 4. – С. 203). Между тем многие вологжане позитивно откликнулись на это произведение, поэт А. Романов писал автору в начале 1963 г.: «Ваша «Свадьба» удивительно резко выявила многие характеры. » (Яшин А. Собр. соч.: В 3 т.- Т. 2.- С. 655). Тогда же автору писал Г. Троепольский: «Такое может написать только тот, кто очень любит человека. Чую я твою большую любовь к своему народу. И слышу правду. Все у тебя здесь – правда» (там же).
«Рычаги», «Вологодская свадьба», а также повесть Яшина «Сирота» (1962) знаменовали принципиаль-ное углубление подхода автора к анализу реальной жизни, росли напряжение раздумий, неуспокоенность души, гражданская смелость. Как свидетельствовал Ф. Абрамов, «одно качество непременно присуще всему, что писал зрелый Яшин, – это исповедальная правдивость и искренность» (Новый мир. – 1973. – № 4.– С. 252). Яшин проявил себя и как мастер лирической прозы в повести «Угощаю рябиной» (1965), в циклах новелл «Вместе с Пришвиным», «Сладкий остров», «Маленькие рассказы». Как сказала о нем О. Фокина: «Не парижен и не книжек/Русский, сельский, свой, живой».
Яшин принимал активное участие в литературно-общественной жизни своего времени: «Под словами благодарности Александру Яковлевичу за поддержку и помощь в трудный час или нужный момент могли бы подписаться и Сергей Викулов, и Александр Романов, и Василий Белов, и Виктор Коротаев, и Олег Квашнин, и Николай Рубцов, и Сергей Чухин. Глава и староста вологодского литературного «цеха», он всем помогал дружелюбно и бескорыстно».
Последние сборники стихов Яшина – «Босиком по земле» (1965) и «День творенья» (1968). Умер от рака 11 июля 1968 года в Москве. Похоронен на Бобришном Угоре.
11 июля 1972 г. в сквере Никольской школы-интерната был открыт памятник А. Яшину. В 1974 г. Совет Министров РСФСР присвоил школе-интернату имя Александра Яшина; на Бобришном угоре открыт дом-музей писателя. В Никольске был открыт музей имени Яшина, где воссоздана обстановка московского кабинета писателя. В экспозицию вошли подлинные документы, фотографии, вещи, принадлежавшие писателю и его семье, библиотека. Историко-мемориальный музей Александра Яшина включает в себя также мемориальный комплекс писателя на Бобришном Угоре и дом-музей в деревне Блудново.
После смерти писателя вышли его книги: «Из трех книг» (1976), «Журавли» (1979), «Угощаю рябиной», «Границы души» (обе – 1982), «Слуга народа» (2003) и «Живая вода» (2003) и др.
Книги стихов:
; «Песни Северу» (1934)
; «Свежий хлеб» (1957)
; «Совесть» (1961)
; «Босиком по земле» (1965)
; «День творенья» (1968)
В Вологде именем Александра Яшина названа улица.
Мемориальный комплекс А. Я. Яшина (Бобришный угор; деревня Блудново Никольского района Воло-годской области) открыт решением Вологодского облисполкома 10 октября 1989 года; включает дом, построенный в 1962 году, и могилу поэта с памятником-надгробием, которые являются памятником регионального значения.
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Читайте также:  Что означает в земли фиолетовая рамка

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
1964

Источник

«Я люблю свой родной язык!» (Заметки о языке поэзии Александра Яшина)

К. Симонов писал о том, что «через сыновнюю привязанность» к родным местам — северу России, Вологодчине — «он поэтически ощущал всю русскую землю, всю … страну».

Есть у А. Яшина стихотворения, в котором содержится прямое признание в любви Родине, родному русскому языку.

Я люблю свой родной язык!
…Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.

В стихотворении «Родные слова» поэт говорит о своей особой привязанности к словам народного языка.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода…
…Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

Но его пристрастие к родной русской речи, к слову, звучащему в живом употреблении языка, ясно вычитывается из большинства произведений поэта. О нем говорит сам характер словоупотребления в лирике Яшина: и обилие конкретно-предметной лексики, относящейся к жизни, труду и быту современной деревни; и характерное употребление собственных имен, вносящих в поэзию неповторимый местный колорит (Бобришный Угор, Блудново, Чистый Бор, речки Козловка, Вертушинка, Родинка, Кубенъ-река, Юг-река); и широкое обращение к разговорно-просторечным и областным словам, таким, как большак (глава семьи), выдюжить, духовитый (душистый), зазря (зря), запашистый (пахучий), любый (который нравится), маета (мучение), маненечко, невмоготу, обувочка, остуда (охлаждение — о чувстве), перетопиться (стать слишком тонким), погляд (взгляд), приболеть, привадить (приучить), пригляд (присмотр), рукотерник (полотенце), скрадка, тороватый (бойкий, ловкий), тяжелъше, хрусткий (хрустящий), чуять (чувствовать), шибануть (ударить), щипать (рвать).

Обращаясь к возвышенным словам, Яшин чаще употребляет их не для сообщения тексту приподнятого звучания, а с целью создания иронии, шутки. Это — действенное средство его поэтического отрицания. Так, например, в стихотворении «Соловей» глагол воспевать, словосочетание небесный свод не придают тексту возвышенности. Они направлены на отрицание пустых, «избитых» тем поэзии путем их осмеяния.

Само собой разумеется, что содержание стихотворения связано не только с ироническим употреблением упомянутых слов, оно вытекает из текста в целом.

Выразительность и информативность поэтического произведения зависят от многих причин. Помимо свойств используемых слов и выражений они определяются способами их сочетания в художественное целое, а также своеобразием привлекаемых автором образных средств. Важным источником стилистического своеобразия стихотворения являются отношения между слагаемыми лирического стихотворения (словами, фразеологическими сочетаниями, синтаксическими конструкциями), которые по-разному воспринимаются читателями (их называют стилистически неоднородными). Так, во второй строфе стихотворения «Соловей» поэтические элементы воспевать, небесный свод вплетены в строки, где решительно преобладают стилистически сниженные средства (разговорная форма существительного тысячи — тыщи, просторечное употребление глагола плевать в значении междометия, разговорное словосочетание знай себе), а заключительные строки напоминают устную речь с бессоюзной связью внутри сложного предложения, с характерной вставкой, вносящей своеобразное разъяснение, уточнение (А ему-то, соловью, плевать. ), с разговорной интонацией. Это соотношение между различными по своему стилистическому звучанию словами и словосочетаниями и определяет неповторимое своеобразие данного текста.

Если принять во внимание, что слово соловей, как и сам факт обращения к теме соловья, имеют давнюю традицию употребления в поэзии, то становится ясно: поэт с самого начала, с первого стиха «Чёрт его дери, соловья. » вступает в спор с поэтической традицией, в которой «красивым» поэтическим словам отдавалось предпочтение перед «простыми», повседневными. Этот спор поэт ведет очень эмоционально. В своих произведениях Яшин постоянно отталкивается от красивости во имя правды жизни, выраженной едущими от самой жизни словами.

Характерным для творческой манеры поэта является эмоциональное по звучанию и оптимистичное по настроению стихотворение «Босиком по земле» — лирический рассказ о счастье жить на земле, о радости общения человека с природой.

Солнце спокойное, будто луна,
С утра без всякой короны,
Смотрит сквозь облако.
Как из окна,
На рощу,
На луг зеленый.
От берега к берегу Ходит река,
Я слышу ее журчание.
В ней — те же луна, луга, облака,
То же мироздание…

Природа здесь одухотворена, она активная, живая, что подчеркивается как с помощью приема одушевления неживого, так и благодаря употреблению глагольных форм настоящего времени (Солнце. Смотрит. Как из окна; Ходит река; Птицы взвиваются…; Зайцы срываются со всех ног). Человек и природа предстают как единое целое, человек призван не приносить природе вреда (никого не трогаю. ; Бреду бережком, Не с ружьем, с батожком), он часть прекрасного природного мира. Для стилистического тона произведения существенно отсутствие сложных метафорических ходов и обилие предметных слов, употребленных в их прямых значениях (солнце, луна, облако, окно, роща, луг, берег, река, ягоды, трава, ручей, вода, ружье). Отвлеченные по значению слова в контексте конкретизируются. Например, отражённое в реке мироздание — это «те же луна, луга, облака»; бог напоминает языческое божество, это почти земное существо; душа в стихе «Душа и глаза — настежь» не только приравнена к глазам (это однородные члены одной конструкции), но и опредмечена, благодаря образному сказуемому настежь, напоминающему об открытых настежь дверях ила окнах. Со словосочетаниями, имеющими в литературной традиция устойчивый смысл, происходит примерно то же, что со словами бог, душа и др. Они органически входят в лирическое повествование, в котором участвует прежде всего их буквальный смысл, ах прямое значение. Условное значение этих штампов книжной речи, существующее в литературной памяти читателя (идти какой дорогой в значении «жить каким-то образом», бродить по земле в значении «жить»), остается за текстом. Обогащая идейно-образное содержание стихотворения, оно создает, как говорят исследователи, семантическую глубину текста.

Той же цели служит в стихотворении употребление стилистически и эмоционально окрашенных слов и сочетаний, таких, как срываться со всех ног, щипать в значении «срывать», брести бережком, с батожком, настежь, босиком. Непринужденно-доверительному тону стихотворения способствует и синтаксическая организация словесного материала; предложения с подчинительными связями отсутствуют; конструкции, распространяющие высказывания, образуют отдельный стих, что служит средством расчленения фразы и, следовательно, облегчает ее восприятие.

Вот как рассказывает поэт в стихотворении «На Бобришном Угоре» о постройке в деревне дома, где «поэзия справит свое новоселье»,

Завихряется стружка,
Пахнет ягодным бором.
Вырастает избушка
Над Бобршпным Угором…

Сказочный мотив избушки на курьих ножках, свойственное произведениям фольклора олицетворение (избушка вырастает. будет рада. повернется), употребление народно-поэтического сочетания люди добрые органически сочетаются здесь с использованием просторечного глагола объявиться в значении «появиться, оказаться», диалектного существительного погляд, с характерным для устной речи бессоюзным соединением частей предложения, связанных условно-следственным значением. Ритмическая организация стиха также напоминает неторопливый говорок, «рассказывание», поэт-лирик не «поет», а повествует.

Источник образности, то есть та сфера жизни, в которой автор преимущественно ищет и находит образы своих произведений, является важным моментом характеристики языка писателя. Он во многом предопределяет характер избираемых речевых средств. Нередко авторы черпают свои образы в глубинах истории, обращаются с этой целью к прошлому культуры и литературы. Поэзия Яшина постоянно направлена к современности и, прежде всего, к жизни современной деревни. Даже стихотворения, тема которых, казалось бы, требует привлечения традиционных образов, книжных и поэтических слов, пишутся Яшиным с минимальным их участием. Так, например, для изображения процесса поэтического творчества как напряженного, требующего отдачи всех сил труда А. Яшин в стихотворении «Рогатый Пегас» сравнивает труд поэта с трудом колхозника-дояра.

А я не тружусь?
Чуть брезжит рассвет —
Как дояр, сажусь
На свой табурет.
Как дояр —
Терпенья Хоть отбавляй:
Ведро в колени И — ну давай!
За словом слово В строфу сую.
И впрямь корову Сижу дою…

Выбор исходного образа в сфере трудового быта современной деревни обусловил и характер уподоблений: поэт — дояр (я. Как дояр), писать стихи (За словом слово В строфу сую) — доить корову (И впрямь корову Сижу дою), о поэтической продукции сказано — «Строка жидка. Присушил строку». В этих приравнениях, хотя речь идет о поэтическом творчестве, на переднем плане неизменно оказываются обиходно-разговорные слова. Употребление в стихотворении разговорно-просторечной лексики впрямь, шибануть, свернуть, коситься, бычиться в соединении со многими наименованиями предметов и явлений крестьянского обихода (ведро, корова, молоко, надой, бык, рога, бедро, нога), применение конструкций разговорной речи (хоть отбавляй, ну давай, и впрямь сижу дою; говорят. а чуть. кричат. ) и повторов типа едва, едва, вот-вот и т. п., общая разговорная интонация стихотворения (ср. начальный стих «А я не тружусь?» и др.) — вся совокупность образных и речевых средств и поэтических приемов образует взволнованное лирическое высказывание. Заметим, что осуществляется это почти полностью средствами, лишенными поэтического ореола. Единственный традиционный символ пегас поэт, явно споря с традицией, употребляет только в сочетании рогатый пегас, тогда как обычные в поэзии определения к слову пегас — крылатый, летучий, пылкий и др.

Обращенность поэзии Яшина к труду и быту современной деревни, ее ориентированность на живое употребление языка, на разговорную речь заметно отличают поэтический почерк автора. Лирика А. Яшина является наглядным свидетельством того, как высоко ценит поэт «вверенное наследство» родной русской речи, как он на деле отстаивает право на жизнь в поэзии лексических средств, к которым «привадила мать». В приверженности поэта к словам и образам народного речевого источника состоит глубокое своеобразие его индивидуального стиля.

Л-ра: Русская речь. – 1983. – № 4. – С. 35-41.

Источник